Учреждение патриаршества год

23.01.1589 (5.02). — Учреждение патриаршества на Руси

Учреждение патриаршества на Руси

23 января 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче было учреждено патриаршество. Это было не только утверждением и признанием самостоятельности Русской Православной Церкви, это был также закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим во всем могуществе православного Московского государства. Уже с ХV в. каноническая зависимость Русской Церкви от Константинопольского (Вселенского) Патриарха была лишь номинальной, завоевание Константинополя турками совсем уменьшило ее, к тому же после Флорентийской унии на Руси стали даже сомневаться в правоверии греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» – общее мнение того времени.

26 января 1589 г. в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем Константинопольский Патриарх Иеремия II совершил каноничное поставление первого русского Патриарха – Иова.

В Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского патриарха Иеремии II, его собственными словами специально упоминается «великое Российское царствие, Третей Рим». Это было подтверждено в 1590 г. Собором Патриархов поместных Церквей. Правда, патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили Русскому Патриарху лишь пятое место в диптихе Патриархов, но это русскими было воспринято смиренно в связи со сравнительной молодостью Русской Церкви. По величине же и міровому значению Церковь Третьего Рима уже тогда была, несомненно, самой влиятельной, у которой восточные Патриархи, и более всего порабощенный турками «Вселенский» Патриарх, постоянно искали милостыни. Лишь русское покровительство, дипломатическое и финансовое, помогло выжить христианам в Османской империи.

А как происходило избрание следующих Патриархов? После смерти Патриарха блюститель патриаршего престола, обыкновенно митр. Крутицкий, от имени Царя рассылал грамоты ко всему духовенству с приглашением в Москву для избрания Патриарха. В случае невозможности явиться всякий епископ должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями Собора. Форма избрания Патриарха была открытая или посредством жребия, установившаяся после смерти Филарета. Имена 6 кандидатов из старших иерархов писались на 6 бумажках равной величины, бумажки обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью и посылались Собору, заседавшему в московском Успенском соборе. Три жребия клались на панагию умершего Патриарха; затем все члены собора облачались и служили акафист Богородице, после чего из 3 жребиев вынимались 2 и откладывались в сторону. Также поступали и с другими тремя. Из оставшихся двух жребиев вынимали один, который и содержал имя избранного Патриарха. Нераспечатанный жребий отдавался боярину, который относил его Царю; Царь распечатывал и объявлял опять через боярина собору имя избранного.

Патриархи сыграли огромную роль в трудные времена для российской государственности. Особенно велика заслуга св. Патриарха Гермогена, призыв которого стал решающим для спасения Руси во время польской оккупации.

«Провиденциально русское патриаршество было устроено как средство сохранения духовной цельности России в обстановке начинающейся секуляризации жизни значительной части народа», – отметил прот. Лев Лебедев в книге «Москва патриаршая». – «Теперь вполне понятно, что и в силу идей, заложенных в русском патриаршестве, и по особому Божию промыслу на патриаршество поставлялись люди, способные обеспечивать эту цельность, почему и сами они оказались духовно едиными в образе правления Церковью. И пока патриаршество сохранялось, сохранялась несмотря на все трещины и цельность православной России. Полностью расколоть эту цельность оказалось возможным, только упразднив патриаршество как институт, причем упразднив волей законного Царя».

Однако следует отметить, что сан патриарха не дает ему какой-то особой святости, в епископате он всего лишь первый среди равных и призван управлять церковными делами в согласии с другими архиреями. Основополагающий принцип устройства Православной Церкви, отличающий ее и от единоличной власти римско-католического папы, и от децентрализации протестантства – в том, что Православие сочетает то и другое в принципе соборности, как бы отражающем догмат единства Пресвятой Троицы: «епископам всякаго народа подобает знать перваго из них и признавать его как главу и ничего превышающаго их власть не творить без его разсуждения; творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих; но и первый ничего не творит без разсуждения всех, ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух» (Апост. 34).

+ + +

Справка. С момента учреждения патриаршества на Руси и до его отмены Петром I и учреждения Св. Синода Русскую Церковь возглавляли следующие Патриархи (в скобках годы патриаршества): Иов (1589–1605), Игнатий (1605–1606, законность его патриаршества при Лжедмитрии не признана Церковью), Гермоген (1606–1612), Филарет (1619–1633), Иоасаф I (1634–1640), Иосиф (1642—1652), Никон (1652–1667), Иоасаф II (1667–1672), Питирим (1672–1673), Иоаким (1674–1690), Адриан (1690–1700). После восстановления патриаршества Поместным Собором 1917–1918 гг. единственным Патриархом, чье избрание не нарушало каноны, был свт. Тихон (1917–1925), см.: Избрание жребием Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя. О деятельности избранного тогда Патриарха см.: Тяжкая ноша св. Патриарха Тихона.
О деятельности митрополита Сергия (Страгородского), в 1943 г. назначенного властями первым советским патриархом.
О его преемнике с 1990 г. патриархе Алексие II (Ридигере) см.: Обращение прихожан к Поместному Собору и всем Христианам Русской Православной Церкви.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25020501

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем».

Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских:

— Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года).

— Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.

— Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

— Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года).

— Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года).

— Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года).

— Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года).

— Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года).

— Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года).

— Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года).

— Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года).

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские патриархи в 1917-2008 годах:

— Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года).

— Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года).

— Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года).

— Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года).

— Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).

Все новости на сайте «Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви 2009 г.» >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *