Цитаты поучения Владимира мономаха

LiveInternetLiveInternet

Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение», известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом. «Поучение» – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам.Мономах работал над «Поучением» до конца жизни. В «Поучении» князь подводит итоги своей государственной деятельности, и, шире, всего земного пути. Рассказывает нам об отношении к вере, власти, поданным, Родине, врагам. Поучение читается на одном дыхании, как завет не только сыновьям, но и «иным, кто прочтёт», завет потомкам.

Цитаты из «Поучения»
1. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.

2. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».

3.»Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него».

4..»Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй».

«Ибо как Василий (Василий Великий – византийский богослов, архиепископ Кесарийский, около 330 – 379 гг.) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что не ставить всеобщий почёт».

5. «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни».

6. «Как отец чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

7. «И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

8. «…пролейте слёзы о грехах своих…»

9. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

10. «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

11. «Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

12. «Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный…».

13. «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».

Источник: Древнерусская литература. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа: Вече, 2003. стр. 112 – 115.

Образ правителя в произведениях В. Мономаха и Д. Заточника

С начала XVI в. в официальной политической идеологии утверждается концепция, согласно которой Московское государство – наследник Византии («Москва – третий Рим»). Владимир Мономах – лицо, через которое московские государи получили от византийских императоров царский венец.

«Поучение» – сочинение Владимира Мономаха, состоящее их трех частей: собственно «Поучение», автобиографические заметки и письмо к князю Олегу Святославичу. В данном произведении Мономах обращался с размышлениями и советами прежде всего к своим детям как к «христианским людям». «Поучение» – это в первую очередь нравственная проповедь.

Формулируя для своих детей христианские нормы поведения, Владимир Мономах подразумевал, что они не простые «христианские люди», а русские князья. В то время межкняжеские отношения принимали сугубо договорной характер. Соблюдение договоров все больше зависело от доброй воли самих князей: для принуждения кого-либо из них к выполнению договорных условий на практике не оставалось другого средства, кроме нравственной проповеди – взывания к его христианской совести.

В. Мономах осознал, что в новой социально – политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение, что судьба Русского государства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть.

Не следует проливать кровь того, кто причиняет зло, но тремя добрыми делами можно избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней. В. Мономах не говорил о божественном происхождении власти. Власть – это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Он должен помогать обездоленным, чтить старых, остерегаться лжи, пьянства и других пороков.

Князь – великий труженик. Обращаясь к своим детям – князьям, Владимир неоднократно призывал их не лениться. Князь также милосердный судья. Честь себе князь приобретает не положением своим, а знанием. Поэтому своим детям он советовал учиться. Призывал не забывать доброе, учиться тому, чем не обладаешь.

Творя добро, князь не должен лениться ни на что хорошее, и прежде всего к церкви. Призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.

В автобиографических заметках автор прямо заявлял, что себя он не хвалит и не прославляет. Но хвалит и прославляет Бога, который его столько лет оберегал от смертельных опасностей и создал пригодным для всяких человеческих дел.

Мономах советует будущим великим князьям :

. Все дела решать совместно с Советом дружины ;

. Не допускать в стране «беззакония и неправды»;

. Вершить правосудие у него равнозначно понятию действовать «по правде», поэтому «оправдывать» означает — судить по закону;

. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

Молодёжи и школьников «наука. Творчество. Развитие» значение «поучения» владимира мономаха в наши дни

XVII РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ
«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»
ЗНАЧЕНИЕ «ПОУЧЕНИЯ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
В НАШИ ДНИ
Авторы: Ефимова София Александровна,
ученица 5б класса
МБОУ «Ишлейская СОШ»
с. Ишлеи Чебоксарского района.
Никифорова Ирина Владимировна,
ученица 5б класса
МБОУ «Ишлейская СОШ»
с. Ишлеи Чебоксарского района.
Руководитель: Степанова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи.
Новочебоксарск 2014
С того времени, как мы научимся читать, перед нами открывается огромный мир русской литературы. Особенно загадочен для нас малознакомый литературный мир Древней Руси. Древнерусской литературе уже более тысячи лет. Она старше многих европейских литератур, это десятки писательских имён, это многие тысячи произведений. Она просуществовала 7 веков. За это время многие книги состарились, обветшали и исчезли. Огромное количество книг сгорело в огне пожаров, погибло во время войн и нашествий. Но, слава Богу, время, стихийные бедствия и войны уничтожили не все, многое из книжного наследия Древней Руси дошло и до наших дней. Особое место среди всего этого наследия, по нашему мнению, занимают «Поучения» Владимира Мономаха, с которыми мы познакомились в этом году на уроках внеклассного чтения. Мы думаем, что это произведение не потеряло своей актуальности и спустя почти 900 лет своего возникновения. Итак, цель нашего исследования: выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас. Объектом данной научной исследовательской работы стало произведение древнерусской литературы «Поучения» Владимира Мономаха и цитаты из него как наглядный пример. Предметом исследования являются наставления киевского князя своим детям и потомкам. Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи: познакомиться с историей создания «Поучения» и жизнью Владимира Мономаха, проанализировать текст произведения и разъяснить советы знаменитого князя, создать на основе наставлений Мономаха свои пожелания (в форме буклета). Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений; методы сплошной выборки наблюдения и анализа.
Так как произведение заинтересовало нас, мы постарались узнать его историю. Оказывается, оно относится к числу первых сохранившихся произведений древнерусской литературы. Владимир Мономах княжил в Киеве с 1113 по 1125 годы. Был он выдающимся государственным и политическим деятелем конца 11 – начала 12 века. Русь во времена Владимира Мономаха переживала период возрождения своей былой славы и могущества. На некоторое время прекратились набеги половцев на Русь, так как Владимир Мономах сумел объединить князей и организовать несколько успешных походов в половецкие земли. Будучи противником междуусобиц, Мономах пытался предотвратить раздоры и решать спорные вопросы наследования уделов на «снемах» (съездах) князей, а не в войнах друг с другом. Современники и потомки были единодушны в оценке личности и деятельности Владимира Мономаха по укреплению единства и могущества Русской земли. Вот что пишет о Владимире Мономахе автор «Слова о погибели Русской земли» в 13 веке: «…всё то покорил бог народу христианскому, все страны – великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих детей пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Володимир не наехал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем; буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на князя Великого Володимира» .
Своё знаменитое произведение он написал, как полагают исследователи литературы Древней Руси, в 1117 году. Так как в учебнике представлен только фрагмент «Поучения», мы нашли в хрестоматии по древнерусской литературе его полный текст в переводе Д.С.Лихачёва, знаменитого учёного, исследователя древних рукописей. С удивлением обнаружили, что «Поучение» состоит из трёх частей. Мы узнали, что не все учёные придерживаются мнения, является ли оно единым произведением, так как Мономах создавал его части в разное время.
Итак, «Поучение» Владимира Мономаха состоит из 3 частей. Каждая из них по-своему интересна и необычна. Мы будем анализировать в основном 2-ую часть, где и даны наставления знаменитого князя, но хочется сказать несколько слов о 1-ой и 3-ей частях. «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу», — начинает своё повествование Владимир Мономах. Здесь мы обратили своё внимание на выражение «сидя на санях» и узнали, что оно означает. Оказывается, так говорили, когда человек находился на пороге смерти, готовился к последнему пути, потому что покойного вывозили на санях. Значит, автор писал своё произведение уже пожилым человеком, готовясь к последнему пути, и обращает его не только к своим детям, но ко всем, кто готов слушать его «грамотку». Размышляя над прожитой жизнью, Мономах пытается понять, верно ли он жил, верно ли то, что он в своей жизни отстаивал, чему следовал. Размышляет он о природе человеческой, о борьбе добра и зла в душах людских, о праведниках и грешниках, о суетном и вечном. «Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь», — пишет он. Как же подходят его мысли действиям современных людей? Иногда мы готовы отомстить за малейшую обиду. А Мономах призывает к прощению, говорит, что зло порождает только зло, приводит пример господа, который призывал к прощению. Далее автор размышляет о том, «что такое человек, как подумаешь о нём». В итоге он приходит к выводу, что человек ещё далёк от внутреннего совершенства, но он верит в возможность очищения человека. Эту веру внушает ему целесообразность и гармоничность всего мироустройства. То, как устроен Богом мир природы, кажется Мономаху чудом: «Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма и свет, и земля на водах положена! И этому чуду подивимся» . Этот прекрасный и разумный мир создан Богом для человека, и человек – часть этого гармоничного мира! Уже в первой части «Поучения» звучит призыв: «Не ленитесь!»
Далее идёт вторая часть произведения и начинается она словами: «…дальнейшее – это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня, если не всё примете, то хоть половину». Мы не будем рассматривать все наставления, данные князем своим детям, особенно те, которые касаются ведения войн, княжеского хозяйства и т.п. Также много написано здесь о Боге, вере, церкви, о служителях церкви. Этих вопросов касаться мы тоже не будем. Какие же советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся нам полезными и актуальными и в наше время?
Прежде всего нам показался интересным его взгляд на смертную казнь, ведь во многих странах этот вид наказания ещё используется по отношению к преступникам:
1) «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души». Мы думаем, что это связано прежде всего с тем мнением князя, что смерть человека подвластна только Богу, и ни один человек не имеет права решить, кому жить, а кому нет.
2) «Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь…Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей»
Здесь мы видим, что выступает Мономах против клятвы и божбы, но поддерживает очень необходимый в те смутные времена обычай крестоцелования, которым скреплялись союзы между князьями. И в то же время он говорит о том, что каждый человек в принципе должен уметь держать своё слово или клятву
3) Призывает он также к уважению священнослужителей:
«с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога».
4) Затем идет ряд самых разнообразных поучений. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
Предлагает Мономах поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.
Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело.
Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку:
«Ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». 5) «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите». Мы не можем не обратить внимания на эти советы Мономаха. Многим из нас не хватает умения вовремя сказать слова участия людям, которые живут рядом с нами, быть добрыми, внимательными. В принципе Мономах учит уважительному отношению к любому человеку: старших следует почитать, нищих накормить, радушно встречать гостей, больного навестить, покойника проводить и каждому встречному человеку сказать доброе слово.
6) Далее хочется обратить внимание на совет, который касается, прежде всего, нас: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Автор убеждает нас в необходимости учиться и приводит в пример собственного отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».
7) Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».
Вторую часть своего «Поучения» Мономах опять заканчивает призывом «не лениться», ведь он звучал и в первой части. Можно сказать, что в произведении знаменитого князя содержатся три главных совета, которые не потеряли своей актуальности и значимости и спустя 900 лет написания: «Творить Добро», «Не лениться», «Учиться всему».
В третьей части «Поучения» Мономах продолжает свои наставления рассказом о том, как он сам трудился «в разъездах и на охотах с тринадцати лет». О трудах своей жизни Мономах повествует сухо, он только перечисляет города, имена, указывает время. Возникает ощущение, что он не хочет, чтобы его рассказ о походах, охотах, хозяйской рачительности воспринимали как восхваление самого себя и осудили: «Не осуждайте меня, дети мои, или другой, кто прочтёт, не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей …» Каков итог его трудов: «…всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать и при отце и без отца…» Далее узнаем мы из повествования автора, каким замечательным и бесстрашным охотником он был. Диких коней ловил руками, два тура метали его рогами вместе с конями, бодал его олень и лось топтал ногами… И невозможно не восхититься силой князя, его ловкостью, выносливостью. Заканчивает своё повествование Мономах наставлением: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлёт. Ибо если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено».
Итак, подведём итоги исследовательской работы:
1. «Поучение» Владимира Мономаха, действительно, является замечательным памятником древнерусской литературы 12 века, не утратившим своего значения и спустя 900 лет после создания. Сам автор занял особое место в истории древнерусской литературы, так как пропагандировал идеи мира и согласия во всех русских землях и был незаурядным публицистом и мыслителем, создавшим уникальное произведение в жанровом отношении.
2. Внимательное изучение и анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха дало нам понять, что, во-первых, автор произведения создал образ настоящего князя (а для нашего времени – руководителя государства). Правитель должен быть крепко верующим человеком, чтобы он умел каяться в своих грехах или ошибках и защищал слабых, не терпел около себя «падких до власти» и совершал добрые дела, обладал ответственностью и трудолюбием, а также честностью. Ещё одно качество идеального правителя – мужество, которое воспитывается на опасных охотах и проверяется в бою. Во-вторых, также создан идеал древнерусского христианина, самого обычного человека, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит служителей церкви, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни эти идеалы сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками «Поучения» стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.
В-третьих, как мы уже отметили, в произведении знаменитого князя содержатся три главных совета, касающихся и нас, жителей 21 века: «Творить Добро», «Не лениться», «Учиться всему».
Все это говорит ещё раз о том, что произведение весьма актуально и в наши дни, а для руководителей страны оно должно стать настольной книгой.
3. Внимательное чтение и анализ текста Владимира Мономаха натолкнули нас на идею создать свои пожелания (советы) детям, одноклассникам и взрослым. Вот что у нас получилось.
Детям

  • Не сочтите за труд прочитать эту грамотку: может, окажется она вам полезной.
  • Ребята, никогда не ссорьтесь, а если такое случилось, не держите друг на друга зла, ибо разрушится ваша дружба, и в мире будет царить зло и ненависть.
  • Относитесь ко всякой работе серьёзно, добросовестно, с трудолюбием, доводите всякое дело до конца, и не беритесь за другое, пока не закончите прежнее, ибо никакое дело у вас не получится, и сочтут вас за несерьёзного человека.
  • Будьте добры и честны по отношению ко всему, что вас окружает.
  • Не заставляйте людей злиться на вас, ведь это зло вернётся к вам. Не делайте людям ничего плохого, а делайте только хорошие дела. И добро обязательно вернётся к вам в жизни. А зло порождает только зло. Так не умножайте зло на земле.
  • Не ленитесь, будьте деятельными людьми. Лень губит человека. Труд – облагораживает.

Одноклассникам

  • Учитесь, хорошо учитесь, будьте умными, ведь умному легче идти по жизни.
  • Любите книги. В них вы найдете много полезного и интересного. Книга – мудрый советчик и товарищ.
  • Используйте свой ум везде, ум — это бесконечная фантазия. Если ты действуешь с умом, то никогда не попадёшь в глупую ситуацию.
  • Не ограничивайтесь тем, что задают вам в школе, дерзайте. Ваше образование – залог вашего будущего.
  • Не останавливайтесь в своём развитии, ибо нет предела совершенству. Век живи – век учись.
  • Воплощайте в жизнь свои идеи, придумывайте новые, развивайте мысли и фантазии. Может быть, именно от вас зависит будущее нашей страны.

Взрослым

  • Не злоупотребляйте спиртным! Это не приведёт Вас к добру, а только погубит Вас и ваши семьи. Ведите здоровый образ жизни, это приумножит Ваше здоровье.
  • Бросайте курить! Какой пример Вы показываете своим детям? В здоровом теле – здоровый дух.
  • Держите своё слово! Обманывая, Вы унижаете себя, и в глазах своих детей Вы перестаёте быть авторитетом. А обман рано или поздно раскроется, и Вам будет стыдно.
  • Уважайте мнение своих детей. Они – граждане большой страны, где каждый имеет право голоса. Порой детские рассуждения помогают взрослым в трудных жизненных ситуациях.
  • Любите своих детей. В них Ваше будущее. Они, вырастая, берут Вас под свою опеку.

Использованная литература.

  1. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./Глав.ред. М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта, 1998.
  2. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. /Глав.ред. М.Д.Аксёнова. — М.: Аванта, 2004.
  3. Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /под ред. О.В.Творогова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. История русской литературы X-XII вв.: учебное пособие для студентов-филологов/Л.А.Дмитриев, Д.С.Лихачёв и др.: Под ред. Д.С.Лихачёва. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Древнерусская литература. – М.: Олимп; Издательство АСТ; 1996. – (Школа классики)

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (79,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (861,7 кБ)

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Цели урока:

образовательные:

– систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о “Поучении” как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

развивающие:

– развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;

воспитательные:

– воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.

Предварительное домашнее задание: собрать сведения о жанрах ДРЛ. Подготовить проекты о жизни Владимира Мономаха, о содержании полного текста “Поучения” Владимира Мономаха; составить “Поучение” сверстникам.

Эпиграф к уроку: “Имеющий уши, да услышит…” (из “Евангелия” от Матфея).

2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята и гости. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ – “Поучением” Владимира Мономаха. Запишите в тетрадях число, тему урока: “Значение “Поучения” Владимира Мономаха”.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из “Евангелия” от Матфея: “Имеющий уши, да услышит”. Как вы его понимаете? Запишите его.

Исходя из темы урока и эпиграфа, поставьте учебную задачу на урок. (Выяснить, в чём заключается значение “Поучения” в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.

Мне хотелось бы, ребята, чтобы сегодня на уроке вы продемонстрировали не только свои знания, но и показали бы, как можно их воплотить в реальные проекты и использовать не только на уроках, но и в жизни.

Домашнее задание будет связано с тем, о чём пойдёт речь на уроке. Запишите его: написать сочинение-миниатюру “Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?”

Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Поучение – один из жанров ДРЛ. Давайте вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ.

Группа ребят получила задание провести опрос в интересной форме по теме “Жанры ДРЛ”. Приложение 1. Посмотрим, что у них получилось. (Задание классу). Прошу вас записать названия жанров, о которых пойдёт речь.

Учащиеся отгадывают кроссворд, по вертикали получается слово “поучение”. В тетрадях записываются названия жанров.

Обсуждение кроссворда. Примерные вопросы 1-й группе.

– Почему вы остановили свой выбор на этих жанрах?

– Какие ещё жанры существовали в ДРЛ?

Учитель. В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ? Зачем её нужно знать и изучать?

– Скажите, ребята, чему вы научились, выполняя это задание?

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и опрос интересный провели, и узнали много о жанрах ДРЛ. Со своей задачей вы справились и заслуживаете отличных оценок.

3. Защита проектов учащихся.

  • Мы уже познакомились с фрагментом из “Поучения” Владимира Мономаха. А кто такой Владимир Мономах? Что вам удалось узнать о нём, о его жизни? (Презентация учащихся “Жизнь “благоверного, христолюбивого и великого князя всея Руси” Владимира Мономаха”.) Приложение 2
  • Задание классу: составьте план биографии В. Мономаха.

    Обсуждение проекта. Примерные вопросы 2-й группе.

    – Одной из задач, которые вы ставили, было выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными?

    – Как можно использовать вашу презентацию?

    – К каким источникам вы обращались, работая над проектом?

    – Вам было интересно работать над проектом?

    Учитель. Вы хорошо поработали и заслуживаете самых высоких оценок. Спасибо.

    Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

    • Физкультминутка

    Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
    Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
    Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
    Русь святую собрать, избавить от войны.
    От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
    Подружил всех князей и возглавил их.
    Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
    В дружбе жить, уважать старых и больных,
    Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
    И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

    Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал “Поучение”, которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

    Третья группа ребят подробно исследовала полный текст “Поучения”. Расскажите о проделанной работе.

    • Какова история создания, структура и содержание “Поучения”? (Презентация учащихся “Поучение” Владимира Мономаха как завещание потомкам”). Приложение 3

    Задание классу: запишите структуру “Поучения”.

    Обсуждение проекта. Примерные вопросы 3 группе.

    – Не кажется ли вам, что “Поучение” устарело в наши дни?

    – Как вы работали над проектом?

    – Что было самым трудным?

    Учитель. Спасибо, ребята. Вы довольно глубоко разобрались в структуре и содержании “Поучения”, проделали большую серьёзную работу и получаете отличные оценки.

    • Какие же советы “благоверного князя” Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним? (Проект учащихся. Буклет “Поучение добрым людям”.) Приложение 4

    Обсуждение проекта. Примерные вопросы 4 группе.

    – Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам?

    – А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым?

    – Почему вы выбрали форму буклета для реализации своего проекта?

    Учитель. Чему вы научились, выполняя задание?

    – Как можно практически использовать вашу работу?

    Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.

    4. Заключительное слово учителя.

    Выдающийся памятник ДРЛ – «Поучение» Владимира Мономаха– необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!

    И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен. И поучителен для нас. Вспомните эпиграф к уроку: “Имеющий ущи, да услышит…”. Надеюсь, вы сегодня не только услышали, но и поняли многое из того, что завещал нам, своим потомкам великий Владимир Мономах.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    – А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам в будущем умения и навыки, полученные во время работы над проектами?

    Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде кроссворда, презентаций, буклета. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания.

    Спасибо за плодотворный и интересный урок.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *