Царь православный мессия

Содержание

varnava_mp

смерти отца, странным образом скончался через несколько месяцев после смерти матери, прожив всего 16 лет; Фёдор немного не дотянул до 21 года (находился на троне 6 лет, с 1676 года), Иван скончался на 30-м году жизни, побыв вместе с Петром I на троне 14 лет, но фактически не участвуя в управлении государством (1666–1696).
В официальной истории принято считать сыновей Алексея Михайловича от Милославской болезненными и слабоумными, но, возможно, это является наветом бояр Нарышкиных. Они старательно очерняли соперников в период борьбы за трон. Дело в том, что после смерти первой жены царь повторно женился — на этот раз на представительнице боярского рода Нарышкиных — Наталье Кирилловне (1651-1694). Это произошло в 1671 году. От неё царь имел трёх детей: Петра I (1672-1725), Наталью (1673-1716) и Феодору (1674-1677).
Историю, как известно, пишут победители. Поэтому, информации о детях Алексея Михайловича от первой жены сохранилось немного, и сейчас даже нельзя точно сказать, когда состоялось венчание молодого царя с Марией Милославской. Как правило, утверждается, что свадьба состоялась 16 января 1648 года. Но есть и иная информация. В книге исторических очерков «Российские самодержцы» А.Е. Преснякова (1870-1929) утверждается, что свадьба произошла 28 сентября 1645 года. Автор очерков — известный в своё время историк, и вряд ли он мог ошибиться на три года. Так что Милославская могла вскоре забеременеть и в 1646 году родить первенца.
В некоторых древних источниках можно найти и имя царского первенца: Михаил. Так он был назван в честь своего деда — основоположника династии Романовых. Косвенные упоминания об этом можно найти в сочинениях книгохранителя Московского печатного двора Сильвестра — он же Симеон Агафонович Медведев (казнён при Петре в 1691 году), писателя Павла Мельникова (Андрея Печёрского), много узнавшего о старообрядчестве в бытность чиновником министерства внутренних дел Российской империи (роман «В лесах»), а также в историческом романе Данила Мордовцева «Великий раскол» (автор опирался на документы, предоставленные ему историком Сергеем Соловьёвым). Можно назвать также интересную работу современного автора Василия Комлева «Тайный государь и Великий раскол». Современные старообрядцы располагают сохранённой ими перепиской «царевича Михаила Алексеевича» с протопопом Аввакумом (он передал её старцам перед самосожжением).
Судьба, согласно этой гипотезе, не была благосклонна к Михаилу Алексеевичу. В марте 1669 года скончалась мать, и спустя два года отец женился на честолюбивой Наталье Нарышкиной, воспитаннице руководителя Посольского приказа Артамона Матвеева. Он считается сегодня одним из первых «западников» в Московии. Матвеев был женат на шотландке Мэри Гамильтон и воспитывал Наталью Кирилловну вместе с женой на европейский манер. Позднее его подозревали в отравлении царя Алексея Михайловича, «чернокнижии и злых умыслах на жизнь царя Фёдора». Была ли это напраслина, сказать сложно.
Но сыновья от Милославской как-то странно быстро ушли из жизни, предоставив возможность определять ход российской истории клану Романовых-Нарышкиных.
Современные исследователи жизни царя Алексея Михайловича ссылаются также на старинный документ, датированный 1672 годом. В нём передаётся содержание разговора патриарха Питирима с Алексеем Михайловичем: «…сынок твой, царевич Михаил, соболезнуя оным сёстрам, частенько-таки, сказывают, к ним заезжает посмотреть сквозь решётку на их мученичество и слушает их с умилением».
«Оные сёстры» — это княгиня Евдокия Урусова и боярыня Феодосия Морозова, подруги первой жены царя, поддерживающие старообрядцев. После смерти Милославской подверглись опале, неугодные как церковным иерархам, так и новому фавориту Матвееву.
В обстановке дворцовых интриг и схватки за власть между Мстиславскими и Нарышкиными царевич Михаил, симпатизирующий старообрядчеству и противникам богослужебной реформы патриарха Никона, без разрешения отца покинул столицу в начале 1673 года. Им мог двигать инстинкт самосохранения. Его младший брат Алексей неожиданно умер вскоре после матери, в обстоятельствах смерти которой тоже много неясного.
В русской истории уже были случаи, когда вторые жёны правителей истребляли детей своих предшественниц. Так, сын Ивана III от первого брака и престолонаследник князь Иван неожиданно скончался в 32-летнем возрасте в 1490 году, а его малолетний сын Дмитрий, хоть и был венчан на царство дедом в 1498 году, в 1502 году вследствие интриги новой жены царя, Софьи Палеолог, попал в опалу и умер в заключении в 1509 году.
Поэтому в возможном бегстве царевича Михаила был и этот резон.
Разгневанный Алексей Михайлович, «подогреваемый» молодой женой и Артамоном Матвеевым, ставшим боярином, лишил беглеца прав на престолонаследие.
Последующими усилиями Нарышкиных его попросту вычёркивают из истории. 1 сентября 1674 года государь объявил на Красной площади 13-летнего Феодора своим наследником. Пыткам подвергаются духовные учителя опального царевича — сподвижники протопопа Аввакума Лазарь, Фёдор и Епифаний. Им, томящимся в заточении в Пустозёрске (около нынешнего Нарьян-Мара), отсекают пальцы.
Царевич Михаил поначалу двинулся в направлении Соловецкого монастыря на Белом море, это место считалось одним из основных оплотов противников нововведений патриарха Никона. Однако потом направление побега было изменено. Ночами, таясь случайных свидетелей, по уже таявшему ледовому руслу Волги санный поезд с беглецами направился к устью реки Керженец мимо Городца, Нижнего Новгорода, мимо Макарьевского монастыря. Там, в лесной глухомани, с 1657 года укрывались близ озера Светлояр монахи-отшельники Ефрем Потёмкин и Сергей Салтыков, основатели двух раскольничьих обителей.
Вот что говорится по этому поводу в Нижегородском летописце: «23 апреля 1673 года в Нижнем Новгороде и в нижегородском уезде появилась на небе громадна чёрная туча, разразившаяся сильным градом, в иных местах выпало много снега, который покрывал землю в течение четырёх суток. Ночами, таясь случайного глаза, по готовому вот-вот вскрыться руслу Волги санный поезд с беглецами направился к устью реки Керженец…»
Пётр I, согласно легенде, был в курсе существования сводного брата, имевшего право претендовать на трон. Но до 1707 года он терпел, считаясь, возможно, с мнением его влиятельной сестры — Марфы Алексеевны Романовой-Милославской. Но вот она умирает в монастыре. Настаёт время для решающего удара по клану Милославских. В керженские леса на розыски царевича Михаила направляется отряд во главе с игуменом Переславского Никольского монастыря Питиримом, жившим там в детстве в среде старообрядцев. Поиски знатного беглеца велись «огненным боем» — пытками и убийствами простых старообрядцев.
Мельников-Печёрский в своём исследовании указал место самосожжения Михаила Алексеевича, решившегося на этот шаг, чтобы избавить единоверцев от новых бесчинств государевых людей. Трагедия произошла близ скитов Улангера и Фундрикова в Поломском лесу, что недалеко от озера Светлояр, на небольшой поляне, на которой стоял старый скит. В нём 4 февраля 1708 года и приняли свою мученическую смерть царевич Михаил Алексеевич и три старших сына.
Уцелели жена царевича Анастасия Урусова (племянница боярыни Морозовой) и три маленьких сына. Как гласит предание, распространённое среди старообрядцев, солдаты, поражённые мужеством царевича, дали ему перед его самосожжением клятву пощадить жену Анастасию и трёх младших сыновей. И эту клятву они сдержали, доложив царю, что Михаил сгорел со всей семьёй у них на глазах.
Есть версия, что о судьбе Михаила знали императрица Екатерина II и её фаворит князь Григорий Потёмкин, ратовавший за примирение официальной, «государственной» церкви со старообрядческой.
Когда решался вопрос о гербе Нижегородского наместничества, у Потёмкина побывал его дальний родственник керженский старец Игнатий. С привезёнными старцем какими-то древними документами фаворит ознакомил саму императрицу, которая, как известно, очень интересовалась русской историей. В итоге Екатерина Великая распорядилась переделать проект нижегородского герба. Учреждённый в 1781 году герб выглядел так: в серебряном поле гордо идущий червлёный олень с рогами с шестью отростками. Эти отростки символизируют, согласно версии старообрядцев, шестерых сыновей царевича Михаила, сам он и есть тот олень, ведь цвет червлёный — цвет царский…
Староверы, располагавшие немалыми финансовыми и организационными возможностями, надёжно укрыли в начале ХVIII века оставшихся в живых младших сыновей Михаила Алексеевича.
Наследники Романовых-Мстиславских, дожившие до наших дней, имеют куда больше прав претендовать на престол дома Романовых, чем взращиваемые сегодня в Западной Европе боковые ветви династии Гольштейн-Готторп-Романовых, начало которой положил готторпский герцог Карл Пётр Ульрих, став российским императором под именем Петра III.
Но Милославские пока предпочитают не афишировать себя.
__________________________
Источник: «Красная звезда»

Пророчества о рождении Христа и ожидание Мессии

Рождество – это то событие в истории человечества, которое доказало всему миру, как это важно – верить. С древних времен, из поколения в поколение, люди ждали рождения Спасителя. И однажды настал день, когда сбылись все пророчества!

Что были это за пророчества? Во что верили и на что надеялись люди до рождения Мессии? Читайте в нашем материале о пророчествах.

*** Другие “Рецепты Рождества от Фомы” смотрите .***

Со времен изгнания из рая первых людей, Адама и Евы, все человечество ожидало прихода в мир Того, Кто искупил бы не только грех прародителей, но и личные грехи каждого человека, сделал бы всех людей свободными от рабства страстям и смерти. Вера и надежда людей основывались на тех обетах, которые давал им Господь Бог.

Так как единственным народом древнего мира, который сохранил истинную веру в Бога, являлись евреи, то, по обещанию Божию, именно от них и должен был произойти Мессия (на иврите – Мошиах, на др. греч. – Христос – букв. «Помазанник»).

На протяжении всего ветхозаветного периода (то есть до рождения Христа) в народе избранном находились праведники и пророки, через которых Бог напоминал евреям о необходимости сохранять чистоту веры и быть готовыми принять Искупителя.

Первое прикровенное указание на будущее рождение Спасителя при изгнании прародителей из рая дал Сам Господь Бог.

В словах, обращенных к змею, искусившему людей на грех, Он сказал:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15).

В данном пророчестве под образом змея христианская Церковь понимает падшего ангела Божия Денницу – сатану, дьявола. Под женою понимается Дева, от Которой должен был родиться Спаситель.

Следующим пророчеством о приходе в мир Мессии считается обетование, данное Господом Богом Аврааму.

После того, как Господь испытал веру праведника, Он сказал ему:

«Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22, 18).

В этих словах Бога Церковь видит указание на то, что именно из рода Авраама должен был родиться Мессия.

В конце книги Бытия есть еще одно прикровенное указание на рождение Христа. Перед своей кончиной праведный Иаков в одном из пророчеств, данных своим сыновьям, говорит так:

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49, 10).

Под Примирителем как раз и понимается будущий Спаситель. Смысл же всего пророчества заключается в следующем: народ избранный будет обладать свободой и государственностью до тех пор, пока в мир не придет Иисус Христос, в дальнейшем же, за Его неприятие, все будет утрачено. Под покорностью народов понимается обращение ко Христу язычников.

О рождестве Мессии пророчествовал и святой Михей, живший примерно за семь столетий до Христа.

В своих словах о будущем Мессии, пророк говорит о месте Его рождения:

«И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5, 2).

Здесь прямо назван город, где должен был родиться Мессия, – это Вифлеем.

Целый ряд обетований о рождении Христа сделал святой пророк Исайя, который жил примерно в то же время, что и Михей.

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники…» (Ис 11, 1- 10).

– в этом пророчестве раскрывается тема происхождения Спасителя – Он должен был родиться от Девы, Которая происходила бы из рода Иессеева и Давидова (Иессей – отец святого царя и пророка Давида). Во второй части пророчества говорится о приходе ко Христу язычников.

Еще одно из пророчеств Исайи о Христе указывало на Его будущие чудеса, силу, духовную власть, исцеления:

«Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис 35, 4–6).

Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исайей, звучит так:

«Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14).

В этих словах сказано не только о приходе Мессии, но и открыта тайна Боговоплощения – Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве», имя же Его – Еммануил, что в переводе с греческого значит «С нами Бог».

Помимо большого количества пророчеств о месте и самом факте рождения Спасителя в Ветхом Завете имеется немало и других – о Его земном пути, чудесах, страданиях, смерти на кресте и Воскресении.

Все эти предсказания хорошо знал каждый иудей, и каждый происходивший из рода Давидова надеялся, что именно в его семье будет рожден Мессия. Тем печальнее то, что в своей основной массе иудеи не увидели ожидаемого Спасителя в Господе Иисусе Христе. Они просмотрели его – не поверили, или же, как Иуда Искариот, обманулись в своих ожиданиях, думая, что пришел именно земной царь и правитель, который сделает Израиль центром мира. В итоге от не принявшего Христа Израиля, по слову праведного Иакова, «отошел скипетр», и благая весть стала распространяться среди «языков», то есть других, еще языческих, народов.

Два спасителя. Кого изберем мы?

Се Человек. Художник: Mihály Munkácsy, 1896

В некоторых рукописях упоминаемый в Евангелии от Матфея и отпущенный Пилатом на волю разбойник Варавва имеет второе имя, а именно – Иисус, и полностью называется Иисус Варавва (Мф. 27, 16–17). «Ориген отмечает, что в его время (ок. 240 г. по Р. Х.) большинство рукописей содержали именно такую форму имени. Многие современные исследователи также признают, что первична именно эта полная форма имени ‟Варавва”, позднее она была заменена переписчиками на более краткую, чтобы не прилагать личного имени Иисуса Христа к Варавве».

То есть Понтий Пилат предлагает иудеям выбор, кого отпустить: Иисуса Варавву или Иисуса, называемого Христом (Мф. 27, 17).

Имя Иисус (евр. Иешуа или Иегошуа) было достаточно распространено среди евреев и переводится как «Иегова есть спасение», «Бог мое спасение» или «помощь Иеговы». В христианской традиции имя «Иисус» принято понимать как «Спаситель». В Священном Писании Ветхого Завета, кроме автора одной из неканонических книг Премудрости – Иисуса, сына Сирахова, можно найти упоминание о двух людях, носящих это имя. Это Иисус, сын Навин и Иисус, сын Иоседеков. Интересно, что деятельность обоих названных Иисусов носила мессианский характер. Иисус Навин был преемником пророка Моисея, именно он ввел израильский народ в Землю Обетованную, а Иисус, сын Иоседеков, был первосвященником, который сопровождал евреев, возвращавшихся из вавилонского пленения, и участвовал в построении второго иерусалимского храма. Именно он являлся прообразом Господа нашего Иисуса Христа в известном мессианском пророчестве:

Возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим (Зах. 6, 11–13).

И вот на страницах Священного Писания появляется новый Иисус, который не только не связан с мессианскими пророчествами, но и противопоставляется Господу нашему Иисусу Христу.

Иисус Варавва

Варавва

Кто этот другой «спаситель», и какого спасения иудеи рассчитывали достигнуть с его помощью?

Кто же такой Иисус Варавва, освобождения которого потребовали иудеи вместо предлагаемого Пилатом Царя Иудейского (Мк. 15, 10)? Кто этот другой «спаситель», и какого рода спасения иудеи рассчитывали достигнуть с его помощью?

Евангелисты дают Варавве следующие характеристики: известный узник (Мф. 27, 16), разбойник (Ин. 18, 40), который произвел в городе возмущение и убийство (Лк. 23, 19). Евангелист Марк уточняет: Варавва со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство (Мк. 15, 7). В греческом тексте слово στασιαστῶν, которое переведено здесь как «сообщники», буквально означает «мятежники». Мятеж – это восстание, неудавшаяся революция. Получается, что Варавва – глава террористической группировки, рвущейся к власти.

Собственно, и термин λη̣στής, употребленный по отношению к Варавве апостолом Иоанном Богословом, кроме первого значения – «грабитель, разбойник, бандит», имеет и второе – «повстанец, мятежник». Епископ Кассиан (Безобразов) указывает на еще более узкое содержание этого термина:

«Но как технический термин ληστής означает зилот. Зилоты были крайние иудейские националисты, прибегавшие к политическому террору».

Появление религиозно-политической партии зилотов связано с именем Иуды Галилеянина:

«Поводом к возникновению движения послужила перепись, объявленная Квиринием, римским легатом в Сирии в 6 г. по Р. Х. Перепись, по представлению Иуды, противоречила принципу Божественного управления избранным народом и землей и грозила ввергнуть Иудею в рабство».

Зилоты идейно были близки фарисеям, а сам Иуда действовал совместно с принадлежащим к фарисейской партии Садоком:

Варавва был лидером партии зилотов и претендентом на мессианский титул

«Причиной негодования Иуды и его сторонников было римское господство как таковое. Одной из основных идей Иуды, признававшейся всеми радикально настроенными группировками, была идея, что правителем избранного Богом народа может быть только Бог, и, следовательно, ни о каком римском владычестве не может идти речь. Главная цель народа – сражаться за собственную свободу, потому что только в этом случае Бог придет ему на помощь. Этот тезис привел Иуду к конфликту не только с римскими властями, но и с иудеями, готовыми пойти на компромисс с Римом. Стремление к установлению божественного правления в Иудее не мешало, однако, Иуде добиваться царской власти. Будучи харизматическим лидером, он, вероятно, претендовал и на роль мессии».

Таким образом, вполне вероятно, что Варавва был лидером партии зилотов, преемником Иуды Галилеянина, а следовательно, и претендентом на мессианский титул.

Именно лидеры, подобные Иуде Галилеянину и Варавве, и представлялись большинству иудейского народа наиболее соответствующими образу иудейского Мессии. Мессия должен быть подобен Иисусу Навину, введшему Израиль в Ханаанскую землю, и выведшему его из Египта пророку Моисею, который предсказывал: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте (Втор. 18, 15). Вот это «как меня» иудеи переносили на все действия пророка Моисея, в том числе – на ведение войн.

Мессия в представлении иудеев

Моше Даян

Описание общепринятого в еврейской среде представления о мессии оставил авторитетнейший иудейский законоучитель XII-XIII вв. Маймонид:

«Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей, и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он – вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек – наверняка Машиах».

Как видно из приведенного отрывка, военные победы мессии являются необходимой принадлежностью его образа. Этот образ мессии-завоевателя сохранился в еврейском народе до наших дней:

«Мессия победит врагов Израиля, вернет народу его землю, примирит его с Богом и принесет ему духовное и физическое благоденствие. Мессия будет пророком, воином, судьей, царем и учителем Торы».

Мало того, военные успехи мессии порой заслоняют все остальные требования к претенденту на этот почетный титул, что порой становится для самих верующих евреев причиной глубокого разочарования:

Господь Иисус Христос не отвечал одному из главных требований евреев к своему мессии

«В 67-м году, когда была ‟война судного дня”, были несколько раввинов, среди них главный раввин армии обороны Израиля (Шломо Горэ). Он вынес постановление, что Моше Даян, министр обороны Израиля – это Мессия. И действительно, был освобожден Иерусалим, израильские солдаты впервые за тысячу лет взошли на храмовую гору. Люди просто плакали. Я думаю, что это был самый большой час благословения для Израиля. Солдаты совершили молитву на храмовой горе, подняли Израильский флаг и стали ждать Моше Даяна. Многие действительно верили, что он Мессия, ждали, что вот сейчас мы разрушим все эти мечети и поставим здесь Храм, и то, о чем мы молились века, случится. Моше Даян приехал. Построили строй, и он заговорил: “Наконец-то Израиль доказал, что он не нуждается в Боге. Мы можем сами воевать! Сегодня нам помогала фортуна. Фортуна нам поможет и дальше. Нам не нужен Бог, у нас есть армия”. Один из солдат, человек, соблюдающий заповеди, рассказал, что раньше, когда он читал в ТаНаХе, что люди объяты ужасом, он не понимал, что это значит. Он тоже верил, что Моше Даян – Мессия, пока Моше Даян не сказал то, что он сказал. Он говорит, что несколько солдат упало в обморок от страха. Это было большое разочарование».

Таким образом, Господь наш Иисус Христос не отвечал одному из главных требований евреев к своему мессии.

Господь Иисус Христос – истинный Спаситель и Мессия

Истинный Мессия слишком велик для прокрустова ложа иудейских представлений о грядущем царе как о победоносном полководце. Господь учит предметам, чуждым еврейскому мировоззрению. Он говорит, что «Царство Его не от мира сего», что оно раскрывается внутри человека, что Он пришел не для того, чтобы разделить имения или победить политических противников, но чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 19, 37–38). Он учит о тщетности и даже опасности богатства, о необходимости быть готовым ради Царства Божия отказаться не только от материальных ценностей, но и от самого близкого родства.

Впрочем, пока Он исцеляет больных, очищает прокаженных, воскрешает мертвых, иудеи смотрят на Него как на возможного Мессию, Христа. После насыщения тысяч людей малым числом хлебов они даже хотят сделать Его царем (ср. Ин. 6, 15). После воскрешения Лазаря евреи устраивают Господу торжественный вход в Иерусалим, своего рода триумф, ожидая Его воцарения и победоносной освободительной войны.

Хотя даже в этом случае, как объясняет нам свт. Иннокентий Херсонский, «несмотря на неизбежную торжественность, все было устроено так, чтобы исполнение пророчества не послужило пищей для народной мечтательности о земном царстве Мессии». Само вхождение в Иерусалим Господь совершил на мирном животном, в небогатых одеждах, в сопровождении столь же далеких от царской пышности учеников, без всякого оружия и воинских атрибутов.

«После этого нет места такой ложной мысли, которая впоследствии распространилась среди иудеев, что пророчества о Мессии, по их резкой противоположности, можно согласовать, лишь допустив существование двух Мессий: одного – сильного, царя, Сына Давидова; другого – бесславного, страждущего и умирающего, от колена Ефремова. Иисус Христос, со Своим нравственно-духовным величием, со Своим страданием и смертью, совместил в Себе в данном случае то, что в предсказаниях пророков о Мессии казалось земным, частным и местным, – чувственное явление всему народу израильскому в виде царя, едущего на малом осле, – и принятие от Иерусалима всенародных почестей в качестве Сына Давидова».

Когда иудеи видят Иисуса Христа арестованным, униженным, они отрекаются от Него

Тем не менее для иудейского сознания остается чужд образ Мессии, пострадавшего и умерщвленного. Поэтому, когда иудеи видят Иисуса Христа арестованным, униженным, избитым, они не раздумывая отрекаются от Него.

Понтий Пилат, «надеясь поправить дело, тремя словами окончательно погубил Иисуса Христа, крикнув иудеям: ‟Се Царь ваш!”

Первый возглас игемона: ‟Се человек!” – взывал к состраданию и для всего народа не был роковым, а в этих словах: ‟Се Царь ваш!” – услышали презрительную насмешку над своею мечтою: вот что я делаю и сделаю со всяким великим царем; вам ли, презренные, мечтать о низвержении нашей власти?

Но они закричали: возьми, возьми распни Его. Это был уже крик всеобщий, крик народа, перенесшего свою бессильную злобу против Пилата, на Того, Кто один из всех мог не допустить такого поругания, но настолько соизволил на такое, что и Сам Себя подверг последнему».

Тогда вся собравшаяся на зрелище толпа согласно испрашивает у Пилата освобождения другого «спасителя» и «мессии» – Иисуса Вараввы. Он, конечно, в глазах евреев тоже неудачник, но по крайней мере каждому израильтянину близко и понятно, от чего он спасает – от власти Рима. Есть надежда, что он продолжит свою борьбу и приведет еврейский народ к политической самостоятельности, к тому, чтобы богоизбранный народ не был невольником в своей земле, данной ему Богом, но чтобы снова, как в стародавние времена, жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею (3 Цар. 4, 25), защищенные Всевышним от всех врагов, чтобы Израиль воцарился над миром и стал народом царей и священников, приводящих весь мир к принятию Торы.

А Иисус Назарянин им не нужен. Он не оправдал чаяний еврейского народа. Вместо победоносных войн Он Сам отдал Себя в руки врагов и претерпел избиение. Вместо построения храма, что также является одним из признаков еврейского мессии, Он говорил о разрушении храма. Этот грешник (Ин. 9, 24) и обманщик (Мф. 27, 63) не должен жить. Самозванец, покусившийся на присвоение себе божественной чести, повинен хуле на Бога, а потому, согласно Закону, осуждается на смерть: и хулитель имени Господня должен умереть (Лев. 24, 16).

Апостольские представления о Царстве Мессии

Как это ни странно, но даже ближайшие Господни ученики не были свободны от иудейского восприятия Мессии и Его Царства. Они не понимают слов Спасителя о воскресении из мертвых. И не потому, что им незнакомо само понятие воскресения из мертвых, которое являлось необходимой составляющей иудейской веры (вспомним возглас ап. Павла в Синедрионе: Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян. 23, 6)). А потому, что воскресению предшествует смерть, которая в иудейском сознании не совместима с образом Мессии.

Апостол Петр, «уста апостолов», исповедует Иисуса Христом, но когда Господь открывает, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть, апостолы не могут этого принять, и тот же ап. Петр пытается переубедить своего Мессию: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Потому что он, как и прочие ученики, пока думает не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 21–23).

И даже когда Господь с учениками приближается к Иерусалиму, где Его ожидает мучительная смерть, сыновья Зеведеевы просят себе почетных мест в грядущем царстве Мессии. На что и получают ответ: Не знаете, чего просите (Мк. 10, 38). Свт. Иоанн Златоуст предлагает следующее толкование этого евангельского отрывка:

«Они ожидали, что Он пойдет на царство, а не на крест и смерть, ибо, хотя они многократно слышали о последних, точно знать этого они не могли. Посему, так как у них еще не было ясного и точного понимания Его учения, то они полагали, будто Он идет на это видимое царство и собирается воцариться в Иерусалиме. На пути туда, посчитав, что удобный момент уже наступил, они и высказали Ему свою просьбу. Выделив себя из группы учеников и переведя все на самих себя, они просят Его о главенстве: чтобы им первенствовать над остальными, полагая тем самым, что Его делание уже завершилось и что все достигнуто, и что настало уже время венцов и воздаяний».

Пятидесятница

Идея земного царства Мессии столь глубоко проникла в сознание еврейского народа, что апостолы даже после Христова воскресения продолжают ждать его прихода:

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6). «Так спрашивали они потому, что все еще привязаны были к предметам чувственным, хотя и не в такой мере, в какой прежде».

Лишь после нисхождения Святого Духа на Пятидесятницу апостолы Христовы становятся способными не только принять во всей полноте Господне учение о Царстве Небесном, но и проповедовать это учение всему миру.

Чего мы ждем от Спасителя?

Чтобы предложенный выше анализ не остался отвлеченным рассуждением о давних исторических событиях, нам следует задаться вопросом: как мы сами понимаем наше спасение? И кем для нас является Спаситель, прежде всего? Тем, Кто благоустраивает наше земное существование, «земное царство», которое может ограничиваться пределами нашей квартиры или участка земли? Или Тем, Кто ведет нас в Царство Небесное, и нередко – путями узкими и извилистыми?

При этом полезно помнить уроки истории. Так, народ Израиля, который свои лучшие надежды связывал с земным царством, на много веков потерял не только собственное государство, но и родную землю. А православные народы, которые главной целью своей жизни считали достижение Небесного Иерусалима, в большинстве своем получали и Небесное Царство, и сплоченное, крепкое (а порой и большое) государство. Так исполняется Божие обещание: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Помоги же нам, Господи, в трудном жизненном выборе предпочесть временному благоденствию в земном царстве спасителя – противника Христа – Иисуса Вараввы, «сына отца», которым, по слову Господню, является диавол (ср. Ин. 8, 44), – Небесное Царство со Спасителем нашим Господом Иисусом Христом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *