Церковь в стамбуле

Влахернская церковь

После великого храма Святой Софии ни одно религиозное сооружение не играло такой роли в византийской истории, как церковь Пресвятой Богородицы во Влахернах. Византийская императрица Пульхерия (супруга императора Маркиана), не верившая в воскрешение Пресвятой Богородицы, писала Иерусалимскому патриарху Ювеналию о том, чтобы вскрыть место погребения и прислать в Константинополь мощи Богоматери. Патриарх Ювеналий нашел в гробнице только одежды Божией Матери, часть которых и отправил с посланием, в котором горько укорял императрицу за неверие. И Пульхерия немедленно воздвигла во Влахернах храм, в котором и положила присланные святыни. Храм прилегал к стене Влахернского дворца, а двери его выходили внутрь дворцовой ограды. В описании одного французского путешественника о храме сказано следующее:

«Внутренняя дверь Влахернской церкви по интересу, ею представляемому, могла бы сравниться с лестницей Версаля! Сегодня там император на носилках, окруженный то своими знаменитыми варягами, то свитой евнухов или длинным рядом священников и монахов, бросающий беспокойный взгляд на сановников, среди которых он ежеминутно ищет грядущего убийцу и счастливого своего заместителя, который прикажет бросить на арену цирка его изуродованный труп. Завтра тут поспешно с трепетом идет патриарх с длинной седой бородой в своем золотом одеянии. Он знает, что царь, охваченный своим мрачным богословским духом, призывает его во дворец, чтобы предоставить ему выбрать между ересью, которая погубит его душу, и убийственной ссылкой на какую-нибудь скалу Мраморного моря. Сегодня тут торопливо ведут в церковь принцесс, матерей, жен или дочерей какого-нибудь убитого или свергнутого императора, чтобы остричь им волосы, сорвать с них пурпурные, расшитые золотом туники и отвести в темных монашеских одеждах в какой-нибудь монастырь — их новое жилище до конца дней».

Впоследствии император Лев Макелл пристроил к Влахернскому храму круглую церковь, а император Юстин расширил храм, прибавив к нему две абсиды, и украсил его колоннами из паросского мрамора. Широкий и длинный храм получил, таким образом, крестообразную форму с двумя нишами по концам и особым зданием под куполом. В священной раке в нем хранились риза, пояс и скуфья Пресвятой Богородицы.

* * *

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божиего — Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей — хромых, слепых, глухих… И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь. Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: «Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходят, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются… И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей — одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти».

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне, а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. — сарацины, а в 866 г. — воинственные «россы».

* * *

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Кал-листа, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы.

В царствование императрицы Пульхерии в драгоценный ковчег, запечатанный царской печатью, во Влахернский храм был положен и пояс Пресвятой Богородицы. В последующие века Честной пояс Божьей Матери был взят из Константинополя и оказался в городе Зила, откуда при императоре Юстиниане снова возвратился в Царьград.

В X в. царицу Зою, одержимую злым духом, не могли излечить никакие врачебные средства и ухищрения. Но однажды во сне ей было откровение, что, если на нее будет возложен Честной пояс Пресвятой Девы Марии, она получит исцеление. И тогда в присутствии императора Льва Философа священный ковчег был открыт, и сохранившийся совершенно невредимым пояс руками патриарха был возложен на больную. Царица тут же получила исцеление, после чего всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Матери Его. Царь с благоговением облобызал чудотворный пояс, который потом снова положили в ковчег. В воспоминание этого чуда Церковь в начале X в. установила празднование в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы, которое отмечается 31 августа. Впоследствии Честной пояс Владычицы Небесной сопутствовал греческим императорам в их походах, но потом он был взят победившим их болгарским царем Коломаном.

Влахернская церковь размещалась вне городских стен — в северном углу византийской столицы, в болотистой низменной местности, и объяснения этому не было даже в древности. В сочинениях историка Прокопия Кесарийского можно только прочитать, что Влахернская церковь и храм Живоносного Источника, поставленные в концах города, служили его сторожами.

Влахернская церковь являлась домовой церковью византийских императоров. В ней находился образ Пресвятой Богородицы Одигитрии — покровительницы Византии, не раз чудесным образом спасавший столицу от врагов. Под сводом храма была изображена Богоматерь, с руки которой стекала святая вода.

В 1204 г. Влахернский храм был разрушен и разграблен крестоносцами. Впоследствии церковь восстановили, но в царствование императора Иоанна V Палеолога она вновь была уничтожена страшным пожаром, который был воспринят как грозное предзнаменование. Латиняне, обратив Влахернскую церковь в католический храм, похитили из нее некоторые реликвии, которые до сих пор хранятся в венецианской сокровищнице. Через 80 лет после падения Константинополя еще можно было видеть развалины церкви, а потом от нее остался лишь священный источник, ютившийся под жалкой крышей. Сюда три раза в год (после обычных церемоний) император приходил погрузиться в бассейн.

В настоящее время от Влахернского дворца, занимавшего своими строениями все огромное пространство до городской стены, и от Влахернского храма остался лишь большой холм. На месте древней базилики в XIX в. была сооружена небольшая скромная церковь. Все ее достояние (не считая богослужебной утвари) составляли древняя икона Богоматери Одигитрии, написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, и находящаяся в правой части храма аясма (чудотворный источник). В прежние времена русские паломники еще видели в храме каменную плиту из помоста древней церкви. По преданию, это была та самая плита, на которой стоял новгородец Андрей-юродивый, живший в X в. в Царьграде и удостоившийся явления Божией Матери.

«Однажды Андрей-юродивый, молившийся во Вла-хернском храме, увидел, как по воздуху от Царских врат шла Пресвятая Богородица. Она остановилась над амвоном и долго молилась, омывая слезами Свой пречистый лик. Преподобный Андрей, обернувшись к ученику своему Епифанию, спросил: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу», — отвечал Епифаний.

Окончив молитву, Матерь Божия сняла с Себя блиставшее наподобие молнии покрывало, которое носила на главе Своей, и, торжественно держа его, распростерла над всеми молящимися в храме».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Собор Святой Софии (Ayasofya Camii)

Редко встретишь место, где так ощущается история. Когда входишь в собор, поражает сочетание великолепия и благоговения. Здесь было сердце византийского Константинополя; это необыкновенное сооружение — отражение самого Византия.

Эту церковь император Юстиниан освятил в 537 г. в честь Святой Софии, Премудрости Божией. Сейчас мы видим третью из построенных на этом месте церквей. Первые две уничтожил огонь.

С архитектурной точки зрения здание Айя Софии невероятно сложное. Огромный, не очень глубокий купол оказывает колоссальные конструктивные нагрузки. На протяжении долгих веков жизни собора всегда существовал риск его обрушения в результате землетрясений. Нагрузки компенсируют массивные контрфорсы. В 1204 г., когда крестоносны грабили Константинополь, они вынесли из собора все, что смогли. Под властью крестоносцев Айя София была римско-католическим собором. В XV в. Константинополь окончательно пришел в упадок, а с ним и собор. Последнее христианское богослужение состоялось в нем в 1453 г., за день до взятия города турками.

Войдя в город, возглавлявший завоевателей султан Мехмед II направил коня к собору Святой Софии и приказал немедленно переоборудовать его в мечеть. Тогда же, в ближайшую пятницу сюда явились для молитвы первые мусульмане. Вскоре были пристроены минареты, добавлены михраб и минбар, окончательно завершив преобразование. Сначала возвели кирпичный минарет, три других, из камня, построил в XVI в. архитектор Мимар Синан. В эпоху Османской империи здание было в прекрасном состоянии: сменявшие друг друга султаны заботились о реставрации.

Мозаики Святой Софии заштукатурили, что помогло им сохраниться до наших дней.

В 1934 г. мечеть стала музеем. При входе обратите внимание на гигантские, покрытые бронзой двери времен Юстиниана. От работы по камню в нефе захватывает дух, особенно хороши фантастические колонны из красного порфира и темно-зеленого змеевика, добытого в Фессалии специально для собора. Большая часть порфира, должно быть, из Египта — только там добывали вулканический мрамор. Но, возможно, что колонны взяты из другого сооружения, более ранней постройки. Они увенчаны прекрасными капителями с акантом. При возведении церкви использовали редкие, дивной красоты разновидности мрамора.

На верхнем уровне сохранились несколько мозаик, в частности замечательная Дева Мария с младенцем Христом на коленях. И все же самые изумительные — на галереях-хорах, куда можно подняться по пандусу. Во время службы там находились члены императорской семьи и придворные. Самая знаменитая мозаика на хорах — Деисус, с изображением Христа в центре, Девы Марии и Иоанна Крестителя — по обе стороны от него.

Возле собора — увенчанные куполами гробницы времен Османской империи.

Церковь Святой Ирины (Aya Irini)

Просторная, спокойная базилика, вторая по величине после собора Святой Софии. Стоит в первом дворе дворца Топкапы. В ней царит райская тишина. Ее название переводится как «Божественный мир». Современная постройка датируется VI в. Янычары, военная элита, охранявшая султана, использовали ее в качестве арсенала. Сейчас здесь проводят выставки и концерты, особенно часто — во время Стамбульского фестиваля. В храме прекрасная акустика.

Aya Irini Muzesi, рядом с входом во дворец Топкапы. Открыта только во время культурных мероприятий.

Храм Святого Стефана Болгарского (Bulgar Kilisesi)

Замечательная церковь, целиком выполненная из железа. Отдельные конструкции сделали в Вене в 1871 г., затем по Дунаю и Черному морю перевезли в Стамбул и собрали. В ней до сих пор регулярно собирается небольшая болгарская община.

Находится на западном берегу бухты Золотой Рог, которая так нравится туристам, что, несомненно, усиливает притягательность храма.

Вокруг церкви — огороженный садик с домиком сторожа, который охотно откроет храм за небольшое вознаграждение.

Mursel Pasа Caddesi, Fener. Открыта всегда, если сторож на месте. Вход свободный, но следует все же оставить сторожу немного денег.

Базилика Святого Иоанна Студиона (Imrahor Camii)

Эмир Ахор Джами — это руины старейшего христианского памятника. Строительство церкви завершили в 463 г. Несмотря на свое бедственное состояние, она по-прежнему производит впечатление, войдите в огороженный стенами дворик. Когда-то церковь была центром монастырской общины в 1000 человек.

Imam Asir Sokak, неподалеку от замка Йедикуле (Семибашенный замок). За информацией о посещении лучше обратиться в дирекцию Музея Святой Софии.

Церковь Христа Спасителя в Хора (Kariye Camii)

Карие Джами, вторая по значимости после собора Святой Софии византийская церковь Стамбула, также стала музеем. Здесь можно увидеть мозаики и фрески, считающиеся лучшими образцами византийского искусства. Церковь стоит в очаровательном саду. Покой этого места нарушают лишь несколько сувенирных лотков.

Слово «хора» означает «пригород», «загородная местность». Раньше церковь располагалась за городскими стенами. Она невелика, и можно хорошо рассмотреть фрески и мозаики, так как они находятся близко. Работы мастеров XIV в. и сейчас в прекрасном состоянии благодаря реставрации.

Мозаики рассказывают историю жизни Девы Марии и Иисуса Христа — от рождения до смерти — с удивительными подробностями. Одна из сцен — Иосиф упрекает Марию, когда, вернувшись из путешествия, находит ее беременной. На другой — во сне его успокаивают: жена сказала о зачатии правду.

Поразительны сцены искушения Христа и чудес, им совершенных, особенно хождение по водам, превращение воды в вино и насыщение 5000 голодных. Удивительно и воскрешение из мертвых, где Христос выводит из могил Адама и Еву.

Недалеко от ворот Эдирнекапы (Edirnekapi). Открыто: ср—пн 9.00-17.00. Закрыто: вт. Вход платный.

Церковь Святых Сергия и Вакха (Kusuk Ayasofya Camii)

Эта красивейшая из древних византийских церквей была переоборудована в мечеть в XVI в. Она расположена в старинном квартале, где сохранились деревянные дома с нависающими резными балконами. Ее называют Малой Айя Софией. Строительство церкви завершили во времена Юстиниана, в 527 г., еще до возведения собора Святой Софии, который, как считают, на нее похож.

Внутри стоит подняться на хоры, чтобы увидеть их убранство. Посмотрите в окно на заросшее кладбище, и вы забудете, что находитесь в городе.

Kucuk Ayasofya Caddesi, Sultanahmet. Открыто: постоянно, как и все действующие мечети. Вход свободный.

Влахернская икона Божией Матери

Храм неподалёку от знаменитого константинопольского залива Золотой Рог был заложен благочестивой императрицей Пульхерией в середине V века. Как оказалось впоследствии, это строительство было глубоко промыслительным. Всего несколько лет спустя после создания храма в Константинополь из Палестины была принесена великая святыня — нетленная Риза Пресвятой Богородицы, которой потребовалось достойное место хранения. Церковь во Влахерне и стала тем ковчегом, в который византийцы поместили драгоценную святыню. Впоследствии вместе с Ризой положили часть Омофора и часть Пояса Пресвятой Богородицы. В храме также хранилась икона Божией Матери, по преданию, написанная апостолом Лукой. От Влахернской иконы совершались многие чудеса, а покрывало, которым она была завешена, поднималось и опускалось само собой.

Византийские императоры часто приезжали во Влахернскую церковь поклониться святыням и окунуться в бьющий здесь святой источник. Изначально храм располагался за городскими стенами, поэтому возле него возвели дворец для отдыха царственных особ. Со временем крепостные стены Константинополя были расширены, и Влахерна оказалась внутри города. В XII веке византийские императоры переехали жить во Влахернский дворец, который и стал их последней резиденцией.

Влахернская церковь. Современный вид

Влахернский храм сыграл особую роль в истории Константинополя. В 626 году во время отсутствия в столице императора Ираклия, который отправился на войну с персами, город осадили авары. Патриарх Сергий и старший сын императора Константин взяли из Влахернского храма чудотворную икону Богоматери и обошли с ней крепостные стены. Авары, напуганные грозным явлением Женщины в нарядном одеянии, сняли осаду Константинополя.

К заступничеству Пресвятой Девы жители Константинополя ещё не раз обращались в критические моменты. Так было и в 860 году, когда византийскую столицу осадили суда древнерусских князей Аскольда и Дира. Патриарх Фотий взял из Влахернского храма Ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой опустил её край в воды Босфора. Внезапно поднявшаяся буря разметала вражеский флот, а поражённые небесным знамением Аскольд и Дир приняли Православие и получили в крещении имена Николай и Илия.

Именно здесь, во Влахернском храме, произошло в начале X века чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Во время нападения на Константинополь неприятелей великий византийский святой блаженный Андрей — славянин по происхождению — увидел во время службы Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе и простирающую Свой Покров над городом.

В 1434 году в Константинополе случилось трагическое событие. Мальчишки, которые охотились на голубей в районе Влахерны, по неосторожности стали причиной страшного пожара, полностью уничтожившего Влахернский храм. Многие византийцы увидели в этом происшествии грозное предзнаменование, предвещавшее городу бедствия, и приготовились к худшему. Девятнадцать лет спустя Константинополь осадили турки, и падение города стало одновременно концом Византийской империи.

Почти весь период существования Османской империи святое место пребывало в запустении. Лишь в середине XIX века местные греки купили участок земли, на котором стояла когда-то Влахернская церковь, и получили от султана разрешение отстроить её заново на том же месте. Современное здание храма было возведено в 1867 году, и с тех пор во Влахерне вновь возносится православная молитва.

Внутренне убранство Влахернской церкви

В наши дни внешний облик Влахернской церк­ви весьма скромен и ничем не напоминает величественной архитектуры византийской эпохи. Окружённая высоким забором церковь с небольшим зелёным садиком затерялась среди стамбульских домов возле Старого Галатского моста на южном берегу Золотого Рога. Но благодать и сила Божия, с давних времён осеняющая это таинственное место, по-прежнему влекут к себе паломников из различных стран, которые приезжают сюда целыми автобусами. В византийские времена существовал обычай каждую пятницу совершать особую службу перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И в настоящее время в продолжение этой благочестивой традиции каждую пятницу во Влахернском храме совершается Божественная литургия.

Святой источник

Полагают, что Влахернский храм получил своё название от источника святой воды, который находился рядом с ним, а при более поздней перестройке церкви оказался внутри неё. И сегодня в храме каждый желающий может взять себе маленькую бутылочку, которую служители церкви заботливо наполняют святой водой из источника.

Влахернская икона Пресвятой Богородицы здесь не похожа на распространённый в России образ. Точнее говоря, во Влахернском храме есть две иконы с одинаковым названием. Одна из них выполнена в виде «Одигитрии», подобно Влахернским иконам, известным на Руси. А вторая напоминает собой икону «Нерушимая стена», только за спиной у Божией Матери возвышаются крепостные стены Константинополя, которые Она защищает, молитвенно воздев к небу руки.

Во Влахернском храме по-прежнему происходят чудеса. Известны случаи явления здесь Самой Божией Матери.

И. А. Свистунова,
«Русский Дом», № 10, 2015.
Печатается в сокращении

Влахернский храм был выстроен в 5 веке специально для хранения величайших святынь христианского мира – Честной ризы Богородицы, Ее пояса и иконы, написанной апостолом Лукой. Позже во Влахернском храме совершилось чудо, внесенное в церковные летописи и календари.
Возникновение
Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды.
Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.
Чудеса
Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.
По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.
Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.
Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Известно три списка иконы, сделанных в различное время:

1. Принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. Первое упоминание об иконе относится к 1716 году, но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку. Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» из сборника XVII века.
2.Из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове)
3. Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва)
Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики — венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих». В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.
Иконоборчество
В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки.
В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса.
Упадок
После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.
Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.
При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.
Краткая история иконы
По преданию, Влахернская икона Божией Матери была написана апостолом-евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и послана в дар правителю Антиохии. По другой версии, ее создали христиане города Никомедии в начале IV века, когда свирепствовали гонения императора Диоклетиана. Икона исполнена рельефно из воскомастики, в которую добавлены частицы святых мощей.
Потом святыня оказалась в Иерусалиме. В первой половине V века императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия II, путешествуя по Святой Земле, отправила икону в дар сестре императора Пульхерии в Константинополь, где она была поставлена во Влахернском храме Пресвятой Богородицы – отсюда явилось ее название. Она не раз чудесно защищала Второй Рим. Именно с этой иконой в 626 году патриарх Сергий обошел стены Константинополя, осажденные аварами, после чего те бежали прочь, и в честь этого чуда был установлен праздник Похвалы Богородицы. Византийские императоры имели обычай брать Влахернскую икону с собой в военные походы.
После падения Константинополя в 145З году Влахернская икона была перенесена на Афон, а потом прислана в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В октябре 1654 года патриарх Никон торжественно встречал ее на Лобном месте. В послании от протосингела Иерусалимского патриарха Гавриила говорилось: «Святая икона, которую доставили тебе, государь, есть покровительница Константинополя. Она будет теперь защитницей России и священной особы твоего величества, как она была некогда покровом Константинополю и его благочестивым царям».
Икону поставили в Успенский собор. Отныне царь Третьего Рима тоже брал ее с собой в военные походы, а список был пожалован «именитым людям» Строгановым. Так Влахернская икона оказалась в Кузьминках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *