Целомудрия

Целомудренность В древнем Риме весталки строго хранили девственность, иначе наказывались смертью.

Де́вственность — физиологическое состояние женского организма до момента дефлорации. Характеризуется наличием девственной плевы́.

У мужчин нет чётких признаков девственности. Термин «девственник» употребляется применительно к мужчинам, не имевшим сексуального опыта.

Традиционно, девственницами и девственниками называют людей, не практиковавших сексуальные контакты с проникновением. В некоторых обществах уважается и ценится статус девственницы, особенно в отношении взглядов на сексуальное поведение до свадьбы.

В большинстве культур женщин не считают девственницами, если они подверглись насильственному сексуальному контакту, однако некоторые общности не признают данного мнения.

Физиология

Девственная плева (или гимен) представляет собой часть вульвы, а именно мембрану, которая частично преграждает вход во влагалище — и которая, как правило, разрывается, когда женщина впервые вступает в сексуальный контакт. Гимены различаются по толщине, форме и эластичности. Присутствие неповреждённой мембраны часто рассматривается как физическое свидетельство девственности в широком смысле. Отсутствие таковой, однако, не обязательно означает опыт сексуального контакта, так как гимен может как отсутствовать при рождении, так и оставаться, не повреждаясь при сексуальном проникновении.

Кроме того, гимен может быть повреждён до того, как женщина вступает в сексуальный контакт — например, при физических упражнениях. В редких случаях гимен не имеет отверстий и менструальная кровь не имеет выхода. В таких случаях необходимо хирургическое вмешательство для сохранения здоровья женщины.

Девственность в культуре

Во многих культурах сохранение девственности (то есть целостности девственной плевы) до вступления в брак считалось необходимым условием. Это, однако, не исключало возможности других форм сексуального контакта.

Женская девственность в некоторых культурах тесно переплетается с персональной или даже семейной честью. Ранее в некоторых культурах (особенно христианство, ислам, иудаизм, как и индуизм и прочии индийские религии) присутствовала глубокая вера в то, что потеря девственности до свадьбы является постыдной.

В некоторых культурах (например, Банту в Южной Африке), проверка на девственность является обычаем. Это, как правило, означает проверку на девственность, совершаемую старшей женщиной. Аналогичная проверка, совершаемая монахиней в отношении главной героини, является одной из ключевых сцен художественного фильма Люка Бессона о Жанне д’Арк.

Традиционно в западных свадебных церемониях носится вуаль, как символ девственности невесты. Есть распространённое заблуждение, что белое платье символизирует девственность, однако, некоторые женщины выбирают белое одеяние, несмотря на то, что не являются девственницами, в том числе выходящие замуж повторно.

Некоторые элементы современной (в особенности западной) культуры больше не рассматривают добрачную девственность как достоинство, и могут намекать на неё пренебрежительно. Всё более частое среди молодёжи мнение, что девственность не является достоинством, стало поводом для множественных дебатов, особенно относящихся к сексуальности молодёжи. Девственность после некоторого возраста даже рассматривается некоторыми как негативное явление, предполагающее, что человек непривлекателен и сексуально незрел.

Философ Бертран Рассел, в своей книге «Почему я не христианин» утверждал, что избегать сексуальных отношений наивно и глупо, и что в долгосрочной перспективе это приводит к гораздо большему несчастью, чем в случае, если сексуальная активность присутствует. Это основывается на идее, что тот, кто глух к сексуальному желанию и удовлетворению, не сможет отличить сильную страсть от того, что называется чувством близости, и поэтому может сделать неудачный выбор партнёра, основываясь на заблуждении — ошибке, которую бы не сделал знающий это различие.

В древнегреческой мифологии и ряде религий девственность считается признаком особой духовной чистоты, целомудрия. Девственница (греч. parthénos) — один из эпитетов богини Афины, отсюда и название храма в её честь — Парфенон.

Потеря девственности

Потеря девственности, как первый сексуальный опыт, обыкновенно рассматривается как важное жизненное событие. Оно освещается во многих молодёжных фильмах. Потеря девственности может рассматриваться как веха, которой можно гордиться, либо же как ошибка, которой можно стыдиться (особенно, если она произошла при потере контроля над собой), в зависимости от культурного восприятия. Исторически, это восприятие испытывало сильное влияние гендерных ролей. К примеру, для мужчины потеря девственности чаще ассоциировалась с гордостью, а для женщины — чаще со стыдом. (См. двойные стандарты.) Тем не менее, в последние годы влияние гендерных ролей ослабло, и теперь гораздо более часто потеря девственности ассоциируется женщиной с гордостью.

Партнёр при потере девственности иногда в просторечии называется «отнимающим» девственность девственного партнёра. В некоторых местах такой оборот используется только если партнёр не девственен, однако в других девственность партнёра абсолютно не имеет значения.

Медицинский термин «дефлорация» означает событие потери девственности.

В современной западной культуре девственность воспринимается достаточно негативно, как аргумент в пользу никчемности человека. Поэтому многие тинейджеры стремятся «потерять девственность» как можно быстрее. Человек, который сохранил девственность к совершеннолетию, может стать объектом посмешища. В большей степени это относится к мужчинам.

Искусственное восстановление девственности

Современная пластическая хирургия предлагает способы восстановления девственной плевы (гименопластика).

Поздняя девственность

С точки зрения медицины, способность совершать половой акт появляется у девочек в 10—13 лет, а наиболее благоприятным с морфофункциональной точки зрения для потери девственности является возраст 15—19 лет, что связано с началом перерождения ткани девственной плевы в возрасте 20—22 лет, ввиду чего более поздняя дефлорация может быть осложнена.

Личность женщин, сохраняющих девственность в возрасте 22 лет и старше имеет определённые особенности. В частности, для двух третей из них характерно пуританское мировоззрение: отрицательное отношение к добрачным и внебрачным половым связям, порнографии, нудизму; достаточно часто они не употребляют алкоголь и не курят.

Поздняя девственность не обязательно связана с асексуальностью. Лишь десятая часть девственниц не испытывает сексуальных потребностей; у остальных они проявляются в какой-либо форме, примерно половина девственниц испытывали ощущения, связанные с оргазмом, в том числе во время мастурбации. 8 % девственниц являются таковыми лишь чисто анатомически, поскольку практикуют сексуальные контакты разного рода: оральные, анальные, изредка даже зоофильные.

Оценка психологического профиля девственниц по шкалам сексуальной норме: девственницы более ригидны (менее способны к изменению сложившихся взглядов на жизнь) и пессимистичны, у них повышена тревожность, а высокий уровень интроверсии способствует накоплению негативных переживаний; в совокупности всё перечисленное может являться предпосылкой для развития патологических изменений психики. Интересно также отметить, что показатели девственниц весьма близки к показателям лиц с сексуальными девиациями и диагностированными парафилиями.

В числе причин поздней девственности, помимо пуританского воспитания, называется сексуальное насилие в детском и подростковом возрасте (у 15,5 % девственниц в биографии присутствует покушение на изнасилование в возрасте 15—19 лет, а 9 % подвергались развратным действиям в более раннем возрасте).

Кроме того возможно влияние осознаваемых и неосознаваемых гомосексуальных влечений, подавляемых в рамках пуританской культуры: 18,5 % девственниц имеют осознанные гомоэротические влечения.

Таким образом, поздняя девственность не рассматривается сексологами как нормальное явление, поскольку связана с регрессивными изменениями половых органов и риском развития расстройств психики. Однако необходимо отметить, что указанные данные носят статистический, обобщённый характер; у конкретной личности данные отклонения в некоторых случаях могут и не наблюдаться.

Мифология

Девственность часто рассматривалась как добродетельная чистота и физическое самообладание и являлась важным качеством некоторых мифических персонажей, таких как древнегреческие богини Афина, Артемида и Гестия . Весталки были строго воздерживающимися жрицами богини Весты.

Христианство

Консерваторы считают, что Новый Завет христианской Библии запрещает добрачный секс в любом виде. Дева Мария — очень важная священная фигура в Новом Завете, родившая Иисуса при непорочном зачатии. Согласно православной догматике, потеря невинности до вступления в законный брак или оскорбление чужой чести есть одно из самых ужасных нравственных и церковно-канонических преступлений, которые по своим субъективно-психологическим последствиям можно сравнить с изгнанием человека из первозданного рая. По существу, потеря чести (целомудрия) страшнее, чем потеря жизни, ибо бесчестье, как правило, предполагает духовную смерть. Даже суицид во имя сохранения целомудрия рассматривается как грех того, кто стал его причиной, но не ставится в вину тому человеку, который к нему прибег.

Ислам

Ислам строго предписывает, что секс может иметь место только в браке. Цитаты, подобные «Никогда даже не думай о прелюбодеянии» (Аль-Исра, 17:32), завещают это. Несмотря на это, людям, не являющимся девственниками, всё же дозволено вступать в брак друг с другом. По исламскому праву, половые связи до законного брака являются преступлением категории хадд, то есть одними из самым тяжких. Убийство, например, относится к категории кисас, не столь тяжкой и не всегда предполагающей смертную казнь.

Иудаизм

Одним из фундаментальных аспектов иудейской традиции является огромное значение, придаваемое девственности. Упоминание появляется уже́ в Книге Бытия, строфе о встрече Елизара с Ребеккой: «Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж» (Книга Бытия, 24:16), и проходит красной нитью через Библию, особенно в отношении помолвки, свадьбы и развода. Мужчине предписывается жениться на девушке, но не на женщине (Левит 21 : 7, 21 : 13-14). Если же мужчина вне законного брака отобрал у необручённой девушки девственность, то он обязан на ней жениться и жить только с ней единственной без права на развод (Исход 22 : 16-17, Второзаконие 22 : 28-29). В целом же, отношение к девству описывается в 22 главе Второзакония.

Однако на практике иудаизм весьма терпим к сексуальным отношениям. Секс не рассматривается как грязный или нежелательный — фактически, секс в браке предписывается Торой. Более либеральные направления (реконструктивистский, реформистский и консервативный иудаизм) относительно открыты к добрачному сексу.

Переносное значение

В переносном значении слово «девственность» может означать «неосведомлённость» или «стеснительность» в общем смысле, то есть не обязательно связанных с половыми отношениями. Так, в романе Дэна Брауна «Код да Винчи» персонаж по имени Лью Тибинг называет «девственницей Грааля» героиню, не имеющую полного представления о комплексе легенд, связанных со Святым Граалем. В цикле романов «Skyway» Джона де Ченси (John DeChancie) одна из героинь говорит о «девственных ушках», подразумевая неприязнь к крепким речевым выражениям.

См. также

  • Целибат
  • Дева Мария
  • Промискуитет
  • Елизавета I (королева Англии), известная как королева-девственница
  • Виргинские острова (названы так в честь Святой Урсулы и 11 000 девственниц)

Внешние ссылки

  • Девственность в культурах народов мира

Примечания

Что такое целомудрие? Какое значение оно имеет как в мирской, так и в церковной трактовке? Об этом Вы узнаете из статьи Александра Ильяшенко.

Целомудрие

Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Галатам 3.28). Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит — рублем подарит». Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3;3,4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред Самим Господом Богом!

О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении «Жди меня и я вернусь». Приведем его заключительную строфу:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту — дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой.

Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутнозеленого цвета.

Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке — капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязую воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

Одна девушка рассказывала, что у ее молодого человека умерла мама, он остался один и в течение трех лет у него никого не было. «Представляете, целых три года его никто не жалел!» Вот она его и пожалела, не задумываясь о том, что она — не первая, кого он берет на жалость, да и не последняя. Женская природа расположена к состраданию и жалости. Слава Богу! Конечно, стремление реализовать себя, создав семью, став женой и матерью, в сильной степени присуще женской душе, но нельзя же бежать вдогонку за своей природой. Поэтому любители полакомиться «клубничкой» имеют возможность получить желаемое без всяких усилий: не вступая в брак, не принимая на себя никаких обязательств, не неся никакой ответственности. Установить с молоденькой женщиной на какое-то время близкие отношения, а потом бросить ее, пусть она одна воспитывает своего ребенка! Тем не менее, многие девушки надеются на то, что «он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне». Но если такое желанное лакомство становится доступным, то отказаться от него может только либо дурак, либо благородный человек. Но дураков нет, а благородных людей мало.

Утрата христианских идеалов чистоты, целомудрия, верности началась уже давно, несколько веков назад. Еще У. Шекспир писал:

«И добродетель в этот жирный век
Должна просить прощенья у порока».
(Гамлет).

И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница «заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: «Эх! И ты такая же! Все вы такие!”

Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным предавлениям, тут нет ничего особенного: «все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь — самообман, далеко не все так живут и так поступают.

Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: «Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как «честь”, и тем более «женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

Думая, что встретила любящего человека, она обманулась, и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, которую он якобы испытывал, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Просто он ею воспользовался для удовлетворения своей похоти и своего мужского самолюбия. Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама — неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

В современный разговорный язык прочно вошло слово «пользователь”. Говорить о том, что данный человек — пользователь, например, компьютера, значит говорить о его профессиональной принадлежности, а если он пользователь женской красоты и неопытности, то — о безнравственности, более того, — о подлости.

Но и восклицание этого молодого человека — свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил. Об этом свидетельствует жизненный опыт многих и многих знаменитых и мало кому известных людей.

Подчас приходится сталкиваться с ситуациями, по-видимому совершенно безнадежными. В церковь приходят самые разные люди и нередко совершенно случайно. Девушка попросила подвезти ее и, узнав, что водитель едет в храм, пошла вместе с ним. Ожидая, пока священник освободится, расплакалась, а потом крепко заснула. Оказывается, она потеряла работу, а вместе с ней и жилье, поскольку нет денег, чтобы его оплачивать, и уже неделю нигде не живет, спит где придется. «Где ты работала?», — «В казино», — «Что же, и «этим» занималась?», — «Да, с тринадцати лет». Мать умерла, отца она не помнит… Она осталась совершенно одна на всем белом свете, образования нет, ничего кроме своего постыдного ремесла она не умеет. Для других в двадцать лет жизнь только начинается, а для нее уже все позади…

Видимо, это достаточно типичная картина: подросток бросает дом, школу и пускается искать несбыточного счастья, но через несколько лет, потеряв все, и стыд, и честь, и человеческое достоинство, а заодно красоту и свежесть молодости, остается в безнадежном одиночестве. Как ужасно, что эта неповторимая пора, которая естественным образом характеризуется чистотой сердца, оптимистической наивностью, радостью, поисками добра в мире, становится вопреки природе временем тьмы, пороков и смерти.

Широко известно горестное восклицание Есенина: «О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!” Все растрачено и безвозвратно потеряно. Почему? «Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть” (Иак. 1,15). Здесь речь идет о смерти нравственной, которая может наступить раньше физической. Разврат убивает способность любить и всегда связан с цинизмом, который не щадит даже самых близких людей. «У нее нет не только виллы, о которой она врала, но даже маленькой виллочки. Одни ножки, да и те старые ”, — так Есенин не постыдился написать своему приятелю об Айседоре Дункан, которую, казалось бы, любил. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится», — говорил премудрый Соломон (Притчи 6.32,33).

Массовая культура насаждает как идеал то, что порицал царь Соломон три тысячи лет назад. В результате снижается как нравственный уровень культуры, так и нравственный уровень самого общества. Это можно подтвердить словами эстрадных песенок. Одна была популярна в 70-х годах, другая написана недавно. «Я свою любовь сберегу, Через реки перекину мосты, Если только я поверить смогу, Что идешь навстречу ты». Лирический герой обещает сохранить свою любовь, если «дама его сердца» идет навстречу, а если нет – то, очевидно, ни любовь беречь не будет, ни мостов перекидывать.

Современная песня еще красноречивее. На смеси французского с нижегородским певец плаксивым голосом капризного ребенка обращается к дорогой: «Шерри, как горько сидеть у закрытой двери. Но я сижу, но я стучу, но я стучу, но я достучусь…». Я своего добьюсь, но не интеллектом, ни мужеством, ни решимостью, ни трудолюбием, а стуком. Не мужчина, не рыцарь, а стукач! Во что же мы выродились, если подобные произведения воспринимаются, как имеющие право на жизнь и встречаются аплодисментами, а не тухлыми яйцами?

Нравственная деградация дошла до такого уровня, что любители расточать ласки вместе со стихотворным персонажем Н. Гумилева в свое оправдание могут сказать:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

Но в том-то и дело, что если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.

Благодарную память о таких, казалось бы, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Б. Шергин.
«…Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.
— Эй, борода!
— Все с бородами, — усмехнулись крестьяне.
— Кто у вас тут мастер? — сердится чиновник.
— Все мастера, кто у чего, — отвечают крестьяне.
— Я желаю купить здешнюю игрушку — кораблик!
— За худое понятие об учтивости ничего не купишь, — слышится спокойный ответ».

Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а хранили свое достоинство, не уронив и человеческого достоинства неучтивого чиновника. Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Й. Геббельс сформулировал принцип, который звучит так: «человека дешевле купить, чем напугать». К счастью, этот циничный принцип нельзя считать универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя.

о. Александр Ильяшенко

1Б. Шергин. Понятие об учтивости. Океан-море русское. Москва. Молодая Гвардия. с. 207.

Целомудрие женщины – это женская нравственность, целостный и мудрый подход к различным аспектам жизни. И это касается не только общения с мужчинами, но и отношение к вредным привычкам, к себе, своим словам и обещаниям и так далее. В современном мире, общество настолько раскрепостилось, что понятие целомудрия приобрело насмешливое отношение.

Многие приравнивают целомудренность, к девственности, однако, это совсем разные понятия. Но прежде чем осуждать мужчин в том, что они отбирают целомудрие женщины, стоит разобраться в значении понятий «девственность» и «целомудрия».

Разница целомудрия и девственностиi

До сегодняшнего дня, многие считают, что если девушка потеряла девственность, то она потеряла свою невинность и целомудрие. Но это не совсем так, как как целомудрие более обширное понятие и включает в себя благие мысли, добродетель, строгость и скромность, верность и хозяйственность и так далее.

Девушка может быть девственницей, но иметь плохие помыслы, вести себя распущенно и создавать впечатление легкодоступной. Такую девушку, несмотря на её физическую невинность, нельзя назвать невинной и целомудренной в моральном плане. Но при этом девушка, имеющая сексуального партнера, может иметь чистые мысли, уважать и быть верной своему мужчине, иметь самоконтроль в сексуальной жизни и в целом быть очень скромным, приятным и нравственным человеком. Кроме того, некоторые девушки лишаются девственности не по своей воли, при этом до и после сексуального насилия она может соблюдать нравственный образ жизни, и такого рода половой контакт, так же, не делает её, как раньше выражались «падшей женщиной.

10 качеств целомудренной женщины10

  • Отсутствие вредных привычек. Целомудренная женщина заботится о своём здоровье, поэтому не может себе позволить то, что будет отравлять её организм.
  • Скромность. Целомудренная женщина не может себе позволить распущенное поведение, она должна быть скромной всегда и везде, тем самым показывая своё истинное достоинство.
  • Благотворительность и щедрость. Целомудренная женщина всегда поможет бедному человеку, тому, кто попал в беду или брошенному животному.
  • Серьезное отношения к собственным словам и обещаниям. Целомудренная девушка не будет раздавать пустых обещаний, давать надежды кому-либо или обманывать. Такие девушки ценят искренность, правдивость в общении.
  • Хозяйственность. Очень важно понимать, что когда женщина нравственно чиста, то склонность к хозяйственности должна присутствовать в ней на «молекулярном» уровне. Целомудренная женщина должна быть очень хорошей хозяйкой и уметь удовлетворить потребности мужа, детей и другие членов семьи, во вкусном обеде, чистом доме, выглаженной одежде и так далее.
  • Грамотная речь и манеры общения. Целомудренная девушка умеет красиво и правильно говорить, причем, должна это делать без наигранности и напыщенности. Правильные манеры, как правило, привиты с рождения. Даже, если женщина раздражена, она должна не поддаваться своим эмоциям, а уметь говорить спокойно, тем самым показывая свое уважение к собеседнику. Кроме этого, слова женщины должны быть правдивые, так как целомудренная женщина понимает, что ложь может разрушить любые отношения.
  • Внимательность. Часто, из-за невнимательности, люди ссорятся и не понимают друг друга. Внимательность целомудренной женщине помогает понять причины плохого настроения мужа, детей и других людей. У каждого в жизни бывают неприятности и плохие моменты, поэтому люди должны быть внимательны друг к другу и оказывать поддержку, заботу и помощь.
  • Чистоплотность и забота о своем здоровье. У целомудренной женщины всегда всё под контролем: в её доме идеальный порядок, а состояние её здоровья и здоровья близких всегда под контролем.
  • Верность своему мужчине. Целомудренная женщина никогда не будет изменять своему мужчине. Верность для нее – это стиль жизни. Причем верность не только физическая, но и моральная.
  • Мудрое отношение к сексуальности. Не стоит путать это с девственностью. Целомудренная девушка может иметь опыт сексуальных связей, но не позволяет каждому мужчине овладеть собой. Относится к выбору мужчины и сексу с особой внимательность и разборчивостью. Не ложится в постель с мужчиной на первом свидании, выдерживает время, тем самым дает понять, что секс для нее – серьезный и ответственный поступок.

Значение целомудрия в современной жизни2

Целомудренный образ жизни больше подходил для средневековых времен, в период популярных Институтов Благородных девиц, когда девушек с детства воспитывали в скромными, аккуратными, начитанными и т.д. На сегодняшний день, для того, чтобы соблюсти все качества целомудренности, приходится блокировать многие современные потребности. Поэтому, прежде чем примерять маску целомудренной девушки, стоит задуматься, стоит ли это того, чтобы перестать наслаждаться жизнью такой, какая она есть. Никакая религия, предписания, запреты, не сделают человека счастливым, если для этого ему нужно быть не тем, кем он хочет быть.

Первое, что приходит на ум при слове целомудрие, это мысли о девичьей непорочности. Но не всё так просто. Понятие это очень многогранно. Конечно, оно связано с сексуальностью, но не только женской. И не только с ней. Целомудрие имеет отношение и к житейским нормам морали, и к религиозным ценностям. Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Значение слова «целомудрие»
  • Целомудрие как нравственный идеал
  • Что говорили Отцы церкви
  • Ведическая мудрость
  • О времена, о нравы
  • Нельзя снижать планку
  • Как воспитать целомудрие

Значение слова «целомудрие»

В словарях

Что означает это слово? В словаре синонимов целомудрию соответствуют, например,

  • безупречность;
  • безгреховность;
  • невинность;
  • чистота;
  • скромность;
  • девственность.

А также оно характеризуется как соблюдение строгих нравственных правил.

В Википедии

Понятие целомудрия имеет две стороны. В википедии это слово означает:

  • одну из добродетелей в Христианстве.
  • черту человека, относящуюся к моральным качествам.

В Христианстве слово целомудрие обозначает чистоту человека, которая присуща как его физической (телесной) природе, так и его духовным, душевным качествам. Она ведёт к отсутствию порочных наклонностей. Целомудренный человек характеризуется чистотой мыслей и поступков, которые диктуются его внутренним миром, независимо от внешних негативных воздействий. Одной из сторон целомудрия является воздержание от интимных отношений вне супружества, но его нельзя сводить только к такому узкому пониманию. Очень близко понятие целомудрия к благородству. Вместе их можно рассматривать как категорию чести.

Как понятие морального сознания целомудрие предполагает наличие внутри человека определённой силы, которая помогает ему сопротивляться познанию и ощущению сторон жизни, могущих нанести вред его личности.

К таким сторонам жизни в быту чаще всего относят половое воздержание:

  • полное;
  • целомудрие до брака;
  • в период брака, но за его пределами.

Целомудрие как нравственный идеал

Но не только близких отношений между полами в браке и вне брака касается это понятие. Его связывают ещё и с религиозностью человека, его верностью идеалам, семейным ценностям, любовью к близким, Отечеству, с мудростью.

Таким образом, целомудрие можно трактовать как целый набор качеств, объединяемых мудростью и цельностью, внутренней красотой. Для мужчины и женщины – это несколько разные стороны человеческой натуры.

Так, представитель мужского пола, должен быть в первую очередь ответственным за жизнь семьи, государства, быть лидером. Женщина должна хранить очаг, «собирать» вокруг себя домочадцев, охватывать их теплом и любовью. Хотя внешняя красота и является привлекательной, внутренняя более важна.

Что говорили Отцы церкви

Отцами церкви уделено целомудрию немало внимания как добродетели, объединяющей в себе христианские ценности.

Апостол Пётр

Ему приписываются замечательные слова о том, что украшением женщины являются не красиво заплетённые волосы, золочёный убор и роскошный наряд, а сокровища её сердца и кротость молчаливого духа. Это делает её драгоценной в очах Бога. То есть женщина и девушка красивы, когда у них большое доброе сердце, они мягки, покладисты и терпимы.

Апостол Павел

Он рекомендовал не думать о себе больше положенного, а думать целомудренно и скромно, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми верой, данной Богом каждому человеку.

Ефрем Сирин (богослов IV век)

В своей молитве он призывал Господа отвести от него праздность, уныние, пустословие, любовь к плотским удовольствиям. И, напротив, просил у Бога: приобщения к смиренности духа, терпению и целомудренности; возможности видеть собственные прегрешения.

Святой Амвросий Медиоланский (учитель церкви IV век)

Он выделяет три вида целомудрия: супружеское, целомудрие вдовства и девственности. Все три он ценит одинаково высоко. К признакам целомудрия он относит стыдливость как её неизменного спутника, который, соединяясь с чистотой, охраняет нравственность, особенно в юности. Он считает стыд хорошим наставником в соблюдении телесной чистоты.

Святой Амвросий подчёркивает, что целомудренного человека можно определить не только по поступкам, но ещё и по внешним признакам: походке, телодвижениям, умению вести себя. «Наглая» походка, «кривляния», неприличные позы говорят о легкомыслии и отсутствии скромности.

Игнатий Брянчанинов (проповедник XIX век)

По его мнению, целомудрие означает избежание «блудных дел», сквернословия, сладострастия и двусмысленности в разговорах, чтении и мечтах. А также к целомудрию он причисляет: молчание, помощь больным и калекам. Он призывает помнить о смерти и адских муках, а также совершенствовать целомудрие как чистоту, позволяющую увидеть мысленным взором Господа.

Как видно из приведённых высказываний, целомудрие – неотъемлемая часть религиозности. Одной из её характерных черт является послушание – Богу, закону, родителям, мужу. И ещё ей присущи скромность и нестяжание, то есть отсутствие безудержного стремления к материальным ценностям, пустому времяпровождению, телесным наслаждениям.

Ведическая мудрость

Не обходят вниманием добродетель целомудрия и ведические учения.

Индийские мудрецы выделяют 8 качеств, характеризующих целомудренную женщину:

  1. Щедрость. Жадность и привязанность к вещам пагубно влияют на человека. Постепенно он начинает ценить лишь материальные блага и телесные удовольствия. Когда женщина проявляет жадность к плотским утехам, она не застрахована от супружеских измен, а, значит, способна потерять целомудрие. Нужно отдавать свою любовь и заботу мужу, быть щедрой к нему, ценить его хорошее отношение.
  2. Умение вести дом. Умелое ведение хозяйства привязывает жену к семейному очагу, делает её заботливой, ответственной и необходимой мужу. Её помыслы направляются на служение любимому человеку, а не на пустое времяпрепровождение «на стороне».
  3. Следование правилам, на которые указывает житейская мудрость и религиозные каноны. Целомудренная женщина религиозна, образованна, начитана, рассудительна. Она терпима в отношениях с окружающими, готова не только выслушивать советы и замечания, но и следовать им разумно, а не слепо – сообразуясь со здравым смыслом и полученным воспитанием и образованием.
  4. Умение вести беседу, быть вежливой, внимательной. Говорить собеседнику умные и приятные вещи. Сглаживать неловкости и прощать мелкие недостатки в общении. Не поддаваться на словесные провокации, не отвечать грубостью на хамство. Держать себя с достоинством, но без высокомерия.
  5. Честность и открытость. Если женщина целомудренна, у неё нет повода обманывать мужа, вводить его в заблуждение, лукавить. Без взаимного доверия существование полноценной семьи невозможно.
  6. Умеренность, способность довольствоваться малым, отсутствие тяги к роскоши и транжирству. Нельзя требовать от мужей то, что они не в состоянии обеспечить, если это не продиктовано жизненной необходимостью. Нужно ценить повседневные радости: любовь, теплоту, внимание – ведь их не купишь ни за какие деньги.
  7. Внимательность. Важно чувствовать настроение мужа, интересоваться его делами, стараться ему помочь, успокоить, если он расстроен. А также нужно внимательно следить за его самочувствием, создавать комфортную психологическую атмосферу.
  8. Чистота. В своих мыслях и чувствах женщина должна стремиться к чистоте поступков и отношений, быть доброжелательной, не грешить, совершенствовать свою душу.

Как видно из рассмотренных рассуждений древних философов, они вполне актуальны для нашего времени. Если современная женщина обладает указанными качествами, её вполне можно назвать целомудренной.

О времена, о нравы

К сожалению, в нынешние времена не всегда можно наблюдать стремление к такому женскому идеалу. Не все девушки и молодые люди думают о создании крепкой семьи на долгие годы, о взаимной любви и большом уважении друг к другу. Они не всегда готовы брать ответственность за обеспечение семьи, воспитание детей.

Часто наблюдается стремление «пожить для себя», получить как можно больше удовольствий и окружить себя излишествами, стремясь к надуманному престижу. Как следствие, в семье наблюдаются конфликты, пары распадаются, детей воспитывают одинокие матери или государство. Отцы уклоняются от помощи детям, прячась от алиментов.

Понятно, что у ребёнка, выросшего в подобном окружении, нравственные идеалы размыты или вовсе отсутствуют. Их «воспитывают» улица и социальные сети. Таким образом, понятие целомудрия отходит на последний план или даже становится предметом насмешек, рассматривается как пережиток.

К сожалению, многие сегодняшние юноши и девушки относятся к целомудренности девушки как качеству, не заслуживающему особого уважения. Интимные отношения до брака для них – явление обыденное, как и рождение детей до женитьбы. Нередки случаи, когда девочки становятся мамами, ещё не окончив школу.

Причиной такого поведения является в том числе недостаточное родительское внимание и опека. Великий полководец Александр Суворов известен ещё и тем, что с большой любовью относился к своей дочери и ценил её честь больше, чем собственную жизнь и честь. Сегодняшним родителям, бесспорно, нужно брать с него пример.

Нельзя снижать планку

Снижение планки нравственных идеалов пагубно влияет на окружающую жизнь. Людям приходится расплачиваться за безнравственные поступки здоровьем и благополучием своим и близких. Напротив, «выигрывает» девушка, являющаяся целомудренной, хотя и не пользующаяся мимолётным успехом у парней. Она заботится не о преходящем внешнем эффекте, а о нравственном совершенствовании, о воспитании в себе доброты, уважения к старшим, честности и порядочности. В итоге она будет интересна окружающим намного больше, чем пустая кокетка.

Такая девушка будет благотворно влиять и на представителей мужского пола. Они, видя в ней будущую мать и подругу на всю жизнь, будут становиться сильнее, мужественнее, заботливее, чтобы быть достойными её, суметь завоевать её уважение и любовь. Видя её способность поделиться своим душевным богатством, почувствуют потребность не только брать, но и отдавать, и поймут, что именно в этом, а не сугубо в стяжании удовольствий состоит предназначение мужчины и человека.

Целомудренная личность должна обладать большой внутренней силой и стойкостью. Эти качества необходимы, чтобы сопротивляться негативным влияниям. Такой человек не идёт на компромиссы с совестью, не поддаётся мимолётным увлечениям, его нельзя заставить совершать дурные поступки, идти на предательство, лгать, причинять страдания другим.

Целомудрие позволяет человеку:

  • не совершать поступки, не обдумывая их последствия;
  • управлять желаниями;
  • избегать греховных мыслей;
  • выбирать правильные пути и ставить достойные цели;
  • уважать себя и других;
  • не впасть в гордыню.

Целомудренная женщина любит и ценит своего мужа.

Она

  • хранит ему верность;
  • вдохновляет на добрые дела;
  • является хорошей помощницей в его начинаниях;
  • уважает его семью.

Как воспитать целомудрие

Воспитание целомудрия распадается на три составляющие.

  • Первая – это воспитание в семье. Родители должны быть строги к своему чаду, но в разумных пределах. Нужно интересоваться жизнью ребёнка, принимать в ней участие, объяснять ему житейские истины. При этом нельзя забывать, что личный положительный пример является важнейшей составляющей воспитания. Особенно показательны нежные отношения между отцом и матерью, формирующие модель будущего поведения их чада в его семейной жизни.
  • Вторая – воспитание религиозное. Человек воцерковлённый, истинно верующий, следующий религиозным нравственным канонам наиболее приближен к целомудрию, объединяющему в себе многие добродетели.
  • Третья – самосовершенствование, постоянная работа над собой. Как говорил поэт, «душа обязана трудиться». Без стремления изжить в себе дурные наклонности, преодолевать искушения, следовать наставлениям старших, а также воспитать в себе высокие моральные качества, совершать добрые дела – стать целомудренным невозможно.

Таким образом, целомудрие – очень широкое понятие. Оно относится и к религиозным, и к светским моральным нормам. Целомудрие очень важно, как для юношей и девушек, только вступающих в жизнь, так и для зрелых людей. Оно призывает не только отказываться от телесных излишеств – сексуальных, пищевых, но и не совершать дурных поступков, стремиться к самосовершенствованию, нравственной чистоте.

Гулящая Девушка, имеющая бурную личную жизнь, на самом деле не пребывает в состоянии блаженного удовлетворения обильным мужским вниманием. Отчего, вроде как, должна быть в полном довольстве — собою и людьми. Совсем напротив — она утрачивает терпеливость, столь необходимую в браке. И чем больше было у неё связей, тем менее она терпелива и выдержана, тем более склонна командовать каждым следующим избранником. Чем целомудреннее девушка, тем она послушнее.
Именно по стервозности нрава и можно определить гулёну: чем больше «набралась опыта», тем боле норовистой окажется, тем нее будет склонна уступать. Не бывает так, чтобы не платить. Утверждать она может что угодно, что если девушка постоянно вас строит, стремиться взять верх, так или иначе подчинить себе — это наверняка результат богатого опыта. Компенсация, типа.
Собственно, обряд удостоверения невинности невесты (практикуемый издревле почти во всех народах) направлен не на внешние признаки как таковые, но на сущностные качества — способность уживаться в браке. Что ни говори, семья держится в первую очередь на женском терпении. С мужским самолюбием проблема невинности напрямую не связана. Это лишний раз доказывается древним установлением у славян — если в процессе обряда удостоверения в целомудрии невесты жених оказывался импотентом, то невинность невеста тем не менее должна была лишиться, и именно в этот день — поручали сделать это её «дружке или почётному боярину, человеку солидных нравов и поведения» («Труды Этнографической экспедиции в Западно-Русский край, снаряжённой Русским географическим обществом. Материалы и исследования, собранные П.П.Чубинским», СПб, 1877, т. IV, стр. 45).
Именно обряд удоствоверения невинности и держал в узде слабый пол, падкий на соблазны. Народ — а тем более русский — слишком мудр, чтобы держаться за формальный признак как таковой. Поверья, как правило, содержательны. Отмирание обрядов (а также правил и общественных норм), связанных с женским целомудрием знаменует собой отмирание института семьи.
Умные женщины говорят, что в каждой женщине есть скрытая стервозность, которая рано или поздно даст о себе знать. Как представляется, одним из самых главных — если не главнейшим — катализатором этой стервозности является распущенное поведение. Стерва — та, которая перегуляла (иным для этого достаточно непродолжительного романа в школе: хорошее вообще портится очень легко), И наоборот: даже т. наз. «девушку с норовом» возможно обуздать, если отловить достаточно молодой))
С другой стороны, крайности сходятся — особенно у женщин — и о скрытой стервозности может свидетельствовать излишняя, почти рабская покорность вашей избранницы. Не будем забывать, что на Руси всегда ценились девушки с бойким нравом. То есть искренние.
Это абсурд, что девушка должна нагуляться перед свадьбой. Гуляя, лишь портят себе характер, становятся всё более неуживчивыми.
Нагуляться должен парень, да и то в меру, чтобы не «прогулять» свой ум. 100-процентной невинности от мужчин не требуется, но множество связей, как правило, отупляет. Лишь в результате длительного развития мужчина этого целомудрия может достичь. Целомудрие достаётся женщине даром в начале жизненного пути, мужчине же — в конце процесса созревания. Мужское целомудрие связано с личностной зрелостью — одни достигают его в 25, другие в 35, 45 лет… А иные не достигают никогда.
Весьма нецеломудренно мужское хвастовство, тогда как женщине весьма простительно. Слабый пол стремиться обратить на себя внимание, получить подтверждение, что нравится, тогда как для мужчины характерно забвение собственного «я», растворение его в любимом деле. Мужчина должен быть выше свой личности, иметь более широкий масштаб. Тогда как сами по себе мужские успехи, результаты усилий и труда хвалить можно и даже нужно))
Также целомудрие у мужчин связано с уважением к родителям, к своей стране, её культуре, истории, и — самое главное — к вере предков. Нецеломудренно, и даже вульгарно хулить или начисто отрицать то, во что столетиями верила вся нация. Нецеломудренно считать себя умнее, чем весь народ. Подростки нецеломудренны в своём самоутверждении, огульном отрицании культурных норм, вы не находите?
«Пламенные революционеры» вовсе не случайно все поголовно брили бороды, а большевички стриглись коротко. Длина растительности, как на голове, так и на лице, имеет важное символическое значение. Впрочем, верно заметили древние — barba philosophum non facit. Борода сама по себе ума не добавляет. Как признак, она вторична.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *