Царства божия не наследуют

1Кор.6:1. Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

Многие судились в денежных тяжбах пред эллинскими судьями, как законоведцами. Поэтому старается исправить это зло, которое представилось уму его случайно. Ибо, упомянув о любостяжателях, вдруг воскипел ревностной заботливостью о зараженных таковым грехом. И смотри, какое негодование показывает с самого начала, называя это дело дерзостью и беззаконием. Не сказал: у неверных, но: «у нечестивых»; ибо всякий тяжущийся обыкновенно ищет справедливости, поэтому апостол показывает, что они не найдут ее, потому что неправедны, говорит, судьи эллинские, как же они тебя будут судить справедливо? Святыми называет верных, самыми наименованиями показывая различие между первыми и последними; ибо одни нечестивы, а другие святы.

1Кор.6:2. Разве не знаете, что святые будут судить ( κρινοΰσι ) мир?

Поскольку верные, как люди неученые, казались неспособными разбирать тяжбы, то сообщает им вес и важность: во-первых, назвал их святыми, потом сказал, что они будут судить мир. Не так, впрочем, это должно представлять, будто они займут места судей и будут произносить приговоры (судить будет Господь); нет, они только осудят ( κατακρινοΰσιν ). В самом деле, если они, будучи подобны всем прочим, оказались уверовавшими, а эти не уверовавшими, то не осуждение ли это для неверных?

1Кор.6:2. Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела ?

Смотри, не сказал: от вас суд приимет, а «вами будет судим» ; потому что вы, уверовавшие, были примером для мира. Изречение «недостойны судить маловажные дела» имеет такой смысл: кажется, коринфяне стыдились быть судимыми от внутренних; посему говорит: напротив, стыдно вам тогда, когда вы судитесь у внешних; ибо эти судилища худые, а не такие, каковы внутренние.

1Кор.6:3. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

Ангелами называет бесов. Итак, мы и бесов осудим, если, несмотря на то, что облечены плотью, окажемся совершеннее их, не имеющих плоти.

1Кор.6:4–5. А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? ( ανά μέσον του αδελφού αυτού )

Желая отклонить их от внешних судилищ, говорит: может быть, кто-либо скажет, что в Церкви нет никого мудрого, который мог бы разбирать тяжбы. Но если, по вашему мнению, нет в Церкви ни одного мудрого, то лучше поставляйте судьями уничиженных, нежели неверных. Впрочем, я сказал это к вашему стыду, если в самом деле так мало мудрых у вас, что суд производить должны люди простые и необразованные. Слова «между братьями своими» присовокупил для того, чтобы показать, что в таком случае, если бывает тяжба с братом, не нужны многоразличные сведения, потому что братское расположение всего более содействует к прекращению спора.

1Кор.6:6. Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

Сугубое зло: одно – то, что он производится с братом, другое – то, что он производится пред неверными.

1Кор.6:7. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою.

Прежде запрещал судиться у неверных, а теперь запрещает и самый суд, говоря: «и то уже весьма унизительно для вас» , то есть предосудительно и постыдно, «что вы имеете тяжбы» , то есть спорные дела, друг с другом (это значат слова «между собой» ). Апостол сказал это с особенной выразительностью, ибо мы, христиане, должны почитать друг друга братьями.

1Кор.6:7–8. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

Много обвинений. Первое то, что они не умеют переносить обид; второе то, что, напротив, сами обижают; третье то, что обижают братьев. Хорошо было бы, говорит, и не обижать, и не терпеть обид; но если следует избрать одного из двух, то лучше терпеть обиды.

1Кор.6:9. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?

Заключает увещание угрозой, усиливая речь и спрашивая их о предмете, известном всем.

1Кор.6:9. Не обманывайтесь.

Здесь намекает на тех из коринфян, которые говорили, что Бог человеколюбив и не будет наказывать, но введет в Царство. Посему говорит: «не обманывайтесь» : ибо и в самом деле явное самообольщение и заблуждение здесь ожидать всяких благ, а там подвергнуться казни.

1Кор.6:9. Ни блудники.

Того, кто уже осужден, ставит на первом месте.

1Кор.6:9. Ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии.

Малакиями называет тех, над которыми совершают постыдное, а потом перечисляет и совершающих постыдное.

1Кор.6:9–10. Ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.

Многие спрашивают, почему поставил пьяниц и злоречивых наряду с идолослужителями и с теми, которые совершают непотребные дела? Потому, что и Христос признал повинным геенне того, кто скажет брату своему: «безумный» (Мф.5:22), и потому опять, что иудеи от пьянства дошли до идолослужения. Далее, теперь идет речь не о наказании, но о лишении Царствия; Царствия же лишаются равно все таковые грешники, а будет ли различие в их наказаниях, об этом рассуждать здесь не место.

1Кор.6:11. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Размыслите, говорит, от каких зол освободил вас и какие блага даровал вам Бог. И вы подвержены были всем выше исчисленным порокам, но Он очистил вас от них, и не только очистил, но и освятил. Каким образом? Оправдав вас; сначала омыл вас, потом, оправдав, освятил, не именем того или другого учителя, но именем Христа и Святым Духом. То есть Троица даровала вам эти блага; ибо сказав, что Бог освятил именем Христа и Святым Духом, выражает не другое что-нибудь, но именно Троицу.

1Кор.6:12. Все мне позволительно, но не все полезно.

Так как и прежде говорил о соблудившем и скоро опять будет говорить о нем же, то вводит речь и о чревоугодии: ибо от чревоугодия преимущественно происходит страсть блудодеяния. Итак, говорит: позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру.

1Кор.6:12. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Я, говорит, господин над пищей и питием; но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом. Ибо кто пользуется ими как должно, тот господин над ними; напротив, кто впадает в неумеренность, тот уже не господин, а раб их, потому что в этом случае пресыщение делается его тираном. Видишь ли, как того, кто почитал себя властелином, апостол показал подвластным? Смотри: каждый из коринфян говорил: мне можно предаться наслаждениям; а апостол говорит: ты предаешься им не потому, чтобы имел власть над ними, а потому, что сам подлежишь их власти. Ибо доколе остаешься невоздержанным, не ты имеешь власть над чревом, но чрево над тобой.

1Кор.6:13. Пища для чрева, и чрево для пищи.

Чревом называет чревоугодие, а не член нашего тела; пищей же – неумеренное употребление пищи. Итак, смысл слов такой: неумеренное употребление пищи находится в дружбе и родстве с чревоугодием, и наоборот. И то и другое не может привести нас к Христу, напротив, преданных себе пересылают взаимно одно к другому, – неумеренность к чревоугодию, а чревоугодие к неумеренности.

1Кор.6:13. Но Бог уничтожит и то и другое.

Не чрево, но чревоугодие, и не пищу, но неумеренность в пище. В слове «уничтожит» некоторые видят предсказание о состоянии будущего века, то есть что там не будет нужды ни в пище, ни в питии. Если же там и умеренное употребление пищи не будет иметь места, то тем паче упраздняет неумеренность и чревоугодие. Сказав, что вместе с упразднением пищи упразднится и чрево, выразил ту мысль, что вместе с насыщением прекращается желание большего. По словам же других, он запечатлел свое увещание молитвой о том, чтобы упразднились, то есть прекратились, и неумеренность и чревоугодие.

1Кор.6:13. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

Из этих слов видно, что апостол говорит о чревоугодии по поводу речи о блуде. Ибо следовало бы сказать так: тело же не для брашен и не для чрева. Но он не так сказал, а как? «не для блуда» , показывая, что бывает следствием телесных наслаждений, именно – блуд. А смысл слов его такой: тело, говорит, не для того создано, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы повиновалось Христу, как главе своей, а Господь управлял им, как глава.

1Кор.6:14. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

Не смутись, услышав, что Бог воздвиг Господа; ибо апостол говорит так, снисходя к ним, как младенцам. И поскольку об Отце, как источнике, все единодушно имели самые высокие понятия; то и воскресение относит апостол к Отцу, и объявляет, что и нас Он воскресит. Ибо как Он воздвиг главу нашу, разумею Христа, так воздвигнет и прочие части тела, то есть нас. Далее, в подтверждение своих слов присовокупил: «силою Своею» , как бы так говоря: не усомнитесь в том, что говорю, ибо сила Божия, совершающая великие дела, исполнит и это. А что воскресение Христа относит к Отцу, как виновнику, это видно из того, что говорил Господь о Самом Себе: «разрушьте храм сей, и в три дня воздвигну его» (Ин.2:19). И еще о Нем же написано, что Он явил Себя живым (Деян.1:3). Итак, хотя Он и Сам воскресил Себя, но это дело приписывается Отцу как виновнику.

1Кор.6:15. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?

Опять обращается к прежде предложенному увещанию относительно блуда. Между тем, вооружает слово свое великими ужасами.

1Кор.6:15. Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?

Не сказал: соединить с блудницей, но, что, ужаснее, «сделать членами блудницы» . В самом деле, кто не ужаснется, слыша эти слова, то есть отторгнуть члены у Христа и сделать их членами блудницы?

1Кор.6:15–16. Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею ? ибо сказано: два будут одна плоть.

Показывает сказанное, то есть каким образом члены Христовы делаются членами блудницы. Чрез сообщение, говорит, мужчина делается едино с блудницею; потому и члены его, которые были членами Христовыми, становятся членами блудницы.

1Кор.6:17. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

Смотри, как и самыми наименованиями блудницы и Христа продолжает и усиливает обвинение. Говорит, что «соединяющийся с Господом» делается не иным чем, как «духом» , так как не совершает ничего плотского, то есть становится духовным. Ибо единение с Господом подает ему освящение Духа. Показал в этих словах и то, каким образом верные делаются членами Христовыми.

1Кор.6:18. Бегайте блуда.

Предписывает бегать блуда, как некоего гонителя, от которого мы ни на одну минуту не можем быть безопасными, и напрягать все силы к тому, чтобы удерживаться от оного.

1Кор.6:18. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Блуд, говорит, оскверняет все тело, поэтому-то соблудившие обыкновенно и в бани ходят, свидетельствуя тем, что тело их осквернено. Итак, блудник грешит против самого тела, оскверняя и грязня оное. Хотя и убийство, кажется, телом же совершается, однако оно оскверняет не все тело; ибо можно бросить или камнем, или деревом, или другим каким-либо веществом, но сделать блуд без тела невозможно: поэтому оно всегда оскверняется. Впрочем, у апостола было намерение представить тяжесть этого греха в увеличенном виде, так как его касается настоящее увещание; ибо блуд отнюдь не есть порок, худший всех прочих пороков. Знаю и другие решения по этому предмету. Таково следующее решение: блудник грешит против собственного тела в том отношении, что смешивается не по желанию произвести детей, как при совокуплении с законной женой, но напрасно портит его излиянием семени и тем обессиливает его. Другое решение: блудник грешит против женщины, с которой смешивается, так как она становится чрез это его телом, почему если смешивается с нею незаконно, то грешит против нее. Впрочем, решение великого Иоанна Златоуста лучше всех: разумею – первое решение. Далее, некоторые, изъявляя сомнение, спрашивают: что же? зависть разве не сушит тела? и разрешают опять этот вопрос так: зависть есть страсть, а не действие. Апостол же говорит теперь о действии (ибо вот его слова: » всякий грех, какой делает человек» ), а не о страсти. В самом деле, зависть не производится нами, но бывает в нас.

1Кор.6:19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?

Устрашает еще более, – и величием дара, то есть Духа, и достоинством сообщившего дар, то есть Бога. Вы, говорит, храм, и притом святой: ибо вы – храм Святого Духа. Не оскверняйте же святого храма и не делайте бесполезным дара Божия; ибо от Бога имеете дар и Духа.

1Кор.6:19–20. И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою.

Вы, говорит, под Владыкой и ничего не имеете своего, само тело не ваше. «Ибо вы куплены дорогою ценою» , то есть Кровию Христовой. Посему члены ваши подлежат другому Владыке, и на что Ему угодно, на то и должно обращать их деятельность. Говоря это, не уничтожает свободного произволения, но показывает, что Бог, Которым мы искуплены, по праву требует от нас служения Себе.

1Кор.6:20. Посему прославляйте Бога и в телах ваших.

Итак, поскольку вы куплены, говорит, то прославьте Бога в теле вашем, то есть совершая телом добрые дела и соблюдая его святым и чистым. Ибо прославление Бога состоит в том, когда люди видят ваши добрые дела и вследствие того прославляют Его.

1Кор.6:20. И в душах ваших.

Показывает, что не телом только должно избегать блуда, но и душой, так, чтобы и мысленно не оскверняться (ибо душой назвал мысль). В Евангелии (Мф.5:2) запрещено и то прелюбодеяние, которое остается только в сердце.

1Кор.6:20. Которые суть Божии.

Непрестанно напоминает, что мы не принадлежим самим себе, а находимся под владычеством Бога, Который искупил и душу и тело наше.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Глава 6.

1Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела’ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела’ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Упражнение 39

Упражнение 40

Приамурский, пританцовывать, прибаутка, привадить, привередливый, привыкнуть, приключение, приспешник, приспичить, пристойный, пристрастие, присягать, претить, примадонна, примат, примитивный, приватный, приват-доцент, приватизация, привилегия, приоритет, присесть, прилечь, прибавленный, приближённый, прибрежный, прилгать, примёрзший, принарядиться, приниженный, превышение, премудрый, преогромный, прерваться, преуспевать, прижечь, пригнать, привоз, прикорм, прикатить, приговорить, препорученный, преподнесение, преследовать, преспокойный, приволжский, приозёрный, прицелиться, прихватить, пришелец, присказка, припорошенный, пристань, притронуться, приотворённый, превратить, прегрешение, предатель, председатель, преимущество, прекрасный, не преминуть ответить, преисподняя, прекословить, прекратить, прельщать, преображать, препятствие, пресловутый, пресмыкаться, престол, претить, президиум, президент, премьер, премьера, прелюдия, превалировать, превентивный, презентация, презентабельный, презумпция невиновности, прейскурант, прелат, препарат, прерогатива, престиж, претендент, претензия, префект, прецедент, припухший, присовокупить, притихший, преломить, преподнести, преподавать, престранный, прерванный, преследовать, пресыщение, пристанище, преподанный (урок), привносить, приклонить голову к подушке, причудливый, приграничный, приступить кделу, привходящие обстоятельства, примять, пригнуть, приохотиться, притопнуть, превеликий, приучить, приручить, приискать.

Пре-:

  1. Обозначает высшую степень качества илидействия (имеет значение «очень»; «слишком»): премудрый, преогромный, преспокойный, престранный, превеликий.
  2. Соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному»; «предел действия»): превышение, прерваться, преуспевать, препорученный, преподнесение, преследовать, преломить, преподнести, преподавать, прерванный, преследовать, пресыщение, преподанный (урок).
  3. Пре- входит в состав корня: превратить, прегрешение, предатель, председатель, преимущество, прекрасный, не преминуть ответить, преисподняя, прекосло-вить, прекратить, прельщать, преображать, препятствие, пресловутый, пресмыкаться, престол, претить, президиум, президент, премьер, премьера, прелюдия, превалировать, превентивный, презентация, презентабельный, презумпция невиновности, прейскурант, прелат, препарат, прерогатива, престиж, претендент, претензия, префект, прецедент.

При-:

  1. Приближение, присоединение, пространственная близость, смежность: приамурский, приближённый, прибрежный, примёрзший, пригнать, привоз, прикатить, приволжский, приозёрный, прицелиться, прихватить, пришелец, пристань, притронуться, пристанище, привносить, приграничный, приступить к делу, привходящие обстоятельства.
  2. Действие, направленное сверху вниз: приклонить голову к подушке, примять, пригнуть.
  3. Полнота, исчерпанность действия; доведение действия до конечной, желанной цели: приговорить, приохотиться, приучить, приручить, приискать.
  4. Действие, совершённое не в полном объёме или на ограниченный срок: присесть, прилечь, прилгать, принарядиться, приниженный, прижечь, припорошенный, приотворённый, припухший, притихший, причудливый.
  5. Добавочное действие или действие не основное, сопутствующее какому-либо другому действию: пританцовывать, прибавленный, прикорм, присказка, присовокупить, притопнуть.
  6. При- входит в состав корня: прибаутка, привадить, привередливый, привыкнуть, приключение, приспешник, приспичить, пристойный, пристрастие, присягать, примадонна, примат, примитивный, приватный, приват-доцент, приватизация, привилегия, приоритет.

Упражнение 41

Не придавать никакого значения, предать друга, предаваться бесплодным мечтаниям, старинное предание, приданое невесты, церковный придел, предел мечтаний, предельная скорость, беспредельные возможности, приёмник для больных собак, М.Ю. Лермонтов – преемник А.С. Пушкина, гостеприимный хозяин, преемственность, превратное понимание, старый привратник, прибытие поезда, пребывание в городе, притворить дверь, претворить мечту вжизнь, притворщик, притворное веселье, припирать дверь палкой, препираться с отцом, не потерплю никаких препирательств, припирать к стенке, призреть и обогреть убогого, относиться с презрением, дом призрения, презрительная усмешка, презирать опасности, приходить вовремя, приходящая няня, привходящие обстоятельства, преходящие трудности, преходящие радости, преходящие обстоятельства, приступить к работе, преступить закон, преступление, неприступная крепость, преступник, приложить усилия, непреложная истина, приложиться к руке священника, непреложный закон, слегка приуменьшить его заслуги, явно преуменьшать значение открытия, приставить лестницу к забору, святой преставился, светопреставление, неприменимые правила, непременное условие, искать пристанища, беспрестанные хлопоты, преклонный возраст, непреклонный характер, приклониться к подушке, преклоняться перед поэтом, преклонять колени, притерпеться кнеудобствам, претерпеть много горестей, взгляды претерпели изменения, преисполниться уважением, непреодолимое желание, присмиреть, пресмирный, преподаватель, камень преткновения.

Упражнение 42

Упражнение 43

Упражнение 44

Упражнение 45

1. Широко вокруг меня расстилалась пустота, упиравшаяся в молчаливое презрение. 2. Комиссия строга. Бракует бессчётно. 3. В первых числах августа начинались у него переэкзаменовки и приёмные экзамены. 4. Я притворился спящим, но в самом деле заснул уже тогда, когда заснула мать. 5. Всё прошлое предано забвению. 6. В немецкой литературе не нашлось преемников не только Гёте, но даже и Гофману. 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, приклоните слух. 8. Ольга Павловна едва не упала в обморок, но страх придал ей сил. 9. Осень жестоко изуродовала сорную глинистую землю, претворив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги. 10. Эта женщина презирала не только меня, но и мою мать и всех резалок, которых считала существами низшей породы, недостойными даже приближаться к её крыльцу. 11. Расчёты сложнейших объектов и конструкций. Тончайшая, хрустальная работа. 12. Воробьи широко и молча разевали свои клювы. 13. Перед ним расступились, и меня перестали бить. 14. Гостеприимные хозяева поднялись из-за стола. 15. И не требовал этот царь от своих подданных ни преклонения, ни чрезмерного уважения к себе. 16. Скворцов разошёлся и самым безжалостным образом распёк просителя. 17. Бесконечные войны возвысили Наполеона; они же низвергли его. 18. Брови его сдвинулись, по лбу пошли морщины. 19. Ни пошевелиться он не может, ни разжать рук он не может. 20. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности детское бельё. 21. В глубочайшей черноте горели бесчисленные звёзды. 22. Бесстрастный голос переводчика продолжал звучать. 23. Он расстегнул планшет, вынул карту, огляделся, на чём бы её расстелить. 24. Напряжение поля стало в два раза выше расчётного. 25. Мне страстно хотелось разговориться с нею, расспросить её. 26. Оба конца улицы загородили сдвинутыми возами. 27. Нянька кинула на меня сердитый, подавляющий взгляд и что-то ворчала беззубым шамкающим ртом. 28. Это вы, низкий человек, может быть, пьёте, а не я! 29. Она с беспокойством вглядывалась в бесстрастное лицо механика. 30. Кричали петухи в мутном рассвете. 31. Он хранитель университетских преданий. 32. Дьячок притворил дверь. 33. Всё мое двухчасовое пребывание на пустыре превратилось в подлинную пытку. 34. У стен Ленинграда дивизия преумножила свою славу, стала гвардейской. 35. В этом больше блеску, но это было преходящее. 36. Скромность Белинского была непритворна и чистосердечна. 37. А теперь присмирел и не слыхать его. 38. Бесчисленные огоньки мелькали в поле, где расположились бивуаком войска. 39. И никакой расчёт, и никакая жалость не удержали одичалых рук. 40. Рассуждения этого подростка забавляли её. 41. Подарков он не принимал, потому что нечем было отдарить. 42. Мужик в красной рубашке, стоя в лодке, отталкивался длинным шестом от берега. 43. Я примостилась около приоткрытых дверей папиного кабинета. 44. И вспомнить вновь не премину мой первый город деревенский. 45. Пусть от препятствий молодеетдух. 46. В каменные ворота приёмника въехал автомобиль. 47. От долгого пребывания в воде Дымов и Кирюха стали лиловыми. 48. Защита от дряхления в преклонные годы – привычный размеренный труд. 49. Их услышав, присмирели пташек резвые четы, на тростник стрекозы сели, приклонились цветы. 50. Но артисты преодолели весёлое настроение в зале. 51. Часовой преградил ему дорогу. 52. Он охотно протянул нам пресловутую ассигнацию и также охотно и даже торопливо, старясь никого не затруднить, вышел из вагона. 53. Вдруг, в один прекрасный день, баронесса убедилась, что жизнь, в сущности, прескверная вещь. 54. Он не желает использовать привилегию своего иностранного подданства. 55. Всё живое прилегло, поджалось, притаилось, каждая точка, каждая ямка стала защитой. 56. Марфинька, глядя на неё, исподтишка посмеивалась.

Упражнение 46

Упражнение 47

Авиасъёмка, автопортрет, агротехника, агрикультура, кровоизлияние, кровеносный, газификация, газосодержащий, центробежный, центрифуга, времяисчисление, умалишённый, умозаключение, семяпочка, семеноводство, семядоля, сумасшедший, электроизоляция, электрификация, электрифицировать, газобаллон, газифицировать, шерстеобрабатывающий, шерстоткацкий, плотоядный, столетие, сороконожка, умонастроения, антиправительственный, тренога, сорокаградусный, квазиобъект, авианосец, метеослужба, кинескоп, кинотеатр, микроновелла, радиоимпульс, сорокапятка (пушка), себялюбивый, себестоимость, орденоносец, медаленосец, кровожадный, кровоостанавливающий, кровеносный, полуторапроцентный, авиаполк, антиамериканский, антидемократичный, археолог, архаический, архидьякон, архиепископ, архибестия, аэропорт, биология, биоакустика, геополитика, гелиоконцентратор, гидротехника, гидрометаллургия, псевдоисторический, зоомагазин, мультивибратор, метеосводка, неофашизм, терморегуляция, палеозоология, инфракрасный, ультрасовременный, треуголка, тысячелетний, стократный, пятикратный, баснописец, кровоподтёк, конокрад, коневодство, звероподобный, дальневосточный, дальнобойный, песнопение, песнетворчество, экстрамодный, экстралингвистический, иссиня-чёрный.

А) Пропущенная гласная – соединительная гласная в сложном слове: кровоизлияние, кровеносный, газосодержащий, центробежный, умозаключение, семеноводство, электроизоляция, газобаллон, себестоимость, шерстеобрабатывающий, шерстоткацкий, плотоядный, столетие, сороконожка, умонастроения, тренога, орденоносец, медаленосец, кровожадный, кровоостанавливающий, кровеносный, треуголка, тысячелетний, стократный, баснописец, кровоподтёк, конокрад, коневодство, звероподобный, дальневосточный, дальнобойный, песнопение, песнетворчество.

Б) Пропущенная гласная – суффикс первой части сложного слова: агрикультура, времяисчисление, умалишённый, семяпочка, семядоля, сумасшедший, сорокаградусный, сорокапятка (пушка), себялюбивый, полуторапроцентный, пятикратный, иссиня-чёрный.

В) Пропущенная гласная – часть корня в сложном слове: авиасъёмка, автопортрет, агротехника, квазиобъект, авианосец, метеослужба, кинотеатр, микроновелла, радиоимпульс, авиаполк, аэропорт, биоакустика, геополитика, гелиоконцентратор, гидротехника, гидрометаллургия, псевдоисторический, зоомагазин, мультивибратор, метеосводка, неофашизм, терморегуляция, палеозоология.

Г) Пропущенная гласная – часть приставки: антиправительственный, антиамериканский, антидемократичный, архидьякон, архиепископ, архибестия, инфракрасный, ультрасовременный, экстрамодный, экстралингвистический.

Д) Пропущенная гласная – часть корня или суффикса в слове с одним корнем: газификация, центрифуга, электрификация, электрифицировать, газифицировать, кинескоп, археолог, архаический, биология.

Упражнение 48

Двадцатисемирублёвый, тысячелетие, девяностопроцентный, трёхтонка, стодевяностоградусный, восемнадцатиэтажный, сорокалетний, двухсотпятидесятилетие, двухсотсорокапятилетний, шестидесятитрёхлетний, стопятипроцентный.

Упражнение 49

Упражнение 50

Упражнение 51

  • Про-сид-е-ть (начальная форма, основа слова – просиде-; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – просидеть).
  • За-сид-е-ть-ся (начальная форма, основа слова разорванная – засиде-..-ся; -ть– окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • За-сид-е-л-ся (форма прошедшего времени, основа формы разорванная – засидел-..-ся; нулевое окончание. Начальная форма – засиде-ть-ся. Основа разорванная – засиде-..-ся; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • Сиж-у (форма настоящего времени, основа формы – сиж-, -у – окончание. Начальная форма – сиде-ть. Основа слова сиде-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – сидеть).
  • Сид-я (деепричастие, неизменяемая часть речи, нет окончания, всё слово сидя – основа. Если считать деепричастие особой формой глагола, то начальная форма глагола – сиде-ть, а основа слова – сиде-. В этом случае в форме сидя -я – формообразующий суффикс; он входит в основу формы слова – деепричастия, но не входит в основу слова – глагола в неопределённой форме).
  • Сид-и (форма повелительного наклонения (ед. ч. 2-е л.), всё слово – основа. Суффикс -и в форме повелительного наклонения – формообразующий, поэтому он входит в основу формы слова, но не входит в основу слова. Начальная форма глагола – сиде-ть. Основа слова сиде-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – сидеть).
  • Сид-и-те (форма повелительного наклонения (мн. ч. 2-е л.), всё слово – основа. Суффикс -и в форме повелительного наклонения – формообразующий, поэтому он входит в основу формы слова, но не входит в основу слова. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но не в основу слова. Начальная форма глагола – сиде-ть. Основа слова сиде-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – сидеть).
  • Сад-и-те-сь (форма повелительного наклонения (мн.&mnsp;ч. 2-е л.), всё слово – основа. Суффикс -и в форме повелительного наклонения – формообразующий, поэтому он входит в основу формы слова, но не входит в основу слова. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но не в основу слова. Начальная форма глагола – сади-ть-ся. Основа слова разорванная – сади-..-ся, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – садиться).
  • Пойд-ём-те (форма повелительного наклонения (мн. ч. 1-е л.), основа формы разорванная – пойд-..-те, -ём – окончание. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но не в основу слова. Начальная форма глагола – пой-ти. Основа слова пой-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива пойти. Особенность слова пойти заключается в том, что здесь на письме отражены фонетические процессы. Корень в данном слове ид- (ср.: ид-ти). В приставочных глаголах начальный гласный корня и меняется на согласный й, ср.: идти – пойти, пройти, зайти. Кроме того, в инфинитиве приставочных глаголов отражён фонетический процесс оглушения конечного согласного корня д и слияние этого звука с начальным согласным окончания инфинитива -ти, поэтому графически конечный корня д не обозначен. Таким образом, основа слова – пойд-).
  • За-лез-ай-те (форма повелительного наклонения (мн. ч. 2-е л.), основа формы залезайте. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но в не основу слова. Начальная форма глагола – залеза-ть. Основа слова – залеза-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – залезать. Особенность данного глагола – несовпадение основы инфинитива за-ле-за- и основы настоящего времени и повелительного наклонения – за-лез-ай: залезай, залеза-ют).
  • Сид-е-вш-ий (причастие; основа причастия сидевш-, -ий – окончание; ср.: сидевш-его. Если считать причастие особой формой глагола, то -вш- – формообразующий суффикс причастия и в основу глагола не входит; тогда основа глагола – сиде-).
  • За-сид-е-л-и-сь (форма прошедшего времени, основа формы разорванная – засидел-..-сь; -и- – окончание. Начальная форма – засиде-ть-ся. Основа разорванная – засиде-..-ся; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • За-сид-е-вши-сь (деепричастие – неизменяемая часть речи, всё слово – основа засидевшись. Если считать деепричастие особой формой глагола, то в этом случае в форме засидевшись -вши – формообразующий суффикс; он входит в основу формы слова – деепричастия, но не входит в основу слова – глагола в неопределённой форме. Тогда начальная форма – засиде-ть-ся. Основа разорванная – засиде-..-ся; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • Силь-н-ее (сравнительная степень прилагательного, неизменяемая форма. Нет окончания, основа формы – сильнее, где -ее – формообразующий суффикс. Он входит в основу формы сравнительной степени, но не входит в основу слова. Начальная форма прилагательного – силь-н-ый, основа слова – сильн-).
  • Круч-е (сравнительная степень прилагательного, неизменяемая форма. Нет окончания, основа формы – круче, где -е – формообразующий суффикс. Он входит в основу формы сравнительной степени, но не входит в основу слова. Начальная форма прилагательного – крут-ой (чередование т/ч), основа слова – крут-).
  • (Заниматься) бéг-ом (форма Т. п. ед. ч. существительного, основа формы – бег-, -ом– окончание; начальная форма – бег, основа слова та же – бег-).
  • (Пуститься) бег-óм (наречие, неизменяемая часть речи, окончания нет. Всё слово бегом – основа. Форма наречия восходит к форме Т. п. ед. ч. существительного, но в наречии -ом не окончание, а суффикс, часть основы).
  • Галифе (неизменяемое существительное, окончания нет. Всё слово галифе – основа).
  • Пол-е (начальная форма существительного; основа – пол-, -е – окончание; ср.: пол-я).
  • Морож-ен-ое (существительное, восходит к форме ед. ч., ср. р., И. п. отглагольного прилагательного; склоняется как прилагательное; основа – морожен-, -ое – окончание; ср.: морожен-ого).
  • Станци-я (начальная форма существительного, основа – станци-, -я – окончание).
  • (Нет) станций (форма Р. п., мн. ч. существительного; основа – станци-, окончание нулевое; ср.: станци-я, станци-ю).
  • Молод-ой (начальная форма прилагательного; основа – молод-, -ой – окончание; ср.: молод-ая).
  • Весн-ой (наречие, неизменяемая часть речи, окончания нет. Всё слово весной – основа. Форма наречия восходит к форме Т. п. ед. ч. существительного, но в наречии -ой не окончание, а суффикс, часть основы).
  • Час-ов-ой (существительное, восходит к форме ед. ч., м. р., И. п. прилагательного; склоняется как прилагательное; основа – часов-, -ой – окончание; ср.: часов-ых).
  • Волч-ий (начальная форма притяжательного прилагательного, основа – волчий, окончание нулевое; ср.: волчь-его; -ий – суффикс притяжательного прилагательного, часть основы).
  • Отц-ов (начальная форма притяжательного прилагательного, основа – отцов, окончание нулевое; ср.: отцов-а; -ов – суффикс притяжательного прилагательного, часть основы).
  • Отц-ов-ск-ий (начальная форма относительного прилагательного; основа отцовск-, -ий – окончание; ср.: отцовск-ого).
  • Сестр-ин (начальная форма притяжательного прилагательного, основа – сестрин, окончание нулевое; ср.: сестрин-а; -ин– суффикс притяжательного прилагательного, часть основы).
  • Сестр-ин-ск-ий (начальная форма относительного прилагательного; основа сестринск-, -ий – окончание; ср.: сестринск-ого).

Упражнение 52

Слово Приставки Корни Соед. гл. Суффиксы Окончания Постфиксы
Счастливчик счаст лив, чик
Человеческий человеч еск ий
Привалиться при вал и ть ся
Привалился при вал и, л ся
Неподвижный не, по движ н ый
Неизгладимый не, из глад им ый
Подполье под поль е
Надуваться на ду ва ть ся
Заранее за ран ее
Рыбак рыб ак
Рыбачил рыб ач, и, л
Закрепить за креп и ть
Закрепитель за креп и, тель
Закрепляться за крепл я ть ся
Авиадвигатель авиа, двиг а, тель
Ветродвигатель ветр, двиг о а, тель
Мечтать мечт а ть
Мечтатель мечт а, тель
Мечтательный мечт а, тель, н ый
Мечтательность мечт а, тель, н, ость
Продолжительный про долж и, тельн ый
Небезызвестный не, без, из вест н ый
Перераспределение пере, рас, пре дел ени е
Умиротворить у мир, твор о и ть
Пивоваренный пив, вар о енн ый
Сильнодействующий сил, дей н, о, ств, у, ющ ий
Корзиночка корзин оч, к а
Несколько не скольк о
Скольких-то скольк их то
Идёмте ид ём те
Ослушаться о слуш а ть ся
Жалюзи жалюзи
Пальто пальт о
Пальтишко пальт ишк о
Два дв а
Двудольный дв, доль у, н ый

Ст. 9-10 Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят? Не лстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят

Слова: или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят, относятся к предыдущему,– к убеждению, чтоб воздерживались от обид готовые обижать, и чтоб, таким образом, не было подаваемо повода к тяжбам. Обиды, или неправды, в житейских делах, подающие повод к тяжбам, на вид могут казаться и не так важными; но как они исходят от неуважения к правде, или разлюбления правды, и тем обличают покривление совести и испорченность сердца, то, как бы ни был маловажен предмет их, они делают их нечистыми и в царствие Божие негожими; ибо туда не войдет ничто нечистое. Кончив это, Апостол обращается к обличению греховной и страстной жизни вообще.

Не льстите себе,– не заблуждайтесь, не обманывайтесь, не льстите себя пустыми надеждами, будто грех ничего. «Здесь Апостол разумеет некоторых, говоривших, как и ныне многие говорят: Бог человеколюбив и благ, Он не мстит за преступления, нам нечего бояться, Он никогда не накажет ни за какой грех. Посему и говорит: не льстите себе. Ибо крайнее обольщение и заблуждение – надеясь приятного, получить противное и думать о Боге так, как не думают и о человеке. Потому пророк говорит от лица Божия: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21)» (святой Златоуст). Как ни нелепы такие мысли, однако ж все грешники всегда их держат. Враг уж так набивает им в голову. Только, когда, по милости Божией, начнут каяться, сознают, что были в обмане, и ясно видят, что у Бога милость милостью, а правда правдою. Благ Он беспредельно; но и праведен не меньше. Потому страха Его да убоимся.

Раскрывши грешникам глаза, закрытые лестию, Апостол теперь перечисляет их по родам, подобно тому, как делал выше, когда изгонял их из общества христианского (5, 10–11). И тех всех снова поминает, и прибавляет новых, не то позволяя предполагать, что, кроме этих, другим грешникам дверь в царствие будет открыта, а то давая разуметь, что, подобно этим, и всем другим нарушителям заповедей входа туда не будет.

Ни блудники: безженные, с безмужными блудницами предающиеся любострастию; ни идолослужители, которые, позволяя себе вкушать идоложертвенное, впадают там и в другие непотребства, с тем соединенные; ни прелюбодеи, которые нарушают верность супружеского ложа; ни сквернители,– в подлиннике нет сего слова: полагать надо, что оно прибавлено к непонятному следующему: малакии,– так чтобы читать: ни сквернители – малакии, под коими кажется надо разуметь тех, кои сами себя сквернят блудными сластьми, или рукоблудников; ни мужеложники, когда мужчина мужчину имеет вместо женщины для удовлетворения блудной похоти; ни лихоимцы, жадные до имения, чтоб все больше и больше иметь, не разбирая средств, как то: непомерный рост, обман в торговле, разные хитрости в оборотах; к ним же причисляются и скупцы, которые, имея много, и сами тем не пользуются, как должно, ни с другими нуждающимися не делятся; ни татие– воры, окрадывающие дома, лавки, церкви, тайно, прикрываясь большею частию ночною темнотою; ни пияницы, не те только, которые всегда пьяны, или пьют запоем, но и те, которые вообще любят пьянственное веселье, в каком бы виде оно ни было сочиняемо,– осуждаемое, как произвольное себя одурение разгорячением крови и поставление себя в такое состояние, в котором бывают готовы на все; ни досадители – бранчивые и драчливые, наругатели и насмешники, от которых житья и проходу никому нет, это и в грубом, и в тонком виде; ни хищники, которые, подобно хищным зверям, рыщут по дорогам и заседают в тайных, чтоб напасть на кого и ограбить – разбойники; сюда же относятся и те, которые опустошают карманы, и те, которые насильно удерживают плату какую-нибудь. Два рода перечислено грехов – похоти плотской в самых срамных видах, и любостяжания со всеми неправдами. Из грехов раздражения и гневливости только один – досадительство, которое, впрочем, может исходить и от безгневной охоты досадовать другим.

Все такие царствия Божия не наследят. И в добром обществе такие нетерпимы, не только в пресветлом и пречистом царствии Божием. Выставляет же сие Апостол, вероятно потому, что многие из веровавших коринфян принадлежали к низшему классу и прежде были опутаны дурными привычками. Опыт кровосмесника показал, что возможны и в других ниспадения к прежним делам. Почему и пишет ко всей Церкви: изгонять таких из христианского общества, а тех, которые могли подвергнуться падениям вновь, устрашает геенною. Ибо ничто столько не сильно отрезвить и отвратить от приманок привычного греха, как сознание опасности потерять царствие и восприятие в чувство страха попасть в геенну. Что действительно цель у Апостола та, чтобы предотвратить, видно из того, что он говорит вслед за сим:

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *