У Василия

1.Церковь Василия Блаженного. Экспозиция в притворе
2.Применение кирпича в древнерусском строительстве
3.Особенности древнерусского каменного строительства
4.Рака Василия Блаженного
5.Церковь Василия Блаженного. Реставрация
6.Росписи
7.Чудо Василия Блаженного спасения на море
8.Чудо Василия Блаженного о шубе
9.Иконостас церкви Василия Блаженного

Обойдя собор со всех сторон и осмотрев его архитектурные особенности, о которых мы рассказали в статье «Вокруг Покровского собора”, заходим внутрь храма.

Церковь Василия Блаженного. Экспозиция в притворе

На нижнем уровне Покровского собора, представлен макет храма, сделанный в начале ХХ века мастерами одной из игрушечных фабрик.

Церковь Василия Блаженного

Над макетом висит парсуна царя Ивана Грозного. Это копия, её выполнили братья Александр Иванович (1888-1949) и Николай Иванович (1885-1933) Брягины , известные реставраторы начала ХХ века. Оригинал находится в Оружейной палате московского Кремля.

Копия парсуны царя Ивана IV Грозного в Покровском соборе

(Некоторые посетители путают икону и парсуну и крестятся на эту парсуну).
В подцерковье представлена методика реставрационных работ в соборе.

Первоначально собор был расписан «под кирпич и белый камень”. Уже в старину люди понимали, что атмосферные условия и колебания температур влияют на любой строительный материал. Здания из кирпича старались защитить, сверху покрывали штукатуркой, и, для красоты, могли расписать по штукатурке как угодно. Чаще всего на строениях того времени появляется роспись «под кирпич”.

Применение кирпича в древнерусском строительстве

Кирпич в ту пору был новым, модным материалом. До татаро-монгольского ига на Руси существовало строительство из кирпича, однако после Батыева нашествия эти технологии оказались утраченными. Каменное и кирпичное строительство практически не велось с середины XIII до конца XIV-начала XV веков.
В Москве начали строить из кирпича задолго до возведения Покровского собора, но кирпич был совсем иным по своему виду и качеству. Прежде использовали большемерный тонкий кирпич – плинфу, наши предки позаимствованного его у византийцев.

В XV веке появился кирпич, близкий по свойствам к современному. Новый материал настолько пришёлся по вкусу строителям того времени, что они стали наносить орнамент «под кирпич” на многие здания. А украшали новые сооружения резным белым камнем.

В реставрационном уголке притвора церкви Василия Блаженного показана роспись «под кирпич” и «под дикий камень»

Время шло, вкусы изменились и через 200 лет нижний этаж собора был окрашен под «дикий камень”.

Узор под «дикий камень” на макете собора

Церкви собора были расписаны цветами в горшках. Роспись под «дикий камень” свойственна XVIII веку, а цветочный орнамент – мода XIX столетия. Эти цветы хорошо заметны на макете собора.

На внешней росписи храма сохранилось несколько подобных цветов

Особенности древнерусского каменного строительства

А теперь давайте перенесёмся на 400 лет назад. Из стены храма торчит обломок дерева – это остаток строительных лесов.

Остаток бревна в стене и роспись стен «под дикий камень

Строительные леса в XVI веке крепили прямо в стены и одновременно выводили леса за стены собора. Один из остатков такого бревна перенесли в подклет. Наверху – в центральной Покровской церкви – сохранилось ещё несколько подобных фрагментов. Во время реставрации в стенах собора, в основаниях больших церквей по второму ярусу были обнаружены вертикальные пустоты с древесными остатками. Возможно, что собор строили вокруг некоего деревянного каркаса, игравшего роль пространственного чертежа. Безусловно, мастера измерили основание будущего храма, а других чертежей у них не было. Существует предположение, что вначале была создана некая «3D модель” из дерева, которую потом обложили кирпичом. Однако это не более, чем гипотеза, так ли было на самом деле – неизвестно.

На правой стороне подклета восстановлен профиль стены, который существовал в старину. В XVIII веке древняя отделка вышла из моды, подклет собора переделали. Часть отделки XVIII века сохранили, чтобы был виден масштаб реставрационных работ. То же самое относится к основанию колонны. В его правой части восстановлен древний профиль основания колонны, а слева видно, как она выглядела до реставрации.

Церковь Василия Блаженного. Рака Василия Блаженного

В XVI веке вход в церковь Василия Блаженного был с другой стороны. Здесь, на церковном дворе, находилось кладбище. На нём, рядом со стеной собора, похоронили Василия Блаженного. Храм над его могилой построили в конце XVI века. Рака Василия Блаженного, установленная в церкви – это не гроб, а надгробие.

Рака святого Василия Блаженного

Гроб, в котором похоронили юродивого, как обычно, закопали в землю. Если поднять крышку раки, то никаких мощей там не окажется, она пуста. Мощи святого Василия Блаженного покоятся под полом церкви, как говорят священнослужители «под спудом”. Могила Блаженного находится очень близко к стене собора. Когда над ней поставили церковь, то её просто пристроили к соборной стене.
Рака в часовне Василия Блаженного поздняя. Подлинная рака не сохранилась. На крышке раки лежит икона Василия Блаженного, подобные иконы помещают не на гробу, а на надгробии.
Балдахин над ракой называется сень, что по древнерусски означает «тень».

Сень над ракой Василия Блаженного. ХIХ век

Сень символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати.

Рака украшена композицией «Чудо о спасении на море”.

Фрагмент раки св.Василия Блаженного

Церковь Василия Блаженного. Реставрация

Службы у Василия Блаженного шли ежедневно, в любую погоду. До XVIII века в этой церкви был земляной пол, постоянная сырость и тепло от людских тел и свечей быстро разрушали росписи и иконы. Церковь часто требовала ремонтов и поновлений. С другой стороны, ежедневные службы приносили немалый доход и храм Василия Блаженного мог себе позволить часто проводить ремонты, в отличие от других церквей Покровского собора, которые были нищими. Из-за многочисленных поновлений сейчас уже невозможно выяснить, как храм выглядел первоначально. Его нынешний облик относится к концу XIX – началу ХХ века.

В конце XIX века храм был в ужасном состоянии и общественность предпринимала различные действия для его сохранения. Под её давлением правительство выделило огромные средства на ремонт и реставрацию собора.

В 1905 году отмечался первый юбилей собора о котором до нас дошли сведения. (Возможно, что предшествующие юбилеи также торжественно отмечались, но об этом ничего не известно.) Это был юбилей закладки собора. Но было очевидно, что к годовщине всё сразу сделать невозможно, поэтому решили целиком восстановить какую-то одну часть собора. Выбор пал на храм Василия Блаженного. В его старых стенах создали новый интерьер, стилизованный под русское средневековье.
После первых пробных расчисток выяснилось, что в XVII веке храм был расписан процветшей виноградной лозой церкви Христовой, которая имеет начало и не имеет конца. Процветшая виноградная лоза – это образ Райского сада.

Фрагмент росписи «процветшая виноградная лоза”.

Художники решили взять за основу эту роспись, но в современном их времени виде. В ту пору в искусстве господствовал стиль «модерн”.

Церковь Василия Блаженного. Росписи

В церкви Василия Блаженного всё – и рака, и сень, и иконостас, и роспись – сделано в стиле «модерн” в 1905 году, к юбилею храма. Подлинный растительный орнамент – процветшая виноградная лоза, была иной. Программу росписи Покровского собора заложили ещё в XVII веке. Вид лозы изменялся несколько раз, она бывала трафаретной и совершенно ужасной. Но стиль росписи – процветшая виноградная лоза, не менялся на протяжении четырёх с половиной веков. В этом храме всегда присутствовал образ Райского сада.
В каждом храме часть росписи посвящена тому празднику или тому святому, в честь которого он был освящён. В церкви Василия Блаженного напротив иконостаса изображён Покров Пресвятой Богородицы. Этой росписью была отдана дань Покровскому собору.

Композиция «Покров Пресвятой Богородицы” на западной стене храма, над западным входом в церковь

Одно из чудес Василия Блаженного, «Чудо спасения на море», изображено на раке и на южной стене.

Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного «Чудо спасения на море”

Чудо Василия Блаженного спасения на море

Персидские купцы шли морем в Москву и на Каспийском море попали в сильный шторм. Стихия была такой силы, что они не чаяли спастись и уже приготовились к смерти, как вдруг увидели, что к ним по волнам идёт совершенно нагой человек. Внезапно море утихло, этот человек помог им добраться до порта и исчез. А когда они с товаром прибыли в Москву, то встретили этого человека на Торгу, им оказался Василий Блаженный.

Чудо Василия Блаженного о шубе

Над ракой, на северной стене, изображено чудо о шубе.

Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного «Чудо о шубе”

Василий Блаженный беседовал со знатным боярином, многое предсказал ему и, в благодарность, боярин пожаловал юродивому шубу со своего плеча. Об этом прознали два разбойника и решили: «Зачем Василию шуба, он всё равно ходит нагой, а нам эта шуба очень даже не помешает». Решили они взять себе эту шубу. Но просто так завладеть ей было невозможно, убить юродивого – самый тяжкий грех. Тати решили завладеть шубой хитростью. Один из разбойников лёг посреди дороги и притворился мёртвым, а другой пошёл к Василию Блаженному и сказал: «Вот видишь, мой товарищ умер, а мне даже нечем его накрыть». Василий снял с себя шубу, накрыл лежащего разбойника, перекрестил и сказал, что накрывает истинно мёртвого человека. И ушёл. А когда второй товарищ поднял шубу, то увидел действительно мёртвого подельника. Смысл легенды в том, что шутить с юродивыми или обманывать их ни в коем случае нельзя.

Иконостас церкви Василия Блаженного

Иконостас церкви Василия Блаженного слишком широк для небольшого храма.Такой иконостас называется «с заворотом». Потому что ряд икон продолжается на одной из боковых стен, а, иногда, на обеих стенах.

Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного – процветшая виноградная лоза и фрагмент иконостаса «с заворотом”

В иконостасе церкви есть древняя икона XVI века «Богородица Одигитрия».

Фрагмент иконостаса церкви Василия Блаженного. Слева от Царских врат – икона «Одигитрия Смоленская”

Икона Василия Блаженного средняя по возрасту. Она не такая древняя, как «Одигитрия», заметно старше других икон в иконостасе.

Икона святого Василия Блаженного на южной стене храма в местном ряду иконостаса

На южной стене церкви, за ракой святого Василия Блаженного, расположена редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва», 1904 г.

«Днесь светло красуется славнейший град Москва”

На иконе изображены избранные святые, среди них слева – святой Василий Блаженный, справа – святой Максим Блаженный, коленопреклонённые святой преподобный Сергий Радонежский и святой преподобный Варлаам Хутынский, святой Дмитрий царевич.

Образ Богоматери Владимирская” на иконе «Днесь светло красуется славнейший град Москва”. Он находится за ракой св. Василия Блаженного на южной стене церкви Продолжение экскурсии в следующем помещении, в подцерковье Покровского собора.
Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Люди, сознательно выдающиеся себя за безумных ради духовного совершенствования и проповедования добра и смирения, жили и в Европе, и в России. Их называли юродивыми или блаженными. Одним из них был Василий Ногой, живший в Москве в конце XV — начале XVI века.

Житие блаженного

Блаженный Василий прожил длинную жизнь, бо́льшую часть которой он пытался направить людей на путь истинной веры и благочестивой жизни.

Блаженный Василий Московский

Рождение и отроческие годы

В декабре 1469 года на ступенях церкви Богоявления в подмосковном селе Елохово молилась простая крестьянка по имени Анна. Она молила Богородицу об удачном разрешении от бремени и здоровье для ребёнка. Молитва была услышана — женщина родила сына. Произошло это событие здесь же, на ступенях храма.

Жития других православных святых:

  • Житие Андрея, Христа ради юродивого
  • Житие блаженной старицы Матроны Московской
  • Праздник Ксении Петербургской

Мальчик, названный Василием, рос добрым и отзывчивым ребёнком. Его семья вела благочестивый, праведный образ жизни. Подросшего мальчика родители отдали в подмастерья сапожнику. Трудолюбивый и послушный юноша мог бы добиться больших успехов в сапожном деле, если бы не чудесный случай.

В сапожную мастерскую пришёл богатый купец и попросил сделать для него пару крепких сапог. Юноша Василий, услышав просьбу купца, сильно расстроился и прослезился. Сапожнику, озадаченному поведением помощника, подмастерье ответил, что заказанную обувь богач не успеет одеть, так как через несколько дней умрёт. Когда предсказание юноши сбылось, мастер понял, что непростой юноша ему в мастерской помогает.

После этого случая Василий решил вступить на путь юродства и отправился в Москву. Зимой и летом блаженный Василий оставался нагим, одевания на тело лишь вериги. Над странным парнем насмехались и потешались все горожане, но вскоре в нём признали Божьего человека, притворяющегося умалишенным ради несения добра и проповедования заповедей Господних.

Прижизненные чудеса

Для простых горожан деяния Блаженного Василия были непонятны. Их смысл раскрывается лишь после беседы с юродивым или спустя некоторое время. До нашего времени дошли сведения о многих деяниях этого святого человека:

  1. Однажды Василий опрокинул лоток с калачами у одного пекаря. Нечестному торговцу пришлось сознаться в обмане, так как добавлял в муку известь и мел.
  2. Над Варваринскими воротами Московского Кремля располагался образ Божьей Матери, который люди считали чудотворным. При скоплении большого количества народа юродивый разбил икону. За этот поступок разгневанная толпа избила Василия. После этого он сказал людям, чтобы они удалили верхний слой краски. Выполнив это, толпа увидела, что под святым ликом изображена «дьявольская харя» — легендарная икона, под верхним слоем которой нечестивцы поместили изображение дьявола.

    Исцеление слепой женщины

  3. Блаженный человек видел ангелов и бесов, стоящих у людских жилищ. У наблюдающих со стороны людей его действия вызывали недоумение. Василий кидал в дома праведников камни, отпугивая круживших вокруг бесов. А стены жилищ грешников он целовал, утешая ангелов, не имеющих возможности войти в место, где свершился грех.
  4. Чудо с лисьей шубой. Богатый горожанин подарил святому красивую тёплую шубу. Увидев её на блаженном, воры решили хитростью украсть её. Один из обманщиков притворился мёртвым, а двое его подельников выманивали у Василия деньги. Распознав обман, святой муж накрыл притворяющегося разбойника шубой, обещая скорую расплату за чёрные мысли. Юродивый ушёл, а воры откинули шубу и обнаружили, что их сообщник скончался.

Пророчества и прозрения

Господь даровал блаженному Василию дар прозрения и предвидения. Множество бед предвидел святой, от многих из которых он смог защитить.

В 1521 году святой Василий молился на ступенях Успенского собора о спасении земель русских от нашествия татарских войск. В ходе молитвы было ему видение пламени, вырывающегося из окон собора. Он начал молиться с ещё большим усердием, и страшная картина исчезла. Вскоре татары были остановлены и изгнаны с Руси.

За день до начала большого пожара, уничтожившего бо́льшую часть столицы, блаженный лил горькие слезы на пороге церкви Воздвиженского монастыря, с которой и началось страшное бедствие.

Другие статьи о православии:

  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Как правильно креститься
  • Что такое воцерковление в православии

Другой пожар, происходящий в Новгороде, блаженный муж помог потушить. В тот день в Москве Василий был приглашён на пир к царю, который уважал и любил святого юродивого. Во время застолья правитель заметил, что блаженный трижды вылил вино в окно. Объясняя свой поступок, он сказал, что тушит Новгород. Вскоре в столицу прибыли новгородцы, рассказывающие о пожаре, которому не дал разгореться полностью обнажённый человек. Увидев Блаженного Василия, они указали на него, как на спасителя древнего города.

Икона Василия Блаженного

Царь Иван Грозный и уважал, и боялся святого. Однажды Василий попенял ему, что присутствуя в соборе телом, душой правитель был на Воробьёвых горах, где строились новые царские палаты.

Зная о даре прозрения святого Василия, к нему приходили многие люди за помощью и советом.

Купец, строивший церковь, пришёл к блаженному за советом. Он не мог закончить строительство, так как купол здания трижды разрушался по непонятной причине. Василий посоветовал ему поехать в Киев и найти там бедняка по имени Иван. Сделав это, купец увидел, что бедняк качает пустую люльку в знак уважения к своей матери. Богатый московский горожанин понял, что не сможет достроить церковь, пока не попросит прощения у своей родительницы, которую он выгнал из дому. Мать простила купца, и храм был вскоре достроен.

Завершение земного пути

Несмотря на аскетический полный лишений образ жизни, святой блаженный Василий прожил до 88 лет. В последние земные дни его навещал царь Иван, которому старец поведал, что его сыну Фёдору суждено править государством.

Умер московский юродивый 2 (15) августа 1557 года. Гроб с телом его к месту захоронения несли царь и знатные бояре, а обряд отпевания проводил митрополит Макарий. Похоронили святого мужа на погосте у Троицкой церкви. На этом месте вскоре возвели собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Канонизация и почитание

Ещё при жизни многие признавали Василия Блаженного святым человеком. В день его похорон было явлено чудо исцеления большого количества больных людей. В 1588 году московского юродивого причислили к лику святых. В этом же году к Покровскому собору присоединили придел в честь Василия Блаженного, расположенный над местом его погребения, которое накрыли серебряной ракой.

Важно! День памяти святого Василия — 2 (15) августа — установил патриарх Иов. В этот день до 1917 года поминальную службу служили Московские патриархии в присутствии российских правителей. Ежегодный патриарший молебен в день памяти Василия Блаженного возобновился 15 августа 1991 года.

Жизнь святого Василия Блаженного — пример отречения от мирских благ ради достижения духовного совершенства. Окружающие люди уважали и прислушивались к его словам, несмотря на видимое безумие и непонятное им поведение.

Житие блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название — Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года.
Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой.
Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.
В 1588 году к храму Покрова была пристроен предел Василия Блаженного на могиле этого святого . В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.
Уже как известно по книгам, в 1722 году в храме значилось 18 церквей (престолов) которые освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань: Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Параскевы-Пятницы, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Киприана и Иустинии, Григория Армянского, Ризположения Богородицы (с мощами Иоанна Блаженного), Василия Великого, Девы Феодосии, Александра Свирского, Сергия Радонежского, Марии Египетской, Богоявления, Всех Святых и Трёх Патриархов.

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Исторического музея Е. И. Силин.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. Во времена СССР храм Василия Блаженного хотели взорвать, но его спас сам Иосиф Сталин из-за древности. Собственноручно красным карандашом перечеркнул рассмотрение этого вопроса в правительстве.
С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения..
Высота храма составляет 65 метров.
По сегодняшний день в храме можно поклониться пребывающим там мощам Святого Василия Блаженного, по имени которого больше и известен Покровский Собор. Однако вход в храм можно совершить заплатив за билет около 5 евро.
Василий Блаженный прославлен в лике святых 2 августа 1588 года, в этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.
Св.Василий Блаженный является покровителем Москвы.

Василий Блаженный — московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы), на паперти, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении».

Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, — повествует житие, — Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения.

Верига Св.Василия Блаженного

Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Гробница с мощами Св.Василия Блаженного

Умер Василий Блаженный 2 августа (15 августа по новому стилю) 1552 года . Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 (15) августа.

Память Василия Блаженного в Москве праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора.

Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1918 года. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.


Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.

До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.

В этом храме был погребён так же св.блаженный Московский Иоанн Чудотворец.

Был родом из Вологды, в молодости работал водоносом в солеварнях. Затем пришёл в Ростов где начал юродствовать, был знаком с преподобным Иринархом Ростовским. Иоанн носил на голове железный колпак чем заслужил прозвище Иван — большой колпак. Под конец жизни поселился в Москве. Жил на улице, ходил полуодетым даже зимой. На теле носил вериги с медными крестами. Неоднократно встречался с Борисом Годуновым, говоря ему: «Умная голова, разбирай Божии дела; Бог долго ждёт, да больно бьёт».

Вериги Св. Иоанна Московского

Умер 3 июля 1589 года, по указанию царя Фёдора Ивановича был погребён в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Его мощи были открыты 12 июня 1672 года, в честь чего ему в этот день было установлено отдельное празднование. В 1916 году придел собора в котором находились мощи святого был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Два разных мнения
Первое мнение из г. Магнитогорск
Впервые побывал в этом удивительно месте. По национальности я татарин и сначала побоялся посещать храм, НО друзья — коллеги уговорили меня. Вы знаете я не пожалел. Такой красоты я не видел со времен посещения мечети Кул Шариф в Казани. Экстерьер и интерьер храма заставляет любого человека вне зависимости от его религии, вероисповедания сказать одну фразу : «ВАУ!» Считаю, что каждый, кто побывает в Москве на красной площади просто обязан побывать в храме Василия Блаженного. Второе мнение из г.Новокузнецк
Была в октябре 2013 года. Между рейсами был большой промежуток времени, поэтому весь день провела в Москве, в том числе побывала в Храме Василия Блаженного. Снаружи очень красивый, яркий и расписной как «пряничный домик». Но это сейчас не храм, а музей. То есть для того, чтобы попасть в храм нужно купить билет. Убили всю атмосферу храма, осталось несколько икон. А так храм практически пустой, на выходе сделали сувенирную лавку, продают в ней китайскую бижутерию. Когда поднялись на верхний ярус, смотрю несколько мужчин в одном из помещении, они подождали пока побольше человек к ним подойдет и запели — пели хорошо, но потом была речь — кому понравилось их пение, может купить их диск. На меня все это произвело очень негативное впечатление. Такое впечатление, что из храма сделали магазин.

Василий Блаженный признан святым и канонизирован в 1588 году. Останки юродивого захоронены под спудом Покровского собора в Москве. Среди прочих сохранилась старинная икона XVI века, специально написанная для церкви, возведенной над могилой чудотворца. Старца почитали при жизни и после смерти, как защитника столицы, целителя, покровителя обездоленных и нищих.

Кто изображён

Блаженного Василия всегда изображают старцем, иссушённым воздержанием в пище, полностью обнаженным. Лик святого обрамляют седые, кучерявые волосы и небольшая бородка рыжеватого цвета. Фигура может располагаться фронтально или в повороте на три четверти. Руки юродивого воздеты к груди в молитвенном жесте. Лик обращён к Христу, Святой Троице или Богоматери.

На ранних иконах фоном для фигуры служил пейзаж, а полная нагота ассоциировалась с библейским образом Адама. В начале XVII века святого стали воспринимать как покровителя царской семьи, молитвенника за государство Российское и его столицу. Появляются иконы, где фоном становится Московский кремль и собор Покрова.

Традиционным приемом в русской иконописи считается парное изображение святых. На иконах с образом Блаженного Василия могут быть представлены:

  • Святой Василий Великий, небесный покровитель юродивого;
  • Святая Ирина — покровительница царицы Ирины Фёдоровны Годуновой;
  • царевич Дмитрий Московский;
  • Блаженный Максим Московским;
  • юродивый Иоанн Большой Колпак.

Краткий житийный цикл юродивого проиллюстрирован на раме XIX века, для прекрасно сохранившегося средника XVI века. Миниатюры демонстрируют прижизненные чудеса, совершенные юродивым, сцены исцеления возле его мощей в посмертный период.

Василий Великий и Василий Блаженный

Житийные иконы Василия Блаженного редки, на них размещают клейма, рассказывающие о рождении, смерти, свершённых подвигах, провидческих способностях чудотворца.

История

Сведения о жизни юродивого не всегда точны. Жития Василия Блаженного писались в более поздний период, после его кончины. Существует легенда, по которой будущий святой родился на паперти подмосковного храма. Ориентировочная дата – декабрь 1468 год. Уже в отрочестве он обладал даром предвидения, и оставив родительский дом отправился в Москву.

Для своего подвижничества он выбрал непростую долю юродства. Не имея крова и одежды, праведник жил на паперти храма, питаясь подаянием. Своими поступками, изобличая беззаконие и ложь, он старался наставить православных на путь истины. Видя скрытые намерения просящего, он мог исцелить от неизлечимой хвори или наказать за прегрешения.

По некоторым данным Василий Блаженный умер в августе 1557 года в возрасте 88 лет. Многочисленные случаи исцеления у его могилы стали поводом для признания юродивого святым. Нетленные мощи были захоронены возле стен церкви Покрова на рве, над которыми в 1588 году возвели каменную церковь.

царевич Дмитрий Московский и Василий Блаженный

Где находится

Популярность старца была столь велика, что храм Покрова негласно стали именовать Собором Василия Блаженного. В наше время комплекс относится к Государственному историческому музею (ГИМ). Иконографические работы и настенная живопись находятся под контролем специалистов музея. В церкви Блаженного Василия ежедневно проводятся службы, ознакомиться с уникальными иконописными произведениями можно в любой день недели.

С 8 ноября по 30 апреля музей работает ежедневно с 11 утра до 17 часов.

В летнее время собор открыт с 9 утра до 21 часа.

Кассы закрываются за 45 минут до закрытия, за дополнительную плату разрешено проводить фото и видеосъемку.

В чём помогает

Святого старца почитают, как покровителя потерявших кров, несправедливо обманутых, расставшихся с надеждой на лучшую жизнь. Считается, что обращенная к нему молитва способна исцелить тяжелые заболевания, направить заблудшую душу на праведный путь.

Василию Блаженному молятся для избавления от алкоголизма, наркотической зависимости. Особые чудеса целитель проявлял при лечении от болезней глаз, частичной или полной потере зрения. Юродивый многократно демонстрировал провидческий дар, предсказывая возникновение пожаров. В его власти защитить имущество от огня.

Домашняя икона поможет отвести от близких чужую зависть, избавит от напраслины, укрепит уверенность в собственных силах. При поддержке чудотворца верующий человек легче переносит насмешки, гонения, житейские тяготы.

Молитва

О, Блаженный Василий, милостью Божию с рождения дарованный, судьбы видящий, и обличающий всякую ложь и неверие!

Смиренно молим тебя, в слезах припадая к ногам твоим: исцели недуги телесные и душевные, позволь обрести праведный путь спасения и войти в Царствие Небесное смиренно и благоговейно.

Сохрани добродетель нашу, о Блаженный Василий, и отведи от нас зло, зависть и клевету недругов наших. Да не посрамим любовь Господа нашего, и останемся верными и богобоязненными рабами Его.

Аминь.

В конце, замечательный мультфильм о жизни Василия Блаженного:

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Елоховский собор. Фото: РИА Новости / Юрий Артамонов

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный».

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги. Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

  • В 1547 году Блаженный, стоя на коленях, начал плакать перед храмом Вознесенского монастыря. Спустя некоторое время именно на этом месте начался большой пожар, уничтоживший половину Москвы.
  • Приглашённый во дворец на царский пир, он трижды вылил вино за окно. Когда царь Иван Грозный с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Вскоре после этого гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Его помог потушить некий человек странного вида, который ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия Блаженного, гонцы узнали в нём человека, погасившего пламя.
  • На Божественной литургии, стоя в углу, Василий Блаженный внимательно смотрел на Ивана Грозного. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьёвы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента Иван Грозный стал опасаться Блаженного и ещё больше уважать.
  • Святой камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников. Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Сделав так, как он велел, люди увидели, что под ликом Богоматери скрывается изображение дьявола.
  • Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином-покровителем, задумали обманом заполучить её. Один из них притворился мёртвым, а другие просили у Василия Блаженного на погребение. Юродивый покрыл якобы мёртвого своею шубой. Когда лихие люди сняли с товарища шубу, то увидели, что он действительно умер.

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534–1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *