Тришкин кафтан басня Крылова

Дмитрий Сироткин

Фразеологизм «тришкин кафтан» относится к числу авторских фразеологизмов поэтов и писателей.

Его автор — баснописец Иван Андреевич Крылов (1769—1844), сочинивший басню «Тришкин кафтан».

Далее приводятся значение и происхождение, а также примеры употребления фразеологизма в произведениях писателей.

Тришкин кафтан – усугубляющаяся ситуация, когда исправление одних недостатков происходит за счет появления других

Это переносное значение выражения. Непосредственно в басне под тришкиным кафтаном понимается кафтан, в котором на заплаты для локтей пущены концы рукавов, а на восстановление рукавов пошла уже материя, отрезанная от пол и фалд. В результате чего кафтан приобрел совершенно нелепый вид.

Фразеологизмы-синонимы: тушить пожар керосином; без штанов, но в шляпе.

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

  • rob Peter to pay Paul (английский язык)
  • l’habit de Jocrisse (французский язык)

Авторские фразеологизмы (крылатые выражения) хороши тем, что с их происхождением всё понятно: такой-то автор в таком-то произведении написал нечто, что в дальнейшем стало таким-то фразеологизмом. Иногда дословно мы такого фразеологизма в произведении не найдем (как, например, в случае с «медвежьей услугой» в басне «Пустынник и медведь» того же Крылова), но его происхождение от этого произведения будет очевидна. Впрочем, иногда активно дискутируется и само авторство тех или иных фразеологизмов, особенно — пришедших из далеких веков.

В нашем случае всё однозначно, поскольку Иван Андреевич в 1815 году предусмотрительно назвал будущим фразеологизмом свою басню «Тришкин кафтан». Более того, он также включил в нее производный фразеологизм — «щеголять в тришкином кафтане»:

Таким же образом, видал я, иногда
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

Происхождение же этой басни по-видимому было связано не с вечными человеческими пороками и недостатками, а с вполне определенным историческим явлением. В то время всё больше помещиков, испытывавших финансовые трудности, брали ссуды под залог своих владений (земель, лесов, усадеб) в Опекунском Совете. Если денег опять не хватало, то они брали новую ссуду на более жестких финансовых условиях. И так, латая свой «финансовый кафтан», они и жили. Часть помещиков в итоге разорялась.

Примеры из произведений писателей

В хозяйстве введена была, кажется, система Тришкина кафтана: отрезывались обшлага и фалды на заплаты локтей (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души») — кстати, цитаты Гоголя

…от нас требуют соображений: как бы соорудить народу епанчу из тришкина кафтана? Портные, я слышал, по поводу такой шутки говорят: «что если это выправить, да переправить, да аршин шесть прибавить, то выйдет и епанча на плеча» (Н.С. Лесков, «Смех и горе») — кстати, цитаты Лескова

…они подвели итоги дня и, как тришкин кафтан латая сегодняшние потери в полку, обсудили, кого и куда переместить, чтобы заткнуть все дыры (К.М. Симонов, «Живые и мертвые»)

Как видим, фразеологизм «тришкин кафтан» позволяет нам кратко и образно описать достаточно сложное явление человеческой жизни. Наверное поэтому он продолжает не терять своей актуальности.

Как известно, И.А. Крылов обогатил русский язык множеством авторских фразеологизмов, среди которых «демьянова уха», «слона-то я и не приметил», «лебедь, рак и щука», «мартышкин труд», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «а Васька слушает да ест», «ворона в павлиньих перьях», «рыльце в пушку» и другие. Всего выявлено порядка 50 таких выражений.

Далее вы можете ознакомиться с подборкой фразеологизмов из басен Крылова и с другими материалами по теме:

  • Фразеологизм «к шапочному разбору»
  • Фразеологизм «манна небесная»
  • Фразеологизм «бить баклуши»
  • Фразеологизм «медвежья услуга»
  • Фразеологизм-антонимы
  • Фразеологизмы-синонимы

20 февраля 2020 года в ВШЭ состоялась лекция Александра Чекмарева, посвященная, как было заявлено, подробному разбору принципов работы и причин ошибок, допущенных в ходе организации МЦД.

К сожалению, лекция, при всей ее информативности, оказалась несколько затянута, а также — что самое главное — передавала позицию только одной стороны, участвовавшей в разработке МЦД — а их было много, и развитие пассажирского сервиса могло пойти совсем другим путем.

Пост иллюстрирован фотографиями первых российских «действительно городских» поездов — ЭМ4. Здесь и далее источник — trainpix.org. ЭМ4-001, перегон Мытищи — Лосиноостровская. Серёга 059, 2004 г.

В этом посте попробуем понять, как же могло выглядеть МЦД уже сейчас, и было бы это лучше — а может быть, только хуже?

Основной косяк проекта МЦД — дефицит всего. Неоткуда брать столько электричек, инфраструктура не может пропустить столько поездов, нет резерва почти нигде, где требуется. Во что это выливается, пользователи МЦД — и главное, не только МЦД — непосредственно ощущают на себе.

ЭМ4-001 Перегон Мытищи — Подлипки-Дачные. GiG, 2009 г.

Проблема 1: дефицит составов

Из-за дефицита поездов не получилось создать модный брендированный сервис, как это было задумано: шоб на МЦД ездили только Иволги да Штадлеры, а обычные говновозки ходили исключительно по дальним маршрутам. По факту получилось, что на МЦД «все флаги в гости к нам» — встретить можно абсолютно любой поезд, вплоть до самых экзотических, например, ЭТ2М, которые отродясь за пределы Ленинградского направления не выезжали.

Хватило ли этого? Конечно же, нет! Оказалось, что всю эту ораву поездов необходимо ремонтировать. А когда поезд ремонтируется, ездить с пассажирами он, разумеется, не может. Так что и отмен поездов, как в старые добрые времена, избежать не удалось.

ЭМ4-001 Депо Раменское, тракционные пути. dymon.z, 2010 г.

На обычный пригород нехватка подвижного состава для МЦД тоже повлияла. Так, например, кучу электричек Киевского направления забрали «в командировку» на МЦД, и депо Апрелевка настолько нечем стало возить своих пассажиров, что пришлось отменять часть рейсов.

Проблема 2: дефицит инфраструктуры

Дефицит инфраструктуры для простого пользователя заметен очень просто: в график хотят проложить поезд, а он не лезет. Не может пройти слишком близко за предыдущим составом, либо какую-то часть маршрута едет по одному пути с поездом встречным (то есть, не едет, у нас же физика).

ЭМ4-002 Станция Москва-Пассажирская-Ярославская. Щукин Д., 2004 г.

Если в пригороде это проявляется не так серьезно (отменены некоторые дальние электрички), то с поездами дальнего следования, и, тем более, грузовыми поездами, ситуация куда серьезнее. Поезда дальнего следования, отправляющиеся сейчас с вокзалов «МЦДшных» направлений, хотят перенести на любой иной вокзал, либо отменить.

Представьте себе поезд, скажем, Москва-Белгород, едущий от Москвы до Тулы не по прямой, а через Ожерелье и Узловую. Шесть часов вместо двух, двукратная смена локомотива (от Ожерелья до Тулы под тепловозом), в общем, приключение не из приятных.

ЭМ4-002 Депо Москва-II. makc-train, 2013 г.

С грузовыми поездами все еще хуже: их просто убирают целиком, как и грузовые дворы. Это приведет к тому, что доставка грузов внутрь МКАДа будет осуществляться только и исключительно фурами (ну и баржами еще немного). Как подобная мера повлияет на пробки, статистику ДТП и экологию — даже рассказывать не стоит.

Так можно ли исправить ситуацию? Да, конечно. Можно ждать, пока закупят достаточное количество поездов, увеличат штат машинистов и ремонтников, модернизируют депо, достроят третий и четвертый путь на всем протяжении МЦД… А можно поменять кое-что уже сейчас.

МЦД и пригород как единый комплекс

ЭМ4-003 Депо Апрелевка. ЭР200, 2012 г.

Вся текущая концепция обслуживания МЦД базируется на том, что у нас есть поезда МЦД, а есть поезда не МЦД; первые ездят строго от Нахабино до Подольска (например) и строго раз в 12 минут, ну а вторые как-нибудь между ними пропихиваются, авось влезет в график. В эти же дырки суются пассажирские поезда, экспрессы, и даже, прости Г-ди, грузовые!

Все это выглядит очень логичным, пока не задать единственный вопрос: чем электричка, скажем, Кубинка — Икша не будет подходить пользователю маршрута Одинцово — Лобня? откуда она приходит в Лобню и куда она уходит после Кубинки, никого не должно волновать: в тупики, в депо или дальше с пассажирами.

ЭМ4-004 Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ. Denzel Washington, 2004 г.

Подобное легкое допущение, как ни странно, может очень серьезно облегчить две основные проблемы МЦД: дефицит составов и дефицит инфраструктуры.

Как следование «дальнего» пригорода по маршрутам МЦД поможет существенно снизить потребность в составах, можно увидеть из этой картинки:

01. Высвобождение одного рейса пригородного поезда путем объединения его расписания с МЦД на полигоне действия МЦД

При текущем графике движения в один отрезок времени у нас есть, допустим, 5 поездов «Нахабино — Подольск» и 5 поездов дальнего пригорода. В середине дня частенько складывается ситуация, что МЦД едет со своим незыблемым 12-минутным тактом, еле набирая по 1-2 пассажиров на вагон.

При этом через 6 минут после (или перед, как вам угодно), между поездами МЦД едет специальный отдельный состав рейсом «Дедовск — Львовская». Выезжает за границы МЦД он совсем чуть-чуть, везет примерно столько же воздуха народу, и в целом, единственное, что он делает — это место в графике занимает.

ЭМ4-005 Салон. Emercome19, 2012 г.

Если пустить несчастный поезд Деловск — Львовская по расписанию Нахабино — Подольск, то у нас освободится аж целый один рейс! А 3-6 таких умело объединенных рейсов — это уже «лишний» электропоезд. Более подробно это видно на графике снизу: сосчитайте общее количество электричек и убедитесь, что их стало меньше — при том, что проку от каждой при низком пассажиропотоке куда больше.

01. Как объединение поездов МЦД с дальним пригородом поможет экономить поезда

При окончании строительства 3 и 4 главных путей для скоростного движения «продление с объединением» поездов МЦД тоже не будет лишним. Дело в том, что медленные и длинные грузовые поезда не могут идти с одной скоростью с пассажирскими; для их пропуска путь нужно освобождать минимум на 15 минут (а хорошо и на побольше).

03. О Боже, стоит только продлить пару поездов МЦД до Голицыно и сразу появляется место для грузового движения!

Если продлить парочку поездов МЦД за границы зоны МЦД в середине дня, когда поток небольшой, то можно будет запросто взять и запустить грузовой состав по «дополнительным» главным путям. Про поезда дальнего следования, если они не поместились, и экспрессы, речи вообще не идет, их тем более можно запускать в освободившиеся промежутки.

Собственно, решение не то что бы уж такое прямо революционное. На нормальных системах городских электричек так и делается: поезда RER могут идти порой весьма издалека, объединяет их одно — общий участок следования с тактовым интервалом. Про барселонские городские электрички я уже писал — там в принципе нет деления на «БЦД» и «не-БЦД», а все подвязано в единый такт.

ЭМ4-009 Депо Раменское. Mycel, 2013 г.

Собственно, прямо сейчас, когда я пишу этот пост, моя невеста едет в поезде по маршруту R2 (St Vicence de Calders — Estacia Franca), который совмещен с маршрутом регионального поезда R15 из Reus — последний рейс, пассажиров мало, ничего не будет, если он пойдет со всеми остановками.

Да, приходится констатировать, что создать коммунизм в границах отдельно взятой зоны МЦД не удалось — придется применять эволюционные и комплексные решения.

Басня «Тришкин кафтан» – произведение, высмеивающее поспешное разрешение далеко не главных проблем, приносящее, подобно снежному кому, неприятность за неприятностью.

Басня «Тришкин кафтан»

У Тришки на локтях кафтан продрался.
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов –
И локти заплатил. Кафтан опять готов;
Лишь на четверть голее руки стали.
Да что до этого печали?
Однако же смеется Тришке всяк,
А Тришка говорит: «Так я же не дурак
И ту беду поправлю:
Длиннее прежнего я рукава наставлю”.
О, Тришка малый не простой!
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел Тришка мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы.
Таким же образом, видал я, иногда
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

Мораль басни Крылова «Тришкин кафтан»

Мораль басни «Тришкин кафтан» автор не вынес отдельной строкой, хотя и пронес ее на поверхности по всему произведению: ко всякому делу нужно подходить с умом и без спешки, иначе вместо решения, можно получить порцию новых проблем.

Анализ басни «Тришкин кафтан»

Главным героем басни «Тришкин кафтан» представляется перед нами некий простой парнишка Тишка, который, порвав рукав своего кафтана, пытается загладить содеянное с помощью поспешных действий. На первый взгляд кажется, что решения, принятые мальчиком, достаточно логичны, ведь они направлены на разрешение нелепой ситуации (некая видимость совершаемой работы). Но если присмотреться внимательнее – любое действие Тишка совершает, не думая о последствиях, поэтому лишь добавляет этим себе проблем. А ведь все можно было решить куда быстрее и проще.

Современный мир, к сожалению, полон подобных персонажей, которые хватаются с молниеносной скоростью за разрешение разного рода ситуаций, руководствуясь первыми, зачастую неверными, порывами, и совершенно забывают о том, что большинство проблем следует решать с «головы», применяя максимум рассудительности и мудрости. Но ведь не просто же так испокон веков в народном фольклоре «гуляет» пословица: поспешишь, людей насмешишь, – которая, к слову, просто идеально выражает мораль рассматриваемой басни.

Крылатые выражения из басни «Тришкин кафтан»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Тришкин кафтан» не используется вне авторского текста Крылова, однако есть одно сборное выражение, ставшее нарицательным: «латать Тришкин кафтан». Сегодня оно используется как насмешка/упрек тем, кто бросает все силы на решение сиюминутных мелких задач в ущерб общему делу.

Читать все басни Крылова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *