Целибат

Целибатом называют религиозный обет безбрачия, принятый в католицизме, протестантизме и православии. В последнем случае он носит избирательный характер. Не женятся монахи, потому что их послушание подразумевает полный отказ от всех мирских удовольствий и забот. Православные священники имеют право — и это даже желательно — вступать в брак.

По заведенному с VII века порядку батюшка должен быть женат еще до принятия сана. Это положение было учреждено VI Вселенским Собором. Православный священник может заключить брак, но он должен быть нерушим (разводы не допускаются) и сожительство с супругой должно происходить по заведенному церковью порядку.

Половые контакты между мужем и женой допускаются только в определенные дни, не в праздники, и в них не должно быть излишеств. Учредившие это правило отцы церкви руководствовались положением из Евангелия. В нем говорится, что законный брак священен и супружеское ложе не является скверным (Евр. 13:4). Таким образом православные отцы и получили «добро» на ведение обычной человеческой жизни при единовременном служении Господу.

Целибат в раннем христианстве

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 июня 2013 года.

Считается, что обет безбрачия как таковой был распространён в Церкви, как на Западе, так и на Востоке, хотя документов об этом дошло немного. Апостол Павел писал, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше:

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене… Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.1Кор. 7:32,37

Апостол Пётр и апостол Филипп были женаты. Относительно наличия жены у апостола Павла существуют различные версии (см. Апостол Павел). По мнению Климента Александрийского апостол Павел был женат:

Или они и с апостолами не посчитаются? У Петра и Филиппа были дети; Филипп выдал и дочерей своих замуж; Павел не стесняется в одном своем Послании приветствовать жену, которую он не брал с собой, чтобы не затруднять своё дело служения.

Климент оспаривает гностиков, все учителя которых — от Маркиона до Мани — видели в целибате непременное условие жизни христианина-гностика. По их суждениям, имеющий жен или мужей, или вступающий в половые связи вне брака, не может считаться полноправным членом христианской гностической церкви, хотя вправе посещать собрания гностиков и слушать там что-либо доброе.

Целибат для клириков был впервые закреплён в правилах Эльвирского собора (начало IV века), который предписывает за его нарушение епископов, пресвитеров, диаконов и иподиаконов навсегда отлучать от церковного общения и даже на смертном одре не давать им прощения (18-е правило).

Целибат в современном христианстве

В православии

В православии, впрочем, как и в восточнокатолических церквях, брак допускается, если его заключение предшествует посвящению в диаконский и священнический сан, поскольку в своём отношении к браку православие руководствуется, прежде всего, правилом VI Вселенского собора:

Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения. И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф. 19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4).

Практика же рукоположения безбрачного духовенства в Русской православной, в Российской ещё церкви, имеет своё конкретное начало в лице Александра Горского. Сподвиг его на этот совершенно новый тогда для Российской церкви шаг митрополит Филарет, написавший целый трактат о примерах целибатных рукоположений, которые были в Древней церкви и в позднейшей церковной истории.

Кандидатов во епископы избирают исключительно из числа монахов малой схимы. В Русской православной церкви, как и во многих других Поместных православных церквях, епископ не может быть немонахом, то есть во епископы рукополагают исключительно из числа архимандритов (высший сан монашествующих пресвитеров), но никак не из числа безбрачного или женатого белого (то есть не монашествующего) духовенства. Другими словами, из числа как безбрачных, так и женатых иереев, протоиереев и протопресвитеров во епископы не рукополагают. В виде исключения возможна архиерейская хиротония безбрачного или вдового белого священника, однако перед этим он должен быть пострижен в малую схиму и возведён в архимандриты.

В католицизме

Целибат католических священников был узаконен в Западной Церкви в эпоху папы Григория Великого (590—604), но утвердился де факто только к XI веку (в правление папы Григория VII) после Григорианских реформ. В Восточной Церкви целибат отверг Трулльский собор (691—692), не признанный католицизмом.

Обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан, начиная с диаконского.

Безбрачию духовенства посвящён отдельный пункт (п. 16) декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis».

Presbyterorum Ordinis, 16 (цитата)

Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры. Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своём святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду.

Однако безбрачие приличествует священству по многим соображениям. Ведь миссия священника целиком посвящена служению новому человечеству, которое Христос, Победитель смерти, пробуждает в этом мире Своим Духом и которое имеет свой источник «ни от крови, ни от хотения плоти, и ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). Соблюдая девственность или безбрачие ради Царства Небесного, Пресвитеры посвящают себя Христу в новом и возвышенном качестве, легче с нераздельным сердцем следуют Ему, свободнее посвящают себя в Нём и через Него на служение Богу и людям, успешнее служат Его Царству и делу благодатного нового рождения и таким образом оказываются способнее к принятию более широкого отцовства во Христе. Этим они свидетельствуют перед людьми, что хотят безраздельно посвятить себя порученному им служению, то есть обручать верных Единому Мужу и представить их Христу чистой девой, напоминая о таинственном брачном союзе, который основан Богом и в грядущие сроки явится во всей полноте — о том союзе, в силу которого Церковь имеет Единого Жениха: Христа. Наконец, они становятся живым знамением грядущего мира, уже присутствующего через веру и любовь, в котором чада воскресения не будут ни жениться, ни выходить замуж.

Этими соображениями, основанными на тайне Христа и Его посланничества, безбрачие, которое прежде лишь рекомендовалось священникам, было впоследствии в Латинской Церкви предписано законом всем, кого возводят в священный сан. Сей Святейший Собор вновь одобряет и подтверждает это законодательство в отношении предназначаемых к Пресвитерату. Уповая на Дух, он верит, что дар безбрачия, столь подобающий священству Нового Завета, щедро даруется Отцом, если те, кто участвует в священстве Христа через таинство рукоположения, а также вся Церковь в целом, будут смиренно и настойчиво просить об этом. Священный Собор призывает также всех Пресвитеров, которые свободно и добровольно, уповая на благодать Божию, приняли святое безбрачие по примеру Христа, к тому, чтобы, всей душой и всем сердцем держась этого состояния и верно в нём пребывая, они признавали его преславным даром, который был дан им Отцом и так явно превозносится Господом, а также памятовать о великих тайнах, знаменуемых и осуществляемых в нём. И чем более в современном мире совершенное воздержание считается многим людьми невозможным, тем с бо́льшим смирением и постоянством Пресвитеры вместе с Церковью будут испрашивать благодать верности, в которой никогда не отказывается просящим о ней, употребляя одновременно сверхъестественные и естественные средства, имеющиеся в распоряжении у всех. Они должны прежде всего следовать тем аскетическим правилам, которые утверждены опытом Церкви и не менее необходимы в современном мире. Итак, сей Святейший Собор призывает не только священников, но и всех верных дорожить этим драгоценным даром безбрачия священников и просить Бога, чтобы Он всегда изобильно наделял этим даром Свою Церковь.

В «Кратких Краковских анналах» (ANNALES CRACOVIENSES BREVES) содержится следующая запись: «1197. В Польшу пришёл кардинал Пётр Второй, который постановил заключать браки перед лицом церкви и запретил священникам иметь жён».

В латинском обряде Римско-Католической Церкви целибат распространяется на епископов и священников, а также большинство диаконов. В малые чины (ordines minores) теоретически могли посвящаться женатые мужчины, или же клирики, посвящённые в них, могли жениться, но поскольку на протяжении многих веков эти степени церковнослужения рассматривались лишь как ступени к священству, на практике этого не происходило. Обещание жить в целибате клирики приносили при посвящении в сан субдиакона.

Папа Павел VI (1897—1978) упразднил малые чины (они сохранились только у традиционалистов), заменив их служениями аколита и чтеца, не связанными со статусом клирика. Он также вновь ввёл исчезнувший в Средневековье институт постоянных диаконов (то есть диаконов, не собирающихся становиться священниками), в числе которых могут быть женатые мужчины старше 25 лет (во многих странах этот возраст увеличен местным церковным законодательством).

В виде исключения в латинском обряде Католической церкви рукополагаются в священный сан женатые мужчины, обратившиеся из англиканства и других ветвей протестантизма, где они выполняли роль клириков, пасторов и т. п. (Католическая Церковь не признаёт действительности их священства, однако они могут принять рукоположение).

Обязательный целибат не распространяется на клир Восточнокатолических церквей, в том числе греко-католиков. Восточнокатолические священники руководствуются своим собственным каноническим правом (см. Кодекс канонов Восточных церквей) и имеют право состоять в браке, если он был заключён до принятия клириком священного сана.

Обязательность целибата в настоящий момент — предмет активных дискуссий. В США и в Западной Европе некоторые католики склоняются к одобрению отмены обязательного целибата для «белого» (немонашествующего) духовенства латинского обряда. Папа Иоанн Павел II решительно высказывался против проведения реформы.

В одной только Италии за последние несколько лет ради и из-за женитьбы лишились сана, по разным данным, от шести тысяч до нескольких десятков тысяч священников.

В протестантизме

Англикане и практически все протестанты отдают предпочтение женатым священникам.

Целибат в других религиях

  • В Древнем Риме обет безбрачия давали служительницы культа Весты. Нарушительниц обета закапывали в землю живьём.
  • В индуизме целибат может принимать форму временного или пожизненного отказа от секса ради духовного самоосознания и получения трансцендентного знания.
  • В буддизме монахами даются обеты безбрачия ради духовного роста и самопознания.
  • В иудаизме отрицательное отношение к безбрачию основывается прежде всего на прямом библейском предписании плодиться и размножаться (Быт. 1:28). Безбрачие несовместимо также с еврейской концепцией, по которой мужчина, если он не женат, рассматривался лишь как половина человеческого существа. Иудаизм не только не видит в безбрачии средство для достижения святости, но, наоборот, считает безбрачие помехой личному совершенствованию. Это ярко иллюстрирует термин киддушин (освящение), употребляемый для обозначения церемонии обручения как первого шага к вступлению в брак, а также библейское указание на то, что первосвященник должен быть женат (Лев. 21:13). Неженатые люди не допускались к некоторым общественным и религиозным должностям, например, судей по тяжким уголовным преступлениям (Санх. 36б). Еврейские моралисты защищали строгий самоконтроль, а иногда даже известную степень аскетизма, но не поощряли безбрачия или какой-либо формы монашества. Представление о том, что в браке есть нечто аморальное, было опровергнуто Нахманидом ещё в 13 в. в специальном трактате, посвящённом этой теме. Традиционный еврейский взгляд на брак нашёл своё наиболее отчётливое выражение в следующем положении Шулхан аруха: «Каждый человек обязан жениться, чтобы выполнить свой долг продолжения рода, и всякий, кто не участвует в продолжении рода, как бы проливает кровь, умаляет Божий образ и принуждает Шхину покидать Израиль» (ЭхЭ. 1:1). Традиция предоставляет религиозному суду право принуждать к женитьбе неженатого мужчину после того, как ему исполнилось двадцать лет. Однако с конца средних веков такое принуждение не практиковалось.

> См. также

  • Скопцы
  • Шейкеры
  • Клятвенная девственница
  • Сублимация (психология)

Целибат – что это?

Целибат – это принятый по религиозным соображениям обязательный обет безбрачия. Термин произошел от латинского слова caelibatus, что значит «неженатый». Подобные клятвы существуют с языческих времен и распространены по всему миру.

  1. Буддистские монахи отказываются от создания семья ради духовного роста.
  2. В индуизме обет принимает постоянную или временную форму отказа от секса.
  3. Даже древнеримские жрицы богини Весты принимали обеты безбрачия.
  4. Все католики за исключением дьяконов, обязаны быть неженатыми.
  5. Православными епископами могут стать лишь монахи и безбрачные священники.

Целибат для мужчин

По личным причинам или религиозным соображениям мужчина может оставаться холостяком и добровольно вести асексуальный образ жизни. Не обязательно иметь для этого сан священника – принять обет безбрачия может любой, руководствуясь собственным мнением о «правильности» жизни. Целибат для мужчин – это отказ от всех плотских утех, гарантия сохранения энергии организма и (если в деле замешана религия) возможность быть ближе к господу, не ставя на пути к нему семью.

Целибат для женщин

Представительницы слабого пола также могут посвятить себя воздержанию и вести чистую жизнь, жертвуя себя богу или любимому делу. В наше время некоторые европейки и многие индийские женщины добровольно отказываются выходить замуж. Они усмирили плоть, служат Богу и людям: читают лекции, преподают в школах, участвуют в религиозных конференциях и активно познают себя, медитируя и ведя духовные дневники. Важно не подменять понятия, ведь женщина, которая соблюдает целибат, не просто отказывается от бытового рабства и подчинения мужчине. Она находит гармонию в своем состоянии.

Целибат – польза и вред

Отношение к обету безбрачия во всем мире разное, менялось оно и на протяжении веков. И сегодня находятся сторонники и противники «холостяцкой системы». Католические священники обязаны соблюдать строгий целибат, но в последнее время этот вопрос активно поднимается, так как прихожане утверждают: принудительное воздержание негативно сказывается на работе священнослужителей. Православный целибат более лоялен, но и здесь могут быть разные толкования.

Польза целибата

Целибат – необходимое условие духовного роста. Священники ближе к богу, чем люди, живущие «в миру». Они отгораживают себя от всех благ, желаний, радостей и не ставят никого (ни жену, ни детей) между собой и Господом. Что дает целибат священникам? Время на себя, на молитвы и размышления о высшей сущности. Если рассматривать понятие, как половое воздержание, можно и найти плюсы:

  1. В этом смысле целибат является гарантией сохранения внутренней энергии человека, клеток тела и мозга.
  2. В доказательство того, что удержание семени благотворно действует на ум, приводят таких великих мыслителей, как Платон, Аристотель, Пифагор, Леонардо да Винчи, Ньютон, Бетховен и др. Они вели жизнь воздержания.
  3. Логично избегать беспорядочных половых связей не только в молодости, но и в зрелости. Это сохранит здоровье и моральный облик человека вне зависимости от пола.

Целибат – вред

Ошибочно полагать, что связь между мужчиной и женщиной осуждают все мировые религии. Негативно относится к обету безбрачия иудаизм, ведь еще в Библии прописано – людям надо «плодиться и размножаться». Англикане и большинство протестантов тоже отдают предпочтение женатым священнослужителям. Главный довод, который приводят люди, не приемлющие целибат: что это такое учение, которое противоречит естественным функциям, потребностями человека. Есть и другие минусы:

  1. Отсутствие интимной жизни может привести к заболеваниям половой сферы: простатиту, атрофии мышц таза, раку и пр.
  2. За неимением физической и психологической разрядки становится причиной комплексов, скрытых желаний. Иногда они выливаются в совершение преступлений.
  3. Блюсти целибат могут лишь люди, готовые к этому. Необходимо смирение и собственное волевое решение.
  4. Неправильно растолковывая учение, некоторые священники видят греховной связь с женщиной и становятся мужеложцами. Известно много случаев, когда католические священнослужители совращали детей, лишь бы подавить свое желание.
  5. Некоторые замещают секс мастурбацией, а это тоже грех.

О практике целибата в Русской Церкви

(4 голоса: 4.8 из 5)

протоиерей Максим Козлов

Мы приглашаем наших авторов и читателей к обсуждению опубликованных документов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и начинаем это обсуждение статьей настоятеля храма святой мученицы Татианы об истории и современной практике рукоположения безбрачного духовенства в Русской Церкви.

Практика целибата в Русской Православной, в Российской еще Церкви, имеет свое конкретное начало. Это начало связано с очень светлой личностью в истории нашего духовного образования и, можно сказать, в истории подвижничества и благочестия нашей церкви. Это Александр Васильевич Горский, многодесятилетний профессор и многолетний ректор Московской Духовной Академии, любимец святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Собственно, святителем Филаретом Александр Васильевич, девственник от чрева матери своея и человек, не желавший по своим соображениям принимать монашество, был подвигнут святителем Филаретом к тому, чтобы писать прошение о целибатном рукоположении. В статусе мирянина он не имел возможности стать ректором духовной школы.

В обоснование этой совершенно новой тогда для Российской церкви практики митрополит Филарет написал целый трактат о примерах целибатных рукоположений, которые были в Древней Церкви и в позднейшей церковной истории. Этот трактат был подан святителем как докладная записка в Синод, сопровождающая прошение о рукоположении Горского в целибате и о назначении его ректором. Этот трактат был опубликован потом, в частности, в издании Московской Духовной Академии с названием «Прибавления к творениям святых отцов и учителей Церкви». Собственно, до революции других известных примеров целибатных рукоположений нет.

После революции, даже точнее, после первых десятилетий советской власти, когда в 40-е годы стали возможны новые рукоположения духовенства — не единичные, а уже количественно приметные, достаточно массовые — встал вопрос о том, что многие из желавших рукополагаться имели канонические препятствия к тому, чтобы принимать сан, вступая в брак. Так сложилось по прожитым десятилетиям в условиях безбожной социалистической действительности. Многие находились в разводе, в том числе, между прочим, и потому, что их, как верующих, оставляли жены, которые от веры отошли или их убеждений не разделяли, или в силу других коллизий. И они жениться перед рукоположением не могли, а к монашеству либо призвания не имели, либо не могли пойти в монахи: в какой-то момент даже священником было проще оказаться, чем в монастыре. И вот тогда в достаточно приметном количестве была возобновлена практика целибатных рукоположений. В разной мере она теплилась и в последующие 50-е, 60-е, 70-е годы.

Новая довольно массовая волна пошла, когда возник новый всплеск по количеству хиротоний, в конце 80-х — начале 90-х годов, когда опять в Церковь пришли поколения желавших послужить ей, но до того имевших внешние препятствия от властей. Они в значительной части пришли с теми же проблемами: кто-то был разведен, кто-то имел другие причины, по которым в женатом состоянии рукополагаться не мог. Часть этих людей пошли путем принятия монашества и служения в монастырях, но определенная часть принимала и принимает сейчас сан как целибатные клирики.

Конечно, наверное, требуется особое внимательное рассуждение и духовника, и правящего архиерея о таких рукоположениях. На сегодня — вот уже в последние лет десять — не вполне становится понятным, почему человек, не имеющий призвания и решимости нести крест семейной жизни и при этом не имеющий призвания и решимости подъять на себя иеромонашество, считает себя пригодным на служение в этом среднем, «ни рыба ни мясо», состоянии. Он и как глава своей домашней церкви не может дать примера прихожанам и другим людям, и не имеет возможности разделить с людьми, которых он окормляет, общие радости и скорби семейного бытия. С другой стороны, не решается этот человек дать и другой пример — отречения от земных попечений. Иногда люди рукополагаются целибатно и принимают монашество потом. Если этот человек уходит в монастырь — понятно, что почему-то он не имел такого стремления первоначально и как-то дорос до него. А если он таким образом легче становится игуменом или архимандритом, то не очень понятно, что это за путь такой к монашеству: без послушания, без прохождения первоначальных его ступеней, когда сначала нужно в коровнике поубираться или кирпичики покласть. Хорош будет тот архимандрит, который сам никогда прежде послушником не был, сам не знает, что такое послушание.

Поэтому с целибатным духовенством возникают у меня вопросы, и я знаю, что у многих людей они возникают. Знаю вполне добрых, искренних, хороших целибатных батюшек, но не вполне понимаю, почему хиротонии таких людей продолжаются в те новейшие 5–10 лет, когда резоны, которые были в предыдущие десятилетия, как кажется, почти все уже отпали.

В последние два десятилетия, к сожалению, случалось, что при общей нехватке духовенства семинарист или просто молодой благочестивый человек, желавший священства, но затруднявшийся с поиском супруги, в двадцать лет целибатным образом принимал сан и отправлялся служить на приход. Это более чем соблазнительно, и — конечно, возрастная планка для такого рукоположения должна быть не ниже, чем для монашеского пострига. В монашеском постриге, кроме выпускников духовной школы, она определена в 30 лет, и для целибата я бы поставил не меньше 30 лет для священнической хиротонии. Как человек понесет это воздержание в ситуации приходской жизни, что труднее, чем в монастыре, как он останется бесстрастным, — представить могу с трудом.

Проблема сегодня усугубляется тем, что наши будущие пастыри — в основном из тех поколений, которые пришли в семинарию сразу после школы, а в лучшем случае после среднего специального или высшего учебного заведения или после вооруженных сил. То есть в каких-то ситуациях это может быть человек 21, 23-х лет, или 24–26-ти лет. Не все в этом возрасте, в особенности в первой возрастной категории, готовы и к созданию семьи, и тем более к ответственному исполнению пастырских душепопечительных обязанностей. Проблема состоит в том, что у нас нет на сегодня общецерковного решения о том, как быть с этими выпускниками духовных школ, которые и учились хорошо, и мальчики хорошие, но и жену он будущую себе еще не нашел, и к монашеству не имеет призвания, и осознанного желания целибата в 22 года у него нет.

Понятна скорбь архиереев, которые учили-учили, вкладывали-вкладывали деньги в эти семинарии, в этих семинаристов, а там из всего курса 2–3 человека готовы сан принять, а мест священнических столько свободных. Архиерей в скорби: что же я их всех учу, если потом все равно приходится неизвестно кого, приходящих из соседних епархий, с непонятно какой репутацией принимать и с риском для приходов назначать. Но понятно и то, что, наверное, правильно идти не путем настояния: вот тебе полгода, решай — в монахи, в целибаты или женись, а если не решишь, то будет тебе анафема маранафа, будешь мне яко язычник и мытарь. Вероятно, нужно найти некую возможность их инкорпорирования в те или иные церковные структуры для полезного церковного труда, связанного ли со священнослужением, с работой в тех или иных церковных институциях, которые бы дали им возможность и жизненно определиться, встать на ноги, и повзрослеть немного для будущего священнослужения.

16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

Пояснительная записка к проекту

Канонический материал по вопросу критериев хиротонии не состоящих в монашестве безбрачных лиц даёт следующие основные нормы:

  • принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в Ап., 5; Анкир., 10; Карф., 20);
  • признание обязательности целибата для кандидата в клир не отвечающим древним каноническим правилам Церкви (Трул., 13);
  • запрет на изменение безбрачного статуса после хиротонии (Ап., 26; Неокес., 1; Трул., 6);
  • запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии (I Вс., 3).

Члены комиссии обсудили вопросы о возрастном и образовательном цензе для рукоположения в безбрачном состоянии, о порядке принятия решения о рукоположении лица в безбрачном состоянии. Было принято к сведению решение Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., «в изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Данное решение было затем подтверждено постановлением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста (от 2 января 1931 года, No. 2)».

В ходе обсуждения проекта документа было указано, что основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни.

«О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве»

  1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.
  2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста. Таковые лица должны обладать достаточным жизненным и духовным опытом.
  3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское или академическое образование. В том случае, если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем двухлетнюю практику (с полной нагрузкой) в качестве церковнослужителя при кафедральном соборе, многоштатном городском приходе или епархиальном монастыре, под руководством опытного священнослужителя.
  4. Хиротонию безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать лишь после изучения кандидатуры епархиальным советом, на основании письменного обоснованного прошения кандидата на священный сан, встречи с ним и письменной рекомендации его духовника, а также ректора духовной школы, где обучался кандидат, либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику.
  5. Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии и без принятия при этом монашеских обетов, включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.

Целибат: возможна ли жизнь без секса?

Копірайт зображення Getty

После очередного секс-скандала, в котором оказался замешан один из католических священников высокого ранга, общество вновь заговорило о целибате. Насколько реально для человека постоянно воздерживаться от удовлетворения половых потребностей?

Целибат — от латинского слова «неженатый» — не тождественно воздержанию.

В точном смысле слова — это состояние, когда человек обходится без секса всю жизнь.

Возержание может быть временным. Кроме того, можно воздерживаться от секса, находясь в отношениях. Зато настоящий целибат — это отсутствие и половой жизни, и партнера. Хотя многие употребляет это слово в более мягком смысле.

Эта тема снова вернулась на страницы британских газет после того, как кардинал Кейт О’Брайен, обвиненный в «непристойном поведении», признал, что вел «половую жизнь», что шло вразрез с его саном.

Как священнослужитель он должен воздерживаться от секса и полностью посвятить себя Богу и своей пастве. Кстати, того же ждут и от буддистских монахов. В обеих религиях запрет распространяется также и на мастурбацию.

Нерелигиозным людям трудно понять это требование.

Все католические священнослужители — мужчины, и хотя некоторые женщины, преимущественно монахини, также дают обет безбрачия, предметом дискуссий является именно мужской целибат.

Возможен ли вообще целибат в строгом смысле?

Тестостерон заставляет мужчин хотеть секса, говорит Джон Васс, профессор-эндокринолог из Оксфордского университета. У женщин эта потребность выражена в меньшей степени из-за того, что тестостерон у них сбалансирован эстрогеном. «Поэтому я бы назвал целибат абсолютно ненормальным состоянием», — говорит профессор.

Около 80-90% мужчин мастурбируют, утверждает он, и священники, скорее всего, не исключение.

Данные исследований доказывают: мужчины, которые эякулируют чаще, менее подвержены заболеванию раком простаты. Следовательно, «целибат — не очень здоровая практика», — заключает Васс.

Многие на чисто физическом уровне не могут себе представить, как можно провести всю жизнь без секса.

Копірайт зображення BBC World Service Image caption Буддистские монахи должны соблюдать целибат

Джимми О’Брайен, который отказался от сана, чтобы жениться, вспоминает, как трудно было молодым священникам: «Приходилось бороться со своими влечениями. Для многих это была ежедневная битва, другим воздержание давалось легче».

Впрочем, физические желания можно преодолеть силой разума, утверждает буддист Вишвапани, ведущий Radio 4, например, посредством медитации: «Некоторые люди вполне успешно это практикуют. Иногда это требует определенных усилий. Но я не верю, что человек биологически не способен воздерживаться».

Отец Стивен Ванг, декан семинарии Аллен Холл, говорит, что большинство священников выдерживают целибат. «Это возможно, если человек имеет внутреннюю силу и веру, а также поддержку извне». Он сравнивает это с соблюдением супружеской верности.

Мастурбация — не выход для тех, кто дал обет, говорит Ванг. «Для каждого христианина мастурбация, секс до брака или вне брака — это грех. Католикам запрещено мастурбировать, потому что это делает человека эгоистичным, погруженным в себя и мешает ему впустить в свое сердце других людей».

Конечно, миллионы христиан с позицией отца Ванга бы не согласились.

Целибат трудно соблюдать не только из-за биологии, говорит Джимми О’Брайен. Он вспоминает, что когда был священником, женщины порой воспринимали его как «запретный плод» или «вызов». Но самым тяжелым для него было не иметь рядом близкого человека.

«Мы всего лишь люди, — говорит он, — и иногда чувствуем себя одинокими. Большинству хочется разделить жизнь с кем-то».

Западное общество придает поиску романтического партнера огромную важность. И пожертвовать этим — значит отказаться от чего-то очень важного.

«Ты теряешь возможность жить с человеком, которому доверяешь в главных вещах», — говорит Вишвапани. Он также женат, потому что хотел иметь такого человека в своей жизни.

Современная жизнь слишком сексуализирована и индивидуалистична, говорит он. Люди прошлых веков либо женились, либо не имели половой жизни. Нам же доступно гораздо больше вариантов.

«В традиционном обществе одинокий человек просто не мог быть сексуально активным. Поэтому люди охотнее брали на себя роли, которые требовали воздержания, такие как роль священника». А сейчас количество людей на Западе, готовых дать обет безбрачия, радикально уменьшилось.

Многие католики, включая кардинала О’Брайена, призывали переосмыслить необходимость целибата.

Но для Вишвапани проблема не в самом этом явлении, а в требовании соблюдать его всю жизнь. «Проблемы возникают тогда, когда человек уже не может воздерживаться, но при этом не имеет никакой нравственной возможности удовлетворить свою сексуальность», — говорит он.

Кроме того, надо учитывать и то, почему некоторые люди выбирают целибат. В нетолерантных обществах геи могут становиться священниками, поскольку эта профессия позволяет спрятаться от секса.

Некоторые утверждают, что проблемы с целибатом начинаются тогда, когда он становится институционально закрепленным.

Не следует заставлять священников подавлять свои влечения или скрывать свою сексуальную жизнь, считает Элизабет Эбботт, автор труда «История целибата». «Уже тысячу лет мы видим, что это не работает. Целибат приводит к ужасным вещам», — говорит она.

По мнению Джимми О’Брайена, новый папа должен обязательно обратиться к вопросу целибата. Бывший священник женат уже 23 года и не сомневается, что сделал правильный выбор.

«Удовлетворив свою потребность в семье, я теперь могу больше давать Церкви, чем мог до этого», — говорит он.

Но отец Ванг утверждает, что люди просто неправильно понимают целибат. По его словам, такой обет позволяет священнику установить особые отношения с Богом и прихожанами.

«Это не угнетение. Целибат учит особой любви».

По его словам, воздерживаться должны не только священники, но и каждый, кто не состоит в браке. Кроме того, священник полностью отрицает связь между целибатом и скандалами, о которых часто пишут СМИ.

«Неправда, что целибат приводит к сексуальной дисфункции или домогательствам. К сожалению, сексуальные скандалы случаются в разных организациях, и в них замешаны женатые мужчины, не только те, кто придерживается целибата», — говорит он.

Целибат не является вопросом веры, добавляет доктор Сандра Белл, антрополог из Дургемского университета и автор труда «Целибат, культура и общество».

«Для католической церкви это просто один из законов. Если англиканец хочет перейти в католицизм, он не должен расставаться с женой, и это доказывает, что целибат не относится к области веры, это не религиозное убеждение».

Католический священник выбирает между саном и свадьбой

Целибат — обет безбрачия. У протестантов его вообще нет. У православных обет дают только монахи и высшие иерархи, а приходские батюшки продолжают свой род. И только у католиков целибат обязателен для всего клироса.

В Германии продолжается дискуссия об оправданности целибата — обета безбрачия. У католиков целибат обязателен для всего клироса. В теории. На практике ни для кого не секрет, что многие католические священнослужители живут со своими «экономками» или состоят в иных связях, а церковь и прихожане закрывают на это глаза. Другие не хотят жить по лжи. Они официально женятся, хотя знают, что это приведет к отречению от сана.

«И мы подумали: почему бы и нет?»

Йоханнес Венделер (Johannes Wendeler) 7 лет проработал приходским священником. До 36 лет соблюдал обет безбрачия. А потом познакомился с женщиной, которая впоследствии стала его супругой. Жена Йоханнеса Венделера Лидия Пьехотта (Lydia Piechotta) по профессии физиотерапевт. Йоханнес пришел к ней на прием после того, как сломал руку в автомобильной аварии. А потом поехали они как-то вместе на экскурсию в город Ксантен. И вот тут-то искра пробежала и они решили: а почему бы и нет?

Целый год они встречались тайком, прятались от людей. Потом положение стало невыносимым. Ну, например, для каждого человека, когда он счастлив, естественно — поделиться радостью с другими людьми, с друзьями. Но нет, им приходилось прятать счастливую улыбку. Даже пойти вместе погулять было нельзя: тут же досужие кумушки начинали распускать сплетни.

Бесчестный человек

Набрался Йоханнес Венделер духа, да и отправился с покаянием к архиепископу, кельнскому кардиналу Йоахиму Майсснеру (Joachim Kardinal Meissner). Повинную голову и меч не сечет. На деле вышло даже хуже, чем он себе представлял. Архиепископ его не пощадил. Он даже сказал, что надо бы и будущую жену против Йоханнеса предостеречь, он, мол, доказал, что не может слово держать, что он человек бесчестный.

Рукоположение в сан

В тот же день Йоханнеса Венделера лишили сана. Его история далеко не редкость. В мире сегодня около полумиллиона католических священнослужителей. И около 100 тысяч лишились сана и приходов — большинство из-за нарушений обета безбрачия. В Германии есть даже объединение бывших католических священников и их жен. Его председатель Клаус Шиффген (Claus Schiffgen) и сам был католическим священником. Но устал кривить душой. Он считает, что безбрачие не делает человека лучше, не улучшает его жизнь и его дух. Напротив, это мучение.

Подарки судьбы нельзя выбрасывать

А для Йоханнеса Венделера лишение сана стало жестоким ударом. Ведь служение было для него не профессией, а призванием. Зато закончилась недостойная игра в прятки, постоянные угрызения совести. Его жена утешает, повторяет, что ведь они друг друга не искали, но все равно нашли. У каждого была своя жизнь, свои интересы, и все равно они встретились. И раз уж Бог или судьба послали им такой подарок, то нельзя же от него отказываться, выбрасывать его — вот это был бы настоящий грех.

Моника Диттрих / Александр Варкентин
Редактор: Андрей Кобяков

Целибат у священников-католиков

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат — не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962—1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин — это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника — нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *