Цвет облачения

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет — духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

У прихожан православных храмов есть традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Женщины, регулярно посещающие православные храмы, имеют в своем арсенале платки десяти различных расцветок, резонно полагая, что цвет платка верующей женщины должен соответствовать церковно-литургической символике.

Кто желает приходить в храм в платочках разных цветов – может надевать их в зависимости от цвета облачения священников при Богослужении. Цвета богослужебных облачений в Православной церкви символизируют духовные значения празднуемых событий.

Носить разноцветные платочки — это конечно благочестиво и красиво. Однако, хорошо бы еще знать, что означают эти цвета. Каждый цвет сопоставлен определенной группе праздничных или постных дней.

Символика цветов

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают, какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют, почему. Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветовой гаммы богослужебных облачений состоит из::
— белого цвета (символизирует божественный нетварный свет).
— семи основных цветов спектра солнечного света, из которых состоит белый цвет (т.е. все цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. 4:3-4)),
— а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или, наоборот, отречение от мирской суеты).

Таким образом, вам необходимо иметь несколько праздничных платочков различного цвета. И понадобится еще один дежурный платочек, неважно какого цвета — для всякой грязной работы, на котором не видны пятна.

Полная таблица платочных цветов

1. Белый цвет. Объединяет в себе все цвета радуги, это символ Божественного нерукотворного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие. Это цвет торжества и радости.
В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. В них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир). Облачения белого цвета символизируют уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.
Платок белого цвета надевают в церковь в дни этих великих праздников; если вы венчаетесь или присутствуете на таинстве крещения, а также во время обрядов погребения. Белый цвет – это олицетворение Божественного света. Платок белого цвета можно одеть на великие православные праздники, такие как праздник Богоявления, Сретение Господне, на Лазареву субботу разрешается платок белого или желтого цвета. Белый платок можно надеть и на Преображение Господне и на Вознесение Господне. Белый цвет-это цвет радости.

2. Красный цвет. В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.
Но это также цвет крови. Бордовый или багряный цвет — это как кровь Иисуса Христа, пролитая из любви и для спасения всего человечества. И поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.
Платок красного цвета надевают в церковь на все последующие службы — на Пасху до самого праздника Вознесения, а также и на службы о мучениках
Платок тёмно-красный, бордовый, или багряного цвета надевают в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.

3. Желтый (золотой) и оранжевый. Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией. Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей. Самый распространенный цвет – это желтый. В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен.
Платок желтого, золотого или оранжевого цвета надевают на любую воскресную службу (если в этот день не выпадает никакой праздник). Также будет уместен желтый платок, когда совершаются Богослужения в честь апостолов и пророков, также святителей и равноапостольных. Золотой цвет – это царский цвет, поэтому если в этот день прославлены цари и князья, то также наденьте платок желтого цвета.

4. Зеленый цвет — это цвет духовной радости и вечной жизни, цвет животворения. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных, подвижников и юродиевых, и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг – укрощения греховного начала, человеческого естества не умерщвляет, при этом же самого человека обновляет, соединяет со Христом (желтый цвет) и ведет его к жизни вечной, вознося на небо (голубой).
В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом..
Платок зеленого цвета надевают в церковь в дни Святой Троицы, на Вербное Воскресенье, в Понедельник Святаго Духа и в дни памяти преподобных.

5. Голубой или синий. Это – цвет неба, небесной чистоты, он соответствует представлению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Используется для праздников Пресвятой Богородицы, а также в дни памяти святых дев и девственников, как символ особой чистоты и непорочности.
Голубой цвет – это цвет праздников Пресвятой Богородицы. Поэтому на Богослужения в честь Пресвятой Богородицы вы можете надеть платок голубого цвета. Голубой цвет означает чистоту и непорочность, какова и была Пресвятая Богородица. Поэтому на Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы должен присутствовать голубой цвет в платке и одежде.

6. Фиолетовый цвет. Принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет Крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Также принят к богослужению в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в воскресные дни Великого поста.
Фиолетовый цвет знаменует в церкви страдания Иисуса Христа.
Поэтому платок фиолетового цвета надевают в церковь в дни памяти Животворящего Креста Господня (на Крестопоклонную (Крестопреклоненную) неделю Великого поста, Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, на Воздвижение) и на воскресные службы в дни Великого поста (во все субботы и Воскресенья Великого поста).

7. Черный, темно-синий или темно-коричневый цвет. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы Петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб. Черный цвет является символом отречения от мирской суеты, цветом плача и покаяния. Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.
Обычно платки черного или темно-синего цвета одевают в дни Великого поста. Это дни скорби и покаяния. Также черный платочек носится в дни траура.
В современной РПЦ имеется тенденция отказа от использования чёрного цвета и замена его фиолетовым более тёмного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.

8. Платочек в цветочек – самый распространенный цвет платка (это красиво и разнообразно). Это платочек для грязной работы, на котором не так заметны пятна).
Платок «в цветочек» надевают в церковь женщины, помогающие в церкви, для грязной работы. Например, когда вас попросят помочь намазать подсвечники маслом (чтобы к ним не прилипал воск), вам первым делом надо будет надеть рабочий платочек, иначе ваш праздничный платочек будет весь в пятнах масла.

Должны ли в церкви женские платки соответствовать цвету облачений того или иного праздника?

Конечно же, это не обязательно. Это возможно, но необязательно. А если женщина на Пасху желает надеть красный платочек как символ ее любви к воскресшему Господу, если поет ее душа и радуется празднику, это очень хорошо. И таким образом, надев платок соответствующего цвета, она хочет приблизиться к нему, почтить Бога. Тогда ее головной убор соответствующего цвета можно сравнить с вербной веточкой – символом Воскресения Христового, которую мы приносим в храм, чтобы встретить Христа-Царя. Но если она наденет красивый голубой головной убор, то в этом греха не будет. Главное, чтобы все было в мире и любви, и истине, и в общении Духа, как часто нам повторял в своих Посланиях святой первоверховный апостол Павел.

Женский платочек тоже может стать чем-то подобным: личным символом любви к Богу конкретной женщины.
Но превращать платки определенного цвета в обязательную униформу, конечно же, не следует. Это личный выбор каждой женщины.

Тем женщинам, которые нерегулярно посещают храм, можно завести три разных платка:
1. Платок светлых тонов (однотонный, в цветочек с рисунком; излишне упоминать о том, что в храм нельзя надевать платки с различной символикой или неприличными надписями и картинками) — белый, светло- голубой, бледно- розовый и т. п.; такой платок надевают на праздники.
2. Платок темных тонов — черный, темно- серый, коричневый, темно-синий, темно-зеленый, и др.; такой платок надевают в пост и в дни траура.
3. Еще какой-нибудь платок. Цвет может быть самый разнообразный. Этот платок надевают на все остальные дни.

Для тех, кто не может справиться и с тремя платочками — рекомендую радикальный вариант — один платочек, не важно, какого цвета, главное, чтобы он был!
Здесь существует одно главное ограничение, о котором следует помнить. В посты и постные дни при посещении церкви следует выбирать платки темных тонов. Конечно же, за яркий платок никто не сделает замечание, но все же в пост это крайне не желательно. В обычные дни можно надевать платок любого цвета. При отпевании покойника не следует одевать платки ярких цветов.

Нужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в храм?

Покров на голове женщины – знак послушания; платочек на голове малышки – это тоже знак послушания. А слушаться детей нужно приучать с самого раннего возраста.

Платочек на службе – первое отличие для ребенка особенного пространства храма от пространства дома и улицы, отличие времени общения с Богом от будничного времени. Легкий платочек – первое и самое легкое бремя Христово, возложенное на девочку. Она еще не может, по возрасту, поститься, не знает молитв, но уже через платочек знакома с благочестием. Апостол Павел, среди наставлений духовной жизни, написал и о покрове на голове женщины.
В моем магазине представлены удобные модели неспадающих платков в храм на разные случаи как готовые, так и на заказ.

О моих платках Вы можете почитать здесь . Заходите, буду рада создать платочек именно для Вас!

С уважением, Ваша Ольга.

Сегодня мало кто может ответить на вопрос, почему женщина в православном храме надевает платок на голову. Среди ответов есть такие: в знак кротости перед Всевышним, чтобы не отвлекать мужчин в храме и даже, чтобы через волосы не уходила «энергия земли». Давайте разберемся, почему же на самом деле женщины покрывают голову платком. А заодно рассмотрим, на что влияет цвет платка и как не попасть в неловкую ситуацию во время богослужения.

Поделиться статьей с друзьями:

Как зародилась традиция

В середине первого века апостол Павел прибыл в Коринфу из Афин в первую православную общину, которая была маленьким островком христианской благодати среди огромного бушующего моря языческого культа.

В то время в Коринфе находился один из крупнейших храмов богини Афродиты. Его служительницами были ритуальные блудницы с налысо обритыми головами. Мужчины, вступая с ними в интимную связь, совершали акт поклонения Афродите.

Обратившись в христианскую религию, бывшие блудницы были ещё долго безволосыми чисто физически. При этом в храме находились и обычные женщины, с волосами. Видя это различие апостол Павел рекомендовал всех женщин уравнять. Либо всем покрыть голову платком, либо всем обриться налысо:

«Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (Кор., Глава 11, ст. 6-8)

Греческая традиция

В греческих православных храмах женщины молятся с непокрытой головой. Этой традиции не больше двух веков. Она появилась в национально-освободительной борьбе греков с турками.

Когда Греция попала под влияние Османской империи, женщинам нужно было появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах. Православным пришлось посещать церковь по ночам, и в знак протеста женщины снимали платки. Так они показывали свою свободу во Христе.

Греческие священники считают, что женщины не нарушают религиозных традиций, потому что в Евангилие нигде не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора.

Символика цвета платков

Разноцветные платки в храме носят не для красоты. Платок торжественного белого цвета надевают в церковь в дни великих праздников: Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. На такие радостные события, как венчание и крещение. На Лазареву субботу разрешается также платок белого или желтого цвета.

Красный платок предназначен для Пасхи и на все последующие богослужения до праздника Вознесения. Красным покрывают голову также на службы о мучениках в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

В платках тёмно-красного, бордового или багряного оттенков идут в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.

В любую воскресную службу (кроме праздничных дней) уместен платок желтого, золотого или оранжевого цвета. Желтый платок предназначен для богослужения в честь апостолов и пророков, святителей и равноапостольных, а также если в этот день прославлены цари и князья.

В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа. Дни памяти преподобных, подвижников и юродиевых также проходят под этим цветом.

На богослужения в честь Пресвятой Богородицы — Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы можно надеть платок голубого цвета, который означает чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет знаменует в церкви страдания Иисуса Христа, поэтому его используют в дни памяти Животворящего Креста Господня, а также на воскресных службах дни Великого поста.

Обычно платки черного или темно-синего цвета надевают в дни Великого поста. Черный носят в дни траура.

Хотя такое точное соблюдение цветов в храме — редкость. В арсенале обычной прихожанки как правило три платка: разноцветный для похода в церковь в будние дни, светлый — в праздники, темный — в дни поста. Это нормально.

Маргарита Волкова

См. также:

Платки

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты

Лампада для дома. Как выбрать лампаду и масло, как зажечь и ухаживать

Люди, часто посещающие храм, заметили наверняка, что священники всегда служат в облачениях различного цвета. Почему такое бывает, и есть ли какие-то указания на этот счет?

Почему облачения разного цвета?

Священнослужители надевают облачения разного цвета не по своему желанию, а основываясь на указаниях Вселенских и Местных соборов, поучениях св. Иоанна Дамаскина, Ветхого и Нового Заветов.

Многие заметили, что и храм украшается соответственно под цвет облачения, который зависит от праздника. Например, в Великий пост храм одевается в черное, на Пасху – в красное, на Троицу – в зеленое. Некоторые женщины также стараются подбирать платки на голову и остальную одежду соответствующего цвета.

Что означают цвета:

  • белый – цвет Божественного озарения;
  • желтый – царский;
  • голубой –непорочность и чистота;
  • фиолетовый – страсти Христовы;
  • красный – цвет крови мучеников и Христа;
  • зеленый – цвет вечности, жизни;
  • черный – покаяние, траур;
  • темно-красный – цвет крови Христовой.

Теперь стоит рассказать в какие праздники и постные дни какой цвет используется.

Зависимость цвета облачения от праздников

В древней Церкви не было особых указаний насчет цвета облачений. Лишь во время похорон царя Петра Первого был издан указ священникам облачиться в черное. Отсюда и пошел обычай менять облачения в зависимости от события. Но во время других погребений священнослужители одеваются в белое – цвет Божественной Благодати, обещанной верующим.

Какого цвета облачения носят при различных событиях:

  1. Белый надевают в праздники Пасхи, Рождества, Крещения, Сретения, Преображения, Вознесения, всех Ангельских Сил, субботу Лазареву. Также в облачении этого цвета принято проводить Таинства Крещения, Венчания и при рукоположении священников.
  2. Желтый принято надевать в дни памяти пророков, царей, апостолов, равноапостольных святых.
  3. Облачение голубого цвета носят в праздники Богородицы.
  4. В красном служат на Пасху и праздники мучеников.
  5. Фиолетовый принято надевать в праздники Креста, в воскресенья во время Великого поста.
  6. В зеленом служат на Троицу, Вербное воскресенье, дни преподобных и юродивых.
  7. В черный цвет облачаются в будни Великого поста.
  8. Темно-красное облачение носят в Великий Четверг.

Ткани разных цветов приобретают в специальных магазинах и пошивают облачения.

Отец Стахий о цветах богослужебных облачений

12 — Цвета богослужебных облачений

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

голубой

Навечерие Рождества Христова

белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

Обрезание Господне

белый или золотистый

Навечерие Богоявления

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

голубой

Подготовительные Недели

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Черный2,

темно-фиолетовый

или багряный

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

черный,

темно-фиолетовый или багряный

Неделя Крестопоклонная

фиолетовый

или бордовый

Суббота Акафиста

голубой

или фиолетовый

Лазарева суббота

белый

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

Страстная седмица

черный или

темно-фиолетовый

Великий Четверг

фиолетовый

или багряный

(темно-бордовый)

Великая Суббота

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

белый

ПАСХА

(до отдания включительно)

красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

белый

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

зеленый

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

золотистый(желтый)

или белый

Первоверховных апостолов Петра и Павла

золотистый(желтый)

или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)3

голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

золотистый (желтый)

Богородичные праздники

голубой

Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

белый

Памяти пророков

золотистый (желтый) или красный

Памяти апостолов

золотистый (желтый)

Памяти святителей

золотистый (желтый)

Памяти мучеников

красный

Памяти преподобных

и Христа ради юродивых

зеленый

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный5

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

белый

Таинство Крещения

белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый

или красный

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *