Троице сканов женский монастырь

Мiръ Россия Пензенская область село Сканово Троицкий Сканов женский монастырь

Идёт загрузка карты…

Троицкий Сканов женский монастырь — православная женская обитель в Пензенской области. В 1990 году монастырь был передан Церкви.

История

«Когда основан монастырь определить трудно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в «Истории церковной Российской иерархи» произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь.

Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели.

Современное состояние

В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается «неусыпаемая» Псалтирь.

Храмы

  • Собор Троицы Живоначальной
  • Церковь Николая Чудотворца
  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Святыни

Икона Божией Матери «Трубчевская»

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 19 декабря

  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября

Фото

  • Собор Троицы Живоначальной

  • Церковь Николая Чудотворца

  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Видео

Как добраться

Адрес: Пензенская обл., Наровчатский р-н, с. Сканово

От Пензы рейсовым автобусом до посёлка Наровчат, или от города Ковылкино (республика Мордовия) рейсовым автобусом (25 км) до посёлка Наровчат. От поселка Наровчат на попутном транспорте 5 км.

Паломнику

Троицкий Сканов женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Цитата сообщения Оксана_Лютова Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия)

Возникновение Свято–Троицкого Сканова монастыря относят к началу XVII века. Все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю погибли в пожаре 1676 года. Известно только, что этот монастырь существовал задолго до означенного пожара и имел вид благоустроенный.
Изначально монастырь был мужским, с 1786 года имел Устав строгого общежития. Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, поскольку в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом в кладбищенской церкви. В зимнее время благовест к Литургии начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило – канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник, вторник и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.

Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом, включавшим в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима.
После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято–Троицкая и Свято–Никольская церкви были построены вновь. Но Свято–Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято–Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1762 году на северной стороне среди ограды была заложена высокая каменная колокольня, в ней над вратами в 1793–93 годах была устроена новая Свято–Никольская церковь.

С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято–Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято–Троицкого собора. Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией матери и Трех святителей, верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1809 году на южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1853 году построена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.
В 30–е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затомлены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи организовали клуб, в других зданиях разместили магазин, гараж, столовая, жилье для рабочих местного совхоза. Настоятель и насельники Троице–Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.

Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины. 12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница и семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.

Сейчас Свято–Троицкий Сканов монастырь восстановлен из руин, приобрел свой первоначальный вид и является жемчужиной Пензенского края. В монастыре около 70–ти насельниц. Здесь ежедневно совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель живет в основном трудами самих наельниц. В монастыре есть свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут послушание: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризнице, на скотном дворе. Летом сестры ухаживают за цветниками, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут пояса и четки, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.

В Свято-Троицком монастыре находится святыня Русской Православной Церкви – чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбе Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд. В середине XVIII века Свято-Троицкий Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре. «Пензенские епархиальные ведомости» в 1869 г. и в 1877 году сообщали: «Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и Всенощных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев притекают к ней с верою, служат молебны». «В 1831 и 1848 годах, во время свирепствования в Наровчате холеры, святая икона сия была тожественно износима в город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царцы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни».

До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте. На иконе, старанием игумена Филарета, на пожертвования устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями. В 1853 году в 114-ти саженях от монастыря построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь.

В 30-е годы прошлого столетия, во время закрытия монастыря, икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были «изъяты» драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1976 году.
В 1993 году икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: «1765», и три буквы — «ЕВФ», что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю. Она была отправлена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев.Сейчас обновленная икона вновь находится в Свято-Троицком Скановом монастыре. Известно несколько случаев чудотворных исцелений через Трубчевскую икону.
В 3 километрах от наземного монастыря в склонах горы Плодской расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.
Сканов пещерный монастырь
Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры.
Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.
У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.
Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.
Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.
Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: » В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).
«Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры,<…> в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. <…> Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).
В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один — во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был предел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.
источник и над ним деревянная часовня.
Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника — скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся» .
В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника.
Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы.
Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.
Описание пещерного монастыря
Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.
Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.
Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.
Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.
Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.
Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.
Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).
По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий — например, мощей (ниши аркасолии).
Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.
Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов.
Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.
С 2006 г. началось активное восстановление и расчистка пещерного монастыря. Восстановительные работы ведутся по сей день под руководством сотрудников Наровчатского историко-археологического и природного музея-заповедника. Был оборудован вход в виде часовни, несколько сотен метров галерей обложено кирпичом, сооружена лестница для подъема на гору к пещере. Расчищен и укреплен родник под горой. Решен вопрос об обустройстве скита от Троице-Сканова монастыря над пещерой.

http://www.vidania.ru/

Взору ежедневно посещающих обитель паломников и гостей предстает восстановленный из развалин и запустения Троице -Сканов монастырь, который день ото дня приобретает свой неповторимый первоначальный вид с его устремившейся ввысь колокольней, величественным двухэтажным собором, белым фасадом зданий, угловыми башенками, делающими монастырский ансамбль стройным,гармонично завершенным в архитектурном плане. Это самый красивый из всех здешних исторических архитектурных памятников. Это — «жемчужина» Пензенского края.
В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.
В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается «неусыпаемая» Псалтирь.
По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании — получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.
9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.
Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поля для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, посажен сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковница, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, делают из воска свечи. Летом — ухаживают за цветником, пасут скот, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.
В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и обплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.
Монастырь — это «пристань спасения», «островок» истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.

Платформы для сайта: .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *