Тот гермес трисмегист

Гермес Трисмегист

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ (Греч.) «Трижды великий Гермес», египтянин. Мифическая личность, по имени которого названа герметическая философия. В Египте — Бог Тот (Thoth или Thot). Общее имя многих древних греческих писателей по философии и Алхимии. Гермес Трисмегист есть имя Гермеса или Тота в его человеческом аспекте, как бог он представляет гораздо больше. Как Гермес-Тот-Аах он есть Тот, луна, т.е. его символом является светлая сторона луны, содержащая, как считалось, сущность творящей Мудрости, «эликсир Гермеса». Как таковой он связан с Киноцефалом, собакоголовой обезьяной, по той же причине, что и Анубис, один из аспектов Тота. (См. «Германубис».) Та же идея лежит в основе облика индусского Бога Мудрости, слоноголового Ганеши, или Ганпата, сына Парвати и Шивы. (См. «Ганеша».) С головой ибиса он является священным писцом богов, — но даже тогда он носит корону атеф и лунный диск. Он самый таинственный из богов. Как змий, Гермес Тот есть божественная творящая Мудрость. Отцы Церкви подробно говорят о Тот-Гермесе. (См. «Герметическая».)

Источник: Блаватская Е.П. — Теософский словарь

Он – Златоцветный Меркурий, Χρυσοφαής Έρμη̃ς, тот, кого Иерофанты запрещали называть. В греческой мифологии он символизирован, как один из сторожевых «псов» (зоркость) небесной паствы (Оккультная Мудрость); он же Гермес, Анубис, или же Агафодэмон. Он Аргус, стерегущий Землю, причем последняя принимает его за само Солнце.

Источник: Блаватская Е.П. — Тайная Доктрина т.2 ст.1 шл.2

Гермес не был изобретателем или даже открывшим, ибо, как сказано в последнем подстрочном примечании, имя Тот-Гермес есть имя нарицательное, так же как и Енох-Еноихион, «внутреннее духовное око» – Нэбо, пророк и ясновидец и т. д. Оно не есть личное имя какого-либо живущего человека, но общий титул многих Адептов.

Источник: Блаватская Е.П. — Тайная Доктрина т.2 ст.9

он отождествлен с Гермесом. Но существовали пять Гермесов – или, вернее, один, который появился, как некоторые Ману и Риши, в нескольких различных личностях. В «Burham i Kati» он упомянут как Хормиг, тоже одно из имен планеты Меркурия или Будхи; и день среда был посвящен как Гермесу, так и Тоту. Гермес восточного предания был предметом культа среди Phineatae, и говорится, что после смерти Аргуса он бежал в Египет и цивилизовал его под именем Тота. Но в любом из этих образов ему всегда приписывается пробуждение всех наук из их латентного состояния в активную мощь, то есть он был первым, преподавшим Магию Египту и Греции еще до эпохи Великой Греции и когда греки не были даже эллинами.

Источник: Блаватская Е.П. — Тайная Доктрина т.2 ст.12

И здесь мы также можем упомянуть труды Гермеса Трисмегиста. Кто, или сколько было тех, кто имели возможность прочитать их в таком виде, в каком они хранились в египетских святилищах? В своих «Египетских мистериях» Ямвлих приписывает Гермесу 1 100 книг, а Селевк насчитывает не менее чем 20 000 его сочинений до периода Менеса. Евсевий «в свое время» видел только шесть из них и говорит, что в них трактовалась медицина в таком виде, как она практиковалась в самые темные века; а Диодор говорит, что это был старейший из законодателей Мневис, третий потомок от Менеса, который получил их от Гермеса.

Источник: Блаватская Е.П. — Разоблачённая Изида т.1 гл.11

Не теряя времени на спор о том, был ли Гермес «Князем послепотопной магии», как его называет де Мюссе, или допотопным, что гораздо более вероятно, одно можно сказать определенно: подлинность, надежность и полезность Книг Гермеса – или, вернее, того, что осталось от тридцати шести сочинений, приписываемых египетскому магу, – полностью признаны Шампольоном-младшим и подтверждены Шампольоном-старшим, который их упоминает.

Источник: Блаватская Е.П. — Разоблачённая Изида т.1 гл.13

Сноски

  1. Станилэнд Уэк, там же, стр. 96.
  2. Там же, стр. 97.

У этого термина существуют и другие значения, см. Гермес (значения).

Герме́с Трисмеги́ст — (греч. Ἑρμῆς ο Τρισμέγιστος; лат. Mercurius ter Maximus) — Гермес Триждывеличайший — имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В христианской традиции — автор теософского учения (герметизм), излагаемого в известных под его именем книгах и отдельных отрывках (герметический корпус). В исламской традиции иногда отождествлялся с Идрисом, считавшимся пророком сабиев.

Гермес Трисмегист как философ

По Лактанцию и Августину Гермес Трисмегист известен как весьма древний автор ряда «герметических» произведений, в подлинности которых отцы церкви не сомневались.

Гермес Меркурий Трисмегист, современник Моисея. Мозаика на полу кафедрального собора Сиены, 1480-е годы

Лактанций в своем трактате «О гневе божьем» указывает, что Трисмегист гораздо древнее Пифагора и Платона. Он считает Трисмегиста одним из важнейших языческих провидцев, предсказавших приход христианства. В «Установлениях» Лактанций стремится показать, что языческая мудрость согласуется с христианским учением, в подтверждение этой мысли он обильно цитирует по-гречески трактат Гермеса «Совершенное слово», известный сейчас в латинском переводе как «Асклепий».

Августин в трактате «О граде божьем», кн. 18, гл. 39, пишет, что Меркурий Трисмегист хотя и старше греческих мудрецов, но моложе Моисея. Именно, Моисей жил одновременно с великим астрологом Атласом, братом Прометея, который был прапрадедом Меркурия Трисмегиста. Августин признает Трисмегиста пророком пришествия христианства, но в отличие от Лактанция не видит в этом заслуги, ибо знание будущего Трисмегист получил от демонов, которым он служил. Августин в кн. 8 гл. 23 подробно обсуждает и порицает тот фрагмент «Асклепия», в котором описывается одушевление статуй путём магического привлечения в них духов или демонов.

Климент Александрийский упоминает 36 книг Гермеса, заключающих в себе всю египетскую философию, 6 его книг по медицине, две книги с музыкой и гимнами Гермеса, и 4 книги Гермеса о звёздах. При этом Климент не цитирует ни одной из них.

В средневековой Европе ходило множество трактатов на латинском языке, приписываемых Гермесу Трисмегисту и посвящённых в основном магии, астрологии, алхимии и медицине, важнейшими из них являются «Асклепий» и знаменитая «Изумрудная скрижаль». Во второй половине XV века Фичино добавляет к ним греческий текст «Поймандра», то есть первые 14 трактатов т. н. Герметического корпуса.

Гермес Трисмегист, D. Stolcius von Stolcenbeerg: Viridarium chymicum, 1624

В XV—XVI веках Трисмегист пользовался непререкаемым авторитетом как древнейший философ и маг. Показательно, что Фичино отложил перевод диалогов Платона для того, чтобы прежде перевести оказавшиеся в его руках трактаты из герметического корпуса. Впервые глубокое сомнение в подлинности сочинений Гермеса Трисмегиста высказал швейцарский филолог Исаак де Казобон (1614 год), который анализировал греческий текст фичиновского «Поймандра» и высказал предположение, что сочинения Гермеса Трисмегиста были фальсифицированы в раннехристианскую эпоху с целью приспособления христианской доктрины ко вкусам язычников и показывает, что они составлены отчасти по произведениям платоников, отчасти по христианским священным книгам. Сам факт существования Гермеса Трисмегиста Казобон не отрицал.

Вплоть до первой половины XVIII века Трисмегиста рассматривали как реальное историческое лицо.

Современные исследователи (Андре-Жан Фестюжьер, Ф. Йейтс) полагают, что «Асклепий» и трактаты герметического свода были написаны примерно во II—III вв. н. э., латинский перевод «Асклепия» выполнен до IV в. н. э. При этом принято считать, что Казобон преувеличил роль христиан в создании герметических сочинений.

Изумрудная скрижаль

Когда мы упоминаем о скрижалях, то сразу же в голову приходит, что речь пойдет об истории пророка Моисея. Однако скрижали с заповедями, данными Богом, — не единственные в истории. Один из самых таинственных текстов Средневековья, приписываемый легендарному Гермесу Трисмегисту, получил название Изумрудной скрижали.

Загадочная Изумрудная скрижаль пропала задолго до наших дней. И никто из тех, кто всю жизнь потратил на поиски и изучение этого мистического текста, не видел его оригинала. Осталось только упоминание о том, будто бы текст был вырезан на пластине из огромного изумруда. Или просто на камне зеленого цвета. По одним сведениям, он был выгравирован, а по другим — просто появился сам собой. Описывая скрижаль, одни говорят о какой-то круговой конструкции из нескольких десятков панелей. Другие — о более чем скромном камне с гравировкой. В Средние века авторство древнего текста приписывали древнеегипетскому богу Тоту, который изображался в виде ибиса (или человека с головой ибиса).

Наследие бога и фараона

Тот считался богом, принесшим невежественным прежде египтянам основы науки и цивилизации. Он дал людям письменность и счет, геометрию и астрономию, ввел использование календаря, научил возводить прочные постройки (монументальные пирамиды и храмы), открыл тайны создания мира и исцеления болезней. Недаром его считали богом мудрости. Кроме того. Тот и его потомки были египетскими властителями — фараонами божественной династии.

Согласно сведениям древнего историка Египта Манефона, в этой череде правителей было не то два, не то четыре Тота и один Тат. Греки, считавшие Египет очагом мудрости, переименовали Тота в более понятного им бога Гермеса. Один или два Тота-Гермеса жили в допотопные времена, еще двое — Тот-Гермес Вавилонянин и Тот-Гермес Египтянин — уже после библейского потопа. Вот этот последний, отец фараона Тата, и считается автором Изумрудной скрижали — Гермесом Трисмегистом, то есть Триждывеликим.

Египтяне считали, что этот Тот-Гермес сочинил огромное количество книг — до 30 тысяч. Это были сочинения по философии, космографии, медицине, географии, астрономии. Они были настолько важными, что использовались во время жреческих церемоний. Увы, ни одного из этих текстов в изначальном варианте не сохранилось.

Но, если Изумрудную скрижаль не видел никто из ученых Средних веков, когда она становилась все популярнее и популярнее, откуда стало известно ее содержание? Тут мы сталкиваемся с эзотерической природой древнего знания. Мистически настроенные умы готовы были признать совершенно сказочные версии «обретения» утраченных текстов. Так что никого не удивляло, как смог обнаружить сокровенный документ философ I-II веков Аполлоний Тианский. Якобы он заснул и вдруг увидел, что Изумрудная скрижаль лежит на могиле Гермеса Трисмегиста. Вот во сне-то он ее прочел и запомнил. Что тут удивляться? Находясь в Эфесе, Аполлоний видел убийство Домициана в Риме, а кроме того, он умел воскрешать умерших и исцелять неизлечимо больных! Однако при Аполлонии никто уже и не помнил, где находится могила Гермеса. Египетских храмов, посвященных Тоту, в стране тоже было всего несколько — в Тунаэль-Гебель и Ашмунейне.

В погоне за тайной

Большим интересом к древнему знанию, записанному Гермесом Трисмегистом, воспылали также иудейские гностики. Именно в их рядах родилась другая версия обретения сочинений Тота-Гермеса. Якобы открытие совершила ни много ни мало жена библейского патриарха Авраама — Сарра. А могила Гермеса была и вовсе в Хевроне!

Приписывали находку скрижали даже Александру Македонскому. Тот был, как известно, человеком любознательным и решительным. Александр якобы узнал о сокровище в древней могиле, вскрыл гробницу и нашел на груди Гермеса огромный изумруд с текстом Изумрудной скрижали. Изумруда, понятное дело, любопытствующим» предъявить не могли. Однако в III веке некую рукописную копию текста с изумруда за огромные деньги купил в Египте грек Африкан. Ему этот список продали с уверениями, что начертал его на папирусе лично фараон Хуфу (Хеопс).

С появлением ислама в погоню за гермесовыми текстами влились и мусульмане. Особенно судьба книг, способных, как считалось, дать власть над миром, заинтересовала династию Омейядов. Но их упорные поиски ничем не увенчались. Не меньше стремились к тайному знанию и преемники Омейядов — Аббасиды. Эта династия оставила в истории след, который до сих пор можно лицезреть на одной из граней Великой пирамиды фараона Хеопса. В 831 году, поддавшись красочным описаниям содержимого египетских гробниц, в пирамиду вломился халиф Абдуллах аль-Мамун. Трактатов Гермеса он не нашел, но золотые изделия очень пришлись ему по душе, а облицовочными плитами с пирамиды он выложил пол в мечети…

Кстати, задолго до халифа поисками сокровищ Тота занимался и сам фараон Хеопс.

Золото его как раз не интересовало, а нужны были заветные книги Тота-Гермеса. И об этом поиске египтяне даже сочинили сказку. Якобы существует некий «город Гермеса», в котором хранится золотой ларец с книгой, в которой собраны тайные знания, дающие власть над миром. В сказке Хеопс обратился за помощью в поисках к магу. Но маг объявил, что знание получат только его внуки. И после множества приключений фараон отказался от поисков. А что за знания обрели его потомки — о том речи нет, конец папируса утрачен.

Рецепты счастья

Однако, несмотря на утрату подлинных трудов Гермеса, по Египту и близлежащим странам стали ходить «списки» с его трудов. В Европе интерес к палестинской гностике вспыхнул с началом Крестовых походов. Первый перевод Изумрудной скрижали на латынь появился в середине XII века. Этот текст в среде оккультистов считается самым кратким и емким объяснением принципов магии. Он гласит: то, что вверху, подобно тому, что внизу; а то, что внизу, подобно тому, что вверху. Все вещи созданы по замыслу единого Творца, произошли от сгущения энергии, порождены Солнцем и Луной, выношены ветром и вскормлены землей. Тайна могущества заключена в силе света, и если ты хочешь обрести эту власть — отдели землю от огня, отдели плотное от тонкого, и «от тебя отойдет всякая темнота».

Средние века — эпоха настоящего расцвета оккультных наук. Текст скрижали как нельзя лучше пришелся по душе алхимикам, которые увидели в нем рецепт изготовления алхимического золота. Философы-гностики прочитали в нем рецепт по улучшению человеческой духовности. Медики считали его рецептом эликсира вечной молодости, то есть философского камня…

В дополнение к первоначальному, довольно короткому тексту скоро стали находиться «чудом уцелевшие подлинные тексты» других книг Гермеса. Некоторые были рекомендациями в области средневековой астрологии и медицины. Впрочем, медицина тоже была связана с движением небесных тел. Особый интерес к этим текстам проявили масоны. Они связали герметические тексты с практикуемыми ими мистериями.

И совершенно неожиданным образом имя египетского Тота-Гермеса оказалось связанным с мастером Хирамом, краеугольным камнем и циркулем Великого Архитектора. А тем, кому сквозь завесу невежества так и не сверкнул свет истины, хватало многочисленных «рецептов» от Гермеса Трисмегиста. «Сделай из желтого воска, воздушного и лунного растений полую фигурку Гермеса, держащего в левой руке жезл, а в правой — кошель, напиши магические слова на папирусе, вложи листок в полость и запечатай, повесь фигурку на стену, надень на Гермеса венец, принеси ему в жертву петуха и египетского вина, зажги перед ним масляную лампу», — вот такая простая формула достижения успеха! Если б, конечно, не египетское вино и не иероглифы, которыми до XIX века в Европе не владел ни единый человек.. Однако — ничего: Гермес довольствовался и европейскими винами, и латынью, а жаждущие успеха — успех обретали. Ведь в этом деле самое главное — верить.

В истории же эзотерики Изумрудная скрижаль оставила неизгладимый след. И не столь важно, кто ее сочинил — Гермес Трисмегист или безвестный ближневосточный гностик.

Михаил РОМАШКО

Гермес Трисмегист — великий посвященный

Гермес — Великий Воплощенный, пришедший на Землю с Высших сфер и принесший людям знания. Его «изумрудная скрижаль» гласит: «Как наверху, так и внизу, как внизу, так и наверху, и нет малого и великого, а все едино».

Гермеса изображают с жезлом в руке. Это «кадуцей», древко которого украшено двумя переплетенными змеями — темной и светлой. Это означает материю и дух — вместе дающие жизнь. Головной убор Его «Тиара» символизирует Луну (рога) — Мать нашу и Солнце (шар) — отца нашего.

Сегодня мы познакомим вас с еще одним из Великих Посвященных. Гермес Трисмегист (трижды величайший), согласно преданию, был обожествленным царем Египта за несколько тысячелетий до нашей эры. Легенда наделяет его образом Тота — «писца Богов», посредника между Богом и людьми. Предание утверждает, что Гермес Трисмегист обладал тайным учением, которое является наследием цивилизации погибшей Атлантиды. После смерти Гермеса Трисмегиста на его могилу была возложена изумрудная табличка с выгравированным текстом учения Атлантов — Изумрудная Скрижаль. Согласно легенде, во время покорения Египта Александр Македонский нашел Изумрудную Скрижаль на могиле Гермеса Трисмегиста. Текст Скрижали был скопирован и впоследствии многократно комментировался в попытках разгадать содержащееся в нем сокровенное знание. Если коротко, то в Скрижали речь идет об основах Мироздания. Поскольку учение изложено в образах и понятиях автора, жившего за много тысяч лет до нас, то при расшифровке текста возникают некоторые затруднения. Например, базовые понятия физики современная наука может принять только в научных образах и математических формулах, основанных на комплексе современных знаний. В тексте же Скрижали они представлены в виде невыразимых понятий «Единого», «единой сущности», которая рождает все вещи. Учение Атлантов не могло быть расшифровано до настоящего времени, потому что наука еще не вышла на уровень понимания основ Мироздания и не содержит аналогичных понятий. Однако Высшие Знания оперируют аналогичными понятиями и поэтому позволяют расшифровать текст Изумрудной Скрижали. Мы не будем сейчас вдаваться в подробности, а все, кто интересуется расшифровкой учения Атлантов по тексту Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста могут найти это в специальных источниках.

Но вернемся в Древний Египет.

Имя Гермеса — Тота, первого таинственного посвятителя Египта в тайные учения, относятся к первому мирному смешению белой и черной рас в областях Эфиопии и Верхнего Египта задолго до появления Арийцев. Гермес — родовое имя, оно обозначает одновременно и человека, и касту, и

божество. Человек — Гермес есть первый посвятитель Египта; каста — жречество, хранящее оккультные традиции; божество — планета Меркурий, уподобляемая определенной категории духов, божественных посвятителей. Одним словом, Гермес — представитель сверхземной области небесного посвящения. Имя Гермеса представляет собой талисман, который олицетворяет эпоху. Греки, ученики Египтян, называли его Гермесом — Трисмегистом, или трижды великим, ибо видели в нем царя, законодателя и жреца.

Египетская хронология Манефона называет эту эпоху царствованием Богов. Тогда не было ни папирусов, ни фонетического письма, но священная тайнопись уже существовала, и жреческая наука была записана в иероглифах на колоннах и стенах подземных склепов. Позднее она пришла в библиотеки храмов. Египтяне приписывали Гермесу сорок две книги, относящиеся к оккультной науке. Известные слова Гермеса, проникнутые древней мудростью, могут служить введением в его посвящения.

«Ни одна из наших мыслей», — говорил он своему ученику Асклепию, — не в состоянии понять Бога, и никакой язык не в состоянии определить Его. То, что бестелесно, невидимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами; то, что вечно, не может быть измерено короткою мерою времени; следовательно, Бог невыразим. Правда, Бог может сообщить нескольким избранным способность подниматься поверх естественных вещей, дабы приобщиться к сиянию его духовного совершенства. Но эти избранные не находят слов, которые могли бы перевести на обыденный язык бесплотное видение, повергнувшее их в трепет. Они могут объяснить человечеству второстепенные причины творчества, которые проходят перед их глазами, как образцы космической жизни, но Первопричина остается нераскрытой, и постигнуть Ее можно лишь по ту сторону смерти». Так на пороге подземного храма посвящения говорил Гермес о неизведанном Боге.

С первых веков нашей эры, если не раньше, в Египте стали появляться небольшие трактаты на греческом языке, в которых главную роль, то ли в виде автора этих трактатов, то ли в виде источника новой мудрости, играл Гермес Трисмегист. Из множества ходивших в то время «герметических» сочинений до нашего времени дошло лишь 18 трактатов.

В одном из них раскрывается суть Откровения Божественного Разума, преподанного Гермесу для просвещения человечества. «И я начал проповедовать людям красоту религии и Знания», — пишет Гермес. Трактат заканчивается его страстным обращением к ближним: «О народы, люди, рожденные на земле, погрязшие в пьянстве, сне и незнании Бога, отрезвитесь, встряхнитесь от вашего беспутства и чувственного оцепенения, пробудитесь от вашего отупления!.. Почему, о люди, рожденные из земли, вы предаете себя смерти, когда вам позволено обрести бессмертие? Раскройтесь, вернитесь к себе самим, вы, блуждающие, чахнущие в невежестве; отдалитесь от света сумрачного, приобщитесь бессмертию, раз и навсегда отвергая порок».

В других трактатах дополняются и проясняются положения первого. Так, трактат №6 развивает мысль о том, «что благо только в Боге, а кроме Его — нигде». Бог, мир, человек — такова герметическая троица. Причем Бог — безусловно благ; мир — безусловно зол, а человек, исходящий из обоих, — и благ и зол. С Богом он общается путем разума и мышления, с миром — посредством чувствования. Если человек сумел отрешиться от чувствований и отдать себя разуму, то он восходит к Богу и воссоединяется с ним. Если же он отдает себя чувствованиям, то его душа остается на земле, переселяясь все в новые и новые человеческие тела.

Это лишь очень малая часть сведений о Гермесе и его философии и религии. Помимо боговдохновенных книг, в которых шла речь о важнейших вопросах бытия и мироздания, в древности ходило множество трактатов по магии, астрологии и алхимии, также приписываемых этому пророку.

Подготовила Л.Н.Попова

Златомудрый

Многие алхимики средневековья готовы были отдать жизнь за Гермеса Трисмегиста.

На могиле Гермеса

http://aliveplanet.narod.ru/2003/18/germes.htm

Гермес Трисмегест

Рассказывают: по повелению Александра Македонского на могиле Гермеса Трижды
личайшего, легендарного основателя тайного алхимического искусства, начертаны тринадцать заповедей «Изумрудной Скрижали». Эти слова — священный материал, из которого столько веков строило самоё себя алхимическое мироздание — здание герметического мира.

Гермес Трижды Величайший

Изумрудная Скрижаль

Не ложь говорю, а истину изрекаю.

То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершить чудо одного-единственного.

Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного-единственного, так стали эти вещи вещами действительными и действенными лишь путём упрощения применительно случаю того же самого одного-единственного, единого.

Солнце — его отец. Луна — матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своём. Земля вскармливает его.

Единое, и только оно, — первопричина всякого совершенства — повсеместно, всегда.

Мощь его есть наимощнейшая мощь — и даже более того! — и явлена в безграничии своём на земле.

Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием.

Тонкий, легчайший огонь, возлетевши к небесам, тотчас же низойдёт на землю. Так свершится единение всех вещей — горних и дольних. И вот уже вселенская слава в дланях твоих. И вот уже — разве не видишь?! — мрак бежит прочь. Прочь!

Это и есть та сила сил — и даже ещё сильнее!- потому что самое тончайшее, самое легчайшее уловляется ею, а самое тяжёлое ею пронзено, ею проникновенно.

Так, так всё сотворено. Так!

Бессчётны и удивительны применения, которые воспоследуют, столь прекрасно сотворённого мира, всех вещей этого мира.

Вот почему Гермес Трижды Величайший — имя моё. Три сферы философии подвластны мне. Три!

Но… умолкаю, возвестив всё, что хотел про деяние Солнца. Умолкаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *