Церковь

Содержание

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Фото: serafim.kz

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в-третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святое святых,» «святилище» и «двор,» так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно «церковь,» и притвор.

Алтарь

Важнейшая часть христианского храма есть алтарь. Наименование алтарь
происходит от латинского alta ara — возвышенный жертвенник. По обычаю древней
Церкви алтарь помещался всегда в полукружии на восточной стороне храма.
Христиане усвояли востоку высшее символическое значение. На востоке был рай, на
востоке соделано спасение наше. На востоке восходит вещественное солнце, дающее
жизнь всему живущему на земле, на востоке же взошло и Солнце Правды, дающее
вечную жизнь человечеству. Восток всегда признавался символом добра, в
противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых
духов. Сам Господь Иисус Христос олицетворяется под образом востока: «Восток имя
ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк
Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах
всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило).
Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на
западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай,
где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую
горницу, где установил Господь Таинство Причащения.

Фото: krutitsy.ru

Алтарь есть место одних
священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
праздники три поясных поклона.

Святой престол

Главную принадлежность алтаря составляет
святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также
«жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
адом.

Антиминс

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
«вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы. Ряд известий
об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
«сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
«илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Ковчег

Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

Киворий

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели
ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина,
поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она
символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой
приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную
Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам,
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Дискос — (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое
или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец,» то
есть та часть просфоры, которая на Литургии претворяется в Тело Христово, а
также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале Литургии. Дискос
символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а
вместе с тем и гроб Христов.

Потир

Потир или чаша (от греческого «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале Литургии в эту чашу
вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на Литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Звездица

Звездица (по-гречески «астир, астерискос») состоит из двух дуг,
соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в
Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались
расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

Кадило

Кадило есть сосуд, состоящий из двух полукруглых чашечек, накрывающих одну другою, на трех цепочках, употребляемый для каждения фимиамом, или ладаном (род благовонной смолы) в известные моменты богослужения. Кропило изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом,»
и употребляемое для кропления св. водой.

Купель

Купель — большой сосуд, имеющий обычно форму потира и употребляемый для погружения младенцев при совершении над ними таинства крещения. В древности, когда весьма часто происходило крещение взрослых, для погружения их в воду устраивался в притворе особый бассейн со ступеньками, имевший крестообразную форму и называвшийся «баптистерием.»

«Канун» или панихидный столик

Канун употребляется для служения перед ним заупокойных молений или панихид. На нем делается обыкновенно «Голгофа» с изображением Распятия и предстоящих Божией Матери и св. Иоанна Богослова, а перед ними места для свечей, чаще всего 40, в знаменование сорокадневного поминовения усопших.

Прибор для благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, поставляемый на
особом столике.

Иконостас

Алтарь, как в храмах древнехристианских, так и нынешних, всегда отделялся от
остального храма особой преградой. В древности это была лишь решетка или
колоннада с карнизом и одним рядом икон над ним. Постепенно из этой, в начале
низкой преграды, развилась высокая стена, вся сплошь заставленная иконами в
несколько этажей, которая получила название иконостаса. Св. Симеон Солунский,
написавший в 14 веке особое сочинение о храме, еще ничего не упоминает о
современном высоком иконостасе. Из этого заключают, что нынешний высокий
иконостас появился не раньше 15-16 века. Есть, однако, предание, что уже
достаточно высокие иконостасы были введены св. Василием Великим для того, чтобы
не отвлекать молитвенного внимания священнослужителей. В иконостасе, как и в
древней алтарной преграде делается трое дверей, средние более широкие двери,
которые называются «святыми,» или «царскими» (потому что в них входит во св.
Дарах Царь Славы Христос) и более узкие северные и южные, которые называются
диаконскими, так как через них во время богослужения постоянно входят и выходят
диаконы. Через царские двери, или «врата,» совершаются только более
торжественные выходы. Самый иконостас в настоящее время состоит обыкновенно из
пяти ярусов.

О храмах на «Правмире»:

  • Происхождение Христианских Храмов
  • Храм, обряды, богослужения
  • Зачем ходить в храм? (ВИДЕО)
  • День рождения храма
  • Чем отличается храм от церкви, собора, часовни?
  • Что такое Церковь Христова?
  • 200 храмов в Москве — война или поиск?
  • Мой самый сложный храм
  • Где искать островки церковного искусства (+ ФОТО)
  • Хроники непереданной церкви: Покажите наш храм!
  • Церковь — храм и музей
  • Третьяковка приглашает… в храм
  • Город и Церковь
  • Можно ли с месячными ходить в церковь?
  • Храм на продажу
  • Храм построили, а жизнь-то улучшилась?

Москва и МО
Храм Трех Святителей на Кулишках
Николо-Кузнецкий Храм, г. Москва
Храм арх. Михаила в с. Архангельском
Храм Ризположения на Донской улице
Храм Спаса Нерукотворного, г. Долгопрудный
Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы (старая версия сайта)
Храм свв мц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище
Храм мученика Вонифатия при Центральной Московской Областной Психиатрической Больнице на ул. 8 Марта

Церковь свт Николая в Крапивино
Храмы Саткинского района
Бердск Православный
Спасо-Прилуцкий монастырь
Церковь св мученицы Екатерины, СПБ
Успенский храм, с. Петрово-Дальнее,
Храм Родества Богородицы, с. Ромоданово
Церковь Рождества Богородицы в Анискино
Храм священномученика Валентина Интерамского
Храм Преображения с. Ягул
Сретенский храм (Сайт прихода при храме в честь Сретения Господня, г. Туринска, Свердловской области, Каменской епархии)
Свято-Успнский храм г. Аксай, Ростовская обл,
Храм Всемилостивого Спаса, Туринск
Православный сайт храма в честь Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы (с.Чубковичи)
Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия, Свято-Михаило-Архангельский приход
Благовещенский Собор, г.Воткинск
город Шилка храм Петра и Павла
приход Богоявленского собора города Малмыжа Кировской области Вятской епархии
Храм Святителя Николая в Дербеневе
Храм Архангела Михаила г.Алупка
Троицкий собор г Краснодара
Богородице-Рождественской церкви села Мещерино
Храм Воскресения в Пеньках
Введенский храм в селе Пёт
Свято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны
Казанская Церковь села Ильинка, Астраханской обл
Сергиево- Казанский собор Курская епархия
Храм св. чудотворцев-целителей бессребреников Космы и Дамиана села Орша Советского района Республики Марий Эл
Православный приход Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Менделеевской линии
Свято-Успенский приход г.Аксай Ростовской обл
Приход во имя Архистратига Михаила. р.п. Коченево Новосибирской области (Коченевский район) Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви
Храм св. Иова Многострадального Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Николина гора, 1

Зарубежные приходы
Сайт прихода св Киприана и Иустины, Франкфурт-На-Майне
Приход г. Саарбрюкен, Берлинская епархия
Приход свв Бориса и Глеба, г. Кобленц
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Будапеште
Храм Георгия Победоносца при посольстве России в Чехии

Ближнее Зарубежье
Храм Петра и павла на Нивках, г. Киев
Храм Сергия Радонежского, Узбекистан, г. Навои

МОНАСТЫРИ
ФЕОДОРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Воскресенский Новодевичий монастырь
Николо-Бабаевский монастырь
Свято-Юрьев монастырь

В Библии написано «Приветствуют вас все церкви Христовы»
(К Римлянам 16:16).

Возможно многие не слышали о «Церкви Христовой». Другие, вероятно даже вы, слышали о ней, но не знаете о том, чем она является.

Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поделиться с вами некоторыми вопросами, которые часто спрашивают о церкви Христовой. Надеюсь, что эти десять вопросов и простые ответы на них помогут вам лучше понять то, чем она является, и то что она делает.

Является ли церковь Христова новой религиозной организацией?

Нет. Фактически церковь Христова существует почти две тысячи лет.

Церковь, которая является царством Христа на этой земле, была начата в 30 г. в день древнего иудейского праздника – Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса и через десять дней после Его возвращения в небеса. Этот факт записан во второй главе книги Деяний, где нам сказано о том, что в этот день около 3000 человек было прибавлено к Его царствию.

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян.2:36-41)

Где началась Церковь?

Библия говорит о том, что Церковь Бога Живого была начата в городе Иерусалиме (Деяния 2:5 ,14 ); но Бог хочет, чтобы Его церковь существовала повсюду на этой земле.

Иисус наставлял своих последователей идти по всему миру и проповедовать Евангелие каждому человеку (От Марка 16:15 ). Евангелисты царства Христова разошлись по всему земному шару.

Мы рады, что со времени падения железного занавеса много общин было основано в бывшем Советском Союзе.

Кто основал церковь Христову?

Она не была основана людьми, ибо Библия говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его» (Псалом 126:1 ). Единственным основателем церкви был Иисус Христос, ибо Он Сам сказал:

«На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
(Матфея 16:18 ).

Какие книги являются стандартом или авторитетом дня церкви Христовой?

Церковь Христова не принимает учения человеческие, включая написанные людьми вероучения, и не признает человеческие традиции, как авторитет.

Мы следуем учению одной Библии, потому что:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, по всякому доброму делу приготовлен»
(2-е Тимофею 3:16,17 ).

Библия – слово Божие, Его истина, и только она может cделать человека свободным (От Иоанна 8:32 ). Нашим вероучением является Библия, она – единственный авторитет для нашей веры. Мы говорим то, что говорит Библия.

Христиане не обучаем тому, чему не учит Библия.

К какой религиозной организации или деноминации принадлежит церковь Христова?

Церковь Христова не является деноминацией. Христиане не связаны с Католической Церковью, мормонами, деноминациями, вышедшими из протестантской реформации и иными религиозными группами. Мы не являемся частью никакой деноминации, мы принадлежим только Богу. Мы просто Христиане, какими Бог и предназначил быть Своих последователей (Деяния 11:26 ).

Мы следуем образцу церкви, о котором сказано в Новом Завете Иисуса, для того чтобы быть такой же недоминационной церковью, какой была Церковь, которую основал Сын Божий в первом столетии.

Где штаб-квартира церкви Христовой?

Церковь Христова не имеет штаб-квартиры на земле, у нее нет центрального офиса, ни всемирной управляющей структуры. У нас нет ни папы, и никаких групп людей на этой земле, контролирующих тысячи общин по всему миру.

Библия говорит, что Иисус – глава Церкви (К Ефесянам 5:23 ), и что Бог положил все к Его ногам (К Ефесянам 1:22 ). Так как Иисус является нашим главой и сидит по правую руку Отца в небесах, штаб-квартира церкви Христовой на небе.

Каждая местная община автономна и независима. Иисусу Христу дана вся власть, и каждая община управляется Им (От Матфея 28:18 ).

Почему вы называете себя Церковь Христова?

Иисус пообещал Своим Апостолам: «Я создам Церковь Мою» (От Матфея 16:18 ). Поэтому Церковь принадлежит Христу.

В Библии написано, что Иисус искупил церковь Своей) кровью (Деяния 20:28 ), церковь по праву принадлежит Ему. Мы носим имя Христа, чтобы воздать почести нашему Спасителю и главе, которому мы принадлежим.

В Новом Завете о церкви говорится как о:

  • Церкви Божией (1-е Коринфянам 1:2 ),
  • теле Христовом (К Колоссянам 1:24 )
  • и о доме Божием (1-е Тимофею 3:15 ).

Как было сказано выше, церковь является царством Христа на этой земле (К Колоссянам 1:13 ).

В какой день церковь Христова проводит богослужения? Что вы делаете во время вашего служения Богу?

Библия говорит о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых в первый день недели – Воскресенье (От Марка 16:9 ). Церковь была основана Иисусом в воскресенье и Христиане в первом столетии собирались по воскресеньям, чтобы вспоминать своего воскресшего Господа и поклоняться Богу.

Сегодня Церковь Христова продолжает собираться каждый первый день недели (Воскресенье), чтобы поклоняться живому Богу небесному.

Нам сказано придерживаться образца Библейского учения о церкви, наше богослужение каждый день Господень состоит из пяти частей, перечисленных ниже:

  1. Проповедь и изучение Библии (Деяния 20:7) – Мы уделяем Библии такое большое внимание, потому что только слово Божие может осветить путь нашей жизни (Псалом 118:105).
  2. Молитва (Деяния 2:42) – путь общения человека с Богом. Наши молитвы включают благодарность, просьбы и прославление Бога, и исповедание Богу наших грехов.
  3. Вечеря Господня (1-е Коринфянам 11:23-27) – так же называется «преломлением хлеба» или «приобщением», состоит из двух элементов: пресного хлеба и виноградного сока. Для того, чтобы вспоминать смерть Иисуса, члены церкви каждое воскресенье (Деяние 20:7) едят хлеб, символизирующий тело Иисуса и пьют виноградный сок, символизирующий Его кровь (От Матфея 26:26-28).
  4. Воздаяние (1-е Коринфянам 16:1,2) – Жертвовать Богу каждый первый день недели (Воскресенье) – обязанность каждого Христианина. Пожертвования используются для поддержки работы местной церкви – помощь вдовам, сиротам и помощи проповедующим Евангелие. Добровольные пожертвования – единственный источник дохода церкви.
    Церковь не участвует в бизнесе и предпринимательстве для осуществления своей деятельности.
  5. Пение (К Ефесянам 5:19) – как учит Новый Завет Иисуса. Наше Христианское прославление Бога – акапелла, мы говорим друг с другом псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в наших сердцах Господу.

Что должен сделать человек чтобы стать членом церкви Христовой?

В соответствии с Библией, человек не присоединяется к церкви, но Бог прибавляет спасенных людей к Своей церкви (Деяния 2:47 ) или, другими словами, мы должны родиться от воды и Духа, чтобы войти в царствие (От Иоанна 3:5 ).

Условие для вхождения в церковь – человек должен повиноваться Евангелию Христа. Это воля Божия (От Матфея 7:21 ).

Что включает в себя повиновение Евангелию?

Когда человек выполнит эти действия – он спасен от всех прошлых грехов и Бог прибавляет его к Своей церкви.

Почему существует церковь Христова? Какая у нее миссия?

Библия говорит о том, что еще перед сотворением мира церковь была задумана Богом (К Ефесянам 3:9-11 ). Всеми своими делами церковь должна прославлять Бога (К Ефесянам 3:21 ).

Наша деятельность подобна миссии Спасителя – взыскать и спасти погибшее (От Луки 19:10 ). Для того, чтобы осуществить это, церковь Христова участвует в трех видах деятельности:

  • проповедь Евангелия Иисуса Христа потерянным людям;
  • обучение Христиан Библии, для того, чтобы укрепить их и церковь;
  • и благотворительность для нуждающихся.

ЦЕРКОВЬ (греч. ἐκκλησία, лат. ecclesia) – термин, обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствующую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами, выработанными в контексте Истории христианства . Церковь в узком смысле – христианское культовое здание, храм (рус. слово «церковь» восходит к греческому κυριακόν – храм Господень). Буквальное значение греч. слова ἐκκλησία – «собрание тех, кто позван» – отражает первичное понимание, согласно которому церковь – это местная община призванных Богом на путь спасения последователей Иисуса Христа. Распространение христианства в различных культурных контекстах в границах позднеантичной ойкумены и за ее пределами поставило вопрос о единстве церковных общин, которое было понято как вероучительное и «мистическое». Церковь объединяет одна вера, актуализируемая через тождественный по существу религиозный опыт общения и единства с Богом «во Христе». Согласно метафоре апостола Павла, церковь есть Тело Христа, а сам Христос – ее Глава. Одушевляющей, животворной силой этого Тела является Дух Божий, в день Пятидесятницы сошедший на апостолов, которые представляли христианскую первообщину (поэтому церковь есть также и «храм Духа»). Все члены церкви, вступившие в нее через крещение «во Христа» и соединение с ним в таинстве Евхаристии (причастии «Телу и Крови Христа»), составляют т.н. «невидимую» церковь. В то же время церковь – это конкретная, «видимая» религиозная структура, имеющая своих институциональных лидеров, профессиональных служителей и рядовых членов, материальную базу и корпоративные интересы.

Эта двуединая природа церкви часто выражается богословами через различение церкви как духовного «события» и церкви как земной институции. С богословской точки зрения церковь – динамическая реальность, которая описывается выражением «уже – еще нет». Со стороны Бога все уже совершено: Богочеловек Христос основал церковь как духовное пространство спасения и обóжения, которое открылось в историческом времени; церковь есть «небо на земле». Вместе с тем спасение есть процесс, духовный путь, прохождение которого требует участия свободной воли человека. Внешняя церковная организация создает объективные условия (преемственность священнической иерархии, вероучения и дисциплины, совершения богослужения и таинств (см. Таинства церковные ) и т.д.) для того, чтобы каждый человек мог осуществлять свое спасение в соответствии с христианской традицией. Будучи «окном в вечность», появившаяся в новозаветную эпоху церковь имеет свою собственную историю, которая разворачивается в контексте истории христианских обществ, государств и культур. Во временнóй перспективе церковь выступает как религиозная традиция и одновременно как ряд региональных и местных традиций, которые, вступая во взаимодействие с культурой, создают сложные конкретно-исторические образования. После победы христианства над язычеством церковь встраивается в общественную структуру, превращаясь в религиозно-идеологический и культовый «департамент» государства (в нехристианских обществах церковь остается религией этнорелигиозного меньшинства). В результате под эмпирической церковью начинают понимать не столько сообщество христиан, сколько клерикальную корпорацию, наделенную определенными властными полномочиями. Это в свою очередь имело следствием некоторые изменения в религиозном сознании, в результате чего, напр., носителем церковности признавались только клирики как определенное сословие (в средневековом католичестве) или главой церкви провозглашался монарх (пореформационная Англия, Российская империя в ХIХ в.).

В ходе истории христианская церковь пережила множество разделений, результатом которых стал конфессионализм – существование многих церквей в рамках общей религиозной традиции. От восточной (византийской) церкви отпали несториане и монофизиты (т.н. дохалкидонские церкви), в 1054 произошло окончательное разделение восточной и западной (римской) церквей. В период Реформации XVI в. от Рима отделились протестантские церкви, что положило начало процессу образования множества различных протестантских деноминаций. В результате можно говорить о трех основных типах церквей: восточноправославном – национальные, на практике государственные, церкви, объединенные единым вероучением и общением в таинствах; римско-католическом – всемирная церковь, подчиненная юрисдикции Римского папы; протестантском – церковь как конгрегация верующих во Христа, принадлежащих к определенной конфессиональной традиции (нужно отметить, что существуют и государственные, национальные церкви, идеологически восходящие к Реформации ).

В эпоху конфессионализма церкви оказались максимально отчуждены друг от друга, выражением чего были различия в вероучении, богослужении и организации, а следствием – взаимные обвинения в «антицерковности» и религиозные войны. В современную эпоху, когда церковь вследствие секуляризации постепенно утратила влияние в обществе, ее практика ограничивается удовлетворением религиозных потребностей отдельных личностей, а также охранением христианских ценностей. Косвенным результатом этого явилось возникновение в 20 в. всемирного экуменического движения (см. Экуменизм ), цель которого – сближение различных христианских церквей и их воссоединение перед безрелигиозным миром. Ряд богословов и церковных деятелей предлагает согласовать христианскую веру с современной наукой и культурой и адаптировать церковную практику к изменившимся историческим условиям (см. Модернизм религиозный). В свою очередь консервативные церковные круги выступают, с одной стороны, против экуменизма, защищая свою конфессиональную идентичность, а с другой – призывают вернуться к такой общественной структуре, в которой церковь снова будет играть роль определяющей силы в области мировоззрения и морали (см. Фундаментализм ).

А.И.Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Церковь — орф. Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  2. ЦЕРКОВЬ — Особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Гл. отличительные признаки Ц.: 1) наличие более или менее разработанной догматич. и культовой системы; 2) иерархич. Советская историческая энциклопедия
  3. церковь — Ц’ЕРКОВЬ (церква ·обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям ·прост.), ·жен. 1. Здание, в котором происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб. Толковый словарь Ушакова
  4. Церковь — Можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в истории и в современной жизни и 4) как общество и учреждение в области права. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. церковь — Готское – kiriko, kirko (церковь). В русском языке это слово стали широко употреблять после принятия христианства – в конце X в. Словом «церковь» первоначально называли организацию духовенства и верующих какого-либо религиозного течения… Этимологический словарь Семёнова
  6. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — англ. church; нем. Kirche. 1. Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением… Социологический словарь
  7. церковь — це́рковь ж., род. п. це́ркви, народн. це́рква, укр. це́рква, блр. це́рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. церковь — 1. церковь I ж. Религиозная организация духовенства и верующих со сложной иерархической системой, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств; Божий дом. II… Толковый словарь Ефремовой
  9. церковь — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? церкви, чему? церкви, (вижу) что? церковь, чем? церковью, о чём? о церкви; мн. что? церкви, (нет) чего? церквей, чему? церквям и церквам, (вижу) что? церкви, чем? церквями и церквами, о чём? о церквях и о церквах… Толковый словарь Дмитриева
  10. Церковь — Ц’ерковь (греч. «экклезия» — собрание, общество созванных) — творение и духовное тело Христа (Мат.16:18 ; Еф.1:23 ; Кол.1:24). Церковь не есть новая религия, или особая религиозная (благотворительная) организация… Библейский словарь Вихлянцева
  11. Церковь — , 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки… Большая советская энциклопедия
  12. Церковь — Церковь, храм – здание, предназначенное для богослужений. Иногда «храмом» может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Католическая энциклопедия
  13. Церковь — 1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Краткий религиозный словарь
  14. церковь — Восходит к греческому kyrikon (в значении «господнее») от kyros – «господь». То же греческое слово легло в основу и заимствованного нами из немецкого существительного кирка (немецкое Kirche). Этимологический словарь Крылова
  15. Церковь — Есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане… Библейская энциклопедия архим. Никифора
  16. церковь — Це́рковь/. Морфемно-орфографический словарь
  17. церковь — Церковь, церкви, церкви, церквей, церкви, церквам, церквям, церковь, церкви, церковью, церквами, церквями, церкви, церквах, церквях Грамматический словарь Зализняка
  18. церковь — ЦЕРКОВЬ м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Толковый словарь Даля
  19. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. Новейший философский словарь
  20. церковь — орф. церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божественное учреждение, богосл.; вместо Русская православная церковь); Белая Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  21. церковь — -кви, род. мн. -квей, дат. -квам, ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. Православная церковь. Католическая церковь. Отделение церкви от государства. Малый академический словарь
  22. церковь — ЦЕРКОВЬ -кви; мн. церкви, церквей, церквам и церквям; ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная ц. Католическая… Толковый словарь Кузнецова
  23. Церковь — См. Храм. Архитектурный словарь
  24. Церковь — (греч. kyriake, букв. – божий дом) 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Словарь по культурологии
  25. Церковь — (от греч. kyriake (oikнa), буквально — божий дом), то же, что Храм. Художественная энциклопедия
  26. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ ( от греч. kyriake (oikia) — букв. — божий дом) — . Большой энциклопедический словарь
  27. церковь — ЦЕРКОВЬ, кви, мн. и, ей, ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. Толковый словарь Ожегова
  28. церковь — Общеслав. Заимств. из герм. яз., где *kirkō (ср. нем. Kirche «церковь») < греч. kyriakos (domos) «господний (дом)». Праслав. *kьrky > церковь в результате изменения k > ц, прояснения редуцированного ь в е и подравнивая им. Этимологический словарь Шанского
  29. церковь — 1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; храм. Краткий церковнославянский словарь
  30. церковь — см. >> храм Словарь синонимов Абрамова
  31. церковь — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *