Троицкий монастырь в рязани

История обители

Свято-Троицкий мужской монастырь, расположенный в западной части г. Рязани при впадении реки Павловки в Трубеж, является одним из древнейших на Рязанской земле. Хотя время его основанияв точности неизвестно, считается, что возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу. «Обнощева» здесь, святой старец, исполняя просьбу великого князя Димитрия Донского, отправился на княжеский двор к Олегу Рязанскому и кроткими речами склонил его на установление долгожданного мира с Москвой. Символом нерушимости этого союза стал династический брак, заключенный между сыном Олега Ивановича Феодором и дочерью Димитрия Донского Софией.

В древности Рязанское княжество подвергалось неоднократным набегам татаро-монгольских орд, поэтому все записи, относящиеся к древнейшей истории монастыря, были утрачены. Первое письменное упоминание о нем встречается лишь в конце XVI столетия в Платежных книгах Ивана Рогозина, а первым известным настоятелем является «строитель старец Симеон» (1628 – 1629 гг.).

Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на средства стольника И.И. Вердеревского на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Рязанским митрополитом Авраамием. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат». Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Древний список пожертвовал обители потомственный гражданин г. Рязани купец Григорий Гаврилович Анзимиров после чудесного случая, произошедшего с ним благодаря этому образу. 24 октября 1852 года икона была торжественно перенесена в обитель святителем Гавриилом Рязанским и помещена в северном приделе Сергиевского храма, освященном в тот же день в честь этого образа. От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

В ограде монастыря находилсядревний некрополь, на котором производились преимущественно почетные захоронения: духовных лиц, благотворителей, людей известных фамилий. Среди них: архиепископ Иринарх (Попов), архимандрит Иоанн (Оболенский), Вердеревские, Рюмины, Андрониковы, Нарышкины, Дубовицкие, Орловы, Медынцевы, Замятины, Живаго, княгиня М.И. Кропоткина, грузинская царица фрейлина Мария и другие.

На кладбище Троицкого монастыря упокоился знаменитый зодчий конца XVIII – начала XIX века Матвей Федорович Казаков, архитектурный гений которого во многом определил облик Москвы. В 1812 г. при спасении от наполеоновского войска М.Ф. Казаков вместе с родственниками оказался в Рязани, где вскоре скончался и согласно записи в метрической книге Николаевской «что за Лыбедью» церкви, был «погребен всем причтом в Троицком монастыре». Предположительно захоронение было произведено за алтарем Сергиевского храма. В 1914 году при расширении алтарной части останки зодчего были перезахоронены в нескольких метрах восточнее, над могилой установили памятник в виде обелиска из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича (1738 – 1812)». При регистрации надгробий на Троицком кладбище в 1931 году под № 124 значился памятник Казакову. Однако в годы советской власти Троицкое кладбище так же, как и сам монастырь, подверглось разорению: решение о его ликвидации было принято Исполнительным комитетом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся 13 марта 1941 г. Окончательно оно было уничтожено в 1974 году при закладке котлованов под фундаменты зданий завода автоаппаратуры. Так, место захоронения известного зодчего было утеряно. В 2002 году, в период празднования 190-летия со дня кончины М.Ф. Казакова была предпринята попытка отыскать останки выдающегося архитектора на основании архивных данных и показаний свидетелей, однако поиски не увенчались успехом.

Троицкий монастырь быллишен своего статусав 1919 г., но оба его храма продолжали действовать в качестве приходских церквей. 23 апреля того же года было создано братство Свято-Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), в будущем архимандрит, наместник обители. Впоследствии он был арестован и дважды находился в ссылках. Полностью храмы были закрыты в 1940 г. В зданиях монастыря в различные годы размещались Учебный комбинат, мастерские завода автоаппаратуры, автошкола, использовались они и в качестве жилых помещений.

Исторический статус Свято-Троицкому монастырю был возвращен Указом Святейшего Патриарха Алексия II († 2008) от 26 декабря 1995 г. В том же году наместником был назначен игумен Андрей (Крехов); ныне архимандрит.

На сегодняшний день в монастыре – 12 человек братии. Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

С июня 1998 г. в монастыре издается газета «Святые врата». Действуют просветительские курсы для взрослых «Основы Православия» и детская воскресная школа. Из собрания старопечатных книг, которым располагает монастырская библиотека, регулярно устраиваются выставки. В декабре 1996 г. при монастыре была устроена благотворительная столовая, ежедневно обслуживающая до 50 человек. Монастырь активно принимает паломников из разных регионов страны, проводятся экскурсии для школьников. У монастыря имеется три подворья, хозяйственный двор. Продолжается восстановление обители. В 2012 году была возведена кирпичная ограда.

Рязанский Свято-Троицкий монастырь, февраль 2010

Рязанский мужской монастырь во имя Пресвятой Троицы Рязанской епархии

Находится в западной части города Рязани при впадении реки Павловки в Трубеж (приток Оки). В старину монастырь именовался также Троицким Усть-Павловским. В древности эта местность была покрыта лесом, через который пролегала дорога, ведшая из Переяславля Рязанского в Коломну.

Время основания монастыря

Время основания монастыря в точности неизвестно.

Одни историки относят его к началу XIII века (1208 год), когда епископ Муромский и Рязанский Арсений, при князе Романе Глебовиче, «заложил новые укрепления вокруг Переяславля Рязанского…».

Другие относят время его основания к началу правления Рязанским княжеством Олега Ивановича (1351 год), который, оберегая стольный град от многочисленных набегов, создал вокруг Переяславля Рязанского сеть монастырей-крепостей.

Существует предание, что прп. Сергий, посещавший Рязань в 1385 году для примирения князей Олега Ивановича и Димитрия Донского, по прибытии в столицу княжества Рязанского предварительно останавливался в Троицком монастыре .

Рязанские историки – священник Иоанн Добролюбов и Л.И. Денисов – считают, что Рязанский Троицкий монастырь был заложен великим князем Олегом Ивановичем Рязанским в память примирения князей.

По мнению же некоторых, обитель была открыта во времена внука Олега Ивановича – Ивана Федоровича, в честь св. прп. Сергия, причисленного в 1452 году к лику святых.

История монастыря до XX века

Первое летописное упоминание о монастыре относится к XVI веку (Платежные книги Ивана Рагозина 1595, 1596, 1597 годов).

В Писцовых книгах Воронцова-Вельяминова 1628 и 1629 годов замечено, что Троицкий монастырь «от войны был впусте многие лета», но и по возобновлении своем, как видно из тех же книг, находился далеко не в цветущем состоянии:

«… в монастыре одна церковь Живоначальной Троицы, да в пределе Сергий Чудотворец — древяна клетцки; а церковь и все церквоное строение — монастырское, да на монастыре две кельи, а в нем строитель старец Семион, а братьи нет».

В 1685 году стараниями стольника Ивана Ивановича Вердеревского был сооружен каменный Троицкий храм, монастырь обнесен был кирпичной оградой.

В 1697 году была построена каменная колокольня, расположенная против Троицкой церкви, в северной части монастырской ограды, обращенной к реке Павловке (не сохранилась).

В ограде монастыря находилось кладбище.

С 1724 по 1727 год к монастырю был приписан Рязанский Духов монастырь.

С октября 1749 по 1753 год, по благословению архиепископа Алексия (Титова), в монастыре находилась Славяно-Латинская школа .

В 1795 году в монастыре была открыта больница, переведенная 9 августа 1807 года владыкой Амвросием (Яковлевым-Орлиным) в Раненбургскую Петропавловскую пустынь.

В 1810 году, из-за неудобства въезжих ворот, находящихся под колокольней, к которым в половодье вода подходила настолько близко, что затрудняла подъезд, устроены были новые ворота на северной стороне монастырской ограды. На фронтоне этих ворот находилось изображение прп. Сергия, благословлявшего иноков обители (не сохранилось).

В 1855 году вместо деревянного корпуса настоятельских келий, находившегося рядом с колокольней, устроен новый каменный двухэтажный корпус с четырехскатной, покрытой железом крышей.

В 1870-х годах к дворовому фасаду настоятельского корпуса пристроен двухэтажный казначейский корпус.

В 1884 году при святых вратах, на южной стороне монастыря, открыта одноклассная церковно-приходская школа для мальчиков-сирот, готовившихся к поступлению в духовные училища, в которой обучалось до 50 детей. Известен только один законоучитель и учитель школы: с 1914 года – псаломщик Введенской церкви города Рязани Василий Прокимнов.

В 1890-х годах, при строительстве шпалопропиточного завода (вблизи с. Борок Рязанского района), со стороны товарной станции «Рязань-2» была проведена железнодорожная ветка, пролегшая в 10 м от западной ограды монастыря.

В 1902 году вблизи святых ворот с надвратной часовней была построена деревянная, обшитая тесом и крытая железом, гостиница для богомольцев.

В 1903 году был выстроен новый каменный двухэтажный братский корпус. В этом корпусе помещались 10 братских келий, братская трапеза и кухня с подвалом.

В ноябре 1914 года в настоятельском корпусе был открыт епархиальный лазарет, предназначавшийся для раненых воинов, прибывавших со фронтов Первой мировой войны. Он занимал 5 комнат и был рассчитан на 30 коек.

Известно также, что на территории монастыря стояла каменная часовня, крытая тесом и была выстроена деревянная богадельня на 2 человека. В помещении монастырской ризницы находилась и библиотека, в которой насчитывалось 150 томов книг и журналов. После закрытия монастыря фонд библиотеки был утрачен.

В советский период

В 1919 году монастырь был лишен своего статуса, 23 апреля того же года был создано братство Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), наместник монастыря.

Оба храма обители продолжали действовать в качестве приходских церквей, так как, согласно историческим документам использовались «группой верующих Уральской железной дороги. Община – 650 человек, из них 80 % работающих, 20 % – нетрудовые элементы».

В 1922 году имущество Троицкого и Сергиевского храмов было «добровольно» пожертвовано в пользу голодающих: всего на сумму 80 000 000 рублей.

В 1931 году церкви монастыря использовались в качестве столовой артели им. Сталина. Часовня Троицкого монастыря Горсоветом передана на кирпич для постройки домов рабочим-стахановцам паровозного депо станции «Рязань-1».

В 1940 году «было закрыто молитвенное здание на Огородной улице» (имеется ввиду один из храмов Троицкого монастыря). В том же году Огородная улица была переименована в улицу 1 Мая.

В начале 1970-х годов территорию юго-восточной части монастыря занял завод автомобильной аппаратуры. В это время были снесены южная и восточная башни, а также восточная часть монастырской ограды. Решением Рязанского городского Совета депутатов трудящихся № 306 от 24 августа 1977 года Гипрокоммунстрою было поручено разработать проект превращения поймы р. Павловки в зону отдыха рязанцев. В проекте детальной планировки парка входящим в эту зону зданиям Троицкого монастыря не было уделено никакого внимания. Однако Господь не допустил уничтожения.

Новейшая история обители

До 1994 года помещение Сергиевского храма занимала автошкола, настоятельский и братский корпуса были использованы под жилье рабочих «Рязаньгражданжилстроя» вплоть до 2001 года.

С начала 1994 года стали проводится работы по подготовке настоятельского корпуса под учебные помещения и общежитие для учеников Рязанского Православного духовного училища (РПДУ). С 1 сентября 1994 по 6 декабря 1996 года на территории монастыря размещалось РПДУ. Храмы были переданы на правах аренды.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 26 декабря 1995 года Троицкому монастырю был возвращен его исторический статус.

В декабре 1996 года в монастыре открыта благотворительная столовая.

Распоряжением Министерства Культуры РФ и Министерства Государственного Имущества РФ № 108/513-р от 26 июня 1997 года оба храма, надвратная часовня, настоятельский и братский корпуса были переданы во владение монастыря. Остальные постройки монастыря не сохранились.

С июня 1998 года в монастыре издается газета «Святые врата».

В сентябре 1999 года при монастыре была организована воскресная школа (в 2004 – 2005 учебном году преобразована в курсы «Основы Православия»).

В феврале 2000 года была открыта монастырская библиотека.

Статитистика

  • 1763 — 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха и 7 служителей (кроме них 2 капрала, 1 сержант и 6 солдат)
  • нач. XX века — 20 человек братии, исключая настоятеля (епархиального епископа): казначей (иеромонах), 7 служащих иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 7 послушников.

Храмы

Троицкий соборный храм

Издревле в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь (исследователи предполагают, что она, возможно, пострадала во время пожара 3 сентября 1647 года, когда выгорела большая часть Переяславля Рязанского), каменный храм с приделом свт. Алексия Московского был сооружен в 1685 году .

После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.

С 1929 года здание храма использовалось «под ссыпку и хранение хлебных продуктов».

В 1950-х годах в зданиях церкви, колокольне и северной башни устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры.

Был освящен 16 июня 2000 года.

Храм кирпичный, оштукатуренный и покрыт железом. Сооружен в формах русского барокко и принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Переход от основания к восьмерику был осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Композиция здания предельно проста – основной продольный объем, состоящий из трехсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. Световой восьмерик увенчан восьмидольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. В советское время к зданию с западной и северной стороны пристроены заводские корпуса, сильно исказившие внешний и внутренний облик храма.

Сергиевский храм

Был построен в 1697 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревским, первоначально назывался Иоанно-Предтеченским с приделом в честь прп. Сергия Радонежского (устроен в 1752 году по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского).

В середине XIX века Предтеченский придел был разобран, а в Сергиевском — был устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской.

Взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815 – 1819 годах).

В 1852 году к храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Феодоровской».

В 1888 году параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи.

Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран, и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен в 1902 – 1904 годах новый (освящен 28 октября 1904 года ). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, был расположен склеп для погребения членов семейства Юкиных.

В 1912 году производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения русского зодчего М.Ф. Казакова (+ 1812). Захоронение обнаружено не было.

После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.

В 1940 году здание церкви было закреплено за областной автошколой «Трансэнергокадры».

В 1941 году здание было переоборудовано под Учебный комбинат и в нем построена уборная, подвал использовался как слесарная, а склеп как монтажная мастерская, причем склеп был освобожден от замурованных гробов с останками.

В 1994 году располагавшаяся здесь автошкола была переведена из храма и в нем начаты восстановительные работы.

17 декабря 1995 года архиепископом Рязанским Симоном (Новиковым) был освящен Предтеченский придел храма, а 8 апреля 1996 года — главный придел.

27 марта 1997 года был освящен придел Феодоровской иконы Божией Матери.

Летом 1998 года в храме во время реставрационных работ под слоем побелки были открыты росписи XIX века. В 1999 году монахиней Василией (Шевченко) росписи в Феодоровском приделе были восстановлены.

Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII века. Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика – четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей, увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков по сторонам фасадов.

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских

Надвратный храм Рязанского Свято-Троицкого монастыря, нач. XXI века

В 1858 году возле южных святых ворот, при дороге, была устроена двухэтажная каменная часовня с подъездом внизу.

В конце XX — нач. XXI веков была освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских.

Святыни

  • частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила; свт. Феодорита; свт. Гавриила; свт. Мелетия
  • честные останки рязанских преосвященных: Михаила II, Гурия (Лужецкого); Антония; Стефана (Яворского); Алексия (Титова)
  • чтимые иконы с частицами мощей: Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; прп. Сергия Радонежского, св. Даниила Московского
  • список с хранившейся в монастыре чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери. Была возвращена в монастырь в 1996 году протоиерем Виктором Шиповальниковым. После разорения обители она некоторое время пребывала в Дивеевском монастыре, где была передана протоиерею Виктору.
  • икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
  • частица Гроба Господня в выносном деревянном резном кресте

Настоятели

Игумены

Архимандриты

Наместники

  • Прокл (Кузнецов) (1912 — 1919)
    • 1919 — 1995 — закрыт
  • Андрей (Крехов) (с 1995)

Вотчины монастыря

До секуляризации 1764 года монастырь владел следующими вотчинами:

  • село Бахмачево, по ревизии 1744 года в нем 206 дворов , 305 четвертей земли. Деньгами и хлебом с этих крестьян монастырь не пользовался, а призывал их на работы по 3 человека в неделю. В бахмачевской вотчине был монастырский двор, но скотины в нем не было. Мельниц, соляных варниц, конных и других заводов также не было. В пользу монастыря в самом селе крестьянами обрабатывалось 16 дес. земли в поле.
  • село Козарь, в мещерской стороне Рязанского уезда в 20 верстах от города. Крестьян, принадлежащих монастырю в этом селе было 76 душ, земли – 151 четверть 4 четверика. С крестьян этого села денег и хлеба монастырь не брал, но призывал их на работы по 2 человека в неделю. Сенных покосов было на 500 копен. Лес простирался на протяжение 5 верст, но был в общем пользовании. Было озеро, изобиловавшее рыбою, но также в общем пользовании.
  • село Девичий рукав (Шацкий уезд, Замокшенский стан, при р. Мокше, в 360 верстах от Рязани), по ревизии 1744 года в нем 352 двора, 450 четв. земли . Крестьяне хлеба и денег в монастырь не поставляли, но ежегодно вносили в синодальную канцелярию экономического правления 642 рубля. Не получал также монастырь доходов и от собственной мельницы на р. Варме.
  • деревни Казмолка и Гранки, Нижнеломовского уезда, в 600 верстах от Рязани. Имеющиеся на те деревни крепости 1742 года, «за ослушанием крестьян», назад в монастырь не были возвращены, крестьяне отвечали, будто они сгорели во время пожара. Деревни платили в синодальную канцелярию экономического правления по 1 рублю в год, а монастырь никаких доходов с них не получал.

Подворья

  • Василия Рязанского в 6 микрорайоне Дашково-Песочня
  • Иоанна Богослова в с. Плахино Захаровского района.
  • Рождества Пресвятой Богородицы в с. Абрютино Рязанского района;

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта монастыря:
  • Добролюбов Иоанн, свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных . Том 1, Зарайск, 1884, сс. 50 — 53
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 423 — 425
  • Денисов Л.И. Рязанский Троицкий Третьеклассный необщежительный мужской монастырь. Историко-статистический очерк, Москва, 1907

На официальном сайте монастыря именуется Арифметической

По другим данным — в 1695 году.

Рязанские епархиальные ведомости, 1904, № 22. Отдел неофиц. с. 713

Переведен в Рязанский Духов монастырь

Переведен в Рязанский Духов монастырь

В 1787 году переведен из Чернеева (?), а в 1789 году — в Рязанский Богословский монастырь

Переведен в Николо-Радовицкий монастырь.

Переведен в Рязанский Богословский монастырь

Из настоятелей Московской Университетской церкви; переведен в Арзамасский Спасский монастырь

Переведен из Рязанского Богословского монастыря, скончался в 1812 году

Переведён в Солотчинский монастырь

Переведен в Почаевскую Лавру.

Переведен в 1835 году из Ольгова монастыря, в 1838 — в Николо-Радовицкий монастырь.

Впоследствии — игумен Ряжского Димитриева моанстыря

По другим данным с 14 сентября 1901 года по апрель 1902 архимандритом монастыря был Иоанн (Смирнов)

см. Добролюбов, Указ. соч., с. 51, На оф. сайте монастыря — 206 душ

см. Добролюбов, Там же. На оф. сайте — 342 души, 642 четверти 4 четверика земли

Мiръ Россия Рязанская область Рязань Троицкий Рязанский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Тро́ицкий монасты́рь (другие названия: Свя́то-Тро́ицкий или во и́мя Свято́й Живонача́льной Тро́ицы) — мужской монастырь в Рязани. Относится к Рязанской и Касимовской епархии Московского патриархата. В монастыре 11 насельников (2007).

В 1812 году на Михайловском кладбище, находящемся в стенах монастыря (ликвидировано в 1941 году), похоронен известный архитектор Матвей Казаков (1738—1812).

Наиболее почитаемой иконой монастыря была икона Феодоровской Божьей Матери, списанная с подлинной чудотворной Феодоровской—Костромской иконы Божьей Матери, переданная монастырю в качестве дара в 1852 году. Чудотворная икона названа в честь отца Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего во крещении имя Феодор. Икона постоянно находилась при Александре Невском, была его моленным образом. Считается, что в 1613 году подлинной иконой Феодоровской Богородицы архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит благословил на царство Михаила Романова и в честь этого события заказал находящийся в монастыре список. В настоящее время информации о месте нахождения иконы нет.

С 1998 года монастырём издаётся газета «Святые врата».

История Троицкого монастыря

Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.

Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи. Затем возводит каменную ограду с пятью угловыми башнями и трехъярусную колокольню с проезжими воротами, а также жилые и хозяйственные постройки. В 1752 году взамен церкви Иоанна Предтечи на средства А. П. Вердеревского (внука И. И. Вердеревского) строится каменный Сергиевский храм.

23 апреля 1919 года монастырь был лишён своего статуса. В 1934 году все основные здания, принадлежавшие ранее монастырю, были переданы машинно-тракторной мастерской и длительное время использовались ею, а в дальнейшем — паровозным депо, заводом автомобильной аппаратуры, автошколой.

В 1987 году Исполком Рязани принимает решение «О восстановлении памятника истории и архитектуры бывшего Троицкого монастыря и увековечении памяти зодчего М. Ф. Казакова».

С 1994 начал восстанавливаться Сергиевский храм. 17 декабря 1995 года освящен его Предтеченский придел. 22 декабря 1995 Священный Синод принимает решение о возрождении монастыря. 8 апреля 1996 освящен главный, Сергиевский придел Сергиевского храма, 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.

Основные строения монастыря

  • Троицкий собор с приделом святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси.
  • Сергиевский храм с Сергиевским, Феодоровским (имеются росписи XIX века) и Предтеченским приделами.
  • Часовня «Святые врата».
  • Братско-настоятельский корпус.
  • Корпус трапезной и монашеских келий.
  • Входные ворота.

Святые и святыни

  • Святитель Феодорит (1551—1617), архиепископ Рязанский и Муромский (1605—1617). Мощи святителя Феодорита находятся в Троицком монастыре. В 1999 году был причислен к Собору Рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 сентября (преставление).
  • Священномученик святитель Мисаил (†1655), архиепископ Рязанский и Муромский (1651—1655). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. 12 января 1987 года Мисаил был причислен к лику местночтимых рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 апреля (преставление).
  • Святитель Гавриил (Городков) (1785—1862), настоятель Троицкого монастыря (1816—1817), архиепископ Рязанский и Зарайский (1837—1858). В 1999 году был прославлен в лике местночтимых святых. Мощи святителя Гавриила находятся в Троицком монастыре. Дата памяти (празднования): 20 апреля (преставление).
  • Святитель Мелетий (Якимов) (1835—1900), епископ Рязанский и Зарайский (1896—1900). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. Даты памяти (празднования): 27 января (преставление); 18 июня (обретения мощей); 23 июня (день празднования Собора Рязанских святых).
  • Священномученик Василий (Цветков) (1867—1937), архимандрит. С 1899 по 1906 и с 1907 по 1911 годы иеромонах Василий занимал должности ризничего и казначея Троицкого монастыря, а в 1911 году недолгое время был наместником монастыря.
  • Исповедник Амвросий, католикос-патриарх Грузии. В 1909—1910 годах находился в монастыре в ссылке.

Почти все древние святыни обители были утрачены после закрытия монастыря. От дореволюционного времени до настоящего дня чудом сохранилась чтимая Казанская икона Божией Матери. После разорения обители она некоторое время пребывала в Серафимо-Дивеевском монастыре, после чего хранилась у протоиерея Виктора Шиповальникова, служившего в п. Удельный Московской области. В 1996 г. протоиерей Виктор передал чтимый Казанский образ в Свято-Троицкий монастырь. Бисерная риза иконы выполнена монахиней Василией (Шевченко) в 2000 г.

Особо почитаемые иконы:

  • Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей;
  • св. апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей;
  • прп. Сергия Радонежского, предстоящего у гроба родителей, с частицей мощей преподобного и его родителей прпп. Кирилла и Марии;
  • святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских с частицей их мощей;
  • св. благоверных князя Даниила Московского;
  • чудотворный список с хранившейся в монастыре до его закрытия чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.
  • частица Гроба Господня в выносном деревянном резном кресте монастыря.

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Память святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси

Память прп. Сергия Радонежского

Память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Видео

Как добраться

Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе.

Контактная информация:

Почтовый адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10

Телефоны: 8-(4912) 34-81-71; 8-915-615-21-94. Факс:8-(4912) 34-81-71 доб. 203
Адрес сайта:

Наместник: архимандрит Андрей (Крехов)

Справка:

Монастырь возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу.

Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат». Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

Храмы

Свято-Троицкий Собор. Самый древний храм в обители. Основание его относится к 1685 году. Он не отличается выдающейся архитектурой, но прочен по зданию, учитывая те нагрузки на него, которые были связаны с использованием во времена советской власти (перестройки, пристройки и т.н. реконструкции). Богослужение в нем начато в 2000 году.
Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года.
Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года.
Святыни

В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня
Казанская икона Божией Матери
Икона святого апостола Андрея Первозванного
Икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
Частицы мощей Рязанских святителей:

священомученика Мисаила
святителя Феодорита
святителя Гавриила
святителя Мелетия
Честные останки рязанских епископов:

архиепископа Алексия Титова (1733-1750)
архиепископа Антония (1621-1637)
епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)
епископа Михаила (1548-1551)
митрополита Стефана Яворского (1700-1722)
Современная жизнь монастыря

Богослужения совершаются ежедневно: утром – в 8.30, вечером – в 17.00. В субботы, воскресения и праздничные дни утром совершается ранняя обедня – в 6.15 (в седмичные дни) или в 6.30 (субботы и воскресения). По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры читаются акафисты за вечерним богослужением еженедельно:

— в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому;

— в пятницу – Божией Матери «Радуйся Невесто Неневестная»;

— в среду – иконе Божией Матери «Феодоровская».

В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.

Количество братии монастыря: в священном сане – 10 человек, послушников – 11 человек, трудников – 20 человек.

Имеется небольшая гостиница для паломников, приезжающим предлагается трапеза и, по возможности, размещение на ночлег. В монастыре действует библиотека, книжный фонд которой составляет около 1400 экземпляров. Имеются тексты Священного Писания, творения св. отцов, богослужебная литература, книги по различным областям богословского знания и другие книги для духовно-назидательного чтения, периодические издания.

Также монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района.

Важные события из жизни обители

Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода.

С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата».

В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа.

16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм.

В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря.

Престольные праздники.

8 октября – память прп. Сергия Радонежского;

18 июля – обретение мощей прп. Сергия Радонежского;

27 марта, 29 августа – иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная»;

8 июля – память свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Престольные праздники Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Проезд к монастырю.

Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *