Царские врата

Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Врата для царя

«Первые христиане собирались на молитву в частных домах, а в IV веке, когда христианство становится государственной религией, императоры передают христианам базилики — самые большие здания в римских городах, использовавшиеся для судебных заседаний и торговли. Царскими в этих зданиях назывались главные ворота, через которые в храм входили император или епископ, — поясняет Александр Ткаченко. — Народ же входил в храм через двери, расположенные по периметру базилики». В древней Церкви главным лицом, совершавшим богослужение, а также главой общины был епископ. Без епископа богослужение не начиналось — все ждали его перед храмом. Вход в храм епископа и императора, а вслед за ними всего народа, был самым торжественным моментом в начале Литургии.

Алтарная часть храма оформилась не сразу. Сначала ее отделяли от основной части низкими перегородками, затем в некоторых храмах появились завесы (катапетасмы от греч. katapštasma ), которые закрывались в определенные моменты литургии, прежде всего на время освящения Даров. «В первом тысячелетии очень мало свидетельств об этих завесах, — говорит Александр Ткаченко. — В житии святителя Василия Великого рассказывается о том, что святитель ввел использование завес, закрывающих Престол, по причинам совсем не богословским: диакон, который ему сослужил, часто оглядывался на женщин, стоящих в храме. Во втором тысячелетии употребление завес становится распространенным. Часто они украшались шитьем, изображениями святых, Богоматери».

Наименование «Царские врата» было перенесено с главного входа в храм на врата иконостаса также во втором тысячелетии. «Впервые вратам, ведущим в алтарь, начинают придавать самостоятельное значение только в XI веке, — рассказывает Александр Ткаченко, — когда в одном из толкований литургии говорится, что при словах «Двери! Двери!” закрываются не ворота храма, а дверки, ведущие в алтарь. Полностью иконостас, каким мы его знаем — с Царскими вратами, рядами икон, — сложился только к XVI — XV векам».

Историческое и символическое

Когда крупные церковные общины распались на множество приходов, обычай ожидания епископа исчез. В приходских храмах стали служить священники, которые могли с начала богослужения находиться в алтаре. «Поэтому постепенно (после VIII — IX веков) вход в епископа в храм, а затем в алтарь получил новый смысл: появились дополнительные песнопения, молитвы, которые сопровождают этот вход (сегодня его называют Малым или входом с Евангелием). В древности Евангелие находилось в охраняемом и тайном месте. Это было связано с гонениями, с опасностью утери Евангельского кодекса. Принесение Евангелия для чтения было торжественным моментом. Сейчас Евангелие всегда хранится на Престоле, а Малый вход соединяет оба действия: вход епископа (священника) в храм и принесение Евангелия, которое берется с Престола, выносится через диаконские врата и уносится обратно через Царские». Смысл Малого входа трактуется по-разному: согласно толкованиям одних святых отцов, Малый вход символизирует Боговоплощение и пришествие Спасителя в мир, по мнению других — начало Его общественного служения и выход на проповедь.

Еще раз во время литургии процессия священнослужителей проходит через Царские врата, когда поется Херувимская песнь и выносится Чаша с вином, которое станет Кровью Христовой, и дискос с Агнцем, который станет Телом Христовым. Эта процессия получила название Великого входа. «Самое первое объяснение Великого входа относится к рубежу IV — V веков, — поясняет Александр Ткаченко. — Авторы этого времени говорят, что процессия обозначает несение снятого с Креста умершего Тела Христова и Его положение во гроб. После того как будут прочитаны евхаристические молитвы и Дары станут Телом Христовым, они будут обозначать Воскресение Христово, Христос воскреснет в Святых Дарах. В византийской традиции Великий вход получил иное истолкование. Оно раскрывается в Херувимской песни, которая сопровождает процессию. Она говорит нам о том, что Великий вход — это встреча Христа-Царя, которого сопровождают Ангелы-Телохранители. И Царские врата могут называться так не только потому, что в древности через них входил император, а потому, что сейчас через них входит Христос как Царь Славы, который идет на крестную смерть за грехи людей по любви к человеку».

Канон и творчество

О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим».

Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов.

Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии».

Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии.

У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо — он делал иконостасы из железа. В Гжели — иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой — большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».

Почему Царские врата не всегда открыты?

По уставу в Пасхальные дни — Светлую седмицу — Царские врата открыты постоянно. Это символ того, что Христос, претерпев Крестную смерть, открыл нам вход в Рай. Алтарь символизирует Рай, а остальная часть храма — землю.

Сейчас можно услышать призывы: давайте служить, как в древней Церкви, с открытыми Царскими вратами, что скрывать от верующих? «Этот призыв не имеет ничего общего с научным изучением древнего богослужения, — комментирует Александр Ткаченко. — В древности у дверей в основную часть храма стояли специальные служители, именовавшиеся остиариями (дверниками). Они следили за тем, чтобы за литургией находились только те, кто будет причащаться, остальные (оглашаемые и кающиеся, те, кто не имел права причащаться) удалялись из храма при возгласе диакона «елицы оглашении, изыдите» (те, кто являются оглашенными, выйдите из храма). И именно поэтому в древности проблемы закрытия Царских врат и алтаря не существовало. Впоследствии, когда чин оглашаемых исчез, а причастников стало меньше, алтарь стали закрывать от тех, кто находится в храме, во избежание профанирования Таинства».

Открытие или закрытие Царских врат показывает наиболее важные моменты богослужения. О благоговении говорят и слова молитвы, которую произносит священник перед тем, как войти через Царские врата в алтарь в конце третьего антифона. В ней есть слова: «Благословен вход святых Твоих». По одному из толкований, в словах этой молитвы имеется в виду вход во Святое Святых, поскольку алтарная часть христианского храма символически соотносится со Святым Святых Иерусалимского храма, куда никто, кроме первосвященника, не имел права входить. Поэтому, когда священник говорит: «Благословен вход святых Твоих» — это значит «благословен вход во Святое Святых», то есть путь на небо, открытый нам, по словам апостола Павла, Господом Иисусом Христом (см.: Евр. 9, 7-28). Но можем ли мы сказать, что всегда готовы к пути на небо? И если ответим честно, окажется, что открытый алтарь и Пасхальная радость не по силам нам постоянно.

Нескучный сад №3 2009

Нескучный сад — Архив по номерам

Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, и каждый ее день — Светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и так далее. В течение всей недели богослужения совершаются по пасхальному чину, а после каждой Божественной литургии — праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.

Царские врата открыты в течение всей недели и даже во время причащения священнослужителей. Только в Светлую Субботу их закроют.

Есть различные толкования этой богослужебной традиции, но основная мысль такова: Христос воскрес из мертвых, разрушил двери ада и смерти и открыл врата рая, мир небесный, духовный, для всех, кто хочет быть с Богом. Открытые врата символизируют отверстые навстречу человеку небеса…

Каждый день над городами и селами, где есть православные храмы, в дни Светлой седмицы звучит праздничный колокольный звон, и по благословению настоятеля каждый прихожанин может подняться на колокольню, чтобы благословенным колокольным звоном возвестить всему миру о радости Воскресения Христова.
В течение сорока дней до отдания Пасхи все верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, а в пятницу — в честь Ее иконы «Живоносный источник». В этот день освящается вода.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артосом. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего Воскресения Господь неоднократно являлся апостолам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы, после Божественной литургии, артос торжественно благословляется и читается особая молитва на его раздробление. После этого частички священного хлеба раздаются верующим, которые разрезают их на маленькие кусочки и вкушают натощак, особенно во время болезни.
В Субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Восьмой день по Пасхе (воскресенье) — Антипасха, , Фомина неделя. Некоторые прихожане неправильно понимают значение этого слова. Ведь мы привыкли, что частица «анти» означает «против». Нет, название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился ученикам, чтобы убедить апостола Фому Своими ранами в том, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его до Вознесения Господня. Следует помнить и о том, что в России существовала традиция: в дни Светлой седмицы обязательно помогать бедным, немощным и больным, делать большие подаяния. И нам с вами несложно принести одинокой старушке соседке или семье, попавшей в сложную ситуацию, освященные яйца, куличи, какие-то вкусные блюда со своего праздничного стола. Впрочем, доброе и милосердное отношение к людям, стремление помочь нуждающимся должны быть у нас всегда.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты в среду и пятницу.

В православном храме каждая деталь имеет важный смысл и конкретное значение. Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь. Войти к святому месту, обозначающему небо, где находится Бог, позволяется не всем. Это делают только священники. Считается, что Христос незаметно присутствует на престоле (четырехугольный стол, накрытый двумя тканями: нижнее белое полотно и верхнее из парчи).

Отделяет алтарь от зала храма иконостас. Небольшая его часть (называемая солеей) символизирует гору, с которой Христос читал проповеди, Вифлеемскую пещеру, камень (с него ангел возвестил о Воскресении Христа). Солея обустраивается перед иконостасом. В его центре располагается дверь, открывающая проход священнослужителей к алтарю. Это и есть Царские врата. Они являются самой красивой, праздничной частью иконостаса.

Что такое Царские врата

Тип храмовой архитектуры возник не сразу, он формировался столетиями. Алтарь с вратами появился вместе с увеличением числа верующих.

Автоматически возникла необходимость в создании защиты святого места от непредсказуемого натиска посетителей храма:

  1. Первым вариантом охраны явилась «твердая преграда», представляющая собой особые столбы «стасисы». Они размещались вокруг алтаря и упирались в потолок. Пролеты между ними были закрыты бронзовыми решетками. Центральный пролет был открыт, и через него осуществлялся проход к алтарю. Такой вариант обустройства внутренней части храма был у древнего Храма Воскресения Христова и Вифлеемской базилики, других паломнических центрах. Войти в храм через главную дверь имели право император, действующий глава общины. Прихожанам предоставлялся проход через боковые двери.
  2. Другим способом защиты алтаря являлась специальная завеса (катапетасма), открывающаяся в отдельные моменты литургии. Она и сейчас находится во многих храмах. Только после создания в православных храмах элемента «алтарь» название перешло на другую дверь, и ее вид сформировался окончательно.

Происхождение названия

Важный элемент украшения православного храма связан с появлением Царя Славы Христа для чтения проповеди мирянам. Во время открытия дверей выходит Господь Бог. Называются Царскими вратами они в его честь.

Определение понятия

Считается, что существующее понятие появилось в IV столетии. Защитное ограждение алтаря с конкретными рядами икон, Святыми вратами окончательно сформировалось в XV-XVI веках.

Выполняются Царские врата в храме в форме двустворчатой двери с фигурным верхом. Устанавливаются они на двух столбиках перед престолом. Открываются для торжественных случаев и моментов богослужения, определяемых уставом церкви.

Делает это иерей, диакон. Присутствующие совершают поясной поклон. Во время движения рядом с вратами положено делать поклон, крестное знамение. В обычных службах проход к алтарю идет через северную, южную двери (диаконские). Без полного облачения только архиерею разрешается входить и выходить через священный вход.

В храмах древности у главного входа стояли служители (остиарии, дверники), регулирующие проход верующих к месту Причастия. Проблем открытия дверей, защиты алтаря не появлялось.

Со временем церковный чин оглашаемых исчез, причастников стало намного меньше. Алтарь закрыли от присутствующих в храме во избежание осквернения Таинства. Священник перед проходом к алтарю произносит слова молитвы о благоговении.

При открытых вратах и отдернутой завесе видны:

  • Престол;
  • горнее место;
  • действия, происходящие внутри алтаря.

Символическое значение

В культуре многих народов образ ворот связан с ритуальным переходом в другую жизненную ситуацию. Пространство, скрытое за вратами, предполагает существование таинственных сил, дающих человеку возможность измениться.

Символически Святые врата храмов представляют собой врата Рая. Они открывают верующим дорогу в Царство Небесное — Божье. Изображения благовестников Царствия (Евангелистов) и Благовещения Пресвятой Богородицы олицетворяют весть о начале спасения человечества.

История ворот

Самостоятельное значение врата приобрели в XI веке. Их внешний вид принял современное состояние вместе с образованием иконостаса в XV столетии.

Первоначально вместо ворот использовались завесы (катапетасмы), низкие перегородки.

Существует мнение, что обязательное использование преград, закрывающих Престол, ввел святитель Василий Великий, заметив поведение диакона, оглядывающегося на женщин в храме. Со второго тысячелетия завесы с изображениями святых стали популярными в создании внутреннего убранства церквей. Постепенно определились функции трех дверей преграды на пути к алтарю, их роль в соответствии с типом церковных служб.

Назначение и применение в религии

Как и любая деталь православного храма, Царские врата несут в себе особый смысл.

Функции их можно проследить по следующим моментам, когда они отверзаются в процессе Литургии:

  1. В процессе Малого входа с Евангелием. Символ прохода Христа для свершения проповеди. После прочтения Евангелия ворота закрываются. Евангелие берут с престола, выносят через дьяконские ворота, возвращают через центральную дверь, символизируя Боговоплощение. Благодаря ему мир обрел Спасителя.
  2. Для Великого входа, когда Святые Дары переносят на престол. Врата закрываются. Это означает, что Спаситель сошел в ад.
  3. После прочтения евхаристических молитв церковные Дары станут Кровью, Телом Христа. Смысл состоит в том, что в Святых Дарах Спаситель воскреснет. Их вносят через Царские ворота. Кто причастится ими, наследует Вечную Жизнь.
  4. Перед началом всенощного бдения. Святые врата открываются, священник совершает каждение. Пройдя через них от алтаря, он кадит храм, молящихся, иконы. Это говорит о том, что Бог пребывал в Раю. Люди общались с ним. После каждения врата закрываются. При открытых вратах в храме зажигается свет как символ райского сияния.

Внешний вид святых ворот

Две створки дверей украшаются фигурами архангела Гавриила, Девы Марии. Совместно они образуют сцену Благовещения, говорящую, что двери Рая, закрытые после грехопадения людей, вновь открылись.

Над вратами всегда находится икона «Тайная вечеря».

Фигуры четырех евангелистов, подтверждают радостную весть и говорят, что приобщение к вере, Евангельской проповеди позволит человеку открыть дверь для спасения.

Элементы дверей были выполнены резьбой и покрыты:

  • позолотой;
  • серебрением;
  • полихромной краской;
  • литьем из олова;
  • вставками из самоцветов.

Искусство резьбы передавалось по наследству от отца к сыну. До 16-го столетия резной декор выполнялся в виде невысокого орнамента (плетенок).

В последующие века чаще применяли ажурную прорезку (сквозная резьба по дубу). Растительный орнамент усложнялся. Его называли «травы разметные» и делали на отдельных деревянных пластинах. В дальнейшем их тщательно подгоняли, создавая незаметное соединение и образуя фантастический узор из сложных завитков. Особое место в оформлении дверей занимали иконы.

Иконы

Существуют определенные традиции размещения икон на дверных половинках.

Они наполняют атмосферу церквей великим божественным смыслом:

  1. Икона Пресвятой Богородицы располагается слева от ворот.
  2. Двери оформляют изображениями архангелов Михаила, Гавриила.
  3. Также изображают первых диаконов Стефана и Филиппа или первосвященника Аарона, пророка Моисея.
  4. Храмовая икона размещается рядом с иконой Спасителя (справа).
  5. На дверных створках иногда располагают изображения святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, подчеркивая их деяния в создании литургии.
  6. Верх украшает крест с распятым на нем Христом.

С левой стороны обустроена северная дверь. В противоположной стороне находится икона Спасителя. Южная дверь монтируется с правой стороны иконы.

Оформление и украшения

C точки зрения требований к оформлению, украшению дверей зодчим, выполнявшим эту работу, предоставлялось право широкого выбора.

Подбор икон для оформления дверей выражает следующий смысл:

  • Изображение евангелистов. Архангел Михаил доносит благую весть нового открытия дверей в Рай. Святое Евангелие определяет путь к нему.
  • В небольших храмах евангелисты могут быть изображены в виде символов: Матфей – ангел, Лука – телец, Марк – лев, Иоанн – орел.
  • Изображение божественной трапезы в верхней части дверей говорит о том, что в алтаре причащаются священники, а перед ним (на солее) происходит Причастие верующих. Тема причащения Апостолов подтверждает действие Христа в роли первосвященника.
  • Вместо «Тайной вечери» над входом могут размещаться Евхаристия (Причащение апостолов Иисусом Христом) или Ветхозаветная или Новозаветная Троица.

Элементы украшения выполнялись резьбой, золочением. Из них создавались сложные узоры в виде виноградной лозы, невиданных животных.

Изготовление и процесс оформления

Требования к оформлению основаны на понимании, что ворота ведут в Рай, Царствие Небесное. С точки зрения расположения они должны стоять строго в центре по оси храма. За ними идут Престол, горнее место. Иконы часто помещаются в специальные рамки-храмы. Они увенчаны небольшими главками, что символизирует Иерусалим (Небесный Град).

Используемые материалы

Царские врата допускается изготавливать из любого вида строительных материалов, определяемых задумкой автора.

Это может быть:

  • дерево;
  • мрамор;
  • железо;
  • фаянс;
  • фарфор;
  • камень.

Вход в Рай всегда создавался в роли самой красивой части защитного сооружения алтаря. Например, в Гжели она сделано из фарфора, в Греции — много каменных дверей, в России — железных. Определяющим моментом выбора строительного материала чаще всего являлась его доступность, возможность приобретения рядом с храмом.

Особенности работы

Внешний вид дверей иконостаса находится в единой гармонии с ним. Безупречное их исполнение в настоящее время делается специалистами по конкретной документации на современном оборудовании. Это могут быть новые модели или восстановленные старинные образцы.

Особенности требований православной церкви заключаются в запрете женщинам участвовать в последнем этапе сборки перед алтарем. Участниками таких работ могут быть только мужчины.

Известные Царские врата в России

Каждый православный храм России имеет свою историю, взлеты, падения. Жизненные обстоятельства часто требовали сохранения святынь храмов. Разрушали колокола, алтари, исчезали иконы. Верующие старались спасти святыни, сохранить их для будущих поколений. Многие из них постепенно оказывались в музеях, частном владении.

Сейчас в церквях можно увидеть древние артефакты — отреставрированные, сверкающие свежей позолотой. Особенной красотой они сияют в следующих храмах России:

  1. Храм Спас-на-Крови. Утраченные в 20–ых годах прошлого столетия врата с уникальной конструкцией восстановлены благодаря ювелирной работе специалистов. Их возвращение сравнивают с воссозданием знаменитой Янтарной комнаты.
  2. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Врата из древней церкви села Монастырщина отличаются редкой стрельчатой формой щита сложного орнамента, аналогичного изделиям Новгородской школы иконописи середины 16-го века. Также украшены врата Благовещенского собора Кремля в Москве.
  3. Преображенская церковь на острове Кижи. Врата изготовили около 300 лет назад неизвестные мастера из сосны, липы. Барочная резьба в форме виноградных лоз, акантовых листьев покрыта сусальным золотом. Сохранилась только икона евангелиста Иоанна, выполненная способом объемной резьбы. Врата восстановлены в период с 2003 по 2007 годы.
  4. Исаакиевский собор, город Санкт-Петербург. Вход украшают (кроме стандартных икон) малахитовые колонны, скульптурная группа «Христос во славе».

Символика важного церковного элемента имеет большое значение для верующих, для любого человека, осознающего свои грехи, неблаговидные деяния. Пути их исправления на дороге в Рай открыты.

Видео о значении Царских врат

На представленном видео рассказывается о великом значении входа в алтарь — Царских врат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *