Троице сергиевская лавра

Содержание

Суббота, 5 / 18 Июля 2020 г.

Обре́тение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Прп. Афанасия Афонского (1000). Мцц. Анны (ок. 304) и Кириллы (310). Прп. Лампада Иринопольского (X). Cщмч. Геннадия Здоровцева пресвитера, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары Яковлевой (1918); прп. Агапита Таубе исп. (1936). Иконы Божией Матери, именуемой «Экономисса».

Время Служба Место проведения

17:00

Всенощное бдение с литией

Успенский собор

Неделя 6-я по Пятидесятнице. Глас 5-й

Воскресенье, 6 / 19 Июля 2020 г.

Второй день праздника прп. Сергия Радонежского. Собор Радонежских святых. Прп. Сисоя Великого (429). Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обре́тение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Свт. Арсения, еп. Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Прмч. Евфимия Любовичева (1931); прмч. Феодора Богоявленского (1943). Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

Время Служба Место проведения

05:00

Молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор

05:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ВАСИЛИСК, ДОРОФЕЙ; иером. ГАВРИИЛ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, ФЕОДОР, ПРОКЛ

Сергиевский Трапезный храм

05:30

Ранняя Литургия

Успенский собор

06:30

Средняя Литургия

Троицкий собор

06:30

Средняя Литургия

Крипта Успенского собора (придел Радонежских святых)

07:30

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ, ГЛЕБ (Р.); игум. ИЛАРИОН, НИКОЛАЙ; иером. ЕМИЛИАН, ХРИСТОФОР, СЕРАФИМ, МАКСИМ, МИХАИЛ

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

17:00

Всенощное бдение

Успенский собор

Понедельник, 7 / 20 Июля 2020 г.

Третий день праздника прп. Сергия Радонежского. Прп. Сергия и Никона, игуменов Радонежских. Прп. Фомы, иже в Малеи (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обре́тение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV). Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Время Служба Место проведения

05:00

Молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор

06:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (Д.); иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, ГЕРОНТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МОИСЕЙ

Сергиевский Трапезный храм

06:30

Ранняя Литургия

Троицкий собор

08:00

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. АГАФОДОР, ИЕРЕМИЯ; игум. АНФИМ; иером. ЕМИЛИАН, ХРИСТОФОР, СОФРОНИЙ, ПРОКЛ, СЕРАПИОН

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

17:00

Всенощное бдение с литией и акафистом

Успенский собор

Вторник, 8 / 21 Июля 2020 г.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).

Время Служба Место проведения

05:00

Молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор

05:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ВАСИЛИСК, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, ГЕРОНТИЙ, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, СЕРАПИОН

Сергиевский Трапезный храм

05:30

Ранняя Литургия

Успенский собор

06:30

Средняя Литургия

Троицкий собор

07:30

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ, ГЛЕБ (Р.); игум. ИЛАРИОН, АНФИМ; иером. ХРИСТОФОР, СЕРАФИМ, МАКСИМ, МИХАИЛ, ТРОФИМ

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

16:45

Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)

Успенский собор

Среда, 9 / 22 Июля 2020 г.

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Прп. Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (1901). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Прпп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Сщмч. Константина Лебедева пресвитера (1918). Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

Время Служба Место проведения

05:30

Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница

Троицкий собор

06:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (Д.), ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВАДИМ, ГЕРОНТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МОИСЕЙ

Сергиевский Трапезный храм

06:30

Ранняя Литургия

Троицкий собор

08:00

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ; игум. АНФИМ; иером. ЕМИЛИАН, ХРИСТОФОР, СОФРОНИЙ, МАКСИМ, ПРОКЛ

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

16:45

Вечернее богослужение. Полиелей

Успенский собор

Четверг, 10 / 23 Июля 2020 г.

Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Прпп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских. Сщмчч. Александра Попова, Василия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефана Луканина пресвитеров, Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского диаконов (1918). Коневской иконы Божией Матери.

Время Служба Место проведения

05:30

Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница

Троицкий собор

06:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (Д.), ЛЕВ; иером. ГАВРИИЛ, ФИЛАРЕТ, ВАДИМ, ГЕРОНТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МОИСЕЙ

Сергиевский Трапезный храм

06:30

Ранняя Литургия

Троицкий собор

08:00

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ, игум. АНФИМ; иером. ЕМИЛИАН, ХРИСТОФОР, СОФРОНИЙ, МАКСИМ, ПРОКЛ

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

17:00

Всенощное бдение

Успенский собор

Пятница, 11 / 24 Июля 2020 г.

Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969). Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Обре́тение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998). Мч. Киндея пресвитера (III–IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

Время Служба Место проведения

05:00

Молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор

06:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (Д.), ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ГЕРОНТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ

Сергиевский Трапезный храм

06:30

Ранняя Литургия

Троицкий собор

08:00

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ЗАХАРИЯ; игум. АНФИМ; иером. ЕМИЛИАН, ХРИСТОФОР, СОФРОНИЙ, МАКСИМ, ПРОКЛ

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

16:45

Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)

Успенский собор

17:00

Параклисис Божией Матери

Троицкий собор

Суббота, 12 / 25 Июля 2020 г.

Мчч. Прокла и Илария (II). Прп. Михаила Малеинá (962). Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Мц. Голиндухи, во Святом Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.). Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Время Служба Место проведения

05:30

Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница

Троицкий собор

06:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (Д.), ЛЕВ; иером. ГАВРИИЛ ФИЛАРЕТ, ВАДИМ, ГЕРОНТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МОИСЕЙ

Сергиевский Трапезный храм

06:30

Ранняя Литургия

Троицкий собор

08:00

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ, игум. АНФИМ; иером. ЕМИЛИАН, ХРИСТОФОР, СОФРОНИЙ, МАКСИМ, ПРОКЛ

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

17:00

Всенощное бдение с литией

Успенский собор

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й

Воскресенье, 13 / 26 Июля 2020 г.

Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Собор Архангела Гавриила. Прп. Стефана Савваита (794). Свт. Иулиана, еп. Кеноманийского (I). Мч. Серапиона (II–III). Мч. Маркиана (258). Всех святых, в земле Литовской просиявших.

Время Служба Место проведения

05:00

Молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор

05:00

Исповедь 1-я смена
Разрешают: архим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ВАСИЛИСК; иером. ГАВРИИЛ, ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, МОИСЕЙ, АЛЕКСИЙ

Сергиевский Трапезный храм

05:30

Ранняя Литургия

Успенский собор

06:30

Средняя Литургия

Троицкий собор

07:30

Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ; игум. ДОРОФЕЙ, ВАРНАВА, НИКОЛАЙ; иером. ХРИСТОФОР, ТРОФИМ

Сергиевский Трапезный храм

08:30

Поздняя Литургия

Успенский собор

16:45

Вечернее богослужение. Полиелей

Успенский собор

17:00

Соборный молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор

Мiръ Россия Московская область Сергиев Посад Свято-Троицкая Сергиева лавра

Идёт загрузка карты…

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему. На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры организован монастырский оздоровительный центр. Также при обители действует гостиница для паломников.

История

Обитель была основана в 1337 г. прп. Сергием Радонежским. Со дня основания и до наших дней это одна из самых почитаемых святынь, крупнейший центр духовного просвещения и русской культуры. В стенах Троице-Сергиевой лавры подвизились прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.

Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей.

В 1608-1610 гг. монастырь с тремя тысячами человек выдержал осаду тридцатитысячного польско-литовского войска, претендовавшего на Россию и московский трон. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православия.

В 1744 г. монастырь получил почётное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры расположилась Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (до пожара 1812 г. пребывавшая в московском Заиконоспасском монастыре, там же и основанная в 1685 г.)

В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё.

Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.)

Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества.

Современное состояние. Храмы

Свято-Троицкая Сергиева лавра один из красивейших русских монастырей. У каждого храма и собора уникальная история. Приводим перечень и фото. Тем, кто интересуется подробно, сюда: http://www.stsl.ru/about_lavra/khramy-i-sobory-lavry. (На официальном сайте Лавры есть также информация о других постройках, включая монастырскую стену.)

  • Колокольня (1741-1770 гг)
  • Троицкий собор (1422-23 гг.)
  • Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
  • Успенский собор (1585)
  • Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)
  • Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.)
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. )
  • Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)
  • Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753)

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

  • Колокольня

  • Троицкий собор

  • Успенский кладезь с часовней

  • Успенский собор

  • Храм прпп.Зосимы и Савватия Соловецких

  • Церковь Рождества св.Иоанна Предтечи

  • Духовская церковь

  • Михеевская церковь

  • Церковь прп.Никона Радонежского

  • Трапезная церковь

  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии

Святыни (краткий перечень)

Св.мощи прп.Сергия Радонежского

  • Св. мощи преподобного Сергия Радонежского
  • Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (в Троицком соборе)
  • Св. мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви)
  • Чтимая икона свт. Николая (в храме прп. Сергия).

Примечание: за алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

Подворья

  • Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Богородское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Варницкое подворье
  • Владимирское подворье
  • Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Геленджикское подворье
  • Гефсиманский Черниговский скит
  • Деулинское подворье. Храм Нерукотворного Спаса в селе Деулино
  • Московское Троицкое подворье
  • Пересветовское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Подворье «Куликово Поле»
  • Покровский скит (Сабурово)
  • Пятницкое подворье
  • Радонежское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Свято-Успенский женский скит-подворье (Епифань)
  • Сергиевское подворье Троице-Сергиевой Лавры (Переславль-Залесский)
  • Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры
  • Скит Параклит
  • Спасо-Вифанский мужской монастырь
  • Храм святой Марии Магдалины (Лоза)
  • Храм святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад, ул. 1 Ударной Армии, 17)
  • Храм явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому на территории Детского дома для слепоглухих
  • Церковь Святой Троицы (Антарктика)

Контакты

Почтовый адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Электронная почта:

  • для частных вопросов answer@lavra.ru
  • для официальной переписки office@lavra.ru.

Справочные телефоны по общим вопросам:

Телефоны Духовной академии и семинарии:

  • Канцелярия +7(496)540-53-45, факс +7(496)540-31-60
  • Приемная ректора +7(496)540-53-46, факс +7(495)742-44-04
  • Сайт http://www.mpda.ru

Как добраться

От вокзалов до Лавры можно дойти пешком.

Личный транспорт Из Москвы по пр. Мира на Ярославское шоссе (трасса М8). Через 45 км — поворот на Сергиев Посад, через 10 км – город. Лавра видна при въезде.

На подъезде к монастырю парковки платные. А так, парковка везде, где не запрещено. Бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

Где разместиться

Вознесенская гостиница

Стоимость проживания: за нижнюю койку — 500 руб., за верхнюю — 450 руб.

Старая гостиница

Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133

Стоимость проживания уточнять нужно самим. Телефоны для справок: +7(496)549-90-00, +7(496)541-43-00.

Примечание: комфортные одно-, двух- и многоместные номера со всеми удобствами. В каждом номере есть икона и Св. Писание. Возможна организация дополнительного места. Дети до 7 лет проживают бесплатно.

В гостиницах не благословляется курение, распитие спиртных напитков в номерах.

Паломнику

Богослужения

Лавра открыта для посетителей с 5:00 до 21:00 ежедневно.

В великие праздники и дни памяти преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — круглосуточно.

Расписание на текущую седмицу можно посмотреть на странице Лавры http://www.stsl.ru/worship/schedule

Ориентировочно расписание такое:

  • В крипте под собором в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны в 9.00 с водосвятием и в 13.00 без водосвятия, а также раздается освященное масло с 9.00 до 12.30.
  • Троицкий собор: будние дни — братский молебен у мощей прп. Сергия и полунощница — 5.30-6.30, средняя Литургия — 6.30. Воскресенье и праздничные дни: молебен с акафистом прп. Сергию — 5.00-6.15, средняя Литургия — 6.20, молебны с акафистом прп. Сергию — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30. Воскресенье: соборный молебен с акафистом прп. Сергию — 17.00. В пятницу соборный молебен с акафистом Божией Матери — 17.00 (если нет всенощного бдения). Накануне воскресений, двунадесятых и некоторых великих праздников сразу после всенощного бдения с литией (ок. 21.00) совершается исповедь в том же храме, а в сам день праздника две дополнительные средние Литургии в Духовском храме (в 7.30) и в Смоленской церкви (в 8.30).
  • Храм в честь Покрова Божией Матери в Академии: будние дни — вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр. с 1-м часом) — 16.45, исповедь в исповедальне Академии — 6.00, Литургия — 6.20; воскресные и праздничные дни: всенощное бдение — 17.00, исповедь — 7.00, Литургия — 7.45. По средам соборный акафист Покрову Божией Матери (кроме дней попразднств) — 18.20.

Если не можете подать записку лично

Все требы за пожертвования. Если не можете приехать, записку можно отправить по электронной почте (answer@lavra.ru, приложив копию платёжки) или почтовым переводом.

Помните: поминаются только крещенные в Православной Церкви. Имена нужно указывать, данные в крещении, в родительном падеже (например, о здравии: Иоанна, Андрея, Марии…)

В храмах Лавры можно заказать о здравии и упокоении:

  • Сорокоуст
  • Сорокоуст на Великий пост
  • Молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского
  • Благодарственный молебен в храме Всех Святых
  • На Литургию (с проскомидией)

Поминовение на полгода и год можно заказать на Подворьях Лавры и в приписных храмах (на Пятницком Подворье, храме св. апп. Петра и Павла…), в самой Лавре такие длительные поминовения не принимаются.

Отчитка

Заочно отчитка не проводится. Необходимо личное присутствие.

На проведение чина изгнания злых духов желательно получить благословение опытного священника, который может сказать, действительно ли есть нужда в этом.

Перед отчиткой необходимо исповедаться.

Чин совершает архимандрит Герман (Чесноков) по четвергам, пятницам, субботам в 12:00 ч. Расписание может меняться. По всем вопросам надо звонить предварительно.

Трудникам и волонтёрам

Желающим потрудиться в Лавре:

служба)

Экскурсии

Храмы Лавры открыты во время богослужений (смотри расписание) и заказных экскурсий.

Экскурсии проводятся ежедневно:

  • в летнее время с 9:00 до 18:00
  • в зимнее время (ноябрь — апрель) с 9:00 до 17:00

Телефоны паломнического центра: +7(496)540-57-21, +7-910-471-01-70

Трапезные

Голодными не останетесь. Цены разные.

Монастырский оздоровительный центр

На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры организован монастырский оздоровительный центр. Руководитель — насельник Лавры иеромонах Моисей (Дроздов). Он и монах Мелитон ведут приём больных в павильоне напротив Келарского пруда.

В Центре можно купить сборы и травы, в т.ч. удалённо (есть интернет-магазин). Есть филиал в Смоленске.

Фотографии

Видео

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Божественная Литургия в Лавре.

«Обитель»,реж. А.Мамонтов, 2005

Золотое кольцо. Сергиев Посад

«Ризница Троице-Сергиевой лавры» — это единственный в России государственный музей церковного искусства, который находится на своем историческом месте. Он расположен в Ризничном корпусе на территории крупнейшего действующего монастыря Русской Православной Церкви – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Памятники древнего монастырского собрания сохраняют редкую целостность историко-культурного комплекса и входят в состав коллекций Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

В настоящее время в помещениях Ризничного корпуса открылась новая экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков».

Основу музейного собрания составляют исторически сложившиеся коллекции Троице-Сергиева монастыря, которые ранее входили в состав монастырской ризницы и казны – свыше 20 тысяч произведений. В экспозициях и фондах музея общей площадью 1890,2 кв. м представлены вклады и пожалования великих и удельных князей, русских царей и императоров, представителей древних боярских родов и аристократических семей. Это драгоценные иконы, золотые и серебряные предметы церковной утвари, книги и рукописи в окладах из благородных металлов, шитые золотом и серебром покровы и плащаницы, произведения живописи и графики. Реликвии монастырской ризницы и в прямом, и в переносном смысле входят в золотой фонд отечественного культурного наследия. Здесь хранятся мемориальные предметы, связанные с образом одного из самых почитаемых в православии святых – основателем монастыря преподобным Сергием Радонежским. Здесь представлены эталонные памятники средневековой культуры, вошедшие во все учебники по русскому искусству. Здесь экспонируются редчайшие произведения времени царя Ивана Грозного и роскошный комплекс литургических предметов, изготовленных по заказу царя Бориса Годунова.

«То, что можно увидеть сейчас в Ризнице — потрясает своей красотой и мощью, это как будто сама русская история в её размахе, евразийской роскоши и контрастах. Вклады русских царей и цариц отражают уровень декоративно-прикладного искусства эпохи — это уникальные вещи. Особые эмоции вызывает мысль о том, чьи руки касались этих предметов, какие мысли в этот момент не давали покоя Ивану Грозному или Борису Годунову. Иными словами, поход в Ризницу станет для каждого незабываемым погружением в историю» — сказала присутствующая на открытии экспозиции министр культуры Московской области Нармин Ширалиева.

В экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков» представлены наиболее древние памятники монастырского собрания.

В залах Ризницы располагается собрание древнерусского изобразительного искусства, представленное выдающимися образцами иконописи и книжной миниатюры. Мастерами артели Андрея Рублева выполнены Царские врата из иконостаса Троицкого собора, над которым в 20-е годы XV века работал выдающийся иконописец. К немногочисленным в нашей стране византийским и южнославянским памятникам XIV века относятся иконы «Богоматерь Перивлепта» и «Анна с младенцем Марией». В музейном собрании представлены все основные иконографические типы изображения Богоматери: Одигитрия, Умиление, Знамение и их многочисленные изводы: Владимирская, Донская, Боголюбская, Тихвинская, Иерусалимская, Гребневская, Яхромская, Казанская, Петровская, Пименовская и другие. Эти произведения являются ярким отражением чрезвычайной по пулярности богородичного культа в Московской Руси.

Значительное место в собрании музея занимают памятники, происхождение которых связано с иконописной мастерской Троицкого монастыря. К числу выдающихся работ относятся подписные иконы келаря монастыря Евстафия Головкина, созданные им в конце XVI века на досках от раки Преподобного Сергия.

Экспозиция отражает разнообразие иконописных школ XVII века. В зале представлены замечательные работы Годуновской, Строгановской мастерской, Оружейной палаты. Среди них исключительное место занимают иконы, выполненные выдающимся мастером Оружейной палаты Московского Кремля Симоном Ушаковым, который работал в 1680-е гг. над иконами для Троицкого и Успенского соборов монастыря.

Вы можете познакомиться с развитием декоративно-прикладного искусства в Древней Руси. Разнообразные богослужебные предметы, представленные здесь, в основном ранее использовались в литургической практике Троице-Сергиева монастыря. Выполненные мастерами золотого и серебряного дела, резчиками, вышивальщицами они отражают эстетические представления своей эпохи.

Исключительное место в коллекции занимают памятники великокняжеской Москвы и начального периода русского централизованного государства. Наиболее яркое выражение высокие идеи искусства Москвы нашли в творчестве Андрея Рублева. Искусство иконописи в этот период оказало огромное влияние на развитие художественного шитья. Музей располагает одной из лучших коллекций разнообразных шитых произведений. С иконописцами круга Андрея Рублева связано одно из лучших произведений древнего русского искусства — шитый покров с изображением Сергия Радонежского. Это своеобразный средневековый портрет, выполненный разноцветными шелками в 20-х годах XV века.
Многие произведения сохранили исторические летописи, повествующие о памятных, а порой и драматических событиях своей эпохи. В создании пелены «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» нашла отражение трагическая судьба первой жены Василия III, великой княгини Соломонии Сабуровой. Шитая разноцветными шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями пелена была подарена в Троицкий монастырь в 1525 году как моление о рождении ребенка: «… подай же им Господи плод чрева…».

Эстетические представления эпохи раскрывают и разнообразные изделия московских златокузнецов и серебряников. Для наиболее ранних произведений XIV -XV веков характерны простота и скромность декора, отвечавшие как нельзя лучше духу времени. К числу таких работ относится подписной серебряный крест-мощевик с гравировкой и каменной рельефной иконкой мастера Семена Золотилова, предположительно, выполненный по заказу великого князя Дмитрия Ивановича (Донского). Выдающимся памятником ювелирного искусства великокняжеской Москвы является золотой потир с великолепной филигранью по краю чаши, подаренный в Троице-Сергиев монастырь великим князем Василием II в 1449 году. На поддоне потира сохранилась редчайшая подпись с именем мастера — «А делал Иван Фомин».
Мастерскую Троице-Сергиева монастыря представляют работы замечательного резчика и ювелира середины XV века Амвросия, отличающиеся совершенством композиций, виртуозностью резьбы, живописностью орнаментального узора. К числу выдающихся памятников эпохи относится икона-складень из орехового дерева в золотой филигранной оправе, выполненная по заказу игумена монастыря Вассиана Рыло.

Целый комплекс прекрасных памятников подарен в монастырь Иваном Грозным в XVI веке. Этот период, когда Москва становится общерусским культурным центром, является признанной порой расцвета ювелирного искусства. Лучшие работы выполнены мастерами Московской Оружейной палаты и Троице-Сергиева монастыря. Ярким отражением этой эпохи являются золотые венцы и цаты с подвесками, подаренные Иваном Грозным для украшения иконы «Троица» письма Андрея Рублёва. Их форма отличается изысканной простотой, а декоративное убранство, построенное на сочетании искусной чеканки, филиграни и зерни по золоту с разноцветными эмалями и драгоценными камнями, необыкновенно нарядно. Выдающейся работой московских чеканщиков второй половины XVI века является золотой оклад на икону Сергий Радонежский, выполненный 14 мастерами Оружейной палаты.

Ювелирное искусство оказало влияние и на развитие лицевого шитья. В декоре произведений, выполненных в царицыных мастерских, все более активно используются жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные нити. Виртуозной техникой, сложным композиционным замыслом, ярким живописным решением отличаются работы из мастерской князей Старицких. Лучшие художественные традиции времени Ивана Грозного были поддержаны и развиты в эпоху Бориса Годунова. В документах неоднократно упоминаются особенные случаи посещения Троицкого монастыря русским царем, сопровождавшиеся обычно щедрыми подарками. Искусство этого времени в экспозиции музея представлено отдельным залом.

Годуновские ювелиры особенно славились искусством черни по золоту, выдающимся образцом которой является литургический набор, представленный в экспозиции. Наряду с другими техниками чернь занимает большое место в декоре оклада на икону «Троица» письма Андрея Рублёва. Основные части этого оклада выполнены по заказу Бориса Годунова, впоследствии он был дополнен более поздними деталями. В 1602/3 году Борис Годунов «пожаловал дал вкладу шапку архимандричью», то есть митру, с золотым венцом, золотыми дробницами, жемчугом и драгоценными камнями: лалами, изумрудами, яхонтами лазоревыми.

Талантливые вышивальщицы и художники работали в мастерских царя Бориса Годунова. Покровец-сударь «Троица» и индитию (одежду на престол) «Предста царица» отличают подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство. Выдающимся памятником орнаментального шитья является «Жемчужная пелена» 1599 г. , в декоре которой наряду с жемчугом и золотом большую роль играют яркие разноцветные драгоценные камни – красные, синие, зеленые.
Многообразны по материалам и технике исполнения изделия мастеров золотого и серебряного дела XVII в. Ведущая роль в их декоративном убранстве принадлежит эмалям, чеканке, драгоценным камням. Характерным произведением этой эпохи является митра князей Мстиславских, подаренная монастырю в 1626 году. Все детали ее декора, обнизанные крупным жемчугом и прекрасно скомпонованные, производят впечатление необычайной красочности и царственной роскоши. Тончайшая гравировка и чернь украшает золотой кресты, один из которых подарен дочерью царя Михаила Федоровича Ириной, другой родственниками думного дьяка Ивана Грамотина. Редкой красотой отличается крест, выполненный мастером Андреем Маловым.

Подчеркнутая декоративность, искусная техника шитья, многообразие ее приемов отличает лицевое шитье XVII в. Ярким памятником эпохи является покров «Савва Сторожевский». Весь его фон шит «на аксамитное дело», что производит впечатление драгоценной ткани – аксамита. Особая тонкость и тщательность шитья характерна для работ мастерских Строгановых. Необычайно разнообразно в коллекции музея орнаментальное шитье этого времени. Интересным памятником является великолепная епитрахиль, шитая по красному бархату жемчугом, золотыми дробницами, мелкими гранатами и бирюзой.

Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.

Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.

Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.

Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре

Службы в храмах Троице-Сергиевой лавры проходят ежедневно.

Трапезный храм: в будни ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.

Успенский собор: в воскресенье и праздничные дни ранняя литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; всенощное бдение в 17:00.

Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.

Также богослужения регулярно проводятся и в других храмах лавры: в Предтеченской церкви, храме Св. апостолов Петра и Павла.

Основное расписание служб в Троице-Сергиевой лавре — на этой странице официального сайта.

Расписание служб в Троице-Сергиевой лавре (подробно на текущую седмицу)

Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры

Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.

Троицкий собор, © Альберт

Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.

Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.

Успенский собор и Кладезная часовня, © Екатерина

Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.

Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.

Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.

Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.

Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.

Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.

Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры

Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.

Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.

Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.

Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры

Подворья Троице-Сергиевой лавры

Ближайшее к Лавре подворье находится — Пятницкое — в нескольких шагах от монастырского комплекса, в него входят древнейшие в городе храмы за пределами лавры — храм Параскевы Пятницы и Введенская церковь. В Сергиевом Посаде статус подворья Лавры имеют также Спасо-Вифанский монастырь, Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, Всехсвятское подворье.

Большинство представительств лавры располагается в малых населенных пунктах Сергиево-Посадского района: подворья имеются в селах Благовещение, Деулино, Радонеж, поселках Богородское и Лоза, городе Пересвет.

Действующие подворья монастыря за пределами Сергиево-Посадского района:

  • Троице-Сергиев Варницкий монастырь (поселок Варницы, Ярославская область)
  • Владимирское подворье (село Тучково, Владимирская область),
  • Подворье «Куликово Поле» (село Иваново, Тульская область),
  • Свято-Успенский женский скит-подворье (пос. Епифань, Тульская область),
  • Черниговское подворье (город Геленджик).

Подробно о подворьях и скитах, контакты храмов — на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры.

Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве

Московское подворье создано еще при жизни Сергия Радонежского. С этой обителью оказались связаны важнейшие события российской истории XVI–XIX веков: в монастыре крестил своего сына великий князь Василий III, к обители приходили на покаяние горожане, признавшие Лжедмитрия. Сейчас самая почитаемая святыня Московского Троицкого подворья — икона Божией Матери «Достойно есть».

Как добраться до Троице-Сергиевой лавры из Москвы

Из Москвы можно доехать на электричке с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (1 час или 1 час 20–30 минут в пути).

Кроме того, от различных станций метро до Сергиева Посада курсируют рейсовые автобусы. В пути — от 1 часа 20 минут в зависимости от пробок.

Троице-Сергиева лавра: видео

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан: в 1337 году
Основатель: Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18’37.3″N 38°07’48.9″E

Краткая история монастыря

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры

Троице-Сергиева Лавра на карте

Краткая история монастыря

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

Пятницкая башня

Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь. Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом. Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.

Водосвятная часовня-сень со святым источником

Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.

Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.

Рейтинг достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *