Церкви Чувашии

Под чувашской народной религией понимается доправославная чувашская вера. Но четкого понимания этой веры нет. Как чувашский народ не однороден, так же чувашская доправославная религия неоднородна. Часть чувашей веровали в Тора и сейчас веруют. Это монотеистическая вера. Тора он один, но в веровании Тора существует Кереметь. Кереметь — это реликт языческой религии. Такой же языческий реликт в христианском мире как празднование нового года и масленицы. У чувашей кереметь был не богом, а образом зла и темных сил, которому приносили жертвы, чтобы они не трогали людей. Кереметь при дословном переводе означает «вера в (бога) Кер”. Кер (название бога) еметь (вера, мечта).
Возможно часть верует в тенгрианство, что это такое, до конца не понятно. Тенгрианство, по чувашски тенкер, фактически означает тен (вера) кер (название бога), т.е. «вера в бога Кер”.
Существовала еще языческая религия со множеством богов. При этом каждое поселение, город имел своего главного бога. По названию этих богов назывались селения, города, народы. Чуваши — по чувашски звучит Сьаваш (Сав-Ас дословно означает «асы(бога) Сав”), булгары — по чувашски пулхар (пулэх-ар — дословно означает «народ (бога) пулэх”), русы — Ре-ас (дословно означает «асы (бога) Ра”) и т.д. В чувашском языке, в мифах остались упоминания языческих богов – Ану, Ада, Кер, Савни, Сьятра, Мэрдэк, Тора, Ур, Аслади, Сав, Пулех и др. Эти языческие боги идентичны с богами древней Греции, Вавилонии или Руси. Например, чувашский бог Ану (вавилон. –Ану), чув. Ада (вавилон.- Адад), чув.Тора (вавилон.- Иштор (Аш-Тора), чув. Мэрдэк (вавилон.Мэрдэк), чув. Савни (вавилон. Савни), чув. Сав (греч. Зевс –Сав-ас, рус. Савушка).
Многие названия рек, городов и сел носят названия богов. Например, река Адал (Волга) (Ада-илу озчает бог Ада), река Сьавал (Цивиль) (Сав –илу- бог Сав), река Савака (Свияга) (Сав-ака- луга бога Сав), село Моркаш (Моргауши) (Мэрдэк-аш — бог Мэрдэк), город Шупашкар (Чебоксары) (Шуп –аш-кар – город бога Шуп), село Сятракасси (улица (бога) Сятра) и многое другое. Вся чувашская жизнь пронизана реликтами языческой религиозной культуры. На сегодняшний день мы не задумываемся о религиозной культуре, и религия в жизни современного человека занимает не первое место. Но чтобы понять себя, мы должны понять народную религию, а это невозможно без восстановления истории народа. На моей малой родине (деревня Туппай Эсмеле Мариинско-Посадского района) православие было насильственно принято в середине 18 века, что привело уменьшению численности населения деревни на 40%. Чуваши всегда были приверженцами своей старины и не воспринимали насильственное навязывание другой культуры и религии.
Рассмотрение народной религии показывает наслоение трех видов религий:

  • Монотеистическая вера в бога Тора.
  • Древняя языческая вера со множеством богов – Сав, Кер, Ану, Ада, Пулэх.
  • Монотеистичекая вера Тенгринство – вера в бога Тенкер, не что иное как вера в бога Кер, что возможно является результатом развития языческой религии с превращением в монотеистическую с богом Кер.

В разных частях Чувашии и Российской Федерации присутствуют реликты этих видов религии, соответственно, отличаются обряды и существует культурное разнообразие. Причем это разнообразие сопровождается также языковым разнообразием. Таким образом, существует предпосылки для предположения, что это разнообразие связано с влиянием разных культур или народов. Но как показал исторический анализ, что это предположение неверно. На самом деле такое разнообразие связано с тем, что в этногенезе чувашского народа участвовала только одна культура, один народ, но разные племена этого народа, прошедших разный исторический путь.
Предками чувашей являются амореи, три или четыре волны миграции амореев в разные эпохи оседали на средней Волге, прошедших разные исторические пути развития. Чтобы понять историю чувашей необходимо проследить историю амореев от 40 в до н.э. до 10 в н.э. В 40 в до н.э. наши предки — амореи проживали на территории западной Сирии, оттуда в течение почти 5 тыс. лет амореи расселялись по всему миру, распространяя свою языческую веру и культуру, которая была в то время наиболее прогрессивной. Аморейский язык считается мертвым языком. Вплоть до начала н.э. на огромной Евроазиатском континенте господствовали две основные религии — кельто-друидская и языческая. Носителями первой были кельты, носителями второй были амореи. Граница распространения этих религий проходила по Центральной Европе — к Западу господствовали друиды, к востоку вплоть до Тихого и Индийского океана — язычники.
Современная чувашская культура и язык является результатом многотысячной истории аморейского народа, потомками которых является чувашский народ. История чувашей очень сложна, разнообразна. Много гипотез и теорий происхождения чуваш, на первый взгляд противоположных. Все историки сходятся во мнении, что предками чувашей были савиры (сувазы, сувары). Во многих исторических документах говорится об этом народе, но географически располагая их во всех частях евроазиатского континента- от Баренцево моря до Индийского океана, от Атлантического до Тихого океанов. Современное русское написание имени народа чуваш, а самоназвание народа — сьаваш, которое состоит из двух частей Сав и аш. Первая часть обозначает название бога, вторая часть обозначает тип народа – асы. (Про асов можно почитать подробно в скандинавском эпосе). В чувашском языке часто звук с заменяется на ш. Таким образом, чуваши себя всегда считали поданными бога Сав или чувашей можно назвать савскими асами.
Впервые история чувашей меня начала интересовать в 6 лет. Этот интерес связан был сказками, мифами и легендами, которые рассказывала нам детям пожилая женщина, которую мы называли Спанекаппи. Она была супругой йомсьи. Потом уже, повзрослев, многие сказки и легенды я прочитал в книгах, но часть из них мне до сих пор не удалось найти. Рассказанные Спанекаппи мифы и легенды меня шестилетнего мальчика завораживали. Часто в этих мифах упоминались слова, которые не применялись в обычной жизни. Приходя домой я спрашивал отца значения этих слов и почему они сейчас не применяются. Например, ротаткан, как объяснил отец, это старочувашское слово обозначает белку, в современном чувашском языке используется слово пакша. Спанекаппи была родом из чувашей с марийского заволжья, где, наверное, сохранились древнечувашские слова и языческие мифы. Например, древнечувашское слово мешкэнэ, означает раб, тоже не встречается в современном языке, но применялось в древнем Вавилоне и также является аморейским словом. В разговоре я не встречал этого слова, а слышал только из уст Спанекаппи.

Спанекаппи рассказывала мифы про мировое дерево с двумя вершинами, на одной вершине сидит сова, на другой орел, как у корней этого дерева расположен священный родник, по веткам бегает ротаткан, а листья обгладывает качака. Вершиной дерево упирается в небо. (У нас в деревне на мысе Таномаш стоит такое дерево, у корней бьет священный источник.) В небе живет бог Ану, люди, животные живут на земле, а гады под землей. Этот миф очень похож на скандинавский эпос. Там тоже белка называется ротатканом. Мировое дерево — ясень иккторсьил, если перевести с чувашского языка, то это дословно означает — двувершинное.
Рассказывала Спанекаппи про богатыря Чемень, повзрослев я начал искать исторический прототип богатыря Чемень и пришел к выводу, что это полководец Семень, в честь которого был назван город Семендер.
Рассказывала Спанекаппи про богатыря (не помню имя), который совершал подвиги, путешествовал подземный мир, где боролся и побеждал различных чудовищ, путешествовал в небесный мир к богам и тягался с ними. Все эти мифы я вспомнил уже через несколько десятилетий, когда читал про подвиги Гильгамеша из Месопотамской мифологии, настолько они были схожи.
Но у меня всегда был вопрос, на который я не мог найти ответа, почему у чувашей нет полноценного языческого эпоса. Изучение исторического материала, размышление привели меня к выводу, что это результат сложной истории народа. Сказки, мифы и легенды, рассказанные нам в детстве Спанекаппи, были намного богаче тех, которые зафиксированы и напечатаны в книгах. Но эти мифы характерны только для чувашей марийского заволжья, которые отличались от остальных чувашей, как по мифологии, языку, так и по внешнему виду- светловолосые и рослые.
Попытки понять, размышления и изучение исторического материала позволили мне прийти к определенным выводам, которые я хочу изложить здесь.
Современный чувашский язык содержит большое количество тюркских слов из булгарского языка. В чувашском языке часто параллельно существуют два слова, имеющих одно значение — одно с тюркского, другое с древнечувашского. Например, слово картошка обозначается двумя словами — сьер улми (чув) и паранка (тюркс), кладбище – сьава (чув) и масар (тюркс). Появление большого количества тюркских слов связано с тем, что, когда булгары принимали мусульманство, часть булгар отказалась принять ислам и осталась в старой религии, и смешалась с чувашами-язычниками.
Многие исследователи чувашский язык относят к тюркской языковой группе, я не согласен с этим. Если чувашский язык очистить от булгарского компонента, то мы получим древнечувашский язык, который окажется аморейским языком.
Здесь я хочу привести свою точку зрения про историю чувашей, которая начинается с 40 века до н.э. В 40 в до н.э. предки чуваш амореи проживали на территории современной западной Сирии. (Вспомните упоминания о фресках в Сирии). С 40-го века до н.э. аморейские племена начинают интенсивно расселяться по всему миру. Имеются сведения о миграции амореев в 40-ом веке до н.э. на запад, на север Африки, где они совместно с лувийскими племенами участвовали в образовании первых Египетских царств.

В 30 веке до н.э. следующие амореские племенама под названием карийцы (главным богом племени Кер) вторглись в Средиземноморье, заселили острова Средиземноморья, часть Балканского полуострова и племя этрусков (Ада-ар-ас – означает народ бога Ада) — часть современной Италии. Существуют общие элементы культуры этрусков и кавказских савиров. Например, у этрусков ритуальный бой воинов (гладиаторов) над могилой усопшего, у савиров — ритуальный бой родственников на мечах над усопшим.
В 16-ом веке до н.э. следующее аморейское племя торийцы (которых называют северогреческим племенем, главный бог — Тора) вторглись на север Балканского полуострова. Все эти племена совместно с индоевропейскими племенами (пеласги, ахейцы) участвовали в создании Критской, Греческой и Римской цивилизаций с языческой религией и культурой. Ученые до сих пор бьются над разгадкой критской письменности. В прошлом году американцы пришли к выводу, что критское письмо- разновидность греческого. Но на самом деле это является одной из разновидностей аморейской письменности и написано на аморейском языке.
Между 30-м и 28-м веками до н.э. аморейские племена мигрировали на восток, прошли через Месопотамию не останавливаясь, где было сильное шумерское государство, двинулись дальше на восток и дошли до северо-западного Китая. Придя в Туфянскую впадину, создали цивилизацию Турфянских сернов (Турхан сьере), заселили Тибет. Эти же амореи захватили всю территорию Китая, создали первое китайское государство и первую царскую династию в Китае, правили около 700 лет, но потом были свергнуты. Пришедшие амореи по внешнему виду отличались от китайцев — рослые, светловолосые. В последующем, китайцы, придя к власти, решили вытеснить из памяти воспоминания о правлении пришельцев, было принято решение уничтожить все упоминания о правлении амореев. Уже в более поздние времена в 14 веке до н.э. амореи были вынуждены покинуть Турфянскую впадину. Из-за тектонических движений (нового горообразования) изменялся облик северо-западного Китая, впадины были затоплены. Амореи мигрировали на север — в Сибирь, на Запад — на Алтай, и на юг. Через столетия, после прекращения тектонических движений, амореи снова заселили северо-западный Китай и уже в начале нашей эры пришли в Европу в составе союза племен под названием гунны, главную роль в этом союзе занимали савиры. Гунны принесли веру – тенгрианство, которая является развитием языческой религии амореев и превращением его в монотеистическую, где был один бог Тенкер (Тен-кер – с чувашского означает бог Кер). Только часть савиров осела на средней Волге, где уже проживали амореи первой волны миграции, пришедшие из Месопотамии, часть ушла в западную Европу.
В 20-ом веке до н.э. более мощный поток аморейской миграции было направлено опять на восток. Под натиском этой миграции пало ослабевшее шумеро-аккадское государство. Придя в Месопотамию, амореи создали свое государство со столицей Вавилон. До прихода амореев на месте Вавилона была только небольшая деревушка. Но амореи не уничтожили шумеро-аккадское культурное наследие, в результате синтеза шумеро-акадского и аморейского культур возникла новая – вавилонская культура. Первые аморейские цари брали себе аккадские имена. Только пятый аморейский царь взял аморейское имя- Хамураппи, что с чувашского переводится как «старейшина нашего народа”. Письменность, переписка велась на аккадском языке, родственном аморейскому. Поэтому практически не сохранились документы на аморейском языке. В современном чувашском языке, культуре очень много общего именно с аморейской культурой и языком Вавилонии периода 20 по 10 век до н.э. В 10 веке до н.э. амореи были вытеснены из Месопотамии более воинственными племенами- арамеями. С уходом амореев из Месопотамии связано изменение культуры и хозяйственного уклада данного региона, изменение рациона питания и т.д, Например, амореи варили пиво, с их уходом пивоварение было заменено виноделием.
Амореи ушли на север — заселили территорию Кавказа и далее на север европейской равнины и на восток — Иранское нагорье. На европейской равнине амореи Геродотом (5-ый век до н.э.) упоминаются под именем савроматы (сав-ар-эмэть), что в дословном переводе с чувашского означает –»народ, верующий(богу) Сав”. Эметь в чувашском языке означает мечта, вера. Именно савроматы, с моей точки зрения, составили первую волну мигрантов, наших предков, осевших на Волге. Савроматы были язычниками, савроматы расселились на огромной евроазиатской территории. Именно они привнесли на евроазиатскую территорию названия рек, гор, и местностей, значение которых сейчас непонятно. Но они понятны с аморейского языка. Москва (Ме-ас-кэкэек – с аморейск. «родина асов (бога) Ме, кэвэк -родина)” , Днепр (тэ ень-эпер – «дорога страны (бога) Тэ”, эпер — дорога), Одер, Висла, Цивиль, Свияга, и т.д. Аморейское название кремль (Кер-ам-ель с аморейского «священная земля (бога) Кер”), славянское название крепости — детинец. Чуваши марийского заволжья, которые отличаются от остальных чувашей, возможно, не смешались с амореями более поздней миграции на Волгу (гуннами и савирами) с других регионов.
Именно с этим потоком аморейских мигрантов (савроматами) в чувашской культуре связано язычество, но оно было вытеснено из жизни амореями более поздних и многочисленных потоков миграции. Поэтому чувашскую языческую мифологию я узнал только из уст Спанекаппи, которая была родом из чувашей марийского заволжья, где влияние более поздних мигрантов-амореев не сказалось.
Следующая волна мигрантов-амореев, пришедших на Волгу — это гунны, часть которых осела на территории родственных племен, принесли тенгрианство, часть ушла на запад. Например, племя под названием свевы во главе вождя Чегесь ушло на запад и осело на юге Франции и в Испании, свевы участвовали позже в этногенезе французов и испанцев. Название Сивилья принесли именно они (Сав-илу, означает бог Сав).
Следующая волна аморейской миграции — это переселение савиров, которые проживали на северном Кавказе. Кавказские савиры многие отождествляют гуннскими савирами, но они, вероятно, осели на Кавказе при вытеснении из Месопотамии еще в 10-ом веке до н.э. К моменту переселения савиры уже отказались от языческой религии и приняли христианство. Принцесса савиров Чечек (цветок) стала женой византийского императора Исавра V, приняла христианство и имя Ирина. Позже после смерти императора стала императрицей и активно принимала участие в канонизации православия. На Кавказе (чувашское название Арамази) савиры приняли христинство в 682 году. Принятие христианства было насильственное, царь всех савир элтебер (по чувашски этот титул звучал йалтывар, дословно с чувшского означает — «совершать обычаи” ) Алп Илитвер срубил священные деревья и рощи, уничтожил идолы, казнил всех жрецов, из древесины священных деревьев сделал кресты. Но савиры не захотели перейти в христианство. Разобщенные савиры с принятием новой религии не смогли устоять арабскому нашествию через 24 гола в 706 году. До принятия христианства савиры были очень воинственным народом, постоянно участвовали в войнах с арабами, персами и выходили победителями. Основой воинственности и храбрости савиров была их религия, по которой савиры не боялись смерти, только воины погибшие в бою с врагами попадали на небо в божественную страну. С принятием христианства изменилась психология и идеология народа. Аналогичный процесс произошел с норвежцами и шведами (викингами) после принятия христианства.

Арабы мечом и огнем прошли по стране савиров, уничтожая все, особенно уничтожая христианскую веру. Савиры вынуждены были уйти на север, расселились от Днепра до Волги и далее до Аральского моря. И уже через десятилетие эти савиры создали новое государство -Великую Хазарию, которая занимала территорию расселения кавказских савиров, гуннских савиров и их союзников (мадьяров). В 9-ом веке в Хазарии произошел военный переворот, к власти пришли военные с иудеями, государственной религией стало иудейство. После этого государство Хазария стала чуждым и враждебным государством для савиров, началась гражданская война. Для поддержания власти были призваны огузы. Без поддержки населения Хазария просуществовала недолго.
Вторжение арабов привело к тому, что савиры отошли от языческой религии из-за уничтожения жрецов, которые ведали обычаями, но новая христинская религия не успела укрепиться в народе и приняла форму монотеистической религии веры в Тора. Последняя волна миграции была наиболее многочисленной. О переселении савиров с Кавказа (с гор Арамази — с чувашского переводится как — «земля (ам) народа (ар) асов (аз)”) говорится в мифах. В мифе чуваши спешно покинули места проживания по мосту Азамат, который упирался одним концом в горы Арамази, а другим на волжские берега. Савиры переселившись с еще неустоявшейся религией забыли про Христа, но отошли от языческой религии. Поэтому у чувашей практически нет полноценной языческой мифологии. Рассказанные Спанекаппи языческие мифы, вероятно, привнесены амореями первой волны миграции (савроматов), и сохранились только в малодоступных районах, таких как марийское заволжье.
В результате смешения трех потоков потомков амореев и синтеза получили доправославную веру чувашей. В результате синтеза трех волн миграции потомков амореев (савроматов, савиров, гуннов), мы имеем разнообразие языка, различия внешнего облика, культуры. Преобладание последней волны миграции над другими привело к тому, что язычество и тенгрианство было практически вытеснены. Савиры с Кавказа мигрировали не только на Волгу, большая группа мигрировала и осела на огромной территории современной Киевской, Харьковской, Брянской, Курской областей, там создали свои города и княжества (например, княжество Новгорода Сиверского). Они совместно со славянами участвовали в этногенезе русских и украинцев. Еще в 17 веке нашей эры они упоминались под именем севрюков. Русские города Тмутаракань, Белая Вежа (с чувашского переводится дословно — «край (бога) Бел”), Новгород Сиверский были савирскими городами.
Существовала еще одна волна миграции амореев, на рубеже двух эр. Эта волна, возможно, не привела к оседанию амореев на Волге. Амореи ушли далеко на север европейского континента – на север России и в Скандинавию под именем свеар, частично из Скандинавии вытеснили германские племена готов, которые переправившись на континентальную часть Европы в 3-ем веке н.э. создали государство Германриха, которое позже пало под натиском гуннов (савиров). Свеары с оставшимися германскими племенами участвовали в этногенезе шведов и норвежцев, а свеары на европейской территории России совместно с фино-уграми, славянами участвовали в этногенезе русского народа севера, в образовании Новгородского княжества. Чуваши русских называют вырос, что в дословном переводе означает «верховые асы” (по верхнему течению Волги), а чуваши себя называют — асы, верующие богу Сав. Именно участие савиров в этногенезе русского народа привнесло в русский язык много чувашских слов — верх (рус.) — вир (чув.), лепота (рус.) — леп (чув.), первый (рус.) — перре (чув.), стол (рус.) — сетел (чув.), кошка (рус.) — кушак (чув.), город (рус) — карта (чув.), келья (рус.) — кил (чув.), бык (рус.) — выкор (чув.), опушка (рус.) — упашка (чув.), опята (рус.) — уплянка (чув.), вор (рус.) — воро (чув.), добыча (рус.) — тупош(чув.), капуста (рус.) — купоста (чув.), отец (рус.) — атте (чув.), куш (рус)- кушар (чув.) и т.д.

Необходимо отметить о вторжении амореев с Иранского нагорья в Индию. Это вторжение произошло в 16-15 веке до н.э. Вторжение, возможно, произошло совместно с индо-европейскими народами, в истории упоминается как вторжение ариев. С приходом амореев пало ослабевшее Хараппское государство и пришельцы создали свое государство. Амореи привнесли в Индию новую религию и культуру. В Махабхарате существует раннее упоминание савиров совместно с синдами. В античное время территория Синдов была известно под именем Совира. В древних ведах существует много слов схожих с чувашскими, но видоизмененных. (Например, как видоизменили название города Шупашкар при русском написании Чебоксары). Священный столб называется юпа, у чувашей тоже –юпа. Пятая книга ведов о жизнеописании – Пуран (Пуран с чувашского – жизнь), книга ведов Атхарва о лечении с чувашского означает (Ут – хорви, с чувашского- защита тела), другая книга ведов Яджур (йат-сьор — земное имя). Краткое рассмотрение истории чуваш показывает, что чуваши являются потомками амореев и сохранили язык аморейский (чувашский). Это произошло только на Волге, где три волны амореев, имеющих разную историю и прошедших разный путь развития, участвовали в этногенезе чувашей. На евроазиатском континенте нет народа, в этногенезе которых не участвовали бы амореи, или не повлияли на культуру этих народов. Такое влияние связано с тем, что амореи были носителями языческой религии и культуры, которую впитали и восприняли практически все народы, амореи расселялись по всему миру в течение 5 тыс. лет. На границе двух эр существовали две основных религии: кельто-друдская – на Западе Европы, и языческая – в центральной, южной и восточной Европе, в Азии. Все современные религии вышли из языческой религии. По этой причине очень много общих культурных компонентов в чувашском и других европейских (испанском, шведском, греческом, норвежском, русском и др) и азиатских (индийских, китайском и др.) культурах. Чувашская культура и история представляют общечеловеческую ценность.
Семен Кули, 2010

Чувашская Республика

Содержание

Свято-Троицкий собор (Цивильск)

Собор Святой Троицы, построен на средства прихожан в 1734 году, четырехпрестольный: Святой Троицы, Св. Илии, Свв. Петра, Алексия, Филиппа, Ионы Московских Чудотворцев; под колокольней, отдельно стоящей от храма, придел Св. Иоанна Милостивого.

Собор каменный, теплый, длина с папертью 20,5 саж., наибольшая ширина 11 саж, высота до верхнего карниза 2 саж. 1 аршин. На церкви пять глав. Иконостас в главном храме: длина 3 саж 1 аршин. Колокольня каменная, 3- ярусная в виде столба — восьмигранника, от собора — в 8,5 саж., двухэтажная. Приходских поселений 22, штат причта: два священника, диакон, два псаломщика.

До революции прихожанами собора являлись горожане, крестьяне из деревень Пострикасы,Тебикасы, Ситчараки, Кутаки, Орбаши, всего из 26 деревень. При соборе имелось городское трехклассное училище, церковно-приходская школа, а в деревнях — пятнадцать школ грамоты. В то время церкви сыграли немаловажную роль в обучении и воспитании крестьянских детей.

Адрес: 429901, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Пугачева, 16

Телефон: +7 (83545) 2-27-81

Владимирский собор (Новочебоксарск)

В августе 1988 года к архиепископу Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве обратилась группа верующих из Новочебоксарска с просьбой назначить им человека, который бы занялся открытием деревянного временного храма.

5 сентября 1988 г. — официальная регистрация Новочебоксарского религиозного общества и утверждение церковного совета с назначением старосты Александра Никитина.

1989 – возведение деревянного временного храма на месте бывшей деревни Ельниково.

22 апреля 1989 г. — освятил новочебоксарский временный храм архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава и совершил первую божественную литургию, сослужили архиепископу Варнаве и протоиерей Илия Карлинов, тогда еще настоятель Введенского кафедрального собора в Чебоксарах, прот. Геннадий Антонов и другие священнослужители в присутствии многочисленных прихожан.

Адрес: Россия, Чувашская Республика, Новочебоксарск, улица Винокурова, 53

Телефоны: +7 (8352) 73-09-20, 73-76-08, 73-89-24

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Раскильдино)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Раскильдино. Здание старинное, каменное, двухпрестольное – Рождества Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца.

Построена на средства прихожан в 1903 году. Закрыта в 1941 году, возобновила свою деятельность в 1944 году.

Об истории возникновении первой церкви известно, что о строительстве церкви содержится лишь некоторые сведения в церковной летописи (ф. 455, оп. 1,29 № 2316), заведенной священно — церковнослужителями Богородицко-Рождественской церкви с. Раскильдино. Такая летопись была составлена согласно Указу Симбирской Духовной Консистории от 22 марта 1875 г.

Адрес: 429220, Чувашская Республика, Аликовский район, с. Раскильдино, ул. Ленина, 3

Телефон: +7 (83535) 57-2-49

Никольский кафедральный собор (Канаш)

27 июня 1901 г. был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось его освящение. Из здания вокзала была торжественно перенесена Тихвинская икона Божией Матери. Храму Святителя Николая зодчий придал стройный вид, благодаря чему при незначительной высоте он выглядел величественно. Построенный на возвышенном месте, он с пятью главами и колокольней был виден более чем за 15 км.

В 1901 г. при церкви открылась церковно-приходская школа.

В довоенное время в голодные годы храм активно помогал голодающему населению Поволжья, так он выделил 109 золотых государству. Храм был деревянный до 1987 года, впоследствии расширили и выстроили каменный. Храм не закрывался работал и в годы смутного времени. На территории храма в 1989 году был построен еще один храм, в честь ап. Варнавы, где совершаются и служба и требы (венчание, отпевание и крещение).

Адрес: 429330, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Филатова, 2

Телефон: +7 (83533) 2-16-44

Свято-Богоявленский храм (Байгулово)

Деревянный двухпрестольный храм был построен в 1761 году, освящен во имя Богоявления Господня с благословения Серапиона, архиепископа Казанского и Симбирского. 5 октября 1896 года с благословения Епархиальной власти заложили новую каменную церковь на средства прихожан. Первый почти на постройку храма сделал священник Петр Троицкий, пожертвовавший из своих средств одну тысячу рублей. Подрядчик Федор Макаров и другие. Подрядчик Федор Александрович Макаров из Вятской губернии, построивший Карамышевскую церковь по контракту, взял на себя обязательство — за 13 тысяч рублей построить храм. На эти же деньги должен был нанять рабочих, купить и доставить на место строительный материал. Однако он израсходовал около 16 тыс. рублей, а строительство храма так и не закончил.

В течение пяти лет строительство храма он редко приезжал в село Байгулово, полностью доверяя своим десятникам. 16 мая 1901 года прихожане собрали церковно- приходской сход, где решили поручить закончить строительство церкви строительному комитету хозяйственным способом, которому полагалось собрать около 5 тысяч рублей. Прихожане изъявили желание собрать дополнительно по две рубля с каждой души. Таким образом, собрали 3044 руб., кроме того, Чебоксарские купцы Ефремов и Хлебников обещались дать ссуду. Строительный комитет включился в работу активно.

Адрес: 429430, Чувашская Республика, Козловский район, с. Байгулово, пер. Церковный, 8

Телефон: +7 (83534) 36-2-62

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Алатырь)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы — один из самых древних (1747 год) и самых красивых храмов Алатыря. Расположен на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце.

Храм был закрыт в 1936 году, колокольня была разрушена, здание храма использовалось в различных хозяйственных целях.

Богослужение возобновлено в 1994 году.

Храм освящен архиепископом Чебоксарским иЧувашским Варнавой. В храме сооружен баптистерий (крестильня для взрослых).

Адрес: 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, пл. Октябрьской революции, 1

Телефон: +7 (83531) 2-54-50

Электронная почта: v.teplov2010@yandex.ru

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Алатырь)

Датой основания города Алатыря принято считать издание царем Иоанном Грозным указа о построении города и Соборного храма от 4 августа 1552 года. Внутри города была выстроена церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Построена она была на том месте, где сейчас стоит каменный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Деревянная церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи несомненно являлась древнейшим храмом города, так как основание собора соответствует дате основания города — 1552 год, что подтверждается грамотой о передаче соборной церкви Иваном Грозным образа, который в 1706 году все еще находился в храме. В 1703 году собор Усекновения главы Иоанна Предтечи был воссоздан в камне из бывшего деревянного предела после пожара, устроенного сподручным Степана Разина атаманом Осиповым при штурме города в 1670 году.

Адрес: 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, пл. Октябрьской революции, 8

Телефон: 8 (917) 659-15-65

Храм Воздвижения Креста Господня (Алатырь)

Храм Воздвижения Креста Господня был построен в 1826 году вместо деревянного на народные пожертвования. Первоначально храм являлся трехпрестольным, главный алтарь которого был освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, приделы — в честь Всех Святых и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Церковь была расположена на территории городского кладбища и в ней проводились отпевания, поэтому в народе она до сих пор носит название Кладбищенская.

Каменный купольный храм с трапезной имеет следующую композицию: четверик церкви, завершенный куполом на высоком барабане; трапезная, несколько вытянутая, трехъярусная колокольня.

Архитектурный декор фасадов выполнен в стиле русской классической архитектуры. Это типичный образец церковного здания, характерного для провинциальной культовой архитектуры первой половины XIX века.

Адрес: Россия, Чувашская Республика, Алатырь, Первомайская улица, 85

Телефон: +7 (83531) 2-38-10

Храм Вознесения Господня (Семеновское)

Вознесенский храм построен в 1813 году графом Иваном Петровичем Салтыковым, прадедом писателя Салтыкова-Щедрина и помещиком Талызиным.

Это один из самых древних, больших и богато украшенных храмов в Чувашской Республике, представляет собой архитектуру классицизма пушкинского времени.

В 1995 году храм Вознесения Господня Указом президента России внесен в свод памятников истории и культуры федерального значения.

Адрес: 429024, Чувашская Республика, Порецкий район, с. Семеновское, ул. Азина, 4

Телефон: +7 (83543) 3-72-25

Храм Казанской иконы Божией Матери (Хормалы)

Хормалинская Богородицская церковь – одна из первых церквей в сельской местности Чувашии была построена в 1749 году, через девять лет после выхода Указа российского царя о крещении нерусских народов.

В приход церкви входят населенные пункты Хормалинской сельской администрации: село Хормалы, деревни Андрюшево, Новые Высли, Хом-Яндоба, поселок Ленино. Богослужения также посещают жители других населенных пунктов района (не входящие в этот приход), жители других районов и других субъектов РФ. В Хормалинскую церковь можно доехать рейсовыми автобусами предприятий пассажирского автотранспорта: Канаш — Новые Высли, Ибреси – Новые Высли.

В 1872 году здесь был пожар. В 1873 году восстановлена, эта церковь перестроена в 1906 году и освещена 20 июня 1906 года. При священнике Талызине начата перестройка, закончена при священнике Громове.

Адрес: Россия, Чувашская Республика, Ибресинский район, с. Хормалы, ул. Николаева, д.24

Храм святителя Николая (Ибреси)

Строительство Никольского храма началось в 1990 году.

Храм строился на средства прихожан.

28 ноября 1992 года храм был освящен иерейским чином и начались совершаться богослужения.

В мае месяце 1994 года храм освятил Высокопреосвященнейщий Варнава, архиепископ Чебоксарский и Чувашский.

Адрес: 429700, Чувашская Республика, Ибресинский район, п. Ибреси, ул. Энгельса, д. 9

Телефон: +7 (83538) 2-19-75

Электронная почта: ibresicerkov@ya.ru

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Климово)

Климовская сретенская церковь была открыта в 1904 году. Ранее 4 мая 1890 года в селе Климово была открыта Климовская школа грамоты (церковно-приходская школа). В церкви было 5 колоколов. Самый большой колокол весил 27 пудов. В 1937 году эта церковь была закрыта и преобразована под школу. В 1992 году в с. Климово завершилось строительство нового здания школы и открыта средняя общеобразовательная школа. Здание церкви сохранилось по сегодняшний день, и в нём в 1994 году снова открылась церковь . Прихожанами церкви являются жители села Климово и близлежащих деревень: Алшихово, Мерезень, Тойси-Паразуси.

В 1904 году в селе была построена церковь Сретения Господня. До 1930-х годов в церкви служил иерей Алексий Краснов. В 30-е годы настоятелем был иерей Трофим Васильевич Фролов.

В 1936 году священные службы в церкви прекратились.

Первое время здание храма сделали зернохранилищем. Вскоре его преобразовали в школу. В годы войны в одной части здания разместили общежитие летчиков Ибресинской авиашколы.

4 сентября 1993 года храм был освящен архиепископом Варнавой в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Адрес: 429704, Чувашская Республика, Ибресинский район, с. Климово, ул. Школьная, 19

Введенский кафедральный собор (Чебоксары)

Введенский кафедральный собор — четырехпрестольный. Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского.

Левый придел имеет два алтаря:

1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;

2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.

Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).

Адрес: 428018, г.Чебоксары, ул.К.Иванова, 21

Телефон: +7 (8352) 58-14-11

E-Mail: vksobor@mail.ru

Сайт: http://www.sobor-vvedenie.ru

Покровско-Татианинский собор

Покро́вско-Татиа́нинский собо́р (чуваш. Пукрав-Татиана соборĕ) — православный собор в Чебоксарах.

Заложен в 2001 году во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чувашию.

При открытии получил статус собора.

Освящён 16—17 сентября 2006 года.

Адрес: 428000, г.Чебоксары, ул.М.Павлова, 17

Телефон: +7 (8352) 43-97-70

E-Mail: pokrov21@mail.ru

Сайт: http://www.sobor-pokrova.ru

Храм святого Иоанна Кронштадтского (Чебоксары)

В 1990 – 1993 годах восстановлена как церковь под общим руководством протоиерея Григория Тимофеевича Медведева силами и средствами прихода.

Первоначально освящён престол в нижнем цокольном этаже в честь «Всех Святых в земле Российской просиявших» в 1990 году.

А в 1993 году престол в честь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

Адрес: 428010, г. Чебоксары, ул. 2-ая К.Слобода, 28а

Телефон: +7 (8352) 62-82-16, 89022495510

Храм Воскресения Христова (Чебоксары)

Церковь Воскресения Христова в Чебоксарах, построена на средства прихожан в 1758 г.

Церковь трехпрестольная, поэтому свои престольные праздники она отмечает три раза в год: 26 сентября (н.ст.) – в день Обновления Иерусалимского храма, 12 февраля (н.ст.) — в день памяти трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и 21 августа (н.ст.) — в день памяти прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

Адрес: г. Чебоксары, ул. Калинина,1

Телефон: +7 (8352) 63-15-08 ; +7 919-676-40-02

E-Mail: leri.a@mail.ru

Сайт: http://voskreska.ru/

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Чебоксары)

24 июня 1996 года в Юго-Западном районе города Чебоксары — столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:»Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибщих» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».

Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Гражданская, 99

Телефон: +7 966 249-49-55

E-Mail: info@hvzp.ru

Сайт: http://hvzp.ru/

Собор Архангела Михаила (Чебоксары)

Церковь Св. Архангела Михаила построена в 1702 году на средства прихожан.

В 1758 году также на средства прихожан был построен придел Параскевы Пятницы и колокольня. Таким образом в составе архитектурного комплекса было три здания: холодная (летняя) церковь Михаила Архангела, теплая (зимняя) Параскевы Пятницы и колокольня.

До революции в церкви хранилась местная реликвия — Тихвинская икона Божией Матери, представляющая историческую и художественную ценность. Однако в советское время она безвозвратно исчезла, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.

В советское время церковь была закрыта (1927), зимний храм и изящная колокольня утрачены (1930-е годы), а в уцелевшем здании долгие годы располагался государственный архив (один из фондов Национальной библиотеки Чувашии).

В 1993 году состоялась передача храма Чебоксарско-Чувашской епархии.

Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. Бондарева, 12

Телефон: +7- 905-199-04-00

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Чебоксары)

Церковь Успения Божией Матери – один из уникальных архитектурных памятников города Чебоксары, ценный образец русского провинциального зодчества середины XVIII века и важная архитектурная доминанта старого города.

Построена она в 1763 году на центральной торговой площади города рядом с несохранившимся ныне зданием магистра(по существовавшему преданию храм воздвигнут на средства купца Дряблова).Единственная в Чебоксарах двухэтажная церковь стала самой монументальной культовой постройкой города, превосходившей по своим размерам даже Введенский собор.

Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1в

Телефон: +7 (8352) 58-17-76

E-Mail: uspenskiy-hram@bk.ru

Сайт: http://uspenskiy-hram.ru

Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары)

4 июня 1996 года в Новоюжном районе города Чебоксары — столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».

Это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений в честь Новомучеников и Исповедников Российских пострадавших за веру.

Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4

Телефон: +7 (8352) 54-75-90 ..

E-Mail: hram.novomuchenikoff21@yandex.ru

Сайт: http://www.hnir21.cerkov.ru/

Храм Рождества Христова (Чебоксары)

24 июня 1999 года храм был заложен Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой 24 июня 1999 года на площади Республики, накануне празднования 2000-летия Рождества Христова.

24 июня 2000 года Высокопреосвященный Варнава совершил благодарственный молебен по случаю окончания строительства.

30 декабря 2000 года Архиепископ Варнава освятил престол храма в честь Пресветлого Рождества Христа Спасителя.

Со дня освящения и до 2009 года церковь Рождества Христова была приписана Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю.

С 2009 года храм получил статус епархиального.

С сентября 2015 года — приходской храм.

Адрес: 428000, г. Чебоксары, пл. Республики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *