Троицкий зеленецкий монастырь

Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь находится в Ленинградской области в поселке Зеленец Волховского района. Обитель — действующая, православная, на ее территории расположен Троицкий собор, Благовещенская церковь, колокольня и жилые здания. Другое название монастыря — Мартириева Зеленая пустынь.

Монашеская обитель стоит на правом берегу реки Рассоха, притоке реки Полона. Сегодня это — храмовый комплекс, в котором ведутся реставрационные работы.

История монастыря

В Новгородских летописях первое упоминание о Троицко-Зеленецком ските относится к 1583 году. Тогда на Зеленом Острове в 58 километрах от Ладоги поселился преподобный игумен Мартирий, известный тем, что, будучи в Твери, излечил от хвори сына бывшего царя казанского Симеона Бекбулатовича.

В благодарность за чудесное исцеление своего сына Иоанна царь упросил игумена Мартирия принять от него серебро для возведения каменного храма в честь Пресвятой Богородицы. Мартирий же искал место для подвижничества и нашел его среди болота «Зеленецкие мхи», на маленьком пятачке суши, где и основал обитель.

Постепенно стали появляться жилые помещения и ограда, налаживался уклад монашеской общины.

Возведение и основание

В строительстве общины, согласно летописям, принимал участие Федор Сырков из богатой купеческой семьи, известный своими архитектурными работами при возведении храмов в Москве, Тихвине и Новгороде. Первоначально здание самого монастыря было вырублено из дерева и окружено деревянной же оборонительной изгородью. Строительство велось с 1565 по 1570 годы.

Вместе с деревянными постройками монастыря были возведены две церкви: Троицкая и Благовещенская. Первые же каменные здания в комплексе появилась в 1601 году.

С благословения преподобного Мартирия строители возвели:

  • каменную церковь во имя образа Пресвятой Богородицы «Одигитрии Тихвинской»;
  • рядом с церковью был возведен каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста.

Сам преподобный скончался 1 марта 1603 года.

Историческая судьба

Мужской монастырский комплекс просуществовал до начала «смутного времени». В 1612—1613 годах он был разграблен и почти полностью сожжен шведами, которые стремились завоевать Тихвин, а заодно напали и на Зеленец.

Несмотря на понесенные потери, святая обитель не прекращала своей деятельности:

  1. В 1624 году ей была жалована грамота, к Зеленцу были приписаны окрестные земли и проживающие на них крестьяне. Восстановлен монастырь был к концу XVII века.
  2. В 1674 году Новгородским митрополитом был назначен инок Корнилий, его назначение повлекло за собой восстановление разрушенных обителей и храмов.

При отце Корнилии было проведено строительство дорог от монастыря на восток и на запад, откуда можно было добраться до Новгорода. Митрополит Корнилий пожаловал святой обители церковную утварь и книги. На монастырской колокольне имелось 15 колоколов, самый большой из них весил 200 пудов (более 3-х тонн).

Над местом погребения святого Мартирия была установлена каменная усыпальница. Сам Корнилий скончался 26 февраля 1698 года и был похоронен в Троицком соборе возле гробницы преподобного.

В 1764 году монастырь получил самостоятельность, с 1771 года он относится к Санкт-Петербургской епархии и назначен местом ссылки для церковного покаяния.

Следующее испытание на долю монашеской обители выпало в 1765 году. Тогда группа раскольников совершила у северных ворот монастыря акт самосожжения, что вызвало возгорание в хозяйственных постройках: хлебном амбаре и квасоварне. В результате пожара сгорели некоторые древние иконы и церковные книги.

В 1811—1834 годах в монастыре были выстроены угловые башни ограды и настоятельский корпус над Святыми Вратами. В дальнейшем монашеская обитель процветала вплоть до революционных событий 1917 года.

В 1919 году монастырь закрыли, а в 1937 — вывезли из него последних остававшихся там монахов. О их дальнейшей судьбе ничего не известно. Сами здания монастырского комплекса были разграблены и осквернены, превратившись в руины, кое-какие сохранившиеся постройки использовались властью для нужд народного хозяйства.

Одно время в них располагались:

  • трудовая колония;
  • подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода;
  • профтехучилище для инвалидов.

Во время Второй мировой войны помещения обители были заняты военным госпиталем, а с 1945 по 1975 годы здесь работал Дом инвалидов.

Восстановление и реставрация

Вновь возвращен верующим Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь в Петербурге был только в 1992 году, а со следующего года в нем начались восстановительные и реставрационные работы, которые идут по сей день.

В Санкт-Петербурге было организовано подворье монашеской обители на базе часовни в честь Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками). 28 мая 1992 года в обитель приехали первые постоянные насельники, а 28 августа того же года был совершен первый монашеский постриг у раки преподобного Мартирия.

Первое время молодые иноки жили в палатках, пока не привели в порядок кельи. Затем были постепенно восстановлены церкви, храмы и трапезные. 24 ноября 1998 года обитель посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, к началу 2000 года в монастыре постоянно проживало 16 монахов.

Современное положение

Территориально обитель расположена среди болотистой местности. Раньше единственная дорога к ней вела от железнодорожной станции. В 2001 году была открыта новая автомобильная дорога, что позволило добираться сюда в любое время года.

Сегодня Зеленецкая монашеская община живет тихой, отдаленной от шума крупных городов жизнью. В монастырских корпусах продолжается ремонт, как и в Троицком соборе, но нижняя церковь, где покоятся мощи преподобных Мартирия и Корнилия, уже полностью благоустроена.

Месторасположение храма

Мужской монастырь во имя Пресвятой Троицы относится к Тихвинской епархии, находится в Ленинградской области в Волховском районе в поселке Зеленец. Стоит он на островке твердой почвы (Зеленый остров), вокруг раскинулись болотные топи.

Места вокруг общины безлюдные, если не считать деревню Зеленец. Паломников и прихожан в ней немного ввиду удаленности от «обитаемых» мест, однако в престольные праздники и в день памяти преподобного оба храма полностью заполнены верующими прихожанами из окрестных деревень и приезжими из Санкт-Петербурга.

Как добраться (чем и откуда доехать, дойти в городе)

Добраться до монашеской обители можно на прямой электричке с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга по пятницам и воскресеньям. В остальные дни недели добраться до нее можно только с пересадками: сначала на электричке до станции Волховстрой-1, затем на электричке в направлении Бабаево, Тихвин, Пикалево.

На автомобиле из Петербурга по шоссе Р-21 (в сторону Мурманска) до Кисельни, затем — на Волхов. Там перебраться на другую сторону реки и двигаться на юг до поворота на Усадище, потом — по грунтовой дороге до Зеленца.

Архитектура и убранство сооружения

Зеленецкая обитель на протяжении нескольких веков претерпевала разрушения и восстановления, однако, благодаря удаленности от остального мира, основное ее ядро оставалось нетронутым. Только первая каменная церковь «Тихвинская» была разобрана из-за ветхости еще при митрополите Корнилии.

Внешний вид

При постройке зданий комплекса была широко использована керамика, из нее выложены кресты и наличники западного фасада. Также керамические украшения использованы на фасадах и барабанах Троицкого собора.

Раньше керамикой были украшены также интерьеры жилых корпусов и третий ярус колокольни. Для этих целей еще митрополитом Корнилием был приглашен гончар с подмастерьями из Валдайского Иверского монастыря.

В настоящее время Санкт-Петербургским Институтом «Спецпроектреставрация» ведутся разработки плана полной реставрации зданий комплекса. Планируются восстановительные работы на кровле Троицкого собора и в жилых помещениях для монашествующей братии.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство Троицкого собора в Зеленецкой обители можно назвать аскетичным. На стенах, правда, неплохо сохранилась масляная роспись начала XIX века. Пол в соборе из простых досок, отопление отсутствует. Несмотря на это, в нем регулярно проводятся богослужения.

В барабане и нижней части столпов Троицкого собора восстановлены фрагменты фресок конца ХVII века. Само помещение — с мощными столпами и низкими нависающими над головой сводами, довольно темное, иконостас выполнен в минималистическом стиле.

В отличие от Троицкого собора, Благовещенская церковь обители полностью отреставрирована, как и колокольня. Пол в церкви выложен из камня, есть печное отопление.

Святыни храма

Основной почитаемой в Свято-Зеленецком монастыре святыней являются мощи преподобного Мартирия. Поклониться им приезжают паломники и верующие.

Есть и другие почитаемые святыни:

  1. Рядом с мощами хранятся три посоха, один из которых, в виде костыля, по преданию, принадлежал самому преподобному.
  2. Святыми свойствами обладает колодец, который находится на монастырском подворье. Вода в нем обладает целебными качествами, и каждый приезжающий сюда стремится испить и умыться водой из источника.
  3. Также почитаемы верующими хранящиеся в обители мощи святого Корнилия, который много трудов положил при жизни для возрождения святого места, скончался преподобный Корнилий в стенах Зеленецкого монастыря.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Зеленецкого мужского монастыря (Мартириевой пустыни) составляет группа культовых построек, окруженная пониженными зданиями жилых помещений и хозяйственных построек.

В храмовую группу входят:

  • Троицкий храм (церковь Троицы Живоначальной), дата постройки — 1684 год;
  • Благовещенская церковь (построена в 1565 — 1570 г. г., перестроена в 1683 году);
  • восьмигранная колокольня, дата постройки — 1686 год;
  • часовня Мартирия Зеленецкого.

Раньше все здания соединялись между собой деревянными переходами, образуя сложную объемную композицию. Кроме этих переходов, ансамбль не утратил ни одной составной части за долгие годы своего существования. Монастырь окружен массивным забором почти правильной четырехугольной формы.

Кроме того, у обители есть подворье в Петербурге, это храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками), который находится на проспекте Обуховской обороны, д. 24.

Паломничество в обители

Паломники приезжают на помощь Зеленецкому монастырю из всех уголков Ленинградской области. Кто-то помогает на восстановительных работах, кто-то просто едет помолиться святым мощам преподобных Мартирия и Корнилия.

В Санкт-Петербурге многие туристические фирмы организуют паломничества в Свято-Зеленецкую пустынь. Желающим предоставляется комфортабельный автобус и гид, который рассказывает историю монастыря и сопровождает паломников все время их пребывания на территории обители.

Тем же, кто хочет самостоятельно совершить паломничество в Мартириеву Зеленую пустынь, рекомендуется обговорить дату приезда, посетив подворье Свято-Зеленецкого монастыря в Санкт-Петербурге.

Богослужения и другие возможности посещения

Настоятелем Зеленецкого монастыря назначен архимандрит Пахомий (Треуглов). Богослужения совершаются ежедневно. В нижнем храме Троицкого собора служатся утрени — в 7.00 и вечерни — в 18.00.

Накануне престольных Праздников, которые в монастыре отмечаются в дни памяти преподобного Мартирия Зеленецкого 14 марта и 24 ноября, а также двунадесятых Праздников и воскресных дней, совершаются всенощные бдения с 18.00.

В Благовещенском соборе монастыря богослужения совершаются в Праздник преподобного Мартирия и на Рождество Христово.

В храме Святой Троицы монастыря Божественные Литургии совершаются в Престольный Праздник и в Праздник Святой Пасхи Христовой.

Видео

В этом видео рассказывается о паломничестве на остров Зеленый в Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь.

Из монастырей, возникших вблизи Старой Ладоги в XVI столетии, наиболее известен сохранившийся без значительных перестроек ансамбль Зеленецкого Троицкого монастыря — по дороге из Ладоги в Тихвин. Первую монастырскую церковь построил сам преподобный Мартирий. В 1595г. преподобный Мартирий ходил в Москву и получил от царя Федора Иоанновича жалованную грамоту, по которой Зеленецкому монастырю были даны две выти земли и рыбные ловли на Ладожском озере с прилегающими угодьями. Находясь по пути в Москву в Твери, преподобный Мартирий поднял со смертного одра отрока Иоанна, сына князя Симеона Бекбулатовича. В благодарность князь Симеон пожертвовал средства на строительство в Зеленецком монастыре каменной церкви, которая была освящена во имя Богородицы Одигитрии Тихвинской.

1/14 марта 1603года – кончина преподобного Мартирия Зеленецкого. Над погребением Мартирия, которое после строительства Троицкого собора находилось в подцерковьи этого храма (в западной части южного нефа, при входе под первой аркой с правой стороны), Корнилий поставил каменную гробницу.



В подцерковье Троицкого собора
Стол за которым пишут поминальные и другие записки
Под сводами низких арок расположилась небогатая церковная лавка. Магазинчик не работал, впрочем как и все остальное в этот день. С разрешения настоятеля мы сами открыли дверь в этот мир где и пробыли ни кем не обеспокоеные все время что находились здесь.
После смерти Мартирия Новгородскую епархию возглавляет митрополит Корнилий, постриженик Троицкого Зеленецкого монастыря. Заботами и неустанным попечением святителя Корнилия Зеленецкий монастырь в 80-х гг. XVII в. был полностью отстроен в камне: возведен каменный пятиглавый Троицкий собор, каменная Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с церковью Иоанна Богослова над вратами, келейные корпуса. Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии была разобрана, ее престол перенесен в староладожский Никольский монастырь. Таким образом, в монастыре больше не осталось строений времен самого преподобного Мартирия. Здесь он скончался 26 февраля 1698г. и был похоронен в Троицком соборе подле гробницы преподобного Мартирия.
Свет в помещении не горел, мы оказались в прошлом, мир без электричества
Основание собора
Благовещенская церковь
Между 1565 и 1570 гг. по заказу Федора Сыркова была построена Благовещенская церковь. Во время шведского нашествия она, как и весь ансамбль, была разрушена, но, будучи отстроена в 1683 г., сохранилась до наших дней.
.
С приездом паломников церковь открыли, сам настоятель оставив мирской труд, провел небольшую экскурсию по церкви и истории монастыря.
Осмотрев внутренние убранство помещений мы отправились гулять по территори монастыря изучая его постройки.
Скромный огородик
Колокольня
Колокольня представляет собой отдельно стоящую самостоятельную постройку ансамбля. Сооруженная в 1686 г., она отличается некоторой незавершенностью.Каждый из четырех ярусов колокольни сужается вверх, приобретая дополнительные элементы декоративного убранства. Глухая плоскость стен первого яруса выделена лишь темным пятном входа. Стены над ним расчленены плоскими большими арками-нишами, расположенными по одной на каждой грани.
Третий ярус весьма сложно украшен поясом достаточно высоких, но узких ниш с килевидными завершениями. Над ними в квадратных углублениях находились поливные изразцы.
Большие арки площадки звона разделены глухими тяжелыми пилонами, поддерживающими высокий карниз с куполом.На монастырской колокольне имелось 15 колоколов, самый большой из них весил 200 пудов.
Жилые здания
Сохранившиеся на территории ансамбля четыре жилых корпуса возводились почти одновременно с культовыми сооружениями последней четверти XVII в. Толстые стены жилых зданий разделены прямоугольными окнами. Фасады украшают нарядные наличники окон, перекликающиеся с декором культовых построек. В ряде интерьеров сохранились сводчатые перекрытия.
Подумав пришли к выводу что это дело рук прежних обитателей монастыря.
Жилые корпуса вплотную примыкают к каменным стенам с небольшими башенками по углам и замыкают монастырский двор в каре. Такой прием, использованный строителями, был обусловлен опасностью захвата монастыря шведами, как это было в XVII в.
Заготовки на зиму
Одна из сторожевых башен
Верный друг, он рядом с нами везде, словно боится что бы мы не упустили чего интересного.
Синь неба, зеленая трава, красивая архитектура, удаленность от светских городов, все располагало для долгой и мирной жизни монастыря. Но, в годы советской власти – После 1917 г. Троицкий Зеленецкий монастырь пережил несколько этапов своего разорения, прежде чем был закрыт в 30-х гг. Xxв. Следы от разрушений видны по всюду и будут сопровождать нас на всем протяжении посещения монастыря.
В 1918 году большая часть монастырских земель была передана сельскохозяйственной коммуне «Восход», которая насчитывала 38 человек. Эта коммуна получила в собственность 19 лошадей и 29 коров, отобранных у монастыря. Монастырские земли были распределены среди населения соседних деревень.
Западные ворота, наверно для проезда тракторов снесли арку
Северо западная башня
Бытовые помещения для паломников за территорией монастыря
Северная сторона монастыря
Паломники
Могилы прежних служителей монастыря
28 апреля 1922г. губфинотдел «принял» для «помощи голодающим Поволжья» из Троицкого Зеленецкого монастыря ценную церковную утварь. Известны данные об общем весе изъятых предметов: серебра 5 пудов 33 фунта 91 золотник (ок.96 кг), золота 58 золотников 12 долей (ок.248 г.), медной монеты 6 пудов 32 фунта (ок. 111кг). Вскоре за этим из монастыря была вывезена серебряная рака – опись монастырских вещей, составленная в 1924 г., уже не содержит ее в перечне.
Значительно уменьшилась численность братии. В 1924г. настоятелем Зеленецкого монастыря был архимандрит Иосиф (Харин). В обители проживало шесть иеромонахов и один иеродьякон.
В 1930 г. агробаза «Зеленец» ходатайствовала о передаче ей для культурно-просветительских целей церкви и ризницы Зеленецкого монастыря. Дирекции Русского музея рекомендовано командировать своего сотрудника в Зеленецкий монастырь для осмотра, отбора и изъятия предметов искусства, еще оставшихся в монастыре.
В 30-е гг. после окончательного закрытия монастыря, по воспоминаниям старожилов села Зеленец семьи Комлевых, здесь поочередно располагались: трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода и Волховское профтехучилище для инвалидов. В военное время (с 1941г.) здесь находился военный госпиталь.
С 1945 по 1975гг. здания монастыря занимал «Дом инвалидов общего типа» (с 1969г. – «Дом психоневротиков»). С 1975г. в течение 17 лет на территории монастыря царило безлюдье и запустение.
В 1932 г. коопсельхоз «Зеленец» просил передать ему здания двух церквей и направлял средства для их переоборудования. В то время в трех монастырских церквах проводил службы всего один иеромонах. Было принято решение закрыть две церкви, а в пользовании верующих оставить одну (скорее всего, это была нижняя церковь под Троицким собором).
На последок осмотрев немного окресность монастыря и пофотографировав природу а заодно и нашего верного сопровождающего мы отправились на электричку Унося с собой немного грусти от увиденного
Вот и пришла пора и с тобой простится наш новый друг. Он честно отработал свой кусок бутерброда сопровождая нас на всем протяжении экскурсии. Однако у ворот расставаться он с нами не захотел и проводил нас до поклонной иконки что стояла в начале нашего знакомства с монастырем
Свет в конце всегда должен быть что бы сбылось предсмертное предсказание преподобного Мартирия: «Если окажется милость Господня на мне, недостойном, тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится.

Зеленецкий Троицкий монастырь, основанный преподобным Мартирием около половины XVI столетия, в старину назывался «Зеленою Мартириевою пустынею», а местность, им занимаемая, «Зеленым островом», находится в Новоладожском уезде, в 57 верстах к юго-востоку от г. Новой Ладоги. Монастырь расположен среди обширных болотистых лесов, на плосковозвышенном месте, которое до основания обители казалось среди окружающего леса как бы островом. Остров этот исстари назывался Зеленым по цвету зеленевшей растительности, бывшей чрезвычайно заметною, сравнительно с окружавшими его большими мхами и другими неприглядными растениями. В настоящее время возвышенность Зеленого острова, занятая монастырскими зданиями и кругом их огородами и запашками, едва заметна. Теперь только лежащие вдали от монастыря так называемые Зеленцы могут дать понятие о старом Зеленом острове. Зеленый остров окружен весьма дальними, едва проходимыми и до самого почти Великого Новгорода простирающимися болотными мхами, дрябью и топями.

Самое неоспоримое свидетельство о существовании Зеленецкого монастыря заключается в писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, в письме Андрея Плещеева и подьячего Семейки Кузмина. Писцы Плещеев и Кузмин, занимавшиеся описанием Обонежской пятины, Заонежской половины под 7091 г. (1583 г.) говорят о Зеленецкой пустыни, как уже известной и благоустроенной, указывая на игумена и братию: «В Михайловском погосте, на Ладожском пороге монастырь, слывет новая пустыня Зеленая, на острову; ставится ново, на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живоначальная, другая церковь Благовещенья св. Богородицы, с трапезою, обе деревянные. Да в монастыре же игумен Мартирий, да двенадцать старцев, а около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровнитцкий, да двор конюшенный. Пашни у монастыря нет. Сена ставитца…». Последние писцы Андрей Лихачев с товарищами были в 1564 году; следовательно, ранее 7091 (1583) г. Лихачев с товарищами описывали Обонежскую пятину в 1564 году. Если Зеленая пустыня стала после сих писцов, то она основана позже 1564 года, и, вероятно, в промежуток времени между 1565 и 1570 годами…

Поставив себе сперва малую ямину, а вскоре и часовенку в прославление и благодарение Господа и Пресвятой Богородицы, Мартирий беспрерывным славословием стал оглашать и освящать пустыню, которая просветлела святою жизнью отшельника: сюда начали приходить в нее люди не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но многие и для водворения близ Мартирия и восприятия отшельнического жительства.

Умножившееся братство учеников преподобного побудило его приступить к построению первой для служения малой церкви во имя св. Живоначальной Троицы. В убогую церковь, украшенную иконами из часовни, были перенесены на время и две иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской, принесенная была самим Мартирием, а другая — Живоначальной Троицы учеником его Гурием.

Скоро стало весьма многим известно население пустыни иноками, так что именитые люди новгородские и бояре начали посылать приношения сюда на храм и на братию. В числе их известный своею ревностью к церкви Христовой, богатый новгородец Федор Сырков, построивший несколько храмов своею казною, даровал обильные средства для сооружения в Зеленой пустыне каменной теплой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Вскоре преп. Мартирий должен был идти в Новгород, дабы принять от архиепископа сан священства и игуменство. В 1584 г. преп. Мартирий отправился в Москву, чтобы испросить царское утверждение основанному им монастырю, исходатайствовать какие-либо пособия и земельное владение. Царь Федор Иванович, сын Иоанна Грозного, вступивший на царский престол в 1584 г., благоснисходительно отнесся к просьбе преподобного Мартирия. Последовала царская жалованная грамота в 7103 (1595 г.) году, такое царское пожалование было весьма значительным приобретением для монастыря.

Почил Мартирий кончиною праведника 1603 года марта в 1 день. Тело преподобного погребено близ церкви Богоматери. Преподобный Мартирий много потрудился, заботясь об устройстве основанной им Зеленой пустыни. Памятниками усерднейшего труда после его кончины остались: деревянная часовня и при ней хижина преподобного, которая по времени есть самое первое строение его рук, потом возникло несколько бедных келий для малочисленной на первое время братии и деревянная церковь св. Троицы, воздвигнутая пришельцами пустынниками около 1565 г. или несколько позже. В одно же время с этим устроена и ограда, около возникшей обители, также деревянная. Церковь была малая и с малым числом икон, затем поставлена деревянная церковь Благовещения Богородицы, иждивением Федора Сыркова из Новгорода. В изданном от монастыря житии пр. Мартирия (2 изд. 1861 г.) церковь эта названа каменною; но по писцовой книге 1582 г. показаны здесь только деревянные церкви: Троицкая и Благовещенская, последняя с трапезою.

После 1582 г. на деньги царя казанского Симеона построена первая каменная церковь во имя Иоанна Богослова, над воротами монастыря к западу. Трудами и ходатайством пред царем Федором Ивановичем преп. Мартирия пожалованы Зеленецкому монастырю две выти земли и даны монастырю в 1595 г. на Ладожском озере рыбные ловли, с пожнями на берегу и с угодьями.

В 1612 и 1613 гг. после осады варягами Тихвина, узнав об ожесточении, с каким войска Делагарди усиливались уничтожить всякую святыню православную, иноки Зеленецкие не могли и помышлять, чтоб трудность перехода через мхи и болота отстранила опасность от пустыни их. Собрав заблаговременно церковные и все нужнейшие монастырские вещи, они сокрыли их в лесах, окружавших Зеленый остров, а сами разошлись по дальним волостям и обителям. Неприятель не замедлил явиться в опустелый монастырь. Не находя людей, он обратил гнев свой на строения монастыря, уничтожил и разграбил все, что оставалось в обители. Шведы превратили в пепел находившиеся в нем тогда восемь деревянных келий, всякое имущество и строение вне монастыря, оставив только голые и задымленные стены каменной церкви.

По воцарении Михаила Федоровича в 1613 г. святые обители стали подниматься из пепла. Начальник обители Зеленецкой, монашествующие, бельцы и работники собрались к Зеленецкому острову. Все пожженное врагом: кельи настоятельские и братские, ограды, рабочие избы, скотный двор, амбары — было устроено в течение двух лет, и несравненно обширнее и лучше прежнего. Вскоре обитель наполнилась хлебом, домашним, рабочим скотом, всеми потребностями и деньгами, в изобилии от щедрых дателей. Обычным порядком началось опять богослужение, снова стал раздаваться колокольный звон в пустыне и возгласилось пение и молитвословие. Так рассказывает о восстановлении Зеленецкого монастыря местный монастырский летописец.

В писцовой книге Обонежской пятины Мина Лыкова под 7128 (1620 г.) годом, положение Зеленецкой обители описывается следующим образом: «В Михайловском погосте на Волхове монастырь, убогая новая пустыня Зеленая, на острову, а в ней церковь Живоначальная Троица, деревянная, да церковь Одигитрия каменная, стоит без пения — разорен от немецких и литовских людей, да место церковное Благовещения Пресвятой Богородицы сожгли немецкие люди, да пять колоколов, да на монастыре семь келий, а в них живут старцы: священник Устин, да келарь старец Перфилой, да казначей старец Селивестр, да старцы Лаврентий, Селивестр, Илья, Пахомий, да пять келий пустых, да за монастырем место дворовое, что был двор коровий, а двор сожгли немецкие люди, да за монастырем же двор конюший, а в нем живут служки одиннадцать человек; а старцы и слуги питаются своими трудами; а ограду около монастыря обожгли немецкие люди.»

Из упомянутых Лыковым старцев более других выдается казначей Селивестр; вероятно, он вместе с другими и заведывал монастырем в 1620 году. Старец Селивестр, в звании казначея, утруждал царя Михаила Федоровича просьбою, положив пред ним грамоту дяди его царя Федора Ивановича от 1595 г. (7108 г.), о трех вытях земли, данных тогда Зеленецкому монастырю, и просил о подтверждении сего царского дара, и великий государь Зеленые Мартириевы пустыни старцу Селивестру с братиею пожаловал, велел им дать на ту их вотчину на две выти земли и на рыбные ловли, что за третью выть, его государскую жалованную грамоту. Царская грамота, данная в 1624 г. старцу Силивестру с братиею, важна в том отношении, что кроме земельных владений, за монастырем закреплялись крестьяне. Царскою грамотою не только подтверждались земельные владения за пустынею, но и крестьяне монастырской вотчины освобождались от податей, от суда воевод, дьяков и прихожан; суд над ними, по царской грамоте, предоставлялся старцу Силивестру с братиею. Если бы кто решился «изобидить старца с братиею», тому грозил царский гнев и он подвергался царской опале…

Инок Корнилий своими заботами и пожертвованиями довел монастырь до цветущего состояния. О личности инока странника, назначенного для высокого духовного сана и вместе для поддержания и украшения Зеленецкой пустыни, известно, что он происходил из рода поместных бояр московских и в мире назывался Козмою.

Он смиренно пришел в Зеленецкий монастырь, где проходя различные послушания, вскоре был пострижен в иноки. Инок Корнилий был удостоен священства и в 1666 г. произведен в архимандриты Тихвина монастыря, в 1668 г. переведен в Зеленецкий монастырь, в 1673 г. хиротонисан в митрополита Казанского и в 1674 году переведен в Новгородскую епархию.

6 августа 1674 г., когда митрополит Корнилий был переведен в Новгородскую епархию, к которой принадлежала и Зеленецкая пустыня, он стал истинным благодетелем ее. Его старанием были прекрасно исправлены старые и проложены новые дороги к Зеленецкой обители — от Волхова, Сяси, Тихвина и Новгорода; в самом же монастыре место осушено было каналами и прудами; отстроены две каменные и благолепные церкви; одна пятиглавая, соборная, вместо деревянной, построенной преп. Мартирием, Живоначальной Троицы и близ нее отдельная колокольня, а другая — над св. вратами, во имя св. апостола Иоанна Богослова, которая ныне находится под собором и в ней почивают мощи преп. Мартирия, была расширена с пристройкою трапезы и освящена им в 1683 г.

Для жительства братии были построены четыре обширных каменных флигеля; три о двух, а четвертый о трех этажах, со сводами и кладовыми для помещения служб и припасов. Церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом Иоанна Златоуста, построенная преп. Мартирием на приношение царя Казанского Симеона, была разобрана по повелению преосвященного и построена в Никольском Староладожском монастыр, при реке Волхове. Все строения эти были обнесены хорошею каменною, вместо деревянной, оградою в два аршина толщиною кругом, почти на 235 сажени.

Монастырь был снабжен изобильно книгами, колоколами и утварью. Часовня с кельею, восемь огромных хлебных амбаров, гостиный двор и при нем избы; харчевня, сенник и при них обширный двор, на ручье мельница, особый экономический двор — окружали монастырь на расстоянии от него не более версты, составляя как бы первую цепь его хозяйственных обзаведений.

Далее он расположил вторую цепь монастырских построек. В пяти верстах от обители, на месте упомянутой деревни Бабурина, из которой были вывезены жившие в ней крестьяне дворцовые, архиерейские и монастырские, было основано преосвященным сельцо; поставлена деревянная церковь во имя пророка Илии, которая 5 января 1734 г., по прошению несчастно погоревших крестьян архиерейской Забоцкой вотчины, перенесена в сельцо Заболотье с иконами, утварью и колоколами. Возле церкви пророка Илии был разведен обширный сад с фруктовыми деревьями и пчельником, с другой же стороны устроены дворы конюшенной и коровий с амбарами, ригами с гумном. Из озера Щала, в 12 почти верстах от монастыря, был прорыт к монастырю канал для рыбной ловли и водного пути. На протекающей в версте от упомянутого сельца речке Полоне выстроена мельница. Четыре других сельца были основаны с других сторон: сельцо Долгий нос заключало несколько изб, амбары и скотные дворы; в Ильинском погосте было другое сельцо из нескольких домов с чуланами, с двумя скотными дворами, амбарами, ригами с гумном, мельницею на ручье и банею; третье сельцо содержало большой хозяйственный двор, а против Воскресенского погоста несколько изб, скотный и конные дворы, ригу с гумном, мельницу и баню; наконец, в Великом селе было поставлено несколько изб, скотный двор, две риги с гумном, баня и ветряная мельница. Во всех этих сельцах были особые комнаты для приезда преосвященного, и все они были снабжены посудою трапезною и кухонною, а также необходимыми орудиями, к хозяйству принадлежащими, и скотом. Он дал Зеленецкой пустыни льготы, освободив ее почти от всех повинностей софийскому архиерейскому дому. Преосвященный лишил самого себя доходов и средств к поддержанию своего блеска.

Укрепив на вечные времена владение монастыря, посредством грамот и актов, преосв. Корнилий, в довершение благодеяний своих к обители, с царского соизволения, приписал к ней четыре монастыря: Васильевский и Гостинопольский, Ивановский и Новгородский Спасский-Нередицкий с их крестьянами, землями и угодьями; да три подворья с землею, огородами и садами в Новгороде, на Федоровском ручье, два места с хоромным строением в Кожевниках, да место со строением же в Тихвинском посаде, в Богородицкой улице 8. Наконец, преосвященным Корнилием дано было преимущество чести Зеленецким игуменам перед Ладожскими.

Страшные пожары, бывшие в 1715 и 1730 гг., превращали в пепел все деревянные строения, как в монастыре, так и вне его стен. Пожар, бывший 2 июня 1746 г., уничтожил в обители решительно все и оставил буквально лишь голый кирпич и камень; даже все крыши на церквах, кельях, ограде, полы, крыльца, двери, оконные рамы, ставни и затворы везде были уничтожены, с последним скотным двором, ригой и гумном. С великим трудом в течение 5 или 6 лет, при содействии пожертвований христолюбцев, кое-как исправлены монастырские строения.

В царствование императрицы Екатерины II совершенно изменилось положение монастырей относительно земельных владений и крестьян. Указом императрицы с 1762 г. изменено веками утвержденное состояние монастырей и от них отписаны были все имения. У Зеленецкого монастыря остались лишь небольшие клочки пашней и покосов вблизи стен обители, да рыбная ловля и пустоши, но и те большею частью были захвачены впоследствии разными владельцами. Монастырь, лишенный средств и пособий, не мог ни сохранить, ни отстоять ничего для своего благосостояния.

Бедственное положение монастыря побудило митрополита Димитрия ходатайствовать о выдаче вспомоществования, каковое монастырь и получил в количестве 2000 руб. Архипастырская милость содействовала приведению монастыря в лучший вид.

В 1771 г. преосвященный митрополит Гавриил в докладе императрице излагал, что в епархии его много людей, назначенных к содержанию в монастыре и помешавшихся; в Сергиеву пустынь отсылать их нельзя, по нахождению ее на Петергофской дороге, Ладожский же Николаевский монастырь, по ветхости, не способен к такому назначению, а потому из новгородской епархии можно было бы, по мнению преосвященного, приписать к С.-Петербургской Зеленецкий монастырь, оставленный за штатами на своем пропитании. В нем церкви, кельи и прочие службы каменные, твердые, ограда каменная, крепкая, довольной высоты. Указом 1762 г. было повелено, пока не построится вновь долгауз для содержания безумных, назначить монастырь к тому способный, то Синод определил для сего в Москве Андреевский, а в Новгородской епархии — сей Зеленецкий; епархия же Новгородская, имеющая много монастырей, не имеет нужды в этом. Согласно с докладом митрополита Гавриила, Николаевскй Староладожский монастырь был упразднен, а Зеленецкий приписан к С.-Петербургской епархии и назначен для содержания безумных.

Летом 1790 г. марта 28 дня на большой линии братских келий, случился пожар, вся кровля сгорела и по ограде кровля на 50 сажен, и деревянная светелка с чуланом, за братскими кельями в углу в ограде баня, все сгорело.

Относительно позднейшей истории монастыря имеются следующие немногие сведения. В период времени между 1815 и 1834 гг. монастырь был по частям возобновляем. Обвалившаяся во многих местах монастырская стена была исправлена; в 1815 г. сделаны были контрфорсы, т. е. подпорки для поддержки здания; в Благовещенской церкви устроен иконостас; в Троицком соборе переделаны окна; на паперти и под ризницею устроены своды; гумно перенесено на другое место, разобран скотный двор, устроены флигели для штатных служителей, приспособлен для жилья стоявший пустым каменный флигель и пр. Все эти постройки докончены и произведены вновь архимандритом Кириллом, которому «за неусыпные труды и попечение о вверенной ему обители, которую он привел в отличное по всем частям устройство», объявлено архипастырское благословение. Действительно, время от 1815 по 1834 гг. должно считать временем как бы возрождения зданий Зеленецкой обители. И к этому времени относится также постройка новых настоятельских келий над бывшими св. вратами, переделка старых келий под гостиные для богомольцев, построение четырех угловых башен, приобретение за 8 500 руб. колокола в 294 пуда и нескольких колоколов «зазвоных».

3 февраля 1747 г. монастырь посетила императрица Елизавета Петровна. Дорога от монастыря была расчищена на довольно дальнее расстояние; близ монастыря, на столах, украшенных пеленами, стояли: на одном на блюдах, накрытых воздухами, крест со св. мощами, образ Живоначальной Троицы и освященная вода с кропилом; на другом — на блюдах три хлеба простые: один в пуд, с врезанною в него солонкой и два в 30 фунт. каждый. Государыню встретили Зеленецкие иноки с крестами, иконами, кадилами, фонарями и пр. При входе в церковь государыня трижды поклонилась раке преподобного. Обитель чрезвычайно понравилась императрице, которая осматривала все с любопытством, очень хвалила колокольный звон, прикладывалась в соборе ко всем иконам.

Каменная ограда, опоясывающая весь монастырь кругом на протяжении 235 пог. сажень, по первоначальному построению относится к 1684 г. и сначала была деревянная. Рисунок ее прост и очень хорош; вышина до 2 с двумя третями саженей, крыта вся железом; в несовершенно правильном четвероуголънике ее пробиты трое ворот: с южной — въездные; с западной — под нынешними настоятельскими кельями и с северной. Углы каменной ограды украшены четырьмя восьмигранными, довольно красивыми башнями со шпицами.

Св. врата, устроены архимандритом Кириллом около 1831 г. из малых простых ворот, которые вели к хозяйственным строениям вне стен; по сторонам их украсили четырьмя Ионическими колоннами, над аттиком возвышается восьмигранная главка со шпицем. Ворота эти бедны украшениями, они вводят в монастырский двор.

Над прежними вратами, над широкими арками их возвышался под куполом еще ярус, заключавший в себе малую церковь во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, уничтоженную в последней четверти истекшего века и место которой заняли нынешние настоятельские кельи, довольно тесные и неудобные. Широкий тротуар, по обеим сторонам которого раскинуты небольшие сады, ведет к середине двора, занятого собором Живоначальной Троицы.

Вправо от собора представляется отдельно стоящий, массивный, граненый столб колокольни; влево, в уровень с каменною колокольнею, теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Далее, близ ограды, у фасов южной, северной и восточной сторон поставлены три обширных корпуса келий и хозяйственных помещений. На правой стороне дороги, против св. ворот, каменная, двухэтажная, крытая железом гостиница для богомольцев, с теплым коридором. В ней четыре комнаты наверху и столько же внизу. Средние ворота ведут во двор, где находятся деревянные амбар, каретные сараи, конюшни на 19 саженях, с навесом в 14 сажень.

Служительских домов четыре, для проезжих — постоялый двор с одноэтажною харчевнею, при ней амбары, навесы с хлевами, конюшнями, сенниками. Далее пекарня, кузница и при ней изба; мельница водяная, ветряная на срубе; сенной сарай, баня братская, служительская и овин. Монастырь содержит до 14 лошадей и около 40 коров. Зеленецкий монастырь оставлен в 1762 г. на своем пропитании; в настоящее время некоторые из его владений удержались за монастырем и служат средствами материального обеспечения его безбедного существования.

Число монашествующих и послушников, не смотря на постоянные перемены, доходит до 40 человек. Общежительство полное; кроме внутренних частных церковных и монастырских послушаний, бывают и общие, на полевых работах. Служители штатные, в определенном законом числе, были одно время заменены людьми наемными. Богослужение круглый год совершается: утреннее пение в 4 часа пополуночи, литургия в 9 часов утра, а вечерня в 5 и 6 часов, смотря по удобству, представляемому временем года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *