Царский период

Отсчет «Римов» происходил в символическом ключе. Речь шла, преимущественно, о претенциозных смещениях в равное время и по равным причинам центра христианского мира с одной имперской или царской столицы на другую. При распаде Римской империи надвое центр в IV веке сместился с первого латинского Рима на второй греческий — Константинополь. Третьим «Римом» в средневековой Священней Римской империи немцы пытались в XIII веке объявить резиденцию германских императоров Трир; затем болгары Второго Болгарского царства в XIV веке — Тырнов; наконец, русские в начале XVI века — Москву.
Наш монах-старец Филофей в письме к великому князю Василию III так обосновывал религиозную идею «Москва — Третий Рим». «Старого убо Рима церкви палеся неверием Аполлинариевой ереси, второго же Рима Константинова града церкви агаряне-внуцы секирами и оскордами разсекоша двери. Сия же ныне Третьяго Новаго Рима… святыя соборныя апостольския церкви… во всей Поднебесней паче солнца светится. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» (Православный собеседник, 1863, ч.I, Казань, с.344).
В официальных дипломатических документах Москву «Римом» все же не называли. Понимали, что это был лишь символ. Однако московские градостроители в XVI-ХVII веках внедряли элементы двух первых «Римов» в застройку «Рима» третьего. Для начала в Москве отыскали 7 холмов, поскольку на 7 холмах стояли Рим первый и Рим второй; затем возвели наподобие Roma Quadrata в треугольном Кремле квадратный в плане государев дворец; потом построили свой Царьград (Белый Царев город); наконец, украсили Москву бесконечным множеством двуглавых византийских орлов… Все это позволяет сравнивать «римские» столицы между собой, отыскивать в них элементы сходства.
Особенно интересно сопоставить Рим первый и «Рим» последний. Но «расцвет» изначального Рима как стольного города приходился не на христианский период «отсчета Римов», а на более древний языческий I-III века, тогда как «расцвет» Москвы — на ХVI-ХVII. Явления отстояли друг от друга на 1,5 тыс. лет. К тому же Рим был столицей рабовладельческой Римской империи, а Москва — Русского феодального христианского царства. При таких великих контрастах времен и эпох наличие в городах элементов сходства выглядит почти невероятным. А если сюда добавить, что Рим первый, сначала как населенный пункт с другим именем был основан предками русских, то все может выглядеть просто каким-то чудом. Настоящая статья и посвящена выявлению сходства двух столиц. Отдельные черты их «похожести» выделены как особенные темы и в каждой проведено сопоставление.
Там русский дух и Русью пахнет
Слово «русский» относительно позднее. Оно появилось в IX веке и распространилось в Х-XII веках от «племенного» слова «русь» вероятно по указу 882 года Вещего Олега — «великого князя русского». Сделано это было для одинакового обозначения равноименных поначалу восточных словен (12 племен), вошедших в состав огромной федеративной державы — великой «Русской земли». Логика указа — проста: на Руси все словене должны называться «русскими», поскольку «словенский язык и русский — одно есть» (Нестор-летописец). Так русскими стали, например, словене-вятичи, жившие в VIII-ХII веках на Оке и Москве-реке. А в более древние времена рассыпанные по Европе предки русских упоминались как русы, русины, русняки, росы, расены, рутены, руги…
Так расены (самоназвание народа от «раснес» — свободные, лат. этруски, греч. тиррены) населяли еще » до основания Рима» северную половину Италии. Жили они мелкими государствами-городами (лат. civitas, греч. polis). Это были Вея, Тарквиния, Кортона, Клузий, Ветулония, Арреция, Флоренция и др.
Но особо примечательно, что горожане-расены называли свои сельские общины «rus» — рус (греч. «пош»). От этого корневого слова латиняне прозвали расенов «этрусками». От него же назывались города Руселла, Перусия, Акуаросса, так же как Вольтерра, Вольсиния, Вольцы были названы от свободных (вольных) расенов. Да и сами латиняне были названы от слова «лаутни» — тоже вольные.
Русы-земледельцы как «почвенники» представали в то время коренными жителями Италии, ее аборигенами. Как же и когда страну деревенских русов завоевали городские расены?
Территорию Апеннинского полуострова в доримское время древние историки называли по-разному: Италией, Авзонией, Тирренией (Страбон). Современные археологи делят это время на три периода и культуры: «Террамаре» » от XIX в. до н.э. (век бронзы, поселки на сваях); «Вилланова» » от ХII в. до н.э. (появление железа, деревень, земледельцев), этрусков и латинян » от Х в. до н.э. (появление городов-государств, горожан), причем археологические слои культуры Вилланова покрыты позднее слоями культур этрусков.
Если жители поселков на сваях и земледельцы пришли двумя волнами с северо-востока из-за Альп и Адриатики (прасловене, иллирийцы), то предки этрусков и латинян (в основном пелазги, тиррены) переселились в Италию с востока, неся с собой цивилизацию Малой Азии и Мореи (Эгейскую, Крито-Микенскую).
Переселенцы с востока приплывали в Среднюю Италию сначала эпизодически: за 17 поколений до Троянской войны 1270-1260 гг. до н.э. Пелазги Энотра, за 60 лет до этой войны — Евандра, сразу после войны — троянцы Энея. Но настоящий наплыв пришлого населения с востока начался после этнического «взрыва» XIII-ХII вв. до н.э. в Эгейском регионе. Серия землетрясений с гибелью городов, длительных неурожаев, голода вызвали здесь движения «народов моря» и, как следствие, сначала разгром Трои и Троады, падение Хеттской державы, поход голодных народов на Египет, потом переселения их в XII-XI вв. до н.э. в Пелопонес, Фракию, Иллирию, Сицилию, Среднюю Италию (пелазгов, брежан, лелегов, критян, лидов, ликийцев…). В результате, исчезла Эгейская цивилизация (Крито-Микенекая), но зародились цивилизации Этрусская (Расенская) и Древнегреческая (Эллинская).
Восточные тиррены постепенно завоевали со стороны островов Тирренского моря землю деревенских земледельцев культуры Террамаре-Вилланова, продвигая в X-IX веках до н.э. по территории аборигенов опорные города-крепости, образуя полисы. Смесь словено-венетского языка италиков-русов и языков пелазгов, критян, лидов-тиррен… вызвала появление «архаичного» этрусского языка (уникального регионального жаргона), а смесь языка латинян и языков местных южно-италийских племен: авзонов, сикулов, сабин, опичей, марсов… появление латинского языка, распространенного и закрепленного затем Римом-империей.
Неведомые начала
Поиск элементов сходства «двух Римов» целесообразно вести от их «начал». В обоих случаях легенды одинаково отмечали, что столицы чудесно возникли сразу среди болот, холмов, лесов. И этому верили, хотя историю Рима написали спустя 5 столетий после появления латинской столицы, а о «начале Москвы» стали рассуждать черев 4 столетия после ее первого упоминания в летописях. Обычно же древние города медленно «эволюционировали» из небольших поначалу поселений. В нашем случае обе столицы имели неведомых «предшественников». И даже с другими именами. Попытаемся рассказать о них, опираясь на скудные пока исторические материалы, топонимику, логику «эволюционного градостроительства».
Капиталина
Укрепленным ядром Рима исстари была крепость на Капитолийском холме (высота до 45 м. над уровнем реки Тибр). В крепости от сабинян спасался в середине VIII века до н.э. Ромул, галлы в IV веке до н.э. не смогли ее взять из-за неприступности и «гогота гусей»… От крепости по долинам и по взгорьям веером расползалась городская застройка.
У подножия холма на Бычьем рынке археологи (А. Коллини и др.) обнаружили при раскопках древнейшую керамику италийского и поздне микенского типов, которая была датирована ХV в. до н.э. Оказывается, здесь непрерывно жило население, почти семь столетий — с бронзового века до VIII в. до н.э., которое держало в своих руках переправу через Тибр. «Доримское» поселение, бесспорно, имело какое-то имя, причем долатинское, и даже доэтрусское.
Имя холма Капитолин (Capitolinus») на словено-русском языке может быть расшифровано как «cap italiano» — капь или капище италиков. Слово «капь» женского рода (от него «caplica», «capella»). Поэтому святилище могло называться женским именем «Капиталина» — как потом множестве расенских городов: Луна, Ветулония, Адрия, Фидена, Популония, Анкона, Венеция… Какому богу был посвящен культовый центр Италии? Легенды указывают лишь на этрусские Солнце (Панa, Аплу), Януса, Сатре, Геркле… Однако обще-италийский масштаб и древность капища должны говорить о более великом божестве.
Один поздний источник греков («Суды» X в.) сообщает о былом существовании у тиррен какого-то неведомого бога демиурга — Творца Вселенной! Он создал мир за время в 12 тысяч лет, подобно Вавилонскому (Шумерскому) Творцу: сначала отделил небо от земли, затем море и воды от суши, потом создал солнце, луну и звезды, наконец, сотворил человека (Наговицын А.Е. Мифология и религия Этрусков. Рефл бук.,2000,с.91).
Кажется об этом боге, а также о поселке под капищем италиков может «рассказать» топоним «Велабр». Так назывался «этрусский квартал» между Капитолином и Палатином — именно здесь археологи нашли остатки керамики ХV века до н.э., когда еще не было этрусков, а жили здесь русы-земледельцы культуры Террамаре-Вилланова (прасловен).
А. Чертков считал, что слово «вел-а-бр» произведено от «великой брамы», стоявшей посреди квартала (четырехворотный кубический храм Януса) и служившей парадными воротами Рима («брама» — термин словенский, римские — «порта», «арка»). Но термином «Велабр» называли квартал-поселение; по нему шла Велабрская улица, на нем находилась церковь св. Георгия. Составленный из двух слов-корней «вел» (велий, великий) и «бр» или «бър», термин оказывается очень богат синонимами.
— Великий Бор. В древнейшие времена это был главный и действительно великий из старейших арийских богов! В Авганистане (древней стране ариев) до сих пор показывают священную гору «Тора-Бора». Судя по старейшим германским легендам «Тор» был богом грома и молнии, а «Бор» — самим Творцом Вселенной! Причем дети его — «бури» (Один, Гойнир, Лодьюрр) создали в этой Вселенной огражденный Рай — землю «Митгард» (А. Веселовский СОРЯС, вып.6,с.23). О древности и величии Бора свидетельствуют названия священных городов «Борсиппы» в Шумере, «Боричева» на Днепре (на месте Киева), существование богов Борея у греков, позднее — «Боревита» у западных словен. «Велабр» как населенный пункт мог считаться «местом пребывания бога Бора», а появиться — как культовый центр италиков.
— Велия гора («бор» — иллирийск.). Идол Бора очевидно находился на вершине холма Капитолина, у подножия которого и появился поселок жрецов и земледельцев-русов культуры Террамаре. Святилище наверху конечно имело какую-то ограду, было «Бор-городом».
— Великий лес. Остатком бора-леса по холмам на месте Рима был, очевидно, гигантский дуб на Капитолийском холме возле капища. Священный дуб существовал еще при Ромуле. Он считался символом бога неба, грома и молнии.
— Вела бора (от «брать») — большая плата за перевоз товаров через судоходную реку, позднее пограничную между Расеной и Лациумом.
— Велий бор — склад товаров от побора-мыта (кром на месте Аркса).
— Вела бръба (от «бороться») — воинские стычки, позднее на границе между Расеной и Лациумом.
Близки по смыслу «велий брод» — переправа черев реку, и «велия брода» — большая дорога (Соляной путь) с юга на север Италии.
Вот географические, топографические, функциональные, символические предпосылки появления Велабра возле капища-святилища италиков. У переправы черев Альбулу (позднее — Тибр) возникло торговище (Овощной, Скотский рынок). Поселение на берегу разрасталось постепенно вглубь между Капитолином и Палатином в направлении еще одного холма — Велия. Таким представляется появившееся в XV в до н.э. капище италиков.
В X веке до н.э. Капиталину конечно захватили расены. В особом храме при священном дубе стали поклоняться триаде главных расенских богов: Тину — богу неба, грома и молнии, Уне — супруге Тина, Менрве — дочери Тина. На поле за Велабром под капитолийской вершиной Арксом появилась вечевая площадь «Комиций», рядом — новый торг-Форум, а с другой стороны под холмом Велием появилось расенское кладбище. От Комиция к нему пролегла Священная дорога (Viа Sacra), поначалу очевидно для похоронных процессий.
Город Капиталина не стал административным центром какого-либо расенского племени-государства. Он мыслился как общий культовый центр-оберег: расенские боги были выставлены от Расены-Этрурии в сторону Лациума, всей Южней Италии. Помимо капища Тину, Уни, Менрве, на Капитолине, Велабре, Палатине, возле Священной дороги постепенно возникли храмы Великой Матери Матуте, Сатру, Геркле, Аплу, Марису, Вакху, Яну, Опсе…
Вероятно ставшая каменной как другие города расен, Капиталина заперла путь с юга Италии на север у переправы через Альбулу. По данным археологов, жилые дома в Х-VIII в.в. до н.э. на Beлабре, палаты на Палатине, Форуме у Священной дороги были столбчато-плетневыми, покрытыми тростником, обмазанными глиной и вероятно побеленными (как украинские хаты). Такими же плетневыми и обмазанными глиной от огненного примета стали крепостные стены Палатина, где поначалу в поселке жил охранный воинский гарнизон наемников-греков (Евандра, Энея), самих расен. Да и Ромул в середине VIII века отмерял свой Померий «возле стен» Палатина.
Московский Бор-город
«Начало Москвы» не менее загадочно, чем «начало Рима», хотя возникла она много позднее. На территории современной Москвы и Подмосковья жило издревле балтское племя «голядь», — речка Люблинка еще в ХVIII веке называлась «Голедянкой» (Рутман Н. Моск. журнал, N 11,1996,с.62). Само племя упоминается в летописях под 1147 г., а в 1248 г. на Протве «oт литвы» погиб третий московский князь Михаил Хоробрит.
Где-то в VIII веке на Москве-реке появились словене-вятичи, поднявшиеся с юга от реки Оки. Из-зa угрозы хазарского ига московские вятичи окружили свою землю городками-крепостями в середине IX века, а в устье речки Неглинной основали на холме Маковице хорошо укрепленное поселение с двумя линиями укреплений. Оно, очевидно, называлось «Бор-город», потому что древнейшие церкви здесь св. Спаса и Иоанна Предтечи появились «на Бору», на Великую улицу посада-Подола (а не в лес) вел через Неглинку «Боровицкий мост, а за речкой шла «Боровская дорога». Крепость была основана с ритуалом «опахивания» территории, — когда в 1847 году снесли ц. Иоанна Предтечи, под престолом храма нашли две кости-голени быка и коровы. Здесь же нашли серебряную вятическую подвеску (женское украшение).
Двучастная крепость Бор-города появилась иа мысу при слиянии Москвы-реки и Неглинки. На самом мысу был устроен Кром-склад оружия и провианта. С востока перед Кромом от поля построено преградие Кремник (от слова «кром» или «крем»). Посреди на вечевой площади Кремника возможно находилось капище бога Бора (Боревита), вокруг площади — осадные дворы.
Бор-город с двумя линиями укреплений, окруженный гнездовьем еще десятка городков-кромов и дюжиной сел, существовал около 300 лет: лишь в 1146 году его захватил, перестроил и присоединил вместе с волостью «Московь» к Суздальскому княжеству Юрий Долгорукий.
Появление столиц
Слово «столица» — позднее, возникло где-то в конце ХVI-ХVII вв. Сначала главный город Руси (Киев, Владимир) называли «стол Земли Русской», потому что там находился «трон-стол» Великого князя. Потом «стольными городами» стали главные города отдельных многочисленных русских княжеств. Но лишь по отношению к Москве — городу с женским именем появилось название «столица». Ныне это название применяется просто для главного административного центра любого государства.
— Стольный Рим. Название «Roma» происходит от имени первого царя Ромула, который 21 апреля 753 года до н.э. якобы на пустом месте основал столицу Италии (отмечается как праздник города). В этот день он произвел ритуальное «опахивание» Палатина медным плугом, запряженными быком и коровой. Но такое показательное «Померие» означало фактически не основание города, а захват Капиталины, победный переход расенского священного города-крепости к латинянам. Это был «акт присвоения», понятный всему населению Италии. Событие было незаурядным и громким, потому что на VIII век приходилось наибольшее могущество расен-этрусков. Более того.
Событию был придан знаменательный характер: захваченный город был провозглашен главным городом Лациума вместо Альба-Лонги — прежней столицы 17 латинских царей. Акт был эффектно подкреплен новым именем города. Поэтому можно сказать, что Рим (по имени) появился как новый стольный город Лациума.
О захвате города можно говорить еще потому, что главными жителями его стали три общины-трибы: латинян, сабинян и плебса. Латиняне, переселенные частью из Алъба-Лонги, были поселены на Палатине (Ромул с охранным войском в 300 всадников-телохранителей «seleres») и Авентине (Рем); сабиняне, помогавшие латинянам захватить город — на Квиринале (со своим царем Татом, «Квирин» — бог сабинян); плебс из разных италийских племен — на других холмах.
Со сменой населения изменился, можно сказать, устоялся характер культового центра Рима. От имени холма «Капитолин», вероятно, появилось два сходных однокоренных слова: «капитал» (capitalis) — главное имущество, и «капитул» (capitulum) — совет руководящих духовных лиц. Если посмотреть на структуру двугорбого римского Капитолия, то можно видеть, что на одной его вершине под названием «Аркс» появились храм Юноны Монеты и Денежный двор, где стали печатать деньги Рима (капитал). На южной вершине, на «Капитолии» размещалась площадь и храм новой главной триады римских богов: Юпитера, Юноны, Минервы, а служили в храме главные жрецы Рима (капитул).
Вероятно, при Ромуле Капитолин был соединен с Паланином стенами, пересекавшими Велабр (крепость стала единой). От этих стен на Велабре навсегда остались входные ворота, перестроенные позднее уже в качестве парадных: четырехарочный кубический храм Януса IV века со стороны Бычьего торга и моста через Тибр, а еще арка Септимия Севера 303 года со стороны Римского форума (с поворотом ворот на 900).
При Ромуле появился символ столицы Италии — яма Мундус, в которую представители италийских племен бросили и смешали по пригоршне земли со своих территорий.
— Стольная Москва. Для города на Неглинной имя «Москва» появилось лишь в начале ХШ века от слова «Московь», означавшего до этого времени северную волость земли вятичей по поречью Москвы-реки. Только когда здесь в 1212, 1216 годах обосновался первый московский князь Владимир Всеволодович, только тогда Бор-город с селами-посадами стал именоваться «Москвой»! Можно сказать, что Москва (по имени) появилась: сразу как стольный город удельного Московского княжества.
Внешним признаком стольного города в Залесской земле обычно выступал белокаменный храм (в его деревянной крепости). Таким храмом в Москве стала ц. св. Дмитрия Солунского, возведенная Владимиром Всеволодовичем в 1219-1221 годах. Своими 12 закомарами храм символизировал Небесный Град с его 12 воротами (по 3 на четыре стороны света). Христианский город с таким храмом в центре зрительно напоминал Горний Иерусалим, описанный в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова.
Бурный рост столиц
Географическое положение Рима и Москвы не очень эффектно. Город Капиталина возник в 27 км от прекрасного теплого моря, причем не в устье реки Альбулы, а как бы в случайном месте выше по реке. Но город оказался в середине Италии на стыке земель трех народов: расен, латинян и сабинян (фалисков). Поэтому он стал бойким международным торговищем, на которое стягивались товары, стекалось ремесленное и торговое, свободное население всех италийских племен. А поскольку город «провокационно» стоял на левом, латинском берегу Альбулы (как бы на земле латинян), он был «обречен» на захват его рано или поздно агрессивными соседями.
К тому же город имел имя «святилище италиков», был святыней всего населения Апеннинского полуострова. Такую святыню, такой торговый центр латиняне «не могли не захватить». Здесь секрет того, что сразу же после захвата центр был провозглашен стольным городом латинян, а царь Ромул увековечил в его новом названии свое имя.
Москва тоже возникла не на широкой Оке (как Рязань) или раздольной Волге (как Тверь или Нижний Новгород), а на небольшой Москве-реке, как бы в случайном захолустном месте. Причиной же возвышения, затем увеличения столицы до крупного политического и торгового центра были постоянные набеги и погромы Южной и Юго-Западной Руси татарами на протяжении трех столетий (с середину XIII века). Русское население бежало оттуда «за лес» (Брянские леса) и оседало на Москве-реке. Бежать дальше на ледяной север было уже неуютно. Постоянное увеличение населения и позволило московским князьям сначала возвыситься над другими князьями, а уже в ХIV веке взять на себя инициативу создания сильного Русского централизованного государства
Семь холмов
Топографическое положение столиц на конкретной местности было, наоборот, очень адектным по сравнению с «захолустным» их географическим расположением. Капиталина раскинулась сначала вокруг Скотского и Овощного рынков, охватив холмы Капитолин, Палатин, Авентин. Помимо этих трех холмов разраставшийся Рим распространился еще на четыре близлежащих холма: Целий, Эсквилин, Виминал, Квиринал. Со времен первых римских царей и появилась примечательная кличка для Рима — «Семихолмный» (Septimontium.). Она очевидно так ценилась своей характерностью, что при появлении Второго Рима — Константинополя, он тоже стал «Семихолмным». Эти клички-прозвища и усвоили европейцы для «Римов». И когда они узнали, что русские называли символически Москву Третьим Римом, то оставили в своих записях сведения также о ее семихолмии.
Якоб Рейтенфельс писал о Москве в 1672 году: «Город расположен на семи средней высоты холмах, кои тоже способствуют его красоте» (Сказан. о Московии. ЧОИДР,1905). Эколе Зани в том же году записал: «Город заключает в своей окружности семь холмов» (ЧОИДР,1891,кн.3, с.165,169). Но конкретных названий холмов иностранцы не указали. Историки Москвы Забелин И.Е., Кудрявцев М.П. и др. разноречили по этому поводу, опираясь на топонимику московских гор, холмов.
Историки Рима тоже разноречили по поводу названий холмов столицы в разные времена. Но условие кругового oбзopa холмов с центрального первого Капитолийского холма окончательно утвердило названия всех семи холмов (перечислены и названы выше). Условие кругового осмотра холмов с центральной точки Кремля, а также геосъемка позволяют дать скорректированные адреса московских холмов.
Это — Маковица Кремля, Псковская горка в Китай-городе, Красный Таганский холм, Алабова гора с Ивановским монастырем, Красная горка Занеглименья, Остров Старого Ваганькова и Чертольская гора (срыта при строительстве храма Христа Спасителя в середине XIX века). Эти холмы не только соответствуют холмам Рима по числу, но и расположению их на левом берегу Тибра и Москвы-реки.
1. Впервые такое сравнение предприняли М.П. и Т.Н. Кудрявцевы. Но сделано это было на уровне сопоставления «символических образцов». Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. М.,1У94,с.192-193.
2. В Европе только у полабских словен в VI-XII в.в. существовало множество городов-крепостей на сваях среди озер: Плуна, Ретра, Ратибор, Радогонь, Сгорелец, Зверин, Добино и др., причем их посады раскидывались по озерным берегам.
3. Цивилизация Расен была постепенно уничтожена Римом и галлами. Часть населения была перебита, часть ассимилирована, а часть отступила на северо-восток в Ретию, Венделикию, затем под давлением римских легионов в Паннонскую долину (далее на Лабу, Балтийское Поморье). Существует легенда о восстании словен в Венделикии против Рима и исходе народа за Дунай к Карпатам под предводительством трех братьев Руса, Чеха и Ляха в III веке. Интересен западный поток отступающих: расенские лютичи вместе с галлами отступили на Сену и основали там на острове Лютецию (Париж).
16 марта 2004 г.

Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).

Царский период Древнего Рима, Римское царство — древнейший период истории Древнего Рима, в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями. Традиционная хронология — с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер.

Царский период

В VIII — VI вв. до н.э. отдельные посёлки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.

Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Царь Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.

Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.

Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Римские цари были выборные и не обладали властью.

Человек должен был отслужить в армии, должен быть хорошим политиком и человеком — тогда его выбирали в цари Рима.

Древнеримские цари — легендарные и полулегендарные правители Древнего Рима в так называемый царский период до основания Республики. Римские первоисточники (в том числе Тит Ливий) упоминают семерых царей:

ДРЕВНЕРИМСКИЕ ЦАРИ

Царь

Годы правления

Ромул

753 — 716 до н. э.

Нума Помпилий

(сабин)

715 — 674 до н. э.

Тулл Гостилий

673 — 642 до н. э.

Анк Марций

(внук Нума Помпилия, сабин)

642 — 617 до н. э.

Луций Тарквиний Приск

(этруск, старший)

616 — 579 до н. э.

Сервий Туллий

(неэтруское происхождение)

578 — 535 до н. э.

Луций Тарквиний Гордый

(сын Тарквиния Приска, этруск, младший)

535 — 509 до н. э.

Личности римских царей отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (были переплавлены в 410 году для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации — римского полиса.

Ромул

Ромулу приписывали укрепление Палатина и организацию римской общины. Он создал сенат из 100 «отцов», установил знаки отличия верховной власти (12 ликторов), разделил народ на 30 курий по именам сабинских женщин, учредил три трибы — Рамнов, Тициев и Люцеров, устроил убежище для беглецов (asylum), чтобы таким путём увеличить население города, и проч. При Ромуле произошло слияние с сабинской общиной. Предание рассказывает об этом следующим образом. Римлянам нужны были жены, а так как никто из соседей не хотел отдавать своих дочерей в их разбойничье гнездо, то Ромул решил пойти на обман. В городе устроили праздник, на который пригласили соседей. Явилось много жителей окрестных городов, в том числе и весь сабинский народ с жёнами и детьми. В разгар праздника римская молодёжь бросилась на девушек и похитила их. Испуганные и оскорблённые родители бежали, жалуясь на нарушение закона гостеприимства. Из-за этого вспыхнула война с теми городами, откуда происходили похищенные. Особенно серьёзной была война с сабинами, во главе которых стоял царь Тит Таций. Однако сабинские женщины уже успели привыкнуть к своим мужьям, и когда начался решительный бой, они бросились между рядами сражающихся и помирили их. После этого сабины переселились в Рим и образовали с римлянами одно государство. Тит Таций стал соправителем Ромула. Когда же он погиб, Ромул соединил в своих руках единую верховную власть. О конце Ромула существовало две версии: согласно одной — он был живым взят на небо, согласно другой — убит «отцами».

Мы уже видели, что легенда о Ромуле — чисто этиологическая. Некоторым отзвуком исторической действительности может служить только объединение римской и сабинской общин. Детали и здесь выдуманы: похищение девушек — для объяснения римских свадебных обычаев, двойственность власти Ромула и Тита Тация — как параллель двойственности высшей республиканской магистратуры (консулата).

Историчность шести других царей

Несколько в ином положении находятся шесть других царей. Современная наука, в общем, склонна признать их историчность. В пользу этого приводят следующие соображения. Неизменность списка царей говорит в пользу того, что он сложился очень рано, вероятно, ещё задолго до III в.. Среди имён царей нет ни одного, который был бы связан с патрицианскими родами, игравшими крупную роль в V — IV вв., что, несомненно, имело бы место, если бы список был составлен в эту эпоху. Наконец, среди царских имён нет ни одного эпонимного (подобно Ромулу). Однако признание историчности римских царей в целом ещё не означает, что вся масса легенд, сложившихся вокруг каждого из них, соответствует действительности. Самое большее — здесь можно говорить о каком-то историческом ядре, лежащем в основе каждого цикла преданий.

Нума Помпилий

Вторым царём был Нума Помпилий. Традиция называет его сабином из г. Кур (Cures). После смерти Ромула сенат избрал его римским царём за справедливость и набожность. Ему приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и проч. В этой части в легенде есть несомненные этиологические черты. Но сабинское происхождение Нумы отражает какие-то моменты реальной действительности, тем более, что имя Помпилий — сабинское. Традиция рассказывает, что, прибыв в Рим, он сначала поселился на Квиринале, а затем построил себе дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Получается интересное совпадение с археологическими данными о первом появлении могил «погребателей» на внешних холмах. В науке высказывалось предположение, не означает ли постройка дворца Нумы на Велии объединения обеих общин — палатинской и квиринальской? Указывают также, что введение Нумой 12-месячного календаря вместо старого 10-месячного имеет под собой какой-то реальный факт, поскольку такая реформа не могла произойти стихийно, а была актом сознательной воли законодателя.

Учредил календарь, хорошо знал законы, был образцом поведения.

Тулл Гостилий и Анк Марций

В образах двух следующих царей — Тулла Гостилия и Анка Марция — есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он переселил в Рим, дав им права гражданства, а знать зачислил в сенат. В лице Анка Марция Рим снова получил царя-сабина. Он был внуком Нумы и в области богопочитания старался во всем подражать деду.

Однако не все здесь дублирует двух первых царей. Разрушение Альбы — по-видимому, исторический факт, хотя и окутанный густым покровом легенды (битва трёх братьев Горациев с тремя братьями Куриациями, жестокая казнь изменника Меттия Фуфеция и проч.). Несомненно, исторична постройка царём здания для заседаний сената, получившего название «Гостилиева курия». Такое здание действительно существовало в Риме и считалось очень древним. Во всяком случае, оно существовало задолго до того, как в конце III в. выдвинулся род Гостилиев, который мог бы дать ему своё имя.

Что касается Анка Марция, то его многочисленные войны, во всяком случае, не дублируют Нуму, который не вёл ни одной войны. Конечно, многое в деятельности Анка является позднейшей выдумкой: переселение жителей завоёванных латинских городов на Авентин, присоединение Яникула (холм на правом берегу Тибра) и обнесение его городской стеной, постройка римской гавани Остии у устья Тибра и проч. Но в целом расширение Рима в сторону моря и этрусского берега Тибра показательно. Это свидетельствует о начале каких-то реальных отношений с этрусками, отношений, которые становятся более интенсивными в правление следующего царя.

Тарквиний Приск

По преданию, в царствование Анка Марция в Рим из этрусского города Тарквиний переселился богатый и энергичный человек по имени Лукумон,* сын коринфянина Дамарата. В Риме он обосновался и принял имя Люция Тарквиния Приска (Древнего). Богатство и обходительный нрав сделали его настолько заметным среди римского общества, что после смерти Анка его избрали царём. Тарквиний вёл удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов ещё на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению посредством каналов болотистых частей города и проч. Таким образом, традиция подчёркивает этрусское происхождение пятого римского царя. Седьмой царь, Люций Тарквиний Гордый, был сыном Приска, и поэтому можно, как будто, говорить о целой этрусской «династии» в Риме. В пользу этого приводят ещё ряд доводов: многочисленные «этрускизмы» в языке, обычаях, политическом устройстве и религии римлян; широкая «экспансия» этрусков, в частности в Лации и Кампании (Тускул, Капуя); наличие в Риме целого этрусского квартала (vicus Tuscus); наконец, надписи подтверждают этрусское происхождение Тарквиниев. Например, в так называемой «могиле Франсуа» в г. Вульчи около одной из фигур, изображённой на стене, есть этрусская надпись:

«Gneve Tarchu Rumaches» («Гней Тарквиний Римский»). В этрусском г. Цере найдена богатая гробница рода Тарквиниев. Но в Цере, по Ливию (I, 60), бежал изгнанный из Рима Тарквиний Гордый.

Этрусское название знати. Римская историческая традиция по ошибке принимала его за имя собственное.

Проблема этрусской «династии» в Риме

Все эти факты, по-видимому, подтверждают гипотезу о том, что Тарквиний были не только этрусского происхождения, но что во второй половине царского периода Рим был завоёван этрусками, посадившими там свою династию. Эта гипотеза кажется настолько вероятной, что её принимает большинство современных учёных.

Однако присмотримся к ней поближе. Присутствие этрусков в Лации, Кампании, долине По и в других местах ещё не является безусловным аргументом в пользу «экспансии», а тем более в пользу завоевания.

Этрусский квартал в Риме вряд ли был особенно большим, и вообще этрусское население едва ли было многочисленным, так как в Риме и его окрестностях почти нет этрусских погребений. К тому же присутствие даже большой иностранной колонии ещё не говорит о том, что эти иностранцы являются господствующими. Скорее наоборот: если бы этруски прочно и долго владели Римом, они не были бы там на положении иностранцев, живущих особой колонией.

Что касается культурных влияний этрусков на римлян, то их легко объяснить без всякого завоевания. Нет ничего удивительного в том, что два народа, в течение столетий жившие бок о бок, влияли один на другой.

Обращает на себя внимание тот факт, что появление Тарквиния в Риме носит по легенде совершенно мирный характер. Это обстоятельство сторонники этрусского завоевания объясняют патриотической фальсификацией: традиция-де пыталась таким путём скрыть факт завоевания, неприятный для римского самолюбия. Но разве римская традиция всегда фальсифицировала факты? Почему же она не пыталась скрыть галльского погрома 390 г.?

К этому нужно добавить, что фигура старшего Тарквиния не вполне ясна и кое в чем дублирует Младшего. Тем не менее, в целом Тарквиний Старший, по-видимому, является исторической личностью. Очень вероятно и его этрусское происхождение. Но разве этруск не мог стать царём в Риме без завоевания? Среди этрусских эмигрантов могли быть лица знатного происхождения, которые при благоприятных условиях могли проникнуть в ряды латино-сабинского патрициата и таким путём добиться царского места.

Сервий Туллий

Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого является, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам. Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почётом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии вдовы покойного, захватил власть с одобрения сената.

Другой рассказ резко отличается от первого и стоит особняком в нашей традиции. Его сообщает император Клавдий (I в. н. э.) в речи, произнесённой им в сенате. По словам Клавдия, этрусские писатели рассказывали, что Сервий Туллий — не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме. Он переменил там имя и достиг царской власти. Вариант Клавдия находит некоторую аналогию в живописи на стенах гробницы Франсуа.

Эти два варианта легенды, резко отличные друг от друга, не дают возможности с полной точностью решить вопрос о происхождении шестого римского царя. Вероятнее, по-видимому, общепринятый вариант о латинском происхождении С. Туллия. Рассказ Клавдия в значительной степени основан на непонимании этрусских сказаний. (К этому вопросу мы ещё вернёмся ниже.) Во всяком случае, традиция приписывает С. Туллию такие конкретные и важные дела, которые едва ли могли быть выдуманы. Прежде всего — знаменитую реформу, состоявшую в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности. Далеко не все в ней достоверно, но самое ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Далее С. Туллию приписывается постройка городской стены. Остатки её сохранились среди сооружений более поздней эпохи. Наконец, характерно чрезвычайно сочувственное отношение к С. Туллию традиции. Плебеи чтили его память ежемесячными возлияниями. Эти положительные черты предпоследнего римского царя не только служат лишним аргументом в пользу его историчности, но и подтверждают его неэтрусское происхождение.

Тарквиний Гордый

С этой точки зрения показательно совершенно иное освещение традицией образа преемника С. Туллия — Тарквиния Гордого. Он — сын Тарквиния Приска, следовательно, этруск. Власть он захватывает насильственным образом, путём убийства своего тестя (Тарквиний был женат на дочери С. Туллия, свирепой Туллии). Правление его носило деспотический характер: он не считался с мнением сената, прибегал к казням, изгнаниям и конфискациям. Когда Тарквиний был изгнан из Рима, этруски пытались оказать ему помощь и восстановить на троне.

Таким образом, черты этрусского господства выступают яснее всего при последнем царе. Но остаётся спорным, было ли и здесь внешнее завоевание. Более вероятной, кажется гипотеза, что Рим ненадолго был захвачен этрусками только после смерти последнего царя.

Предания основания Рима

1-е предание

Герой Эней с сыном Асканием — Юлом (от него выводит свой род Юлий Цезарь) и троянцами приплыл к побережью Лации, где одна троянская женщина, которую звали Ромой, предложила больше не скитаться, а осесть в Лации. В честь неё назвали основанный город Римом.

2-е предание

Асканий — Юл основал город Альба — Лонго и стал царём в нём.

Амулий, 15-й царь Альба — Лонго, отдал свою племянницу Рею Сильвию, 14 — го царя Нумитора, в жрицы богини Весты (стала весталкой), где она должна была сохранять безбрачие 30 лет, для того, чтобы обезопасить себя от захватов своего трона со стороны, который он сам захватил насильственно.

Весталку Рею посетил Марс, от которого родились близнецы: Ромул и Рем. Когда они выросли, то узнали своё божественное происхождение, и они восстановили царство деда, но в Альба — Лонге не остались.

Близнецы отправились на поиски нового места для создания нового поселения и нашли его на Палатине, но в ссоре Рем был убит Ромулом, своим братом, который, вскоре, стал первым царём основанного им города Рима. (Далее про Ромула смотри выше).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Царский период (7 царей) в истории Рима

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Царский период (7 царей) в истории Рима

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Царский период (7 царей) в истории Рима

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость


Царский период в Древнем Риме историки связывают с появлением одноименного, города, ставшего позже столицей целой империи. Одной из версий появления Царского периода, ставшей для историков основной, является легенда о Реме и Ромуле. Братья по крови, их в младенческом возрасте выбросили в реку Тибр, пытаясь умертвить таким образом. В честь своего чудесного спасения братья, после того как они выжили и выросли, в месте, где от них пытались избавиться, построили город.
Вместо того чтобы разделять и властвовать, у братьев случился раздор, ставший причиной гибели Рема. Умертвив и избавившись, от соперника, Ромул объявил себя царем и дал в честь себя имя городу.
Царский период, особенности правления
Историки начинают летоисчисление Рима, как города, построенного в самом начале образования Царского периода, с 753 г. до н.э. К этой дате также подвязывают и начало правления первого царя, сумевшего завоевать, а потом и объединить расположенные к тому моменту на берегах Тибра племена кочевников. Объединенные в общину, племена этрусков, сабинян и латинян, расположенные вдоль берегов Тибра, жили и развивались за счет ведения сельского хозяйства.
Царский Рим
Основными жителями, заселивших Рим, стали утруски, сабиняне и латиняне. Каждое племя разделялось на роды (по триста в одном), род составлялся из курией (в каждом по 10) и трибы, собранные из 10 курий. Также в столицу будущей империи потянулись изгнанники и другой люд, ушедшей с мест прежнего обитания по разным причинам. В самом начале образования общины для рассматривания спорных вопросов, при определении наказаний, включая смертные приговоры, судебных дел и других моментов, требующих общего решения, римляне использовали Народные собрания. Народными собраниями руководил сенат.
В сенат вошли представители родов, отобранные по преданию Ромулом в количестве 300 почтеннейших мужей. Компетенцией органа власти стали предварительное рассматривание различных вопросов, как государственных, так и гражданских, включая уголовные. Царь стал главой и правителем общины, решая вопросы по управлению Римом.
Общественный и государственный строй
Верховным военачальником и гражданским правителем Рима стал царь. Путем народных собраний царя можно было избирать, используя комиции (собрания курией), где правом большинства голосов назначался новый правитель. Всего историки насчитывают 7 царей, правивших Римом в период VIII-VI вв. Начиная с Ромула, на период Царского Рима, государством управляли особи, принадлежащие к различным племенам. Шестой по счету царь Сервий Туллий утвердил реформы, разделив плебеев и патрициев исходя из размеров их имущества. Плебеи находились вне родовых организаций, и они считались свободными людьми, но, как и патрициям, в их обязанность входило несение воинской службы. В отличие от патрициев плебеям, в случае победы, полагалась меньшая доля военной добычи, и собственно, им доставалось лишь жалкие подачки.
В отличие от плебеев у патрициев уже изначально были права, где все законы указывали на то, что они составляли высшее сословие.
— Любой из патрициев имел право на участок земли, принадлежавший его роду;
— патриции являлись прямыми наследниками на все имущество, принадлежащее роду;
— в случае опасности и при решении различных судебных разбирательств патрицию предоставлялась защита и помощь;
— патрициям разрешалось исключительное правило на участие в различных обрядах и торжествах.
Поэтапно развитие Царской Империи историки разделяют на следующие периоды.
Основание в 753 г. города, ставшего позже столицей Империи братьями, Ромулом и Ремом, где в силу обстоятельств, первым царем стал Ромул.
Заселение Рима изгнанниками и племенами.
Разделение населения на сословности.
Образование государственных структур (сенат и институт ликторов).
Усиление этрусского влияния (все последующие после Ромула цари являлись утрусками).
На ранней стадии образования государства в империи основой экономики являлись сельское хозяйство, торговля и ремесленничество. Появление аристократического слоя населения привело к потребности проведения новых реформ, что и было принято на Народном собрании. Постепенно патриции стали господствующим сословием, управляющее основными ключевыми постами империи. После того как численность плебеев значительно увеличилась, они образовали экономическую и политическую силой, способной противостоять патрициям.

Цитата сообщения Майя_Пешкова Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть 2

Лоренцо Бернини
Второй период архитектуры барокко — период зрелости и расцвета стиля — связан с творчеством крупнейших мастеров: Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Райнальди — в Риме, Б. Лонгена — в Венеции, Ф. Риккини — в Милане, Гварино Гварини — в Турине.

Джованни Лоренцо Бернини ( 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — итальянский архитектор и скульптор.Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно…»

Центральной фигурой зрелого барокко является Лоренцо Бернини .Он был не только архитектором, но и самым крупным скульптором 17 века в Италии.

С 1629 года Бернини, после смерти Мадерны, продолжал постройку собора св. Петра. В 1633 году он построил в соборе над главным куполом большую бронзовую сень, поддерживаемую четырьмя витыми деконструктивными в своей основе колоннами.

Согласно традиции, эта сень считается условно первым произведением зрелого барокко. Выполненная Бернини внутренняя отделка собора была подсказана ему проектом Микеланджело.

Эта отделка является замечательным образцом церковного интерьера барокко.

Самым крупным архитектурным произведением Бернини было оформление площади перед собором св. Петра (1655—1667). Архитектор создал две площади — большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкающую к ней площадь в форме трапеции, ограниченную с противоположной стороны главным фасадом собора.

В пределах овальной площади были установлены обелиск и два симметрично расположенных фонтана.
Бернини продолжил и развил замысел Мадерны: колоннады не дают возможности подойти к собору с боковых сторон. Для зрителя остается доступным лишь главный фасад.

Величественная архитектура площади Бернини являлась достойным фоном для церемонии съезда знати к торжественному богослужению, совершавшемуся в соборе. В 17—18 веках этот съезд представлял собой пышное и торжественное зрелище. Площадь собора св. Петра — самый крупный ансамбль итальянского-барокко.

Gregorio XVI che reca il Santissimo Sacramento nella processione del Corpus Domini

В Ватикане Бернини была создана парадная Королевская лестница — «Скала Реджиа» («Скала Сайта»), в которой он использовал прием искусственного усиления перспективного сокращения. Вследствие постепенного сужения марша и уменьшения колонн создается впечатление большей глубины помещения и увеличения размеров самой лестницы.

К числу наиболее характерных произведений Бернини относится небольшая церковь Сан Андреа ин Квиринале (1678), главный фасад которой имеет вид портала с пилястрами и треугольным фронтоном. Этот портал как бы механически присоединен к основному объему здания, овальному в плане.

Roma, piazza santi Apostoli; a destra, palazzo Odescalchi (XVII sec.) e palazzo Guglielmi (Koch, XIX sec.)

Главным произведением Бернини в области гражданского зодчества является палаццо Одескальки в Риме (1665), решенный по обычной ренессансной схеме. Композиционным центром здания является, как и обычно, двор, ограниченный в первом этаже аркадами. Распределение на фасадах окон и декоративное их убранство также напоминают палаццо 16 века.

По-новому разработана только центральная часть главного фасада: два верхних этажа охвачены большим ордером в виде коринфских пилястр, первый этаж по отношению к этому ордеру играет роль пьедестала. Подобная разбивка фасадной стены получит позже, в архитектуре классицизма, большое распространение.

Fassade des «Palazzo Barberini» in Rom
Бернини продолжил также начатую Мадерной постройку палаццо Барберини. Сооружение не имеет замкнутого двора, обычного для итальянских дворцов. Основной корпус ограничен с двух сторон выступающими вперед флигелями. Центральная часть главного фасада воспринимается как аппликация, наложенная, в декоративных целях, на поверхность стены.

Bernini’s fountain in Vatican

Центральный ризалит имеет очень широкие и высокие арочные, окна, в промежутках между ними помещены полуколонны; в первом этаже находится глубокая лоджия. Все это резко отличает центральную часть фасада от более массивных боковых частей, оформленных в традициях архитектуры 16 века.

Porta del Popolo, Bernini decorated the inner face.

Подобный прием получил в архитектуре итальянского барокко также очень большое распространение.
Интересна овальная лестница палаццо Барберини со спиральными маршами, опирающимися на двойные тосканские колонны.

Колегиальная церковь Св.Томазо,интерьер

Интерьер кафедрала в Сиенне

Кафедрал в Сиенне

Статуи коллонады собора Св.Петра

Проект Луврского дворца

Raymondi Chapel in the church of San Pietro in Montorio in Rome

Bernini’s «Gloria» surmounting the «Cathedra Petri», also by him. Saint Peter’s Basilica, Vatican City.

Roma — Fontana dei Fiumi in Piazza Navona

La «Fontana del Bicchierone»,

«Fontana del Moro (Rome)»

Fontana del Tritone, Rome

Rome, Piazza del Popolo, Rome and ‘Chiesa di Santa Maria dei Miracoli’ church

Франческо Борромини

Франческо Борромини.

Франческо Борромини (собственно Франческо Кастелли, и 25 сентября 1599, Биссоне], Тичино — 2 августа 1667, Рим) — великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель раннего барокко.

Не меньшее значение для итальянского барокко имеет творчество Франческо Борромини — сотрудника Бернини, позднее — его соперника и врага. Произведения Борромини отличаются особой пышностью и «динамичностью» форм. Борромини довел стиль барокко до максимальной напряженности.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане
Главное произведение Борромини в области храмовой архитектуры — церковь Сан Карло «у четырех фонтанов» (1638—1667). Фасад ее воспринимается как самостоятельная архитектурная композиция, независимая от здания. Ему приданы изгибающиеся, волнообразные формы.

Овальный купол.

В пределах этого фасада можно видеть весь арсенал барочных форм — разорванных дугообразных карнизов, овальных картушей и прочих декоративных деталей.

Model of San Carlo alle Quattro Fontane, located in Lugano (Switzerland)

Sebastiano Giannini: Section of San Carlo alle Quattro Fontane, ca. 1730

Сама церковь имеет в плане сложную форму, напоминающую два колокола, сложенных вместе своими основаниями. Перекрытием служит овальный купол. Как и во многих других зданиях этого времени, композиция церкви строится на контрасте внешних и внутренних архитектурных объемов, на неожиданности того эффекта, который возникает при входе внутрь сооружения.

Sant’Ivo in Palazzo della Sapienza, Rome.
Одной из самых значительных работ архитектора является римская церковь Сан Иво, включенная в здание Сапиенции (университета, 1642—1660). Следует отметить сложные очертания плана церкви и полное несоответствие внешней и внутренней оболочек купола.

Снаружи создается впечатление высокого барабана и плоской скуфьи купола, покрывающей этот барабан. Войдя же внутрь, убеждаешься в том, что пятовые части купольного покрытия расположены непосредственно у основания барабана.Борромини спроектировал виллу Фальконьери во Фраскати. Кроме того, он перестраивал палаццо Спада и работал до Бернини над палаццо Барберини (см. выше).

Сант-Аньезе-ин-Агоне

Бернини. Статуя ангела.Sant’Andrea delle Fratte

Sant’Andrea delle Fratte

Сан-Джованни-деи-Фиорентини

roma, san giovanni dei fiorentini

Навершие университетской церкви в Риме

Лестница-улитка в палаццо Барберини
Карло Райнальди

Карло Райнальди (1611—1691) является одним из главных строителей периода расцвета барокко. Важнейшие произведения Райнальди — церкви Сан Аньезе и Сайта Мариа ин Кампителли.

Парные церкви на пьяцца дель Пополо напоминают пропилеи.

Roma — Chiesa di S. Agnese in Agone
Церковь Сан Аньезе (начата в 1651 г.) расположена на оси площади Навона, сохранившей очертания находившегося здесь ранее античного цирка Домициана. Площадь украшают типичные для этого времени барочные фонтаны работы Бернини.

Церковь имеет центрический план и завершена большим куполом; дугообразный, вогнутый фасад ее ограничен с двух сторон колокольнями. В отличие от большинства римских церквей этого времени купол не скрыт плоскостью фасада, а выступает в качестве основного композиционного центра всей площади.

roma, santa maria in campitelli
Церковь Сайта Мариа ин Кампителли построена позже, в 1665—1675 годах. Двухъярусный фасад ее, решенный по системе церкви дель Джезу, и внутреннее оформление — типичный пример архитектуры зрелого барокко.

Райнальди принадлежит также задний фасад римской церкви Санта Мариа Маджоре (1673).

Roma — Abside della Basilica di S. Maria Maggiore
В 17 веке римская архитектура обогатилась несколькими новыми виллами, расположенными в окрестностях города. Помимо виллы Дориа-Памфили, построенной архитекторами Альгарди и Гримальди (ок. 1620 г.), были созданы в числе прочих вилла Мандрагоне и вилла Торлониа — обе находятся во Фраскати, а также вилла д’Эсте в Тиволи.

Villa Mondragone.

В этих парадных поместьях — красивые бассейны, ряды кипарисов, вечнозеленые кустарники, разнообразно оформленные террасы с балюстрадами, гроты, многочисленная скульптура. Изысканность и пышность декоративного убранства сочетались нередко с вводимыми в искусственно созданный пейзаж элементами дикой природы.

Барокко вне Рима выдвинуло ряд крупных зодчих. В Генуе в 17 веке работал Бартоломео Бьянко. Главным его произведением является здание Университета в Генуе (с 1623 г.) с замечательным двором, ограниченным двухэтажными аркадами и примыкающими к ним красивыми лестницами.

Вследствие того, что Генуя расположена на склоне гор, амфитеатром, спускающимся к морю, а отдельные здания построены на участках с большим уклоном, в последних преобладает размещение корпусов и дворов на различных уровнях. В здании Университета на одну композиционную горизонтально расположенную ось нанизаны в восходящем порядке парадный вестибюль, центральный двор и, наконец, находящиеся за ажурной двухъярусной аркадой лестницы, ведущие в сад.

В Венеции работал архитектор Бальтассаре Лонгена (1598—1682). Главным произведением его является самая большая, наряду с собором св. Марка, церковь Венеции Санта Мариа делле Салуте (1631—1682); она находится на стрелке между каналом Джиудекка и каналом Гранде. Церковь эта имеет два купола.

За главным, восьмигранным объемом, увенчанным куполом, находится второй объем, заключающий в себе алтарь; он также наделен куполом, но уже меньшим по размеру. Вход в храм оформлен в виде триумфальной арки.

Барабан главного купола объединяют с основными стенами церкви 16 спиралевидных волют с установленными на них скульптурами.

Они обогащают силуэт здания, придают ему особую характерность. Несмотря на пышность убранства, во внешнем облике церкви отмечается известная дробность архитектуры и сухость деталей. Внутри церковь, облицованная светло-серым мрамором, просторна, но холодна и официальна.

На Большом канале Венеции расположены оба наиболее значительных палаццо, построенные Лонгеной, — палаццо Пезаро (ок. 1650 г.) и палаццо Реццонико (1680).

Ca’ Pesaro

Ca’Rezzonico, Venice facade of Giorgio Massari

По структуре своих фасадов последние во многом сходны с дворцами Венеции времен Ренессанса, в частности с палаццо Корнер Сансо-вино, но в то же время отличаются от них несравненно большей насыщенностью и декоративностью форм.

Вогнуто-выпуклый фасад палаццо Кариньяно в Турине.
В Турине работал архитектор Гварино Гварини (1624—1683), бывший монахом ордена театинцев. Гварино Гварини — «самый барочный из всех зодчих барокко» — может быть сравнен по своему творческому темпераменту лишь с Франческо Борромини. В своих произведениях он нередко использовал в декоративных целях помимо обычных форм переработанные мотивы мавританской и готической архитектуры.

Inner façade, Palazzo Carignano, Torino

Им возведены многие здания Турина, в том числе палаццо Кариньяно (1680), парадное и величественное, но сугубо декоративное по оформлению. Типично решение главного корпуса палаццо.

В основной прямоугольный его объем как бы вставлена центральная часть с парадной сложно задуманной лестницей. Стены, ее ограничивающие, и марши имеют дугообразную в плане форму. Все это соответственно отражается и на фасаде.

Если боковые его участки сохраняют прямоугольные очертания, то центр представляет собой изгибающуюся в противоположные стороны плоскость с прорезью посередине, куда вставлен в виде аппликации совершенно иной мотив — двухъярусная лоджия также изогнутой формы. Оконные наличники на фасадах имеют изломанную хрящевидную конфигурацию. Пилястры испещрены мелкими, графич-ными по характеру формами.

В числе других резиденций Савойского дома палаццо Кариньяно находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Среди церквей, построенных Гварини, должна быть выделена церковь Мадонна делла Консолата с овальным нефом, за которым находится шестигранный алтарь. Построенные Гварини церкви отличаются еще большей прихотливостью и сложностью форм, чем его гражданские сооружения.

Вместе с тем в эпоху раннего барокко не столько создавались новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько был усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду.

Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Как правило, здесь развились те же принципы осевого построения, что и в градостроительстве: центральная подъездная дорога, парадный зал виллы и главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк, и декоративный эффект еще больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности.

В XVII в. Италия еще сохраняла ведущее положение в искусстве Европы. Но с XVIII в. начался упадок, причины которого лежат в исторической судьбе Италии, очень сложной в это время и ставшей еще более сложной в XVIII столетии, когда испанское владычество сменилось австрийским, и вся страна оказалась во власти столь разных сильных централизованных государств.

Серия сообщений «Стили в искусстве»:
Часть 1 — Московский классицизм
Часть 2 — Викторианский стиль в интерьере
Часть 3 — Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть1
Часть 4 — Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть 2
Серия сообщений «Города Италии»:
Часть 1 — Все о РИМе
Часть 2 — Альберобелло — город с причудливым обликом и интереснейшей судьбой …

Часть 29 — Истории от Олеся Бузины: «Венеция – город, о котором нельзя рассказать»
Часть 30 — Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть1
Часть 31 — Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть 2
Серия сообщений «Соборы Италии»:
Часть 1 — Собор Санта-Мария-дель-Фьоре.
Часть 2 — Италия. Лукка. Собор и церковь

Часть 16 — Базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто
Часть 17 — Сицилийское барокко в районе Валь-ди-Ното.Часть 3. Города Ното и Рагуза
Часть 18 — Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть 2
Часть 19 — Базилика Санта-Кроче-шедевр апулийского барокко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *