Трезвитесь и бодрствуйте

Поучение о должной трезвости в борьбе против диавола

Святитель Николай Сербский

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

1 Пет. 5, 8

Православные монахи возвели трезвение и внимание до подвига. Дух должен быть трезвым, чтобы чувствовать опасность, и внима­тельным, чтобы распознать, с какой стороны и от кого опасность приходит.

«Будь внимательным, дитя, чтобы на змею не наступить, чтобы в яму не угодить, чтобы с волком не встретиться, чтобы в воде на глу­боком месте не очутиться, чтобы с пути в лесу не сбиться!» – так мать советует своему ре­бенку, опасаясь за сохранность его тела. Но не с меньшей любовью Церковь советует людям, опасаясь за их души: «Чада мои, будьте трезвы и внимательны! Давний противник ваш дьявол не отдыхает и не спит, а ходит, как ры­кающий лев, ища, кого поглотить. Трезвитесь и бодрствуйте, потому что вы как овцы, а он как лев. Когда овцы почувствуют смрад­ный запах волка, они бегут к своему пастырю. Трезвитесь, и вы почувствуете смрад дьявола, если к вам приблизится, и тогда бегите сразу же под защиту пастыря своего Христа Госпо­да. А смрад дьявола вы почувствуете через помыслы свои, через чувства свои, через наме­рения свои, через похоти плотские. Все, что будете помышлять, воображать, чувствовать, намереваться, желать вопреки Христу и Закону Христову, – знайте, это уловка дьяволь­ская, смрад дьявольский! Знайте и бегите к своему Пастырю, направляя к Нему весь ум свой, все сердце свое, всю душу свою, все тело свое».

Господи Иисусе, Пастырю наш трезвен­ный и бодрствующий, сделай нас ежечасно трезвенными и бодрствующими, чтобы нас противник наш не застиг врасплох и не поглотил. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Источник: Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога») / Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч. 2. – Минск, Издательство Дмитрия Харченко, 2014. — С. 50-51.

Трезвение

Трезвение – христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.
Трезвение есть проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения. С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать, противостоящая гордостному самообману прелести.

У святых отцов есть описания способов трезвения на основе приобретенного духовного опыта. Вот как их описывает св. Исихий Иерусалимский: «Один способ трезвения есть – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти».
Трезвение, понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение «чистоты сердца». В этом важность подвига «трезвения». Хранение сердца – главный подвиг аскета. Подвиг «трезвения» в аскетической письменности называется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание».
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
(1-е послание Петра, 5:8)
«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением. Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей.
Стяжи постоянное Трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели».
епископ Игнатий (Брянчанинов).
«Как блага, приятна, светла, сладостна и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, направляемая и человеческим умом проходимая в великом смирении. Ибо она до моря и глубины созерцаний простирает свои ветви и до рек сладких Божественных Тайн – отрасли свои (Пс. 79:12), напояет (орошает, освежает) ум, с давнего времени палимый нечестием лукавых бесовских помыслов и неистового мудрствования плоти, которые несут смерть. Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости.
Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца – что называется трезвением – невозможно душе достичь чего-либо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом».
(св. Исихий Иерусалимский)

Глава 7. Трезвение — духовное бодрствование

Говорю всем: бодрствуйте.

Мк. 13, 37

Трезвитесь и бодрствуйте.

1 Пет. 5, 8

Одним из основных условий успеха на пути спасения души является и «трезвение», т. е. духовное бодрствование — постоянство внимания к своей внутренней жизни.

К этому призывает нас Господь на протяжении всей Своей проповеди.

Он говорит:

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те»

(Лк. 12, 35–38).

«Смотрите, бодрствуйте и молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время»

(Мк. 13, 33).

«А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте»

(Мк. 13, 37)

и т. д.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», — пишет и апостол Петр (1 Пет. 5, 8).

Действительно, враг наш подстерегает нас повсюду и в каждое мгновение. Горе нам, если, забывшись хотя бы в каком-либо греховном невоздержании, хотя бы и незначительном, с точки зрения мира: раздражении, осуждении, черствости к ближнему, скупости, в праздном развлечении, объядении и т. п., — мы подпадаем под его власть.

Нам надо помнить слова Господа, переданные нам св. мч. Иустином Философом (ум. в 166 г.): «В чем найду вас, в том и судить буду». А ведь мы не знаем, когда застанет нас смерть и где.

Как тяжело видеть, когда верующие умирают перед телевизором (а теперь это часто случается с престарелыми), в состоянии вражды к ближним, в опьянении и т. п.

Поэтому христианин должен помнить, что он постоянно находится в «невидимой брани», и должен, как сторож, стоять у врат своего сердца и не допускать противнику своему прорываться туда со своими греховными соблазнами.

Как пишет о. Иоанн С:

«Жизнь христианина должна быть постоянным вниманием к себе самому, т. е. к своему сердцу, потому что каждую минуту невидимые враги готовы поглотить нас; каждую минуту зло кипит в них на нас. Поэтому следи за собой — за своими страстями, особенно в домашнем быту».

О необходимости постоянного внимания к своей внутренней жизни (т. е. «трезвения») пишет и о. Александр Ельчанинов:

«Удивительно мало сознательности в нашей жизни. Конечно, я говорю не о разъедающем самоанализе, не о болезненном самобичевании, не о самолюбивой оглядке на себя, а о внимательном, спокойном внимании к своей душе, о смотрении внутрь себя, о работе над собой — о том, чтобы сознательно строить свою жизнь, а не быть влекому случайными чувствами или идеями. Мы меньше всего — господа самих себя. Нужны выучка, школа, внимательный и упорный труд над собой».

Вместе с тем достижения в жизни не даются в результате порыва или вспышки — броска в одном направлении.

Достижение требует упорного, длительного, повседневного труда. А труд наш над душой — это прежде всего напряженное внимание к ней, постоянный самоанализ своего состояния, внимание к совести, своим поступкам, словам, мыслям, взглядам, выявление искушений и оценка всего происходящего в душе с точки зрения вечных ценностей.

Пастырь о. Иоанн С. так пишет про себя:

«При непрестанных внутренних искушениях я должен был постоянно обращать душевное мое око внутрь себя, чтобы усматривать нападения внутренних врагов, и таким образом я приучил себя почти к непрерывному духовному созерцанию и тайной молитве».

Жизнь можно прожить как бы в полусне, не замечая и не понимая того, что происходит вокруг и внутри нас, не оберегая от бесплотных врагов ни себя, ни ближнего.

Но жизнь можно прожить и как сторож на страже, как часовой на посту, со вниманием к каждому звуку и к каждому чувству и движению сердца, к каждой появившейся мысли.

И лишь при таком бодрствовании и внимании — трезвении — может спастись христианин от искушений и не быть обманутым, усыпленным и погубленным своим злым врагом — лукавым духом.

Надо тщательно изучать свои духовные недостатки, бороться с ними, постоянно следить за тем, уменьшаются ли они.

При этом надо особенно внимательно относиться к обличениям и укорам ближних, так как чаще всего их устами обличает, учит и вразумляет нас Господь.

Вместе с тем надо молиться Господу, чтобы Он даровал нам видеть непосредственно или через близких все свои грехи, страсти, пристрастия, недостатки, дурные склонности и привычки, так как обычно мы бываем слепы, чтобы видеть в себе все это.

Как говорит прп. Исаак Сириянин:

«Непрестанно сам в себя смотри: какие твои страсти изнемогли, какие из них совершенно отступили от тебя вследствие душевного твоего здоровья, а не вследствие удаления того, что смущало тебя.

Обрати также внимание на то, начал ли в тебе увеличиваться душевный мир. Находишь ли ты, что разумная часть души начала очищаться? Парение мыслей в уме проходит ли в час молитвы? Какая страсть смущает ум во время молитвы? Ощущаешь ли в себе, что душа приосеняется кротостью, тишиною и миром, который необычным образом рождается в уме? Восхищается ли непрестанно ум без участия воли к понятиям о бесплотном? Если же не начал ты усматривать в душе своей, брат, что все это имеет место, то труды твои и скорби — бесполезное отягощение себя.

И если чудеса совершаются руками твоими, не идет то в сравнение с этим; и немедленно со слезами умоляй Спасающего всех отнять завесу от двери сердца твоего и омрачение бурей страстей уничтожить, да не будешь ты как мертвец, вечно пребывающий в омрачении».

В духовном бодрствовании христианина, в трезвении, в работе над совершенствованием своей души есть одна особенность, отличающая ее от обычной работы или ремесла.

В последней можно достичь известного результата и успокоиться, удовлетвориться достигнутым. То же в значительной мере и в достижениях научных, и в искусстве. В духовной же работе в течение всей жизни нужно постоянное напряжение и непрерывность усилий. Об этом так пишет о. Иоанн С:

«В обыкновенных познаниях человеческих — узнал раз хорошо какой-либо предмет, и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем.

А в вере не так. Раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей.

Но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, Удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому по временам будешь чувствовать совершенное равнодушие, и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем.

Это от греха, т. е. от непрерывных нападок на нас лукавого духа и постоянной вражды его к нам».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Страж целомудрия души

«Оно подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости». Так говорил про добродетель трезвения святитель Исихий Иерусалимский. О том, как современному христианину проводить трезвенную жизнь — оставаться внимательным к себе в сегодняшнем мире, мы беседуем с преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, духовником Саратовской епархии протоиереем Владимиром Пархоменко.

— Мы читаем в Послании апостола Петра: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Что имеет в виду апостол под словом трезвитесь?

— Трезвение предполагает постоянный взгляд на самого себя с точки зрения соответствия тому высокому идеалу человека, который открывается нам в учении Христа. О необходимости быть внимательным к своему внутреннему миру говорил Сам Господь, когда предупреждал учеников: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк. 12, 35). Это имеет конкретную и необходимую цель — не допустить греховного падения. Можно сказать, что трезвение хранит целомудрие души. «Стань у дверей сердца и тщательно блюди за всем входящим в него и выходящим из него», — говорил святитель Феофан Затворник.

Святые отцы сравнивали трезвение с оградой — оградой рая души. Само слово «рай» в еврейском языке имеет буквальное значение «огороженное место». И ограды, которые возводятся вокруг храмов и монастырей, имеют не только практическое значение, но и символическое: духовная жизнь человека должна иметь некое ограждение, чтобы сохранять то, что внутри. И этим ограждением является бодрствование, пребывание не в расслабленном состоянии, а в готовности к искушениям. Благодаря этому дух человека не пленяется страстями, и в его сердце может сохраняться благодать.

Без трезвения в принципе невозможна духовная жизнь человека. Если человек не стремится его стяжать, он подобен неразумному хозяину, который знает, что живет в неблагополучном криминальном районе, но не заботится ни об охране, ни о замках. А посему каждое утро обнаруживает урон своему жилищу — то у него одно пропало, то другое. Так же расхищается врагом нашего спасения благодать из человеческой души, если человек беспечен по отношению к своим помыслам.

— Какой страсти противоположна добродетель трезвения?

— Это несколько упрощенное представление, что справиться с определенной страстью можно с помощью противоположной ей добродетели, хотя его и используют для объяснения механизмов духовной борьбы. Говорят, например, что для победы над жадностью нужно понуждать себя к делам милосердия, а если ты, допустим, тщеславный человек, то поможет самоукорение. Но в жизни все намного сложнее. Все страсти связаны между собой, и если ты согрешаешь одной страстью, она порождает другую, та тянет за собой третью и так далее. То же самое с добродетелями: возделывая одну, мы параллельно и остальные восстанавливаем. При этом добродетель и страсть — это как сообщающиеся сосуды. Больше добродетели — меньше греха.

Трезвение относится к фундаментальным добродетелям, которые помогают бороться со всеми страстями сразу. Это благое качество в целом противостоит страстности человека, помогает ему в момент искушения прийти в себя, помнить о заповедях Божиих, о своих обещаниях Богу, о своем предназначении. Без этого невозможно стяжать ни смирения, ни любви, ни веры, ни рассуждения. А что находится на другом полюсе? Расслабленность и всецелая обращенность человека к земному миру. Страсти раздергивают человека, лишают его целостности, выкачивают энергию.

— Как можно понять, что добродетель трезвения человеку свойственна?

— Прежде всего — по духовной опытности, то есть способности различать грех на самых ранних стадиях. Господь в Евангелии говорил, что всякий, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (см.: Мф. 13). Грех начинается в таких глубоких слоях души, которые для человека, к внимательной духовной жизни не приученного, совершенно не заметны. Трезвение же позволяет замечать зарождение греха на самой ранней стадии, называемой прилогом, и тут же его ликвидировать.

Еще один признак трезвения — способность человека находиться в постоянной молитве. Именно эта добродетель помогает человеку правильно себя устроить как существо молящееся. Для современного человека порой непонятна сама мысль о непрерывном молении, возникает вопрос: а когда же тогда делать дела? Но это недоумение исходит из примитивного представления о молитве. Молиться — это не ритуал. На самом деле человек внутренне должен предстоять Богу всегда, в любой момент своей жизни.

— Сегодня человеку очень трудно быть на чем-то сосредоточенным. Непрерывный поток информации рассеивает внимание, многие постоянно чувствуют себя перегруженными, уставшими. Что можно порекомендовать современному христианину, живущему в таких условиях?

— Действительно, большинство людей сейчас находится в плену информационного поля. Чтобы из этого плена выбраться, мы должны создавать для себя определенные условия. Не просто так монахи искали уединения, уходили в пустыни, в горы — внешний образ жизни, окружение человека на стадии формирования добродетели имеет очень большое значение. Чтобы воспитать в себе трезвение, христианин, который живет в миру, должен для начала найти хотя бы время на духовное делание. Время побыть наедине с собой, мысленным взором окинуть свой внутренний мир, заметить, где появились слабые места, предпринять меры для их укрепления. А этого можно добиться только одним способом: освобождать свою жизнь от лишней, ненужной информации, развлечений, пустых разговоров. Великий пост — самое благодатное время, чтобы эту свою чрезмерную открытость миру ограничить. Это не значит, что все должны дать обет молчания и забиться по квартирам, но все мы вполне можем ограничить свое присутствие в Интернет-пространстве, просмотр телевизора и высвободившееся время посвятить знакомству с собой настоящим. Каждый эту меру ограничений определяет для себя сам, но даже небольшие изменения в наполнении информационной среды дадут результат.

— Человеку свойственно искать оправдания своей немощности, сваливать вину на других людей, обстоятельства: «Не мы такие, жизнь такая». Трезвение предполагает реальное видение себя, а оно, в свою очередь, требует мужества, которым не все обладают в достаточной мере. Означает ли это, что добродетель трезвения доступна не всем?

— Любая добродетель естественна для нас и поэтому не может быть совершенно недоступной. Другое дело, что ее бывает трудно приобрести из-за нашей поврежденности грехом. Но труднее всего начало, а дальше человек понимает: это соответствует его природе, это для него нормально. Есть разные степени духовного преуспеяния, но нет человека, для которого восхождение в добродетели было бы невозможно. Если хочется научиться трезвению, принцип в основе один — внимание к движениям души. Допустим, человек на работе не может постоянно умную молитву творить, но замечать, когда в его сердце зарождается гнев или обида, он может. Это значит, что добродетель трезвения уже ему не чужда.

— Может ли человек неверующий быть трезвенным?

— Трезвение как способ познания бытия человека существует и вне христианской традиции. Для человека вне зависимости от вероисповедания естественно задумываться над вопросом «А кто я такой?». Но святоотеческая традиция не приемлет трезвения вне связи с другими добродетелями, а главное, вне связи с учением Христа о человеке. Внимание к себе, рассмотрение своего внутреннего мира необязательно приводит к истине, и мы видим этому подтверждение в различных восточных учениях. Если в православных подвижниках трезвением воспитывалось смирение, то адептов восточных духовных практик самокопание приводит к гордыне. Если человек, который ничего не знает о Христе, сядет на диване в позу лотоса и начнет наблюдать за движениями своей души, он такое может в себе обнаружить! Без возможности правильно оценить свои наблюдения это может окончиться духовным и душевным повреждением.

— Какие можно назвать конкретные инструменты для воспитания трезвенного отношения к себе? Допустим, проснулся человек утром. В голове сразу рой мыслей. Что нужно сделать, чтобы с этим справиться?

— На первом месте в сознании человека должен быть Бог, тогда он с Его помощью со всем сможет справиться. Поэтому, как только мы пришли в себя после сна, первое, что нужно сделать, — поблагодарить Бога за дар бытия. А вслед за тем — встать на молитву. Еще для тех, кто только начинает воспитывать навык трезвенного отношения к себе, я бы порекомендовал внимательно читать Евангелие. Внимательное чтение предполагает размышление: а кто я в той или иной евангельской истории? Что у меня самого на сердце? И затем, поняв всё это, нужно исполнять то, что там сказано. Еще могу порекомендовать почитать книги преподобного Паисия Афонского. Сегодня, пожалуй, нет ничего лучше для начинающих познавать науку духовного делания, чем труды этого подвижника благочестия. На современном языке, с помощью ярких образов он дает понимание того, что такое христианская аскетика.

— Как духовник епархии, настоятель храма Вы, наверное, можете обобщенно сказать, насколько добродетель трезвения свойственна нынешним христианам?

— Я бы сказал так: мы в большинстве своем пока еще согрешающие. То есть мы понимаем, что совершаем грех, но пока еще его не преодолели. А человек должен переходить постепенно на стадию преуспевающего, то есть стать тем, кто устойчив в добродетели. Вот этого перехода я нам всем желаю. Чрезмерно долгое пребывание в стадии согрешающего формирует у человека ложное представление о том, что все бесполезно, лишает воли к дальнейшей работе над собой. Это ложное представление. Все возможно, но нужно приложить усилия. А научает навыку предпринимать усилие опыт воздержания, то есть пост. Весь опыт Церкви говорит о том, что пост — это действительно очень серьезное средство к тому, чтобы направить энергию духа на стяжание добродетели.

Газета «Православная вера» № 05 (625)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *