Церковь в Америке

Исторический очерк

В 1794 году монахи Валаамского монастыря создали первую православную миссию в Америке, на Аляске. Один из них — иеромонах Ювеналий в 1795 году принял мученичество за Христа, другой — преподобный старец Герман (+ 1837) — более сорока лет успешно насаждал святую веру. В 1840 году была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия на которую был хиротонисан апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов) утвердивший веру среди многих аборигенов Аляски. В 1872 году кафедра новой Алеутской епархии переместилась в Сан-Франциско и ее миссия стала постепенно распространятся на весь континент, чему способствовали эмиграция православных в Северную Америку и возвращение к Православию униатов-эмигрантов. При святителе Тихоне, будущем патриархе-исповеднике, в 1905 году кафедра была перенесена в Нью-Йорк.

Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Пимен (Извеков) вручает Томос об автокефалии ПЦА епископу Феодосию (Лазору). Москва, 1970 г. Фото с сайта www.orthodoxhistory.org

В первые же годы после революции 1917 года контакты с епархией были чрезвычайно затруднены и она оказалсь вынужденной существовать самостоятельно, а в начале 1930-х годов оказалась в открытом разрыве со Священноначалием в Москве. В 1935-1946 годах было достигнуто соединение Американской епархии-митрополии с Русской Православной Церковью Заграницей, во время Второй мировой войны имело место сближение с Московским Патриархатом, но к 1947 году Американская митрополия вновь оказалась обособленной. Статус митрополии был урегулирован дарованием автокефалии от Русской Матери-Церкви и преобразованием в Православную Церковь в Америке по условиям Томоса от 10 апреля 1970 года.

Решение об автокефалии Американской Церкви вошло в противоречие с интересами других Поместных Церквей которые имели в своем ведении немало православных в Америке, учредив здесь параллельные епархии после 1917 года. Несогласие было усугублено иным видением канонических прав Русской Церкви в Америке, особенно со стороны Константинопольского Патриархата. Поэтому Американская автокефалия на 2011 год признана лишь пятью из 14 Поместных Церквей — Русской, Грузинской, Болгарской, Чехословацкой и Польской . Остальные же Церкви признают Церковь в Америке только как самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство при этом не оспариваются.

Предстоятели

  • Платон (Рождественский) (сентябрь 1923 — 20 апреля 1934)
    • Феофил (Пашковский) (20 апреля — 23 ноября 1934) местоблюститель, архиеп. Сан-Францисский
  • Феофил (Пашковский) (23 ноября 1934 — 27 июня 1950)
    • Леонтий (Туркевич) (27 июня — 5-8 декабря 1950) местоблюститель, архиеп. Чикагский
  • Леонтий (Туркевич) (5-8 декабря 1950 — 14 мая 1965)
    • Ириней (Бекиш) (14 мая — 23 сентября 1965) местоблюститель, архиеп. Бостонский
  • Ириней (Бекиш) (23 сентября 1965 — 25 октября 1977)
    • Сильвестр (Харунс) (15 мая 1974 — 25 октября 1977) в/у, архиеп. Монреальский
  • Феодосий (Лазор) (25 октября 1977 — 21 июля 2002)
  • Герман (Свайко) (22 июля 2002 — 4 сентября 2008)
    • Димитрий (Ройстер) (4 сентября — 12 ноября 2008) местоблюститель, архиеп. Далласский
  • Иона (Паффхаузен) (12 ноября 2008 — 7 июля 2012)
    • Нафанаил (Попп) (24 февраля — не позднее 3 мая 2011)
    • Нафанаил (Попп) (9 июля — 13 ноября 2012) местоблюститель, архиеп. Детройтский
      • Михаил (Дахулич) (9 июля — 13 ноября 2012) админ., еп. Нью-Йоркский
  • Тихон (Моллард) (с 13 ноября 2012)

Исторические титулы предстоятеля

  • архиепископ Сан-Францисковский, митрополит всея Америки и Канады (23 ноября 1934 — 1950)
  • архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады (упом. 8 декабря 1950 — 1981)
  • архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады (1981 — 30 апреля 2005)
  • архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады (30 апреля 2005 — 1 июля 2009)
  • архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады (с 1 июля 2009 — упом. 2012)

Использованные материалы

  • Официальный сайт Православной Церкви в Америке:
  • Eardwine, Theophilus, «Sobornost: Uniting Orthodoxy in America,» 19 февраля 2005:

Дословный перевод официального самоназвания Церкви — «Orthodox Church in America». Одно время, особенно в Московском Патриархате, было широко распространено также название Американская Православная Церковь.

Влючает служащих и ушедших на покой. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке,

Влючает приходы и миссии. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке, и официальном сайте Мехиканской епархии,

Влючает монашеские общины. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке,

Компиляция данных. Криндач указывает 84,9 тыс. приверженцев в США в 2010 году согласно Krindatch, Alexei, «2010 US Orthodox Christian Census,» Religious Congregations and Membership Study 2010, . В начале 2009 года в Мексике было «9 церквей и миссий окормляющих несколько тысяч верующих» согласно «Exarchate of Mexico elevated to full diocesan status,» официальный сайт Православной Церкви в Америке, January 28, 2009, . Масштаб канадской паствы можно оценить из того, что на 2010 год в стране было немногим более ста приходов Православной Церкви в Америке.

Объединяют паству по этническому признаку, но при этом также прикреплены через архиерея к одной из территориальных кафедр.

Eardwine, Theophilus, «Sobornost: Uniting Orthodoxy in America», 19.II.05. См. .

Grigorieff, Dmitry, «The Orthodox Church in America an Historical Survey,» Russian Review, vol. 31, # 2 (Apr., 1972), p. 138,

Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

Krindatch, Alexei, «2010 US Orthodox Christian Census,» Religious Congregations and Membership Study 2010,

«Блаженнейший Митрополит Иона: «Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира»,» официальный сайт Русской Православной Церкви, 5 мая 2009,

Влючает служащих и ушедших на покой. Подсчёт от 13 сентября 2012, по регистру на официальном сайте Православной Церкви в Америке,

1970 г. Национальный Совет церквей США принял «Церковь Сатаны». Пентагон разрешил ввести в войска должность капелланов-сатанистов

Политкорректность и толерантность по отношению к различным религиям в США приобретает запредельные, с точки зрения добра и зла, формы.

Церковь Сатаны

В начале 70-х годов прошлого века, в реестр признаваемых на официальном уровне религий на территории США был внесен «сатанизм». Через полтора десятка лет президент Рейган публично заявил о «важной роли сатанизма в современной американской жизни». С тех пор популяризация Церкви Сатаны в Штатах шагнула далеко вперед. Забота о свободе вероисповедания подтолкнула федеральные власти к тому, что в некоторых американских школах детям стали в игровой и занимательной форме рассказывать о сатанизме, как о вполне легальной и правильной форме вероисповедания.

Дабы сделать свою религию более понятной, а, следовательно, привлекательной в глазах детей, Церковь Сатаны издала и распространила в школах книжку-раскраску «Большая сатанинская Книга» (The Satanic Children’s Big Book of Activities), о приключениях двух детей, исследующих «увлекательный мир Вельзевула». Мальчик Дэмиэн, как и герой известного фильма о дьяволе «Омэн», и девочка Анабель рассказывают маленьким читателям о сатанинских ритуалах, рисуют пентаграммы, а также предлагают поиграть в игру-лабиринт, целью которой является поиск легендарной оккультной книги «Некромикон». Книжка, что характерно, качественно отпечатана и снабжена яркими иллюстрациями, видимо, издавшие её сатанисты очень хотели, чтобы она понравилась детской аудитории, а вместе с ней и дьявольская религия, как таковая. Но весь вал обрушившейся было критики распространители критики, вполне аргументировано, заявили, что сатанизм является официально признанной религией в США и они не позволят ущемлять их гражданские права на её распространение. В том числе и среди подрастающего поколения. Ни местный департамент образования ни возмущенные родители ничего противопоставить такому активному распространению оккультизма среди детей не смогли.

Действительно, «Церковь Сатаны» не просто официально входит в реестр разрешенный религий, но и переживает фактически свой звездный час. Еще в 1970 году Национальный Совет церквей США принял эту секту. Вскоре после этого и началось победное шествие сатанизма по Америке. Пентагон даже разрешил ввести в войска специальную должность капелланов-сатанистов, чтобы не ущемлять права дьяволопоклонников на фоне других конфессий. Сегодня в вооруженных силах США служит около трехсот таких «антисвященников». Еще дальше пошли политики, и в частности, Рональд Рейган, который публично заявил, что права сатанистов должны расширяться и необходимо учитывать их религиозные чувства при приеме на работу, в том числе и на государственные или руководящие посты, а также полицию и армию. Кроме того, последователям этого культа было позволено проведение любых обрядов, в том числе «черных месс» и жертвоприношений, к счастью, не человеческих. Активно привлекались адепты «Церкви Сатаны» и к проведению предвыборных кампаний. Прессе «прозрачно» намекнули, что отныне любые оскорбительные или критические высказывания и комментарии в отношении сатанистов будут расцениваться, как «политически некорректные» и иметь соответствующие последствия, вплоть до закрытия издания, допустившего это.
Новейшие веяния от политики распространились и на бизнес. Руководители крупнейших корпораций стали открыто признаваться в своей приверженности культу. Так владельцы известного трансконтинентального холдинга «Проктер энд Гэмбл» заявили, что давно являются сатанистами и отчисляют значительную часть своих прибылей на нужды и в поддержку «Церкви Сатаны». Все протесты и угрозы бойкотировать продукцию сатанинской корпорации пресекли мгновенно, заявив, что этим нарушается закон о правах религиозных меньшинств. Причем в ответ сами представители «P&G» довольно хамски заявили, что у христиан в Америке осталось слишком мало, чтобы выступать против них и вообще принести сатанистам хоть какой-то вред. Каково же было удивление протестующих, что это оказалось правдой.
Сегодня на территории США действует более семи тысяч (!) сект, религий и оккультных объединений деструктивного толка в той или иной степени поклоняющихся Сатане. С гастролями по стране разъезжают толпы пророков и лже-мессий, собирая многотысячные стадионы для своих проповедей. Исследования показывают, что большая часть граждан страны, не смотря на показательную «праведность» американцев, симпатизируют сатанизму. Во многом продвижению этих ценностей способствует и массовая культура, основанная на эгоцентризме и материальных ценностях. Даже такие известные и набившие оскомину рекламные слоганы, как » Бери от жизни все!», «Я этого достойна!» — это прямые цитирования постулатов сатанизма, отвечающие девяти его основным заповедям. А они достаточно просты и точно укладываются в канву американского образа жизни. Вывел их еще основатель «Церкви Сатаны, некий Антон Шандор ЛаВей, который главной своей миссией считал уничтожение христианства. Звучат канонические заповеди сатанизма так: никаких ограничений – делай все, что угодно и получай удовольствие от жизни; следуй инстинктам, а не общественным нормам; добро избранным, а не страждущим; люби себя, а не других; проповедуй месть, а не прощение врагов; человек – животное и Бог ему не судья; благодарность ослабляет; прости грехи себе сам, а не жди этого от других; живи настоящим, а не мечтай и так далее. Вполне понятно, что эти «законы» нашли широкий отклик в одномерных душах американцев. Как результат – сегодня осознанно причисляют себя к последователям «Церкви Сатаны» 15% граждан США, больше, чем в любой другой стране мира. Хотя на подсознательном уровне учению ЛаВея следует гораздо большее количество людей.

Свободный рынок вероисповеданий в США предлагает сегодня религии на любой вкус и кошелек. Свобода исповедовать любой, даже самый экзотический, культ защищена законами и прописана в Конституции. «Первая поправка» дает практически неограниченные возможности «сектантам» по промыванию мозгов, и в первую очередь, среди детей, которым проще всего вбить в головы какое-либо вероучение, а затем манипулировать их сознанием для собственной выгоды. В религиозном бизнесе крутятся десятки миллиардов долларов. К тому же, любые церкви в США и даже их коммерческая деятельность, освобождены от уплаты налогов. Вкупе с лоббированием их интересов на самых высоких государственных уровнях, оккультные религии, и в частности сатанизм, как самый распространенный культ, получают баснословные прибыли. Влияние христианства в Америке сильно ослабло за последнее время и можно смело утверждать, что лидирующие позиции вскоре может занять именно «Церковь Сатаны» и её ответвления.

История

Первые православные приходы в Северной Америке

История возникновения Патриарших приходов в США восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского монастыря первой православной миссии на территории Северной Америки. Возникшая их трудами епархия с 1872 года имела свой центр в Сан-Франциско. В 1905 году этот центр был перемещён архиепископом Тихоном в новый Нью-Йоркский Николаевский собор. С 1907 года единственная православная епархия Американского континента именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской, охватывала всю территорию США и Канады и насчитывала около сотни приходов и десятки тысяч верующих.

Этот период истории связан с именами ряда святых, прославленных впоследствии Православной Церковью: святители Тихон (Патриарх Московский) и Иннокентий Московский, священномученики Ювеналий Аляскинский, Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров, праведный Алексий Уилкс-Баррейский, преподобный Герман Аляскинский, мученик Пётр Алеут.

Разрыв с Церковью в России

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с высшей церковной властью в Москве оказались весьма затруднёнными. С 1924 года многие приходы Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке, возглавляемые митрополитом Платоном (Рождественским), пребывали вне общения с Московским Патриархатом и сформировали то, что стало известно под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия». Часть русских приходов перешла под управление Русской Зарубежной Церкви, часть оставалась верной Московскому Патриархату (в особенности после назначения в 1933 году в США архиепископа Вениамина (Федченкова)).

19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).

Учитывая неоднократные срывы переговоров и нежелание вести диалог со стороны неканонической структуры, священноначалие Московского Патриархата несколько раз накладывало на митрополита Платона и на его преемников канонические прещения, что, однако, не помогало возвращению ушедшей в раскол епархии.

Примирение

Основная статья: Православная Церковь в Америке

В конце 1960-х годов при активном посредничестве митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Александра Шмемана и ряда других известных церковных деятелей был достигнут компромисс с Северо-Американской митрополией. 9 апреля 1970 года Священный Синод Русской Церкви восстановил общение с митрополией, сняв прещения с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке, которая отныне стала называться Православной Церковью в Америке (ПЦА), автокефалию.

Патриаршие приходы в США и в Канаде

См. также: Патриаршие приходы в Канаде

Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке устанавливал её юрисдикцию в пределах североамериканского континента, включая Гавайские острова, за исключением территории Мексики (п. 7 Томоса). В юрисдикцию ПЦА не вошли также все приходы и клир Американского экзархата РПЦ на территории США и Канады, которые пожелали остаться в ведении Патриарха Московского (пп. 3-6 Томоса):

  • приходы РПЦ, составлявшие Канадскую епархию РПЦ, с этого момента преобразовывались в Патриаршие приходы в Канаде;
  • 44 прихода, входившие в состав Американского экзархата РПЦ на территории США, преобразовывались в Патриаршие приходы в США.

Главным среди Патриарших приходов в США стал Николаевский собор в Нью-Йорке.

Согласно томосу об автокефалии ПЦА, те из Патриарших приходов в США или Канаде, которые желают перейти в состав ПЦА, могут сделать это по двустороннему согласию (п. 9).

Десятый пункт томоса стал основанием для принятия в 2007 году в юрисдикцию Московского Патриархата по подписании Акта о каноническом общении множества приходов Русской Зарубежной Церкви, продолжающих находиться на канонической территории ПЦА со статусом Самоуправляемой Церкви.

Храмы

Главный собор — Свято-Николаевский собор в г. Нью-Йорк. Также в Нью-Йорке находится единственный монастырь Патриарших приходов в США — монастырь святой Марии Египетской.

Патриаршие приходы в США разделены на четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных Штатов.

Благочиние Атлантических Штатов

  • Храм Николая Чудотворца (Рединг), Рединг (Пенсильвания)
  • Храм архистратига Михаила (Филадельфия), Филадельфия (Пенсильвания)
  • Храм Григория Богослова (Тампа), Тампа (Флорида)
  • Собор Андрея Первозванного (Филадельфия), Филадельфия (Пенсильвания)
  • Храм Николая Чудотворца (Уилкс-Барре), Уилкс-Барре (Пенсильвания)
  • Храм Петра и Павла (Скрентон), Скрентон (Пенсильвания)
  • Свято-Троицкая Церковь (Балтимор), Балтимор, Мэрилэнд
  • Храм Николая Чудотворца (Честер), Честер (Пенсильвания)
  • Храм Георгия Победоносца (Палмертон), Палмертон (Пенсильвания)

Благочиние Восточных Штатов

  • Храм в честь Трех Великих Святителей (Гарфилд), Гарфилд (Нью-Джерси)
  • Храм Георгия Победоносца (Бэйсайд), Бэйсайд (Нью Йорк)
  • Храм Всех Святых в земле Российской просиявших (Пайн Буш), Пайн Буш (Нью Йорк)
  • Храм Петра и Павла (Элизабет), Элизабет (Нью-Джерси)
  • Собор Петра и Павла (Пассаик), Пассаик (Нью-Джерси)
  • Храм Петра и Павла (Манчестер, Нью Гэмпшир), Манчестер (Нью Гэмпшир)
  • Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя (Литл Фолс, Литл Фолс (Нью-Джерси)
  • Храм Воздвижения Животворящего Креста (Хакетстаун), Хакетстаун (Нью-Джерси)
  • Храм Николая Чудотворца (Бейонн), Бейонн

Благочиние Центральных Штатов

  • Храм святителя Иннокентия Иркутского (Редфорд), Рэдфорд (Мичиган)
  • Храм Николая Чудотворца (Бруксайд), Бруксайд (Алабама)
  • Храм Успения Божией Матери (Бэнлд), Бэнлд (Иллинойс)
  • Церковь Рождества Христова (Янгстаун), Янгстаун (Огайо)
  • Часовня Николая Чудотворца (Эдинборо), Эдинборо (Пенсильвания)
  • Церковь Ильи Пророка (Батл-Крик), Батл-Крик (Мичиган)
  • Храм Андрея Первозванного (Ист-Лансинг), Ист-Лансинг (Мичиган)
  • Храм святителя Иоанна Златоустого (Гранд-Рэпидс), Гранд-Рэпидс (Мичиган)
  • Храм Архистратига Михаила (Рэдфорд), Рэдфорд (Мичиган)

Благочиние Западных Штатов

  • Свято-Николаевский Собор (Сан-Франциско), Сан-Франциско (Калифорния)
  • Церковь Казанской Иконы Божией Матери (Сан-Диего), Сан-Диего (Калифорния)
  • Храм Покрова Божией Матери, Mexico

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *