Церковь алексеевского монастыря в угличе

Успенская церковь в Угличе спряталась в стороне от основных городских достопримечательностей — местного кремля, пожарной каланчи и примыкающих к ним музеев. Не так давно в Алексеевский женский монастырь, на территории которого и располагается религиозное сооружение, стали возить экскурсии, а раньше сюда добирались лишь знающие люди или те, кто смогли рассмотреть вдалеке островерхие шатры.

Исторические сведения гласят, что перед нами не просто храм, а своеобразный памятник, возведённый в честь убитых здесь защитников бывшего Успенского монастыря. Описываемая трагедия произошла в Смутное время, в 1609 году. Печальная участь постигла и деревянный Успенский храм. В 1628 году на его месте построили белокаменную Успенскую церковь — ту самую, которую гости и жители Углича могут видеть в настоящее время. Постройка стала первым каменным сооружением, возведённым после окончания Смутного периода. За редкую красоту горожане нарекли церковь Дивной. Название встречается и сегодня, причём не только в народе.

А вот первозданный вид постройки сохранился не полностью — адаптировали под настоятельские покои. Изменений избежали лишь алтарь и оригинальные главы.

В советские годы религиозное сооружение долго не использовалось по назначению. После революции 1917 года местный завод № 2 хранил в подвале цемент, часть первого этажа строения стала временным жилищем для работников «Волгостроя».

В 1956–1961 годах храм отреставрировали. А в 1997 году передали Русской православной церкви и верующим. Тогда-то и началось его полное возрождение — обитель превратилась в женский монастырь и вернула себе все свои святыни.

Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе на панораме Yandex: вид снаружи

Архитектурный стиль Успенской церкви в Угличе

Церковь Успения в Угличе считают не только самой необычной постройкой Алексеевского монастыря, но и причисляют к уникальным памятникам древнерусского зодчества XVII века.

Чтобы понять, что же в строении такого необычного, не нужно быть архитектором — достаточно просто посмотреть на шатры здания, напоминающие трезубец или корону. Много ли вы видели подобных сооружений? В том-то и дело, что в России насчитывается всего два шатровых храма — в Угличе и церковь Одигитрии в Вязьме.

Устремлённые вверх главы придают Дивной церкви лёгкость и изящность. Две из них поставлены на цилиндрические своды и выполняли декоративную функцию, третий, по всей видимости, некогда был открытым внутри и имел хозяйственное назначение.

В восточной части храм Успения в Угличе украшен тремя полукруглыми апсидами, отделанными орнаментом в виде арок с остроконечной верхней частью. По своим мотивам напоминает узор московских храмов XV- XVI веков. В нижнем ярусе и в западной части, где находится двухэтажная трапезная, декор не такой богатый.

Небольшое сооружение поставлено на высокую каменную постройку, в русской народной архитектуре описываемую как подклет. В нижней части оборудовано подвальное помещение. Кто был архитектором этого шедевра древнерусского зодчества точно неизвестно. Однако авторство приписывают настоятелю монастыря отцу Мисаилу — под его руководством в обители воссоздали большую часть религиозных сооружений.

А вот каменное крыльцо с внутренней стороны церкви — новодел 1905 года. Деньги на его строительство выделил Войтяговский.

Шатровая церковь в Вязьме, © Анна Абросимова

Внутри

Внутреннее убранство храма довольно скромное. Виной тому — плохая сохранность интерьера: фрески XVII века полностью утрачены в ходе реставрационных работ, на смену двухъярусному иконостасу в середине позапрошлого века пришёл одноярусный.

Святыни Успенской Дивной церкви в Угличе

Несмотря на бедное убранство, в храме Успения в Угличе проходят все монастырские богослужения. С их расписанием можно ознакомиться на официальном сайте обители.

Однако главная ценность и святыня постройки — икона Божией Матери «Вратарница Угличская» («Свеча Неугасимая»). Святая изображена в виде монахини с посохом в левой руке и свечой в правой. С появлением здесь этого чудотворного лика связано одно предание. Согласно ему, Богородица в таком образе явилась настоятелю обители Евангелу. Произошло это в XIX веке.

В 1894 году об иконе узнали благодаря одному больному купцу. Мужчина пришёл в храм и поведал братии о видении: Божия Матерь сказала отыскать лик и помолиться ему, после чего он исцелится. Так и произошло. С тех пор святая продолжает помогать людям. В Дивную церковь приезжают с разными просьбами: кто-то молится о здоровье, кто-то о семейном счастье, кто-то об укреплении веры и решении жилищного вопроса. По имеющимся актам ярославской духовной консистории, Царица Небесная помогла более 40 верующим.

Видео о монастыре и Дивной церкви:

Как добраться

Достопримечательность находится неподалёку от городской автостанции, Музея народной игрушки. Рядом проходят улицы Каменская, Октябрьская, Шаркова и Свободы. Адрес комплекса: ул. Шаркова, 27.

На маршрутках: в 720 метрах от постройки расположена остановка «Гражданская улица». Нужен транспорт № 9. По улице Ростовской курсируют № 3, 8, 117. Остановка называется «Улица Февральская». Выходите на улицу Шаркова, затем двигайтесь по Каменской, на развилке поверните налево и идите прямо. Через 150 метров перед вами появится комплекс.

На автобусах: до «Улица Февральская» доставят автобусы № 3, 10.

Пешком: от автостанции дойдёте за шесть минут. Следуйте на юго-восток по улице Ольги Берггольц, поверните налево на ул. Октябрьскую, через 25 метров поверните направо на ул. Каменскую, через 110 метров поверните налево на ул. Шаркова.

Речной круиз: во время навигации через Углич проходят маршруты речных путешествий. Теплоходы отправляются из Москвы, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Санкт-Петербурга, Волгограда и других городов. Имеющегося времени хватит, чтобы изучить основные достопримечательности административного центра.

На автомобиле: путь из Москвы займёт около четырёх часов. Поезжайте по Р104. Из Ярославля вы доберётесь за полтора часа. Двигайтесь по 78К-002 или по а/д Холмогоры, М-8 и Р153.

Из Ярославля:

Из Москвы:

На такси: из пункта «А» в пункт «Б» по городу вас доставят «Лидер», «Патриот», «Блюз», «Реал».

Алексеевский женский монастырь является одним из самых древних монастырей России и самым старым в Угличе. Первое упоминание о нем датируется XIV веком. Обитель расположена на самой высокой возвышенности города, которую издавна называли Огневой горой.

Посетив Алексеевский женский монастырь, Вы полюбуетесь панорамой Углича и увидите Успенскую Дивную церковь — выдающийся памятник древнерусского зодчества XVII века. Храм трехшатровый, что является исключительно редким явлением, а свое название он получил за необычайную красоту и совершенство форм.

Обитель расположена в стороне от главных достопримечательностей Углича. Территория ухоженная, здесь нет толп туристов и Вы сможете насладиться тишиной и покоем, ощутить умиротворение.

Из истории

Обитель была основана в 1371 году и защищала Углич со стороны Ярославской дороги. В XVI веке в монастыре построена каменная Алексеевская церковь. Это было первое каменное здание, построенное вне стен угличского Кремля.

К сожалению, все строения того времени были разрушены во время польско-литовской интервенции в начале XVII века. Монастырь был сожжен, многие горожане и иноки, защищавшие город от оккупантов, были убиты, другие заживо заточены в подвалах.

С окончанием Смутного времени Алексеевский женский монастырь был воссоздан. Успенская Дивная церковь была возведена в 1628 году. Имя архитектора нам неизвестно, но он строил храм-памятник в память о защитниках Углича, погибших во времена Смуты.

Успенская Дивная церковь — краткое описание

Первое, на что Вы обратите внимание, глядя на Успенскую Дивную церковь, — это простота и монументальность. Подклет храма очень высокий, по сравнению с небольшим основным объемом, а завершают строение три шатра. Два малых из них — декоративные, а главный большой шатер, видимо, ранее имел хозяйственное назначение. Вытянутые конусы храма напоминают корону в форме трезубца.

Фасады храма украшены каменной резьбой, а устремленные ввысь шатры придают строению изящество и легкость.

Внутреннее убранство очень скромно. Особую ценность представляет хранящаяся в Успенской церкви чудотворная икона Божьей матери, которую также именуют «Свеча неугасимая» и «Вратарница угличская». О том, скольким людям помогла эта икона, можно судить по многочисленным дарам, оставленные прихожанами.

В Алексеевском женском монастыре, кроме Успенской Дивной церкви, Вы сможете посетить Алексеевскую церковь и небольшой храм Иоанна Предтечи, где сохранились росписи 1854 года.

Фото: Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря

Фото и описание

Успенская «Дивная» церковь является выдающимся памятником древнерусского угличского зодчества первой трети XVII столетия. Расположена на территории Алексеевского монастыря.

Храм был построен при настоятеле Мисаиле в 1628 году. Местная легенда повествует о том, что эта церковь представляет собой памятник защитникам обители, которые погибли в период Смутного времени. Первое упоминание об Успенской церкви имеется в писцовых книгах, датируемых 1628-1631 годами. Во второй половине XVII столетия храм был оборудован под настоятельские покои.

В начале XX века, а точнее в 1905 году, здание отремонтировали на пожертвования Н.Н. Войтяговского, пристроили каменное крыльцо. В 1918 году храм был включен в список памятников архитектуры, для которых необходимо первоочередное изучение и восстановление. После закрытия Алексеевского монастыря в 1920-х годах здание использовалось под хозяйственные нужды.

Для архитектуры Успенской «Дивной» церкви характерна простота и монументальность. Основное место занято небольшим объемом, поставленным на высокий подклет. Его завершают три шатра. Примечательно, что два малых боковых шатра смещены в восточном направлении относительно большого главного. Вместе с тем каждый из них приобретает практически самостоятельное значение. Центральный шатер, в настоящее время отделенный сводом от внутренней площади храма, по своей величине и конструкции не может считаться декоративным завершающим элементом. Скорее всего, первоначально он был открытым внутри и имел функциональное значение. Малые шатры внешне похожи на центральный, хотя представляют собой чисто декоративные составляющие, поскольку поставлены на цилиндрические своды, перекрывающие расположенные под ними помещения.

Под храмом оборудован подвал. С востока церковь венчают три апсиды полукруглой формы. С западной стороны к ней примыкает двухэтажное трапезное помещение с огромным четырехгранным столбом в середине, который поддерживает своды.

Декоративное оформление Успенского «Дивного» храма сохранилось не полностью. В наши дни вся трапезная, а также южная и северная стены здания лишены убранства. Наибольший интерес представляет фасад с восточной стороны. Все апсиды церкви украшены аркатурно-колончатым поясом. Нижняя часть колонок держится на верхнем полувалике межэтажного пояса, а наверху их завершают двойные килевидные арочки. Две «дыньки» украшают» каждую колонку. Орнамент пояса схож с несколько измененной обработкой московских церквей XV–XVI веков, а также с аркатурой Успенского собора из Ростова.

Внутреннее убранство «Дивной» церкви сохранилось плохо: иконостас отсутствует, росписи полностью утрачены. Изначально храм был оборудован двухярусным иконостасом, но в середине XIX столетия он был заменен на одноярусный. Опираясь на наблюдения ученых и сообщения источников, самой ранней была роспись, датируемая 1680-1684 годами. В период между XVIII веком и 1900-ми годами ее многократно обновляли и переписывали.


Всего 64 фото
Давно я хотел побывать в Угличе, но возможность предоставилась только в мае прошлого 2017 года. У́глич — в XIII-XVI вв. центр Углицкого княжества. Город расположен на реке Волге (Угличское водохранилище) в 200 км к север-северо-востоку от Москвы и в 97 км к западу от Ярославля и является туристическим центром «Золотого кольца». Название город получил, по всей вероятности, оттого, что Волга здесь делает в своём течении как-бы угловой поворот под прямым углом и даже не один. В Угличе множество очень интересных исторических мест, но начать рассказывать об этом славном русском городе я решил именно с Алексеевского Успенского монастыря и не только потому что в этом месте находился когда-то сакральный комплекс древних славян. Так что мы узнаем о самом монастыре, и по возможности много чего ещё любопытного)
Алексеевский Успенский монастырь расположен на знаменитой «Огневой горе» где когда-то находилось языческое святилище (кереметь). Об этом говорит не только специфический топоним, но и археологические находки. В частности найденный несколько лет назад астрагал (вид игральных костей) бобра, имеющий ряд высверленных отверстий. Из астрагала бобра в древности делали языческие подвески, широко используемые финскими мерянскими шаманами (арбуями) в качестве ритуального оберега. В мифологии угров бобер связан с Богиней-Матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос Богини-Матери «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобер».


В центре карты Огнева гора и Алексеевский монастырь. Слева для ориентировки — Угличский кремль и справа знаменитое Петухово поле.
Вольно интерпретируя можно даже сказать, что Богиня-Мать почитается на Огневой горе и сейчас. В удивительном трёхшатровом храме Успения Божьей Матери в Алексеевского Успенского монастыря хранится самая чтимая в Угличе чудотворная икона Богородицы «Вратарница» («Неугасимая Свеча»). Богородица (Богиня Мать) изображена на ней с жезлом в левой руке и свечой в правой. Мы её еще увидим с вами.


Храм Успения Божьей Матери в Алексеевском женском монастыре
Обычно рядом с святилищем Богини находилось священное место Бога. Есть такое и рядом с Огневой горой — в Петуховой слободе (см. карту выше). Петухова слобода была известна в Угличе в XV–XVII веках. Свое название она получила, вероятно, от Петухова камня, лежавшего близ церкви святителя Николая Чудотворца – что на Петуховом поле. Угличский краевед И.Н. Потехин писал в своих записках: «…Камень величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четырехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Этот валун находился метрах в стах на Юго-запад от церкви Николы – на «Петухах»…


Церковь Николы на «Петухах», была разобрана в 1957-1958 гг.
Именно с этим камнем связана самая красивая и известная легенда Углича. В ней говорится о том, что если городу угрожала какая-либо беда, то прилетал огромный петух. Он садился на камень, поворачивался в сторону грозившей опасности и троекратным пением предупреждал горожан о ней. С тех пор на камне «якобы и остался след петушиной лапы». Существует мнение, что эта легенда легла в основу сказки «О золотом петушке», написанной А.С. Пушкиным.


Жители Петуховой слободы являлись крепостными Алексеевского монастыря в Угличе. По государевой грамоте, им предписывалось «ни в каких службах не быть и в целовальниках не сидеть». Теперь на месте этой слободы проходят улицы: им. Нариманова, им. Шаркова (бывшая Крестьянская), Свободы и Пролетарская. Сама церковь Николы – на «Петухах» была разобрана в 1957-1958 гг., а фундаменты оставались до 1961 года. А Петухов камень был разбит и использован для мощения угличских дорог…06.

Северо-западная башня Алексеевского монастыря
Алексеевский монастырь — самый старый монастырь в Угличе и один из самых древних на Руси. Основан он был по замыслу митрополита Алексия в 1371 году. Эта дата общепризнанная, но достаточно условная. По некоторым источникам обитель старше еще на 80 лет. Построен Алексеевский монастырь во времена московского князя Дмитрия Ивановича «в 6879 лето», когда тот вёл войны с тверским князем Михаилом. Здесь-то, на Огневой горе, и произошло между ними важное сражение — тогда и создан был этот монастырь. Он был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия.


Слева направо Успенский собор, Часовня и Святые врата Алексеевского монастыря.
В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия — первый каменный храм вне стен угличского кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего первоначального почти не сохранилось.
В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили тогда всех иноков обители.

Часовня, что у Святых врат.

Святые ворота (XVIII в.)
После изгнания интервентов, предположительно в память погибших иноков и угличан, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная «Дивной». Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I. После разрушения в советские годы Покровского монастыря Дивная церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки.
Успенская «Дивная» церковь построен при настоятеле Мисаиле в 1628 году. Первое упоминание об Успенской церкви имеется в писцовых книгах, датируемых 1628-1631 годами. Во второй половине XVII столетия храм был оборудован под настоятельские покои. Для архитектуры Успенской «Дивной» церкви характерна простота и монументальность. Основное место занято небольшим объемом, поставленным на высокий подклет. Его завершают три шатра.

Примечательно, что два малых боковых шатра смещены в восточном направлении относительно большого главного. Вместе с тем каждый из них приобретает практически самостоятельное значение.13.
Центральный шатер, в настоящее время отделенный сводом от внутреннего объема храма, по своей величине и конструкции не может считаться декоративным завершающим элементом. Скорее всего, первоначально он был открытым внутри и имел функциональное значение. Малые шатры внешне похожи на центральный, хотя представляют собой чисто декоративные составляющие, поскольку поставлены на цилиндрические своды, перекрывающие расположенные под ними помещения.

С востока церковь венчают три апсиды полукруглой формы.

Под храмом оборудован подвал.

С западной стороны к ней примыкает двухэтажное трапезное помещение с огромным четырехгранным столбом в середине, который поддерживает своды.

Декоративное оформление Успенского «Дивного» храма сохранилось не полностью. В наши дни вся трапезная, а также южная и северная стены здания лишены убранства. Наибольший интерес представляет фасад с восточной стороны. Все апсиды церкви украшены аркатурно-колончатым поясом.

Нижняя часть колонок держится на верхнем полувалике межэтажного пояса, а наверху их завершают двойные килевидные арочки. Две «дыньки» украшают каждую колонку. Орнамент пояса схож с несколько измененной обработкой московских церквей XV–XVI веков, а также с аркатурой Успенского собора из Ростова.

Нижний ярус апсид

Эффект движения масс к центру и по вертикали достигнут за счет расположения шатров треугольником, постановки сдвинутого к западу главного шатра на более высоком основании, увеличением кокошников к центру и уменьшением их с высотой. Таким перспективным сокращением достигается иллюзия большей, чем на самом деле, высоты.

Крайние шатры сделаны более легкими и заостренными (с меньшим отношением ширины основания к высоте), и этим нюансом усиливается впечатление могучего взлета центрального завершения. Почти глухие шатры выглядят монолитными. Они воздействуют, подобно скульптуре, лишь внешним объемом, который намного превосходит полезное пространство скромной трапезной церкви. Памятник восхищает благородством пропорций, ясностью линий, изяществом и легкостью.26.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы: «Это белая лебедь, плывущая по волнам веков», — говорят о ней в Угличе. В Дивной церкви и пребывает теперь чудотворная икона «Свеча неугасимая огня невещественного». Зайдем в эту удивительную церковь. Снимать там нельзя, но как не сфотографировать для читателя эту восхитительную икону которая произвела на меня ошеломляющее впечатление во всех смыслах. Наверное только для того чтобы увидеть эту икону и стоит приложить усилия добраться до Углича…
По преданию, Божия Матерь явилась настоятелю монастыря Евангелу в образе Богородицы с посохом и свечой. Это было примерно в 1864 году когда и была написана икона. До 1894 года она пребывала в кладовой обители около тридцати лет. 23 июня же того года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Её икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление (вторая версия обретения иконы). Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел. В благодарность за полученное исцеление он обложил икону серебряной вызолоченной ризой. И таких исцелений и утешений зафиксировано немало, икона помогает всем, «с верою к ней притекающим». К чудотворному образу Божией Матери стекаются люди со всей России и по молитвам заступницы получают помощь и утешение. Помощь в родах, исцеление, укрепление веры, возвращение мира в семью, благодатный след в душе получили верующие из Углича, Москвы, Дмитрова, Ярославля, Кашина и других уголков страны.

Чудотворная икона Божией Матери «Свеча неугасимая огня невещественного», или «Вратарница Угличская». Пространство между окладом и самим образом заполнено золотыми украшениями, которые верующие оставляют в благодарность Богоматери за исцеление и утешение. По актам, составленным ярославской духовной консисторией, с 1894 года по настоящее время при сей иконе совершилось более сорока чудесных исцелений.

Икона поразила своим буквально неземным светом, удивительным ощущением нахождение в благодатном поле святыни — огне Неугасимой Свечи. Обычно я пробую передать подобные вещи, но в этот раз был полностью охвачен этой благодатью, сознание тогда мгновенно замолчало и только встрепенувшаяся душа внимала тихому шепоту Божьей Матери говорившей пришедшим в храм о любви, благородной бесконечной скорби и принятии. Все-таки мы находимся прямо на месте гибели убиенных иноков Алексеевской обители. «Намоленность» именно этой иконы ощущается как ни в одном месте по моим субъективным ощущениям.

Образ на фото плохо различим из-за бликов света и огромного количество благодарственных украшений от исцеленных. Поэтому выкладываю стороннее фото что-бы читатель мог представить детали образ Богородицы. Богоматерь на иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке.30.
Внутреннее убранство «Дивной» церкви сохранилось плохо: иконостас отсутствует, росписи полностью утрачены. Изначально храм был оборудован двухярусным иконостасом, но в середине XIX столетия он был заменен на одноярусный. Опираясь на наблюдения ученых и сообщения источников, самой ранней была роспись, датируемая 1680-1684 годами. В период между XVIII веком и 1900-ми годами её многократно обновляли и переписывали.31.
Атмосфера в храме возвышенная. Поскольку это действующий монастырь, из пространства храма за решеткой этого портала постоянно слышна проникновенно-монотонная молитва монахини — неусыпаемая псалтырь, читаемая круглые сутки…

Еще несколько фото внутренних пространств древней Дивной Успенской церкви Алексеевского монастыря.

Уходить не хотелось, я был не один и понемногу все мыстали покидать этот чу́дный и уже успевший стать родным Успенский храм.

Осмоттрим теперь другие строения монастыря.
Собор Иоанна Предтечи
Он находится рядом с Успенской церковью. Этот небольшой храм немного теряется рядом с великолепными возвышенными шатрами Успенской церкви. В Угличе это первая пятиглавая бесстолпная церковь с асимметричным приделом. Построена она по типу храмов Ярославля этого периода. Облик храма лишен той гармонии целого, которая свойственна Дивной церкви. Это массивное, широкое здание с пятью крупными главами на тонких барабанах. Широкая трапезная делает его еще более приземистым, особенно рядом с высокой и стройной Успенской церковью.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Обойдем Предтеченскую церковь.
В убранстве фасадов интересны наличники с килевидными кокошниками, а также полихромные изразцы, которые украшают ширинки лопаток паперти и придела. Росписи, сохранившиеся внутри здания, выполнены в 1845 году артелью Д.Г. Буренина.37.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

В XIX веке при реставрации переделали паперть. В то же время на церковь нанесли новые росписи.

Сегодня только на западной стороне паперти можно увидеть изначальное убранство, что, в свою очередь, считается одним из лучших в Угличе.

Построил церковь игумен Лаврентий. Изначально был установлен большой алтарь, состоящий из двух апсид. На западной стороне находятся паперть и крыльцо. На северной стороне можно заметить небольшой придел Феодора Стратилата и преподобного Аркадия.

У апсид собора до 1917 года располагалось монастырское кладбище, на котором в течение 600 лет погребали видных жителей города и монахов. В советское время кладбище было уничтожено; сейчас на этом месте растут розы.

В 1970 году церковь реставрировали, а в 1997 году она снова стала принадлежать монастырю. Сейчас Предтеческий собор закрыт.

Западная сторона стен монастыря. Монастырская постройка и монастырский корпус. На дальнем плане за стеной можно разглядеть Собор Богоявления Господня в Богоявленском Угличском монастыре.

Территория Алексеевского монастыря. Она довольно обширна. На дальнем плане Северный келейный корпус.

Северный келейный корпус
В правой части кадра ниже (на повороте дорожки) когда-то находилась колокольня Алексеевского монастыря снесенная в советское время.

Северный келейный корпус
На этом старом дореволюционном фото мы можем увидеть не только колокольню Алексеевского монастыря, но и его общий вид с юго-запада.

Церковь Алексия, митрополита Московского. Церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы. В 1629-1631 годах она была восстановлена после Смутного времени, c южной стороны был пристроен Богоявленский придел.

На этом и следующем фото мы можем увидеть фрагменты старой Алексеевской церкви с западной стороны, что пока открыты для обзора.

Алексеевская церковь
В XIX веке церковь практически полностью перестроили. Храму придали классицистический вид благодаря усилиям конструктора П.Я. Панькова, который служил при Ярославской губернии. В 1829 году была пристроена трапезная.

Алексеевская церковь
В начале XX века архитектурно–археологический отряд Угличской экспедиции археологов Муниципального Эрмитажа, возглавляемый Е.А.Туровой, установил, что постройка XIV века практически полностью сохранилась. Было утрачено всего несколько аgсид. Позднее здание церкви решили еще раз перестроить. Апсиды Алексеевской церкви напоминали апсиды Даниловского монастыря в Переславле–Залесском. Также наблюдалось сходство с архитектурой зданий Григория Борисова в Борисоглебске.

Алексеевская церковь

Алексеевская церковь
Деревянные монастырские постройки и розарий.

Монастырская постройка у Святых врат.

Ну, а нам пора покидать святую обитель…

Еще пара ракурсов Алексеевского монастыря в заключение.

Закончу свой рассказ без лишних слов. Монастырь оставил неизгладимые впечатления, во-первых, от восхитительной шатровой Успенской Дивной церкви, а во-вторых, от иконы Неугасимая Свеча, что раскрыла для меня целый мир, не побоюсь сказать, божественного света. После этого удивительного момента некоторая сегодняшняя общая запущенность и неустроенность Алексеевского монастыря перестала впоследствии бросаться в глаза — я как-будто бы стал сразу видеть всё что здесь когда-то было построено, как и всё то что некогда происходило. Наверное более детально просто не выразишь. Возможно надо здесь побывать чтобы самому получить в чем-то подобный, но только свой личный опыт. У меня осталось удивительное незабываемое ощущение. А может быть это был Свет Неугасимой Свечи!?…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *