Ценности христианства

Нравственные ценности христианства. Историографический обзор
Оглавление
Введение
1. А. Кураев «Дары и анафемы»
2. Н. Н. Глубоковский «Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам»
3. В. Кумыш «Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования»
4. Свт. Григорий Нисский «О блаженствах»
5. Игумен Филарет «Конспект по Нравственному богословию»
Заключение
Введение
Нравственные ценности христианства сыграли и играют в истории человечества огромную роль. Ими руководствовались многие государства (например, Византия). Они заложили фундамент для многих нравственных систем нашего времени.
Наиболее важным источником по изучению нравственных ценностей христианства является Новый Завет. Евангелие и Апостол – это самые доступные для простого народа книги, так как они читаются практически за каждым богослужением. На протяжении 1-го года Новый завет за богослужением прочитывался полностью. Каждое богослужение сопровождалось проповедью, которая представляет собой толкование на тот или иной отрывок из Нового завета. Так эта книга на протяжении веков формировала нравственные ориентиры христиан. Поэтому для историографического обзора я выбрал три книги, которые являются толкованием на ключевые места Нового завета – на Нагорную проповедь, на Заповеди блаженств и на послание апостола Павла к Галатам. Особое место занимает труд Григория Нисского «О блаженствах», т.к. автор является одним из самых авторитетных учителей церкви.
Для обзора я также выбрал труд А.Кураева «Дары и анафемы» для того чтобы понять новизну нравственных ценностей христианства в сравнении с языческими ценностями.
В последнюю очередь я сделал обзор «Конспекта по Нравственному богословию», который является систематическим и полным изложением христианского (православного) понятия о нравственности и науки о ней.
1. А. Кураев «Дары и анафемы»
А. Кураев, диакон. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге III тысячелетия. Изд-во Московского подворья Св.;Троице-Сергиевой Лавры. – М., 2001, 445 с.
Автором данной книги является диакон Андрей Вячеславович Кураев, кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор Московской Духовной Академии, известный российский миссионер и публицист. Он также является автором других книг и статей, связанных с современными церковными проблемами. Кураев значительную часть своих трудов посвятил и античному христианству. Одной из таких книг является книга «Дары и анафемы». В ней автор дает оценку того, что нового христианство принесло в мир, какие ценности античной цивилизации предало анафеме, какие – сохранило, а также какие ценности предложило впервые. В названии книги подчеркивается, что она является попыткой осмыслить христианские ценности на пороге III тысячелетия, то есть, в наше время. Объектом авторского изучения является античное, а не современное, христианство, но автор пытается связать и провести параллель античные христианские ценности с современными. Каждая из глав (их всего 13) является попыткой дать ответы на определенные вопросы.
Сравнивая языческие и христианские ценности, автор использует следующие источники:
1. Античная литература. Чтобы понять мировосприятие древних греков и римлян, необходимо изучить их литературу и мифологию. В них наиболее ярко отражены нравственные ценности языческой религии.
2. Лингвистические источники. Очень часто случается, что в одно и то же слово люди разных эпох вкладывают разный смысл. Поэтому автор приводит этимологию греческих и латинских слов, которые являются ключевыми в той и другой культурах.
3. Библия. Наиболее важным источником по изучению христианства автор считает Библию, особенно Новый завет.
4. Творения святых отцов. Их автор использует при характеристике толкования и раскрытия христианского учения. Наиболее часто автор ссылается на Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и др.
5. Исследования ученых в области богословия, философии, культурологии, религиоведения, касающиеся этой темы.
В качестве основных тезисов книги можно выделить следующие:
1. Христианство принесло в мир:
А) Право прямого обращения к Богу (идея личностного Бога).
Б) Христианство вернуло людям серьезное отношение к своему мировоззренческому и религиозному выбору и отстояло их право на выбор.
В) Христианство позволило людям иначе взглянуть на самих себя (человек не микрокосм, а макрокосм, т.к. он, в отличие от Вселенной, обладает душой и самосознанием).
Г) Мир, который люди открыли внутри себя, оказался богаче, чем тот мир, который окружал их снаружи.
Д) Человек является не только частью природы, но и своим по отношению к Богу.
Е) Христианство вернуло людям любоваться природой, т.к. признает ее результатом Божьего творения.
Ж) Христианство создало необходимые предпосылки для рождения науки (согласно языческой религии, например, планеты – это боги, а согласно христианству они являются не более чем небесными телами, и поэтому могут быть объектами исследования для астрономии).
2. Важнейшей христианской ценностью является любовь. В христианстве даже сам Бог отождествляется с любовью.
3. Важной ценностью и целью христианской жизни является достижение вечного блаженства, которое также состоит в любви Богу и ближним.
2. Н. Н. Глубоковский «Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам»
Н. Н. Глубоковский. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София (Болгария), 1935. 216 с.
Автором данной книги является Н.Н. Глубоковский, заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Книга написана в начале ХХ века в Болгарии.
Что касается жанра книги, то его можно определить как толкование на Священное Писание. Этим занимается такая наука, как экзегетика (герменевтика).
Книга является толкованием на одно из посланий апостола Павла – послание к Галатам. Апостол Павел является одним из основателей христианства. Он – предполагаемый автор 13-ти посланий (примерно половина Нового Завета). Он известный миссионер, впервые выдвинувший идею проповедовать христианскую религию не только иудеям, но и язычникам. Послание к Галатам является важным источником по изучению нравственных ценностей христианства, т.к. в нем наиболее выражен христианский взгляд на такую общечеловеческую ценность, как свобода. В V – VI главах апостол дает практические советы в плане нравственности.
Книга состоит из 6 частей. В 1-й части Н.Н. Глубоковский дает краткие сведения о Галатии, о проживающем там народе, о миссионерской деятельности ап. Павла в Галатии, о времени, месте, обстоятельствах написания послания, о его подлинности.
Во 2-4 главах автор дает непосредственное толкование на каждый стих послания. Все послание он разделяет на 3 смысловые части:
1. Гл. 1 – 2. Благовестнический авторитет Павла по происхождению и достоинству его апостольства.
2. Гл. 3 – 4. «Евангелие» Христово у апостола Павла.
3. Гл. 5 – 6. Нравственное учение апостола Павла об истинно-христианской жизни.
В качестве источников, которые использовал автор, можно выделить следующие:
1. Послание ап. Павла к Галатам.
2. Другие послания ап. Павла, Новый Завет.
3. Толклвания святых отцов (И. Златоуста, Ф. Болгарского) на послание.
4. Труды своих предшественников по данной теме.
Н.Н. Глубоковский находит и рассматривает в послании к Галатам апостола Павла следующие нравственные ценности:
1. Благодать. В отличие от Ветхого Завета, в котором важнейшей ценностью был закон и его буквальное исполнение, в христианстве, по мысли апостола, такой ценностью является благодать.
2. Единство всех людей во Христе. (Гал. 3:28)
3. Свобода. В послании к Галатам дается подробная интерпретация христианской свободы. Согласно ап. Павлу, ветхозаветная праведность – это рабство и подчинение Моисеевому закону, который никто не может исполнить в полной мере. Христианская свобода же является свободой от буквального исполнения закона. В Ветхом завете отношения между людьми и Богом можно определить как отношения подданных и Законодателя, в Новом завете – как отношения детей и Отца.
4. Вера. Апостол утверждает, что вера ценнее исполнения обрядов (Гал. 5:6).
5. В стихах 22 – 23 5 главы апостол перечисляет основные нравственные ценности: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
3. В. Кумыш «Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования»
В. Кумыш, священник. Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования. Изд-во Московской Патриархии, 1997. 52 с.
Автором этой книги является священник Владислав Кумыш.
Нагорная проповедь Иисуса Христа является сердцевиной христианского нравственного учения. Она написана в расширенном виде в Евангелии от Матфея (гл. 5-7) и в сокращенном виде в Евангелии от Луки (гл.6). В Евангелии от Матфея Нагорная проповедь содержит в себе заповеди блаженств, отношение к Моисеевому закону (к заповедям «не убей», «не прелюбодействуй»), отношение к разводу, соблазнам, клятвопреступлениям, мести, к любви к врагам, к милостыни, к посту, к молитве, к суду и т.д. Нагорная проповедь помогает понять христианское учение, а вместе с тем и его нравственные ценности.
Автор дает краткое истолкование Нагорной проповеди И.Христа по Евангелию от Матфея.
Кроме самого текста Евангелия, автор также использует произведения Василия Великого, Макария Египетского, Серафима Саровского, Кирилла Александрийского, Иоанна Лествичника и др.
Основные тезисы книги:
1. Христианскими ценностями и источниками блаженства являются: нищета духа, плач, кротость, жажда правды, милость, чистота, миротворчество.
2. Целомудрие является важнейшим показателем уважения к человеческой личности.
3. Брак является школой христианской любви, в которой человек через постоянный самоотказ должен обрести самого себя.
4. Ценностью в христианстве является также и любовь к врагам. Заповедь «возлюби ближнего твоего» в христианстве обретает новый смысл. Ближний – это не друг, не родственник и даже не единомышленник. Ближний – это тот, кому «я могу помочь здесь и сейчас». В таком положении может оказаться кто угодно, даже враг. Поэтому заповедь о любви к врагам логически вытекает из христианского понимания любви к ближнему.
4. Свт. Григорий Нисский «О блаженствах»
Свт. Григорий Нисский. О блаженствах. Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. М., 1997. 127 с.
Автором данного труда является святитель Григорий Нисский (ок. 332 — 395) — отец Церкви, философ и богослов, младший брат свт. Василия Великого. С 372 г. – епископ Нисский (в 376-378 низлагался арианами). Участник II Вселенского Собора. Автор т.н. «Большого Катехизиса», в котором завершил учение Каппадокийцев о Святой Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии испытывал влияние Оригена.
Таким образом, данный труд отличается от предыдущих рассматриваемых трудов тем, что он написан в Византии в античные времена (4 век), когда учение Церкви только начинало закреплятся в догматах Вселенских соборов. Григорий Нисский является одним из самых авторитетных учителей Церкви наряду с Василием Великим и Григорием Богословом (они трое вместе называются Великими Каппадокийцами). Труды Великих Каппадокийцев имели большое влияние на вероучение как Восточной, так и Западной христианской Церкви.
Данный труд является экзегезой (толкованием) на важнейшую часть Нагорной проповеди – на заповеди блаженств. Труд написан в жанре «слов», которых всего 8, по числу заповедей блаженств. Каждое «слово» — это рассуждение об одной заповеди. Автор дает толкование на ключевые слова заповедей, затем задает вопросы, которые могут возникнуть при первом прочтении текста, затем использует логические и житейские примеры для понимания заповеди. После этого он приводит параллельные места из Библии, которые повторяют мысль заповеди либо могут помочь понять ее глубже. В конце каждого «слова» он дает краткие наставления читающим и завершает кратким славословием.
Автор в 1 слове дает определение блаженства. «Блаженство, по моему рассуждению, есть объем всего, что представляется как благо, в котором нет недостатка ни в чем согласном с добрым пожеланием». То есть, блаженство – это то же, что и ценность, причем именно нравственная ценность, так как все заповеди блаженств касаются нравственной сферы.
Рассмотрим толкование Григория Нисского отдельных заповедей блаженств.
1. Нищета духа понимается как смиренномудрие, т.е. способность видеть себя таким, каким ты есть.
2. Кротость понимается как способность быть медлительным на проявление дурных качеств характера (гнева, раздражения, зависти, отчаяния…), т.е. возможность вовремя остановиться и пресечь проявления своих страстей.
3. Плач логически вытекает из предыдущих 2-х заповедей и является скорбью о своем несовершенстве. Эта скорбь, по мысли автора, является проявлением не отчаяния, а попыткой стать более совершенным.
4. Голод и жажда правды понимается как ненасытимое стремление к истине. В заповеди дается обетование: ибо они насытятся. То есть, тот, кто стремится к правде, тот ее достигнет, ведь правда непреходяща (в отличие, например, от земных вещей – пищи, славы, богатства, которые могут быть потеряны).
5. Милость понимается как способность любить других как самого себя. Миловать других – то же, что миловать себя.
6. Чистота сердца понимается как неомраченное страстями и пороками состояние человека, которое позволяет ему причащаться к тайне Божества.
7. Миротворчеством автор считает способность нести окружающим мирное состояние духа, причем не с целью избежания конфлитков, а искренно, естественно.
8. Быть изгнанным за правду также является определенной ценностью христиантсва, так как это является признаком серьезного отношения к своим принципам и совести. Григорий Нисский понимает эту заповедь как возможность не жить принципами нечестивых людей, быть как бы вдали от них.
5. Игумен Филарет «Конспект по Нравственному богословию»
Филарет, игумен. Конспект по Нравственному богословию (по кн. «Христианская жизнь» прот. Н.Вознесенского). М., 1990. 110 с.
Автором данной книги является игумен Филарет. Книга представляет собой конспект по Нравственному богословию. Нравственное богословие – это богословская дисциплина, преподаваемая в православных духовных учебных заведениях, которая изучает религиозно-нравственную сторону христианства. Конспект представляет собой краткое и систематическое изложение курса данной дисциплины. Для историографии она полезна в первую очередь такими качествами, как полнота, точность и систематичность.
Книга состоит из 30-ти кратких глав и приложения. В 1 главе автор излагает христианский взгляд на само понятие нравственности, нравственного закона и совести, которые являются неотъемлемыми частями человеческой природы. 2 глава посвящена раскрытию понятия «грех», классификации и стадий грехов, их причин и источников. В 3 главе, напротив, раскрывается понятие «добродетель». В 4 главе автор различает нравственный (свойственный человеку) и богооткровенный нравственные законы, и выделяет два вида последнего – Моисеев закон и Новозаветный закон. В 5 главе автор раскрывает вопрос о свободе воли, сравнивает концепции детерминизма и индетерминизма и приходит к выводу, что человек всегда свободен в своем выборе между добром и злом. В остальных главах автор непосредственно раскрывает обязанности христианина. Он выделяет три рода обязанностей:
1. Обязанности к себе (гл. 6 – 16):
2. Обязанности к ближним (гл. 17 – 25);
3. Обязанности к Богу (гл. 26 – 30).
Раскрывая обязанности к себе, автор сначала дает определение личности. Затем выделяет такие христианские качества, как смирение, духовный плач и правдолюбие. Затем раскрывает христианское понимание покаяния, которое неотделимо от важнейшей христианской ценности – любви. При этом автор приводит в качестве примера евангельскую притчу о блудном сыне, что показывает, что отношения между Богом и человеком можно сравнить с отношением отца и сына. Затем автор показывает путь спасения человека, который он видит в церковных таинствах, а также касается темы соотношения участия Бога и участие самого человека в его спасении. Затем автор раскрывает значение для человека развития его способностей – ума, воли, эстетических и религиозных чувств, а также значимость светского и духовного образования. В качестве обязанностей автор выделяет самовоспитание и труд. Также дает характеристику таким порокам, как разврат, пьянство, сребролюбие, самоубийство и др.; раскрывает их сущность, причины и последствия, показывает способы их преодоления.
Приступая к описанию обязанностей к ближним, автор дает интерпретацию христианской справедливости. Затем выделяет в качестве пороков ложь, лицемерие, зависть, гнев и др. Автор также дает христианское понимание личной и общественной благотворительности, почитания власти, патриотизма, описывает обязанности человека в семье и обществе. В качестве основополагающей нравственной ценности христианства автор ставит любовь. В 21 главе он раскрывает сущность христианской любви, опираясь на знаменитый гимн любви – 13-ю главу 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. В 24 главе показывает христианскую позицию по отношению к войне. 25 глава посвящена сравнению идеологий христианства и коммунизма.
Среди обязанностей по отношению к Богу автор выделяет богопознание, молитву, соблюдение праздников и постов. Основопологающим принципом отношений Бога и человека автор считает любовь, и показывает тесную взаимосвязь между тремя видами любви – по отношению к себе, к ближним и к Богу.
Заключение
В ходе обзора я пришел к выводу, что наиболее важной нравственной ценностью христианства является любовь (к Богу и к ближним). Также важными ценностями являются смирение, кротость, миротворчество, справедливость, чистота сердца, свобода, вера, воздержание и др.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

1) Гносеология

2) Аксиология

3) Пантеизм

4) Онтология

Вопрос 20

Ведущее направление в религиозной европейской философии, основанное на идеях Фомы Аквинского:

1) Томизм

2) Реализм

3) Идеализм

4) Агностицизм

Вопрос 21

В каком из исторических типов философии природа воспринималась как полнота бытия?

1) В Средневековой философии

2) В Античной философии

3) В философии Нового Времени

4) В Марксистской философии

Вопрос 22

Первый древнерусский философ:

1) Илларион

2) Радонежский

3) Сорский

4) Мономах

Вопрос 23

Философская концепция, отрицающая реальность существования универсалий:

1) Позитивизм

2) Номинализм

3) Реализм

4) Диалектика

Вопрос 24

Совокупность философско-теологических концепций христианских мыслителей 2 –8 вв. («отцов церкви»):

1) Эвристика

2) Телеология

3) Патристика

4) Догматика

Вопрос 25

Немецкая классическая философия получила особое распространение в

1) конце XVIII – 1-й половине XIX в.

2) в первой половине XVII в.

3) с середины по конец XVIII в.

4) в конце XVIII в.

Вопрос 26

Кто одним из первых утверждал, что политика должна быть отделена от морали:

1) Аристотель

2) Макиавелли

3) Маркс

4) Сен-Симон

Вопрос 27

Автор знаменитых афоризмов: «общество – это война всех против всех» и «человек человеку – волк»:

1) Ницше

2) Гоббс

3) Фрейд

4) Дарвин

Вопрос 28

Легендарный философ, считавший, что предмет и цель научного познания выражаются формулой «познай самого себя»:

1) Аристотель

2) Сократ

3) Спиноза

4) Цицерон

Вопрос 29

Два направления русской общественной и философской мысли: славянофильство и западничество сформировались в:

1) XX в.

2) XVII в.

3) XIX в.

4) XX в.

Вопрос 30

Философ – легенда истории культуры и автор знаменитой фразы

«я знаю, что ничего не знаю»:

1) Аристотель

2) Гераклит

3) Маркс

4) Сократ

Вопрос 31

Афоризм «знание – сила» принадлежит:

1) Декарту

2) Локку

3) Бэкону

4) Спинозе

Вопрос 32

Концепция божественного творения мира:

1) Позитивизм

2) Номинализм

3) Реализм

4) Креационизм

Вопрос 33

Идеи утопического социализма представлены в трудах:

1) К. Маркса и Ф. Энгельса

2) А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна

3) Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро

Вопрос 34

Самое фундаментальное и главное произведение К. Маркса:

1) «Город Солнца»

2) «Левиафан»

3) «Государство»

4) «Капитал»

Вопрос 35

Важнейший атрибут, способ существования материи:

1) Константность

2) Движение

3) Неодушевлённость

4) Вечность

Вопрос 36

Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»

1) М. Вебер

2) Г. Гегель

3) К. Маркс

4) П. Сорокин

Вопрос 37

Философское учение о всеобщей связи и причинной обусловленности всех явлений:

1) акмеизм

2) функционализм

3) детерминизм

4) структурализм

Вопрос 38

Объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития, включая человека и его сознание:

1) Природа

2) Материя

3) Субстанция

4) Космос

Вопрос 39

Высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной деятельности:

1) информатика

2) сознание

3) созерцание

4) практика

Вопрос 40

Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в человеческой деятельности:

1) Мышление

2) Язык

3) Идеология

4) Практика

Вопрос 41

Мысленное отвлечение от ряда свойств предмета:

1) Анализ

2) Идеализация

3) Абстракция

4) Синтез

Вопрос 42

Качественное изменение материальных и идеальных объектов:

1) Существование

2) Развитие

3) Функционирование

4) Движение

Вопрос 43

Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразовательной деятельности:

1) Герменевтика

2) Гносеология

3) Методология

4) Эпистемология

Вопрос 44

Предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия:

1) Метод

2) Гипотеза

3) Технология

4) Цель

Вопрос 45

Философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определённости предмета или явления:

1) Свойство

2) Сущность

3) Мера

Вопрос 46

Философские категории, выражающие отношение между совокупностью элементов и связью, которая их объединяет:

2) сущность и явление

3) часть и целое

4) возможность и действительность

Вопрос 47

Учение, отрицающее познаваемость мира:

1) Эмпиризм

2) Модернизм

3) Агностицизм

4) Сенсуализм

Вопрос 48

Направление в теории познания, признающее чувственный опыт основой познания:

1) Рационализм

2) Материализм

3) Эмпиризм

4) Позитивизм

Вопрос 49

Представителям какого философского направления принадлежит учение о том, что все знания человек получает из опыта?

1) Рационализм

2) Дуализм

3) Сенсуализм

4) Номинализм

Вопрос 50

Знание, предшествующее опыту и независимое от него называется:

1) Диалектическим

2) Априорным

3) Идеальным

4) Апостериорным

Вопрос 51

Специфически человеческая, целесообразная, чувственно – предметная деятельность:

1) практика

2) преобразование

3) бытие

4) познание

Вопрос 52

Наука, изучающая творческую деятельность и методы открытия нового:

1) Синергетика

2) Диалектика

3) Софистика

4) Эвристика

Вопрос 53

С точки зрения диалектики процесс развития

Имеет следующий характер

1) циклический

2) спиралевидный

3) линейный

4) ломаный

Вопрос 54

Адекватное отражение действительности субъектом:

1) Теория

2) Истина

3) Правило

4) Закон

Вопрос 55

Раздел философии, изучающий универсальные основания и принципы познавательной деятельности:

1) Логика

2) Гносеология

3) Онтология

4) Антропология

Вопрос 56

Философская концепция, утверждающая относительность и субъективность человеческого познания:

1) Релятивизм

2) Идеализм

3) Априоризм

4) Сенсуализм

Вопрос 57

Исторически определённая ступень развития общества, сущность которой составляет совокупность сложившихся производственных отношений:

1) Эпоха

2) общественно–экономическая формация

3) цивилизация

4) социальная система

Вопрос 58

Конкретно–историческое единство производительных сил и производственных отношений, образующее основу общественно-экономической формации:

1) социальная структура

2) социальная система

3) способ материального производства

4) социальное взаимодействие

Вопрос 59

Один из ведущих методологических принципов социальной философии, ориентирующий на изучение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития:

1) Догматизм

2) Идеологизация

3) Релятивизм

4) Историзм

Вопрос 60

Какие отношения являются основой производственных отношений:

1) отношения обмена

2) отношения распределения

3) отношения собственности

4) отношения потребления

Вопрос 61

Качественно новый тип общества, движущей силой которого является производство не материальных ценностей, а знаний, — это:

1) «постиндустриальное» общество

2) «технотронное»

3) «постсовременное»

4) открытое

Вопрос 62

Трансформация социальных институтов общества с помощью новых законодательных актов:

1) Прогресс

2) Революция

3) Институализация

4) Реформа

Вопрос 63

Коренной, качественный переворот во всей социально– экономической и политической структуре общества:

1) Реформа

2) Война

3) Революция

4) Референдум

Вопрос 64

Функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели.

1) Справедливость

2) Управление

3) Существование

4) Социализация

Вопрос 65

Система идей, выражающая интересы и идеалы какой–либо социальной группы или класса:

1) Теория

2) Идеология

3) Истина

4) Мировоззрение

Вопрос 66

Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающего его социальную сущность, это…

1) Личность

2) Индивид

3) Человек

4) Гражданин

Вопрос 67

Субъект, воплотивший в себе сущность общественных отношений:

1) Индивид

2) Бомж

3) Личность

4) Друг

Вопрос 68

Специфически социальные определения объектов, выявляющие их значение для человека и общества:

1) Ценности

2) Качества

3) Свойства

4) Сущность

1. Понятие о вере и религиозных ценностях

2. Добро и зло, мораль и т.д.

Религиозные ценности — ценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Под религией (этимологически означает «восстановление утраченной связи») понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришествия и полного обновления человека и мира. Основная религиозная ценность — вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни). Выделяют рациональную веру (предполагает вероятность события и готовность в него поверить) и иррациональную веру (абсолютная убежденность в существовании иного, потустороннего мира, не подчиняющегося физическим законам). Этот мир находится внутри нас («царство Божие») и открывается человеку в словах и действиях «святых», «учителей», «пророков». Мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера является актом личностного самоутверждения. Религиозное сознание пытается понять Откровение, замысел Творца относительно человека и его истории, исходя из того, что человек в христианской теологии «образ, подобие» Бога.

Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. В этой системе образует­ся своеобразная шкала ценностей. Так, например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отноше­ние к общению Бога и человека. Верующий человек, как правило, имеет установку приблизиться к Богу, преодолеть тот разрыв, кото­рый установился между человеком и Богом в результате «первород­ного греха». Эта установка образует мотив его поведения, который реализуется как в системе культовых действий (молитвах, постах и т. д.), так и в повседневном поведении. Христианин в процессе этого поведения ставит перед собой конкретные цели. Например, участие в религиозных обрядах позволяет человеку обрести «дары благода­ти» , которые укрепляют его силы в борьбе с происками дьявола, при­ближают человека к Богу. Конечной же целью всей этой деятельности и поведения для христианина является «спасение» его души, пол­ное слияние с Богом, обретение «Царства Божьего». «Царство Бо­жье» — это тот идеал, на реализацию которого нацелены все усилия как отдельного христианина, так и всех христиан через деятель­ность религиозных организаций.

Основной психологический элемент религии и одно из основных понятий религии – вера. Исходным определением веры у христиан является определение, приписываемое апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Ректор Киевской духовной академии архимандрит Антоний в 1862 году дал вере следующее определение: «Это суть истины, недоступные опыту и превышающие разум человеческий, чем отличается вера от знания». Таким образом, «вера» – это убежденность в истине того, что недоступно разуму и знаниям. Именно поэтому парадоксальность формулы римского раннехристианского богослова Тертуллиана (160–222): «Credo, quia absurdum» («верю, потому что нелепо») только кажущаяся. Если человек остро нуждается в знании или некоторой истине, но не имеет объективной возможности это знание получить, ему остается только верить в наличие искомого знания или в бездоказательную истину. Например, человек не может смириться со смертью близкого человека и он нуждается в знании того, что и после смерти возможна встреча с любимым. Но такое знание получить объективно невозможно. Тогда человек обращается к вере в загробную жизнь, и ему становится легче: ведь и в земной жизни мы иногда расстаемся на время с любимыми. Вера в бессмертие души помогает человеку смириться с потерей. Эта вера не нуждается в рациональном объяснении; вера готова принять все, что успокаивает душу.

Тема смерти неразрывно связана с идеей бессмертия. Бессмертие – с верой. Вера неразрывно связана с понятием надежды и другими нравственными категориями. Справедливый бог воздает добродетели блестящие награды после смерти, а зло подвергает страшным наказаниям. Как заметил Эмерсон, по существу, «мы считаем себя бессмертными потому, что мы считаем себя годными для бессмертия». Речь идет о ценности личности, надежда на бессмертие которой и провозглашается религией. По сути, идея ада выносит за скобки земной жизни все негативные морально-нравственные проявления человека: эгоизм, ненависть, несправедливость, зло и осуждает их носителей на вечные страдания; а идея рая увековечивает альтруизм, любовь, справедливость, честь, добро и обещает добродетельным при жизни людям вечную благодарность Бога.

В основе ценностных ориентаций религиозной личности лежит убеждение, что свое высшее и абсолютное выражение ценности имеют в Боге, который выступает как совершенные истина, справедливость, красота и т. д. Религиозные заповеди учат ценить человеческие добродетели и осуждают зло во всех его основных видах. Религия как социальный институт потому и существует тысячелетия, что за время своего существования выработала действенные механизмы морально одобряемого обществом примирения со сложностями земной жизни и смертностью человека. Но верить или не верить в Бога – личное дело каждого человека. В соответствии с законодательством РФ все граждане имеют право исповедовать любую религию, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Право и обязанность общества – требовать от личности морального поведения, а право и обязанность личности – вести себя в обществе в соответствии с морально-нравственными нормами и законом.

Вопрос:

Что значит термин «христианские ценности», и какими они бывают?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Выражение христианские ценности возникло только в 20-м столетии, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получившая название аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение, слово). Ценность – это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Понятие нравственная ценность впервые появляется в этике И.Канта. Он писал: «Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю» (Критика практического разума. Гл.3. О мотивах практического разума). Попытку систематической разработки категории ценность первым предпринял Рудольф Лотце (1817 – 1881). Он рассматривал человека, как микрокосм, для которого ценности обладают безусловной значимостью, поскольку основой мира является Бог как верховная Личность. Труды Р.Г.Лотце определили направление в философии (В.Виндельбанд, Э.Гуссерль, Г.Риккерт, Г.Коген, П.Наторп, М.Шелер), которое противостояло этическому натурализму и релятивизму в учении о ценностях. Так, Макс Шелер писал: «существуют подлинные и истинные ценности качества, образующие собой собственную область предметов, которые обладают своими особыми отношениями и взаимосвязями, и уже как ценностные качества могут быть, например, высшими и низшими и т.д. Но если это так, то между ними могут существовать порядок и иерархия, которые совершенно независимы от бытия мира благ, в котором они проявляются, равным образом от движения и изменения этого мира благ в истории, они же и «априорны» в отношении его постижения» (Формализм в этике и материальная этика ценностей).

В противоречии с таким пониманием природы ценностей представители различных идеологических течений пытались доказать относительность ценностей. Последовательно проведенный релятивизм в аксиологии неизбежно приводит к материализму, а в этике – к нигилизму. Это наиболее разрушительно проявилось в философии Ф.Ницше и в марксизме.

– Карл Маркс: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали… Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» («Немецкая идеология»).

– Ф.Ницше: «В сущности в моём слове имморалист заключаются два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, – добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства… В этом смысле именует Заратустра добрых то «последними людьми», то «началом конца»; прежде всего он понимает их как самый вредный род людей, ибо они отстаивают своё существование за счёт истины, равно как и за счёт будущего» («Ecce Homo. Как становятся сами собою»). В 1943 году Б.Муссолини получил к своему шестидесятилетию в подарок от А.Гитлера полное собрание сочинений Ф.Ницше.

Релятивизм в понимании ценностей, доведенный до логического конца, стоил жизни сотням миллионов людей в России, Германии и некоторых других странах.

Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию.

Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.

Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей – соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.

Христианские ценности – великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения. Человек делает выбор. «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» (Б.Паскаль).

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ — ценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Под религией (этимологически означает «восстановление утраченной связи») понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришествия и полного обновления человека и мира. Основная религиозная ценность — вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни). Выделяют рациональную веру (предполагает вероятность события и готовность в него поверить) и иррациональную веру (абсолютная убежденность в существовании иного, потустороннего мира, не подчиняющегося физическим законам). Этот мир находится внутри нас («царство Божие») и открывается человеку в словах и действиях «святых», «учителей», «пророков». Мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера является актом личностного самоутверждения. Религиозное сознание пытается понять Откровение, замысел Творца относительно человека и его истории, исходя из того, что человек в христианской теологии «образ, подобие» Бога.

Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ). Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *