Церковь последнего завета

В минувшую среду «Комсомольская правда» начала серию публикаций о беспрецедентном слушании в одном из новосибирских судов: на «пастора» одного из религиозных движений города подали в суд его собственные прихожане. Повод, между прочим, нешуточный: его обвиняют в захвате путем обмана чужой недвижимости.

Против «пастора» выступает даже его родная сестра, хотя еще несколько лет назад эта женщина безоговорочно верила в святость своего брата. Она восемь лет отработала в «Церкви» и за это время отписала брату дом, в котором жила с мужем и детьми, а также наследство — четырехкомнатную квартиру на Украине.

Как будет развиваться беспрецедентный процесс? И что представляет из себя «Церковь завета», официально признанная сектой?

Только в «Комсомолке» по средам, пятницам и субботам в рубрике «Чтиво по будням» вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы. Мы не придумываем наши истории, они взяты из жизни и могут случиться с каждым из нас… И только «КП» подскажет вам, как достойно выйти из трудной ситуации… Выход есть, главное — желание!

Отзывы наших читателей

Уже не первый раз «Комсомолка» поднимает тему сектантства, однако, я не слышал, чтобы хоть один из «миссий» получил реальный срок за свою «проповедь». Так, интересно, что стало с нашумевшим на всю Россию Константином Рудневым и его детищем «Ашрам Шамбалы».

Константин Колотов

Константин, пресса не пишет о «реальных сроках» по одной простой причине – их нет. И это не смотря на серии публикаций в газетах, сотню сюжетов по телевидению… Константин Руднев, действительно, был задержан в прошлом году, но тут же отпущен. Как признаются следователи, законодательно очень трудно привлечь «гуру» к ответственности, ведь силком людей в его «Ашрам» никто не тащил, пожертвования делались добровольно… Бывшие адепты секты настолько напуганы, что им не до заявлений в милицию: хотят быстрее забыть эту бесовщину, как страшный сон. Но с другой стороны, «Комсомолка» вышла на одну из девушек, которая попала еще будучи школьницей к Рудневу, наша собеседница дала согласие на помощь следствию, даже готова была написать заявление в милицию. Контакты девушки мы тут же передали правоохранительным органам

Виктория МИНАЕВА

Только безумец может попасть в лапы сектантов. Если человек не имеет головы на плечах, то его могут обмануть и сектанты, и обычные мошенники. Это человек – вечная жертва. И он будет постоянно влипать в такие истории.

Екатерина

Какая-то правда в ваших словах, безусловно, есть. Однако, утверждение, что к сектантам попадают только малограмотные простаки – не совсем верно. Так, в «Церкви завета» состоит одна из известных оперных див Новосибирска, туда же входят несколько солидных бизнесменов… И как уверяют бывшие адепты секты, когда люди приходят в «Церковь завета» они на сто процентов уверены, что это в ее основе христианские постулаты, а не целый механизм по отмыванию денег.

Виктория МИНАЕВА

А чем, собственно, занимаются внутри стен этой церкви, каково их учение? Ведь не просто так люди квартир лишались? Я могу предположить, что в самом их учении нет ничего крамольного, и все беды идут непосредственно от руководства этого религиозного центра, такое ведь может произойти и в структурах, пропагандирующих мировые религии…

Леонид Скатов

Суть такова: истинный христианин, каковыми они себя позиционируют, обязательно должен преуспевать, процветать в земной жизни, а заодно и платить «налог» с этого процветания – так называемую «десятину» (десятую часть от заработка). Но самое страшное, наверное, в методике этого учения: человек через несколько сеансов «богослужений» сходит с ума, начинает «говорить на языках». «Говорение на языках» часто напоминает эпилептический припадок, сопровождающийся криком, визгом, некой околесицей. А все начинается с малого: с «прославления» Христа, то есть многократного повторения какой либо одной несложной фразы «Христос мы твои дети» под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки, человек впадает в транс…

Как утверждают специалисты, которые уже не первый год занимаются анализом деятельности «Церкви Завета», в толковании Библии и христианского учения «пасторов» этого движения отличает крайний примитивизм и утилитаризм. Кроме того, можно утверждать, что Священному писанию отводится рекламная роль, призванная придать этому движению вид христианского для непосвященных людей.

Виктория МИНАЕВА

«Церковь последнего завета», — доморощенная российская секта, которую основал Виссарион, он же — Сергей Анатольевич Тороп.

«Церковь последнего завета» — доморощенная российская секта

Родился Тороп в 1961 г. в Краснодарском крае, но вскоре его мать развелась с мужем и переехала с Сергеем в г. Минусинск Красноярского края, где вновь вышла замуж.

В Красноярском крае он живет и сейчас, здесь его штаб-квартира. Образование среднее. Служил в армии (в стройбате), работал слесарем, потом участковым милиционером. Дослужился до звания сержанта. Женат. Жена, кстати, у него уже вторая. От обоих браков у него есть дети.

В 1990 году Сергею пришло «откровение», что он является «новым мессией, Сыном Божиим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца — Виссарионом». На основе минусинского общества уфологов возникает харизматическая культовая община.

С 1991 года Тороп начал общественную проповедь, вербуя своих сторонников и приглашая их поселяться близ Минусинска. Ходит Сергей Анатольевич в хитоне и в красном плаще, в который он картинно кутается. Носит волосы до плеч и аккуратно подстриженную бородку: работает под актера Роберта Пауэлла, игравшего Иисуса Христа в фильме Дзефирелли: «Иисус из Назарета». Кстати, откровение посетило нашего героя, как раз когда этот фильм был впервые показан в России.

Роберт Пауэлл, в роли Иисуса Христа

Учение Виссариона — «Последний Завет» — синкретично и возникло в результате:

  1. работы группы людей, преимущественно из уфологического клуба «Гипотеза» г. Минусинск Красноярского края;
  2. собственных умозаключений Сергея Торопа (Виссариона);
  3. синтеза авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева (Роза мира), Елены Блаватской (Тайная доктрина), Николая и Елены Рерихов (Агни-йога), учения Карла Маркса и др. учений.
  4. также включает в себя антитринитаризм, реинкарнацию и апокалиптику.

В общем, типичный «Нью Эйдж».

Изложено это учение в одноименной книге «Последний Завет», изданной по образцу Библии.

В «Последнем Завете» помимо разных мифов и легенд про Виссариона, встречается и откровенная ложь, например: повествуется о триумфальном выступлении «Сына Человеческого» на Всемирном философском конгрессе, проходившем в МГУ в конце августа 1993 г. По окончании речи Торопа в главном конференц-зале произошла сенсация:

Националистически настроенная небольшая часть русских философов объявила Виссариона своим знаменем: “Хватит нам евреев-спасителей, пусть у нас будет свой Христос — русский”, — с серьезным видом говорили они.

Однако по свидетельству очевидцев, предъявляющих программы того конгресса, никакого выступления Виссариона там не значится.

Суть учения Виссариона состоит в том, что христианство — это не Богооткровенная Истина, а лишь часть «Единой Истины», да и то в силу неразвитости «человеков» неправильно понятая и истолкованная. Взамен же предлагается «примитивно состряпанная теософская система, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных восточных религий: индуизма, буддизма, даосизма; языческие мифология и модные нынче псевдовосточные гипотезы». При этом, внешне, учение активно маскируется под христианство: имеет своего «Христа», «церковь», «священников», «таинства» и активно использует псевдохристианские термины и славянизмы. Учение Виссариона декларирует себя как единую веру, которая соединяет в себе остальные религии. Согласно этому учению Православие — утратившая актуальность часть общей истины. При этом в самом учении Виссариона, Христос — не Бог. И даже Сам Бог тоже не является Богом, а лишь некоей, сотворенной «абсолютом» сущностью.

Идеология движения «виссарионовцев» основана на утопическом стремлении создать «новое человечество», свободное от насилия, войн и агрессии, живущее в гармонии с окружающей средой, что достигается за счет накопления «позитивной энергии» и избавления от «негативной».

Виссарион очень любит цитировать Священное Писание, но в свою пользу. Если у него спросить о тех примерах, которые явно Писанию не соответствуют, то ответу него один: Писание — книга таинственная и зашифрованная, поэтому никто его до конца не понимает. Но это слово письменное и мертвое, а он — это Слово Живое. Письменное слово никто не может понимать без слова живого, поэтому его слово преобладает над Писанием.

Интересна фраза, которая мелькает во многих проповедях Виссариона: «Отключи свой мозг, воспринимай все сердцем». Эта фраза дословно совпадает с тем, что говорят своим адептам лидеры многих тоталитарных сект.

От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом.

По свидетельству бывших членов секты, «самые сокровенные тайны» Виссарион открывает в доверительных беседах. Так, в своем «устном предании» он сообщает, что каждая человеческая душа переживает некое ограниченное количество переселений, которое он оценивает по-разному, по всей видимости, в зависимости от вдохновения: от 7 до 110 раз.

Но, каково бы, ни было это количество, главное в том, что сейчас человечество подошло к своей последней реинкарнации. Последнее воплощение его, Сергея, — это как раз и есть Христос Виссарион. Каждый сейчас пришел к своему последнему воплощению, поэтому все зависит от того, какое решение мы примем, потому что новых реинкарнаций больше не будет.

Согласно Виссариону, грядущий конец света должен был начаться в 2007 году.

Движимые страхом перед грядущим апокалипсисом сектанты, поселялись в Курагинском районе Красноярского края, где они построили новый город, который называется Слово, или Город Солнца. Город на арендованном Виссарионом участке в 250 гектаров. В центре участка — гора Сухая (более 700 м высоты), на ней «город». Подъем на гору — несколько километров по узенькой тропинке. В соответствии с экологическим уклоном все там построено из дерева.

«Город солнца»

Город построен вокруг храма и дворца Виссариона; другой массивный трехэтажный дворец Виссариона сооружен в селе Петропавловское, теперь он называется «гостевой дом». Высота храма для деревянного строения довольно впечатляюща. Рядом — дворец, в котором Виссарион живет со всей своей семьей. Все эти строения находятся на плато почти на самой вершине горы. Рядом — дома ближайших сподвижников Виссариона.

Верхнее плато называется «Небесной обителью» и, туда, кроме изредка проводящихся под строгим надзором «паломничеств», не допускается никто. За соблюдением этого запрета следит личная гвардия Виссариона, которую называют «ангелы Господни». Зато можно снизу подойти к крутому краю верхнего плато: Виссарион иногда выходит туда и произносит «нагорные проповеди», а все почтительно внимают ему, задравши головы.

Гора – это что-то вроде монастыря для людей из виссарионовских деревень. «Что я давно на горе не был» — может сказать последователь, подразумевая, что духовная жизнь у него не ладится.

Группа «особо избранных» виссарионовцев живет на плато пониже.

Паломники в «Город солнца» входят строго через арку. Арка украшена надписью «прими надежду всяк сюда входящий». Каждый, кто входит, совершает поклон.

В «Город солнца» входят строго через арку

Но до того как попасть к вратам, придется пройти через КПП, на котором строгий юноша спросит — из какой деревни вы прибыли и как вас зовут.

В Городе Солнца введен особо строгий пропускной режим. Все посетители должны проходить паспортную регистрацию и допускаются в пределы Города по списку.

В центре города алтарь, последователи называют это место «природным храмом» или храмом под открытым небом. Вместо стен кустарник, в центре столб, напоминающая языческого истукана. Здесь молятся с одинаковой радостью как «матушке Марии» так и «земле матушке».

Здесь молятся «матушке Марии» и «земле матушке»

Жители Города прошли строгий отсев: всех пожилых отправили назад в деревню. Теперь на плато живут крепкие молодые люди с семьями, в количестве, приблизительно — 260 человек. Они называются «рать Виссариона». «Ратники» освобождены от основных работ: они более не занимаются ни строительством, ни сельскохозяйственным трудом. Работы по возведению жилищ для них ведутся виссарионовцами, обитающими в деревнях, работающими на строительстве вахтовым методом. Они доставляют продукты питания для «ратников».

Нужно сказать, что, в отличие от членов секты более низкого уровня, «ратники» производят вполне упитанное впечатление. В их обязанности входит поддержание порядка в Городе и в окрестностях, а также непосредственная охрана Виссариона и высшего руководства секты.

Виссарион очень заботится об экологии: в 5-километровой зоне вокруг города запрещены всякие механизмы (бензопилы и проч.); даже деревья, из которых все строится, валят вручную либо конной тягой доставляют из-за 5-километровой зоны, чтобы воздух был чистым. Действительно, воздух в городе исключительной чистоты.

Во дворце «у Христа» есть солнечные батареи, рации, радиотелефоны и спутниковая связь, при помощи которой Виссарион подключается к Интернету. Говорят, что верхушка секты, включая Виссариона, когда их не видят, пользуется личными автомобилями. Правда, сам он предпочитает появляться на публике верхом на подаренном ему белом коне.

Местами компактного проживания последователей Виссариона в Красноярском крае являются населенные пункты Курагинского района: с. Можарка, с. Тюхтята, с. Петропаловка, с. Черемшанка, с. Гуляевка, с. Жаровск, с. Бугуртак, с. Имиское; поселения Тиберкуль, Красный Ручей, — всего около 5 тысяч членов секты.

«Храм» Церкви Последнего Завета и здание школы в Черемшанке.

Многие сектанты стремятся попасть жить “на гору”, но это нужно еще заслужить. Основной массе виссарионовцев дозволяется лишь работать там и совершать туда паломничества.

Питание у сектантов строго вегетарианское (и не чаще двух раз в день), животная пища исключена, как и дрожжевые продукты, сахар, мед. Перец и приправы тоже запрещены. Соль позволяется лишь в минимальном количестве. Поскольку грибы также не рекомендуются, то рацион питания значительно сужается.

Сам Виссарион, дорожа своим здоровьем, никогда не пьет воды, а пьет исключительно свежевыжатый сок из фруктов, которые ему туда доставляются. По слухам, он также вполне приемлет мясо и вино, во всяком случае, бывшие члены об этом сообщают.

От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что они никогда не будут об этом вспоминать. Рассказывают родители потерпевших:

Что делает Виссарион? В первую очередь отнимает имущество. Члены его секты продают квартиры, машины, вещи, а деньги несут в организацию. Кто поумнее, оставляет себе часть, чтобы купить домик в одной из деревень. Причем Виссарион приказал: покупать только самые дешевые. Через некоторое время жертву обирают по второму разу. Мол, ты достиг определенного уровня, можешь переехать на гору в палатку — “ближе к Богу”. Домики опять продаются, деньги идут в общую кассу. Виссарион учит: “Деньги не нужны. Их не стоит копить. Отдай все, что имеешь. Многие сейчас говорят — верни, а я говорю — забудь” (цит. по его проповеди). Вот они и отдают, потом голодают. Виссарион призывает последователей самим шить себе одежду и обувь наподобие древнерусских. Представляете, как они выглядят: рубахи-косоворотки, бороды, ремешок на голове. А еще шьют хитоны и плащи, как в древней Иудее. <…> Трудятся на лесоповале, обрабатывают огород, чтобы прокормить семью.

А вот слова самого «бескорыстного» Виссариона:

…Вы, сначала имея много, порою говорите о щедрости. Конечно, вы даете просто так. А потом у вас становится мало, и вы начинаете припоминать, что вот вы дали, хорошо бы вернуть. Сразу проявилась ваша настоящая натура. Ведь истинная щедрость сердца — когда оно отдает последнее, и отдает с радостью… А другая натура делится, только когда этого много. <…> Если ты чувствовал — надо дать, ты должен был дать и забыть про это. Но вы не забыли. И в трудную минуту стали напоминать. Это самое мерзкое.

Сектанты концентрируются в медитации на портреты Виссариона, называя это «cлияниями», и пытаются во время этого «cлияния» объединить свою душу с душою «Учителя». А он якобы в то же время «сливается» с ними.

“Слияние” с Виссарионом

Чтобы приобрести надежную «крышу» и возможность получения грантов из США, виссарионовцы вошли в московский «Социально-Экологический союз» (СоЭС) на правах его проблемного отделения «Тиберкуль».

Есть у «Церкви Последнего Завета» представительства в Москве, в Петербурге, есть отделения в Болгарии, Германии и США. Оттуда приезжают «паломники» в Красноярский край, и некоторые из них живут там месяцами.

По данным на 2005 года РИА «Сибирь»: «Реальное количество адептов Виссариона около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае».

Медицина там запрещена, а вместо нее — так называемая эстетотерапия: с утра выйти полюбоваться на сибирские красоты, и все болезни должны пройти. Отсутствие медицинской помощи сказывается. По свидетельству депутата Госдумы первого созыва В. Савицкого, в Минусинске было несколько случаев смерти (в том числе детской) от истощения и неоказания медицинской помощи. А сколько там, в тайге может быть незарегистрированных смертей — Бог весть. Впоследствии Виссарион распорядился отсылать детей в школы, что раньше было запрещено.

Дети последователей ЦПЗ проходят домашнюю форму обучения, после чего в конце года сдают экзамены в средней школе села Петропавловка. В городе Солнца также находится детский центр творчества где дети изучают музыку, рисование, гончарное дело, иностранные языки.

В 2002 году община Виссариона раскололась на две религиозные организации: «Церковь Последнего Завета» и «Шаманы Последнего Завета». Характерными признаками «Шаманов Последнего Завета» является то, что они в отличие от «Церкви Последнего Завета» открыто признают себя тоталитарной религиозной организацией, считают Виссариона главным Шаманом и исповедуют отказ от Священных Писаний. Организация «Шаманы Последнего Завета» не зарегистрирована в органах юстиции. В настоящее время обе организации существуют, не конфликтуя друг с другом.

В 2011 в самой «Церкви Последнего Завета» начались разногласия. Среди сектантов некоторые считают, что сам Виссарион исчерпал свою миссию и уже не соответствует званию Христа, нужен новый лидер.

Единства в идеологии, как раньше, уже нет. Внутри ЦПЗ появилось новое направление, которое последователи называют «Свет», со своим лидером. Сторонники «Света» призывают поклоняться напрямую люциферу (отсюда и самоназвание). Поклонение сатане основано на словах самого Виссариона о том, что Православие якобы неправильно понимает сущность люцифера, а на самом деле он совсем не злой и вообще, живет в другой части галактики.

В храме Церкви Последнего Завета

Последний Завет Повествование от Вадима. часть 3, гл. 14.

Там же.

Ушакова Ю. В какие времена живем мы? //Альфа и Омега. 1998. №4 (18). С. 276-277.

Большая часть приведенной ниже информации основывается на рассказах бывших членов секты и родителей тех, кто пострадал от Виссариона.

См., напр.: “Человек воплощается на Земле в пределах десяти раз…” (Последний Завет. Встречи. Ч. Ill, абзац 32), а также: Диакон Андрей Кураев. Если Бог есть любовь.. .М., 1997. С. 38.

Узники города Солнца // Экспресс-Газета. 1999. № 11 (219). С. 14.

Повествование от Вадима. Новые главы. С. 2.

Расскажите своим друзьям

Тороп, Сергей Анатольевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Тороп.

Виссарион

Имя при рождении

Сергей Анатольевич Тороп

Дата рождения

14 января 1961 (58 лет)

Место рождения

  • Пашковский, Краснодарский край, РСФСР, СССР

Страна

  • СССР
  • Россия

Род деятельности

основатель и глава нового религиозного движения (секты, деструктивного культа) «Церковь последнего завета»

Отец

Анатолий Тороп

Мать

Надежда Малашенко

Супруга

Любовь Тороп; Софья Тороп

Дети

Роман, Дарья, Святослав, Елисей, Светогор (от первого брака); Диана (от второго брака)

Виссарио́н (настоящее имя Серге́й Анато́льевич То́роп; 14 января 1961, Пашковский, Краснодарский край) — основатель и глава нового религиозного движения (секта, деструктивный культ) «Церковь последнего завета». Называет себя «Словом Божьим», «Христом».

Последователи Виссариона убеждены, что он «Второе пришествие Христа». Христианские церкви утверждают, что Виссарион — шарлатан, лжехристос и лжепророк, его община и учение (так называемый «Последний завет») — тоталитарная и деструктивная секта, а его последователи — несчастные люди.

Биография

Родился 14 января 1961 года в рабочем посёлке Пашковский (ныне микрорайон Краснодара) в семье строителей. Родители придерживались атеистических взглядов, но когда Сергею исполнилось два года, семья распалась, и до 6 лет его воспитывала бабушка, имевшая старообрядческие корни и оказавшая на него религиозное влияние. Мать с сыном уехала к своей сестре в Шушенское, а отец остался в Краснодаре. К 1975 году мать Сергея уже сожительствовала с другим мужчиной, от которого у них родилась дочь, после чего, переменив несколько мест жительства, новая семья Сергея переехала в Минусинск (Красноярский край). В Минусинске окончил среднюю школу и в 1979 году был призван на срочную службу в армию. Проходил срочную службу в Монголии в стройбате. После демобилизации пробовал себя в разных профессиях (был слесарем, электриком, преподавателем физической культуры, художником-мистиком, сержантом патрульно-постовой службы и др.). В одном из юношеских писем 18-летний Сергей Тороп пишет буквально следующее:

Если я не стану известным всему миру — я и жить на Земле не смогу

По словам сторонников учения, в 1990 году у С. А. Торопа происходит «духовное пробуждение». До этого Тороп вплоть до 1989 года работал в ГАИ города Минусинск Красноярского края. После увольнения из ГАИ Сергей Тороп посещал уфологический клуб «Гипотеза» в Минусинске (от Саянского филиала СибНИИЦАЯ), где совместно с Владимиром Плесиным они выезжали в Москву в институт им. Гальперина для обучения новым методам воздействия на человека. Также совместно с другими уфологами Сергей Тороп ездил в Пермскую область в зону уфологических контактов так называемого «М-ского треугольника».

Личная жизнь

Виссарион дважды женат. С первой супругой Виссарион развёлся и женился на 19-летней девушке. От обоих браков у него есть дети. У Виссариона есть сестра по имени Ирина. Матерью своей Виссарион считает Деву Марию — мать Иисуса Христа, хотя родная мать Виссариона — Надежда.

По некоторым сведениям, Сергей Тороп лечился от алкоголизма методом эриксоновского гипноза и содержался в психиатрической больнице. Первоначально на роль Виссариона пробовался Владимир Плесин, но позднее уступил Сергею Торопу.

Создание учения

14 мая 1991 года Сергей под псевдонимом Виссарион проводит свою первую открытую проповедь в телестудии «Резонанс» для городов Минусинск и Абакан. Одновременно в начале 1990-х гг. на Украине появляется секта «Белого братства» во главе с Марией Цвигун со схожей идеологией (впоследствии после запрета секты «Белого Братства» оставшиеся её адепты слились с последователями Виссариона).

Первоначально в 1991 году Виссарион утверждал, что Христос наблюдает за ним с околоземной орбиты, позднее Виссарион сам стал себя идентифицировать с Иисусом Христом. До 1994 г. Виссарион также распространял информацию, что в прошлой жизни жил в Иудее в 6 в. до н. э. под именем пророка Иефлея.

В последующие два года Виссарион за счёт средств, собранных его последователями, объехал с проповедями многие города России и республик бывшего СССР, посетил большинство европейских стран.

Последний Завет

Основная статья: Последний Завет

Учение Виссариона — «Последний Завет» — очень синкретично и возникло в результате:

  1. работы группы людей, преимущественно из уфологического клуба «Гипотеза» г. Минусинск Красноярского края;
  2. собственных умозаключений Сергея Торопа (Виссариона);
  3. синтеза авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева (Роза мира), Елены Блаватской (Тайная доктрина), Николая и Елены Рерихов (Агни-йога), атеистического учения Карла Маркса и др. учений.
  4. Также включает в себя антитринитаризм, реинкарнацию и апокалиптику

В секте введены летоисчисление и календарь, согласно которым Новая эпоха Рассвета началась с момента зачатия Виссариона, то есть с 1960 года. Празднуются три праздника: 14 апреля — официально День Земли (неофициально — день зачатия Виссариона), 18 августа — день падения Царства Силы и добрых плодов (неофициально — день путча) и 14 января — Рождество Виссариона «Христа» (неофициально — день рождения Сергея Торопа).

В 1992 году Вадим Редькин (бывший барабанщик ансамбля «Ласковый май») последовал за Виссарионом и начал вести «летопись нового Свершения». Вскоре начинают издаваться брошюры с заповедями «Единой Веры», а затем и книги «Священного Писания» — «Последний Завет». Появились и первые факты фальсификации, так датой первой проповеди Виссариона стали считать 18 августа 1991 года, подтасовывая под эту дату начало путча в Москве. В «Последнем Завете» Виссарион формулирует учение «Единой веры» как путь духовного становления для всего человечества.

История движения

Последователи Виссариона из России и других стран начали съезжаться в Красноярский край и расселяться в деревнях Курагинского и Каратузского районов рядом с «Учителем» (как они называли Виссариона). В октябре 1994 года последователи Виссариона официально зарегистрировались как «Община Единой Веры», а в декабре 2000 года организация была перерегистрирована в Министерстве юстиции РФ под названием «Церковь последнего завета».

В 1993—1994 годах секта Виссариона напоминала по внешней атрибутике неокоммунистическое движение: организация коммун, предпочтение раннего Виссариона к красному цвету в одежде, игра в зарницы, культ личности Виссариона, романтические песни голодных энтузиастов, поверивших в «сказку» и т. д.

Весной 1995 года инициативная группа последователей Виссариона, имевшая в своём составе специалистов технического и гуманитарного профиля, мастеров народных промыслов и ремёсел, в тайге вблизи озера Тиберкуль начала строить эконоосферное поселение «Тиберкуль», называемое также «Обитель Рассвета». Для создания этого поселения администрации Красноярского края и Курагинского района выделили земельный участок площадью 250 га. По собственному волеизъявлению строители «Обители Рассвета» приняли для себя принцип общинного жития, объединили все финансовые средства и строительные материалы.

В декабре 2000 года организация Виссариона была зарегистрирована Министерством юстиции.

В 2000 году сотрудники ФСБ в ходе всероссийской контртеррористической операции «Вихрь-Антитеррор» среди членов секты Виссариона задержали 35-летнюю Татьяну Нехорошеву-Соколову, которая находилась в федеральном розыске по подозрению в организации террористического акта около общественной приёмной ФСБ в Москве в 1998 году, предполагаемую активистку леворадикальной молодёжной организации «Новая революционная альтернатива». По оперативным данным, убежище Нехорошевой было предоставлено самим Виссарионом.

В 2001 году Виссарион пытался изнасиловать несовершеннолетнюю болгарскую девочку Чёчу, вследствие чего болгарские последователи Виссариона спешно покинули его секту.

В 2003 году Виссарион сделал официальные обращения к президенту России Владимиру Путину, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, к верховному муфтию Талгату Таджутдину и другим, где предложил свою «помощь» в управлении российским государством и народом.

В 2005 году Виссарион обязал последователей своей секты поддержать губернатора Красноярского края Александра Хлопонина на выборах взамен на благодушное отношение и поддержку государством его секты.

В марте 2008 года награждён премией в области искусства «Вера» по итогам Второго Международного фестиваля искусств «Традиции и современность».

С начала деятельности Виссарион постоянно пугал людей концом света, называя при этом конкретные даты. Так, согласно его учению, конец света должен был наступить в 2007 году. Виссарион пророчествовал, что на Земле к 2007 году не должно остаться ни одного неверующего и свершится перестройка плоти, что в конце XX века прилетит комета Нибиру, планету большей частью покроет песок, а в штате Невада (США) весной 2001 года произойдёт самовзрывание ядерных боеголовок и т. д. Ни одно пророчество, большую часть которых Виссарион извлекает из просмотра телевизионных передач и Интернет-сайтов, не сбылось.

Виссарион считает, что технический прогресс ведёт к «самоуничтожению человечества», что христианская церковь в России потеряет всякую значимость. В целом Виссарион относится к церкви как к образу антихриста, которая вступила на путь окончательной дискредитации.

Церковь последнего завета

Основная статья: Церковь последнего завета

Поселения

В деревнях Курагинского (Петропавловка, Черемшанка) и Каратузского районов к 2006 году было около 3-4 тысяч человек(в 2008 году Независимой газетой называлась цифра 4,5 тысячи, в 2009 году MIGnews называлась цифра в 5 тысяч человек, в 2011 году религиовед А. С. Тимощук и историк И. В. Федотова также называют цифру «около 5 тысяч человек»), кто продал свои квартиры и переехал туда на постоянное место жительства. По данным РИА «Сибирь» на 2005 год, «Реальное количество адептов Виссариона — около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае», а население «Города солнца» составляет «от 160 до 200 жителей» В то же время электронное издание «Россия. Электронный энциклопедический словарь» также указывает цифру в «около 10 тысяч последователей».

В реализации этого эксперимента по созданию «нового общества» в различной степени участвуют последователи Виссариона, живущих в России (Москва, Санкт-Петербург), Белоруссии, Казахстане (Алма-Ата), Украине (Киев), Латвии (Рига), Молдавии, Болгарии, Германии и США. Среди последователей Виссариона преимущественно находятся представители среднего класса, а социальный состав рядовых членов включает в себя большое число бывших партийных и комсомольских функционеров. Также есть музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные.

Особенности

  • Существует «десятина» — каждый последователь Виссариона передаёт десятую часть доходов на счёт секты, на содержание Церковного совета секты и самого Виссариона.
  • Разрешены любовные треугольники. Процветает доносительство последователей друг на друга, в лучшем случае неугодные последователи становятся изгоями секты.
  • Введён тяжёлый физический труд, строгая вегетарианская диета. От чрезмерного пристрастия к веганству последователей Виссариона в Тиберкуле у них прослеживается недостаток кальция, а также животных белков, что отрицательно сказывается на здоровье поселенцев: инфекционные заболевания почек, опущение почек и повышенная кислотность мочи. Многие члены больны раком и ВИЧем, но не обращаются за помощью к врачам, поскольку считают, что их может вылечить Виссарион прикосновением рук.
  • Есть сведения о случаях дистрофии, без вести пропавших, получивших инвалидность и покончивших жизнь самоубийством последователей его секты. Многие последователи, продав своё имущество в секту, вынуждены сами проживать в нищенских условиях, без дохода и средств к существованию.
  • Доктрина на принятие Виссариона в качестве второй реинкарнации Иисуса Христа и запрет последователям на самостоятельное принятие решений по духовным вопросам. Последователям секты предлагается полный отказ от материальных средств. При этом сам Виссарион не отказывает себе в алкоголе.
  • В 2002 году в общине Виссариона возникла ветвь «Шаманы последнего завета», отделяющая себя от остальной организации «Церкви последнего завета».

Примечания

  1. Беспаленко, Римский, 2009, с. 7.
  2. 1 2 Кантеров, 2006.
  3. 1 2 3 4 5 Лункин, 2008.
  4. Тимощук, Федотова, Шавкунов, 2011, Основателем и лидером Церкви Последнего Завета (ЦПЗ) – Сергей Анатольевич Тороп (Виссарион)., с. 138.
  5. Дворкин, 2006, с. 649—650.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 DELFI, 15.01.2013 г..
  7. РТР, 2005.
  8. 1 2 3 СИА, 18.08.2003 г..
  9. 1 2 3 Traynor, 24.05.2002.
  10. 1 2 3 4 5 6 РИА Сибирь, 09.02.2005 г..
  11. 1 2 Столяров, 2000, с. 2.
  12. Сергей Тороп рассказывает как раньше, до того как стать Виссарионом перемещался во времени по эпохам//Youtube
  13. 1 2 3 4 5 6 MIGnews, 29.08.2009 г..
  14. Мейден, 07.08.2007 г., с. 7.
  15. Мир Религий, 2001.
  16. Малахов. Пять вечеров//Youtube
  17. 1 2 Чалкин, 12.07.2002 г..
  18. 1 2 Вахтангишвили, 2009.
  19. Дворкин, 2006, с. 648.
  20. 1 2 Максимов, 1997.
  21. Последний залет. Сказание о том как Виссарион Марию обобрал, часть 1.
  22. Виссарион, как всё начиналось//Youtube
  23. Кураев, 2009.
  24. Сопов, 18.11.1991 г..
  25. Виссарион о своем первом воплощении на Земле в 6 в. до н. э. в Иудее, под именем пророка Иефлея//Youtube
  26. 1 2 Григоренко, 2008, с. 503.
  27. ПР, 28.09.2011 г..
  28. Тимощук, Федотова, Шавкунов, 2011, По своей сути учение Виссариона – это христианство плюс восточные религии, включая теософию Блаватской и другие направления духовных исканий 19–20 вв. Сейчас он окружен группой приближенных, с которыми заново интерпретирует Новый Завет, Ветхий Завет, учения ислама, иудаизма, буддизма и ряда других направлений религиозной мысли., с. 138.
  29. 1 2 3 4 Метке, 31.01.2005 г..
  30. 1 2 3 4 NEWSru, 01.02.2005 г..
  31. Столяров, 2000, с. 4.
  32. Столяров, 2000, с. 8.
  33. Согласно своему учению, Виссарион считает себя евреем, потомком Рахеля, сына Иессея Генеалогия Виссариона (Сергея Торопа) от Владимира Плесина (отрывки)//Благая весть, СПб, 1998
  34. Владимир Плесин Ветвь Архивная копия от 14 марта 2016 на Wayback Machine//Земля обетованная, ¹1(12) 1996 г..
  35. ГригорьеваНиР, 1999.
  36. Заповеди «Последнего завета» Архивировано 23 ноября 2011 года.//Официальный сайт ЦПЗ
  37. Последний Завет — Книги (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июня 2011. Архивировано 13 июля 2011 года.
  38. Ульянов, 13.07.2005 г., с. 13.
  39. Саськов, 22-24 марта 2000 г..
  40. МК/Деловая пресса, 15-22.03.2000 г./22.03.2001 г..
  41. Дворкин, 2006, с. 665.
  42. 1 2 Лабунский, 2001.
  43. Несбывшиеся пророчества Виссариона//Youtube
  44. Виссарион лжеучитель, лжепророк и лжехристос (Гороскоп Сергея Торопа)
  45. Благовест-Инфо, 10.10.2005 г..
  46. Последний Завет от Вадима, Глава 37, ст. 63-66. (недоступная ссылка)
  47. Банкфакс, 2003.
  48. Чернявский, 15.04.2008 г..
  49. 1 2 3 Тимощук, Федотова, Шавкунов, 2011, Около 5 тысяч человек уже снялись с места, продали свои квартиры и поселились под г. Минусинском (д. Черемшанки и другие), в основном это люди из крупных городов (Москва, Петербург, Рига, Алма-Ата, Киев)., с. 138.
  50. Энциклопедия, Церковь имеет ок. 10 тыс. последователей с центром в Красноярском крае, на берегу о. Тиберкуль.
  51. Тимощук, Федотова, Шавкунов, 2011, Последователи учения Виссариона стараются жить общинами. Социальный состав общины – преимущественно люди среднего класса. Среди рядовых общины очень много бывших коммунистов и комсомольских работников., с. 138.
  52. 1 2 3 4 5 Полынский, 19.05.2005 г..
  53. Владимир Леви У бога сперли паспорт //Журнал «Самиздат», 18.04.2008 г.(копия (недоступная ссылка))
  54. Ангел Грынчаров. Московская авантюра «Счастливчика»//Булгарское обозрение
  55. Скойбеда, Кулагин, 11.07.2011 г..
  56. Как я столкнулась с сектой (Из письма нашей слушательницы (по теме исследования сект и их влияния на психику)… //Психологическое радио
  57. Рак, 22.09.2004 г..
  58. Рак, 2004.
  59. Кокоулин, 06.10.2002 г..
  60. Спранцмане, 07.10.2005 г..
  61. Алексей Ворошилов. Очерк о Церкви Последнего Завета, Август 2007 г.
  62. Интернет-сайт организации «Шаманы Последнего Завета» Архивировано 3 мая 2008 года.
  63. «Православное слово Сибири»//газета Красноярской епархии РПЦ, 2007, № 7-8 (№ 66-67)
  64. Записки курагинского пенсионера// «Земля Обетованная» 2006, № 5-6 (официальная газета Общины Виссариона)
  65. Последний Завет. Глава 15. Помазание Виссариона на Царствие в автокефальной православной церкви. (недоступная ссылка). Дата обращения 6 ноября 2011. Архивировано 18 ноября 2011 года.
  66. Интервью с контактёром Коршуновым о Виссарионе «Христе»// с 06.34 минуты.
  67. О чём не любит говорить Виссарион//Youtube
  68. Полторак, Власов, 2008.
  69. Виссарион, 1992 г., Воронеж (недоступная ссылка с 02-02-2017 )//Youtube

Литература

Книги

  • Балагушкин Е. Г. Глава V. Церковь Последнего Завета (синкретическое христианство Виссариона) // Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. — М.: Институт философии РАН, 1999. — Т. 1. — С. 160—223. — 244 с. (Копия 1) (Копия 2)
  • Воробьёва М. В. Церковь последнего завета // Христианское разномыслие: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 96 с..
  • Дворкин А. Л. Глава 19 «Секта Виссариона — Община единой веры — Церковь последнего завета» // Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — 3-е, пераб. и доп.. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. — 813 с. — 6000 экз. — ISBN 5-88213-068-9.
  • История религий в России: Учебник.. — М., 2001. — С. 521—524.
  • Кантеров И. Я. Новые религиозные движения на российских просторах. «Русская версия» // Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. — М., 2006.
  • Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру). — Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ, 1996. — 80 с.
  • Кураев, А. В. Глава 3 Устарел ли Новый Завет? В гостях у Христа-Виссариона. // Дары и анафемы : что христианство принесло в мир? : размышления на пороге третьего тысячелетия / Диакон Андрей Кураев. — 5-е изд., испр. и доп.. — М.: Никея : Арефа, 2009. — 319 с. — ISBN 978-5-91761-001-6.
  • Максимов С. А. «Позови меня в даль светлую» или сказки дядюшки Виссариона. — Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 77 с. — («Библиотека православного миссионера»). (копия книги)
  • О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник Российской Федерации. — М.: Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление., 1996. — («Оборона и безопасность — 8»).
  • Пасечнюк Виктор, иерей. Кто есть Виссарион и что есть его учение? или Почему христианство не принимает учение Виссариона. — Каратузское: Издательство храма св. апостолов Петра и Павла, 2000.
  • Радугин А. А. тема 12. Нетрадиционные религии 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона // Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000. — 240 с. — ISBN 5-88860-053-9.
  • Религиоведение для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
  • Религиозные организации // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М.: Энциклопедия.
  • Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Балагушкин Е. Г., Баширов Л. А. Трофимчук Н. А. (рук.) Ю. П. Зуев (ред.).. — М.: Изд-во РАГС, Ком. по связям с религиоз. орг. Правительства Москвы, 1996. — 286 с. — ISBN 5-7729-0008-0.
  • Семёнова Т. Н. Глава XI. Современные нетрадиционные культы // Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н. Яблокова.. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 171—177. — 480 с. (недоступная ссылка)
  • Тимощук А. С., Федотова И. Н., Шавкунов И. В. § 11. Учение Виссариона // Введение в религиоведение: Учеб. пособие.. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. — С. 138. — 153 с. — 500 экз.
  • Точка Александр. Секта. Ангелы умирают первыми. — М.: Детектив-Пресс, 2008. — 228 с. — ISBN 978-5-89935-084-9.
  • Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. — 83 с.
  • Щипков А. В. Во что верит Россия: Религиозные процессы в постперестроечной России. Курс лекций / Рецензенты: д. ф. н., проф. Ю. Н. Солонин, декан философского факультета СПбГУ, к. ф. н. В. В. Аржанухин, зав. кафедрой религиоведения РГПУ. — СПб.: РХГИ, 1998. — 167—170 с. — ISBN 5-888-031-6.
  • Jacek Hugo-Bader. Biała gorączka. — Wołowiec, 2009. — ISBN 978-83-7536-081-3.
  • Morawiecki Jędrzej. Syberyjska sekta wissarionowców jako fenomen społeczno-religijny. — Warszawa, 2010. — ISBN 978-83-7507-091-0.

Статьи

  • Анненко А. Н. Сибирский „Христос“ делает выбор // Газета «Новый взгляд на Хакасию». — 29.11.2007 г.. Архивировано 20 января 2013 года.
  • Баранова, Маргарита. Последователь Виссариона вмёрз в бочку // «„Московский комсомолец“ в Красноярске». — 20-27.02.2008 г.. — № 8.
  • Беспаленко П. Н., Римский В. П. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет, 2009. — № 1. — С. 3—13.
  • Мессия Виссарион: бывший сержант милиции стал основателем религиозных поселений на юге Сибири. // ИА „Банкфакс“. — 2003. — 25 марта.
  • Вахтангишвили, Светлана. Мой папа — Ленин // журнал Неизвестная Сибирь. — 2009. — Вып. январь-февраль. — № 1. (недоступная ссылка)
  • Виссарион (Тороп Сергей) // «Мир Религий». — 2001.
  • Виссарионовский «Город солнца» в Красноярском крае не имеет официального статуса // «РИА Сибирь». — 09.02.2005 г..
  • Григорьева Л. И. Ушедшие в «город Солнца». // Наука и религия. — 1999. — № 2. — С. 14—16.
  • Григорьева Л. И. Виссарион-Христос // Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н. И. Дроздов. — Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998. — С. 104. — 736 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88329-005-1.
  • Григорьева Л. И. Церковь Последнего Завета («секта Виссариона — Христа Минусинского») // Отв. ред. М. Н. Геншина. Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции./ Москва, 22-23 февраля 1999 года.. — М.: Рудомино, 1999. — С. 75—88.
  • Григорьева Л. И. Что ждет Церковь Последнего Завета? Материалы круглого стола // Религия и право. — 2000. — № 1. — С. 17—19.
  • Интерес политических кругов, близких к администрации Лебедя, к выборам в Законодательное собрание // «„Московский комсомолец“ в Красноярске»/Деловая пресса. — 15-22.03.2000 г./22.03.2001 г.. — № 11(93).
  • Завтра в общине последователей Виссариона пройдёт «Праздник добрых плодов». — Сибирское агентство новостей, 18.08.2003 г.. (недоступная ссылка)
  • Как я столкнулась с сектой // Психологическое радио. — 28.09.2011 г..
  • Кокоулин, Дмитрий. Операция „Б“, или новые приключения Виссариона — Торопа в Новосибирске. — Центр священномученика Иринея Лионского, 06.10.2002 г.. Архивировано 14 июля 2012 года. (копия)
  • Лабунский, Илья. Уставшие от мира. Как живут последователи Виссариона // «Аргументы и факты на Енисее». — 2001. — № 30 (710). (недоступная ссылка)
  • Левкин А. В. Академия наук и Духовная жизнь // Телеграф (Рига). — 24.10.2009 г..
  • Лидер «Церкви последнего завета» Виссарион агитировал рижан вступать в свою организацию // Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. — 10.10.2005 г..
  • Лункин Р. Н. Церковь Виссариона: божество с человеческими страстями // Русское ревью. — Кестонский институт, 2008. — № 30.
  • Любимова Г. В., Бут М. О., Лугоненко Д. С. «Сад как рай». Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. — Магнитогорск: МГТУ, 2012. — № 3 (37). — С. 345—356. — ISSN 1991-9484.
  • Мейден, Игорь. Абакан: всё по понятиям // «Вести Сегодня». — 07.08.2007 г.. — № 179 (2430). — С. 7. (недоступная ссылка)(копия))
  • Метке Йорг Р. Сибирский Христос // Der Spiegel. — 31.01.2005 г..
    • В Германии заинтересовались „сибирским Христом“ // NEWSru.com. — 01.02.2005 г..
  • Панченко А. А. Двадцатый век: новое религиозное воображение // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 117. — С. 122—139. — ISSN 0869-6365.
  • Полторак, Ирена; Власов, Дмитрий. Очевидное-невероятное. На кого гипноз не действует // журнал Патрон. — 2008. (недоступная ссылка) (копия)
  • Полынский, Андрей. Кто такой Виссарион. Российского лжехриста финансируют из США // Православие.Ru. — Сретенский монастырь, 2000. Архивировано 8 марта 2006 года.
  • Полынский, Андрей. Лжепророк из «Города Солнца» // Газета «Трибуна». — 19.05.2005 г..
  • Рак, Любовь. Девушка-тень из Города Солнца // Красноярский рабочий. — 22.09.2004 г.. Архивировано 31 октября 2010 года.
  • Рак, Любовь. Попутчица Виссариона // газета Труд. — 2004. — № 25. копия статьи
  • Савицкий В. В. О Результатах депутатского расследования деятельности «Церкви последнего завета» (Виссарион) // Выступление в Санкт-Петербурге на пресс-конференции 02.10.95 г. в Доме журналистов.
  • Саськов, Игорь. Террористка скрывалась в минусинской общине секты Виссариона // газета «Сегодня». — 22-24 марта 2000 г.. Архивировано 23 декабря 2006 года. (копия)
  • Саськов, Игорь. Над Городом Солнца сгущаются тучи // газета «Итоги». — 24.03.2000 г.. — № 64. Архивировано 10 марта 2005 года. (копия)
  • Сибирский гаишник подался в Иисусы // MIGnews.com. — 29.08.2009 г..
  • Скойбеда Ульяна, Кулагин Александр. Сегодня молоко не пьешь, а завтра в секту попадешь! // Комсомольская правда. — 11.07.2011 г.. (недоступная ссылка) (копия)
  • Сопов, Владимир. Минусинск. 2-е пришествие // Коммерсантъ-Власть. — 18.11.1991 г.. — № 44 (88).
  • Спранцмане М. А. Явление Виссариона Риге. Ловец и погубитель душ, называющий себя мессией, не преуспел у нас в агитации // Телеграф (Рига). — 07.10.2005 г.. Архивировано 2 августа 2012 года. (копия)
  • Столяров П. Н. Церковь последнего завета (Виссарион) // Центр апологетических исследований. — 2000. — С. 1—8.
  • Ульянов, Владимир. «Я чуть не стал зомби…»:Михаил Ильин чудом избежал секты, проповедующей близкий конец света // Трибуна. — 13.07.2005 г.. — № 123. — С. 13. (копия (недоступная ссылка))
  • Филькина А. В. Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.. — Томский государственный университет, 2012. — № 1(17). — С. 171—185. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  • Фоторепортаж: в Сибири отметили день рождения «второго Христа» // DELFI. — 15.01.2013 г..
  • Чалкин, Александр. Виссарион. Люди делают богов // Русский журнал. — 12.07.2002 г..
  • Чернявский, Александр. Александр Хлопонин попал в житие // Независимая газета. — 15.04.2008 г.. (недоступная ссылка)
  • Schwabe Alexander. Der Sohn Gottes kommt mit deutschem Nummernschild // Der Spiegel. — 06.11.2003.
  • Traynor, Ian. Jesus of Siberia // The Guardian. — 24.05.2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *