Царь ланки равана

Рамаяна

Индуистская литература

Веды

Рог Яджур

Сама Атхарва

Распределение

Самхиты Брахманы

Араньяки Упанишады

Упанишады

Айтарея Брихадараньяка

Иша Кена Катха

Чхандогья Тайттирия

Прашна Шветашватара

Мундака Мандукья

Веданга

Шикша Чандас

Вьакарана Нирукта

Джйотиша Кальпа

Итихасы

Махабхарата Рамаяна

Пураны

Бхагавата Брахмавайварта

Ваю Вишну Падма

Маркандея Совещание

Другие тексты

Смрити Стотры Шрути Сутры

Бхагавад-гита Панчаратра Панчатантра

Тантры Артхашастра Агамы Кавач

Дхарма-шастры Дивья-прабандха

Рамачаритаманаса Йога-Васиштха

Теварам Чайтанья-чаритамрита

Портал «Индуизм»

п о р

Рамаяна ( санскр. रामायण , «Путешествие Рамы» ) — часть индуистского канона ( смрити), получившая свое окончательное оформление между IV в. до н. н.э. — II. н. е. В отличие от Махабхараты, Рамаяна является сравнительно стройным целым с композицией и развертыванием сюжета. Индийские поэтики называют мифического автора Рамаяны — Вальмики — первым поэтом» (адикави), а саму Рамаяну — первым художественным эпосом (кавья). В Рамаяне уже четко выступают черты творческого метода позднейшего стиля кавья: насыщенность изложения лиризмом; тщательное выписывание картин природы, которые часто приобретают символический характер; множество стилистических украшений — сравнений, поэтических тропов и фигур, многозначных выражений, осуществляющих принцип двойного смысла» (дгвани).

Эпическая поэма состоит из 24 тысяч стихов ( шлок), объединенных в 7 книг (канд):

  1. Бала-Канда — книга о детстве Рамы (героя Рамаяны).
  2. Айодгья-Канда — книга о царский двор в Айодхьи.
  3. Аранья-Канда — книга о жизни Рамы в лесной пустыни.
  4. Кишкиндга-Канда — книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндге.
  5. Сундара-Канда — «Прекрасная книга» остров Ланка — царство демона Раваны, похитителя жены Рамы — Ситы.
  6. Юддга-Канда — книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.
  7. Уттара-Канда — «Заключительная книга».

Основной фабулой история царственного изгнанника Рамы и его верной жены Ситы, их жизнь в лесном уединении, похищение Ситы царем злых духов (ракшасов) Раваной, поиски ее Рамой, его союз с обезьяньим царем, осада острова Ланка — царства Равана, бой обезьян с ракшасы и единоборство Рамы с десятиголовим Раваной, его победа, освобождение Ситы и разлука с ней Рамы.


1.1. Книга о детстве

Дашаратха правил царством Косалою со столицей в городе Айодхья. У него было три жены: Каусалья, Кайкеи и Сумитхра, но долгое время оставался бездетным. Стремясь получить наследника он совершил пожертвования, известное под названием путра-камешти яджня. Как следствие Каусалья родила ему Раму, Кайкеи — Бгарату а Сумитра — близнецов Лакшмана и Шатругхну. Всем сыновьям определенной степени была дарована сущность бога Вишну, поскольку Вишну пожелал принять смертную форму, чтобы стать на поединок с демоном Раваной, который притисняв богов, и мог быть побежден только смертным. Ребята воспитывались принцами, получив хорошее образование и знание писаний и военную подготовку. Когда Рами исполнилось 16, ко двору Дашаратхи пришел мудрец Вишвамитра, звершувшись за помощью против демонов, вносили беспорядок в жертвенные ритуалы. Мудрец выбрал Раму, которому пошел также Лакшмана, постоянный товарищ Рамы протяжении всего эпоса. Получив от Вишвамитры установки и сверхъестественное оружие, Рама и Лакшмана одолели демонов.

Царством Митхиле правил Джанака. Однажды в борозде свой плуг царь нашел девочку-младенца, и не сказано обрадовался, считая ее подарком от богов. Девочку назвали Сито, что на санскрите означает борозда. Она выросла несравнимой красавицей. Когда пришла пора браке, царь решил устроить сваямвару — соревнования между претендентами. Когда Шива подарил царю тяжелый-тяжелейшим лук, и теперь монарх провозгласил, что девушку получит тот, кто сумеет с этим луком справиться. На сваямвару пришли мудрец Вишвамитра с Рамой и Лакшманой. Только Рама сумел натянуть лук и сломать его. Как следствие были организованы свадьбы между сыновьями Дашаратхи и дочерьми и племянницами Джанаки. После громких свадеб новоодружени вернулись к Айодхьи.


1.2. Книга Айодхьи

Рама и Сита прожили в браке 12 лет. В то время Дашаратха состарился и выразил желание короновать Раму, на что согласилась совет Косалы и подданные. Накануне большого события Кайкеи, ревность которой подстрекала горничная Мантхара потребовала двух даров, обещанных когда-то давно Дашаратха — изгнать Раму в пущу на 14 лет, а престол передать сыну Кайкеи Бхарата. У царя разрывалось сердце, но он вынужден был соблюсти царской обещания и выполнить желание Кайкеи. Рама принял отца повеление с абсолютной покорностью и спокойным самоконтролем, присущим ему протяжении всего эпоса. С ним в изгнание пошли Сита и Лакшмана. Когда он попросил Ситу не идти за ним, она ответила: «пуща, где ты живешь, для меня Айодхья а Айодхья без тебя для меня настоящий ад». Как только Рама пошел царь Дашаратха, способен преодолеть горе, ушел на тот свет. Между тем, о событиях в Айодхьи узнал Бхарата, который тогда посещал своего дяди. Он отказался воспользоваться последствиями маминых интриг, нашел Раму в пуще, и попросил его вернуться на царство. Но Рама твердо решил выполнить отца повеление относительно слова и отказался. Бхарата, однако, захватил с собой Рамини сандалии, поместил на троне и правил только как регент Рамы.


1.3. Лесная книга

Рама из Сито и Лакшманой пошли на юг вдоль русла реки Годавари. Они построили для себя хижины и жили плодами земли. В лесу Панчавати им встретилась женщина-ракшаса Сурпанакха, сестра Раваны. Сначала она попыталась соблазнить братьев, а, потерпев неудачу, принялась убить Ситу. Лакшмана ее остановил, отрезав у нее нос и уши. Узнав об этом ее брат-демон Хара, организовал нападение на принцессу, но Рама сумел уничтожить Хару и подвластных ему демонов.

Весть о событиях достигла ушей Раваны, и он взялся уничтожить Раму, сначала пленив Сита с помощью ракшасы Марича. Марича принял облик золотого оленя и заполонил внимание Ситы. Завороженный красотой оленя, Сита обратилась к Рамы с мольбой поймать его. Рама понимал, что все это проделки бесов, но не смог отговорить Ситу от прихоти, и, наконец, он погнался за оленем в лесные чащи. Через некоторое время Сита услышала, что Рама зовет ее. Испугавшись за жизнь мужа, она настояла на том, чтобы Лакшмана поскорее бежал ему на помощь. Лакшмана пытался убедить ее, что Рама непреодолимый, а потому для него лучше выполнять Рамин приказ и охранять Ситу. Сита в истерике настаивала на том, что не она, а Рама нуждается в помощи. Наконец он согласился, но при условии, что она не покидать хищные и не впускать никаких незнакомцев. Когда путь освободился, появился Равана в личине аскета и попросил у Ситы убежища. Сита впустила его, не здагадуючись о хитроумный план своего гостя, и, как следствие, плохой Равана силой забрал ее.

Гриф Джатаю пытался спасти Ситу, но получил смертельную рану. Равана унес Ситу на остров Ланка, где ее держали под охраной ракшасов. Равана требовал от Сити него замуж, но навечно верна Рами Сита отказалась. Рама из Лакшманой узнали о похищении Ситы от Джатаю, и тотчас же отправились на спасение. Во время поисков они встретили женщину-аскета Шабари, которая направила их в Сугрива и Ханумана.


1.4. Книга Кишкиндхы

Действие происходит в цитадели обезьян Кишкиндха. Там Рама из Лакшманой встречаются с Ханумана, величайшим из обезьяньих героев, сторонником Сугрива — опального претендента на трон Кишкиндхы. Рама подружился с Сугрива и помог ему победить брата Вали и вернуть себе царство. Чтобы отблагодарить Раме за помощь Сугрива рассылает во все четыре части света поисковые отряды, которые возвращаются с севера, востока и запада без успеха. Южный поисковый отряд под руководством Ангада и Ханумана узнал от грифа на имя Сампати, что Ситу забрали на остров Ланка.


1.5. Прекрасная книга

Прекрасная книга (Сундара Канди) — сердце Рамаяны. В ней с подробностями рассказывается о приключениях Ханумана. Узнав о Ситу, Хануман набрал гигантских размеров и перепрыгнул через океан на остров Ланка. Там он изучил город демонов и установил слежку за Раваной. Ему удалось установить местонахождение Сити — в роще Ашоки, где ее добивается угрозами Равана со своими демонами. Хануман внушает Ситу веру, отдав ей Рамину кольцо с печатью. Он предлагает отнести ее обратно в Раму, но она отказывается, потому что не желает, чтобы ее касалась другое лицо мужского пола, кроме Рамы. Она говорит, что Рама должен прийти собственной персоной и отомстить за позор, которую ей пришлось снести при похищении.

Тогда Хануман устроил большой дебош на Ланке, выкорчевывая деревья, снося здания, убивая солдат Раваны. В конце концов, он позволил схватить себя и предстал перед Раваной. Он смело вычитал Раваны, призывая его освободить Ситу. Его приговорили к смертной казни и подожгли ему хвост, но он вырвался из пут и, перепрыгивая с крыши на крышу, разнес огонь и устроил пожар во всей цитадели, а затем перестибнув на континент. Поисковый отряд вернулся в Кишкиндхы с радостной вестью.


1.6. Книга о битве

В книге описана битва между силами Рамы и Раваны. Получив отчет от Ханумана, Рама и Лакшмана с союзниками отправились к берегу моря. Там к ним присоединился брат-ренегат Раваны Вибхишана. Обезьяны строят мост через океан, которым принцы со своими войсками переправляются на Ланку. В результате длительной битвы Рама убивает Равану и отдает трон Ланки Вибхишани.

Встретившись с Сито, Рама попросил ее пройти через испытание огнем (агни парикша) как доказательство своей чистоты, поскольку она так долго оставалась во дворце демона. Когда пламя жертвенного костра охватило Ситу, бог огня Агни вынес ее, неповрежденную, к трону, тем самым подтвердив ее чистоту.

Когда 14 лет изгнания завершились, Рама из Сито и Лакшманой вернулись к Айодхьи, где его короновали на царство.


1.7. Заключительная книга

В книге описывается дальнейшую жизнь Рамы, Ситы и Раминих братьев. После коронации прошло много лет. Однако, несмотря на испытания огнем, по городу поползли слухи о чистоте Ситы. Под влиянием общественного мнения Рама выгнал Ситу в лес, где она нашла убежище в ашраме мудреца Валмики. Там она родила двух мальчиков, назвав их Лава и Куша. Сыновья выросли, не зная о своем происхождении, и стали учениками Валмики.

Валмики составил Рамаяну и научил Лаву и Кушу петь ее. Впоследствии, Рама устроил церемонию ашвамедхи яджня (пожертвования коня), на которую пришли Валмики с лавой и Куше. Ребята спели Рамаяну царя и большим двором. Во время рассказа о ссылке Сити, Раму охватило горе, и Валмики привел Ситу. Сита призвала свою мать Землю принять ее, и земля расступилась, а Сита исчезла под ней. Тогда Рама узнал, что Лава и Куша его сыновья. Впоследствии появился посланец богов и сообщил, что Рамине задачи в этой инкарнации завершено. Рама вернулся в небесное царство.

Считается, что Заключительная книга (Уттара Канди) была добавлена ​​в начальной рассказы Валмики позже.


> См.. также

  • Махабхарата

РАВАНА

Смотреть что такое «РАВАНА» в других словарях:

  • Равана — (санскр. रावण, Rāvaṇa IAST … Википедия

  • РАВАНА — (санскр. ревущий) в индуистской мифологии десятиголовый ракшас, мифический властитель острова Ланка; один из главных персонажей Рамаяны , враг Рамы и Ханумана, похититель Ситы … Большой Энциклопедический словарь

  • РАВАНА — (санскр. ревущий), в индуистской мифологии десятиголовый ракшас (см. РАКШАСЫ), мифический властитель острова Ланка; один из главных персонажей «Рамаяны» (см. РАМАЯНА), враг Рамы (см. РАМА (герой эпоса)) и Ханумана (см. ХАНУМАН), похититель Ситы… … Энциклопедический словарь

  • Равана — (санкр. Râvana). B индийской мифологии царь демонов ракшасов и обладатель острова Данка (Цейлон), с которого он прогнал своего сводного брата, бога Куверу (см.). В течение многих лет Р. предавался благочестивым упражнениям и этим заслужил… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РАВАНА — в Рамаяне десятиголовый демон ракшаса амбивалентной природы: сын риши Вишраваса и брат бога богатства Куберы, подвижничеством он обретает от Брахмы дар неуязвимости, так что его не могут покарать ни боги, ни демоны; эта задача по силам… … Словарь индуизма

  • Равана — (Санскр.) Царь демонов (ракшасов), Властитель Ланки (Цейлона), который похитил Ситу, жену Рамы, что привело к великой войне, описанной в Рамаяне . Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

  • Равана — в индуист. миф. царь ракшасов и антогонист гл. героя Рамы в эпосе «Рамаяна». Он наделен чертами миф. дракона: имеет десять голов, способен передвигаться по воздуху на своей колеснице Пушпаке, живет среди вод на о ве Ланка, разоряет земли … Древний мир. Энциклопедический словарь

  • РАВАНА — (Санскр.) Царь демонов (ракшасов), Властитель Ланки (Цейлона), который похитил Ситу, жену Рамы, что привело к великой войне, описанной в Рамаяне … Теософский словарь

  • Равана — (индуист.) – «ревун» – царь ракшасов, противник Рамы. Р. имеет десять голов, живет на острове Ланка, ездит по небу в своей воздушной колеснице Пушпаке, разоряет земли, пожирает живые существа, похищает женщин. Свое имя он получил, когда пытался… … Мифологический словарь

  • Раван — Равана Равана (санскр. रावण, Rāvaṇa?, букв. «Воющий») повелитель ракшасов, мифический владыка острова Ланка, персонаж эпоса «Рамаяна», антагонист главного героя Рамы. По преданию имел десять голов. Согласно легенде, Равана десять тысяч лет… … Википедия

Герой Рамаяны Равана, десятиглавый царь демонов-людоедов ракшасов упоминается во многих индийских легендах, в которых говорится, что ещё задолго до рождения Рамы он правил островом Ланка.
Согласно традиционной индийской мифологии Равана был прямым правнуком бога-творца Брахмы и внуком Владыки всех созданий Пуластьи. За многовековую аскезу Равана был награждён самим Брахмой даром неуязвимости. Ни боги ни люди не могли справиться с ним.
Супругой Раваны была прекрасная Мандодари, дочь зодчего демонов-асуров Майи и прекрасной апсары Хемы. В древних мифах она воспевается как «Дева с глазами газели». На острове Ланка она родила ему могучего сына Мегханду, что значит «громогласный».
Ощутив возможности дара Брахмы Равана решил покорить себе весь мир и поднял войну против неба, земли и подземного царства.
Непобедимый правитель ракшасов был безумно зол на небожителей за то, что они обрекли его брата Кумбхакарна, огромного обжору-великана на вечный сон. В этом была повинна супруга Брахмы мудрая Сарасвати. Равана поместил брата в огромной пещере близ города Ланки и поклялся отомстить небожителям. Пылая гневом он собрал войско ракшасов и отправился на север, опустошая всё на своём пути. Он разорял и землю, и небо, не пощадил он и небесной рощи Нандана в царстве Индры.
Боги сильно разгневались на Равану и пригрозили покарать его, но не могли причинить ему ни малейшего вреда, так как дар Брахмы делал Равану совершенно неуязвимым. Равана разозлился ещё больше и пригрозил убить всех богов и хранителей мира и даже своего старшего брата Куберу. Повелитель якшей, духов деревьев, Кубера, пытался урезонить брата, обратившись к нему с такими словами: «Зачем ты причинил мне зло, зачем разорил божественные рощи и перебил святых мудрецов?
Остерегись! Боги, разгневанные твоими деяниями, готовы покарать тебя! Пока не поздно, одумайся, и впредь воздержись от злодеяний!» Эти слова только разозлили Равану ещё больше и он собрал новые рати.
В сражениях ракшасы и сам Равана пускали в ход не только оружие, но и чёрное колдовство. Равана умел превращаться в разных свирепых животных, что неизменно делало его сильнее противника.
Во второй свой поход Равана несколько раз был смертельно ранен, но дар Брахмы всегда помогал ему выжить, и он смог полностью разгромить войско якшей. Якши не могли противостоять ракшасам потому, что всегда сражались честно и никогда не прибегали к магии. Равана же превращался в бою то в тигра, то в вепря, тов озеро, то в облако, то в якшу, то в асуру, и никто, даже сам Кубера не мог с ним справиться! В этом бою Равана едва не убил своего брата и захватил его небесную колесницу «Пушпака», украшенную золотыми колоннами и арками. Эта колесница так же упоминается в Рамаяне, ей даже посвящены несколько стихов.

У Пушпаки, волшебной колесницы,
Переливали жарким блеском спицы.
Великолепные дворцы столицы
Не доставали до её ступицы
А кузов был в узорах шишковатых —
Коралловых, смарагдовых пернатых,
Конях ретивых, на дыбы подъятых,
и пёстрых кольцах змей замысловатых.
Равана решился даже выступить против Шивы. Тогда слуга Шивы Нандин предсказал ему гибель от армии обезьян. Именно Шива дал владыке ракшасов имя Равана, то есть «ревун». Покушаясь на обитель Шивы Равана вырвал из земли гору, на которой находился дворец могучего владыки. Шива, возмущённый дерзостью Раваны, наступил на гору ногой, и прижал её к земле. Гора придавила руки Раваны и тот взревел от боли. За это шива и назвал его ревуном.
Равана воевал не только с богами. Вдохновлённый своей неуязвимостью он пожелал власти над всем миром, и, спустившись с гор, на которых обитали боги, он отправился покорять кшатриев. Никто не мог устоять против войска ракшасов, и многие кшатрии отдавали свои царства без боя.
Лишь один царь осмелился выступить против Раваны. Это был царь Айдохьи и предок Рамы Анаранья. Равана раскидал всё его войско, но царь не дрогнул и продолжал сражаться один против непобедимого предводителя ракшасов. Равана ударом палицы убил царя Айдохьи, но умирая, тот, так же как и Нандин предсказал Раване гибель от руки своего потомка, будущего царя Айдохьи Рамы.
Равана так сильно уверовал в своё могущество и непобедимость, что решил однажды восстать даже против самого Времени и бросил вызов богу смерти Яме! В царстве Ямы Равана увидел мучения грешников. Он освободил их и принял в своё войско. Страшные слуги Ямы кинкары завязали с ракшасами бой, и тоже потерпели поражение. Тогда против наглеца вышел сражаться сам Яма. Его колесницей правил Рог (Болезнь), впереди колесницы шли Смерть и Время. И не выдержать бы Равате удара огненного жезла Ямы, если бы не заступничество самого творца, подарившего ему неуязвимость. Тогда Прародитель так обратился к Яме: «О могучий сын Вивасвата, да не совершится то, что ты намереваешься сделать. Я пожаловал этому ракшасу дар неуязвимости; ты не должен нарушать моей воли, иначе слова мои обратятся в ложь, и тогда вся вселенная окажется во власти лжи! Не опускай свой страшный жезл на голову Раваны! Он не должен умереть».
Эта безнаказанность вдохновила Равану на новые подвиги и он легко покорил подземное царство нагов, полулюдей- полузмей, и овладел сокровищами их подземной столицы Бхогавати. Затем он спустился под воду и достиг обитель бога океана, властелина Запада, Варуны, и победил его войско. Сам Варуна, однако, не вышел к нему сражаться, а отправил в бой своих детей и внуков.
Равана совершил ещё много походов, и, казалось, что его бесчинствам не будет конца! Он выступил против бога солнца Сурьи и вызвал его на бой. Но Сурья безразлично отнёсся к вызову так ответив своему советнику: «Иди, Дандин, и поступай как желаешь. Если хочешь, сразись с этим пришельцем, если нет — признай себя побеждённым». И Равана без боя объявил себя покорителем бога солнца. Он вступил в сражение с богом луны и звёздного неба Сомой и едва не убил его. В это сражение вмешался Брахма, пообещав Раване открыть страшное заклятье, которое сможет обеспечить ему победу в любом сражении. От этого Равана стал ещё могущественнее.
Сын Раваны так же обрёл огромную силу. Он был способен затмевать разум врагов, летать по воздуху и принимать любой облик.
Могущество Раваны росло и уже почти весь мир был покорён им. Но однажды ракшас совершил ошибку. Он силой овладел супругой своего племянника прекрасной апсарой Рамбхой. За это её муж Налакубара, сын Куребы проклял Равану, пригрозив, что в следующий раз, когда Равана попытается овладеть женщиной против её воли голова его разлетится на семь кусков. На этот раз Брахма не стал помогать Раване.
Спустя много веков Равана похитил супругу Рамы Ситу, и тогда исполнились все предсказания. Войско обезьян, как и предрекал Нандин вступило на остров Ланку. Во главе войска стоял Рама потомок Анараньи, царя Айдохьи, так же предрекшему Раване его гибель от руки своего потомка. Войско Раваны было разгромлено, сам он повержен, а столица сожжена&
Был Раваны город сожжён обезьяной премудрой,
Как демон Трипура сожжён был карающим Рудрой
В статье использовались цитаты из Рамаяны в переводе Веры Потаповой а так же из книги «Мифы древней Индии» в литературном изложении В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина издательства института востоковедения Академии наук СССР

Автор — Шактананда — http://mahadevi.narod.ru/publ.htm


Истории, изложенные в древнеиндийских санскритских текстах, изобилуют повествованиями о богах (сурах, дэвах) и их извечных противниках — демонах (асурах, ракшасах). Несмотря на то, что и те и другие являются потомками Брахмы — творца Вселенной, между этими двумя кланами существует извечная вражда, выливающаяся в постоянную борьбу за мировое господство. Ум западного человека, воспитанного в рамках дуалистических концепций христианства или ислама, привык делить всё на темное и светлое, доброе и злое, божественное и дьявольское. И он с готовностью и уверенностью применяет эти доктрины и к текстам индуистской традиции, которая, будучи сформированной в совершенно иной культурно-философской среде, в принципе не приемлет такого рода подхода. В отличие от жёсткого и однозначного разделения на добро и зло, порок и добродетель, равно, впрочем, как и на другие диаметрально противоположные категории, общеиндуистская религиозно-философская мысль придерживается концепции, согласно которой все живые существа, как божественной, так и демонической природы — суть различные воплощения и проявления Единого и Абсолютного Бога (Брахмана), а добро и зло являются не более, чем субъективным восприятием того или иного явления, которое изначально по своей сути вне этих категорий и обретает ту или иную окраску лишь в уме познающего его субъекта, в зависимости от его индивидуальной природы. В действительности же эти категории, во всяком случае в нашем, материальном мире, настолько тесно переплетены и настолько глубоко проникают друг в друга, что провести какую-либо чёткую грань между ними попросту невозможно, как невозможно во время сумерек провести границу между светом и тьмой. Подлинным же критерием святости в индуизме является степень преданности Богу и гуру (учителю). И здесь многие демоны преуспели намного более, нежели все дэвы вместе взятые. И наиболее ярким примером этого служит жизнь Раваны — демонического царя Ланки (совр. Шри-Ланка), описанная в древнеиндийском эпосе «Рамайана», составленном мудрецом Валмики ориентировочно в VII веке до нашей эры. Во многих современных неоиндуистских культах и учениях Равану принято выставлять в очень неприглядном свете, описывая его не иначе как атеиста, материалиста, похотливого эгоиста и жестокого властолюбца, совершенно игнорируя многие другие, намного более возвышенные составляющие его личности. Восполнить этот досадный недостаток я и поставил своей целью, взявшись за написание данного исследования. Но обо всем по порядку.

Дашагрива

Никто из дэвов никогда не достигал такого высокого положения, как Равана. В лучшие дни его жизни его именовали не иначе как Трилокешвара, то есть Владыка трех миров (бхур-локи, бхувар-локи и сварга-локи), Никому из них также не посчастливилось получить лично от Шивы имя и атмалингам, покорить девять планет — властителей судеб всех живых существ, равно как и не посчастливилось быть сражённым Личностью Бога Шри Рамой. До сих пор по всей Индии можно найти храмы, воздвигнутые в честь Раваны, а сочиненный им гимн в честь Шивы, «Шива-тандава-стотра», пройдя сквозь века, и по сей день исполняется в храмах и у домашних алтарей всеми почитателями Махадэвы, оставаясь одним из наиболее важных текстов многих шиваитских школ и традиций. Вообще, образ Раваны более чем сложен и неоднозначен. Он вовсе не был тем гнусным негодяем, каковым представлен во многих кинофильмах, снятых по мотивам «Рамайаны», и во многих произведениях современных неоиндуистских богословов, наподобие А. Ч. Бхактиведанты Свами и его последователей. Согласно первой главе седьмой песни «Бхагавата Пураны» Равана и его родной брат Кумбхакарна — никто иные, как стражи духовного мира Джайа и Виджайа, которые были вынужденны принять рождение в материальном мире в качестве демонов и врагов Вишну в силу проклятия, наложенного на них Санаткумарами, первыми сыновьями Брахмы, за то, что они, исполняя свой долг, отказались пропустить тех в духовный мир. А Госвами Тулсидас в своей «Рамачаритамрите» утверждает, что главной целью прихода Шри Рамы было освобождение Его любимых слуг Джайи и Виджайи от материального существования: «Убив его в сражении, Шри Рама даровал ему высшее совершенство. Такова была цель прихода Господа в эту эпоху» (Бала-Канда, 123).

Изначально Равана носил другое имя — Дашагрива (Десятишеий). По рождению он принадлежал к касте браминов — высшему жреческому сословию ведического общества и являлся внуком мудреца Пуластьи, одного из праджапати, прародителей человечества, и правнуком самого Брахмы — творца Вселенной. Матерью его была демоница Кешини, дочь тогдашнего правителя демонов, а отцом — святой подвижник Вишрава, сын риши Пуластьи. Дашагрива был незаурядным знатоком Вед и настолько искусным исполнителем ведических гимнов, что дэвы даже приглашали его в своё время в качестве чтеца на свои жертвоприношения, поскольку, обладая десятью головами, он один был способен заменить собой десять жрецов высочайшей квалификации. При этом он мог принимать и форму обычного, одноголового человека. Он в совершенстве владел шестьюдесятью четырьмя искусствами, был выдающимся поэтом, музыкантом, танцором и астрологом. Дашагрива был ревностным шиваитом, и его преданность Шиве была поистине беспримерной. Однажды, когда он воспевал славу Махадэвы, аккомпанируя себе на вине, на ней лопнула струна, и он, не желая прерывать бхаджан, быстро выдернул сухожилие из собственной ноги и продолжил играть на нём. Такую преданность Шиве Равана унаследовал от своей матери, которая всю свою жизнь поклонялась Лингаму Шивы. Но однажды случилось так, что царь дэвов, Индра, выкрал у неё предмет её почитания и поклонения. Несчастная женщина от нестерпимого горя отказалась от пищи. Дашагрива же просил её прекратить голодовку, пообещав достать ей взамен утраченного атмалингам Шивы. Успокоив мать таким образом, он отправился в обитель Шивы на гору Каиласа. Достигнув Каиласы, он предался очень суровым аскетическим подвигам. Настолько суровым, что никто во всем мироздании прежде не совершал ничего подобного. Десять тысяч лет Дашагрива стоял на голове посредине четырёх костров под палящим солнцем без сна и еды.
В конце каждого тысячелетия он отрубал одну из своих голов и бросал в огонь в качестве жертвоприношения. На протяжении всего этого времени он медитировал на имена Шивы. И, когда он, наконец, намерен был отрубить и последнюю, десятую голову, Шива явился перед ним, попросил прекратить аскезу и спросил, каких даров он желает. Равана попросил три дара: атмалингам, бессмертия, и женщину себе в жены такой же красоты, как Ума, супруга Шивы. Восхищённый преданностью и аскетизмом Раваны Шива не раздумывая отдал ему атмалингам, сказав, что его мать может более не бояться, что его у неё украдут, ибо атмалингам обладает таким свойством, что если он где-либо коснётся земли, то останется там навечно и никто и ничто не сможет его с этого места сдвинуть.

Равана получает аммалингам

Также Шива сказал, что Равана будет оставаться бессмертным до тех пор, пока снова Его не побеспокоит. Насчёт же супруги Шива сказал, что нет нигде, во всём мироздании женщины, способной сравниться по красоте с Умой, и поэтому отдал своему преданному Свою собственную супругу. Получив дар бессмертия, взяв атмалингам и водрузив себе на плечи Уму, Равана отправился в обратный путь. Но о случившемся стало известно Нараде муни, великому преданному Вишну. Мудрец Нарада, также как и Вишну, симпатизировал дэвам, и он испугался того, что Равана, приходившийся ему, кстати, внучатым племянником, будучи наделён бессмертием, имеющий атмалингам и обладающий Умой, олицетворённой шакти (энергией) Господа Шивы, без труда сможет свергнуть дэвов с небес и узурпировать их власть. И Нарада, представ перед Раваной, спросил его, кто эта уродливая старуха, что сидит у него на плечах. Равана опешил и сказал, что это самая прекрасная женщина во всем мироздании, бывшая Господа Шивы, а ныне его, Раваны, супруга. Тогда Нарада муни наврал Раване, что Шива на самом деле его надул и, напустив на него майю, иллюзию, подсунул ему вместо Умы какую-то старуху. Ума же не хотела становиться супругой Раваны и, услышав их с Нарадой диалог, быстро превратилась в старуху. Выслушав Нараду, Равана обернулся и действительно увидел вместо красавицы Умы уродливую старую женщину с обвислой грудью и сломанными зубами. Тогда он очень разозлился на Шиву, сбросил с плеч Уму и пошел дальше, держа в руке атмалингам. Но наступил вечер, и Равана, будучи брамином, должен был совершить сандхйа-вандану. Неподалёку была река и Он пошёл к ней. Ему нужно было, стоя по пояс в воде, прочесть надлежащие молитвы и мантры и сделать руками возлияния воды. На это время нужно было куда-то поместить атмалингам, при том, что он помнил о том, что лингам ни в коем случае не должен касаться земли.

И тут он увидел на берегу реки толстенького мальчугана, который был никем иным, как Господом Ганешей, повелителем всевозможных препятствий, которого Нарада муни к тому моменту уже успел подговорить воспрепятствовать Раване доставить атмалингам в свою обитель. Равана подошёл к мальчику и попросил его подержать в руках атмалингам, пока он будет выполнять ритуал. Тот согласился, но как только Равана вошел в воду и стал совершать возлияния, Ганеша поставил лингам на землю и удалился. Закончив обряд, Равана вышел из реки и, к своему ужасу, увидел, что мальчугана нет, а лингам стоит на земле. В гневе он стал тянуть его и пытаться поднять, но тщетно. Под действием огромной силы Раваны лингам деформировался и принял форму, напоминающую коровье ухо, вследствие чего позднее получил наименования «Гокарна» (коровье ухо) и «Махабалешвара» (Повелитель великой силы).

Гокарна

Лингам Махабалешвара и по сей день стоит на том самом месте, куда его поставил Господь Ганеша. Вокруг него воздвигнут огромный храмовый комплекс, привлекающий ежегодно миллионы паломников. В отчаянии Равана возвратился обратно на Каиласу и стал стараться привлечь внимание Шивы. Но Шива пребывал в глубокой медитации и никак не реагировал на взывания Раваны. Тогда Равана решил, что раз уж он не может выполнить обещание и доставить своей матери атмалингам, полученный от Шивы, то он доставит ей самого Шиву, ибо атмалингам вечно пребывает в сердце Махадэвы. И он решил поднять Каиласу вместе с восседавшей на ней божественной четой и доставить к себе на Ланку. Это было ему вполне под силу, ибо о его колоссальной силе даже при его жизни ходили легенды. В «Рамайане» на этот счет говорится: «Мощь его была такова, что он мог колыхать моря и раскалывать горные вершины; будучи ростом с высокую гору, он останавливал рукой движение солнца и луны и препятствовал их восхождению». Но когда он немного приподнял гору и она заколыхалась, Ума очень испугалась, вскрикнула и обняла Шиву. Шива вышел из состояния медитации и надавил на вершину горы пальцем. Гора тотчас же встала на место, придавив Раване руки. От дикой боли Равана взревел настолько громко, что от рёва его содрогнулись земля и небеса. И тогда Махадэва предстал перед ним и сказал: «Да будет отныне имя тебе Равана», что означает «вынуждающий кричать». А после добавил: «Поскольку ты побеспокоил Меня, то отныне ты лишаешься дара бессмертия. Ты умрешь, когда украдешь чужую жену». По преданию, именно в этот момент Раваной и была сложена экспромтом знаменитая «Шива-тандава-стотра»

После этого Равана, не решаясь более беспокоить Шиву, совершил не менее суровую аскезу в честь своего прадеда Брахмы и, получив от него дар неуязвимости от богов и демонов и собрав огромную, состоявшую из бесконечного числа легионов армию, разгромил с её помощью войска дэвов во главе с Индрой, обидчиком его матери. Равана изгнал их с небес и заставил работать в своем дворце. Равана считал, что занимая посты богов, дэвы плохо справлялись со своими обязанностями, погрязли в наслаждениях и забыли о Боге, наплевательски относились к людям и демонам и вообще, незаслуженно наслаждались долями в проводимых людьми жертвоприношениях. А дабы они могли совершенствоваться, он дал им работу в своем дворце. Индра делал цветочные гирлянды, Агни служил поваром. Сурья освещал дворец днем, а Сома — ночью. Варуна был водоносом, а Кубера казначеем. Божества девяти планет образовывали лестницу, по которой Равана всходил на свой трон. Он сам в одиночку одновременно исполнял обязанности всех дэвов, причем делал это намного лучше, нежели весь сонм богов. Он был идеальным царём и правителем, поэтому его подданные процветали. Он также запретил проведение жертвоприношений дэвам, поскольку считал, что они попросту используют людей и поэтому недостойны принимать жертвы.

Как видим, эта история говорит нам о многих и многих качествах Раваны, достойных если не восхищения, то как минимум уважения. Будучи хорошим сыном, он отправился к Шиве и принялся за совершение жесточайшей аскезы вовсе не ради реализации каких-то своекорыстных мотивов, но для того, чтобы избавить мать от безутешного горя, причиненного ей царем дэвов Индрой. Его целеустремленность была настолько сильной, что он оказался способен ради достижения своей цели отрубать себе головы, при том, что каждая из них была дорога ему как единственная и являлась самостоятельной личностью, причем в совершенстве владевшей определённым видом знания. Индре было далеко до такой самоотверженности. Равана считал, что царь, а уж тем более царь богов не имеет права опускаться до воровства, а если такое происходит, то он не имеет более права называться царём. И Индра жестоко поплатился за свой неблаговидный поступок. Он был побеждён, и унижен, будучи вынужденным прислуживать Раване в его дворце. Равана же был идеальным царём, и его подданные жили в достатке и ни в чем не испытывали нужды, чувствуя заботу и защиту своего повелителя. История с похищением Раваной Ситы, жены Рамачандры, связана именно с этим. Как известно, сестра Раваны, демоница Шурпанакха, влюбилась в царевича Раму и пыталась соблазнить его, приняв облик прекрасной девушки. Но всё кончилось тем, что Рама со своим братом Лакшманой её разоблачили и прогнали, отрубив нос. Так как же должен был реагировать царь ведических времён, когда над его подданным учиняли подобное надругательство, тем более, если речь идёт о сестре царя? Это было верхом бесчестья и неуважения. Естественно, он должен, обязан был отомстить. С позиции царя он действовал совершенно верно. К тому времени Равана достиг всего, чего только можно было достичь в материальном мире, и единственной возможностью для него попасть в мир духовный была смерть. А умереть он мог, согласно слову Шивы, только украв чужую жену. И Равана сознательно запустил этот механизм. К тому времени он уже выполнил своё предназначение — указал дэвам на их несовершенства и уязвимые стороны, показал всем живым существам пример выдающейся преданности Шиве и обеспечил для Вишну возможность прихода в этот мир в образе человека — царевича Рамачандры, ибо, собгласно благословению Брахмы, убить Равану мог только человек, поскольку для богов и демонов он был совершенно неуязвим.

Равана похищает Ситу

Как известно, всеми событиями, происходящими в мире, равно как и судьбами живых существ управляют божества девяти планет, от положения которых в гороскопе зависит то, какие события и как именно будут происходить. О беспрецедентной мощи Раваны говорит тот факт, что он покорил все эти божества. Сила его духа была такова, что рок над ним был не властен. Он сам управлял собственной судьбой. Поэтому глупо говорить о том, что он пал жертвой глупости и вожделения. Он в совершенстве контролировал эти вещи. Более правильным будет считать, что Господь Шива, зная о желании своего преданного умереть, удовлетворил его посредством такого своего проявления, как Шани — божество планеты Сатурн, который настолько могущественен, что один только его взгляд сулит большие трудности и несчастья. После того как Равана покорил божества девяти планет, он выложил их телами лестницу к своему трону. Они лежали связанные лицами вниз, и он, восходя на него, ступал по их спинам. Но однажды мудрец Нарада муни пришёл к Раване во дворец. Равана принял его со всеми полагающимися почестями и лично устроил ему экскурсию по дворцу. Показал он ему и свой трон. Нарада увидел, что все боги планет лежат ничком связанные. И даже могущественный Шани, частичное проявление самого Шивы. И Нарада посоветовал Раване перевернуть их лицом вверх, чтобы при каждом шаге смотреть в глаза своим поверженным противникам. Идея эта Раване очень понравилась, но как только он сделал так, как посоветовал Нарада, Шани взглянул на него и разум его помутился ровно настолько, чтобы оскорбить Нандикешвару, великого преданного Шивы и похитить Ситу, супругу Рамачандры. Нандикешвара проклял Равану после того, как тот пренебрежительно назвал его обезьяной. Нанди разозлился и сказал, что царство Раваны будет уничтожено обезьянами, после того, как обезьяна оплюёт ему лицо. Так и случилось. Проклятия великих преданных Шивы всегда сбываются в точности. Сугрива, царь обезьян плюнул Раване в лицо, а потом армия обезьян под предводительством Ханумана разрушила его царство.

Равана оставил огромный след в истории. Легенды о нём пересказываются до сих пор, его именем названо много мест как в Индии, так и на Шри-Ланке, в его честь воздвигнуты храмы, а сочиненная им проникнутая шайва-бхакти «Шива-тандава-стотра» считается одним из шедевров санскритской поэзии, наравне со стихами Ади Шанкарачарьи. Благодаря ему милионы паломников имеют возможность лицезреть лингам Махабалешвара в Карнатаке. Такие почести, согласно закону кармы, возможны только при наличии больших благих заслуг, которых у Раваны, несмотря на некоторые его изъяны, было больше, чем у любого дэвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *