Традиции воспитания

25 февраля 2013 г.

Котина Ирина Алексеевна, руководитель учебно-методического сектора

Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством

Отечественные традиции семейного воспитания

«Добрые дети – дому венец,

злые дети – дому конец».

Русская народная пословица.

«Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет ту

воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа.»

Ушинский К.Д.

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нрав­ственных устоев. «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».2

Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро. Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания — утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. «Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».

3

Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи – духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.

Среди духовно-нравственных характеристик семьи, характерных для отечественной семейной культуры, и благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:

· любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами,

· ведение нравственного образа жизни на основе отечественных

духовных традиций,

· общую для членов семьи духовную цель служения ближним,

обществу, Отечеству,

· признание супругами семьи и детей подлинными духовными

ценностями,

· желание супругов укреплять семью и стремление воспитать

гармонично развитых детей,

· признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом

интересов, роли и места всех ее членов,

· взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,

– совместное духовное возрастание всех членов семьи.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:

· жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных

праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,

· уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,

· особо ответственном и любовном отношении к воспитанию

младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),

· использовании в воспитании устного и изобразительного народного

творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-

самоделок,

· посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,

обучении рукоделию и ремеслам,

· общей семейной трапезе,

· назидательном семейном чтении с последующим обсуждением

прочитанного,

· существовании семейного совета с решающим словом старшего

члена семьи.

Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека. Религиозный смысл почтения к родителям («Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» — Мф. 15, 4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и родительскому проклятью.

Духовное воспитание начиналось с крещения. По­давляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы ново­рожденный остался не крещеным. Вполне осознанное признание необхо­димости крещения составляло и составляет важнейший элемент массово­го религиозного сознания русских.

Религиозное воспитание в благочестивых крестьянских семьях отраже­но в многочисленных жизнеописаниях подвижников, вышедших из крес­тьян. Их современники, приступая к повествованию о жизни подвижника, как правило, говорили, хотя бы кратко, о той обстановке, в которой он вырос в детстве. Чаще всего, они опирались на рассказы самого подвиж­ника.

Обязательными были исповедь и прича­щение детей, молитвы детей в храмах и участие их в семейных молит­вах дома — все это и было основой массового духовно-нравственного вос­питания.

Примером благочестия для детей были родители. Как пишет А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей.»4

Трудно переоценить значение семьи в трудовом воспитании каждого человека. При этом трудовое воспитание очень естественно и незаметно соеди­нялось с духовным, составляя его необходимую, неотъемлемую часть.

Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подра­жали разным видам работ. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, все­гда поощрявших подобный поворот в детских забавах. Чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо извест­ным большинству участников. Но импровизация всегда дополняла стро­гую схему игры.

Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длитель­ного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соот­ветственно возрасту, под наблюдением взрослых. Начиналось это зачас­тую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полуза­нятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке — под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте.Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи. Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться.

Системными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенными на приоритете духовно-нравственного воспитания детей в разных видах деятельности: в труде (домашнем, ремесленном, общинном), в праздниках, играх и семейном чтении, уходе за престарелыми и меньшими членами семьи оставалось самым важным:

— уважительное отношение к старшим (их почитание),

— отношение к браку как священному союзу,

— требовательность и ответственность,

— совесть и честь каждого члена семьи.

Преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, Отечеству.

В современной России необходимо возрождать практически все формы православного семейного уклада. Вполне реальны семейные советы, благоприятно для гармоничного развития детей использование народных игрушек и игр, особенно изготовленных совместно детьми и взрослыми. Большие возможности для развития ребенка несут в себе устное и изобразительное народное творчество.

Отставание на первых месяцах и годах в психическом и речевом развитии можно преодолеть за счет возрождения традиционного воспитания младенцев: обязательного грудного вскармливания, пестования, использования попевок, потешек, колыбельных, сказок.

Укрепляют отношения доверия и уважения семейные трапезы и общие праздники, как внутрисемейные, так и объединяющие несколько семей, групп детей в детском саду, школе, семейном клубе, церковной общине.

Забота о близких людях действенно проявляется и формируется в ходе подготовки к праздникам в течение всего года через изготовление подарков, угощений, выступлений, а необходимые навыки для этого приобретаются при обучении в семье рукоделию и ремеслам, в совместных общих делах.

Просвещенность русского народа во все времена определялась традицией семейного чтения, которая в наше время сохранилась в немногих семьях. В это же время почти в каждом доме еще хранятся собрания книг русской классической литературы. Восстановлению интереса и любви к семейному чтению могут помочь новые современные формы межсемейного общения: семейные клубы, школы молодых родителей, семейные гостиные, которые реально в естественной форме решат проблему повышения педагогической компетентности родителей при привлечении специалистов к работе этих семейных объединений.

Целесообразно привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, создание семейных библиотек, аудио и видеотек. Именно в неформальных объединениях возможно введение новых семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов с обязательным участием всех членов семьи.

Благоразумно введение семейной традиции обсуждения прожитого дня, обсуждения прочитанного, увиденного, прослушанной музыки, пережитых событий.

Основные принципы, лежащие в основе традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье:

·принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,

·духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,

·иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,

·преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,

династий,

·ответственность родителей за воспитание детей перед Богом и

обществом,

·признание свободы личности ребенка и уважение его достоинства,

·сохранение чистоты и целомудрия супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка,

·принцип соответствия внутреннего уклада семьи духовным

национальным традициям народа.

Основными мерами содействия и помощи современной семье в возрождении традиционной культуры семейного воспитания, в духовно-нравственном воспитании детей являются:

– создание новых нетрадиционных общественных организаций и семейных клубов, гостиных, школ молодых родителей, родительских университетов,

– проведение идеи ценности семьи в детских садах, школах, внешкольных учреждениях, организация и обогащение совместного досуга родителей и детей (экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха) с учетом возрастных особенностей детей, возможностей их эмоционального и нравственного восприятия,

– создание библиотек для детей и родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах, при храмах, и т.д.

– проведение на базе семейных клубов, в воскресных школах, детских садах праздников церковного и светского календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении,

· создание семейных воскресных школ,

· духовное окормление родителей и специалистов, работающих с семьями,

– подчеркивание важности роли отца в воспитании детей: организации совместного труда и обучении ремеслу, организации общих дел, поездок, походов, паломничеств,

· взаимодействие с органами образования,

· пропаганда лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, современной жизни) в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях,

· выделение важности пренатального периода в воспитании детей, физической и духовной подготовки молодых родителей к рождению ребенка и уходу за малышом,

· пропаганда здорового образа жизни родителей и детей для с самого раннего возраста в семьях (грудное вскармливание до года, правильное питание, одежда, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды, младенческое пестование, закаливание и оздоровление всей семьи, приемлемая нелекарственная терапия),

· содействие развитию добровольческого движения среди молодежи в направлении их участия и помощи в организации детских площадок, деятельности семейных клубов, организации семейных экскурсий, походов, семейных служб.

«Основной функцией семьи явля­ется продолжение человеческого рода, т.е. рождение и воспитание детей, передача ду­ховно-нравственного и культурного насле­дия новому поколению… Вопреки массо­вой пропаганде «сексуальной свободы», в духе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Задачей же педагога является пробуждение духовных сил растущего че­ловека, способных противостоять безду­ховности, цинизму, разврату. Семья — это жизненный центр, взращиваю­щий в душе человека вечные ценности доб­ра, красоты, разумности и любви».

У каждой семьи, вне зависимости от времени и места жительства, есть свои традиции. Например, многие семьи, заставшие советскую эпоху, воспринимают как святая святых майские праздники. И неважно, что они кардинально поменяли свое отношение к их проведению и давно проводят их уже не на первомайском параде и копании грядок, а на уютном турецком берегу. Для кого-то традицией является провести вместе выходные на даче, и никакие внешние обстоятельства не могут этому воспрепятствовать.

Несколько лет назад был весьма в моде цикл книг Памелы Друкерман о французском воспитании («Французские дети не плюются едой», «Французские родители не сдаются» и другие). В них рассказывалось о принципах воспитания детей и о семейных традициях. Например, готовить в субботу пирог, чтобы съесть его в воскресение. Тем самым они воспитывали в детях сразу многое: и любовь к работе руками, и терпение, и прочее.

Сергей Шмеман, сын известного богослова отца Александра Шмемана, писал, что одним из самых ярких воспоминаний детства у него были поездки на их канадскую дачу. Там раз в год они всей семьей служили молебен и освящали воды озера. Чем не хорошая семейная христианская традиция?

Какие традиции есть или должны быть в христианской семье? И откуда их взять? Поступить как «ролевики» и «реконструкторы» и просто воспроизвести то, что написано в «Домострое»?

Мысль первая

Наверное, первой и самой главной христианской традицией в семье должно быть само наличие традиций как таковых. К сожалению, современное общество, говоря о мире, равенстве, плюрализме ценностей и прочих красивых словах, на самом деле их не имеет. Всё в мире равно друг другу! Нет хорошего и нет плохого, есть только «разные мнения»! Кто-то разрешает детям все: начиная от того, как одеваться, и заканчивая тем, с кем жить (кстати, многие родители прямо советуют детям «проверить чувства» до брака).

«Вырастет и сам определится», — утверждают другие, и этим полностью оправдывают свое нежелание дать детям религиозное или любое целостное и ценностное воспитание.

Да и откуда взяться ценностям? Советское наследие уже неактуально со всеми его традициями, и надо признаться, что и они уже отходят все больше и больше. Кто знает, какой праздник первого мая? Точное название? А христианские традиции еще не до конца сформированы и многие непонятны. Пример этого: люди освящают яблоки на Преображение, но многие не знают сути праздника. В образовавшуюся брешь проникли чуждые нам западные праздники типа «Дня святого Валентина» и Хэллоуина. Молчу про то количество эзотерики и оккультизма, которые обрушились на нас в последние десятилетия. Еще одна интересная традиция, которая появилась у многих, – это выкидывать мебель и вещи перед Новым Годом (так делают в Италии) и даже готовить индейку на Рождество.

А ведь то, что празднует человек, — это показатель его внутреннего мира, его системы ценностей. У протопресвитера Александра Шмемана есть прекрасная мысль: «Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу тебе, кто ты».

Мысль вторая

Христианские традиции — это не просто какие-то внешние проявления религиозности, а система отношений внутри самой семьи. То есть все то, что делает из «ячейки общества» «малую Церковь». Конечно, для православного человека какие-то внешние вещи очень важны. Важно научить ребенка пить по утрам святую воду и есть просфорку, читать вместе с родителями утреннее и вечернее правило, ходить по воскресениям в храм и прочее. Кстати, научиться выделять воскресный день как малую Пасху в череде событий года – это очень важное умение, которое надо привить ребенку.

Но христианская традиция семьи — это нечто более высокого порядка. Это отношения между членами семьи, основанные на любви и взаимном уважении. Это понимание единственности брака, это понимание того, что главная цельжизни — это спасение души.

Так все же «ячейка общества» или «малая Церковь»? Что важнее и чем должна быть семья? Считаю, что важнее быть «малой Церковью». Потому что «малая Церковь» — это всегда путь к Богу, путь ко спасению. А «ячейка общества» — это своего рода клеточка одного организма, то есть общества. Если организм болен, то эта болезнь отражается на всех его клетках.

Христианство дает миру великую вещь – заповеди. И те заповеди, которые у нас есть, — это не просто инструкция, как жить мне и строить отношения с Богом. Это еще и указание, как человеку эффективно устраивать отношения в семье и в обществе. И если мы построим отношения друг с другом и между собой и обществом на основании заповедей, то общество будет меняться. И тогда «малая Церковь» сможет стать самой здоровой «ячейкой общества» и оздоровить все общество изнутри. И тогда здоровые клетки организма смогут победить раковые опухоли греха.

Эти ценности, воспитанные в семье, смогут воспитать из ребенка настоящего лидера, потому что в их основе лежат гораздо более глубокие и фундаментальные установки, чем в основе всех «бизнес-тренингов». Обращали ли вы внимание на то, что все современные тренеры и коучеры пытаются делать лидеров из эгоистов. Задача же семейных христианских ценностей заключается в том, чтобы воспитать лидеров из семьи, а не из отдельных личностей.

Мысль третья

И вновь о том, где же брать традиции? Ни для кого не секрет, что очень многие из нас являются православными в первом поколении. Поэтому вариант, посмотреть на своих родителей и повторить, не всегда работает. Отсюда, так или иначе, приходится идти наощупь и повторять тот опыт и то наследие, которое нам оставили святые отцы. Особенно те, кто живет к нам ближе по времени. Например, преподобный Паисий Святогорец, который писал о многих актуальных для нас проблемах. К тому же каждый может найти для себя святого по душе. Это те примеры, на которые нам надо ориентироваться в своей жизни для того, чтобы сама жизнь обрела свой смысл и цель. То есть была такой, чтобы в конце ее, когда человек предстанет перед Богом, он мог бы сказать «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13).

1. Введение

2. Что такое семья?

3. Формы семьи

4. Зачем создавать семью?

5. Функции семьи

6. Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Введение

С чего начинается жизнь человека, пришедшего в воплощение?

Как правило, с семьи.

В семье он получает заботу и любовь, делает первые шаги, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Всё, что происходит в семье, прочно запечатлевается с первых минут воплощения и потом отражается на будущей жизни человека. Это и образ жизни семьи, и эмоциональные реакции членов семьи на разные ситуации, и круг их интересов. Все эти представления, привычки передаются из поколения в поколение, формируя традиции семьи.

Семья крепка, прежде всего, духовными традициями.

«В более древние времена люди знали, что без поддержания истинных духовных традиций невозможно успешное развитие общества.

Любое общество, из основ которого удалены духовные традиции, обречено на вырождение и вымирание».

Семья является основой любого общества. И потому оттого, насколько крепки духовные традиции семьи, зависит процветание общества или его упадок в целом.

Семейные традиции направлены на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия. Они позволяют всем членам семьи почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Духовные традиции отражают нравственную позицию всех членов семьи.

«Прежде всего в семье должны прорасти самые высокие нравственные идеалы».

Наверно, каждому человеку в той или иной мере эти традиции знакомы. Они существуют тысячелетиями как нравственные правила, завещанные мудрыми учителями человечества. Они бережно сохранялись и передавались в памятниках древней литературы, в обычаях народов, в религиозных обрядах. И в данной лекции мы рассмотрим некоторые из этих традиций.

Вот только само понимание нравственности постепенно мельчает, сводится порой к обрядности, к выполнению завещанных предками ритуальных действий без осознания истинных причин необходимости определённого поведения.

А также мы наблюдаем как в семье, так и в обществе полное падение нравов.

«То, что мы наблюдаем сейчас, является той стадией падения нравственности в обществе, которая была во времена Содома и Гоморры».

И прежде всего это связано с отсутствием сексуальной культуры, которая должна быть частью общей культуры общества. А сексуальная культура напрямую связана с репродуктивной функцией семьи – одной из главных её функций. Эти и другие вопросы мы затронем в лекции.

Для начала рассмотрим, что такое семья и ответим на вопрос, зачем создавать семью.

Что такое семья?

Существует множество определений понятия семья. Если словари середины прошлого века (Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова) называли семьёй группу живущих вместе близких родственников, то современные энциклопедии дают более расширенное определение.

Так, Философская энциклопедия и Большой энциклопедический словарь дают такое определение:

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

А под браком подразумевается «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

То есть брак – это своего рода контракт, заключаемый тремя сторонами: мужчиной, женщиной и государством. В нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия договора. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Во многих странах освящение брака совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу перед Богом и берут на себя обязанность взаимной опеки «и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит». Освящение брака перед церковным алтарем считается очень сильной формой укрепления брака.

Брак – это таинство. Через вступление в брак супруги могут отрабатывать карму со своим спутником жизни, нести ношу ближнего. Это понимание брака в настоящее время практически утрачено в западном мире.

В 2006 году Владыки Мудрости дали нам возможность во время диспенсации 23 числа отрабатывать карму кого-то из близких людей. И мы можем выбрать в качестве такого человека, например, своего супруга.

«Каждый из вас, кто пожелает, может направить свою энергию на трансмутацию кармы тех, кто в своём развитии замедлил темпы и не способен понять многие Божественные Истины. Это может касаться ваших близких, ваших родственников и даже и вовсе незнакомых людей, с кем вы ощущаете особую близость. Вы можете в день 23 числа каждого из месяцев следующего года делать призыв и трансмутировать ту карму, которая мешает выбранному вами человеку достичь следующего уровня сознания. Пока эта диспенсация может быть применена каждым из вас только к одному человеку. Например, вашему супругу или супруге, вашему ребёнку или одному из ваших родителей, а также к тому человеку, которому вы избираете помочь».

Поддерживать непорочное понятие о своём партнёре, думать о нём, как о Боге – это долг каждого супруга. Иначе люди просто сосредотачиваются на ошибках и негативных моментах совместной жизни, а не на Божественном потенциале друг друга.

В наше время усилилось схождение кармы, и потому обостряются многие отношения, в том числе и семейные. А отсюда так много разводов. Но никогда не нужно допускать даже мысли о разводе: пока вы не думаете о разводе, ваши мысли нацелены на преодоление возникающих проблем. Развод – самый простой способ решения проблем, как кажется супругам. Но он порождает только новые проблемы, новые кармические долги. Поэтому не нужно позволять затруднениям стать причиной расторжения брака.

Человек является ареной борьбы со своим эго (а не с внешним миром). В браке эта борьба особенно остро проявляется, поскольку супруги связаны друг с другом. И каждому из супругов приходится ежедневно контролировать проявление своего эго и находить общий язык с членами семьи, тем самым защищая свой брак.

Формы семьи

Формы семьи постепенно менялись в связи с изменением социально-экономических условий жизни общества.

Так, в 19-м веке в России, где крестьянство представляло собой самый обширный класс, семьи были большими, включали несколько поколений (до четырёх – пяти) и напоминали общину. Такая семья была многосемейной, и включала в себя связанные кровным родством несколько семей, живущих вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался домохозяином.

Например, семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек. Всего 26 мужчин и 28 женщин.

Многосемейность придавала крестьянскому хозяйству устойчивость и выступала залогом экономического благополучия.

С развитием научно-технического прогресса и в связи с индустриализацией общества во многих семьях отпала необходимость в тяжёлом крестьянском труде, а вместе с этим и необходимость совместного проживания нескольких поколений.

Современная семья по большей части является нуклеарной, то есть такой, которая состоит из родителей и их детей (пока дети не вступили в брак). Причём, когда дети создают свою семью, они стремятся жить самостоятельно, и их семья также становится нуклеарной.

Всё чаще возникают семьи, которые живут так называемым гражданским браком. В этом случае мужчина и женщина не регистрируют свой брак, хотя во всём остальном их союз выполняет те же функции, что и оформившая свои отношения семья.

На этом общество не остановилось. Представители секс-меньшинств выступают за легализацию однополых браков и их узаконивание на государственном уровне. В обществе идут нешуточные дебаты, возможно ли такое партнёрство назвать семьёй. Но, как сказал один из участников такой дискуссии, проходившей в Литве, «вопрос не в том, будет ли принят этот законопроект, вопрос только в том, когда он будет принят».

Таким образом, мы наблюдаем стремительную деградацию института семьи. Всего за каких-то 130-150 лет семья из патриархально-общинной превращается в гражданский брак, неузаконенный перед Богом и перед государством. И, более того, – в сожительство людей одного пола, которые не могут осуществить одну из важнейших функций семьи – детородную. Если так пойдёт и дальше, то через несколько поколений население развитых стран попросту вымрет.

Зачем создавать семью?

«Задумывались ли вы, зачем вы вступаете в брак? Для чего и с какой целью?

Как и в любой другой человеческой деятельности, в вопросе создания семьи очень важен мотив.

И если вы вступаете в брак для того, чтобы заниматься сексом и получать на законной основе удовлетворение своих половых инстинктов, то с большой долей вероятности через какое-то время ваша семья станет для вас обузой и буквально пыткой.

Потому что то, что вы делаете для получения личных удовольствий и наслаждений, не может принести вам истинного счастья.

Если же вы создаёте семью для того, чтобы помогать друг другу идти по жизни и с целью рождения детей, которые были бы воспитаны вами в лучших традициях, то в этом случае ваша семья будет более приближена к идеалу».

Таким образом, верным мотивом для создания семьи является помощь и поддержка друг друга, а также рождение детей и воспитание их в лучших традициях. А вовсе не получение сексуальных наслаждений.

Обратим внимание: речь идёт не просто о создании семьи, а о законном создании семьи – о вступлении в брак.

В современном обществе мотивы, по которым люди объединяются в семьи, очень разнообразны.

Приведём результат одного небольшого студенческого исследования. Из таблицы видно, что наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов.

Прежде всего, люди ищут любви и надеются через семейные отношения закрепить это чувство. В большей степени молодые люди хотят получать любовь и в меньшей – отдавать, т.е. и в любви, как и в других сторонах жизни общества потребления, присутствует потребительство. Кроме того, многие связывают это чувство с сексуальностью и стремятся получить стабильные и гармоничные сексуальные отношения с партнёром в семейной жизни.

Создавая семью, человек надеется найти в ней отраду для своей души и источник счастья. Духовная близость делает супругов по-настоящему счастливыми. Одинаковые или похожие взгляды на жизнь ведут к взаимопониманию. Общие интересы дают множество интересных тем для общения, создают возможность совместной самореализации. Духовное общение способствует взаимообогащению, личностному, интеллектуальному и духовному росту членов семьи.

Эмоциональная поддержка и взаимопонимание в семье помогают человеку чувствовать себя более уверенно, спокойно и безопасно, что способствует поддержанию и восстановлению психического здоровья всех членов семьи. Вступая в брак, человек надеется найти в лице своего партнёра верного друга, который будет принимать его таким, каким он есть, поддерживать во всех начинаниях, сопереживать и сочувствовать, разделять все радости и горести.

Рано или поздно супруги задумываются о детях, о продолжении своего рода. Семья нужна человеку, чтобы иметь возможность обзавестись потомством, вырастить и воспитать счастливых и здоровых детей.

Создание семьи позволяет человеку наладить хозяйственно-бытовую и экономическую стороны жизни. В семье формируется общий бюджет, позволяющий удовлетворять материальные и биологические потребности её членов в питании, приобретении и содержании домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, создание домашнего уюта. У каждого из супругов возникает своя зона ответственности. Налаженный и стабильный быт значительно облегчает жизнь человека, помогает поддерживать членов семьи в случае, если у них возникают экономические трудности.

Вспомним пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу – модель потребностей человека.

Семья удовлетворяет перечисленные выше потребности на всех уровнях:

– на физическом плане реализуются хозяйственно-бытовая и экономическая стороны жизни семьи, дающие физическое здоровье членам семьи, а также удовлетворение сексуальных отношений, приносящих удовольствие,

– на астральном плане – это эмоциональная поддержка и взаимопонимание, которые придают психологическую устойчивость и психическое здоровье всем членам семьи,

– на ментальном плане обеспечивается потребность в любви и уважении: даже если не все окружающие люди тебя понимают, то в семейном коллективе тебя будут любить таким, каков ты есть;

– на эфирном уровне – это самореализация в продолжении рода и воспитании детей.

И эти четыре уровня потребностей при условии их реализации дают человеку возможность роста и развития и на более высоких планах. Поскольку в семье – как в малой модели общества – происходит нарабатывание тех качеств человека, которые потом останутся в его высших телах и перейдут в его новое воплощение. То есть семья предоставляет человеку многочисленные возможности для развития на всех планах.

На пятом уровне человек может осуществить свою миссию в семье, реализуя духовную сторону жизни и помогая близким возвышать их сознание. К рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся позднее, в разделе «Баланс духовного и физического».

Функции семьи

Таким образом, мы выяснили, что человек стремится удовлетворить ряд потребностей, создавая семью. А семья как раз и наделена этими функциями. Психологи отмечают около полутора-двух десятков функций семьи. Причём авторы учебников по семейной психологии распределяют их по важности в ином порядке, начиная с репродуктивной и воспитательно-образовательной функции. Затем уже идут (в разной последовательности) коммуникативная, эмоциональная, духовная, хозяйственно-бытовая, экономическая, защитная, статусная, социализации и другие функции.

Много внимания уделяется именно первым двум основным функциям семьи: репродуктивной и воспитательно-образовательной.

Репродуктивная функция связана с воспроизводством жизни, то есть с рождением детей, продолжением человеческого рода. Зачатие детей происходит с помощью сексуальной энергии.

Воспитательно-образовательная функция связана с формированием личности ребёнка. Также в семье происходит систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена. Родители постоянно влияют на детей, а те, в свою очередь, влияют на родителей и других членов семьи.

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. А также учат обретению качеств: выработке силы воли, умению преодолевать сложные жизненные ситуации, проявлению заботы о старших и младших.

В семье происходит распределение обязанностей, приобщение к труду. Приобретается начальный опыт общинной жизни: опыт деления общим или обретения общего с другим человеком. Приходит понимание понятия Общего Блага – сначала как общего блага семьи.

Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Итак, от того, насколько правилен мотив в самом начале создания семьи, зависит, будут ли люди счастливы в семейной жизни. А счастливая семейная жизнь чрезвычайно важна для человека. Так, по социологическим опросам российских женщин, именно этот показатель занимает первое место в их шкале ценностей жизни.

Но есть одно условие – самое главное условие обретения счастья в семейной жизни:

«…для того чтобы вы всегда были счастливы в вашей семье, вам необходимо, чтобы на первом месте в вашей семье было поклонение Высшему Нравственному Закону – так на общепринятом языке называется Божественный Закон в ваших жизнях.

Итак, когда вы всю свою жизнь подчиняете Высшему Закону, тогда и ваши отношения в семье будут строиться на высоких стандартах морали и нравственности».

Поклонение Божественному Закону должно стать главной духовной традицией любой семьи и основой для всех остальных семейных устоев. Без этого условия невозможно осуществить миссию (пятый уровень в пирамиде Маслоу).

Лекцию подготовила Е.Ю. Ильина

Фамилия, имя, отчество (полностью) Сысоева Ксения Владимировна

Название места работы/учебы Государственное бюджетное учреждение Ямало – Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард»

Наименование муниципального образования Салехард

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

Православные традиции сложившиеся много лет назад, призваны строить дружную, крепкую семью с атмосферой взаимопонимания поколений. Сотни лет они были основой семейного уклада.

Со времен Крещения Руси до наших дней православие терпело изменения и даже упразднения. Революция 1917 года закончилась разрушением моральных и духовных ценностей человека. В связи с этим многие православные традиции изменились или совсем забылись.

Актуальность доклада: семья – это величайшая ценность, созданная человеком. Православные семейные традиции играют одну из главных ролей. Они укрепляют в детях чувство целостности семьи, чувство уверенности и защищенности.

Целью доклада является – выявление православных семейных традиций.

Проблемой является сохранение православных семейных традиций, которые необходимы для морально здоровой, сплоченной, сильной православной семьи.

Задачи доклада:

— рассмотрение иерархии в православной семье;

— выявление основных православных традиций в семье;

— описание православных традиций в современной православной семье;

— оценка результатов анкетирования получателей социальных услуг полустационарных отделений Государственного бюджетного учреждения Ямало – Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард» об отношении к православным традициям в их семьях.

Семья – это один из старейших общественных институтов, она играет важную роль в формировании личности человека. Именно в семье детям прививаются основные понятия, функции, обязанности и традиции, передающиеся из поколения в поколение. Семья, как домашняя церковь, есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества .

Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. В православной семье главой является отец. «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью.» .

Мать же в православии наделена ответственностью за воспитание детей, дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Сохранение православных семейных традиций является важной частью отношений в семье. Невозможно представить православную семью без знаний и соблюдения православных праздников и традиций.

Православная традиция, которая передается из поколения в поколение при появление ребенка в семье, он принимает обряд крещения. Обряд таинства крещения является одним из самых древних обрядов. Этот православный обряд является духовным рождением человека. С этого момента крещеный человек может принимать участие во всех остальных православных обрядах.

Еще одна традиция православной семьи – это соблюдение постов, исповедь, причащение. На праздник праздников и торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха пекут куличи, красят яйца, посещают торжественную ночную службу с крестным ходом и колокольным звоном. На Рождество Христово – восхлавляют Христа, на Крещение Господне набирают воду, купаются в реке.

Все православные праздники и традиции важны по-своему. В эти моменты происходит единение семьи, праздники и традиции несут доброту, положительные эмоции, хорошее настроение и взаимопонимание между друг другом.

Из поколения в поколение в православных семьях передаются заповеди Библии: верить в единого Господа Бога, не создавать для себя кумиров, не произносить имя Господа Бога напрасно, почитать и уважать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не завидовать, быть добрым, кротким, милосердным. Нельзя гневаться, думать плохо о других людях и всегда поступать по совести.

В современном мире в связи с меняющимся темпом и ритмом жизни, экономическим, социальным положением и физическим здоровьем людей не всегда есть возможность соблюдать и придерживаться всех православных норм и традиций. В семьях, где дети воспитываются с точки зрения православия, каждое воскресение посещают церковь, ходят на причастие, занимаются в воскресной школе, где узнают новое о христианской Вере. Дети и родители принимают активное участие в православных мероприятиях, читают стихи и песни о Господе Боге.

В Государственном бюджетном учреждении Ямало – Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард» проведено анкетирование среди получателей социальных услуг и их законных представителей об отношении к православным семейным традициям.

Участниками анкетирования являются получатели социальных услуг полустационарных отделений. В опросе приняли участие 25 человек. (Таблица № 1)

Таблица № 1

Результаты анкетирования

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Знаете ли Вы, что такое семейные православные традиции?

Существуют ли в Вашей семье православные традиции?

Хотели бы Вы, чтобы Ваши семейные традиции передавались из поколения в поколение?

Как Вы думаете, оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание детей в Вашей семье?

Важны ли членам Вашей семьи православные традиции, сложившиеся в семье?

Анализируя результаты анкетирования можно сделать выводы: на вопрос знаете ли Вы, что такое семейные православные традиции 17 человек (68%) опрошенных ответили положительно, 6 человек (24%) опрошенных не знают что такое православные семейные традиции и 2 человека (8%) затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос существуют ли в Вашей семье православные традиции 16 человек (64%) опрошенных ответили положительно, 7 человек (28%) ответили, что православных традиций в их семье нет и 2 человека (8%) затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос, хотели бы Вы, что бы Ваши традиции передавались из поколения в поколение, положительно ответили 22 человека (88%) и 3 (12%) человека затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос, как вы думаете, оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание детей в Вашей семье 13 человек (52%) ответили положительно, 1 человек (4%) ответил отрицательно и 11 человек (44%) затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос, важны ли членам Вашей семьи православные традиции, сложившиеся в семье 13 человек (52%) ответили положительно, 2 человека (8%) ответили отрицательно и 10 человек (40%) затрудняются ответить на этот вопрос. (График № 1)

График № 1

Результаты анкетирования показали, что несмотря на несколько «тяжелых» столетий для православной семьи, люди все – таки сохранили в семье и передали от поколения к поколению православные традиции.

Заключение.

В заключении можно сделать вывод о том, что те православные традиции и знания, которые удалось сохранить поколениям, не стабильны. Что бы они твердо заняли место в нашей современной жизни необходимо содействовать путем воспитания и просвещения людей. Необходимо заинтересовать людей, показать насколько красива православная семья, какие в ней доброжелательные отношения в семье и с окружением.

Можно выделить основные действия для сохранения и укоренения православных семейных традиций:

— создание новых нетрадиционных общественных организаций и семейных клубов, гостиных, школ молодых родителей, родительских университетов;

— проведение идеи ценности семьи в детских садах, школах, внешкольных учреждениях, организация и обогащение совместного досуга родителей и детей (экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха) с учетом возрастных особенностей детей, возможностей их эмоционального и нравственного восприятия;

— создание семейных воскресных школ;

— создание библиотек для детей и родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах, при храмах, и т.д.;

— проведение на базе семейных клубов, в воскресных школах, детских садах праздников церковного и светского календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

— духовное окормление родителей и специалистов, работающих с семьями;

— подчеркивание важности роли отца в воспитании детей: организации совместного труда и обучении ремеслу, организации общих дел, поездок, походов, паломничеств;

— взаимодействие с органами образования;

— пропаганда лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, современной жизни) в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях;

— выделение важности перинатального периода в воспитании детей, физической и духовной подготовки молодых родителей к рождению ребенка и уходу за малышом;

— пропаганда здорового образа жизни родителей и детей с самого раннего возраста в семьях (грудное вскармливание до года, правильное питание, одежда, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды, младенческое пестование, закаливание и оздоровление всей семьи, приемлемая нелекарственная терапия);

— содействие развитию добровольческого движения среди молодежи в направлении их участия и помощи в организации детских площадок, деятельности семейных клубов, организации семейных экскурсий, походов, семейных служб .

Список литературы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *