Церковь радонеж

В двенадцати верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположился чудный, живописный уголок. В отдалении от шумных трасс и в окружении лесов возвышается Спасо-Преображенский храм с величественной колокольней. У подножия холма, на котором высится церковь, змейкой вьется речка Пажа. Она ведет путников к источнику преподобного Сергия. А там солнечные лучи, бесконечно отражаясь в золотых куполах над образами преподобных Сергия, Кирилла и Марии, игриво наполняют своим светом всю долину.

Древнее село Радонеж получило свою известность благодаря благочестивым родителям преподобного Сергия, которые в начале XIV века переселились в здешние места из Ростова. В чудесный городок Радонеж, на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и отправились паломники из Покровского Хотькова монастыря.
В дар Радонежскому храму Преображения Господня мотоциклисты привезли икону Собора Радонежских Святых, которую передали настоятелю подворья, иеромонаху Роману.


Чаще всего Радонеж упоминают, повествуя о детстве Варфоломея, будущего преподобного Сергия, но история этого села началась многими веками ранее. Издревле на берегах рек Вори, Пажи и Торгоши селились финно-угорские племена – меря и балты. Около XI века сюда пришли славяне, которые основали на пересечении Переславской дороги и реки Пажи поселение, именуемое в летописях Радонежем.


Согласно преданию, это название происходит от имени собственного — Радонег. Вероятно, так звали человека, который некогда основал здесь село. Хотя само слово Радонеж в первую очередь ассоциируется с радостью. И действительно, исполненный Духа Святого преподобный Сергий стал радостью и утешением не только для своих благочестивых родителей, но и для всей Руси, коим и остается по сей день. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!


В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей – Ханская и Баскакова.


Во второй половине XIV века Радонеж был присоединен к образовавшемуся в 1263 году Московскому княжеству. Ханских баскаков сменили княжеские наместники. С их приходом в селе появилась большая усадьба и церковь в честь Рождества Христова. Московский князь желал усилить положение своего княжества, которое в то время было малочисленным. Одним из способов этого было привлечение на службу знатных людей из соседних уделов, которым на новых землях предоставлялись различные льготы.


Как пишет Епифаний Премудрый в житии преподобного Сергия Радонежского, великий князь Иван I Калита (внук Александра Невского) по малолетству своего сына Андрея поставил в деревне, именуемой Радонеж, наместником некоего Терентия Ртища. А тот, прослышав про бедственное положение ростовских бояр и желая привлечь большее число поселенцев, пригласил их в тогда почти незаселенный Радонежский край.
Среди переселенцев были бывший княжеский воевода Кирилл, его жена Мария и трое сыновей – Стефан, Варфоломей и Петр. Впоследствии их среднему сыну, Варфоломею, Божиим Промыслом было уготовано стать не просто благочестивым молитвенником и смиренным иноком, но великим Игуменом земли Русской и строителем Святой Руси.
8. Источник преподобного Сергия Радонежского

Святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, а спустя три столетия преподобный Сергий ее возродил духовно, возвысил, вывел Русь из нравственного оцепенения и разрухи. Преисполненный Любовью инок вновь обратил людей ко Господу и по всей земле русской рассеял семена веры Христовой. Во все концы разлетелись «птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского», которые, беспрестанно славя Господа, приумножали стадо Христово по всей Отчизне. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано около сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще порядка пятидесяти обителей. Духовные дети великого Радонежского подвижника разбрелись по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского. Богоносный авва Сергий стал духовным отцом не только для своих учеников, но и для всех православных христиан на Руси.

В Радонеже преподобные Кирилл и Мария прожили около семи лет, ни на мгновение не оставляя дел добродетели. Как и в Ростове, они, исполняя заповедь апостола Павла, всегда гостеприимно встречали под своей крышей странников, помогали нуждающимся, покровительствовали расположенному по соседству Покровскому Хотькову монастырю. Предчувствуя скорую кончину, благочестивые родители преподобного, оставили все мирские заботы и удалились в Покровскую обитель, где приняли постриг в схиму и в молитве и покаянии стали приуготовляться ко встрече с Господом.

После смерти московского князя Ивана Калиты Радонежские земли, вместе с основанным на них к тому времени Троицким монастырем, перешли к его жене Ульяне с сыновьями. После ее кончины в 1374 году часть имений княгини наследовал князь Дмитрий Иванович Донской, а волости Бели и Радонежская достались его двоюродному брату – князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Князь Владимир Андреевич глубоко почитал мудрого Троицкого игумена и, желая сделать дело на благо его обители, назначил монастырю ругу – ежегодное продовольственное содержание. После великой победы войска Дмитрий Донского на Куликовом поле, князь Владимир Андреевич, который в том сражении руководил засадным полком, по благословению преподобного Сергия Радонежского устроил в Серпухове Высоцкий монастырь с церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.
После смерти Серпуховского князя в 1410 году его владения были разделены между его женой и пятью сыновьями. Радонежская волость вместе с некоторыми другими землями достались четвертому сыну Владимира Храброго – князю Андрею Владимировичу. Им был выстроен кремль, окруженный земляными валами, после чего Радонеж стал столицей удельного княжества. Главный соборный храм был освящен в честь Преображения Господня. С этого времени Радонеж стал именоваться в летописных документах Городком Радонежским или просто Городком.

После смерти князя Андрея Владимировича в 1426 году Городок наследовал его племянник князь Василий Ярославич Боровской. В 1456 году, когда Великий князь Василий II отнял удел Василия Ярославича, Радонеж вновь вошел в состав московского княжества. Его наследник, Иван III, собирая и объединяя земли вокруг Московского княжества, желал сделать из Радонежской и нескольких прилегающих волостей Радонежский уезд. В 1492 году он перевел в Радонеж ярмарку, которая до этого проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.

В Смутное время многие святые обители Руси были разграблены и разрушены польско-литовскими интервентами. В течение долгих 16 месяцев Троице-Сергиев монастырь осаждали войска Лжедмитрия. Близлежащие к обители Покровской Хотьков монастырь и Радонежский Городок были практически уничтожены западными захватчиками. В 1616 году царь Михаил Федорович передал так и не восстановившийся Городок Троице-Сергиевому монастырю. У монастырской братии не хватало средств для устроения храма, и тогда они попросили у государя выдать им «повалушу», т.е. большую неотапливаемую башню, из соседнего села Воздвиженское. Монахи переделали башню в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня.
13. Спасо-Преображенский храм
По указу Екатерины II о секуляризации церковных земель село Городок перешло в разряд казенных. Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 40-е годы XIX века. Она считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву.
14. Спасо-Преображенский храм
В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный – в главной части и двухъярусный – в приделе.
15. Спасо-Преображенский храм
В 70-е годы XIX века в селе появилась земская начальная школа. Примерно с середины XIX века древнее село Городок стало привлекать историков и археологов.

С приходом советской власти Спасо-Преображенский храм закрыли. Дом священника снесли и на его месте устроили свиноферму. В стенах Преображенской церкви разместилось зернохранилище, а в 1941 году здесь поселился клуб…

В послевоенные годы произошло некоторое потепление в отношении власти к Радонежскому краю и его святыням. В 1960 году городище стало охраняться как памятник археологии республиканского значения, а спустя 14 лет, в 1974 году, под опеку государства была отнесена и Преображенская церковь. С этого момента началось ее постепенное восстановление. Еще около двух десятилетий в храме располагалась экспозиция Загорского государственного музея-заповедника, посвященная истории Радонежа.
В памятный для всего русского православного мира 1988 год, в который отмечалось 1000-летие со дня Крещения Руси, напротив Спасо-Преображенского храма появился памятник преподобному Сергию Радонежскому. Его возведение планировалось осуществить годом ранее, но авторы проекта столкнулись с рядом трудностей, чинимых богоненавистнической властью.

Несмотря на то, что об открытии памятника было известно заранее, в телевизионном выпуске новостей накануне мероприятия оно было представлено как носящее антисоветский характер. Такое заявление тут же вызвало огромный резонанс, как со стороны настроенного против церкви народа, так и со стороны властей. Грузовик, в котором скульптор Вячеслав Клыков вез монумент на торжественное открытие, был остановлен на Ярославском шоссе на полпути и развернут. Тем временем в Городке был срыт пьедестал для памятника, а вдоль дороги выставлены кордоны милиции.
19. Памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже
Так звучат воспоминания тех, кто 20 сентября 1987 года ехал в сторону тогда еще Загорска на открытие памятника:
«Множество людей, направляющихся к шоссе, ведущему в Городок (Радонеж), встречают усиленные наряды милиции. Из мегафона доносится металлический голос: «Немедленно освободить проезжую часть дороги!» Прибывших людей, не обращая внимания на их пол и возраст, сталкивают с шоссе в непролазную грязь. Около пяти тысяч человек во главе с Левшовым (держащим в руках красное развернутое знамя, привезенное из Берлина), Сычевым и монахом Гермогеном, построившись в колонну, буквально с боем проходят сначала сквозь один, потом сквозь другой кордон милиции.
Бетонный мост через небольшую речку Пажа перегорожен машинами и последним, наиболее многочисленным нарядом милиции. Над колонной взметаются хоругвь со Спасом Нерукотворным и знамя с изображением Георгия Победоносца. Люди с криками «ура» идут на последний прорыв: милиция оттеснена, машины сдвинуты. Колонна прошла сквозь все преграды». (источник)

И все же благодаря настойчивости граждан и не без Божией Помощи, 29 мая 1988 памятник был установлен. Величественный монумент преподобному Сергию Радонежскому создал скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Огромный вклад в появление памятника внесли член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычев, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов и монах Гермоген (в миру — Геннадий Михайлович Хмельницкий).
С холма-пьедестала на Русь-матушку взирает старец. Глаза его прикрыты, но духовным зрением он видит то, что другим не открыто. Он слышит каждого, обращающегося к нему, и молится Всевышнему за всю Русскую землю. В средней части фигуры выделяется фигура мальчика в простом крестьянском одеянии. Он держит в руках икону ветхозаветной Троицы. Это отрок — юный Варфоломей, «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

В 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Городку было возвращено его историческое название – Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры.

В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. На сегодняшний день фрески и иконостас восстановлены.
24. Спасо-Преображенский храм

26. Икона «Собор Радонежских святых», дарованная храму Ночными Волками

Напротив входа в храм установлен необычный крест. Когда-то он стоял на могиле святой блаженной Матроны Московской. Внизу, под горой, на источнике преподобного Сергия устроены две купели и колесо водяной мельницы, набирающее воду из реки в миниатюрную детскую купель.

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест был родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, — гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Благодаря невероятному усердию и трудам настоятеля храма, иеромонаха Романа (Шубёнкина), и с помощью добрых людей удалось восстановить храм и прилегающие территории в том величественном благолепии, в котором его видят паломники, сейчас приезжая в древний Радонеж.

Посещение Радонежской земли не только открыло сокровищницу Радонежья, но и позволило Православным собраться вместе. Дорога, собирающая благочестивых единомышленников — это одно из богатств, доступных сегодня каждому. Как отметил священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одной из встреч с молодежью: «Дружба — одно из немногих приобретений для человека, имеющее самостоятельную ценность». Паломничество дает нам это ценное приобретение.

В храме в честь Преображения Господня завершилась часть паломничества по святым обителям земли Радонежской. Путники познакомились с историей древнейших обителей Московской области, и смогли помолиться перед их святынями. Огромной радостью стала возможность провести Лазареву субботу в уединенных скитах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в которых многие лета назад славили Имя Господне великие святые и подвижники благочестия. Не меньшим счастьем было и оказаться на Божественной Литургии в Успенском соборе Лавры в Праздник Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, а потому, завершив странствие по Радонежским обителям, паломники отправились в подмосковную Истру, где находится «Русская Палестина» — Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Другие рассказы о паломничестве «Радонежье»:
1. Спасо-Вифанский монастырь
2. Храм св. Марии Магдалины
3. Гефсиманский Черниговский скит
4. Скит Параклит
5. Сергиевский скит
6. Покровский Хотьков монастырь


Всего 44 фото
Хочу поделиться светлым впечатлением от посещения села Радонеж, что находится в Сергиево-Посадском районе Московской области в 55 километрах от Москвы. Приехали мы туда c целью фото и видео съемки городища Радонежское, фиксации археологических памятников с использованием аэрофотосъемки. Место оказалось чрезвычайно живописным, наполненным в ощущениях каким-то светлым радостным чувством. Его история примечательна многими значимыми событиями. Кроме всего прочего здесь прошла юность Сергия Радонежского, произошли многие известные чудесные эпизоды из его жизни. Стоит упомянуть и о значении этой не только исторической личности, святого, но его роли в объединении русских земель и духовном становлении единого могучего русского государства.
Будет много фото села Радонеж с высоты птичьего полета и не только, а также рассказ об интереснейшей истории этих мест. Вот так я и увидел воочию все то что связано с жизнью Сергия Радонежского. «На местах» многие удивительные события его жизни о которых я только читал или помнил обрели таким образом реальные образные представления. Поэтому, наверное, будет правильным попытаться рассказать об истории села Радонеж с подробным визуальным рядом чтобы у читателя как я и говорил появилась реальная привязка «к земле», к этой благословенной местности, где ступала нога этого великого святого Земли Русской. Ну, пожалуй, начнем.
Радонеж занимает особое место в истории русской культуры. Основанный первыми славянскими поселенцами, он стал впоследствии пограничным форпостом на северных рубежах Московского княжества, затем — центром целой исторической области. Здесь прошли годы юности Сергия Радонежского, основавшего рядом с Радонежем Троицкий монастырь.


Радонеж расположен на мысу, на берегу реки Пажи. На его месте обнаружено городище дьяковского типа (начало н. э.). Издревле на берегах Вори, Пажи и Торгоши, селились финно-угорские племена — меря и балты, а позднее сюда пришли славяне. Заселение будущего Радонежского края шло по реке Воря (притока Клязьмы). В 1-м тысячелетии на Воре существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XII в. на средней Воре сложилась группа селений славян-кривичей, известная благодаря памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в период монгольского нашествия в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии.
Селение Радонеж было основано славянами примерно в XI веке на пересечении дороги и реки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал её «Радонеж», как принадлежащую ему, Радонегу. Более северные земли Радонежа не подверглись разорению в 1238-1240 гг. под натиском орды хана Батыя. Заселение Радонежа во время татаро-монгольского ига во второй половине XIII в. — первой половине XIV в. Проходящая через Радонеж Переяславская дорога стала основным направлением расселения славян на восток от Москвы к Переславлю-Залесскому.

Вид на городище с запада
Радонеж входил в Ростово-Суздальское, затем Московское княжество. В первые десятилетия татарского ига там сидели татарские баскаки, о чём свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Впоследствии там появился двор княжеского тиуна (управителя), с церковью Рождества.



Вид на городище с востока
Археологические исследования достоверно подтвердили, что Радонеж возник раньше, чем в 1336 году, когда впервые попал на страницы документов. Самая древняя среди находок в Радонеже — это бронзовая поясная подвеска в виде медведя, найденная на Радонежском городище.


Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря — предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и по-видимому, не случайно Сергий Радонежский предстает в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог быть отголоском распространенного в этих краях медвежьего культа.
Существование в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей подвески IX века, характерной для мерянской одежды. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV-XV вв. найдены фрагменты образцы московской керамики того времени: горшки с характерным орнаментом «косая волна» на горловине и столовые миски, а также глиняные пряслица, кузнечные изделия — сложные, т. н. цилиндрические замки и ключи к ним, инструменты радонежских ремесленников: сверла, молоточек-зубильце, ножи серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом (специальное покрытие из жидкой глины наностимое перед обжигом).


Село Радонеж
Раскопками исследовалось Радонежское городище — остатки городского детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце — князе Владимире Андреевиче Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, в Радонеже находился торг и таможенная застава, при его сыне Андрее Радонежском город становится центром небольшого удельного княжества. Городище — треугольная площадка на высоком мысу, в крутой петле реки Пажи, в древности была окружена по краю валом, достигающим шестиметровой высоты.


Радонежская крепость (реконструкция) 10.
Вид на городище с запада
Было выяснено, что конструкция Радонежской крепости, контролировавшей оживленную Переславльскую дорогу, была следующей: проход на городище был искусственно сужен прокопанным с юга рвом. На треугольном периметре стен располагались две башни — воротная, у входа на городище, и на остром углу, с юга, откуда вероятно, велся фланкирующий обстрел вдоль юго-восточной стены, где были дополнительные укрепления: в 10 метрах перед стеной, по краю горизонтальной площадки-бермы: проходил, очевидно, частокол — бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров, на дне которого были укреплены заостренные колья — «частик».

Вид на городище с юга
В середине XIV село Радонежское входит в состав Московского княжества. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника — административный центр Радонежской волости. В 1341 году по смерти великого князя московского Ивана I Калиты (внука Александра Невского, 1283-1341) село Радонежское отходит к его вдове, великой княгине московской — Ульяне с воспитываемыми ею несовершеннолетними сыновьями от его первого брака и всеми незамужними дочерьми Калиты, но, видимо, из-за смерти некоторых детей, имения были перераспределены, в результате чего Радонежем и управлял Андрей Иванович. Селом в то время называлась усадьба с прилегающим храмом.
В 1340 году туда на службу к Андрею из-за обнищания вследствие голода в Ростовской земле переселился ростовский боярин Кирилл — отец св. Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.

После смерти Ульяны (1374) Радонежское принадлежало её внуку Владимиру Андреевичу Серпуховскому; затем (после его смерти в 1410 году) — принадлежало как центр удела его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому, который и превратил Радонеж в городок, насыпав крепостные валы (основанием 5 м, и высотой 3 м; валы песчаные, обложенные дёрном) и построив на них деревянный кремль. Село теперь стало называться Городок Радонежский. Городок был центром двух волостей — Радонежской и Бели. Во время эпидемии чумы в 1426 году Андрей Владимирович умирает, не оставив наследника, после чего городок отходит его племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому.

Вид на Радонежское городище с юго-востока
Расцвет Радонежа наступил с его переходом в начале 1370-х годов к князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. В годы княжения сына кн. Владимира Андрея Владимировича (1410-1425) Радонеж стал центром самостоятельного княжества. В последней четверти XIV — первой четверти XV в. градостроительная композиция и структура расселения Радонежа обретают законченность и совершенство. Это было связано с двумя обстоятельствами: превращением Радонежа в город и формированием сел, визуально связанных с храмами удельной столицы. Можно предполагать, что после построения в 1374 г. укреплений в Серпухове кн. Владимир Андреевич, возвел валы и в Радонеже. В годы его княжения и в период правления его сына посад города вырос примерно до тех границ, которые фиксируются археологически. Об этом свидетельствует совпадение на территории посада ареалов красноглиняной (XV в.) и белоглиняной (XVI в.) керамики.

Что прискорбно, — прямо на территории городища располагается большое сельское кладбище в нарушение всех общепринятых норм. Из-за этого утрачен культурный слой и захоронения сейчас уже осуществляют прямо на валах городища.
Елена Ольгердовна (1353-1438), дочь великого князя литовского и мать Андрея Владимировича, в своей духовной благословила своего племянника, Василия Ярославича селом Ковезинским в Радонеже. Василий был сыном одного из сыновей Владимира Андреевича, Ярослава Владимировича (1388-1426), умершего от чумы и единственного, оставившего из наследников.

Иван III сделал Радонежский городок центром особого уезда. В 1491 Иван III перевёл в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре после его смерти (в 1530-х годах) в городе создается ям (почтовая станция), и при Иване Грозном там было 40 ямщиков. В царствование Ивана Грозного город приходит в упадок. В время похода Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610) Радонеж был дотла разорен польскими отрядами и больше не оправился.16.
В 1617 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Город превратился во владельческое село. В это царствование, на месте Радонежа было 10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих. Село «Радонежский городок», или просто Городок, принадлежало монастырю (c 1744 — лавре) до 1764 года, когда церковные земли были секуляризованы и отошли в казну. В 1842 году в селе была выстроена каменная Преображенская церковь. В октябре 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж.

Вид на городище северо-востока

До нашего времени сохранились достоверные данные о трех храмах Радонежа. В крепости располагалась церковь Рождества. Около 1418 г. Епифаний Премудрый писал о ней как о существующей; она сохранялась еще в 1669 г. В 300 м к востоку от нее, на территории посада, господствуя над окружающей местностью, стояла церковь Спасо-Преображепия. В 1616 г. По просьбе архимандрита Троицкого монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына государь отписал на ее возобновление «повалушку» со своего двора в с. Воздвиженском. Пространство между церквами представляло собой возвышенную гряду, вдоль которой, по данным раскопок, стояли жилые строения горожан. У подножия этой гряды и напольного вала крепости проходила древняя Переяславская дорога («путь вселюдскый»).

Вид на городище с юго-востока
Путнику, двигавшемуся по ней со стороны Москвы, вид на Радонеж открывался с водораздела Вори и Пажи. Застройку города скрывали леса, над которыми господствовали лишь шатры и островерхие кровли церквей. Далее дорога спускалась лесом к долине Пажи. У реки неожиданно открывалась полная панорама города: крепостные стены, застройка посада по гребню холма, храмы Рождества и Преображения.
Имя третьей церкви Радонежа сохранилось в названии Афанасова поля (на фото ниже — нижняя часть кадра).

По воспоминаниям жителей, которые подтверждаются описаниями 1622-1624 гг., церковь стояла на месте нынешнего урочища Погост, в северной части поля. Учитывая ее посвящение святым Афанасию и Кириллу Александрийским, можно предположить, что церковь была освящена в честь рождения в 1389 г. сына кн. Владимира Андреевича Ярослава-Афанасия. Данные о могильнике в урочище Погост и то обстоятельство, что Переяславская дорога была ориентирована на церковь Афанасия, свидетельствуют о древности южной части посада.
Сергий Радонежский
Важной вехой в истории Радонежа является 1337 год, когда боярин Кирилл, отец Варфоломея (в иночестве Сергия), переселился сюда из оскудевшего от татарских разорений Ростова. «И таковыя ради нужа рабъ Божий Кирилъ, — повествует «Житие Сергия Радонежского», — воздвижеся из веси… Ростовскыя; и събрася всъм домом своим, и съ всЬм родом своим… и преселися от Ростова в Радонъжъ».

Смотровая площадка
Период жизни Кирилла и его семьи в Радонеже исчисляется четырьмя-пятью годами. Это был краткий срок, но он пришелся на годы юности Варфоломея, время, когда духовное зрение человека необыкновенно обострено. Около 1341 г. вместе с братом Стефаном Варфоломей поставил «церквицу малу», которая вскоре (в начале княжения Симеона Гордого) была освящена «въ имя святыа Троица… от Феогноста митрополита». 7 октября, видимо 1342 г., Варфоломей был пострижен в «ангельский образ» под именем Сергия.

На протяжении последовавших за тем 15 лет пустынножительства Радонеж (в котором жил брат Сергия Петр), лежавший на пути от Троицы к Москве, не мог не восприниматься Сергием и иноками монастыря как единственное в своем роде место, где «мир» сходится с «пустыней». Все это объясняет, почему в Радонеже с именем преподобного Сергия связано так много преданий, которые приурочены к конкретным местностям древнего ландшафта.

Здесь у нас странноватое водяное колесо (не работающее) очевидно призванное демонстрировать его паломникам. Эта задумка не имеет ничего общего к воссозданию исторического облика села Радонеж и скорее служит визуальным и не удачным маркетинговым объектом для привлечения посетителей)
Сейчас мы направляемся к роднику Сергия Радонежского.

Предположительно где-то здесь и находилась Афанасьевская церковь.

Мы выходим на древнее Афанасово поле. Здесь еще продолжается благоустройство территории.
На дальнем плане Радонежское городище.

Справа купальня с часовней.

Еще один вид на родник уже с Афанасова поля.

А вот еще крупным планом.

Если еще дальше пройти по тропинке по полю — выйдем к симпатичному озеру. Здесь купаются, есть приличное место для переодевания.

А теперь вид сверху на те места где мы с вами побывали.

Поднимаемся по той же деревянной лестнице к Преображенской церкви. На смотровой площадке рядом с храмом можно перекусить и познакомиться с Радонежским котом)

Церковь Преображения Господня стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное здание с применением белого камня в деталях, обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма, с боковыми портиками дорического ордера, увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона.

Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы: главный пятиярусный 1890-х гг., двухъярусный придельный — 1862 г. Стены и своды покрыты масляной живописью 1870-х гг. Кирпичная церковная ограда восстановлена в 1969 г. по образцу прежней (1855 г.).

Соборный храм крепости и ранее носил название Преображенского. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина. В XVIII веке село приобрело новое название — Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах.

Рядом с храмом большая просторная бесплатная парковка. Все очень удобно.
Кстати, на фото выше — слева маленькая часовенка Матроны Московской. Там находится и крест с ее могилы.

Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж расположен рядом с Преображенской церковью и был установлен 29 мая 1988 года (авторы: скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев). Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика и символизирует чудесную встречу, изменившую жизнь отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия.

С.3. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика.
Википедия
Благодарю доктора исторических наук археолога Сергея Заримовича Чернова за обстоятельный интереснейший и увлекательный рассказ об этих благословенных местах. Благодарности археологу durasik за организацию поездки, историку sergeyurich и всем участникам поездки в Радонеж, городище «Белые боги» за теплую дружескую компанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *