Трезвый

Каждый человек, который накануне употреблял спиртные напитки, испытывал чувство стыда за то, что наговорил во время вечеринки. Иногда это лишне сказанные слова или вообще необдуманные фразы.

В таких случаях люди говорят: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Я считаю, что это стереотипы. Хотя отчасти это утверждение можно считать справедливым.

Громкоговоритель

Судя по своему опыту и наблюдениям за поведением других людей в алкогольном опьянении, можно сделать вывод, что иногда человек может сказать лишнее. Ведь мозг в таком состоянии практически не способен врать.

А в остальных случаях, данная поговорка не работает. Я вот вспоминаю, когда говорил всякую чушь, или мне рассказывали, если я не помню, что наговорил во время вечеринки, и понимаю, что у меня даже мыслей не было таких в трезвом состоянии.

Пьяный человек может наговорить многое, даже если в трезвом уме таких мыслей не было. Обычно, это какая-то чушь или пошлость. Ведь язык развязывается после употребления спиртных напитков.

И ведь некоторые люди пытаются подловить, мол, если ты это сказал под воздействием алкоголя, значит, в действительности так думаешь. Но это все стереотипы. Данная поговорка редко отвечает действительности.

Это еще хорошо, что у меня исчезла привычка звонить практически всем, кто есть в телефонной книге. Утром было очень стыдно. Может это проходит с возрастом, но я рад, что в пьяном угаре не тянусь рукой к смартфону.

А чтобы не было таких неловких ситуаций, нужно умеренно пить с проверенными людьми или отказаться от употребления алкоголя.

  • Трезвение Энциклопедия изречений
  • 40 глав о трезвении прп. Филофей Синайский
  • Трезвение – это добродетель внимательного отношения к собственной духовной жизни святейший Патриарх Алексий II
  • Актуальная добродетель, или Свобода от самообмана еп. Лонгин
  • Трезвение – это духовное бодрствование свящ. Игорь Бачинин
  • Сокровенный смысл трезвения и сущность его делания прот. Иоанн Журавский
  • О посте и духовном трезвении святейший патриарх Алексий II
  • О трезвении свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • О пьянстве и трезвении

Трезве́ние – 1) духовное бодрствование; 2) христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.

Трезвение есть проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения. С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать, противостоящая гордостному самообману прелести.

У святых отцов есть описания способов трезвения на основе приобретенного духовного опыта. Вот как их описывает св. Исихий Иерусалимский: «Один способ трезвения есть – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти».
Трезвение, понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение «чистоты сердца». В этом важность подвига «трезвения». Хранение сердца – главный подвиг аскета. Подвиг «трезвения» в аскетической письменности называется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание» .

***

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».

1-е послание Петра, 5:8

«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением. Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей.
Стяжи постоянное Трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели».

епископ Игнатий (Брянчанинов).

«Как блага, приятна, светла, сладостна и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, направляемая и человеческим умом проходимая в великом смирении. Ибо она до моря и глубины созерцаний простирает свои ветви и до рек сладких Божественных Тайн – отрасли свои (Пс. 79:12), напояет (орошает, освежает) ум, с давнего времени палимый нечестием лукавых бесовских помыслов и неистового мудрствования плоти, которые несут смерть. Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости.
Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца – что называется трезвением – невозможно душе достичь чего-либо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом».

св. Исихий Иерусалимский

В одном церковном тропаре говорится о трезвении. Он читается каждый день за полунощницей, особенно в монастырях: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его обрящет бдяще, недостоин же паки, его же обрящет…» Блажен, говорится в нём, человек, которого Жених, придя, найдёт бодрствующим, недостойный же тот, которого застанет унывающим и нерадящим.

Человек удерживается в трезвении бодрствованием. Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение. Нерадение при исполнении нами своих обязанностей ведёт к опасным последствиям. Нерадение наводит то, что усердие на время отодвинуло от нас. Один из подвижников говорит, что молитвы, чётки, поклоны, посты и т. д. нужны не Богу, а нам, так как, если всего этого нет, то в душу входит зло. Если человек не принимает назначенные ему врачом лекарства, то тем он вновь открывает доступ к себе болезни, но уже в более тяжёлой форме. Не радея об исполнении духовных обязанностей, мы открываем доступ в нашу жизнь бесам, дозволяем им причинять нам боль, наносить раны и ввергать в опасности. Потому нам обязательно нужно усердие ко спасению: нельзя не радеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секундой времени. Все неустойчиво, непостоянно: наша жизнь, жизнь наших родителей, детей, родственников, здоровье, финансы — всё, что у нас есть, это всё ненадёжно, и всего в любой момент можно лишиться.

архимандрит Ефрем (Мораитис)

***

См. ХРАНЕНИЕ УМА И СЕРДЦА

Слово 23. О трезвости ума, то есть внимательности

Трезвость ума — светлость мысли, происходит от бесстрастия, т. е. от чистоты, поста, воздержания, неразвлекаемого безмолвия, неисходного пребывания в келлии, молитвы Иисусовой, безпечалия, умеренного сна и от действия Святаго Духа, когда подается нам благодать от Благодателя. Сими добродетелями ум очищается от помрачения, грубости, мечтания и просвещается, и тогда человек становится понятливым, рассудительным и веселым. Кружение мыслей никто не может остановить ничем, разве только непрестанной молитвою Иисусовой, памятью смерти и будущего мучения, памятью и желанием будущих благ, внимательным пением или чтением наедине. Больше же всего очищает ум от помрачения, грубости и мечтания молитва, пост и неисходное в келлии безмолвие. Молитва и пост отгоняет всякие греховные помышления, останавливает разгорячение мозга, сохраняет ум от мятежа, собирает его от рассеянности и просвещает. Молитва и пост изгоняет из человека духов нечистых и исцеляет беснующихся, — как сказал Господь: сей род (бесовский) не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Молитвою и постом очищается и ум, в котором от бесов часто бывает помрачение. Молитва и пост есть оружие, заграждающее всякий вход в нас бесов. Молитва, как благодатной дух, очищает наш дух, просвещает ум и подает усердие. Молитва с трезвением ума и сердца — охрана ума, угашает забвение его, как вода огонь. Посему честным именем должно называть добродетель сию зарождающиеся от нея светлые созерцания. Возлюбивши ее, грешники непотребные и мерзкие, будете святыми и достойными, неразумные и нерассудительные — разумными и рассудительными, неправедные — праведными; мало того, но и созерцателями, богословами и свидетелями будете божественных тайн чрез призывание имени Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Многие св. отцы сказали, что молитва Иисусова есть источник всякому благу, сокровище добродетелей, она скоро сподобляет благодати Св. Духа, спасает, неизвестное разъясняет и научает. Как в зеркале видит человек свое лицо, так в трезвенной и доброй молитве видит умом всю жизнь свою, хорошо или худо живет. Сия молитва трезвенная отгоняет от Ñ

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Православная Церковь и Священное Писание называют трезвостью умеренность в пище, питье, а также непрестанное наблюдение над собственными стремлениями. Трезвый ум охраняет душу и тело от всевозможных нечистых помыслов, желаний и деяний. Эта добродетель есть духовное бодрствование, ясное понимание того, что враг человеческий не дремлет и неустанно ищет тех, кто поддастся искушению и отвернется от Бога.

Значение добродетели

Трезвость в христианстве — религиозная добродетель, которая заключается в неусыпном бодрствовании и бдительности против греховных помыслов и деяний. Это также полное воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и т.п.

Трезвение — христианская добродетель, заключающаяся в хранении себя от греха

Святые отцы с давних времен учат паству соблюдать законы трезвения, так как враг человеческий беспрестанно принуждает к грехопадению через соблазны и ложные надежды. Трезвый ум чист, стоек, мудр, свободен от обмана, преисполнен Святого Духа и любим Господом.

Это духовное внимание является началом истинного созерцания, условия, через которое Бог предстает перед сознанием. Трезвость — полная безмятежность разума, невосприимчивость к колебаниям.

Ищущие Бога обязаны внимательно следить за своими поступками, внутренне вести трезвую и бодрую жизнь. Душа такого человека не затрагивается всяческими страстями, огонь его сердца горит искренней любовью к Господу и всегда наготове, чтобы прогнать что-либо дурное.

Эта добродетель считается признаком настоящего покаяния, она есть взывание души лично к самой себе, отрицание мирского и восхождение к Господу.

Важно! Трезвение — стремление воспринять радость добродетели и отречение от сущности греха. Святые отцы считают его утверждением в том, что все пороки будут прощены.

Мнение святых отцов

Православная Церковь учит верующих людей трезвению для их спасения. Блаженными отцами религии и богословами создано большое количество трудов, где описываются разнообразные способы приобретения этого полезного качества души.

Трезвение — это проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения

Под трезвостью некоторое святые подразумевают духовное внимание за собственной деятельностью, другие — хранение сердца, иные — мысленное безмолвие, но все они, по существу, говорят об одном и том же.

  • Святой Исихий Иерусалимский воздает хвалу трезвости, называя её благой, приятнейшей, светлой и сладостной добродетелью. Она способна до самих глубин сознания и Чертогов Господа распространить собственные корни. Трезвение орошает разум, который с давних времен подвергается нападению нечистых помыслов и дьявольских страстей.
    Эта добродетель, по словам святого, подобна лестнице, на вершине которой восседает Господь с ангельской свитой. Она постепенно извергает из человека всякую злобу, прекращает многословие, клевету и множество других подобных изъянов. Без неё невозможно достичь божественного состояния и угодить Богу в своих деяниях.
  • Святой Игнатий отмечает: «Усердие во всяком деянии, внимание при чтении молитвы, тщательное и строгое наблюдение за собственной волей и постоянное бодрствование можно назвать трезвением. Оно есть сохранение души от излишнего сна, празднословия, сарказма».
    Трезвость, по словам святого Игнатия, есть неусыпная молитва и бдительность, находящаяся в основе приобретения других добродетелей. Будучи трезвым, человек становится смиренным, сосредотачивается на знании о Боге, отрекается от самонадеянности и ложной надежды на материальные блага. Святитель Игнатий настоятельно советует мирянам стяжать трезвении, ибо без него нельзя достичь прогресса ни в одной из христианских добродетелей.
  • Феофан Затворник проповедует: «Каждому православному человеку необходимо держать при себе двух бдительных защитников души, которых называют трезвением и благорассмотрением. Первые страж обращает взор внутрь сознания и наблюдает за движениями мыслей, порожденных сердцем, а второй глядит в окружение, он способен предугадывать обстоятельства, возникающие вовне. Для трезвости существует божественный закон: после изгнания из ума всяких нечистых помыслов, необходимо встать у внутренних врат ума и тщательно следить за всем, что входит и выходит из него, а также предупреждать возникновения всякого желания, ибо оно есть корень зла».

    Трезвение – это одна из христианских добродетелей

  • Старец Онуфрий предупреждает верующих: «Невозможно избежать борьбы с дьяволом, ибо миссия последнего в том, чтобы неустанно соблазнять людей, сокрушать их волю». Человек, игнорирующий добродетель трезвения, непременно попадет под влияние суровой греховности, потому что он не в состоянии справиться с наваждением и давлением на его опьяненный и слабый ум.
    Однако праведным людям не следует страшиться гневных нападок страстей, необходимо твердо стоять на вере в Бога, уповать на Его помощь и молится Богоматери.

Читайте о старцах:

  • Старец Иосиф Исихаст
  • Старец Серафим Тяпочкин
  • Старец Николай Гурьянов

Важно! Священное Писание наставляет о необходимости трезвости ума и бодрствования сердца, так как враг человеческий постоянно стремится ввести людей в соблазн и погубить их в страданиях.

Дело спасения, по словам святого Макария Оптинского, состоит не в простом хождении по церквям, — православным верующим следует внимательно следить за собственными душевными побуждениями и истреблять губительные страсти (гордость, гнев, злобу, чревоугодие, похоть и т.д.) Наша главная задача — противостояние соблазнам, которые побеждаются при помощи Господа и христианских добродетелей.

Польза трезвения

Апостол Павел твердит мирянам: «Против злобы и дьявольских нападок необходимо вооружиться духовно, а не материально, — тогда Господь непременно поможет избавиться от страданий и несчастий». Ученик Спасителя советует облачиться в броню правды, воспринять щит веры, шлем спасения, взять в руки меч мудрости, чтобы отражать стрелы лукавого и уничтожать его существо в самом себе.

Вооружившись божественным знанием, человек в трезвом уме приступает к брани с великим смирением, а не с горделивым самонадеянием. Война со страстями необходима для того, кто желает обретения Истины и всеобщего спасения от несчастий. Победу одерживают самые стойкие, проигрывают те, кто поддался собственным страстям.

  • Трезвый человек способен подавить восстание собственных чувств, изгнать соблазны и мысленно поразить их в саму сущность. Святитель Феофан советует не забывать о покаянии и о том, что победа над дьяволом невозможна без милости Господа, которая, в свою очередь, даруется посредством благочестия с нашей стороны. Трезвение невозможно без отказа от спиртных напитков

    Внимание подвижника должно сводится к прямому общению с Господом, чтобы ум не стал вновь рассеянным, а был препоясан, собран и бдителен. Трезвенной жизнь становится тогда, когда человек пребывает в мире с созерцанием внутрь себя и хранением верности Богу.

  • Если человек будет строго следовать закону трезвения и мудро рассуждать о собственной деятельности, то страсти постепенно отступят, ибо на этом кончится их миссия по научению быть праведным. Пока верующие находятся в телесной оболочке, необходимо жить трезво, бодро и попечительно, как о своей душе, так и об окружении.
    Однако если человек оставляет добродетель бдительности, то становится немощным и бывает ограблен своими же страстями, отстраняющими от Господа.

Важно! Церковь настаивает трудиться до обретения совершенства и единства с самим Господом, а не бросать дело праведности на определенной точке жизненного пути, ибо есть вероятность повторного падения к несчастьям.

  • Трезвость приобщает верующих к доброму размышлению, отстранению от всякого грязного греха. Необходимо отречься от порочных деяний, как наяву, так и в воображении, потому что любая страсть усиливается, если мысль о ней беспрепятственно разрастается в сознании. Грех же, исполненный в настоящем, получает власть над человеческой душой. Тогда требуется великое усилие воли и милость Бога, чтобы избавится от страшной, принятой самолично напасти.

Читайте о грехах:

  • Грех злословия
  • Грех лени
  • Почему играть в карты грех

Страсть победит, если найдет душу слабой, беззащитной и неразумной, но столкнется с колоссальным сопротивлением, когда человек будет совершенствоваться в искусстве добродетели трезвения.

На заметку! Сегодня множество православных общин, проповедующих трезвый образ жизни, объединены во всеобщее братство под названием «Трезвение». Оно представлено в 18 епархиях РПЦ, части сообщества действуют по благословению правящего архиерея. Протоиерей Игорь Бачинин о трезвении

Ст. 8-9 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире

Но предавать себя воле Божией, Промыслу Божию не значит предаваться беспечности: беспечность противна Божию попечению о людях и крайне гибельна для их нравственного состояния уже потому, что люди окружены темными силами, поставляющими всяческие соблазны и препятствия их спасению. Апостол с отеческою любовью и заботливостью предостерегает читателей от опасной беспечности, которою особенно пользуется на гибель людей диавол. «На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенным суетою) и через то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни» (блаж. Феофил.). Противник или враг рода человеческого — диавол здесь (ст. 8) за жестокость и лютость сравнивается со львом, который с рыканием ищет добычи своей жадности и с этою целью обходит землю (ср. Иов 1:7) и причиняет гибель и вред всякого рода беспечным и нерадивым. Апостол поэтому сильно возбуждает внимание и энергию верующих к борьбе с исконным врагом людей: «противостойте ему твердою верою» (ст. 9), что близко напоминает соответствующее наставление Ап. Иакова (IV:7). Побуждением к безропотному терпению скорбей и к борьбе с диаволом Апостол указывает и ту мысль, что страдания — общий удел первохристиан. «Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали, которым писал это Апостол Петр: потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, -там тем, что они становятся общниками в страданиях Господа, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире» (блаж. Феофил.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *