Церковь в красном

Как то была немало удивлена увидев на фотографиях вельми похожую на Чесменскую церковь в Санкт-Петербурге, но в другом пейзаже.
Эта в Петербурге
А эта в Тверской области
Село Красное — некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых А. С. Пушкина. От усадьбы сохранились Диковинный храм Преображения Господня, хозяйственные постройки, остатки пейзажного парка, спускающегося к речке Холохольне.
Находятся они все рядом, на одной улице. Полуразрушенный, истерзанный главный дом в своём строгом убранстве кажется слишком простым, по сравнению с царственно-роскошным усадебным храмом. Прототипом для этой культовой постройки послужила церковь Чесменского дворца в Петербурге, сооружённая известным архитектором Ю.М. Фельтеном. Проект оказался настолько удачным, что получил ещё одно воплощение — в усадьбе Ланского, на Псковщине.
Это уникальный для тверского края псевдоготический памятник с необычной четырёхлепестковой композицией, в отделке которого белый камень использован гораздо шире, чем в оригинале, вплоть до скульптур над порталом.
Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году, — авторское повторение знаменитой церкви уже упомянутой Чесменской — вместо обветшавшей деревянной церкви Воскресения Словущего, возведённой по проекту известного русского зодчего Ю. М. Фельтена близ Петербурга. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трёх одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Постройка — одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века.
Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом — круглое окно типа «готическая роза», В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества.
Бросив от церкви взгляд на усадьбу, невольно поражаешься простоте и приземлённости построек. Двухэтажное (не считая полуподвального этажа) почти квадратное в плане здание лишено богатой отделки.
Однако нельзя сказать, что усадьба лишена своего очарования и некоторого благородства линий. Главный фасад несколько суховат или скучноват.
(C)фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля
Парковый фасад главного дома выглядит интереснее. Видно, что и здесь многое утрачено. В некоторых источниках говорится, что это был дом с мезонином. Местоположение главного дома на высоком берегу Холохольни позволяло любоваться дальними пейзажами, пока парковые аллеи не заросли и вековые деревья не стали падать.
Сейчас можно спуститься вниз к запруженной речке по старой аллее. Немного грустно.
Интересна история этого рода: Федор Филиппович Полторацкий в начале XVIII века поселился в Соснице Черниговской губернии и стал священником. В 1929 году у него родился сын — Марк, определённый отцом на учёбу вначале в Черниговскую «латинскую школу», а затем в Киево-Могилянскую духовную академию. Мальчик обладал хорошим голосом и пел в академическом хоре. В 1744 году его пение услышал Алексей Григорьевич Разумовский, сопровождавший в путешествии по Украине императрицу Елизавету Петровну. Пение юноши понравилось графу и он взял Полторацкого в Петербург для певческой службы при дворе. С этого момента жизнь молодого Марка Федоровича круто изменилась. В 1750 году он был зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу, где получил сценический псевдоним «Марко Портурацкий». В 1753 — стал регентом Придворной певческой капеллы, где его пениерегулярно слышала императрица, не раз посылая отбирать лучших певцов на Украину (кстати, в 1790 году среди отобранных был 9-летний Дмитрий Бортнянский, будущий великий композитор). Но вернемся к карьере М.Ф.Полторацкого. В 1754 он становится полковником, в 1763 — получает дворянское звание. Семейная жизнь его была благополучной. Женатый на Агафоклее Александровне Шишковой, он стал отцом 22 детей. Конечно, появились и имения в Тверской и Курской губерниях. Среди них — Красное. Уже в 1783 году Марк Федорович подал первое ходатайство о строительстве в Красном каменного храма взамен обветшавшего деревянного, разрешение было получено в 1785 году — после повторного прошения. Но лишь в 1790 году Преображенская церковь была построена, а освящение состоялось в 1803 году уже после смерти М.Ф.Полторацкого (умер в 1795). Храм был возведён по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, в основных чертах — это авторское повторение знаменитой Петербургской Чесменской церкви (1774-1780).Четырехлепестковое в плане здание обильно украшено готическими элементами. Церковь хорошо сохранилась,несмотря на то, что в 1930-е годы в ней разместили колхозный склад. В 1979-1982 была проведена консервация здания. Ныне церковь отреставрирована и действует. Меньше повезло усадебным постройкам. О старых мы просто ничего не знаем, а нынешние были возведены по всей вероятности во второй половине XIX века при потомках М.Ф.Полторацкого. Интересно, что Марк Фёдорович приходился дедушкой Анне Петровне Керн. Кстати в Красном бывал у Алексея Павловича Полторацкого, ставшего владельцем имения в 1826 году, и сам А.С.Пушкин. Далее Красное оставалось в семье Полторацких до начала ХХ века, когда владельцем усадьбы стал врач Борис Борисович Костылёв, проживший здесь до революции. Главный дом усадьбы и парк ещё долго служили людям. Пока в здании располагалась школа — все было хорошо: крышу ремонтировали, за парком следили дети. Но школа переехала в новое здание. Результат — усадьба никому не нужна, хотя и числится на учёте в Областном комитете по охране памятников. В начале 1990-х её вроде бы даже приобрела Патриархия, о чём писал в воспоминаниях Н.А.Полторацкий :»В состоявшемся на сей раз разговоре владыка Питирим нам сказал, что он недавно купил в Тверской губернии родовое имение Полторацких, в селе Красное, и, … предложил нам совершить на предоставленной им машине поездку в это имение, дом которого сохранился без перепланировки и который владыка Питирим желает оборудовать под какое-то богоугодное заведение». Увы не вышло что-то с богоугодным заведением, и ныне по дому гуляет ветер…
Ну и в качестве бонуса несколько фотографий обеих церквей.

«село Красное Старицкого района Тверской области»

Использовались материалы сайтов
Церкви, часовни и монастыри: Реестр храмов России
Каталог православной архитектуры
Памятники архитектуры Подмосковья

Зима скоро сдаст свои позиции, а значит, самое время порадовать вас еще одной порцией красивых зимних пейзажей. Сегодня закончу обзор поездки в Тверскую область, которую мы предприняли на позапрошлой неделе. В первой части речь шла о том, как добраться до живописного городка Старица. Затем – об Успенском монастыре в этом же населенном пункте, ради которого, собственно, все и стремятся сюда.
И так, путь наш из Старицы лежит на Красное Старицкого района. Ехать сюда — всего 25 км по вполне приличной асфальтовой дороге.
По пути останавливаемся в Братково, и фоткаем церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 1804 году была построена на средства помещицы Анны Николаевны Ермолаевой. Здесь же была расположена усадьба Ивановское-Ермолаевых.
Сворачиваем направо на Красное. На подступах к деревне наблюдаем необычное розовое строение. Ничего подобного я еще не видел.
Минут через 15 после нашего приезда на парковке появилось еще несколько авто с такими же как мы стихийными экскурсантами.
Наверное, только в России могут такой роскошный архитектурный ансамбль обезобразить забором из профлиста. Просто нет слов…
Видимо, соседняя территория является частной собственностью. Вот фото сверху с sobory.ru

Еще несколько лет назад здание церкви было в плачевном состоянии. Фото — travelask.ru.

Сейчас и фасад, и внутренне убранство привели в соответствие с историческим обликом.
Из открытых источников: Храм Преображения Господня является репликой знаменитой петербургской Чесменской церкви. Построен в 1790 году по заказу оперного певца, дворянина М. Ф. Полторацкого, у которого было имение в Красном. Храм построили в модном тогда псевдоготическом стиле. Во время строительства мастера допустили ряд вольностей, что и отличает этот храм от оригинала в Санкт-Петербурге. Например, над главным входом установлены фигуры ангелочков, а «стрельчатые» формы снабдили витиеватыми дополнениями. Примечательно, что в декоре использовали не гипс, а белый камень, добываемый в окрестностях Старицы. С виду храм напоминает сказочный домик, выкрашенный в бело-красную полоску. Однако внутреннее убранство храма после закрытия в 1930-е годы оказалось полностью утрачено. Приходская жизнь возобновлена в 1999 году, с этого времени храм реставрируют собственными силами. Кстати, у Чесменской церкви был и еще один двойник, которую построили еще раньше, чем в Тверской губернии. Это Никольская церковь в селе Посадникове Новоржевского уезда Псковской губернии. Ее возвели по заказу фаворита Екатерины II А.Д. Ланского в 1781-1784 гг.. Однако церковь была утрачена в 1920-е годы. Немногочисленные фотографии можно найти на просторах Интернета. Вот одна из них.

Вот так выглядит Чесменская церковь в Питере. Без забора из профлиста. Фото — kudago.com.


Нас попросили не фотографировать иконы. Так что вот несколько изображений сводов церкви.
В церкви отличная акустика.
Ну а мы следуем на Святой источник живой и мертвой воды, что расположен в деревне Маслово Старицкого района. Расстояние от села Красное, где находится Храм Преображения Господня, составляет 4 километра.
Источник с живой водой. Считается, что ежедневные умывания «мертвой водой» восстанавливают зрение подобно оперативному вмешательству, но пить эту воду не рекомендуется. А вода из источника с живой водой решает проблемы пищеварения.
Купели для братьев и сестер.
Мороз был крепким.
Источник с мертвой водой и его убранство.
Ну и финальной точкой нашего маршрута, откуда нам предстояло ехать домой почти 400 км, стала усадьба Вульфов в Берново, где неоднократно гостил Пушкин и писал свои выдающиеся произведения – в частности, «Евгения Онегина».
Берново когда-то был одним из пограничных пунктов между владениями Твери и Новгорода и принадлежал он боярам Берновым (отсюда название). Через деревню пролегал торговый путь. Населенный пункт в разные годы менял хозяев. Так, в 1537 году здесь стоял с войском перед походом на Новгород князь Андрей Старицкий. После 1569 года Берново поступило в опричнину, в начале XVII века отдано стольнику Калитину, а затем перешло бригадиру П. Г. Вульфу.
Именно с его потомком, Иваном Ивановичем Вульфов и связан пушкинский период усадьбы. Поэт часто бывал здесь и писал свои произведения. В 1971 году в бывшем усадебном доме Вульфов открыт музей Пушкина и в том же году в Берново проведен первый областной праздник поэзии, ставший традиционным.
Мы немного прогулялись по парку и зашли внутрь дома-музея.
В Бернове, в имении своего деда Ивана Петровича, воспитывалась до 12 лет Анечка Полторацкая – будущая Анна Петровна Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Александр Сергеевич Пушкин впервые приехал на Старицкую землю по приглашению хозяйки усадьбы Малинники П.А. Осиповой-Вульф. Во время всех трех приездов – в 1828, 1829 и 1833 годах – он бывал в Бернове, хотя и недолго. Анне Ивановне Вульф, дочери хозяина, поэт посвятил шутливое четверостишие. По преданию, именно в Бернове Пушкин услышал сюжет для своей драмы в стихах «Русалка». Здесь ему рассказали историю любви дочери мельника и барского камердинера, отданного барином в солдаты. Девушка от безысходности утопилась в омуте за мельничной плотиной. Пушкину показывали омут, где произошла трагедия. Это же место запечатлено на картине «У омута» И.И. Левитаном, жившим в конце XIX века на соседнем хуторе Затишье. (источник)
Заключительный пункт нашей поездки — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Берново.
Вечерний вид на реку Тьму. Умиротворенное, красивое место, особенно, в лучах закатного солнца.

Ну а набегавшись по морозцу, самое время устроить легкий перекус в дружной компании! Ваше здоровье!

Усадьба Красное, расположенная в Старицком районе Тверской области, отмечена в путеводителях и ценится знатоками архитектуры и просто любознательными туристами. Дело в том, что на территории дворянского гнезда расположен Храм Преображения Господня. Он практически полностью повторяет архитектуру Чесменской церкви в Петербурге.
Как такое чудо архитектуры появилось здесь, в отдалении от столиц? Чье внимание хотели привлечь владельцы усадьбы в Красном столь оригинальным храмом? По проекту какого зодчего была построена Преображенская церковь? Что связывало владельцев усадьбы Красное с Пушкиным? Кем приходилась Полторацким муза поэта Анна Керн? Как выглядели другие усадебные постройки в Красном? Что стало с поместьем и знаменитым храмом после революции? И как складывается судьба Преображенского храма в наши дни?
А вы видели вживую церковь в Красном? Знали о существовании «близнеца» Чесменской церкви? Кстати: если вы хотите увидеть этот храм, усадьбу Полторацких, а также — попасть на территорию усадьбы Знаменское-Раек, потанцевать в усадьбе Берново, насладиться видами Торжка, Старицы и увидеть море других красивых объектов — то присоединяйтесь к нашей насыщенной двухдневной экскурсии по Тверской области. Забронировать билеты в тур . Поспешите: осталось всего несколько мест!

Дата фотографий: 23 августа 2017 года.

Владели усадьбой дворяне Полторацкие. Основателями рода считаются Марк Федорович Полторацкий (1729-1795 гг) и его супруга Агафоклея Александровна (1737-1822). В юности, будучи студентом Киево-Могилянской академии, Марк пел в академическом хоре. В год, когда юноше исполнялось 15 лет, его, как обладателя чудесного баритона, приметил граф Алексей Разумовский. Граф, сам в юности бывший певчим, разглядел в парне талант. Уже через год Полторацкий перебрался из Киева в Санкт-Петербург, чтобы служить в придворном императорском хоре.

Карьера молодого таланта шла в гору: Марк Федорович возглавил Придворную певческую капеллу, тогда же получил потомственное дворянство, дослужился до должности статского советника, что приравнивалось к генеральскому чину.

К моменту знакомства с Агафоклей Александровной Марк Федорович уже овдовел. Девочке не исполнилось и 15 лет, когда ее сосватали за перспективного молодого певца. Агафоклея довольно быстро и без особого труда сменила свои девичьи забавы на управление хозяйством. Супруга Марка Федоровича имела железный характер и предпринимательскую жилку. Она отлично справлялась не только с поместьями, но и с купленными заводами. Женщина умела зарабатывать деньги, при этом была глубоко верующим человеком. Никогда не скупилась на помощь монастырям, строила храмы.

Фото В. В. Лелецкого.
Между тем количество детей в семье Полторацких росло. За годы брака супруги родили 22 детей. Постепенно появлялись новые имения, в том числе и Красное в Тверской области.

Кстати, Полторацкие были близкими знакомыми Александра Сергеевича Пушкина. Так, внучка Марка Федоровича Анна Петровна Керн стала музой великого поэта. Именно ей он посвятил свое стихотворение «К***», известное по первой строке «Я помню чудное мгновенье…».

Малая часть усадебного комплекса сохранилась до наших дней. Приехав в Красное, можно найти руины господского двухэтажного дома, давно лишенного богатой отделки, и действующий по сей день Храм Преображения Господня, построенный в псевдоготическом стиле. Мысль, которая посещает туриста, увидевшего эту церковь впервые — я уже где-то это видел. И правда, храм в Красном построен по проекту знаменитой Чесменской церкви. Оригинал был возведен в Петербурге по приказу императрицы Екатерины II после победы русского флота над турецким при Чесме. Доподлинно неизвестно, почему Полторацкие решили возвести копию именно это церкви. Одна из версий гласит: Агафоклея Александровна так восхищалась правительницей, что решила возвести в своем имении копию полюбившейся императрице церкви. Дворянка полагала, что таким образом ей удастся привлечь внимание Екатерины II и надеяться, что однажды венценосная особа посетит ее имение.

Оригинальная церковь в Петербурге было построена архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном. Его проекты были использованы при строительстве церкви в Красном. Имена мастеров, возводивших храм сегодня не известны. Однако столичный зодчий точно не участвовал в строительстве. До этого в селе стояла полуразрушенная деревянная церковь. Для того, чтобы построить на ее месте новую каменную в 1785 году глава семьи Марк Федорович обратился к епископу Тверскому с просьбой разрешить строительство. Когда храмоздательная грамота была получена, Полторацкие приступили к строительству.

На протяжении пяти лет строительство шло под контролем Агафоклеи Александровны. Работы были завершены в 1790 году, однако храм освятили только через 13 лет — летом 1803 года. Марк Федорович не дожил до этого дня.

Сегодня церковь, разрушенная в годы революции отреставрирована. К сожалению, все богатство внутреннего убранства было утеряно. Однако сохранились данные описи 1848 года, которые помогают хотя бы в воображении воссоздать облик храма.

Это каменная крестообразно-круглая церковь. Стены снаружи были частично желтыми, а цоколь, пилястры, фигурные камерные карнизы выбелены. Стены внутри были бело-голубыми с лепниной на арках и куполе, пол каменный некрашеный.

У церкви одна глава, вокруг которой расположено четыре башни, а по периметру всей церкви — 16 белых каменных фигурных столбов. На главе и башнях медные восьмиконечные резные кресты с полумесяцем в основании. Железная крыша была покрашена черной краской. В церкви не было специальной колокольни, а четыре колокола висели в западной и северной башнях. Заходя в церковь, прихожане видели изображения ангелов — одного с трубой, другого с крестом в руках.

В церкви находился дубовый престол с желтым атласным антиминсом. На Горнем месте (напротив престола) было нанесено изображение Иисуса Христа, окруженного девятью ангелами, выше художники изобразили господа Саваофа. Иконостас был деревянным позолоченным.

У дверей храма находилась богато украшенная плащаница, рядом икона святого Иоанна Предтечи в позолоченной ризе. Когда строительство было завершено, Агафоклея Александровна отправила в дар храму две ризы, два Евангелия и два литургических набора. В начале 19 столетия с вдовой Полторацкой произошло несчастье: ее экипаж опрокинулся по дороге в Москву. Барыня выжила, но на всю жизнь осталась прикованной к постели. Потеря контроля над собственными ногами и руками совсем не значила потерю контроля над крестьянами. Полторацкая осталась сильной и властной главой семьи. Правда, в Красное она больше не приезжала, безвыездно жила в Грузинах, усадьбе, которую она получила в приданое от родителей.

После смерти матери в 1822 году усадьбу унаследовал ее сын Александр Маркович — управляющий Петербургским монетным двором. Он поселился в родовом имении еще в 1810 году, когда оставил службу. Он внес свой вклад в строительство храма в Красном: обнес его каменным ограждением с деревянной решеткой. Следующей хозяйкой имения стала дочь Александра Полторацкого — Прасковья. Она крайне редко выбиралась в провинцию из Москвы, где жила в собственном доме. Всеми делами в Красном ведал управляющий. Ничего толкового из этого не вышло, и Прасковья Александровна приняла решение продать усадьбу. Покупатель — отставной коллежский советник Борис Васильевич Костылев — владел дворянским гнездом до 1871 года.

Позже Красное унаследовал его сын — Борис Борисович. Врач после отставки начал принимать пациентов у себя дома. Для этого на первом этаже господского дома он устроил рабочий кабинет. В годы Первой мировой войны второй этаж дома был превращен в госпиталь на 50 коек. Для нужд пострадавших были отданы кухня и прачечная. Госпиталь работал до 1918 года. Самого Костылева в 1917 году арестовали. Врач был освобожден, но в Красное больше не вернулся.

Постепенно господский дом начал разрушаться. Постройку забросили и забыли. Сейчас она находится в плачевном состоянии. Намного лучше дело обстоит с храмом. Несмотря на то, что в тридцатые года в нем разместился колхозный склад, здание не пришло в окончательный упадок, его удалось реставрировать. Сейчас это действующий храм со своим приходом.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *