Три спаса

29 августа православные христиане празднуют перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного), которое произошло в 944 году. Образ Спасителя был поставлен в Форосской церкви Пресвятой Богородицы.

АиФ.ru рассказывает об истории перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. XII век. Фото: Википедия

Как появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Написать изображение Иисуса Христа поручил своему живописцу Ананию правитель сирийского города Едессы Авгарь. Во время болезни проказой до него дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом, и Авгарь решил написать ему письмо с просьбой исцелить его. Отправить это письмо он решил вместе с Ананием.

Когда Ананий прибыл в Иерусалим, он увидел Иисуса Христа, окружённого народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь.

Тогда он встал на высокий камень и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Тогда Иисус Христос сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению.

После этого Иисус Христос попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отёр его убрусом, и на нём отпечатлелся лик Христа. Убрус и письмо Спасителя Анания принёс в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода ученика Иисуса. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который читал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря, а затем и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Там Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился много лет.

Что произошло с Нерукотворным Образом Иисуса Христа после правления Авгаря?

Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай. Фото: Википедия

Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился над воротами Едессы много лет. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, решил снять Образ с городской стены.

Тогда Едесский епископ решил скрыть изображение Христа. Придя ночью, Епископ зажёг перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадёжным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который должен спасти город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ увидел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке). По стенам города был совершён крестный ход с Нерукотворным Образом, и персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города.

Вопрос-ответ Какому событию посвящено празднование Казанской иконе Божией Матери? 29 августа 944 года Мандилион перемещается в Константинополь? и через два десятилетия тем же путём следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской, домовой церкви Императора. Сосуды никогда не открывались, и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного иконописного канона.

После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.

Едесса — древний город, предшественник современного города Шанлыурфа на юго-востоке современной Турции. Столица Осроены, важный центр раннего христианства.

(В день памяти святого благоверного великого князя Михаила Тверского)

На всех улицах его будет раздаваться: алли­луйя,—и будут славословить, говоря: благо­словен Бог (Тов. 13, 18). Так говорится в Биб­лии о святом городе — городе упования и мечты лю­бого христианина. Именно эти слова приходят на ум в день памяти великого князя и мученика, покровите­ля Тверской земли благоверного князя Михаила. Имя это прославляется всей Церковью и тверичанами вот уже без малого семь столетий. 22 ноября (по старо­му стилю) в 1318 году по велению хана Узбека был мученически убит в Орде благоверный Михаил. Какие чувства побудили его отправиться в Орду на верную погибель?

Хан Узбек был настроен против князя Михаила и со дня на день собирался отправиться походом на Тверь и непременно сжег бы и разграбил город. Предвидя это, благоверный князь Михаил решился сам идти в Орду — погибнуть самому, но спасти го­род. И хотя ему предлагали бежать в Литву, но он выбрал Христов путь, путь принесения себя в жертву за людей.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих,— говорит Господь (Ин. 15, 13)

И именно такой любовью, любовью к своим зем­лякам, к родным тверичанам было объято святое сердце мученика. И эту любовь сквозь столетия со­храняет Церковь Христова. Ибо именно находясь в ограде церковной, с болью смотришь на бедный, ду­ховно и всяко обделенный тверской люд.

В 1319 году мощи Михаила Тверского были погре­бены в Спасо-Преображенском соборе в Твери. И русские люди издревле называли свою родную Тверь — городом Святого Спаса. И главная идея города — идея Преображения — преображения души каждого тверичанина, преображения улиц, домов, соборов.

Город Святого Спаса! Что сталось с тобой?! Как мог ты так пасть! Невиданное доселе пьянство и ма­терщина, воровство, грабежи, блуд, уныние и отчая­ние, самоубийства,— вот теперь твое лицо! Как ты мог так легко поверить, что Бог и Спаситель, кото­рый множество раз спасал тебя, не приходил в мир. И как ты мог забыть гору Фавор, где Христос преоб­разился, чтобы явить славу Свою и проложить всем(и тебе) путь к покаянию, к очищению, к просвещению, к Свету. Но ты не захотел Света, ты выбрал тьму! Я мечтаю об исполненных достоинства мысли и свет­лой радости на лицах горожан, таких или почти таких, как на иконах тверской школы. Ведь те, кто мог пи­сать такие лики — имели сами чистое и любящее сердце.

Я мечтаю, чтобы первого сентября, в День знаний, директор на пороге школы сказал бы первоклассни­кам: «Дети! Вы ступаете в дом знаний, где вас буду учить математике, физике и истории. Но кроме этого есть самое главное знание, наука из наук, которая заключена только в нескольких словах — наука лю­бить Бога и ближнего, наука любить Церковь Божию. И чтобы ни случилось в вашей жизни, не теряйте ве­ры — главное сокровище ваше. Будьте мудрее своих несчастных и обманутых отцов и дедов.»

Я мечтаю о чистом воздухе, о незамутненной Вол­ге, изобилующей рыбой, как было некогда в нашей древней Твери.

Я мечтаю, чтобы городские начальники приходили в Храм и молились бы за свой город и народ, вве­ренный им здесь на земле Богом.

Но эти мечты совсем несхожи с ложными надеж­дами тех, которые не так давно хотели построить Царствие Божие на земле без Бога, да еще и на­сильно.

Я мечтаю обо всем лучшем для города, но нет иного пути для этого, как пути личного спасения и личного покаяния. Скопом, гуртом, коллективом мож­но только падать в бездну греха. Но возрождаться, приближаться к Богу можно только каждому в от­дельности, спасение всегда лично, хотя и в церков­ной соборности. Ты говоришь, что в церкви много недостатков. Войди в нее, стань не чужим, но своим Богу. И яви свое благочестие и праведность. И мы взирая на тебя, будем сами становиться лучше, чи­ще.

Давайте же еще вспомним сегодня эти дивные слова: Город Святого Спаса! Когда-то так называлась наша Тверь. Вспомним со слезами припадем к тому, кто крови своей не пожалел за нас и от сердца возо­пим ему: Благоверный княже Михаиле, моли Бога о нас грешных!

Принцип меры

На этот принцип указывают практически все вели­кие педагоги. В образной и красивой форме он сфор­мирован еще в IV в. Антонием Великим. Египет­ский патерик повествует: «Пришел некто в пустыню поохотиться на диких зверей застал Антония, когда тот говорил братии речи шутливые, и подумал о нем не хорошо. А старец, желая изъяснить ему, что иногда братии должно быть оказано снисхождение, говорит ему:

— Положи-ка стрелу на лук твой и напрягай тети­ву.

Тот сделал по слову его. Старец опять говорит:

— Еще напрягай!

Тот напрягает вовсю; а старец снова за свое:

— Напрягай! Отвечает ему охотник:

— Знаешь, если напрягну чересчур, тетива порвет­ся.

И тут молвит старец:

— Вот так-то и с делом Божьим. Если беседуя с братьями, напрягать тетиву превыше данной им ме­ры, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им чуточку снисхождения.

И охотник, получив многую пользу душевную, удалился; и братья, утешаясь от шутки, отошли вос­вояси.

Принцип меры имеет и свой аскетический аспект. Мы говорим об этом, когда касаемся молитвенной нагрузки наших детей. Она должна быть дозирована — не больше и не меньше. Молитва имеет момент трудничества, но для ребенка она должна быть преимуще­ственно в радость.

Принцип меры имеет также психофизиологиче­ский или клинический аспект. Он необходим нам, когда мы строим различные образовательные про­граммы (особенно альтернативного типа), часто без учета уровней утомляемости и истощаемости совре­менных детей. Надо, в частности, задуматься в связи с этим — а нужно ли сегодня нашим детям гимназии изучение греческого и латинского языков. Не есть ли это просто слепой, механистический, реставрацион­ный-подход. Но в XIX веке и воздух, и вода, и про­дукты были другого качества! Все эти проблемы, ко­торые ныне требуют самого серьезного исследова­ния, в том числе и клинического. Что касается самого качества и содержания образовательных и религиоз­ных программ, то я полностью солидаризируюсь с позицией митрополита Сурожского Антония (Блума). Он пишет: «Детям нужна не осведомленность, а живой контакт, который может взволновать ду­шу, вдохновить, нужна не просто история…» Родите­ли должны…»не превращать опытное знание (ребен­ка — Б. Н.) в мозговой катехизис». Я думаю, что ес­ли дети говорят, что отец Иван или отец Петр «рассказывает интересно», то цель во многом до­стигнута и семена веры, надежды и любви будут по­сеяны.

Перенесение Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, иже есть святыи Убрус, от Едессы в Царьград, празднуется 29 августа (16 августа ст. ст.)

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. История

Во время земной жизни Исуса Христа в сирийском городе Едессе был князь по имени Авгарь. Он страдал проказою. Узнав о чудесах Исуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Исус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Исус Христос ответил, что Он не придет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором при этом чудесно изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отнести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из Его учеников. Авгарь с благоговением принял принесенный ему образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Вознесении Господа Исуса на небо в Едессу прибыл апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказали величайшие почести Нерукотворенному образу. Написав на Нерукотворенном образе слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», — Авгарь украсил его и установил над воротами города, повелев всякому входящему в город поклоняться образу Исусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему. Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять образ и вместо него поставить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году, на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл образ, который оказался совершенно невредим. Был совершен крестный ход около городских стен внутри города. Божественною силою враг был вынужден отступить.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворенному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 гг.), будущий восприемник святой равноапостольной княгини Ольги, пожелал перенести Нерукотворенный образ Спасителя в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. 16 августа 944 года Нерукотворенный образ был торжественно поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. В 1204 году образ был похищен захватившими Царьград латинянами, потом находился в одной из церквей при дворе королей Франции до французской революции (конец XVIII века). Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 2.

Пречистому Ти образу покланяемся Благии, просящи прощения согрешениям нашим Христе Боже: волею бо благоизволил еси взыти на Крест, да избавиши яже созда от работы вражия. Тем благодаря вопием Ти, радости вся исполнивыи Спасе наш, пришедыи спасти мир.

Кондак, глас 2.

Неизречннаго и божественнаго Ти к человеком смотрения, неописанное Отчее Слово образ неписанныи и богописанныи поведателен, видяще неложнаго Ти воплощения, почитаем Того лобызающе.

Библиотека Русской веры
Канон Нерукотворенному Образу →

Читать онлайн

Нерукотворный образ Спасителя. Иконография

Иконы Нерукотворенного Спаса попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворенный (вторая половина XII века).

Спас Нерукотворенный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г.Спас Нерукотворенный. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Поклонение Кресту». Новгород. Вторая половина XII в. Москва, ГТГ

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворенного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка, и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворенного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Спас Нерукотворенный. Ярославль. Первая половина XIII в. Москва, ГТГСпас Нерукотворенный. Первая половина XIV в. Из церкви Введения в Ростове Великом, куда попала из деревянной церкви на Борисоглебской стороне, сгоревшей в начале XVIII века. Москва, ГТГСпас Нерукотворенный. Третья четверть XIV в. — начало XV вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваСпас Нерукотворенный. Новгород (?). Конец XIV в. Успенский cобор Московского Кремля, МоскваСпас Нерукотворенный «Мокрая Брада». Москва. XV в. Москва, ГТГСпас Нерукотворенный. Серапион (?). Великий Устюг. 1447 г. (?). Происходит из Великого Устюга. Первоначально стояла на вратах крепости «на башне Городищенской на Прилуце». Москва, ГТГ

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намека на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в.

Спас Нерукотворенный на чрепии. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г.

Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы Спас Нерукотворенный с деяниями, когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа.

Спас Нерукотворенный. VI–VII вв. (?). Капелла Санкта-Санкторум во дворце Латеран, Рим, ИталияАнгелы, поклоняющиеся образу Спаса Нерукотворенного. Лобковский Пролог (Пролог Захарии), 1282 г. Москва, ГИМСпас Нерукотворенный. Двусторонняя икона-таблетка. Новгород. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, НовгородСпас Нерукотворенный. XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваСпас Нерукотворенный. Вторая четверть XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва

Образ Спаса Нерукотворенного получил особое почитание в Великом Устюге с 1447 года, когда священноиноком изографом Серапионом была создана икона, ставшая впоследствии одной из главных городских святынь, неоднократно упоминавшейся в исторических источниках. По имеющимся сведениям, эта икона сначала находилась «на башне Городищенской на Прилуце», а затем, в XVII веке, была поставлена в срубленную над вратами церковь. В 20-е годы XIX века она была перенесена в специально воздвигнутую Всегородскую Спасскую церковь, где находилась до 1921 года, когда церковь была разрушена. В настоящее время эта икона (или достаточно близкий по времени список с нее) находится в собрании ГТГ. О почитании древнего чудотворного образа свидетельствуют, помимо исторических источников, многочисленные иконы Нерукотворенного Спаса из Великого Устюга XVI–ХVIII веков, к числу которых относится икона середины XVI века.

Спас Нерукотворенный. Середина XVI в. Великоустюжский районный краеведческий музей, Великий Устюг

На иконе Спас Нерукотворенный (г. Рыбинск) убрус за верхние углы несут ангелы. Этот мотив в русском искусстве получает широкое распространение с XVI столетия. Икона первоначально принадлежала Константину Ивановичу Михалкову — стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова, наместнику трети Московской. В 1630 году, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, за упокой по нему в монастырь было дано 300 рублей. Следовательно, икона Спаса была написана ранее этой даты. Легкая асимметрия лика, характерная форма носа, тронутые киноварью уста, обращенный в сторону взгляд (радужки сдвинуты влево от центра) — все эти черты встречаются в московской иконописи последней четверти XVI в. Драгоценный серебряный с позолотой оклад иконы, вероятно, был заказан мастеру-новгородцу. Орнамент его близок к окладу новгородской работы на иконе Спаса из Деисуса конца XVI века из собрания Павла Корина.

Спас Нерукотворенный. Последняя четверть XVI в. Происходит из Петропавловской церкви имения Петровское Рыбинского уезда. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСпас Нерукотворенный. Русский Север (Поморье?). Последняя четверть XVI в. Собрание А. Д. ЛипницкогоСпас Нерукотворенный; Не рыдай Мене, Мати, со сказанием о Нерукотворенном образе. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, ЯрославльПеренесение Нерукотворенного образа Спаса в Константинополь в 944 году. Миниатюра Мадридского Скилица (XII—XIII век) к хронике Иоанна Скилицы

Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа

Во имя Нерукотворенного образа Спасителя освящен главный собор Андроникова монастыря в Москве. Изначально Спасский собор был выстроен из дерева. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Спасский собор Андроникова монастыря

В 1552 году в Казани была построена Спасская церковь. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность — вечевой «сполошный» колокол — единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.

Церковь Нерукотворенного Образа Спасителя в Спасской башне Кремля в Казани

В Пскове в честь Нерукотворенного образа Спасителя была освящена церковь с Жабьей Лавицы. Храм был построен в дальней части Запсковья, недалеко от Ильинских ворот и Образской башни Окольного города. Название «Жабья лавица» происходит от названия деревянных настилов, которые прокладывали для прохода в храм по топким, жабьим болотам. Деревянная церковь была поставлена в 1487 году во время великой эпидемии. Каменное здание храма построено на месте деревянной старинной церкви во второй половине XVII века.

Церковь Спаса Нерукотворенного образа с Жабьей Лавицы в Пскове

В Москве 1635-1636 гг. был построен собор в честь Нерукотворенного образа Спаса на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворенного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Собор обновлялся в 1678-1680 гг. Пострадал собор и в 1917 г. В настоящее время двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри.

Народные традиции в праздник Перенесения Нерукотворного образа Спасителя

В народе праздник Перенесения Нерукотворенного образа Спасителя называется третий Спас. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба. На третий Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В.В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведено следующее: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб». Третий Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и отражалось в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

В августе православные верующие отмечают три праздника в честь Спасителя (три Спаса) — медовый, яблочный и ореховый. В их праздновании тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас медовый

Фото из архива

Первый Спас («на воде», медовый Спас) приходится на 14 августа и установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.

В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Он сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому первый Спас иногда называют мокрым Спасом («на воде»).

В народе первый Спас больше известен как медовый. Этот день — праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый Спас заламывай соты», «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и «на помин родителей».

С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов. «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки и непременно приносили в церковь посевные семена, а поля перед севом окропляли святой водой священники. Освящали также и колодцы. Живы такие народные приметы: «С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы», «На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку».

С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.

Спас яблочный

Фото из архива

Второй Спас (Великий Спас, Спас «на горе», яблочный) отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками.

Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору, чтобы помолиться. Во время этой молитвы произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда его стала белее снега. После этого появились два пророка Моисей и Илия и беседовали с Иисусом. Ученики, ставшие свидетелями Преображения, были испуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.

Великий Спас особо почитали в народе. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника — яблочный. По традиции в этот день все верующие люди пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.

Василий Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».

Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили «Спас — в достатке хлеба у нас».

Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки.

В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса — осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а пословицы напоминали «Пришел Спас — и лето от нас», «Спас — бери рукавицы в запас».

Спас ореховый

Фото из архива

Третий Спас (Спас «на полотне», ореховый Спас) отмечают 29 августа. Празднество установлено в честь перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня.

Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».

Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едессе, а впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.

Третий Спас называется ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревают орехи. В Беларуси орешник считается священным деревом, он символизирует жизнерадостность и плодовитость.

В народе ореховый Спас также прозвали хлебным, так как он означал окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками». И поговорки соответственные были в народе: «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!», «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно». В этот день пекли пироги и печенье из нового хлеба.-0-

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber! Теги православие религиозный праздник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *