Церковная реформа

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Церковный собор 1654 г. Художник А.Д. Кившенко 1880

Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

Цели реформы:

  • унификация церковной жизни

  • повышение роли церкви в государстве

  • борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников

  • борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества

  • Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея » Москва – третий Рим».

С целью унификации церковной жизни было проведено:

  • приведение к единому образцу богослужение и церковные правила

  • установление единого общерусского свода святых

  • приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.

Причина церковного раскола

  • Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.

Из истории церковного раскола

  • 1652 – церковная реформа Никона

  • 1654 — Церковный собор одобрил и принял реформу

  • Появление старообрядцев во главе с Аввакумом, не поддержавших Никона, преследование старообрядцев.

  • 1658- опала Никона, который провозглашал, что церковная власть выше царской.

  • 1666- лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь.

  • 1666- повторное одобрение положений реформы Церковным собором.

  • Восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676, подавление восстания.

  • Запрет старообрядчества на Церковных соборах в 1656, 1656 гг., поддержка царём решения соборов.

  • 1666 — на Церковном соборе старообрядчество было проклято.Их преследовали, они уходили далеко в леса, жили в скитах, то есть небольших монастырях, молились по-старому. Когда старообрядцев настигали царские войска, они часто проводили акты самосожжения.

  • 1971 – отмена решений церковных соборов о преследовании старообрядцев.

Сравнение состояния церковной жизни до и после реформы

До реформы

После реформы

Крестились двумя перстами

Крестились тремя перстами

Движение верующих вокруг храма крестным ходом по солнцу

Движение верующих вокруг храма против солнца

Двукратное пение «аллилуя»

Троекратное пение «аллилуя»

Земные поклоны

Поясные поклоны

Бог Исус

Бог Иисус

Итоги церковной реформы

  • Унификация церковных книг, обрядов

  • Борьба противников реформы привела к расколу, появлению раскольников.

  • Спор между светской и церковной властью был решён в пользу власти царя, положено начало постепенному подчинению церкви государству.

Исторические портреты Никона и Аввакума можно найти нам моём сайте: istoricheskiy-portret.ru

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Основные даты и события: 1653—1655 гг. — реформа патриарха Никона.

Исторические деятели: патриарх Никон; Алексей Михайлович; протопоп Аввакум.

Основные термины и понятия: самодержавие; церковный раскол.

План ответа: 1) церковь после Смуты, патриарх Филарет; 2) па­триарх Никон, церковная реформа; 3) церковный раскол и его последствия; 4) обострение противоречий между церковной и светской .властью: причины, проявления, последствия; 5) Церковный собор 1666-1667 гг.; 6) старообрядчество, про­топоп Аввакум; 7) значение церковной реформы для развития светской и духовной власти.

Материал к ответу: Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Иг­натием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх короновал его на царство).

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только раз­грабили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства оккупантами слу­жителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных ока­зался и фактический глава Русской Православной Церкви мит­рополит Филарет (Федор Никитич Романов). Но все это не сломило, а, напротив, укрепило духовные силы верующих.

После восьмилетнего пребывания в польском плену митропо­лит Филарет возвратился в 1619 г. в Москву. Участники Церков­ного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем резко возросли роль и значение церкви в жизни го­сударства. Филарет, по существу, был вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил никогда не принимал решений без согласия отца. Быва­ло и такое, что по сугубо государственным вопросам распоряже­ния отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Фила­рету — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были ре­шены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь проти­водействовать в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

В середине XVII в. стало ясно, что в русских церковных кни­гах, переписывавшихся от руки, имеется много описок и иска­жений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились одновре­менно, порой используя разные молитвы), крещения двумя паль­цами и др. По этим вопросам мнения верующих разделились. Од­ни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить Церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михай­лович и его ближайшее окружение) считали, что следует обра­титься не к книгам столетней давности, а к самим греческим ис­точникам, с которых они в свое время переписывались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Право­славной Церкви по предложению Алексея Михайловича был из­бран Никон — митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введе­но крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над веру­ющими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной вла­сти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет по­священие, помазание и венчание от архиерея». Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, при­глашать Никона на государственные приемы. Это было серьез­ным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из про­поведей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиеруса­лимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церков­ный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православ­ных патриархов из других стран.

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный со­бор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества пове­ления церковь оставил и от патриаршества отрекся», тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. При­сутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное за­точение в монастырь. Одновременно Собор 1666—1667 гг. под­держал церковную реформу и предал проклятию всех ее против­ников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской Православ­ной Церкви.

Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (Аввакум Пет­ров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддержи­вавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и об­ращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старооб­рядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Авва­кум был предан церковному проклятию на Соборе 1666— 1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» и десятки других работ. За непокорность и непримиримость Ав­вакум был приговорен к казни Церковным собором 1681—1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвиж­ники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в поли­тической системе страны. Однако в условиях усиления самодер­жавия это привело к резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия.

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 536;

В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:

  • 1652 г. — церковная реформа Никона
  • 1654, 1656 гг. — церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы
  • 1658 г. — разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем
  • 1666 г. — церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.
  • 1667-1676 гг. — Соловецкое восстание.

И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку:

Алексей Михайлович,

Патриарх Никон,

Протопоп Аввакум,

боярыня Морозова

Начнем мы рассмотрение событий тех далеких времен с личности самого патриарха Никона, основного «виновника» Церковного раскола.

Личность Никона

Судьба Никона необычна и ни с чем не сравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода «от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы». Отец его был крестьянином, по некоторым сведения — мордвином по национальности.

Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского попа была навсегда предопределена и предначертана. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и постричься в монастырь.

Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Кстати, много лет спустя именно Соловецкий монастырь стал оплотом сопротивления никонианским нововведениям. Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Некоторое время Никон провел в уединенной келье, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. По своему характеру Алексей Михайлович вообще был подвержен постороннему влиянию, а в свои семнадцать лет, царствуя меньше года, он нуждался в духовном руководстве. Никон произвел на молодого царя столь сильное впечатление, что он сделал его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Здесь каждую пятницу служили заутреню в присутствии Алексея Михайловича, а после заутрени архимандрит вел долгие нравоучительные беседы государем. Никон был свидетелем «соляного бунта» в Москве и участвовал в Земском соборе, принявшем Соборное Уложение. Его подпись стояла под этим сводом законов, но впоследствии Никон называл Уложение «проклятою книгою», выражая недовольство ограничениями привилегий монастырей.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Произошло по настоянию царю, и Никон был рукоположен в митрополиты еще при живом митрополите Новгородском Авфонии. Никон проявил себя энергичным владыкой. По царскому повелению он вершил суд по уголовным делам на Софийском дворе. В 1650 г. Новгород охватило народное волнение, власть в городе перешла от воеводы к выборному правительству, заседавшему в земской избе. Никон поименно проклял новых правителей, но новгородцы не хотели его слушать. Он сам писал об этом: «Я вышел и стал их уговаривать, но они меня ухватили со всяким бесчинием, ослопом в грудь ударили и грудь расшибли, по бокам били кулаками и камнями, держа их в руках.». Когда волнения были подавлены, Никон принял деятельное участие в розыске над мятежными новгородцами.

Никон предложил перенести в Успенский собор Кремля гроб патриарха Гермогена из Чудова монастыря, гроб патриарха Иова из Старицы и мощи Филиппа митрополита из Соловок. За мощами Филиппа Никон отправился лично. С.М. Соловьев подчеркивал, что это была далеко идущая политическая акция: «Торжество это имело не одно религиозное значение: Филипп погиб вследствие столкновения власти светской с церковною; он был низвергнут царем Иоанном за смелые увещания, умерщвлен опричником Малютою Скуратовым. Бог прославил мученика святостью, но светская власть не принесла еще торжественного покаяния в грехе своем, и этим покаянием не отказались от возможности повторить когда-либо подобный поступок относительно власти церковной. Никон, пользуясь религиозностию и мягкостию молодого царя, заставил светскую власть принести это торжественное покаяние. «

Пока Никон был на Соловках, в Москве скончался патриарх Иосиф, славившегося непомерным любостяжанием. Царь писал в письме митрополиту, что ему пришлось прийти переписать серебряную казну покойного — «а если бы сам не ходил, то думаю, что и половины бы не по чему сыскать», впрочем, сам царь признавался: «Немного и я не покусился на иные сосуды, да милостию божиею воздержался и вашими молитвами святыми; ей, ей, владыка святый, ни до чего не дотронулся.». Алексей Михайлович призывал митрополита поскорее возвращаться для выборов патриарха: «а без тебя отнюдь ни за что не примемся».

Новгородский митрополит был главным претендентом на патриарший престол, но у него имелись серьезные противники. Бояр пугали властные замашки крестьянского сына, который смирял знатнейших князей. Во дворце шептались: «Никогда такого бесчестья не было, выдал нас царь митрополитам». Непростыми были отношения Никона с его прежними друзьями по кружку ревнителей благочестия. Они подали челобитную царю и царице, предлагая в патриархи царского духовника Стефана Вонифатьева. Объясняя их поступок, историк церкви митрополит Макарий (М.П. Булгаков) отмечал: «Эти люди, особенно Вонифатьев и Неронов, привыкшие при слабом патриархе Иосифе заправлять делами в церковном управлении и суде, желали и теперь удержать за собою всю власть над Церковию и не без основания опасались Никона, достаточно ознакомившись с его характером.» Тем не менее благоволение царя решило дело. 22 июля 1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран один «муж благоговейный и преподобный» именем Никон.

Властному Никону было мало избрания на патриарший престол. Он долго отказывался от этой чести и лишь после того как царь Алексей Михайлович пал перед ним ниц в Успенском соборе, смилостивился и выдвинул следующее условие: «Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства». Тогда царь, бояре и весь освященный Собор произнесли пред Евангелием обет исполнять все, что предлагал Никон. Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея Руси.

Раскол русской церкви, начавшийся в 1650, произошёл в результате проведённой реформы патриарха Никона. Направлена она были на изменение текстов богослужебных книг и некоторых обрядов. Все действия патриарха поддерживались царём Алексеем. Противники реформы стали называться старообрядцами. В последствие они стали формировать отдельные группы, которые предавались анафеме.

Основные предпосылки реформы

Пришедшие на Русь христианские обряды с течением времени претерпели большие изменения. Их отличия от общемировых стандартов в XVII веке стали проявляться наиболее отчётливо. Искажение проявлялось в написанных текстах. Причины заключались в следующем:

  1. На протяжении веков церковные книги переписывались много раз. В итоге текст видоизменялся.

  2. Крещение происходило двумя перстами, в то время как в других странах – тремя.

  3. Многоголосье при ведении обрядов. Велись они одновременно священником, певчими, дьяком и прихожанами. В таком хоре разобрать слов было невозможно.

О наведении порядка в религиозной сфере первым заговорил царь Алексей.

Политические причины необходимости религиозной реформы

Причины проведения реформ в религии ещё носили и политический характер. Заключались они в следующем:

  1. После падения Византии русское государство имело желание стать Третьим Римом. Для этого требовалась поддержка греческой церкви. С целью ускорения процесса следовало привести обряды к греческим нормам.

  2. После слияния Украины с русским государства, которое при Петре I стало называться Россией, на новой территории литургии шли по греческим канонам. Церковная реформа способствовала процессу объединения этих стран.

  3. В этот период времени постоянно проходили бунты и восстания. Приведение церковных правил к единообразию способствовало успокоению народных масс.

Несмотря на то, что некоторые церковники не хотели реформ, и за основу брали древнерусские книги, они были вынуждены уступить сторонникам проведения изменений.

Лидеры раскола

Проведение реформы оказывали яростное сопротивление старообрядцы. К их числу относились:

  1. Аввакум. Являлся истинным вождём раскола. За это был сожжён на костре.

  2. Рябушинский Михаил Яковлевич. Позже им было создано промышленное предприятие по переработке льна.

  3. Фёдор Гучков. Перешёл в старообрядчество. Будучи крепостным, сумел выкупить себя и свою семью.

  4. Жена Фёдора Морозова. Преследовалась властями и была уморена голодом в земляной яме.

  5. Жена Урусов – ярая защитница старой веры.

  6. Шибаев Сидор Мартынович. Предприниматель и нефтепромышленник.

  7. Кузнецовы. Изготовитель фаянсовых изделий. Выделял деньги на строительство церквей.

  8. Солдатёнковы. Род старообрядцев. Работали в сфере текстильной промышленности.

  9. Мальцевы. Старообрядцы, занимающиеся выпечкой хлеба.

Огромные проблемы реформе создал Соловецкий монастырь. Только в результате предательства через несколько лет он был взят приступом.

В последствие движение старообрядцев разделилось на 2 течения:

  • беспоповцы;
  • поповцы.

Это были ярые сторонники старой веры. Организовывая общины, они понимали, что в случае подхода царских войск их ожидала смерть на костре. Чтобы не дать возможности этому случиться они сами организовывали самосожжение, но не сдавались властям.

Идеология раскола

Инициатором реформы выступал царь Алексей. Главным идеологом он поставил патриарха Никона. Основной идеологией изменений являлось приведение в соответствие церковных текстов и обрядов, какие существовали в других государствах. Это необходимо было сделать для того, чтобы обеспечить лучший контакт с другими странами в религиозном направлении.

Конечно, это встречало сопротивление со стороны ряда церковников, которые не хотели менять древнерусские обычаи. Раскол произошёл настолько глубокий, что старообрядцы стали подвергаться жестоким гонения.

Процесс реализации реформ

В середине XVII века стала отчётливо проявляться религиозная отсталость русского государства. Реформа церкви назревала. Это касалось не только укладов, требовалось внести изменения в религиозные тексты. Такая работа требовала продуманности действий, поскольку неосторожное касание веры ведёт к далеко идущим последствиям. Последующие события показали, что наступление на старые обычаи привело к недовольству народа. По стране прокатились волнения, которые сопровождались восстаниями.

Патриарх Никон

Проведение реформы церкви царь Алексей поручил патриарху Никону. Это был человек как нельзя лучше подходивший для такого дела. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства уделял много внимания религии. Будучи от природы упрямым, уже в 19 лет стал священником в своём селе. Достигнув 30 летнего возраста, ему удалось перейти в Новоспасский монастырь, расположенный в Москве. Именно здесь его заметил царь. Имея одинаковые взгляды на многие вещи, они сблизились. Это стало залогом будущего возвышения Никона, который в последствие стал патриархом.

По характеру это человек отличался жестокостью и властностью. В сочетании с высокой грамотностью эти черты стали определяющими в проведении церковной реформы. Временами ему самому приходилось участвовать в подавлении бунтов и последующей расправе над зачинщиками мятежа.

Основные направления реформы

Коренные изменения в религии, проводимые патриархом Никоном, заключались в следующем:

  1. Крещение стало проводиться тремя пальцами. Раньше двумя.

  2. Уменьшилась глубина поклонов. Они стали проводиться до пояса, а не до земли.

  3. В религиозные книги были внесены изменения.

  4. Только с этого времени было введён термин «православие».

  5. Имя Бога стало писаться Иисус. Раньше было Исус.

  6. Крёстный ход стал совершаться против движения часовой стрелки.

Фактически это были кардинальные изменения, которые стали причиной раскола церкви.

Процесс писания текстов

Шагом, который вызвал массу недовольств, было писание новых религиозных текстов. Для этого специально в Грецию был направлен Арсений Суханов. Возвратился он в 1655 году только с 7 первоисточниками. Это было очень мало.

Предварительно Никону удалось договориться с некоторыми церковниками о реформе на том основании, что все тексты будут соответствовать греческим рукописям древних лет.

Поскольку материала оказалось недостаточно, Никон пошёл на циничный шаг: с его стороны последовало заявление, что при написании текстов будет разрешено опираться на современные греческие и римские источники.

Это вызвало взрыв негодования и привело к массовым восстаниям.

Уничтожение ортодоксальной церкви

Под словом ортодоксальность, в переводе с греческого языка, понимается правильное мнение. Так называются поступки людей, которые проносят знания с древних времён в современность. Никон своими действиями уничтожил ортодоксальность религии. Делал это он следующим образом:

  1. Помимо переписывания текстов полностью уничтожались старые книги. Причём запущенный процесс не был остановлен и после ухода Никона. Это продолжалось и при Петре I.

  2. В соответствии с новыми веяниями шло и переписывание икон.

  3. В некоторых случаях проводилось изменение ничем не обоснованных религиозных принципов. Примером может служить смена направления Крестного хода, вызвавшее недоумение у ряда церковников.

  4. Непонятно зачем был введён термин «православие». Раньше употреблялось «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». В итоге смысл не менялся.

Раскол церкви во многом состоял в том, что часть священников отчётливо видели разницу между старой религией и новой.

Реакция народа на церковный раскол

Реформы, проводимые Никоном, оставили глубокий след в истории. Не прошли они бесследно и для населения. Часть граждан не воспринимали их с положительной стороны. Помимо прокатившихся по стране восстаний люди не хотели оставаться в таком государстве и покидали свои места. Некоторые уходили в леса, другие находили место жительства в иных странах.

В попытках вернуть людей шёл постоянный их розыск. Предпринимались варианты устрашения. Отличавшийся жестокостью Никон сам участвовал в расправах над беглыми. В этот период было уничтожено более тысячи человек.

Такие методы не остались без последствий. Народные возмущения были услышаны властью. В итоге в 1660 году по указанию царя Никон ушёл с патриаршего престола. В дальнейшем он лишился сана священника и был сослан в Феропонтов Белозерский монастырь.

Однако изменений в религиозной сфере не произошло. Реформы были продолжены:

  1. Новые книги и обряды, в 1666 году утверждены.
  2. Священники старой веры стали называться старообрядцами и приравниваться к еретикам.

Это превратилось в настоящую религиозную войну. Сторонники старой религии стали подвергаться преследованиям. Не имея возможности скрыться, они ютились на окраинах государства. Некоторые занимались самосожжением. В историю это вошло под названием «гари». Однако эти люди постоянно ощущали поддержку со стороны простого народа, недовольного существующими порядками.

Последствия церковного раскола

В борьбе со старообрядцами представители обновлённой религии обращались за помощью к представителям власти, которые их поддерживали. После смерти царя Алексея новые государи откровенно стояли на их стороне. Выразилось это в следующем:

  1. Царь Фёдор отправил на костёр вождя старообрядцев Аввакума.
  2. При Софье вышел закон запрещавший деятельность раскольников. Не подлежала распространению литература старообрядцев.
  3. Подобную политику проводил и Пётр I, продолжая гонения на представителей старой религии.

При этом струя старообрядческих ценностей продолжала прослеживаться. Это был дух старины, который отображал древнерусские традиции.

Историческое значение раскола

Фактически Никон был орудием в руках царя. Последнему необходимо было привести русскую церковь к международным канонам. И сделал он это с помощью патриарха. Исторически это имело как положительную, так и отрицательную стороны:

  1. Положительная. За счёт устранения обособленности религии усилилась церковная связь с разными государствами.
  2. Отрицательная. Было уничтожено огромное количество книг и икон древней Руси.

Вера – это очень серьёзный вопрос. Попытки властей вмешаться в религиозные настроения людей приводят к катастрофическим последствиям, разрешать которые приходится на протяжении нескольких столетий.

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;

  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;

  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;

  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;

  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;

  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»

  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *