Украина православная

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 апреля 2018 года синод Константинопольского патриархата рассмотрел прошение президента Украины Петра Порошенко о создание автокефальной (самостоятельной) поместной церкви в стране и принял решение обсудить этот вопрос с церквями православного мира.

Ранее, 17 апреля, Порошенко заявил, что написал письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею I (Архондонису) с просьбой о предоставлении томоса (указа) об автокефалии так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о православных церковных юрисдикциях на территории Украины.

В настоящее время на территории современной Украины действуют каноническая самоуправляемая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также две крупные неканонические религиозные организации: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

До Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь Российской империи (с 1943 года — Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Каноническая православная церковь на Украине

В 1918 году Всероссийский поместный собор образовал на территории Украины церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» или Украинский экзархат Московской патриархии. Его главой стал митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины. В 1918 году этот пост занял митрополит Антоний (Храповицкий). В 1921 году по указу патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) украинская автономия была ликвидирована, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской православной церкви до 1990 года.

25-27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ вновь учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь Московского патриархата, которая в настоящее время продолжает оставаться единственной канонической православной церковью на Украине. В 1990-1992 годах главой УПЦ МП был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ МП сместил Филарета за раскольническую деятельность и избрал митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана), управляющего делами Московской патриархии.

С августа 2014 года главой церкви стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

Украинская автокефальная православная церковь

С ростом украинского национализма летом 1917 года часть православных священников на Украине выступила за создание автокефальной церкви, украинизацию богослужения и др. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики во главе с Владимиром Винниченко приняла закон «Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства». Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания УПЦ Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков на Украине были зарегистрированы первые украинские приходы. Московский патриархат во главе с патриархом Тихоном рассматривал действия сторонников создания автокефальной украинской церкви как раскол.

5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили Украинскую автокефальную православную церковь. Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов.

Представитель Московского патриарха митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на соборе. Он отверг кандидатуры, предложенные активистами Рады, и заявил: «Я гадюк в епископы не посвящаю». В итоге так называемые украинские епископы были возведены в сан в обход канонических правил, в частности Липковский сам «посвятил» себя в епископы. УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь. Однако с 1929 года ОГПУ начало массовые аресты активистов УАПЦ. В 1930 году организация объявила о самороспуске.

В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. После отступления немецких войск с Украины, представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление УАПЦ. В 1990 году в Киеве прошел поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США митрополит Мстислав (Скрипник) провозглашен патриархом Киевским и всея Украины. В настоящее время УАПЦ возглавляет митрополит Макарий (Малетич).

Украинская православная церковь Киевского патриархата

В ноябре 1991 года митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший УПЦ МП, созвал собор епископов, который обратился к Московской патриархии с просьбой предоставить УПЦ «полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию». Однако вскоре после собора часть иерархов отозвала свои подписи под обращением. В апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ предложил митрополиту Филарету покинуть свой пост. Тот согласился, пообещав провести выборы нового главы УПЦ. Однако 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату.

27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ Московского патриархата, который сместил Филарета с должности предстоятеля церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом служения «впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви». 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <…> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви» и др.

Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, в частности президент Украины Леонид Кравчук. Киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ МП, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Кравчук и президиум Верховной рады объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ МП.

Для легитимации собственного статуса Филарет при поддержке украинских властей провел Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с Украинской автокефальной православной церковью в так называемую единую Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Филарет стал заместителем главы новой организации, которым был объявлен находящийся в США патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник). Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в 1993 году, после смерти Мстислава, большинство представителей УАПЦ покинули Киевский патриархат. 20 октября 1995 года Филарет был избран патриархом УПЦ КП.

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) Филарет безрезультатно пытался договориться о признании УПЦ КП Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского — Владимира (Сабодана).

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал… раскольническую деятельность».

16 ноября 2017 года Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось «положить конец существующему противостоянию» и отменить «яко не бывшие» все «прещения и отлучения». 30 ноября 2017 года для ведения переговоров с УПЦ КП Архиерейский собор РПЦ учредил специальную комиссию, которую возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). 1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве Филарет Денисенко сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви.

При этом, по словам Филарета, он продолжает вести переговоры об автокефалии с Константинопольским патриархатом. Кроме того, он заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», целью которых является ограничение в правах УПЦ МП. В частности, одна из таких поправок дает право властям Украины запрещать религиозные организации за сотрудничество с центрами, находящимися в «государстве-агрессоре».

Статистические данные о конфессиях на Украине

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины, 39,4% граждан считают себя прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата. К самопровозглашенному Киевскому патриархату отнесли себя 25,3% опрошенных, к Украинской автокефальной православной церкви — 4,6%.

По информации УПЦ МП, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения). По данным на ноябрь 2017 года, церковь состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ МП — 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 — священники и 971 — диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

Согласно «Отчету о сети религиозных организаций на Украине по состоянию на 1 января 2017 года», опубликованному в июне 2017 года министерством культуры страны, УПЦ МП объединяет 12 тыс. 328 религиозных общин. Наибольшее число приходов — в Винницкой (1038) и Хмельницкой (977) областях, наименьшее — во Львовской (71) и Ивано-Франковской (36). УПЦ МП принадлежат 208 монастырей, 19 духовных учебных заведений, 3 тыс. 987 школ, 135 СМИ. Количество священнослужителей — 10 тыс. 289 человек, монашествующих — 4 тыс. 807. Согласно данным отчета минкультуры Украины, треть всех священнослужителей, две трети всех православных приходов, три четверти всех студентов духовных учебных заведений и почти все православное монашество относятся к УПЦ МП.

Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов — во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего — в Луганской и Харьковской (по 31).

У Украинской автокефальной православной церкви — 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, восемь духовных учебных заведений, 305 школ, 709 клириков, 21 монах, 12 СМИ. Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее — в Донецкой (3) и Одесской (7).

Притеснения канонической православной церкви на Украине

После смены власти на Украине в феврале 2014 году Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам Московского патриархата, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ МП, за 2014-2016 годах она потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата. В 2017 году 17 храмов Украинской православной церкви Московского патриархата подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено уже 10 новых нападений.

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта — «О статусе религиозных организаций» и «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», предлагалось назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на Украине.

Во втором проекте, подготовленном депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали требование не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и папе римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Попытки создания поместной православной церкви на Украине

Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию поместной православной церкви, независимой от Московского патриархата. В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко пытался получить поддержку Константинопольского патриарха Варфоломея. Но Вселенский патриарх не дал своего благословения на каноническое отделение Украинской православной церкви.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти пытаются принудительно объединить каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата с раскольниками и легализовать этот процесс законодательно. Порошенко ранее неоднократно заявлял, что выступает за создание на Украине единой поместной церкви. 16 июня 2016 года Верховная рада направила обращение к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской православной церкви. В начале 2018 года патриарх Варфоломей на встрече с представителями Украинской православной церкви Московского патриархата подчеркнул, что «проблемы церковного единства можно решить только каноническими, а не политическими методами».

В апреле 2018 года Порошенко написал личное письмо патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию украинской православной церкви. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители УПЦ КП, а также УАПЦ.

18 апреля 2018 года законопроект в поддержку обращения Порошенко был внесен группой депутатов в Верховную раду.

Десятилетиями пользуясь неограниченной поддержкой со стороны светской власти, УПЦ МП занимала господствующее положение в подавляющем большинстве областных и районных центров

Не говоря уже о лаврах и монастырях, где также молятся за здоровье одного из ведущих идеологов войны с Украиной, патриарха Кирилла (Гундяева), и где происходит еще немало возмутительных и незаконных вещей, о которых написана не одна статья и снят не один час журналистских расследований.

Безусловно, так было не всегда. Созданные нашими предками архитектурные шедевры, часть которых принадлежит к наследию ЮНЕСКО, являются общенациональным достоянием украинского народа, а не какой-то чужого, тем более враждебного нам государства или церкви. Там похоронены целые династии правителей Украины, а рядом с ними сотни святых отцов и защитников своей земли.

Мы предлагаем Вам путешествие по этим непревзойденными памяткам культуры и искусства.

Киево-Печерская Лавра

С высоты птичьего полета (YouTube)

История этой невероятной по своей красоте и значению художественной и духовной жемчужины начинается со времен князя Ярослава Мудрого, когда на месте столицы Российской Федерации были непролазные чащи и болота. Более того, именно в Лавре похоронен основатель Москвы, киевский князь Юрий Долгорукий, что как нельзя лучше подтверждает первенство Киева как духовной столицы всей Восточной Европы. Кроме того, во всемирно известном подземном некрополе Лавры покоится прах Нестора Летописца, былинного богатыря Ильи Муромца (которого россияне тоже сделали «русским»), основателя древнеукраинской медицины, врача Агапита и других государственных, церковных и общественных деятелей украинского Средневековья.

Однако, сейчас Лавра является главной штаб-квартирой Русской православной церкви (РПЦ) в Украине. Настоятель местного мужского монастыря Павел (Лебедь) не скрывает своих весьма своеобразных взглядов на войну с Россией, Донбасса и принадлежность Крыма. В свою очередь глава УПЦ МП, митрополит Онуфрий (Березовский) выступает с пророссийскими проповедями в центральном храме лаврского архитектурного комплекса — Успенском соборе, на судьбе которого хотелось бы остановиться отдельно. Примечательный, но в какой-то степени уже традиционный для этой церкви скандал произошел недавно, когда оказалось, что в Киево-Печерской лавре на выставке ко Дню крещения Киевской Руси вывесили фото с президентом РФ Владимиром Путиным.

: Как Киево-Печерская лавра воспитывала боевиков для Гиркина

Барочный Собор Успения Пресвятой Богородицы, как и другие хорошо известные киевские, и не только киевские, святыни конца XVII-XVIII ст. строился на средства Ивана Мазепы, искусственно демонизированного РПЦ и по сей день «отлученного от церкви». «Анафема» с гетмана не снята, однако оставленным им наследием московские церковники умело пользуются. И, в частности, с целью немалого собственного обогащения.

Фотография Киевской Малой академии наук

Уже при Независимости взорванный НКВДшниками во Вторую мировую войну Успенский собор восстанавливали при участии благотворителей и украинских налогоплательщиков. Однако посольку эта памятка расположена на «закрепленной» за УПЦ МП-РПЦ территории, она тоже досталась этой организации.

Кроме Мазепы, с Успенским собором связано жизнеописание еще одного выдающегося украинского политика, который тоже воевал с Московией, и тоже занимался Лаврой. Речь идет о великом князе Константине Острожском, чье невероятной красоты надгробие так и остается нереставрированным.

Макет надгробия князя Острожского (газета «Факты»)

Не лишним будет напомнить, что в Дальних пещерах Лавры покоятся останки его деда, преподобного Федора Острожского. Династия Острожских считалась потомками Рюриковичей и поэтому во время ее правления бытовало мнение, что Киевская Русь-Украина продолжает существовать, несмотря на внутренние межусобицы и вражеские нашествия. Каменный памятник Константину Острожскому, представляющий его фигуру в рыцарских доспехах в натуральную величину, простоял 360 лет.

Кстати, после провозглашения УНР сооружения Киево-Печерской лавры принадлежали Украинской церкви. Некоторые национал-патриотические силы пытались самостоятельно вернуть Лавру в 90-е годы и во время Революции Достоинства. Однако безуспешно. Без широкой юридической и политической поддержки широкого круга верующих подобные меры каждый раз считали провокациями.

Документальный фильм Валерия Бебика «Тайны Киево-Печерской Лавры». 2015 г.

Почаев

Фото с форума skyscrapercity.com

Православный мужской монастырь в Почаеве (Тернопольская область) со статусом Лавры. Самая большая православная святыня Волыни, вторая, после Киево-Печерской лавры, Украины.

По легенде, в XIII веке. Почаевскую лавру основали монахи, скрывавшиеся от монгольского вторжения. Более ста лет, с 1713 по 1832 года, Почаевский монастырь принадлежал греко-католической церкви василианского ордена. Стоит заметить, что именно василиане больше всего строили монастырь и украсили его. Во время национально-освободительного восстания поляков и литовцев против Российской империи, так называемого ноябрьского восстания 1830-1831 годов, монахи Почаевской лавры благосклонно отнеслись к антимосковским повстанцам: помогли провиантом, лошадьми, фуражом и деньгами. Поэтому после подавления этого мятежа 25 октября 1831 года российская имперская власть отдала монастырь в ведение Волынской епархии русской православной церкви.

Вместе с тем, это все-таки православная святыня. Паломники со всего мира регулярно посещают ее с целью физического и духовного исцеления от Почаевской иконы Богородицы… И в то же время слышат рассказы о том, что «Бог украинского языка не понимает», и покупают откровенно политическую литературу «от батюшек» из России.

Тернопольский областной совет постоянно поднимал вопрос юрисдикции святыни. Но законодательная ветвь местной власти по этому вопросу не имела поддержки ветви исполнительной.

: В поисках утраченного единства. Зачем нужна украинская поместная церковь

К деятельности Почаева причастен уже упомянутый Константин Острожский. Он занимался монастырем вместе с просветителем, будущим святым Иовом Почаевским из Коломыи. Они же приняли у себя сбежавшего от РПЦ первопечатника Ивана Федоровича (Федорова). Что лишний раз подтверждает разницу в подходах к вере и распространению знаний, таких различных в Украине и в Московии.

Уже втроем — князь Константин, Иов и Федорович — издали знаменитую Острожскую Библию — первое полное собрание книг Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке.

Источник Святой Праведной Анны Кременькой возле Почаевской лавры. Им также занимается МП

Святогорская лавра

С официального сайта обители

6 мая 2014 года один из телеканалов сообщил: боевики превратили подконтрольную УПЦ МП Святогорскую лавру в свой госпиталь и военную базу, паломников переводят в соседний женский монастырь. Этому способствовало удачное географическое расположение монастыря — на скалистом побережье Сиверского Донца (Донецкая область). Заявлялось, что лаврские колокольни сепаратисты якобы планировали использовать в качестве снайперских позиций.

Украинские войска вскоре освободили святыню и северную часть Донецкой области в целом. При этом роль настоятеля монастыря и его помощников в событиях начала войны до конца так и остается невыясненной. Выпускник Московской духовной семинарии, митрополит Святогорский Арсений (Яковенко), отрицает сам факт пребывания террористов в лавре, рассказывает о спасенных им беженцах, в частности детях.

Мгарский монастырь

Сооруженный на деньги матери Яремы Вишнивецького, великой меценатки Раины Могилянки, этот очаг православия возле Лубен на Полтавщине, действительно, является чрезвычайным и особым. Во время посещения этой памятки, увенчанной собором мазепинских времен, можно попасть в уникальный монастырь отставных запорожских казаков, уцелевший до нашего времени. Межигорський и Трахтемировский не сохранились, а Мгарский уцелел. И принимает гостей, правда, опять же, с благословения русской церкви.

По данным экс-главы Союза писателей Украины, народного депутата нескольких созывов Владимира Яворивского, выдающаяся духовная твердыня, где скрывался Юрий Хмельницкий, где находил утешение Тарас Шевченко, сейчас печатает и распространяет яд в виде путинских и гундяевских прокламаций. «Более мерзкого и ужасного я ничего в своей жизни не читал. Я сделал по этому поводу свою авторскую программу на радио. Цитировал. Это страшно: что благодаря Сталину есть Украина «и тому подобное», — подчеркнул он в конце июня этого года на коллегии Госкомтелерадио.

Как отмечает Яворивский, таким образом РПЦ сразу достигает двойную цель: экономит на доставке литературы подобного сорта и добавляет ей «авторитетности», выпуская книги подобного типа по эту сторону границы. «Не все к нам перевозят поездами, самолетами, фурами. Гораздо легче и проще перебросить сюда деньги — а у нас есть такие издательства, которые это элементарно сделают, и это будет гораздо дешевле. И легче будет завезти в магазины», — отметил политик.

Посвященный Мгарскому монастырю выпуск программы «Путеводитель паломника» на UA: Первый. 2015 г.

Собор Рождества Богородицы в Козельце

Визиткой малопримечательного в наше время городка Козелец — на полпути из Киева в Чернигов — является такое архитектурное и историческое чудо, которому могли бы позавидовать топовые туристические центры Европы. Речь о православном соборе середины XVIII века. — величественном творении выдающихся архитекторов украинского барокко Андрея Квасова и Ивана Григоровича-Барского, созданном как семейный храм-усыпальница Разумовских.

Главным украшением собора служит многоаярусный, вырезанный из липы иконостас, в создании которого, как полагают, участвовал итальянский мастер Растрелли. Не все из 80 икон иконостаса остались неповрежденными, большинство из них прошли реставрацию. И выглядят так, словно написаны вчера, что еще больше усиливает впечатление верующих и посетителей.

Видеоэкскурсия собором от местного священника. 2016 г.

Она началась с 1-го века и продолжается по сегодняшний день – это развитие христианства в трех деноминациях: православие, католицизм и протестантизм.

Сегодня многие люди в Украине говорят о «вере отцов», имея в виду православную веру. Но в историю развития христианства на территории Украины неоценимый вклад внесли представители различных конфессий. Более того был момент в истории, когда православная церковь на территории Украины была вообще упразднена, но история христианства продолжалась.

1. ХРИСТИАНСТВО НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ДО 988 Г.Н.Э.

«Апостол Андрей… прибыл в город Босфор (Керчь)… По свидетельству историков, община верующих христиан появилась в Керчи еще в I–м веке, а в III–м веке насчитывала более десяти тысяч человек».

Апостол Андрей прошел Крымский полуостров до Инкермана (Севастополя). В античные каменоломни пригорода Инкермана был сослан ученик Апостола Петра, один из первых Римских епископов Климент Римский. «Когда Климент Римский прибыл в 101 году по Р.Х. в Инкерман, он нашел там более 2000 христиан…

Согласно православному преданию Св. Апостол Андрей Первозванный после Инкермана прибыл в третий по величине греческий город-государство на северном побережье Черного моря – Ольвию. Поскольку Ольвия находилась на берегу Днепровского лимана, Апостол поднялся вверх по Днепру, который тогда имел название Славутич.

Согласно греческого церковного предания, которое древнерусские авторы привели в «Повести временных лет», Апостол дошел до места, где стоит теперь город Киев».

«Владимир Мономах … инициирует внесение местного предания об апостольском путешествии из Крыма в Киев в текст «Повести временных лет». Апостол Андрей, обращаясь к ученикам, говорит им: «Видите ли горы эти? На сих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Климент Римский продолжал свою миссионерскую деятельность, будучи узником в каменоломнях Инкермана. По приказу местных властей за проповедь Евангелия он был утоплен. «На месте каменоломен, где он вел проповедь, уже в III веке появился Инкерманский пещерный монастырь». В V веке территорию Украины заселяют племена славян, которые смешиваются с остатками племен более древних. Территорию Киевской области заселяло славянское племя полян. Полянский князь Кий в 482 году основывает город Киев и начинает правящую династию Киевичей.

Последний полянский князь из рода Киевичей Аскольд пришел в Византию, где принял христианство. Позже Аскольда на Киевском престоле сменил новгородский князь Олег. Это произошло «в результате заговора, организованного языческими служителями культа и частью киевских старейшин» .

Олег — воевода Рюрика и опекун малолетнего Рюриковича Игоря — сверг Аскольда, объединил киевские и новгородские земли в одно государство, именуемое Киевской Русью.

Сменивший Олега, князь Игорь не был христианином, хотя христианство при нем «уже получило распространение, как в самом Киеве, так и по центральной Руси».

Жена же Игоря, Ольга, приняла крещение по одним источникам в Царьграде, по другим – в Киеве.

2. ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В 988 Г. Н.Э.

Князь Владимир, несомненно, испытал в детстве на себе влияние своей бабки Ольги. Хотя христианство он принял не сразу, но добрые семена, посеянные княгиней Ольгой, дали всходы впоследствии.

Магометяне, иудеи, болгарские послы, немецкие католики предлагали Владимиру их веру, но безымянный философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета. Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися, — ответствовал философ, — и будешь в раю с первыми».

Владимир крестился сам и крестил Русь в 988 году. Летопись повествует, что Владимир приказал истребить идолов. А идол Перуна должны были привязать к конскому хвосту и тащить до Днепра. На следующий день после этого Владимир повелел всему населению Киева собраться у Днепра, где был крещен сразу весь город. Тем, кто осмеливался ослушаться, грозили наказанием.

Тем не менее в Киевскую Русь пришли перемены. Князь Владимир — это живой пример того, как христианство может изменить человека. Молодой Владимир имел гарем из 800 наложниц, приносил христиан в жертву и проводил время в войнах, пирах и оргиях.

После того, как князь Владимир крестил Русь, его образ жизни кардинально изменился – князь проводит время в посте и молитве, отстраивает Киев, способствует развитию ремесел, искусства, возводит великолепные Храмы – Десятинную Церковь, Храм Св. Василия, начинает строительство Храма Св. Софии.

Дело Владимира продолжил его сын – Ярослав. О деятельности Ярослава летописец пишет следующее: «При нем христианская вера на Руси начала плодиться и расширяться. Появились черноризцы, умножились монастыри. Ярослав очень любил церковные уставы, священников, а особенно монахов, и прилежал книгам: часто читал днем и ночью; собрал много писцов и перелагал книги с греческого языка на славянский, и таким образом было написано много книг верным на поучение… Владимир вспахал землю и умягчил – просветил крещением; Ярослав засеял словом сердца верных людей, а мы пожинаем, приемля книжное учение».

3. РАЗВИТИЕ ЦЕРКВИ ИИСУСА ХРИСТА

Церковь Иисуса Христа исторически разделилась на 3 ветви — православную, католическую и протестантскую. Все три ветви Церкви Иисуса Христа имели и продолжают иметь место в Украине, оказывая важное влияние на духовную и культурную жизнь народа Украины.

3.1. Развитие православной церкви

Как мы уже говорили, Владимир отдал предпочтение Византийской традиции христианства перед Римской. Тем не менее, несмотря на то, что церковь на Украине, входила в состав Константинопольского патриархата, она «оставалась в полном сопричастном единстве с латинским Западом и его патриархом — Папой Римским.

Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали противоречия, киевские иерархи старались сберечь христианское единство. Посланцы из Руси участвовали в Соборах западной Церкви в Лионе (1245 г) и Констанце (1418 г). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии (1439 г)» .

При Владимире Мономахе в XII веке монастыри стремились к полной изоляции от государства и к полному разрыву с Западом и его философией.

Во время монголо-татарского ига православное духовенство старается приблизить веру к пониманию крестьян, в селах которых они располагаются. Молебны за урожай, за дождь, благословения – все, что могло бы как-то касаться сельской жизни народа, становится частью служения священников.

После падения Киева митрополиты киевские стали все больше проживать в северных, суздальско-московских землях. В 1299 года митрополит Максим перебрался во Владимир-на-Клязьме, а через 25 лет митрополит Петр и вообще перебрался в Москву.

В 1569 году в результате слияния Польского королевства и Литовского княжества было рождено новое государство – Речь Посполитая. С этого времени украинские земли перешли под власть шляхты.

В 1580 году король Стефан Баторий отдал приказ о передаче владений православных монастырей иезуитам. «Его преемник Сигизмунд Ваза начал систематично устранять не католиков с государственных постов».

Подписанием унии в Бресте в 1596 году, в обмен на сохранение храмов, постов и ряда религиозных особенностей лидеры украинского православия признали главенство папы и главный католический догмат об исхождении Духа Святого. Так появилась новая униатская греко-католическая церковь.

И лишь после появления казачества и создания Киевского православного братства в 1615 году, в 1620-м году удалось обеспечить безопасное прибытие на Украину иерусалимского патриарха Феофана, который в условиях глубочайшей секретности рукоположил нового киевского митрополита Иова Борецкого и нескольких епископов.

Сменивший Иова Борецкого митрополит Петр Могила начал реформу в православной церкви.

Петр Могила также ввел богослужения на украинском языке вместо устаревшего к тому времени церковнославянского. Им была основана Лаврская школа, которая после переросла в Киево-Могилянскую коллегию.

В 16-19 веках центром духовной жизни Украины становится Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, куда стекаются тысячи паломников. Именно в паломнической среде появляется самая известная поговорка о столице: «язык до Киева доведет» (паломники постоянно спрашивали, как попасть в Лавру).

3.2. Развитие католической церкви

Первыми католическими миссионерами в Украине 13 века считаются монахи-доминиканцы. Распространение католической миссии связано с правлением короля Казимира IV (1341-1370). Казимир не стремился строить католические храмы, но стремился поставить на должности православных епископов католических священников.

В 1412-1414 годах Галицкую католическую архиепископию перенесли во Львов, и отдали ей практически все владения бывшей Львовской православной митрополии и епископии. Помимо этого епископ получил право наказывать всех еретиков, которые выступают против католической церкви, в том числи и православных.

Львов становится центром католической культуры. Оттуда доминиканцы расширяют свою миссионерскую деятельность. Православие фактически вытесняется из городов и остается главным образом в сельской местности.

Король Витовт отдал католическим епископам большие земельные владения на Волыни. Короли и князья, которые были католиками, открыто продвигали латинские миссии на Восток. Т.о. в последней четверти 14 века в Украине сформировалась новая государственная привилегированная церковь, которая постепенно вытесняет с политической, экономической и религиозно-духовной жизни традиционную православную церковь.

Папа Лев Х в 1521 году издал буллу, в которой призвал «не притеснять греческую веру, сохранять православные обряды и обычаи неприкосновенными, не требовать перекрещивания. Булла также запрещала католическим священникам отбирать у православных храмы и проводить там службы».

Развитие католической церкви в Украине с одной стороны вызывало противостояние, с другой — стимулировало развитие православной церкви. Нельзя отбросить тот факт, что через католическую церковь Украина знакомилась с достижениями европейской культуры, образования, науки. В католических школах Литвы, Польши, Германии, Италии, Франции и других стран, обучались десятки представителей украинского народа, которые позже служили своей нации».

3.3. Развитие протестантской церкви

В Украине лютеранские общины неизвестны до конца 16 столетья, хотя украинская молодежь училась в Саксонии, Виттенберге, слушала лекции Меланхтона, самого Лютера». После Тридентского собора, наделившего светскую и церковную власть широкими правами наказывать сторонников Реформации, страной «свободы» стало для протестантов Польско-Литовское государство.

Король Сигизмунд Август (1548-1572) переписывался с Кальвином и Меланхтоном. Лютер посвятил королю свой перевод Библии, а Кальвин – свое толкование на послание к Евреям. Во время его правления в Украине был принят первый в истории Европы Закон о свободе совести и вероисповедания, предоставивший свободу каждому человеку самостоятельно решать какого вероисповедания придерживаться. Сигизмунд Август обнародовал в 1570 г. документ, в котором говорилось, что вопросы вероисповедания не входят в компетенцию монарха.

С середины 16 до середины 17 столетья на территории Украины в частности и всего Польско-Литовского княжества наблюдался рост кальвинистских общин, который был связан особенно с деятельностью братьев Радзивиллов.

Также в протестантизм стала переходить верхушка шляхты в Польше и в Литве. Известные кальвинистские общины были в Дубецком, на Волыни – в Берестечко. Реформация в Украине способствовала введению народного языка в богослужения. В храмах разных конфессий зазвучали проповеди и стали читать Евангелие на родном языке.

Ветер Духа Святого, принесенный Реформацией, и повлиявшей как на православную, так и на католическую деноминации – все это вехи развития христианства на Украине.

Сегодня в Украине есть представители всех трех ветвей христианства. Совместно они влияют на духовную и культурную жизнь общества, неся вечные истины Слова Божьего, и противостоя негативным явлениям в обществе, как отдельно друг от друга, так и в сотрудничестве друг с другом.

19 октября 2018 года Константинопольский патриархат заявил, что продолжает состоять в общении с Русской православной церковью (РПЦ). Ранее 15 октября РПЦ сообщила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Это стало ответом на отмену им решения, принятого в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Об истории конфликта и позициях церквей — в материале «Ъ”.

Сколько православных церквей на Украине

В настоящее время на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

С чего все началось

УПЦ МП во главе с митрополитом Киевским и всея Украины учреждена в 1990 году Архиерейским собором РПЦ в качестве независимой и самостоятельной церкви в составе Московского патриархата. С 2014 года ее предстоятелем является митрополит Онуфрий.

УПЦ КП образована в 1992 году после неудачной попытки возглавлявшего тогда УПЦ МП митрополита Филарета (Денисенко) добиться полной независимости украинской церкви (автокефалии). Филарет не подчинился требованию РПЦ покинуть пост, в результате чего был лишен сана. В том же году при поддержке украинских властей он создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

УАПЦ ведет свою историю с 1917 года, когда часть православного духовенства на Украине выступила за создание самостоятельной церкви. На начальном этапе советская власть поддерживала УАПЦ, пытаясь ослабить РПЦ, однако уже в конце 20-х годов начались гонения на активистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске: часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала. В 1989 году УАПЦ возобновила легальную деятельность на Украине.

Текущая ситуация

Накануне Евромайдана представительство Украинской православной церкви МП преобладало в большинстве регионов.

В настоящее время УПЦ МП продолжает контролировать большинство приходов, однако в ряде общин происходит разделение. В октябре 2016 года архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря заявил, что в течение двух лет УПЦ МП потеряла более 39 приходов, перешедших под юрисдикцию Киевского патриархата. Ранее религиовед Виктор Еленский оценивал число «переходов» в 60–70 приходов. «Тенденция такова: в тех случаях, когда священник ведет себя, скажем, по-антиукраински, такие переходы не бывают редкими»,— заявил господин Еленский.

Позиции сторон

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Украинскую церковь пытаются вовлечь в глубокий конфликт, разделяющий общество, и сделать ее заложницей этого конфликта… Происходят насильственные захваты храмов, игнорируются решения судов, ведется клеветническая информационная кампания против церкви, в украинском парламенте предлагаются законопроекты, цель которых — дискриминировать и поставить в тяжелейшие условия крупнейшую религиозную общину страны… Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии» (21 ноября 2016 года на торжествах по случаю 70-летия предстоятеля РПЦ).

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет: «Аксиома для Украины — независимая церковь. Раз бог дал нам государство, поэтому в этом государстве должна быть и независимая государственная церковь… Заявляю российскому епископату и московскому патриарху, что никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат. Как они в своем государстве имеют свою независимую церковь, так и мы хотим иметь свою независимую автокефальную церковь. Поэтому возврата не будет никогда» (1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве).

Владимир Путин, президент России: «Сегодня, вчера смотрю по СМИ — официально практически на Украине устраивают праздник по поводу УНО-УПА, этой националистической профашистской организации. И сопровождается это призывами к расправам над представителями Русской православной церкви Московского патриархата…Где защитники прав человека по поводу отправления религиозных культов и права на вероисповедание?» (14 октября 2014 года на заседании Совета по правам человека).

Петр Порошенко, президент Украины: «Владимир Великий 1029 лет назад принял судьбоносное решение — окрестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской церкви, которая для нас и поныне является церковью-матерью. Именно от нее мы ожидаем признания автокефалии Украинской церкви — равной другим поместным православным церквам. И разумеется, духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора» (28 июля 2017 года в Facebook).

Как складывались отношения

В январе 2007 года президент Украины Виктор Ющенко на встрече с иерархами УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. Для этого он предложил создать совместную богословскую комиссию, в которую должны были войти по три епископа и по два священника от обеих церквей. Представители Киевского патриархата выразили готовность к диалогу, однако представители Московского патриархата отказались от участия в переговорах, сославшись на неканоничность УПЦ КП. Кроме того, они назвали условием для диалога возврат церквей и отстранение от переговоров патриарха Филарета.

В августе 2009 года в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области.

Летом 2010 года патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. Представитель Киевского патриархата епископ Евстратий скептически охарактеризовал их ход, заявив, что они лишь «имитируют диалог». Руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что священники УПЦ КП, желающие вернуться в Русскую православную церковь, могут сделать это «через чин покаяния простыми верующими».

30 ноября 2017 года РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения.

17 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

11 октября 2018 года Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей на Украине — УПЦ КП и УАПЦ — была снята анафема.

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Эти действия послужили ответом на предоставление автокефалии Украинской православной церкви и снятии анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария.

Последствия решения Священного синода РПЦ

— Разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата.

— Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя и участвовать в других таинствах

— РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе.

— Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Артем Косенок, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко, Евгений Козичев

Несмотря на мировую пандемию, многие люди мечтают провести свой летний отпуск у моря. Однако, заграничный отдых не всем по карману и не все страны открыли свои границы, поэтому приходится выбирать недорогие предложения из украинских курортов.

Отдых у моря 2020. Где же недорого отдохнуть в Украине, и по какой цене.

Из нашей статьи вы узнаете о ценах на отдых в 2020 году у Азовского и Чёрного морей.

Отдых у Черного моря.

— Одесса.

Первое, о чем стоит напомнить, Черное море — не только Одесса, с которой неизменно ассоциируется пляжный отдых в Украине (хоть найти чистый пляж бывает не так уж и легко).

В сравнении с другими морскими курортами «Жемчужина у моря» пользуется наибольшей популярностью из-за обилия выбора на любой кошелек: можно переплатить за расположение — 800-1500 грн/ночь на двоих (исторический центр или приморские районы) или же выбрать вариант намного дешевле в частном секторе на периферии — 350-900 грн/ночь на двоих.

С инфраструктурой и развлечениями в Одессе, в отличие от большинства других курортов Украины все хорошо: торговые точки, банки, рынки, магазины, заведения общественного питания, развлекательные центры, луна-парк, зоопарк, дельфинарий «Немо» (предлагает на выбор дневное шоу «Единая Планета» с понедельника по воскресенье в 12:00, 15:00 и 18:00 стоимостью в 300 грн или же Романтическое ночное шоу LOVE стоимостью в 400 грн за субботний сеанс на 21:30) и аквапарк «Одесса» (вход с 10 утра до 18 вечера без выходных стоимостью в 500 грн для детей или же 700 грн для взрослых на полный день).

— Популярные курорты в морских областях.

* Херсонской (Железный Порт, Лазурное, Скадовск, Приморское (Большевик), Хорлы);

* Николаевской областей (Коблево, Кинбурнская коса, Очаков, Рыбаковка, Луговое).

Курорты Одесской области.

* ЧЕРНОМОРСК (Ильичевск), или «Морские врата Украины», расположен в 32 км от Одессы, имеет в своем распоряжении 12 км пляжей, протянувшихся вдоль моря. В 2011 году один из них получил Голубой флаг.

Столь интересное название город получил из-за своего выгодного географического положения — на его территории в закрытой акватории Сухого Лимана расположены Черноморский морской транспортный порт и предприятия, обеспечивающие его жизнедеятельность. Именно из-за этого Черноморск, также называют городом контрастов, где по соседству расположены крупные промышленные объекты и экологические жилые зоны.

С инфраструктурой и удобствами в городе проблем не возникнет: супермаркеты, магазины, рестораны и кафе, аптеки, финансовые учреждения, больницы, отели, парки, детские площадки, скверы, фонтаны, водоемы, стадионы, дворец спорта, плавательный бассейн, кинотеатр и др.

Стоимость проживания в городе варьируется от 360 до 1400 грн/ночь, таким образом можно подыскать вариант на любой кошелек. К примеру, можно остановиться в двухместном номере с кондиционером, телевизором и Wi-Fi стоимостью в 500 грн/ночь. Или же в более комфортабельных отелях от 1400 грн/ночь.

Также не стоит забывать о частном секторе, где стоимость жилья порядком ниже, нежели в отелях (за 1100 грн/ночь можно снять апартаменты, а за 1300-1700 грн/ночь — целый дом).

* Отдых в ЗАТОКЕ. Один из наиболее популярных курортов — поселок городского типа Затока, расположен в 60 км от Одессы на Будакской Косе между Черным морем и Днестровским лиманом.

— Кирилловка.

Курорт придется по душе любителям семейного отдыха — длинные песчаные пляжи и пологий берег идеально подойдут для детского времяпрепровождения. Территориально курорт разбит на 3 района: Лиманский, Солнечный и Центральный.

Также, стоит отметить, что в своем большинстве пляжи курорта не оборудованы (исключения — урны и теневые навесы от баз отдыха или пансионатов).

Из развлечений курорт может предложить традиционные «бананы», «таблетки» и водные скутера, а также собственный аквапарк «Затока»(работает с 10 утра до 18 вечера, стоимость билета на полный день для детей — 400 грн, для взрослых — 600 грн), относительную близость (21 км, полчаса езды) к Белгород-Днестровской крепости (стоимость входного билета 80 грн для взрослых и 40 грн для детей) и 15 км к центру культуры вина «Шабо» (стоимость экскурсий стартует от 200 грн без дегустации).

Стоимость проживания в Затоке стартует от 250 грн/ночь на двоих (в зависимости от отеля/частного дома и расстояния к морю).

Но стоит заметить, что на таких сайтах, как booking.com и hotels24.ua, скорее всего, вы таких цифр не увидите. Для того, чтобы сэкономить, нужно ехать по самой Затоке и внимательно читать вывески на домах «Сдам», «Сдается». Таким образом, можно снять комнату, полдома, целый дом в первой линии от моря по приемлемой цене.

Также можно остановиться в любой из баз отдыха, заплатив от 600 грн/ночь за бюджетный номер на двоих.

Или же остановиться в семейном номере в отеле за 999 грн/ночь, предварительно его забронировав (примечательно, что в большинстве отелей на курорте разрешено проживать с животными).

— ГРИБОВКА. Курорт расположен в 40 км от Одессы, между Черноморском и Каролино-Бугаз. Так же, как и Затока, Грибовка подойдет для семейного отдыха — широкая пляжная полоса и пологий спуск создают прекрасные условия для детей. Основная курортная инфраструктура расположена на берегу. Пляж в Грибовке около устья реки Барабой.

В качестве развлечений курорт может предложить парк аттракционов, луна-парк, различные экскурсии по окрестностям и бары. Также Грибовка понравится любителям рыбалки, ведь здесь половить рыбу можно на Днестровском лимане, в Грибовском озере или на речке Барабой.

Стоимость проживания за сутки на двоих в Грибовке значительно отличается от стоимости жилья в Одессе или Затоке. Таким образом, приехав в Грибовку, через несколько дней турист может остановиться в одном из отелей, к примеру, на booking.com, отдав 800 грн/ночь за стандартный номер на двоих.

Или же, поспрашивав у местных, снять полдома или целый дом за 500-1100 грн/сутки (в Грибовке, как и в большинстве остальных морских курортов Украины, лучше снимать жилье уже на месте).

— КУРОРТНОЕ. Село расположено на берегах Черного моря и Шаболатского лимана у начала Будакской косы (90 км от Одессы). Из-за отсутствия развлечений как таковых курорт идеально подойдет любителям уединеннго отдыха.

Стоимость жилья в Курортном варьируется от 150-300 грн/ночь с человека на базах отдыха советского типа до 450-1100 грн/ночь за бюджетный/стандартный/люкс номер на двоих в отеле.

— ЛЕБЕДЕВКА. Еще одно курортное село в Одесской области (116 км от Одессы) — Лебедевка. Курорт известен тем, что объединяет несколько видов отдыха: лесной и морской, так как село окружает сосновый и дубовый лес.

Здесь также есть на что посмотреть — Лебедевка расположена недалеко от природного парка «Тузловские лиманы», куда некоторые туристы приезжают с целью оздоровиться (при помощи солевых испарений и лечебных грязей лимана).

Стоимость проживания в поселке варьируется в зависимости от условий: от баз отдыха с металлическими кроватями (150-200 грн/ночь с человека) до комфортабельных отелей (стоимостью в 550-900 грн/ночь за двухместный/трехместный номер).

— САНЖЕЙКА. Курортный городок, известный на весь украинский инстаграм своими пейзажными обрывами к морю, находится в 36 км от Одессы.

Санжейка привлекает туристов, не только чистыми песчаными пляжами, но и своей главной достопримечательностью — маяком, построенным еще в 1921 году.

С инфраструктурой и развлечениями на курорте туго, именно поэтому сюда едут покупаться и позагорать наедине с природой.

Стоимость проживания в Санжейке стартует от 250 грн/ночь за комнату в частном секторе, полдома обойдется в 300-700 грн/ночь с человека, а стандартный двухместный номер в отеле обойдется от 800-1700 грн (в зависимости от условий).

— СЕРГЕЕВКА. Поселок городского типа Белгород-Днестровского района Одесской области находится в 82 км от Одессы. Сергеевка известна на всю Украину своими лечебными грязями и минеральными ваннами (хлоридно-натриевомагниевая вода Шаболатского лимана).

С развлечениями на курорте проблема — их попросту нет. Именно поэтому в Сергеевку едут либо «лениво» поваляться на пляже у моря или лимана, либо оздоровиться.

Стоимость проживания на курорте варьируется от 500 грн/ночь за апартаменты до 600-900 грн/ночь за номер в отеле.

В поисках идеального места для вашего отдыха стоит рассмотреть и такие курортные поселки/села, как Николаевка (от 150 грн/ночь в пансионатах и базах отдыха), Приморское (150 грн/ночь в пансионатах и базах отдыха до 500-900 грн/ночь за номер в отеле), Рассейка (от 140 грн/ночь с человека), Катранка (за двухместный номер без удобств придется отдать от 120 грн/ночь с человека и от 400 грн/ночь — номера с удобствами/люкс) и Каролино-Бугаз (от 200 грн/ночь с человека в частном секторе и от 550 грн/ночь — отель).

— Курорты Херсонской области

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОРТ, или «Херсонский Лас-Вегас», расположен в 95 км от Херсона, возле Тендровской косы. Интересное название курорт получил из-за изобилия развлечений, которые манят молодежь со всей страны. В частности, речь идет о вечерних и ночных дискотеках на пляже.

Также в Железном Порту можно повеселиться в аквапарке «Акваленд» (стоимость билета на полный день с 10 утра до 19:30 вечера составляет 325 грн для взрослых и 305 грн для детей), подлечить здоровье с помощью горячего целебного источника вблизи села Облои (15 км от курорта), подайвить рядом с Черноморским биосферным заповедником (море здесь глубокое) или же покататься на катамаранах, «бананах» и других традиционных пляжных плюшках.

Стоимость жилья. На курорте каждый из отдыхающих сможет найти жилье соответственно своему бюджету: от 330 грн/ночь за комнату в частном доме, от 500 грн/ночь за номер в пансионате и от 700 грн/ночь — двухместный номер в отеле (цена варьируется в зависимости от расстояния к морю).

— ЛАЗУРНОЕ. Небольшой курорт Черноморского побережья Херсонской области раскинулся в 110 км от Херсона. По отзывам отдыхающих можно понять, что не только семьи любят отдыхать в Лазурном, но также в прибрежные воды курорта часто заплывают дельфины.

С развлечениями на курорте туго, именно поэтому Лазурное славится своим спокойствием и возможностью уединения с природой. В 100 км от курорта находится единственная пустыня в Европе — Олешковские пески, а в 137 км — Аскания-Нова (один из популярнейших заповедников Украины).

Также, заказав из поселка экскурсию на катере, туристы могут посетить самый большой остров в Черном море — Джарылгач, известный как «украинские Мальдивы». Любители исследовать морские глубины могут погрузиться с аквалангом в Джарылгачском заливе.

В сравнении с другими курортами области, отдых в Лазурном довольно бюджетный. Но, выбирая жилье, стоит помнить, что вся первая линия от моря занята базами отдыха и пансионатами (если остановитесь не там, а в частном секторе, придется минимум 10 минут идти к морю).

Стоимость проживания на курорте составит от 200 грн/ночь за бюджетный номер на двоих в гостевом доме до 700-1200 грн/ночь за стандартный/улучшенный номер на двоих в гостевом доме или отеле.

— СКАДОВСК — город и морской порт на берегу Джарылгачского залива (99 км от Херсона). Скадовск стал настоящей меккой для родителей с детьми, ведь море на курорте такое мелкое, что, по словам самих туристов, можно отойти далеко от берега, потеряв его из виду, но воды все равно будет максимум по шею.

Из развлечений также доступны любимые детские забавы: посмотреть на дельфинов в дельфинарии «Акварель» (стоимость сеанса стартует от 250 грн в зависимости от сектора) и покататься на водных горках в аквапарке «Акватория» (от 200 грн за полный день).

Стоимость проживания в Скадовске стартует от 350 грн до 1500 грн/ночь за двухместный номер в отеле (в зависимости от расположения и удобств).

Также для отдыха стоит рассмотреть такие тихие курорты, как поселок Приморское (от 150 грн/ночь с человека на одной из баз отдыха поселка или же можно остановиться в частном секторе от 250 грн/ночь) и село Хорлы (от 150 грн/ночь в частном секторе до 600 грн/ночь за двухместный номер в отеле с удобствами). Последний известный лечебными особенностями своего берега — высокая концентрация йода.

Курорты Николаевской области

— КОБЛЕВО. Не менее известный курорт Коблево расположился в 55 км от Одессы и 80 км от Николаева, объединив в себе лечебные свойства морского и хвойного воздуха.

Скучать в Коблево не придется — курорт предлагает как детские (аквапарк «Коблево» (стоимость посещения — 600 грн для взрослых и 400 грн для детей), луна-парк и дельфинарий «Немо» (300 грн/сеанс)), так и взрослые развлечения, к примеру, экскурсии на винодельный завод «Коблево» (от 75 грн).

Курорт является одним из самых популярных в Украине, поэтому, даже несмотря на разнообразие выбора (базы отдыха, отели, пансионаты, хостелы, частный сектор), найти бюджетные варианты жилья не так уж и просто. Стоимость проживания стартует от 50 грн за ночь в кемпинге и 200 грн/ночь за комнату без особых удобств в частном секторе/на базе отдыха до 500-1200 грн/ночь за номер в отеле (в зависимости от разнообразия услуг).

— КИНБУРНСКАЯ КОСА. Курортный регион расположился в 267 км от Очакова или 206 км от Николаева. Именно из-за того, что на Кинбурнскую косу ехать не совсем комфортно (разбитой дорогой от ближайшей деревни, а далее по песку или же на пароме из Одессы), берега свободны от толп туристов, вода считается одной из самых чистых в Украине, а залежи лечебных грязей и хвойный лес способны оказать лечебный эффект.

На курорте доступны такие развлечения, как катание на квадроциклах, морские и сухопутные экскурсии, достопримечательность в виде старинной крепости.

Стоимость проживания в регионе стартует от 100 грн с человека за ночь в комнате без особых удобств в частной секторе или на турбазе до 500-700 грн/ночь за номер с удобствами в отеле. Также можно снять коттедж или бунгало стоимостью в 2300 грн/ночь.

Для проведения спокойного и бюджетного отдыха можно также рассмотреть такие варианты, как курортный город Очаков (от 100 грн/ночь до 500-600 грн/ночь), села Рыбаковка (от 95 грн/ночь до 550 грн/ночь) и Луговое (от 220 грн/ночь на базе отдыха до 800 грн/ночь за двухместный номер в отеле).

Курорты Азовского моря

Курорты Азовского моря (самого мелкого в мире) точно позволят родителям спокойно отдохнуть на пляже, ведь даже на расстоянии более 200 м от берега уровень воды для взрослого человека достигает максимум колена, а ее температура остается приемлемой для детей вплоть до октября.

Самыми известными для туристов азовскими направлениями долгие годы остаются: Кирилловка, Геническ, Арабатская стрелка и Бердянск. Но также есть ряд других, менее известных, но не менее хороших точек для отдыха.

К примеру, в Запорожской области кроме Кирилловки и Бердянска туристы могут остановиться на Острове Бирючий, в Степановке-1 или в Приморске, выбрать для отдыха Примпосад или Новопетровку.

— КИРИЛОВКА. Курортный поселок городского типа расположен в Акимовском районе Запорожской области (187,5 км от Запорожья и 70 км от Мелитополя). Кирилловка славится своей доступностью на любой карман.

Поселок богат на развлечения. Среди типичных для морских курортов развлечений стоит выделить: самый большой в Украине аквапарк «Остров сокровищ» (за абонемент на полный день с 10 утра до 19 вечера нужно будет отдать 580 грн за взрослого и 560 грн за ребенка), дельфинарий «Оскар» (220 грн за представление), конный театр «Кирилловская Сечь» (стоимость билета от 60 грн для взрослых и от 30 грн для детей), развлекательный комплекс «Сафари-парк» для детей от 7 до 16 лет (детский билет обойдется в 150 грн, а сопровождение взрослого — 20 грн) и возможность освоить такие виды спорта, как виндсерфинг и кайтсерфинг. Также курорт известен своими лечебными грязями с Утлюкского и Молочного лиманов.

Стоимость проживания на курорте стартует от 150-300 грн/ночь в гостевом доме или на базе отдыха до 700-1200 грн/ночь за двухместный номер с удобствами в отеле.

— БЕРДЯНСК. Известный грязевой курорт восточной части Бердянской затоки расположился в 198 км от Запорожья и в 121 км от Мелитополя.

Рассказывая об отдыхе в Бердянске, туристы на разных форумах отмечают, что фактически курорт имеет два моря: более спокойное в самом городе и «оживленное» с волнами и порывами ветра на косе (ведь кроме самого города курорт охватывает Бердянскую косу, Урзуф, Белосарайскую косу, Приморск, Набережное).

С развлечениями на курорте все, как и везде: волейбол и баскетбол на пляже, скутеры, катамараны, «бананы», катера и гидроциклы. В самом Бердянске работают зоопарк «Сафари» (открыт ежедневно с 9 часов утра до 21:00 вечера, стоимость входного билета 200 грн для взрослого, 150 грн — дети до 10 лет) и аквапарк «Мыс доброй Надежды» (абонемент на день обойдется в 580 грн для взрослого и 560 грн для ребенка).

Для автомобилистов приятным бонусом отдыха в Бердянске станет отремонтированная европейская автотрасса Е-105 аж до самого города.

Стоимость проживания. Поскольку большинство развлечений сосредоточено в самом городе, цена за проживание будет варьироваться в зависимости от отдаленности к городу и пляжу: от 100-250 грн/ночь (база отдыха, частный сектор без удобств), 300-650 грн за ночь в гостевом доме с удобствами до 900-1200 грн/ночь за комфортабельный двухместный номер или апартаменты.

— ОСТРОВ БИРЮЧИЙ. Административно курорт принадлежит Херсонской области, но прямой связи по суши с основной территорией он не имеет (разделяет Утлюкский лиман). Добраться до острова можно через соседнюю Кирилловку или с Генического порта на катере.

С инфраструктурой и развлечениями на острове не все так оптимистично, как в той же Кирилловке, но тем не менее пляжи оборудованы теневыми навесами, лавочками и урнами.

На территории косы расположен Азово-Сивашский национальный природный парк, где можно отдохнуть от цивилизации, наблюдая за жизнью животных (олени, муфлоны, фазаны и многие другие обитатели парка). Также курорт предоставляет возможность прикоснуться к истории и увидеть скифские курганы, где стоят древние каменные бабы. На острове есть несколько источников с минеральной водой, которая попадает на поверхность из подземного пресного озера, расположенного на глубине около 130 м.

Цены на жилье стартуют от 250 грн/ночь до 3300 грн/ночь (в зависимости от расположения базы отдыха и удобств).

— ПРИМОРСК. Еще один небольшой курорт Запорожской области расположен в 38 км от Бердянска (188 км от областного центра). Городок приглянулся курортникам возможностью отдыха у многочисленных лиманов и на уходящей в море Обиточной косе (где расположены турбаза, база отдыха и детские лагеря).

Также на косе расположен основанный в 1980 г. ландшафтный заказник площадью около 9 тыс. га, из них 1,5 га заповедны. В самом городе можно посетить несколько зданий XIX века: Свято-Троицкий храм, здание Украинско-болгарского лицея, краеведческого музея (на территории которого находятся 8 каменных фигур «половецких баб»).

Стоимость проживания в городе варьируется от 100 грн/ночь до 600 грн/ночь в зависимости от приближенности к пляжу и удобств.

В 14 км от Бердянска находится еще один небольшой курорт для любителей немноголюдного отдыха — село Новопетровка (от 80 грн/ночь на базе отдыха). Также турист может остановиться в Приазовском районе Запорожской области, выбрав для себя комфортное месторасположение в селах Примпосад (от 200 грн/ночь до 700 грн/ночь в зависимости от расположения) и Степановка-1 (от 100 грн/ночь в частном секторе до 750 грн/ночь в пансионате).

Курорты Херсонской области.

— ГЕНИЧЕСК. Город районного значения расположен на берегу Азовского моря напротив окончания косы Арабатская стрелка, с которой он соединен автомобильным мостом через Тонкий пролив (208 км от Херсона).

Туристы отмечают, что Геническ идеально подойдет для семейного тихого отдыха или отдыха с детьми, ведь развлечений для шумных компаний не так уж и много, зато много лечебных грязей.

Буквально в 3 км от побережья на северном конце Арабатской стрелки спряталось озеро Геническое, известно на весь украинский инстаграм из-за непривычного розового цвета.

Также недалеко от города (21 км) расположена визитная карточка Арабатской стрелки — Соленое озеро, а в 70 км от курорта расположен заповедник «Аскания-Нова».

Стоимость проживания варьируется в зависимости от удобств и расположения (от 200 грн за ночь в комнате с минимальными удобствами до 750-1200 грн/ночь в комфортабельном отеле).

— Геническая Горка. В 10 км от Геническа расположен еще один маленький курорт — Геническая Горка, где помимо пляжа, солнца и моря туристы также могут посетить аквапарк Oasis (455 грн — стоимость абонемента на полный день для взрослого, 435 грн — стоимость абонемента для детей до 12 лет) и дельфинарий «Оскар» (220 грн за представление).

Цены на жилье в Генгорке стартуют от 200 грн/ночь в бюджетном номере на двоих до 900-1200 грн/ночь в номере с улучшенными удобствами/полулюкс).

— АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА. Песчано-ракушечная коса, отделяющая залив Сиваш от Азовского моря (100 км в длину), может предложить туристам целых 3 курорта на выбор: уже названная Геническая Горка, Счастливцево и Стрелковое.

Еще одной визитной карточкой Арабатки является возможность оздоровления с помощью термальных лечебных источников минеральной воды (с платным доступом на территории Генгорки, с бесплатным — возле поселков Счасливцево и Стрелковое).

Стоимость жилья в Счастливцево стартует от 250 грн/ночь в частном секторе до 600 грн в сутки за двухместный номер, а в Стрелковом — от 150 грн/ночь в частном секторе до 720 грн/ночь за двухместный номер в отеле.

— Не стоит обделять вниманием и курорты Донецкой области: Белосарайскую косу, расположенную в 25 км от Мариуполя (орнитологический заповедник, 200-летний маяк), села Мелекино (место слияния Азовского моря и Таганрогского залива) и Урзуф (50 км от Мариуполя).

Там стоимость жилья стартует от 250 грн/сутки за комнату в частном секторе до 890 грн/сутки за номер в комфортабельном отеле на двоих (к примеру, на Белосарайской косе можно снять целый дом у моря за 650 грн/сутки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *