Творческие дети

Эпова С. А.

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Где в мире совершенство, красота?

И мы порой ворчим, но нет и толка.

А может все-таки начать с себя,

Детей своих и будет больше прока.

Мы все привыкли у природы брать.

Она бездонна, ну в каком-то смысле.

А отдавать?! Давайте отдавать!

Хотя бы – положительные мысли!

Эпова С.А.

Творческие дети

Каждый ребенок- это целая планета! Судить про одаренность детей дело не благодарное с одной стороны, но есть и другая сторона медали. Как в известной присказке: «Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами»- когда видишь ребенка с нестандартными творческими способностями, очень хочется помочь открыться, развить и научить пользоваться этим потенциалом. Они порой, как слепые котята, ну есть у него талант перевоплощения или талант рассказчика, но что с этим делать? И вот здесь, наша с вами работа, уважаемые педагоги дополнительного образования, неоценима. Ведь это не просто раскрыть, развить и где-то выступать, для кого-то эти способности могут стать главным мотивом выбора профессии. Большой энциклопедический словарь услужливо подсказывает: «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Судя по материалам научных публикаций, одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?

Особый вид одаренности с которой в основном работают педагоги дополнительного образования— творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь. Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте, к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Для того, чтобы рассмотреть проблему творческой одаренности, а также проблему развития общих и специальных способностей в целом, попробую воспользоваться методом модельных систем, который часто используют психологи. Представим такую модельную систему в виде живого дерева. Его корни – это скрытые до поры до времени природные, генетические задатки человеческой психики. Мощность ствола, его крепость, характеристики роста, гибкость и здоровая зелень веток, характеристики усвоения питательных веществ зависят от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних условий. Ствол олицетворяет общие способности, таланты общую одарённость ребёнка, среду в которой он родился, его дальнейшие возможности. От универсальной характеристики «ствола» берут начало многочисленные «ветви»- частые проявления одарённости. Крупные и могучие ветви, отходящие от ствола сменяются более тонкими, делятся и разветвляются много раз. Если представить себе ветвь, символизирующую «художественную одаренность», то самые тонкие веточки, отходящие от неё, будут именоваться «способность к музыке», «изобразительному искусству», «способность к литературе», «артистические способности». Веточки растут от большой ветви «общие художественные способности». Вероятно, поэтому многие писатели, поэты могут иллюстрировать собственные книги, музицировать, заниматься художественным творчеством без особых проблем, а художники могут писать стихи.

Чем больше у человека развитых частных способностей — «ветвей», чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем более органичным выглядит воображаемое дерево.

Часто такой одарённый ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности». Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей — только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.

О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не могут прогнозировать будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об одаренных детях предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, это «перфекционисты», часто ставящие перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональным расстройствам, дезадаптации в поведении, порой к психосоматическим отклонениям. Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения.

Опыт работы свидетельствует о том, что одарённые дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в сознании вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды. Выявление признаков одарённости требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идёт о ещё несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков.

Творчество – высший вид деятельности и самореализации человека, движимый идеалом. Проблема в том, как сохранить в подрастающей личности эту универсальную способность, данную ей от рождения, и развить ее до стадии духовной потребности. Многие школьники мечтают стать актерами — это не секрет. Чаще такие желания возникают в подростковом возрасте. Для одних, мечта остается недосягаемой, но другие решают проблему подросткового возраста — конфликт самовосприятия подростка и его оценки окружающими людьми, как взрослыми, так и сверстниками. В процессе этого самокопания появляется потребность самоутверждения в глазах окружающих. Личность стремится публично заявить о себе, любым способом проявить свою неповторимую индивидуальность. И вот такие «горящие сосуды» приходят в театральный коллектив. Конечно, это не говорит о том, что они сразу находят себя. Счастье, для педагога, если удаётся помочь таким детям.

Креативность (лат. creatio — сотворение, создание) — это способность к творчеству, которая может проявляться в самых разных видах деятельности.

Детская креативность — это естественное состояние ребенка, лишенного стереотипов. А зачем нужна моему ребёнку эта «креативность»? – скажет кто-то. Пусть он будет образованным, воспитанным, в контакте с собой, — разве этого недостаточно для счастливой и успешной жизни? Педагоги все чаще говорят, что именно творческая жилка будет ценным инструментом в обществе, когда наши дети вырастут. Ведь мир меняется: будущим поколениям придется всерьез столкнуться с проблемами голода, перенаселенности и миграции, экологии, истощения нефтяных запасов и перехода на другие источники энергии, — и мир будет меняться неизбежно, в большинстве сфер. А значит, космически повысится ценность таких людей, которые умеют находить удачные и нетипичные решения сложных задач – больших и маленьких, в обход стереотипов и закостенелой логики.

В мире появилось уже немало методик, которые помогают взрослым и детям настраиваться на творческую волну и находить креативные решения самых разных задач. Сегодня эти методики активно используются в бизнесе, политике, рекламе, управлении и, конечно же, образовании.

Как же развивать у детей креативность? Вот вам несколько советов.

Дети полны положительной энергии, имеют 100 идей в минуту, способны создать нечто из ничего. Не критикуйте, когда малыш фантазирует. Наоборот, старайтесь, чтобы ребенок мог дать волю своей фантазии. Вместо того, чтобы покупать сложные игрушки, даруйте ему пространство, которое позволит освободить дремлющий в них творческий потенциал. Если с детства они научатся понимать, что имеют неограниченные возможности для работы и реализации своих идей, дети сохранят этот навык и в зрелом возрасте.

Совет 1: Рассказывайте ребенку различные истории и просите, чтобы он придумал свои собственные. Приучайте к живописи и рисованию. Позаботьтесь, чтобы у него был многоцветный набор цветных карандашей, желательно толстых, которые легче держать в маленьких ручонках, или краски. Дайте малышу наибольший из возможных листов бумаги или выделите в квартире одну стену. Вы можете прикрепить к ней доску или воспользоваться специальной самоклеющейся пленкой, предназначенной для рисования. Благодаря этому, ваш ребенок сможет воспроизвести все то, что рождается в его фантазии.

Совет 2: Учить считать, различать цвета, размеры и формы можно начать уже с очень маленькими детьми, используя то, что есть под рукой – фрукты, палки и другие предметы быта. Таким же образом можно объяснять гораздо более сложные вопросы – например, имея в распоряжении несколько пластиковых бутылок и соломок, вы можете показать малышу, как работает принцип соединенных сосудов. Мануальные способности, а также социальные и эмоциональные, помогут поддержать кубики или конструктор, например, красочные наборы LEGO, которые позволят с помощью игры создать ситуацию из повседневной жизни, а затем воплощаться в различные социальные роли: полицейского, сопровождающего животных или доктора.

Совет 3: регулярно посещайте музеи, театры или художественные галереи, и раз в месяц введите в семейный график выход, связанный с культурным образованием. Выберите такое предложение культурной программы, которое будет привлекательным для ребенка, а если есть такая возможность, воспользуйтесь занятиями, подготовленными в музее или культурном центре для самых маленьких. Во время ежедневной игры с ребенком, позаботьтесь, чтобы на заднем фоне присутствовала музыка. Поиграйте в прослушивание различных музыкальных жанров и поощряйте малыша к импровизации танца.

Введя в свой дом эти несколько простых правил, вы даете ребенку шанс, развивать врожденные способности, творческое мышление и желание исследовать окружающий его мир. Обратите также внимание на то, чтобы и вне дома он пребывал в среде, которая будет стимулировать его развитие. Выбирая детский сад, руководствуйтесь не только программой обучения, но также проверьте используемые методы и подходы для маленьких учеников. Помните, что период дошкольного возраста – это время, когда человеческий разум наиболее емкий на новые знания, поэтому так важно, чтобы как можно лучше его использовать.

Ирина Маслова
Воспитание творческой личности

Воспитание творческой личности.

В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека надо с детства. Я работаю педагогом дополнительного образования, занимаюсь с детьми прикладным творчеством и веду объединение «Сувенир». Ко мне приходят дети от 6 до 14 лет. Мы работаем с разными материалами, делаем поделки и сувениры из соленого теста, природного материала, занимаемся росписью деревянных изделий, работаем в технике декупаж, квилинг, папье-маше и др.

Педагог должен помочь родителям выявить творческие способности своего ребенка, посоветовать, как их лучше развивать. Занимаясь в кружковых объединениях, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в кружке для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.

Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку.

Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а так же отстающих в своем развитии или имеющих отклонения в развитии. Нельзя ребенку отказывать, если он очень хочет чему – либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимы как личности. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок по-настоящему ощущает счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда, ребенок поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.

Педагог дополнительного образования прикладного направления сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки, уметь работать с различными материалами и инструментами. Он должен быть в курсе новых рекомендаций психологов, знать психологические упражнения и методики по преодолению различных комплексов у детей, их неуверенности в своих силах, апробировать инновационные технологии и методики в своей работе, использовать технологии развивающего разноуровневого обучения, вести мониторинг творческого развития ребенка.

Можно завести творческие дневники группы, индивидуальные творческие дневники, по ним очень удобно проследить динамику творческого роста ребенка, увидеть его индивидуальные образовательные траектории.

Создавая что-то своими руками, ребенок испытывает различные чувства: радуется и огорчается, сталкивается с трудностями, преодолевает их, любуется результатом своего труда – в итоге испытывает счастье творчества. Иногда у ребенка могут опуститься руки, когда что-то не получается, здесь очень важна помощь педагога, его психологическая поддержка.

Творческая работа ребенка не имеет общечеловеческой ценности и новизны. Она часто слишком проста, еще не достигла профессионального уровня, где-то не очень аккуратна и наивна с точки зрения взрослого. Но субъективная ценность этой детской работы огромна. Поэтому, педагог и родители должны уважать труд ребенка, бережно к нему относится и обязательно хвалить за вложенный труд и творческий подход к своей работе. Новые идеи и находки необходимо отмечать и поощрять. Полученный положительный творческий результат радует ребенка, помогает его самоутверждению, ему легче общаться со сверстниками.

Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия и найти индивидуальный подход к каждому. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребенка, вовремя поддержать, помочь, отметить его успехи. Надо бережно относится к творческим работам детей. Просмотр и анализ детских работ в конце занятий – очень важный этап для творческого развития ребенка, и здесь педагогу надо индивидуально подойти к оценке вложенного труда каждого ученика. Кого-то надо похвалить, а кого-то и немного пожурить, если в этот раз он не очень постарался. Очень важно найти тактичный подход, чтобы не обидеть ребенка, а вызвать в нем стремление сделать следующую работу намного лучше.

Индивидуальный подход к ребенку является одним из важнейших условий творческого развития ребенка, развития его творческих способностей. Одинаковых детей нет, даже в одной семье дети совершенно разные, поэтому и подходить к ним надо по-разному. Одни дети спокойны и уравновешенны, все, за что не берутся, делают серьезно, другие – подвижны, легко возбудимы, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного действия на другое. В кружковые объединения приходят дети разного возраста, разные по характеру и типам нервной системы, из разных семей и, конечно, педагог не может подходить ко всем детям одинаково. Для детей младшего возраста занятия лучше проводить в игровой форме. Детям со слабым типом нервной системы приходится больше уделять внимания, к каждому найти особый подход, стараться вовремя заметить возникшие проблемы и помочь с ними справиться, подсказав пути их решения. С какими счастливыми глазами такие дети с гордостью несут свою работу в руках, не хотят убирать ее в пакет, чтобы все могли увидеть их творение.

Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе невозможно создать новое, невозможно творчество. Необходимо научить ребенка проводить самоанализ и самооценку своей работы. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний, умений, стараний, аккуратности и вложенного в свою работу труда. Научившись анализировать свои ошибки, он сможет легко переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой, которую легко исправить. А мы, педагоги, должны помочь в этом ребенку, используя все свои знания, опыт, душевные силы и, конечно, любовь, чтобы из маленького человека выросла творческая личность и мы могли гордиться своими учениками.

Когда в семье появляется малыш, это во многом меняет жизнь его родителей. С каждым днем мама и папа все отчетливее понимают, что ребенок — не просто маленький человечек, а самая настоящая личность, у которой с первого дня жизни есть характер, желания и чувства. И это требует уважения.

Ни для кого не секрет, что основа любой личности закладывается именно в семье, поэтому воспитание ребенка должно начинаться с раннего возраста и быть комплексным. Малышу нужна не только забота и нежность со стороны родителей — для гармоничного развития он нуждается в том, чтобы мама и папа уделяли ему внимание, разделяли его интересы и помогали в играх.

Участие родителей особенно важно для развития в ребенке творческого начала. Конечно, хорошо, если малыш одарен каким–то талантом, но далеко не каждый появляется на свет гением. Однако никто и не рождается бездарностью — в любом человеке есть задатки, которые можно и нужно развивать, ведь талант на 90% состоит из трудолюбия.

Каждый ребенок — творец, а творцам нужна свобода самовыражения и одобрение со стороны окружающих. Задача родителей состоит в том, чтобы поощрять его способности к творчеству, в чем бы они ни проявлялись. Таким образом, мама с папой становятся первыми поклонниками маленького творца и его незаменимыми помощниками.

Наверное, все мы помним свои школьные годы и помним, что не последнее место в расписании уроков начальных классов занимали творческие занятия: рисование, пение, лепка из пластилина, бумажная пластика. Эти уроки как раз и направлены на формирование в детях творческих способностей. Кроме того, такие занятия очень хорошо развивают в детишках усидчивость, старательность и фантазию. Во многих семьях десятилетиями хранятся милые и забавные открытки из бумаги, которые делали дети на уроках труда для подарка родителям, или рисунки, на которых ребенок изображал свою семью, или поделки из пластилина.

Но давайте поговорим о том, что любят все дети, — о бумаге. Детишки обожают фантазировать, экспериментировать, создавать, и бумага дает им эту возможность. Простой лист бумаги для ребенка — великолепная возможность воплотить свои фантазии или передать страхи. Можно сказать, что бумага — зеркало, в котором отражается внутренний мир ребенка. Не верите? Тогда дайте своему малышу бумагу, положите рядом карандаши, детские ножницы, пластилин, бусинки, клей. Словом, все пригодное для творчества. И посмотрите, что ребенок сделает. Любой психолог подтвердит: в процессе творчества дети редко задумываются — чаще всего они действуют импульсивно, по наитию, перенося на бумагу то, что волнует их в тот или иной момент. Если ребенок нарисует яркие цветы, солнышко, травку, то родители могут вздохнуть спокойно — на душе у малыша светло и радостно. А если с листа бумаги смотрят нарисованные детской рукой монстры? Возможно, это свидетельствует о затаенных внутренних страхах. В этом случае мама и папа должны постараться, чтобы весь окружающий мир вызывал у ребенка максимум положительных эмоций.

В целом же, занятия с бумагой, будь то рисование, создание аппликаций или объемных игрушек, полезны для детей в любом возрасте. Бумажная пластика прекрасно развивает мелкую моторику, тренирует пространственное восприятие, глазомер, вырабатывает у детей терпение, старательность и смекалку, воспитывает вкус.

Если ребенок еще мал, в занятиях бумажной пластикой ему не обойтись без помощи взрослых. Пусть мама или папа, бабушка или дедушка помогут ему вырезать из бумаги фигурки для аппликации — они будут аккуратнее, что послужит для малыша образцом для подражания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *