Трех святителей храм

Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).

Что есть что в церкви

На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».

Считается, что храм Всех Святых на Кулишках заложил Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Он хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения. Конечно, большинство погибших похоронили в братских могилах на Куликовом поле, но некоторых все же увезли в столицу и погребли у стен новопостроенной церкви. Ее освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя. Так храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. Так появилась традиция ставить соборы в честь побед.

На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.

Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.

Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.

Мини-путеводитель по Китай-городу

К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это усилило распространение болезни.

Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.

В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.

В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».

По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина. Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».

Говорят, что… …в 1666 году в богадельне у расположенного неподалеку Ивановского монастыря завелась нечисть. Изгнать ее удалось только призванному из Флорищевой пустыни иеромонаху Иллариону. Оказалось, что «буянила» в церкви душа княжеского сына Игнатия: мать прокляла его и послала к черту.
Но напоследок Игнашка решил пошалить: забрался на колокольню Всехсвятской церкви на Кулишках, и она накренилась в сторону Кремля.
И на самом деле, за время своего существования храм на 3,5 метра ушел в землю, а наклон колокольни видно даже «невооруженным глазом». Но все-таки иногда на фотографиях появляется чертовщина.

Храм Всех Святых на Кулишках на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Церкви Всех Святых на Кулишках?

Скромное, но аккуратное здание находится недалеко от метро Василеостровская, по пути к рукаву Большой Невы по пешеходно-туристической 6-й линии Васильевского острова.

Рядом стоит, затмевая красотой и великолепием внутреннего убранства Андреевский собор.

Они находятся столь близко друг от друга, что туристы во время экскурсий принимают их за одно целое, удивляясь явному несоответствию архитектурных стилtй.

Три Святителя появилась благодаря прихожанам Андреевской церкви.

В 1740 году, устав терпеть неудобства в деревянном холодном храме, они написали прошение императрице Анне Иоанновне с просьбой о постройке каменного теплого помещения.

С высочайшего позволения, строительство началось летом 1740 года по проекту Карло-Джузеппе Трезини.

Заложили его во имя трех Вселенских Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Единственной, но типичной сложностью стал недостаток средств, из-за чего строительство затянулось. В 1743 году, когда работы и вовсе остановилось. Подал челобитную императрице, но вместо червонцев получили указ, чтобы денег за строительные материалы не требовали.

Благодаря высочайшему вмешательству в 1745 годуздесь начались богослужения.

Однако понадобилось еще 15 лет, чтобы все работы были завершены. Освятили Трехсвятительскую церковь лишь в 1760 году.

В здание ведут три входа, а невысокий барабан, установленный на двускатной крыше, венчается небольшим куполом. Внутреннее убранство состояло из образов старинного письма.

Украшал её деревянный иконостас, который попал туда в 1827 году. Ранее иконостас находился в дворовой церкви генерал-майора Титова, а еще раньше – в дворовой церкви князя А.Д. Меншикова.

В 1745 году у западного входа была погребена кахетинская княгиня Амилахвари. Мраморное надгробие, с нанесенной на нем эпитафией на грузинском языке, до сих пор сохранилось на западной стене.

До наших дней дошло несколько преданий.

Согласно одного из них, считается, что церковь раньше считалась «оспенной», то есть здесь отпевали тех, кто скончался от оспы. В другой легенде говорится, что первоначально, на этом месте стояла протестантская, которую затем перестроили в лютеранскую.

В 1916 году церковь стала грузинской. Сначала временно, а затем и на постоянной основе.

Приход был открыт епископами Кириллом и Антонием. Но уже в 1918 году был закрыт.

С 1930 года здание заняла трикотажная фабрика. Затем, во время войны, здесь открыли гидротехническую лабораторию, а в 70-е годы 20 века – Ленбытхим.

Вернули здание Петербургской епархии в 1991 году.

Грузинская православная община также высказала пожелание получить её, но не получилось.

Трех Святителей отреставрировали на пожертвования, восстановив купол и главки. Ремонт произвели и внутри, настелили заново пол, провели систему отопления, приобрели украшения и церковную утварь.

Богослужения возобновились в 1999 году.

Свое место в иконостасе заняли все сохранившиеся старинные иконы, а также новые. Самым главным украшением считаются, изготовленные в городе Софьино, паникадило и запрестольный бронзовый крест.

Все это можно увидеть в рамках автобусной экскурсии по храмам Санкт-Петербурга.

Адрес:

Санкт-Петербург, 6-я линия Васильевского острова, дом 11-13

Как добраться:

Из метро Василеостровcкая по пешеходной 6-й линии. Здание церкви будет видно издалека по левой стороне улицы.

Мiръ Россия Москва Храм Трёх Святителей на Кулишках (Москва)

Идёт загрузка карты…

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на Кулишках — один из красивейших храмов города Москвы, расположенный на Ивановской горке между Яузой и Москвой-рекой. Существующая церковь построена в 1670 — 1674 гг. на месте деревянной церкви Флора и Лавра, известной с 1367 г.

История

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.

Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра — святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века «в садех» была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму — Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы. В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом — постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII — начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М. И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л. М. и П. Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочислен-ности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня — икона Божией Матери «Прозрение очес».

Фото 1881 года из альбома Н.Найдёнова.» Москва,Соборы,Монастыри и Церкви.»

В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах. В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А. Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 году по проекту архитектора Д. А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам — Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик «хитрованцев». Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х годов: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес».

Хитров рынок в Москве нач. ХХ в. Из книги «Архитектурные ансамбли Москвы XV- начала ХХ веков.» Москва. Стройиздат. 1997г.

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е годы разрушили ограду. В середине 1960-х здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 году здание заняла мультипликационная студия «Пилот».

В 1991 году сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище.

И только 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор.

В 1997г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома.

В 1998г. сделан новый пол из керамической плитки.

В 1999г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда.

К 2006г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле.

А 2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Сохранив память о Флоре и Лавре, настоятель и прихожане хотели бы освятить северный алтарь первого этажа, во имя преподобного Силуана Афонского, которому особенно усердно молились об открытии храма. Община, возрождающая храм Трех Святителей, стала настоящей духовной семьей, объединившейся вокруг настоятеля храма протоиерея Владислава Свешникова. Отец Владислав вместе со многими своими духовными чадами прошел путь длиною в 20 лет, начиная от храмов Тверской губернии и Подмосковья, где он служил в 70-е и 80-е годы. Кандидат богословия, протоиерей В. Свешников преподовал в духовной семинарии и Православном Свято-Тихоновском богословском институте. Второй священник храма Трех Святителей на Кулишках, отец Александр Прокопчук, рукоположенный на приход в 1996 году, также преподает в Свято-Тихоновском институте.

Современное состояние

Первым старостой возобновлённого храма был иконописец Алексей Белов, казначеем Татьяна Кисис (теперь мать Фаддея, монахиня московского Зачатьевского монастыря), а с 1996 г. по 2005 год старостой храма становится Кирилл Слепян, выпускник МГУ, молодой учёный-математик, вошедший в общину с тех уже давних пор, когда о.Владислав служил в подмосковном селе Пучково Троицкого р-на. В настоящее время старостой храма избран Виктор Ржевский.

Руководит церковным хором известный московский регент Евгений Сергеевич Кустовский. В 1993 году им были созданы Московские регентские курсы, которые с 1996 года действуют уже при нашем храме, и теперь превратились в серьёзное учебное заведение. Е.С.Кустовский — автор и составитель многих сборников обиходного церковного пения. Под его руководством проходят занятия и детского хора храма.

В храме открыта и регулярно работает воскресная школа. Раз в месяц проводятся занятия Школы православной семьи, на которых обсуждаются проблемы семейного воспитания, читается акафист иконе Божией Матери «Воспитание». Список с иконы «Воспитание» находится в храме. На эти ежемесячные семинары приглашаются священники и православные специалисты, занимающиеся проблемами семьи. Занятия собирают большую аудиторию из разных московских приходов. Храм выпустил несколько сборников семинарских занятий Школы православной семьи с выступлениями о. Дмитрия Смирнова, о. Валериана Кречетова, о. Артемия Владимирова, о. Сергия Правдолюбова, о. Владислава Свешникова и многих других, и их ответами на вопросы слушателей.

Прихожане Трехсвятительской церкви не теряют надежды обрести храмовую святыню — икону Божией Матери «Прозрение очес». В наш храм мы приходим не «стоять» на службе, а жить. И центр этой жизни — Литургия, где мы становимся единым целым, воистину Телом Христовым. Общинная жизнь — это совместная жизнь в таинствах, служение Богу и друг другу. Любое событие в храме — будь то праздничная Литургия, крещение нового члена общины, венчание — становится общим делом всего прихода. Желание никогда не покидать церковь, быть всегда вместе, участвовать всем сердцем и всем сознанием в Евхаристии — такое счастье нам дал Господь.

Престольные праздники

Вселенских учителей, св. , и Иоанна ЗлатоустогоСвойство «Престольный праздник» типа «Страница» со значением «Вселенских учителей, св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. — 12 февраля

Как добраться

Адрес: 109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер., д.4/6

Проезд:

  • м. Китай-город, выход на ул. Солянка, идти далее по Подколокольному пер., пройти до Хитровской площади, за неё поворот налево на Хитровский пер.
  • м. Чистые пруды, далее на трамвае №3, 39, «А» до ост. «Казарменный переулок». Идти вдоль движения трамвая, свернуть во 2-й пер. направо (Малый Трехсвятительский), храм расположен по ходу с левой стороны.

Телефоны: (495)917-9981 (Вахта, Администрация); (495)917-8438 (Торговый отдел); 8-926-2070148 (Регентские Курсы)

Паломнику

Актуальное расписание богослужений

Фото

Видео

Престольный праздник в храме Трех святителей на Кулишках

Церковь Трёх святителей на Кулишках

Ссылки

Храм Трёх Святителей на Кулишках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *