Церковь дом божий

Любой православный храм или церковь дом Божий.Сам Христос говорил о предназначении храма : Дом Мой домом наречется какое слово пропущено

Гость

Бог вездесущ. Он присутствует на всяком месте, нет во Вселенной места, где бы не присутствовал Бог. Но есть особые, священные места, предназначенные для молитвы. Это церкви, или храмы. Храм еще называют домом Божиим, местом особого присутствия Господа. Это место, куда все мы собираемся для общей молитвы и службы Богу. Совместная молитва так и называется — богослужение. Христиане собираются в храме для молитвы в воскресные и праздничные дни, но и при каждой удобной возможности следует посещать церковь. Сам Господь заповедовал нам молиться соборно, то есть всем вместе. Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Если даже молитва двух или трех человек так сильна и угодна Богу, то тем более молитва многих верующих, возносимая в храме. На службе с нами незримо присутствуют Сам Бог, Ангелы и святые. Во время службы мы стоим благоговейно, не отвлекаемся, не разговариваем и не ходим по храму. Мы помним, что пришли к Самому Богу и стоим перед Его глазами. Во время службы мы внимаем чтению и пению и молимся со всем народом, единым сердцем и душой. Конечно, в храме можно молиться Богу и о своих нуждах, и за близких.Храм в силу своего особого назначения даже снаружи отличается от обычных домов и зданий. Он посвящен Самому Богу, а Богу нужно приносить в дар только лучшее. Поэтому наши храмы, монастыри великолепны и прекрасны. Их красота видна издалека, а мелодичный колокольный звон, зовущий народ на службу, разносится на многие километры .

Храм и его значение

Храмы с древнейших времен украшали города и села. Они стали символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обновления вселенной.

В этой брошюре рассказывается о значении, истории возникновения храма и его архитектурных форм, внутреннем устройстве храма и значении различных предметов в нем, о главных богослужениях и правилах поведения в храме.

Храм – это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Храм есть образ скинии, которую видел святой Иоанн Богослов в видении, о которой говорил ему громкий голос с неба: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21: 3).

Храм – центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и развитие, достижение цели нашей жизни; здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение и помощь Божию на семейную жизнь, исцеляемся от разных болезней души и тела, приносим молитвы Богу во всяких нуждах и жизненных обстоятельствах, получаем благословение для успеха во всех наших добрых начинаниях; здесь же нас провожают в жизнь загробную. В храме особенно чувствуется и сугубо подается благодать Божия. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно.

Побуждаемые любовью к Богу, живой душевной потребностью, верующие люди всегда стремились прийти в храм, как сказано в Писании: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея… Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 25: 8; 121: 1), где Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, невидимо присутствует и подает нам все необходимое для жизни вечной, где Божия Матерь, Ангелы и все святые с нами предстоят и возносят нашу молитву к Престолу Господню. Здесь преподается учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Господа. И как пища телесная непременно необходима для поддержания жизни нашего тела, так духовная пища – для укрепления и развития сил души: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4: 4). Верующие учатся в храме небесной мудрости, узнают подробности жизни Спасителя, знакомятся с жизнью и поучениями угодников Божиих, принимают участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих – великая сила!

Если человек искренне ищет Бога, то обязательно придет в храм, потому что именно в храме Господь ближе всего к нам. Здесь Небо соприкасается с землей, ибо Церковь – Небо на земле.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Значение храмов в жизни людей

В жизни людей храмам принадлежит особое место. Каждое поколение возвышало свои храмы. Храм – это символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Веру искоренить сложно, она в душе человека, а вот храм стереть с земли куда как просто. Если убрать храм – разрушишь символ, а вера исчезнет сама по себе – так, рассуждали, принимая решения об уничтожении церквей.

В дореволюционное время в Мариинске мирно уживались представители различных религиозных концессий: православные, католики, иудеи, мусульмане. Они имели свои храмы (за исключением мусульман, мечети не было в городе).

Православные имели: Никольский собор, церковь «Во имя всех святых», в тюремном деревянном замке приписную церковь «Утоли мои печали», была часовня святого Пантейлемона.

Католики Римско-Католический храм, иудеи синагогу.

Храмы были не только украшением города, представляли собой большую ценность, как памятники архитектуры и культуры. К сожалению, их не сохранили для потомков.

Никольский собор

Построенный в 1824 году в селе Кийском, которое в 1857 году обрело статус города и названо Мариинском, храм во имя Николая Чудотворца можно смело назвать народным достоянием – сооружен он исключительно на деньги прихожан. Стоял он близ берега Кии, на углу Большой Московской и Никольской улиц. Это был очень красивый, белокаменный, с куполами храм. На нем было 8 колоколов и их перезвон, особенно в большие религиозные праздники, слышался не только в городе, но и далеко за его пределами. Никольский собор занимал важное место в жизни мариинцев – здесь они принимали крещение, здесь венчались, здесь их отпевали, когда они покидали земную юдоль

Новая власть некоторое время не трогала собор, но в 1934 году, после выхода постановления о запрещении колокольного звона, начался его терновый путь. Причина – звон колоколов мешает работать учреждениям. Старожилы рассказывают, как однажды на площади перед собором появились мужички с лестницами и веревками и стали деловито снимать колокола. Народ окружил храм, из конца в конец по толпе шел шепоток о Божьей каре богоухольникам, старушки крестились, но никто не протестовал. А лишь говорили, что Христова вера учит терпению, послал Господь испытание, значит, грехи велики. Снятие колоколов, по сути, означало начало конца – 14 августа 1936 года собор превратили в зернохранилище. Рассказывают, что власти не разрешили верующим снять иконы, и святые лики, покрывались пылью и грязью, казалось, вопрошали: ведаете ли что творите? Но, думаем, ответа на этот вопрос нет и до сих пор

Куда девалось все имущество собора – неизвестно. Судьба служителей храма такая же, как и многих других. Настоятель собора Иосиф Долматов был репрессирован.

В качестве зерносклада храм использовали недолго – очень уж не приспособлено его помещение для таких целей. И сооружение оставили на поругание – всяк, греха не боявшийся, тащил из собора все, что приглянулось или в хозяйстве годное. Перед войной здание, а вернее то, что от него осталось, передали Мариинской МТС. Старожилы помнят эпопею по разборке стен храма. Сколько положено было трудов, чтобы оторвать хотя бы кусок кладки! Сколько требовалось усилий, чтобы отделить от него отдельные кирпичи! Не раствор держит, передавалось из уст в уста по Мариинску, Господь предостерегает!

Но, как известно, что одним человеком содеяно, другим может быть разрушено. И часть храма унесли по кирпичику к месту постройки мастерских, начали возводить стены. Но едва подвели здание под крышу, кладка стала расползаться. Пытались установить стяжки, не помогло, все равно трескалось. Рассказывают, как однажды подошел к рабочим, который ликвидировал трещины, пожилой мужчина и сказал» «Зря стараетесь, все равно ничего у вас не получится. И будет вам кара Божья за надругательство над святыми камнями». То ли предостережение напугало, то ли нерентабельно стало заниматься добыванием храмовых кирпичей, но собор оставили в покое. На развалинах его играли ребятишки, которые рассказывали матерям, что в этих руинах кто-то часто и жалобно плачет.

Так не стало в нашем городе каменного красивого по своей архитектуре собора как исторического, религиозного памятника. Храм – символ веры – был разрушен, на его месте возвели управление Сиблага.

Кладбищенская церковь

Кроме Никольского собора, в нашем городе был еще один православный храм – церковь «Во имя всех святых», прозванная в народе кладбищенской, поскольку находилась она около погоста и там большей частью отпевали православных. Было у нее еще одно неофициальное название – солдатская. Дело в том, что невдалеке, возле тюремного замка стояли казармы охранной роты, солдаты которой составляли большее число прихожан церкви.

Своим появлением храм обязан иркутскому мещанину Василию Шпочину – именно он, как свидетельствуют документы Томской епархии, внес средства на сооружение кладбищенской церкви в Мариинском Уезде. Почему иркутянин воспылал любовью к Мариинску – неясно. Однако в 1862 году был заложен первый камень, а уже в 1865 году специально посетивший Мариинск епископ Томский Порфирий освятил новопостроенный храм.

А какая красивая была церковь! Само здание – деревянное, с деревянной колокольней, фундамент каменный. Оно гармонично вписывалась в архитектуру тогдашнего Мариинска, большинство зданий которого строилось в стиле русского барокко.

Судя по всему, приход был не из богатых – на солдатские пятаки не очень-то поддержишь великолепие храма. К тому же деревянное здание по прошествии полувека требовало вложений средств на ремонт, а их не находилось. А когда власть переменилась, храмом и вовсе заниматься стало не кому.

В 30-х годах кладбищенскую церковь закрыли, причем тихо, спокойно, не оскверняя принародно лики святых и не разрушая стены. Потом сняли с куполов кресты, а в помещении открыли Дом культуры, просуществовавший в нем до 1958 года.

Почти вековой давности постройка совсем обветшала, но еще держалась, и там разместили спортивный клуб «Динамо». Запахи мира и ладана полностью перебили табачный дым и вонь пота от тел, разгоряченных тренировками спортсменов Долго им пребывать там не удалось – по невыясненным причинам бывший храм загорелся, и в одночасье от него осталось пепелище. В этом «самовозгорании» верующие усмотрели кару небесную за все прегрешения, не мог больше терпеть храм надругательства над своими святыми стенами

Так это или нет, но еще один дом Божий оказался стертым с лица земли. Память о нем сохраняют лишь старожилы, у которых на прицерковном кладбище были похоронены близкие. Правда, сейчас и не догадаться, что тут было кладбище, поскольку место его ныне занято городским садом с развлекательными аттракционами

Кладбищенская церковь канула в Лету, недалеко от места ее расположения планируется возвести Спасо-Преображенский храм. Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий, освятил закладной камень, но строительство все не начато – нет средств, и когда они найдутся, неизвестно. Разве что опять какой-нибудь иркутянин воспылает любовью к нашему городу и подарит ему храм

В нашем краеведческом музее можно увидеть фотографии кладбищенской церкви и Никольского собора.

Кроме них в Мариинске была часовня святого Пантейлемона. Каждое лето от Никольского собора проходило шествие с хоругвями и молитвами к часовне.

Польский костел

Как и православные храмы, католический так же был построен на пожертвования католиков, проживавших в Мариинске.

О закрытии католического костела было принято решение Запсибкрая в 1931 году. В нем говорилось: «Учитывая отказ римско-католического религиозного общества от пользования в дальнейшем католическим костелом в Мариинске и уплаты налогов и сборов, считать молитвенный пункт в католическом костеле ликвидированным, здание костела передать горсовету для использования под культурно-просветительные цели».

Согласно решению, польский костел был закрыт, а впоследствии разобран.

Из него была сделана пристройка к городскому Дому культуры в городском саду (бывшей кладбищенской церкви).

Так Мариинск потерял еще один архитектурный памятник, который украшал наш родной город.

Иудейская синагога.

Кроме христианских, в городе был и иудейский храм-синагога. Евреи имели свой храм, где совершались культовые обряды. Это единственное сохранившееся здание храма, все горожане его прекрасно знают – здесь находился почтамт.

По архивным материалам установлено, что синагога была построена в 1896 году на пожертвования евреев, проживавших в городе Мариинске. В городе в те времена было много торговцев и домовладельцев – евреев. синагога представляла собой двухэтажное каменное здание. На фронтоне и сейчас можно рассмотреть силуэт шестиугольной звезды – иудейского символа – он находится в круге на самом верху. В 1931 году, учитывая добровольный отказ иудейского религиозного общества от использования синагоги считать ее ликвидированной. Здание передали для использования на культурно-просветительские и учебные цели. Был ли это добровольный отказ евреев от синагоги или нет, сейчас трудно судить.

С недавних пор церкви и храмы начали возрождать: строить новые, реставрировать разрушенные временем и людьми памятники, появился интерес к наследию прошлого.

Сегодня в Мариинске снова есть Никольский храм – маленький, вдали от центра города. Будет ли когда-нибудь церковь, похожая на Никольский собор, такая же белокаменная, с тремя алтарями, сказать трудно. А может, все же будет!

Никольский храм

В Мариинске жителям он был больше известен, как польский костел. Он находился на углу улиц М. Горького и Гоголя (кстати, раньше ул. М. Горького и называлась Костельной).

Костел был деревянным, характерной архитектуры готического стиля, построен в 1913 году. На фотографии отчетливо видны посредине здания сплошные снизу доверху окна, а по сторонам по два окна – одно под другим, как бы на первом этаже и на втором этаже. На самом деле здание одноэтажное с очень высоким потолком. На верху здания высокий купол в виде шпиля и на нем крест.

Посвящается вдохновителю Марине,
а также всем детям как народу Божию

Инна Сапега

Дом Божий

Мой друг, сегодня я хочу поговорить с тобой о храме.

Храм — это дом Божий. Но это не значит, что только в храме живет Бог, совсем нет. Бог вездесущий — то есть Он существует везде и Его можно встретить в любом месте. Почему же мы ходим в храм?

Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу тебе один случай из своей жизни.

Когда я пошла в школу, у меня появилась первая учительница. Она была очень внимательная и добрая. Каждое утро она встречала нас, школьников, в классе с ласковой улыбкой и начинались уроки. А днем когда за нами приходили родители, она провожала нас и каждому ученику говорила что-то хорошее. Я очень её любила, и потому мне нравилось ходить в школу — я полагала, что школа есть дом моей учительницы, что она там и только там живет и существует.

Но однажды я встретила свою учительницу на улице. Я очень удивилась нашей встрече и даже не узнала учительницу. Ведь я привыкла видеть её в строгом школьном костюме, а тут она была в пушистой меховой шапке и пальто. Она также ласково улыбнулась мне и сказала: «Здравствуй!».

Потом я часто её встречала — и в магазине, и во дворе, и в парке. Я поняла, что учительница не существует только в школе, что у неё есть своя семья, квартира, друзья. Однако я продолжала ходить в школу, потому что именно там мы общались больше всего. Там она преподавала мне уроки, и я получала новые знания.

Так и храм Божий — школа для нашей души. Бог не живет только в храме — Он обитает везде, но Его встретить намного легче в храме. Ведь в храме всё говорит нам о Боге — свечи, иконы, таинства. Люди приходят в храм на службу, чтобы поговорить с Богом. Рассказать Ему о своих радостях и печалях. А также, чтобы получить от Него утешение или даже совет. Очень часто именно в храме Господь учит людей урокам добродетели, так же как в школе учат нас учителя чтению и математике.

Папа и двор

Да, храм — дом Божий, и потому мне всегда радостно видеть тебя в храме, мой друг. А вот знать, что во время службы ты идешь на улицу играть на детской площадке — грустно. Особенно если ты это делаешь во время Божественной Литургии — это действительно весьма печально.

Попробую тебе объяснить почему.

Представь, твой папа тебе говорит:

«Мой милый сынок, давай побудем с тобой вместе. Поговорим по душам. Попьем чаю с вкуснейшим пирогом, хочешь?» А ты ему отвечаешь: «Слушай, пап… Мне так неинтересно с тобой болтать. Я лучше пойду погуляю во дворе. А ты тут чай приготовь, пирог, и меня позови. Я быстренько съем твоего пирога и снова убегу гулять.»

Правда, очень грустно, когда так случается в жизни? Так же и здесь — Господь зовет нас в храм поговорить по душам, ведь молитва это и есть разговор души с Богом. А мы убегаем от Него во двор…Грустно!

Но ты мне говоришь — на службе так скучно. А я тебя заверяю — нет ничего интереснее и удивительнее, чем то, что происходит в храме.

Что происходит в храме

Во время любой церковной службы в храме вместе с нами поют и молятся ангелы. И порой их в церкви гораздо больше, чем людей — целое воинство. Послушай, что свидетельствует один замечательный святой Иоанн Златоуст:

«В вышине ангельское воинство воздает хвалу. Внизу, в храме, людской хор подхватывает следом за ними то же славословие. В вышине огненные ангелы непрестанно возносят в сиянии трижды святой гимн, внизу люди отзываются им. Празднество обитателей небес соединяется с празднеством обитателей земли: единое действие благодати, единый порыв блаженства, единый хор ликования».

Значит, когда мы поем в храме, ангелы подхватывают наше пение и мы поем вместе с ними. Правда, чудесно?
Святой так говорит непонаслышке — он сам при жизни встречал ангелов в храме. Многие святые люди могут видеть ангелов.
Но ангелы не только славословят в храме, они также следят за ходом службы.

Один великий старец увидел во время службы в храме юношу в белых одеждах. В руках у него был сосуд со святой водой и кисточка. Юноша подходил к молящимся и ставил им на лбу святой водой крестик, как ставит священник во время елеопомазания. Некоторых людей он пропускал, ничего не ставя им на лбу. Зато осенял крестом пустые места в храме.

— Скажи, пожалуйста, кто ты и что ты делаешь? — обратился к нему старец.

— Я, Ангел Господень — ответил юноша, — и исполняю повеление Божие осенять крестом всех находящихся в храме за их усердие от начала службы и до ее завершения.

— А почему ты осеняешь места отсутствующих?

— Если эти люди усердные, — объяснил Ангел, — и отсутствуют на богослужении по необходимости, либо по болезни, то я осеняю их места потому, что, несмотря на их отсутствие, душой они присутствуют и молятся. Места отсутствующих на службе без причин мне велено проходить и не осенять, ибо они недостойны этого. Так же я не осеняю тех, кто не молится, а думает о чем-то своём.

Вот что происходит во время службы. И если и ты молишься во время всей Литургии, то знай, Ангел Господень и на твоем лбе рисует крестик.

Но не только ангелы небесные присутствуют с нами в храме. Также святые глядят на молящихся с икон и сослужат нам, а через таинства являет Себя и Сам Господь.

Окна в иной мир

Иконы это окошки в иной мир. Мы смотрим на икону, а святой с иконы смотрит на нас. Мы подходим к иконе, целуем образ и что-то говорим святому, а святой нас слушает. А потом передает нашу просьбу Богу или исполняет её сам.

Икон в храме множество. И все они разные.

Самые большие иконы — по бокам царских врат, в иконостасе. Это всегда иконы Спасителя и Матери Божией, а также другие иконы святых, которые особенно почитаются в твоем храме.

Перед царскими вратами в центре храма на аналое лежит отдельная иконочка — икона праздника. В воскресение ты всегда увидишь икону, на которой Господь выводит из ада души праведников. Это икона воскресения Господня — Пасхи — когда Господь Своей смертью попрал смерть, воскрес и даровал жизнь всем нам.

Еще в храме наверняка есть несколько икон Божией Матери — Владимирская, Казанская, Троеручица. На всех этих иконах одна и та же Богородица. Просто названия у икон разные — по городам, в которых эти иконы либо появились, либо совершили чудеса.

И ничего в этом нет удивительного. Это также как фотографии твоей мамы. Мама — одна. А фотографий у неё много — тут она улыбается, там тебя на руках держит, а на другом снимке мама строгая. Но везде — она твоя мама. Так и здесь — икон Матери Божией много, а Матерь Божия одна.

Хорошо в храме иметь свою любимую икону и всегда стоять рядом с ней.

Икона может нас многому научить.

Был такой святой Нифонт Кипрский. Он приходил в храм и всегда молился возле одной иконы Матери Божией. Однажды он пришел в храм и видит, что Матерь Божия смотрит на него и плачет. Он понял, что Она плачет из-за него, ведь он ведет плохую жизнь. Ему стало очень горько и стыдно. И он сам заплакал.

С тех пор каждый день он приходил к иконе и видел, что если он делал что-то хорошее, Матерь Божия улыбалась ему с иконы, а если что-то плохое, Она горько плакала. Потом Нифонт так привык совершать только добрые дела, что по-другому уже не мог. Он покинул свой город и ушел в монастырь. Там он подвизался долгое время и стал величайшим святым.

Вот так может помочь икона бросить плохие дела и совершать только хорошие поступки.

Но ты мне говоришь, что сам никогда не замечал, чтобы икона на тебя смотрела и ни разу не встречал ангела в храме. А же тебе возражу — конечно, встречал. Когда был маленьким.

Посмотри не малышей — как в храме они улыбаются, им всё интересно и радостно. Говорят, маленькие дети, у которых еще чистые сердечки, видят небесных ангелов. И ты тоже мог их видеть.

Но и теперь, став большим, ты можешь увидеть ангелов и святых. Только не глазами, а душой. Ведь у души тоже есть взор.

Кто видит Бога?

Скажи мне пожалуйста, ты любишь рисовать: а я очень люблю. Когда я была твоего возраста, мне очень хотелось научиться хорошо рисовать. И я ходила на уроки к одному старенькому художнику. У моего учителя была седая борода и белые усы, умные добрые глаза и длинные руки с тонкими пальцами. Я смотрела на его руки и дивилась тому, как умело они выводили линии, так что получались чудесные картины.

Как-то учитель задал мне вопрос. Он спросил:

— Как ты думаешь, что самое важное для художника?

— Руки! — воскликнула я.

— Нет, — покачал головой художник, — не умелая рука делает творца творцом, а внимательный взгляд и доброе сердце. Для того чтобы красиво рисовать, нужно уметь увидеть вокруг красоту. А красоту замечает тот, у кого чуткая душа.

Эти слова я запомнила на всю жизнь. Я поняла — чтобы мы ни делали в жизни, самое главное заключается не в мастерстве, а в нашем сердце. Если ты хочешь быть хорошим художником — будь чутким и внимательным ко всему, что ты видишь, если врачом — переживай чужую боль, сочувствую другому, учителем — будь сам хорошим и послушным учеником, писателем — научись слушать другого человека.

Какую профессию ты бы ни выбрал, первое что нужно — это воспитывать в себе чуткую душу. А как её воспитывать?

Замочки

Ты помнишь своё Крещение? Если тебя крестили малышом, то конечно, тебе сложно вспомнить. А между тем в Крещении произошло что-то очень важное, о чем тебе нужно знать всю свою жизнь. Так что я тебе расскажу.

Над тобой маленьким прочитали молитвы, окунули тебя трижды в купель, срезали волосики крестообразно на голове и миропомазали. Именно о миропомазании я хочу тебе напомнить.

Батюшка со словами «Печать Духа Святого» нанес тебе миром крестики на лоб, глаза, уши, рот, руки и ноги. Он тебя, только покрещенного, безгрешного, запечатал, то есть повесил тебе замочки от всего дурного. И с тех пор, чтобы замочки эти не навредить и себя сохранить, тебе нужно в голове держать только хорошие мысли, смотреть, слушать и говорить только доброе, делать полезные дела и ходить благим путем.

Если ты все это будешь делать, ты будешь самым счастливым — потому что у тебя будет чистая душа.

А если ты повредил свой замочек неосторожным словом или поступком — хорошо пойти к батюшке на исповедь и всё ему рассказать, покаяться. А затем прийти на Литургию, помолиться и причаститься.

Литургия

Литургия — это встреча с Богом. Помнишь, как встречали Господа дети, когда он пришел в город Иерусалим. Они кричали: «Осанна в Вышних Богу!» и клали Ему под ноги пальмовые листья. Дети очень радовались Богу. И мы должны Его встречать на каждой службе и радоваться Ему.

Но радоваться надо тихо. Храм — место особое. Здесь все очень внимательны и спокойны. В храме не бегают, не прыгают, не кричат. Тут молятся.

Да и Сам Господь больше любит тишину. Помнишь, как Он явился на горе святому Илье? Илья Его звал на вершине горы. И вот настала гроза, молния рассекала небо, послышался страшный гром. Илья решил, что Господь пришел к нему, но Бога среди грома не было. Потом начался ураган и землетрясение, ветер завывал и сносил всё на своем пути, но и там Бога не было. А когда всё стихло, Илья почувствовал легкое дуновение ветерка — и там был Бог.

Значит, Бог чаще приходит к тому, кто такой же тихий как легкий ветерок, а не к тому, кто гремит громом.

Особенно нам нужно молчать и быть внимательными во время чтения Евангелия. Тогда Сам Бог говорит с нами.
Один святой по имени Антоний пришел в храм. Там была служба, и диакон читал Евангелие. «Пойди и раздай имение свое нищим и следуй за мной!». Святой вдруг понял, что с этими словами Господь обращается именно к нему. Он покинул после службы храм, раздал всё что имел и удалился в пустыню. Там он стал жить как монах. Антоний настолько прославился своей доброй жизнью, что его называют Великим.

Так и нам надо внимательно слушать чтение Евангелия — ведь Господь что-то обязательно скажет каждому, кто Его слушает.

Еще во время службы есть места особой молитвы — когда поют Херувимскую песню, и от Символа Веры до молитвы Господней. Тогда даже ангелы трепещут, и нам следует подобать ангелам в ожидании прихода Бога. А Бог приходит в храм со Святым Причастием.

Таинство Таинств

Когда я первый раз пришла на Причастие, мне было девять лет. Бабушка мне сказала: «Сейчас священник тебе положит ягодку в рот».

У Чаши я открыла рот и зажмурила глаза и стала ждать, когда мне в рот положат ягодку. Но батюшка ничего мне не положил, он спросил меня: «Как тебя зовут?». И мне пришлось открыть глаза. Я назвала свое имя и увидела, что в Чаше вино и хлеб. И батюшка причастил меня ими со словами «Причащается Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во здравие души и тела…»

Так я узнала, что нет никаких ягодок, а мы причащаемся Тела и Крови Господних.

Это одно из самых главных таинств нашей Церкви. Таинство таинств. Ведь мы, приобщаясь, становимся частью Христа и всей Церкви, а значит частью друг друга. У нас появляются силы совершать добрые дела и отказываться от дел плохих.

Вот насколько велико Причастие. И потому к Причастию надо готовиться и надо его ждать. А после стараться сохранить в себе этот Дар. И вернувшись из храма домой, помнить, что и дома Господь смотрит на нас и ждет от нас нашей веры и добрых дел.

+++

Мой друг, многое я тебе сегодня рассказала. Но многое ты и сам должен узнать. Никто и ничто лучше не поведает тебе о храме и о Боге чем сам храм, церковные службы, молитвы и твое участие в таинствах.

И потому — до встречи в храме!

Клуб православных литераторов «Омилия»

Православный храм – дом Божий

Тема урока: «Православный храм – дом Божий»

Цель: формировать у обучающихся представление о ценности православного храма как дома для соборной молитвы, православной святыни.

Задачи:

1) познакомить обучающихся с понятием «православный храм» с назначением, внешним видом и устройством православного храма;

2) обогатить историко-культурный словарь обучающихся;

3) воспитать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рабочие листы с заданиями для учащихся, макет храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске.

Ход занятия

I. Оргмомент. (Звучит звон колокольчика). Ребята, этот звук, возможно,

поможет нам открыть загадку нашего урока. О чем пойдет речь и какова тема урока, я попрошу определить вас самих.

II. Актуализация знаний

а) определение темы урока

Рассмотрите книжки, которые лежат перед вами. Откройте стр. 2, внимательно прочитайте задание. Прочитайте названия букв церковно-славянской азбуки, замените их современными буквами и расшифруйте название темы нашего урока:

ДОБРО ОНЪ МЫСЛЕТЕ

БУКИ ОНЪ ГЛАГОЛЬ АЗЪ

— Чем же нам предстоит заняться? (будем читать названия букв)

— Что это за особые буквы? (буквы церковно-славянской азбуки)

— Кто автор этой азбуки? (Кирилл и Мефодий)

— Сколько букв (буквиц) насчитывала кириллица?

Перед вами целый ряд таких буквиц, они написаны единой строчкой. Здесь зашифрованы слова – название темы нашего урока: первое слово в верхней строке, второе – в нижней. Церковно-славянский вариант букв замените буквами современными. Попробуйте расшифровать тему урока.

Дом Бога (Слайд 1)

— Кто знает, какое название этот дом имеет? (Храм) А что это слово обозначает? (Здание)

— Можем ли мы назвать храм особым зданием? Почему?

б) словарная работа (Слайд 2)

На стр. 3 толкового словаря вы сможете найти ответ на вопрос, что такое храм, и в чем особенность этого здания.

· Храм – здание для богослужения, церковь.

От старинного хоромы, жилой дом, хра́мина. || Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.

· Церковь – 1) здание для христианского богослужения, храм, Божий храм;

2) люди единой веры, собравшиеся для молитвы.

— Что такое храм? (Здание для богослужения)

— Что такое богослужение?

Продолжи определение:

· Храм — это …

· Церковь – это …

— Что же такое храм (церковь) с точки зрения толкового словаря?

• Храм – это здание, в котором совершаются церковные службы.

• Церковь – это люди, собравшиеся для общения с Богом.

— Какие люди ходят в храм? (Верующие, православные)

— Кто такие православные люди?

· Церковь – здание для общения с Богом, дом Божий.

— Сколько названий имеет это особое здание? (2: храм, церковь)

III. Приобретение новых знаний

Сегодня мы откроем много секретов православных храмов.

а) рассказ учителя

Храм – это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь – слово греческое, озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и дом Божий. Поэтому храм ча­сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь – Божия семья.

С древних времен все самое лучшее, кра­сивое посвящалось людьми Богу. Вся жизнь православного человека связана с храмом. Все самое лучшее, первое несли христиане в храм. И не удивительно, ведь храм – место, где незримо присутствует сам Христос. Родился человек – его крестили, женился – венчали, при болезни – соборовались, исповедовались, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали.

Строительство любого города, поселения начиналось со строительства храма. Люди не жа­лели труда, сил, строя храмы, занимаясь ико­нописью, росписью храмовых стен, создавая храмовые песнопения. Человек понимал, что храм – это место соприкосновения с иным (божественным) миром, и все, что мы встре­чаем в храме, служит одному – встрече чело­века с Богом.

Место всегда выбиралось самое живописное, на возвышенности.

Россия – страна лесов, поэтому издревле сложилось, что храмы стоились сначала только из дерева.

На Руси возник обычай строить обетные, или обыденные церкви. Особенно много их строили во времена эпидемий, голода, мора, войн. Жители шли в лес, рубили деревья и свозили их на место строительства и за один день выстраивали церковь. Тут же освящали ее, молились. Если не помогало, строили еще одну.

Конечно, дерево — не долговечный материал, поэтому самые первые церкви не дошли до наших времен.

б) чтение стихотворения (Слайд 3)

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная,

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившийся

Песней беззвучной – Храм белокаменный…

М. Кравцова

Сегодня белокаменные храмы будут шаг за шагом открывать нам свои секреты.

в) определение назначения зданий в окружающем мире (Слайд 4)

— Для чего человек строит здания?

г) группировка изображений зданий (Слайд 5)

Игра «Найди Храм». Раздели все здания на 2 группы: православные храмы и другие здания.

— По каким признакам вы отличали храмы от других зданий?

(Слайд 6)

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью, храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил людей от власти дьявола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет верующих по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, он напоминает о вечности Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

(Слайд 7)

Если мы посмотрим на храм, то в его внешнем облике мы увидим повторяющиеся части: четверик, барабан, купол с крестом, апсида.

А теперь каждая часть внешнего строения храма поговорит с нами на языке своих символов.

(Слайд 8)

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

(Слайд 9)

— Что из нашей обыденной жизни напоминает нам форма купола? (Шлем, луковицу, пламя свечи)

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Физкультминутка «Свеча»

д) практическая работа

· «Найди отличия». Подпиши под изображением каждого храма форму его купола.

(Слайд 10)

Цвет купола также важен в символике храма. Рассмотрите внимательно изображения и скажите, какого цвета бывают купола православных храмов. (Золотые, голубые, зеленые, серые)

— Сколько цветов вы сейчас определили? (4)

Выполните задание на стр. 4:

· Раскрась купола:

Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

— Можно ли по цвету куполов определить кому был посвящен храм, в честь кого он был построен и освящен?

— Кому посвящены храмы с золотыми куполами? (Богу, Иисусу Христу, Спасителю)

— В честь кого построены храмы с голубыми куполами? (в честь Девы Марии, Богородицы)

(Слайды 11 – 15)

Количество куполов на православном храме бывает разное. Иногда храм венчает 1 купол, что напоминает верующим, что Бог единый, и нет других богов, как в языческих верованиях. Часто на храме строят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) Иисуса Христа; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

· Отметь, какое количество куполов возможно на православном храме.

(Слайд 16)

В каждом храме есть особое сооружение – это колокольня. (Звучит колокольный звон).

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

— Для чего звонят колокола? (Чтобы люди знали о начале богослужения)

При входе в храм снаружи устраивается паперть – площадка, крыльцо. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

е) чтение стихотворения

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

(Слайд 17)

По православной традиции в устройстве храма выделяли 3 главные части: притвор, средняя часть (храм), алтарь.

Притвор храма предназначен для оглашенных (готовящихся принять православие) или провинившихся.

Храмом называется центральная часть, которая в православии открыта всем верующим.

Алтарь символизирует Царство небесное; сюда входят лишь священнослужители.

Алтарь отделен от средней части храма, где стоят на богослужении верующие христиане, специальной перегородкой – иконостасом. (Слайд 18)

ж) просмотр видеофрагмента (Слайд 19)

Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених…
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, –
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь…
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали…
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

IV. Закрепление изученного материала

а) самостоятельная работа

Вспомним, как устроен православный храм.

Над храмом возвышается к****, изображающий небо. На куполе ставится к**** во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится к* – башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.

Зайдя в храм, мы сначала попадаем в притвор, затем в сам храм или среднюю часть храма, где стоят молящиеся. И видим перед собой иконостас – перегородку, за которой находится главная часть храма – а*****.

В алтаре молятся священнослужители, через которых нам подается б (помощь) Божия.

Подсказка (купол, крест, колокольня, алтарь, благодать)

б) викторина (Слайд 20)

· На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм)

· Огонек горит – молитва к Богу лежит. Душа с Богом говорит. (Свеча)

· Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык.

Говорун говорит, народ в храм спешит. (Колокол)

· Отделен алтарь от храма, здесь висят иконы в храмах,

Пред киотами лампады зажигаются как надо,

Перед службою, как раз.

Это что? (Иконостас)

· Спиной к стене, а лицом к тебе. (Икона)

К этим я изображеньям

Приступаю с уваженьем.

Приложусь благоговейно,

И от них святым елеем

Я помазания жду.

Я молюсь, кладу поклоны

Образам, святым …(Иконам)

· Синее море, хрустальные берега, а посередине утка (Лампада)

· Что выше колокольни? (Крест)

· Твой дым – молитвы образ милый, благоуханное … (Кадило)

V. Домашнее задание.

· Выучить наизусть стихотворение.

Всё тайна в храме православном:

Глаза всевидящие ликов,

Огни, струящиеся плавно,

Лучей сияние и бликов,

Каждения дымок душистый,

Молитвенное хора пенье –

Всё тайны шёпот еле слышный,

Всё лишь по вере откровенье.

Но дети виденное в храме

Рисуют в простоте сердечной

И делятся любовью с нами,

Причастниками жизни вечной.

(Евгения Трошина)

· Пройти лабиринт «Дорога к храму».

· Разгадать кроссворд.

VI. Итог урока

— О чем мы вели с вами разговор на этом уроке? (О православном храме, его символах, его устройстве)

— Последняя тайна нашего урока. Что находится под покровом? (Православный храм)

(Открывается макет православного храма)

— Вспомним основные части храма (Колокольня, притвор, средняя часть – храм, алтарь в апсиде. Над храмом возвышается … (купол). Храм венчает … (православный крест).

— Для чего приходят люди в православный храм? (Для общения с Богом)

Наш урок окончен, теперь вы знаете, что двери православных храмов всегда открыты для всех верующих в Бога, для общения с Ним.

  • Актуальные обсуждения
    • «Благочестивые» отговорки
    • «Благочестивые» отговорки. Окончание
    • «Благочестивые» отговорки. Продолжение
    • «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
    • «Мы, христиане, – не от мира сего.»
    • «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
    • Cтать монахом на время поста
    • «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
    • «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
    • «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
    • «Надобно трудиться для каждого человека»
    • «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
    • «Человек – это звучит…»
    • «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
    • «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
    • Аскетическая симфония
    • Без Христа спасенья нет
    • Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
    • Беседа о покаянном делании
    • Беседа о Таинстве Крещения
    • Бесстыдство изгоняет божественную Благодать.
    • Библейский взгляд на причины и сущность болезней
    • Благочестие показное и подлинное
    • Богослужебное пение и музыка
    • Борьба за пост
    • Брак даёт шанс научится истинной любви
    • Быть совершенным
    • В надежде «спрятаться» от Бога
    • В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
    • В чем торжество Православия?
    • Возможно ли следование Христу вне Церкви?
    • Воля творить добро
    • Вопросы об аде и рае
    • Выбор веры
    • Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
    • День Обрезания Господня – это день Закона Божия
    • Дни особого поминовения усопших
    • Дорасти(ть) до пастырства
    • Дружба, влюбленность, любовь
    • Дружба: труд и подвиг
    • Духовное бесплодие
    • Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
    • Духовный опыт: истинный и ложный
    • Евангелие — книга про каждого из нас
    • Евангелие: правда о вечной жизни
    • Если бы все, кто принимает крещение…
    • Ещё немного о неофитских немощах
    • Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
    • Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
    • Закон и Благодать
    • Закон любви
    • Зачем становиться монахом.
    • Значение церковнославянского языка для духовного образования
    • Имеем ли мы право на обиду?
    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
    • Исповедь – не роман, а борьба
    • К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
    • К чему приводит компромисс с совестью
    • Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
    • Как вырастить счастливого ребёнка
    • Как делиться пасхальной радостью с ближними
    • Как добродетели превращаются в карикатуру
    • Как мы будем жить после Пасхи?
    • Как понимать заповеди блаженства
    • Как правильно читать Библию
    • Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
    • Как преобразить свой внутренний мир
    • Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
    • Каким нужно быть алтарнику
    • Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
    • Каяться нужно — в прошедшем времени
    • Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
    • Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
    • Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
    • Мамочкино богословие
    • Мера поста
    • Минимум кары и безграничность любви
    • Можно ли быть счастливым без Христа?
    • Можно ли верить снам?
    • Молитва — не долг, а кислород души.
    • Монастыри русского севера
    • Монашество и жизнь в миру – единый путь
    • Мораль и нравственность.
    • Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
    • Мы христиане в теории
    • Нападения на христиан
    • Научиться вмещать милость Божию
    • Не давать ничему ложной цены
    • Не любить – противоестественно для человека
    • Не только верить, но верить и служить
    • Невежество и безразличие
    • Непослушание – препятствие любви
    • Нужно ли бояться собственного страха?
    • О важности изучения церковной истории
    • О внешнем виде христианина
    • О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
    • О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
    • О любви к ближнему
    • О молитве на клиросе
    • О поминовении усопших
    • О последствиях греха
    • О православном романтизме
    • О реальной и мнимой грубости церковных работников.
    • О свойствах Церкви и ее границах
    • О Священном Предании
    • О священстве.
    • О семье и браке
    • О судьбе
    • О христианском отношении к собаке
    • О Царстве Божием
    • О чтении Священного Писания
    • Об иконопочитании и почитании святых
    • Об участии верных в Евхаристии
    • Образ Отцовства небесного
    • Община сегодня — это как костер в тундре
    • Окно в горний мир
    • Окунаться ли в крещенскую прорубь?
    • Оправдание Авраама верой
    • Освящение жилища
    • Основа оглашения – Любовь, а не Закон
    • Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Осуждение и греховность.
    • От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
    • От крещения кровью до проверки временем
    • От слов твоих…
    • Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
    • Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
    • Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
    • Пасхальная радость — дар и труд
    • Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
    • Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
    • Подделка Церкви христианством
    • Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
    • Покаяние как любовь
    • Полнота жизни в Церкви.
    • Последняя заповедь блаженства
    • Почему мы отпадаем от любви?
    • Почему священство далеко от народа
    • Почему со временем охладевает вера?
    • Праведный Иов: образ надежды через страдание
    • Правильное отношение к посту
    • Правильное отношение к церковным проблемам
    • Православие и современность
    • Пребудьте в любви!
    • Проблемма происхождения мира
    • Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
    • Раб, наемник или сын?
    • Размышление о собственных грехах
    • Размышления о древних и новых мучениках
    • Религия радости
    • Рождество Христово: как ощутить радость праздника
    • Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
    • Самостоятельность влечет за собой ответственность
    • Свобода совести и вероисповеданий
    • Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
    • Святость – это не безгрешность и не совершенство
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
    • Семейная жизнь и аскеза
    • Сердце без тайности — пустая грамота
    • Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
    • Слово Божие всегда должно звучать в сердце
    • Слушаться — значит любить
    • Смысл анафемы
    • Совесть как категория нравственного сознания.
    • Современные христиане
    • Сограждане святым и свои Богу
    • Стыдно грешить, а не каяться
    • Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
    • Христианская святость
    • Христианство и экономика: дело не в «измах»
    • Христос и «Я»
    • Человеческая воля
    • Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
    • Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
    • Чтобы не уйти…
    • Широкое сердце Православия
    • Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
  • Жития святых
    • Авва Зосима Палестинский
    • Апостол Андрей Первозванный
    • Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
    • Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
    • Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
    • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
    • Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
    • Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
    • Благоверный князь Дими́трий Донской
    • Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
    • Благоверный князь Яросла́в Мудрый
    • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
    • Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
    • Великомученик Гео́ргий Победоносец
    • Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
    • Исповедник Иоа́нн Васильев
    • Исповедник Иоанн Блинов
    • Мученик Гавриил Фомин
    • Мученик Димитрий Власенков
    • Мученик Димитрий Спиридонов
    • Мученик Иустин Философ
    • Мученик Михаил Новоселов
    • Мученик Никифор Зайцев
    • Мученица Евдокия Сафронова
    • Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
    • Мученица Пелагия Балакирева
    • Мученицы Ольга и Феоктиста
    • Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
    • Праведный Па́вел Таганрогский
    • Праведный Фео́дор Ушаков, воин
    • Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
    • Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
    • Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
    • Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
    • Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
    • Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
    • Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
    • Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
    • Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
    • Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
    • Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
    • Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
    • Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
    • Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
    • Преподобный Антоний Великий
    • Преподобный Варсонофий Оптинский
    • Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
    • Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
    • Преподобный Ефрем Сирин
    • Преподобный Зосима (Верховский)
    • Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
    • Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
    • Преподобный Иоа́нн Рыльский
    • Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
    • Преподобный Иов Почаевский, игумен
    • Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
    • Преподобный Иосиф Оптинский
    • Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
    • Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
    • Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
    • Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
    • Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
    • Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
    • Преподобный Макарий Великий, Египетский
    • Преподобный Макарий Оптинский
    • Преподобный Максим Грек
    • Преподобный Нектарий Оптинский
    • Преподобный Нестор Летописец, Печерский
    • Преподобный Паисий Величковский
    • Преподобный Роман Сладкопевец
    • Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
    • Преподобный Сергий Радонежский
    • Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
    • Преподобный Феодосий Печерский, игумен
    • Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
    • Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
    • Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
    • Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
    • Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
    • Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
    • Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
    • Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
    • Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
    • Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
    • Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
    • Святитель Григорий Нисский, епископ
    • Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
    • Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
    • Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
    • Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
    • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
    • Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    • Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
    • Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
    • Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
    • Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
    • Святитель Кирилл Туровский, епископ
    • Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
    • Святитель Лев I, папа Римский
    • Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
    • Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
    • Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
    • Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
    • Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
    • Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
    • Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
    • Святитель Симеон Солунский, архиепископ
    • Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
    • Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    • Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
    • Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
    • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
    • Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
    • Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
    • Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
    • Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
    • Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
    • Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
    • Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
    • Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
    • Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
    • Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
    • Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
    • Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
    • Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
    • Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
    • Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
    • Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
    • Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
    • Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
    • Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
    • Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
    • Священномученик Зинон Веронийский, епископ
    • Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
    • Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
    • Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
    • Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
    • Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
    • Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
    • Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
    • Священномученик Ириней Лионский, епископ
    • Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
    • Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
    • Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
    • Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
    • Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
    • Священномученик Николай Искровский, пресвитер
    • Священномученик Николай Попов, пресвитер
    • Священномученик Николай Тохтуев, диакон
    • Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
    • Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
    • Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
    • Священномученик Поликарп Смирнский
    • Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
    • Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
    • Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
    • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
    • Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
    • Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
    • Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
  • Заблуждения и ошибки
    • «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
    • «Отмененный» чемпионат
    • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
    • Cжигала ли Церковь книги?
    • «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
    • «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
    • «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
    • «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
    • «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
    • «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
    • Авторитет Церкви и наша интеллигенция
    • Актуальность симфонии Церкви и государства
    • Апофеоз восточного папизма
    • Атеизм в ассортименте
    • Безумие нашего времени
    • Берегись… игрушки!
    • Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
    • Битва за семью – дело спасения мира
    • Благовестие и прозелитизм
    • Благодарность
    • Благодатно ли инославное священство?
    • Бог — изгнанник на земле
    • Богословское осмысление вопросов экологии
    • Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
    • Братские отношения
    • Вавилонская башня нашего времени
    • Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
    • Вера и естественнонаучное знание
    • Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
    • Вера и нравственность как основа научного познания
    • Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
    • Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
    • Возможна ли реинкарнация?
    • Воспитать воспитателей в семье
    • Встреча патриарха и римского папы
    • Встреча современного Запада с восточной сотериологией
    • Встреча учености и святости
    • Выбор веры
    • Гламур и наши дети
    • Гражданский брак – не брак?
    • Грех как форма любви
    • Дата католической Пасхи
    • Демонизация детского сознания
    • Диалог с атеистом
    • Женщина спасается чадородием?
    • Живет ли Бог в моей душе?
    • Жить как хочется
    • Зачем вы придумали Пасху?
    • Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
    • Зачем нужны догматы?
    • Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
    • Индульгениция или покаяние?
    • Иноверие и инославие
    • Интернет, вечность и Страшный суд
    • Испытание Новым годом
    • Истоки богохульства в современной культуре
    • Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
    • История возникновения календарного вопроса.
    • История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
    • Как быть?
    • Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
    • Как не попасть в секту
    • Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
    • Как относиться к ереси и еретикам
    • Как пережить предательство?
    • Как распознать секту и самому не стать сектантом
    • Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
    • Как я перешел из католицизма в Православие
    • Какое время – наше?
    • Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
    • Кришнаиты как они есть
    • Кто, когда и зачем нас крестил?
    • Куда ведет погоня за Лилит?
    • Культ наслаждения
    • Латинское ложное учение о Деве Марии
    • Лютеров догмат
    • Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
    • Можно ли молиться вместе с католиками?
    • Можно ли представить себе райское блаженство?
    • Можно ли прощать не прощая?
    • Можно ли совершать зло ради добра?
    • Народные целители и их «молитвы»
    • Неверие и суеверие.
    • Недочеловечество
    • Нужна ли православному христианину йога?
    • О богохульстве
    • О браках с инославными
    • О вере, неверии и нашем выборе
    • О добродетели, искаженной до неузнаваемости
    • О злых духах
    • О йоге и прочих восточных практиках
    • О крещении без веры
    • О мнимой праведности
    • О Православии и католичестве
    • О Православном Предании и отступлении от Него
    • О Предании Церкви и сектантских преданиях
    • О предметности и продажности
    • О предопределении
    • О предопределении
    • О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
    • О различии между счастьем и удовольствием
    • О хорошести без Церкви
    • О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
    • Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
    • Одиночество: беда? вина? роскошь?
    • Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
    • Ориген и либерализм в Церкви
    • Осторожно, неоязычество!
    • Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
    • Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
    • Повсеместное заблуждение о посте.
    • Поиск истины, или Обретение истинной веры
    • Пока есть время
    • Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
    • Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
    • Помощь нашим усопшим
    • Последний человек
    • Почему не стоит бояться конца мира
    • Правда без любви
    • Православие и иконопочитание
    • Православие или протестантизм?
    • Православие – это прошлое и будущее Европы
    • Праздник ли масленица?
    • Празднование Пасхи.
    • Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
    • Причины неверия
    • Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
    • Проповедь Евангелия Христова в современном мире
    • Пророчества не от Бога.
    • Протестантское отношение к кресту
    • Протестантское учение о спасении только верой
    • Пустота вместо счастья.
    • Раскол как болезнь
    • Рассказ об одном чуде.
    • Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
    • Религия сильного человека: христианство или ислам?
    • Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
    • Сбваются ли астрологические прогнозы.
    • Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
    • Святоотеческое учение о догмате и ереси
    • Священное Писание – часть жизни Церкви
    • Священное Писание, Церковь и наука
    • Священное Предание
    • Священное Предание и человеческая самодеятельность
    • Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
    • Смерть, которой ждут.
    • Современные иконоборцы
    • Современный протестант
    • Сознательное богохульство
    • Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
    • Стоит ли еврею креститься?
    • Субкультура — не детские забавы
    • Торжество Православия
    • Ультиматум Церкви
    • Филиокве — это хула на Святого Духа.
    • Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
    • Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
    • Христианство и демократия
    • Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме.
    • Церковные суеверия
    • Церковь и всемирное государство.
    • Церковь и проблема эвтаназии
    • Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
    • Что нужно знать о гаданиях на Святки?
    • Что препятствует стать православным
    • Что такое каббала?
    • Что такое оккультизм
    • Что Христос оставил людям
    • Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
    • Эволюционное мудрование
    • Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
    • Являются ли инославные членами Церкви?
    • Яйца с образами О новом виде иконоборчества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *