Уныние: это что?

По учению Отцов Церкви уныние есть потеря той духовной радости о Боге, которая питается надеждой на Его милосердное промышление о нас.

Это болезненное состояние, при котором у людей спасающих свою душу, отнимается любовь к молитве, в душу проникает тоскливое настроение, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Иногда эта душевная болезнь выражается в озлобленности, раздражительности. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние — грех маловерия, богоотступничества. «Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).

Повседневные же человеческие грусть же и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на нашем земном пути. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»,- говорит Господь своим ученикам (Ин. 16, 33). Преподобный Иоанн Кассиан учит, что только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. О ней святой апостол Павел говорит: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10). «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. Это о них старец Паисий Святогорец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».

Святой Иннокентий Херсонский писал об этом: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя. Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».

Уныние иначе именуется злым разленением. При действии этой страсти, которая называется хандрой, человек ленится к молитве и ко всякому богоугодному делу. Человеком овладевает безысходность, безразличие и равнодушие ко всему. Ничто не радует и не утешает человека.

Началом уныния является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, и человек приходит в отчаяние. Уныние — вид тяжелой духовной болезни.

Уныние часто бывает последствием забытого грехопадения или скрытой, незаметной другой страсти: зависти, блудного разжжения, честолюбия, сребролюбия, желания отмщения обидчику. Причиной уныния бывает и переутомление от гнетущих забот. Часто уныние происходит от чрезмерных и самочинных подвигов у особо ревностных христиан.

Уныние проявляется в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется — унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Характерна вялость, инертность души. Хорошее настроение окружающих вызывает у унылого недоумение, раздражение и явный или скрытый протест, Бывает уныние вследствие земных причин — нахлынувших бед и скорбей, от нас не зависящих. Но бывает и уныние от неверия в Промысел Божий, непокорства ему, гнева, ропота. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».

Уныние — не столько болезнь телесная, сколько порок души, грех, который возникает там, где угасают вера в Бога и надежда на него.

«Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать» (Иоанн Златоуст). Саможаление, самооправдание, обида на всех и вся за свое мучение, обвинение других, болезненное самолюбие, боль от поверженного временно тщеславия и самомнения, требующих компенсации — все это обуревает поддавшегося унынию человека. Помыслы о ненужности веры, покаяния, борьбы со страстями или невозможности жить во Христе и преуспеть — захлестывают унынника и он приближается к отчаянию.

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения», — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст.

Это крайнее изнеможение души называется отчаянием, и это — следствие уныния, если только человек вовремя не справится с этим грехом.
Святые отцы особо говорили об этой беде человека:

«Отчаяние называется тягчайшим грехом из всех грехов на свете, ибо этот грех отвергает всемогущество Господа нашего Иисуса Христа, отвергает дарованное Им спасение — показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей» (святитель Игнатий Брянчанинов).

«Отчаяние — обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник)

«Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению… но и потому, что ввергает в сатанинское безумие» (Иоанн Златоуст)

По словам преподобного Анатолия Оптинского, отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться. От отчаяния один шаг к непоправимой вечной погибели. Иуда-предатель, придя в отчаяние, удавился (Мф. 27: 5).

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать», а преподобный Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных». По словам преподобного Иоанна Кассиана, такое состояние человека «не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека».

«Если ты приходишь в отчаяние, то диавол, как достигший цели, остается возле тебя, а Бог, как оскорбленный хулою, оставляет тебя и тем увеличивает твое бедствие. Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» ( Святитель Иоанн Златоуст)

По слова Преподобного Ефрема Сирина : «Память о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния. Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здорового.»

Оскудевший в молитве и предающийся унынию христианин должен прежде всего постараться найти причину гнетущей его страсти, то греховное желание, которое было ее причиной, и вступить с ним в борьбу. И еще прежде, — говорят св. Отцы, — чем он поразит это греховное желание, дух молитвы, даже сугубо горячей, возвратится к нему за одну решимость побороть в себе зло. Посещение храма, молитвы, общение с духовным отцом — лучшие средства избавления от этого греха. Преподобный Нил Синайский говорит о том же: «Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем окончишь; также — молись разумно и усиленно, и дух уныния бежит от тебя».

Во всем старайтесь видеть что-то хорошее, приятное, учитесь радоваться даже самой малой радости. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10: 31).

А.Соколовский

Вопросительный знак по вопрошении,
удивительный по удивлении поставляется:
доколе унывать?
М. В. Ломоносов. Российская грамматика (1755)
Евагрий Понтийский (346—399, византийский монах, богослов, философ), в сочинении «О восьми злых помыслах» изложил учение о главных грехах. К ним он относил: чревоугодие, блуд, серебролюбие, печаль, гнев, УНЫНИЕ, тщеславие и гордыню. Это учение получило развитие, как в православии, так и в римско-католической церкви.
1) Существующая этимология и значения
Викисловарь
* Ныть. Корень: -ны-; глагольное окончание: -ть. Значение: разг. издавать тягучие жалобные звуки; перен., разг. надоедливо жаловаться на что-либо; плакаться… Этимология – нет.
* Уныние. Корень: -уны-; суффикс: -ниj; окончание: -е . Значение: мрачное, подавленное состояние духа, безнадёжная печаль. Этимология – нет.
* Унывать. Корень: -уны-; суффикс: -ва; глагольное окончание: -ть . Значение: обычно с отрицанием быть или становиться унылым, падать духом. Этимология по Максу Фасмеру (сокращена): происходит от др.-русск., ст.-слав. оуныти (akidian, rathymein); связано с ныть.
* Нытик. Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от глагола ныть, далее от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. ныти, унывати, ст.-слав. оуныти (akidian; Рs. Sin., Еuсh. Sin.), оунылъ (rathymos, talaiporos; Супр.), русск. ныть, унывать, укр. нити, белор. ныць, чешск. nyt, nyji «изнывать, тосковать», словацк. nуt; с др. ступенью гласного: чешск. unaviti «утомить» (см. навь), ср. *baviti: *byti. Родственно лит. novyti «мучить, губить, угнетать», латышск. navities «мучиться», др.-прусск. nowis «туловище», латышск. navе «смерть», готск. naus (мн. naweis) м. «мертвец», прилаг. nawis «мертвый», ирл. nunа «голод».
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1986, вып. 11

Ныть (ноити, нояти, ноети), переваривать пищу (о желудке). Термин в общем медицинский, связан с рекомендациями по питанию; «стомах (желудок) не ноет»; Травник Любч., ранняя фиксация 1534 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Повесть временных лет: «симь прогонити. бесовьское оуныние. паче же всего имети любовь в себе. к меншимь».
* Из Жития Василия Нового. Хождение Феодоры по воздушным мытарства (1300-1400): «Доидохомъ паки девятаго мытарьства, иже нарекаашется уныние, сиречь тщеславие».
* Житие Мартиниана Белозерского (1545-1555): «И поразуме около себе бесчисленое множество срищущихся войска его и многыя слезы изливающя о незгоде господина своего, и уныние оттрясъ печали своеа, якоже орелъ некый приемъ быстрость крилъ своихъ — толикым народомъ обогатися внезаапу».
* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года: «Такая праведная поступка необходимо должна вести человека к благополучию; и хотя, несмотря на сие, неправые фортунины затеи принуждают иногда таких людей скончать живот свой прежде, нежели пользоваться заслуженным от них благополучием, однако со всем тем не должно унывать в следовании за добродетелью, а, напротив того, крепко держаться ее, по крайней мере для того, что она нам в других людях кажет себя любезною и неоцененною» .
* В. Н. Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750): «Також молитвы, обмовения и протчия чины богослужения их неблаголепные, умиления же никоего нет, но паче уныние и мерзость».
3) Языковая проблема при присвоении идеологической доктрины
Человек всегда и во всех языках манипулировал словом и его элементами, образуя новые понятия для предметов и явлений путем присоединения к корню (основе) различных приставок или сокращая его. Связи между формой (графикой) и содержанием (значением) слова-понятия устанавливались в процессе совместной деятельности и становились общепризнанными, обеспечивая взаимопонимание людей, на этом собственно и построена любая грамматика.
Кроме этого лингвистического явления выделяется также идеологический процесс, общества было религиозными вплоть до 1917 г. Присвоив идеологию, более продвинутого в организации общественной жизни народа (в нашем случае теорию иудеохристианства), средневековое племенное общество сталкивалось с проблемами осмысления доктрины, написанной непонятным языком. Процесс осмысления новой Программы развития и внедрения её в общества, возглавила Церковь, создав аппарат агитаторов, пропагандистов, переводчиков и истолкователей Слова Божьего – монахов и священников.
Племенные языки в этой ситуации естественно отмирали, т.к. не служили задаче объединения территорий и племен, без чего невозможно развитие территории. В процессе совместной социальной деятельности формировались новые языки – иудеохристианские, Слово Божье (сакральный язык) подгонялось под местные особенности речи, сохраняя корень иврита (значение, близость с языком Бога).
* 1 Коринфянам 14:6: «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или УЧЕНИЕМ?».
* 1 Коринфянам 14:11: «Но если я не разумею ЗНАЧЕНИЯ слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец».
* 1 Коринфянам 14:27: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один ИЗЪЯСНЯЙ».
4) Обобщение и вывод
* Макс Фасмер полагал, что термин «нытик» «происходит от глагола ныть, далее от праслав.», и как это понимать??? Маловероятно, чтобы «славяне» не имевшие своей письменности, школы, учителей, литературы и прочих культурных универсалий, вывели столь сложный термин, характеризующий психическое состояние человека. Проблему «уныния» разрабатывали христианские богословы, начиная с IV века. См. «Уныние в Википедии».
* Добролюбие. Симион Новый Богослов (949-1022, Византия)
«Опечаленный монах не знает духовного наслаждения. Печаль же есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль».
«Уныние есть изнеможение души; а душа в изнеможении не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно против искушений»; и т.д.
Вывод
Очевидно, что искать этимологию терминов «уныние», «ныть», надо в иудеохристианском учении, в библейских оригинальных текстах. Фасмер очертил территорию, где применялись отдельные термины, в совокупности «ныть, унывать, уныние» только в России; что указывают на самостоятельность в переводческой и лингвистической деятельности (свои школы перевода библейских тестов). Итак, анализируемая группа слов сформировалась в России, примерно в XII-XIV вв., в результате осмысления и перевода библейских тестов.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Обычно корень иврита выделяется в русском слове, в этом случае легко найти образ предмета или явления, т.е. соответствующий библейский текст (языковый факт), без конкретного факта ничего не докажешь. Однако есть термины, где корень «невидим», не просматривается явно. В таком случае целесообразно идти обратным путём, искать образ, а в нём соответствующий термин/ы сакрального языка.
б) Надо учитывать, что в процессе транслитерации терминов и имен с иврита на русский язык ряд знаков иврита не имел звукового обозначения в русском или передавался другими буквами. Ученые XIX века выделили некоторые правила, которыми мы воспользуемся.
См. в ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный https://ru.wikisource.org/wiki//
«(Алеф) …, совершенно утратилось в русской транскрипции»»; «…he по-русски большей частью не произносится, или произносится как «И» (Иисус), «Г», или в конце слова «Й».
в) Поиск корня по библейскому образу
В группе русских терминов «ны+ть, у+ны+вать, у+ны+ние» и подобных очевидно выделяется корень «НЫ».
Библейский образ явления
* Числа 11:1: «Народ стал роптать (АНАН сетовать, жаловаться) вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана».
* Плач Иеремии 3:39: «Зачем сетует (АНАН) человек живущий? всякий сетуй на грехи свои».
* Исаия 19:8: «И восплачут (АНА) рыбаки, и возрыдают все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние».
* Плач Иеремии 2:5: «Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование (ТААНИА) и плач (АНИИА)».
Значение русского термина НЫ+ТЬ печаль, жаловаться, плакаться, соответствующее слово иврита – АНА, АНАН; образы тождественны.
г) Терминология, варианты истолкования
* У+НЫ+НИЕ = ивр. АНАН оплакивать, скорбеть, роптать, жаловаться, сетовать.
См. стронг 596, АНАН; http://biblehub.com/hebrew/strongs_596.htm
* НЫ+ТЬ = ивр. АНА сетовать, оплакивать, плачь.
См. стронг; http://biblehub.com/hebrew/578.htm
* У+НЫ+НИЕ = ивр. АНИИА от АНА плачь, траур.
См. стронг; http://biblehub.com/hebrew/592.htm
6) Вариант истолкования
Мы знаем, что вплоть до XI века еврейские тексты состояли из согласных букв, гласные (огласовки) не писались, в результате чего возникали разночтения, позже стали писать гласные, но не всегда, обычно в библейских текстах.
В написании без гласных корень иврита АНА выглядит так: Алеф (в русском не читается) + НУН = Н + he (в русском не читается, или читается И или Й).
НЫ+ТЬ = ивр. АНА сетовать, оплакивать, плачь + ТЬ (окончание, или артикль, как в болгарском в конце слова).
НЫ = АНА = Алеф (не читается) + Н + И (Й) = НИ (Й).
Таким образом, используя библейский образ, мы нашли подобный термин иврита АНА, и «удивительное» дело слово содержит именно ту букву, которая нам нужна – «Н». Критик скажет «совпадение», а если таких совпадений много???
7) Древнерусская литература по поводу словообразования
Из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского
«Эти же шесть слов, господин мой, не сам я сочинил, но иное взял из верных слов Шестоднева Святого Василия, а иное по СМЫСЛУ у него заимствовал, а также у Иоанна, а другое у других: что мне когда-либо приходилось читать, то я и СОСТАВИЛ». …
«Таков же и нищий наш ум: не имея у себя дома ничего, строит он из чужих слов, добавляя понемногу из своего нищего дома. Новроде соломы и прутьев – свои слова».
Миллионы монахов трудились со времени античности над внедрением Замысла и Слова Божьего в общественное сознание и в мышление рядового прихожанина. Какая организация выстроила столь замечательную систему воспитания и обучения людей (передача опыта от поколения к поколению)??? Церковь!
22.07.2016

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во время Великого поста каждому православному христианину подобает особое внимание уделить своей внутренней жизни. Как учат нас святые отцы, мы должны обрести навык познания самих себя, а вместе с познанием — выработать и навыки контроля за тем, что происходит с нашей душой, как мы реагируем на окружающий нас мир, на людей, какие слова говорим, какие мысли у нас возникают, соответствует ли все то, чем мы отвечаем миру, тем требованиям, которые Господь к нам предъявляет. И от этого самоконтроля важно переходить к самовоспитанию, потому что только мы сами способны обуздать свои страсти, удержать язык свой от зла и сделать еще многое, что поможет нам изменить нашу внутреннюю духовную жизнь к лучшему. Поэтому надлежит особым образом размышлять в дни Великого поста, как о грехах, так и о добродетелях.

Сегодня мне хотелось бы напомнить вам замечательные слова 118 псалма пророка и псалмопевца Давида: «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118:28). Псалмопевец говорит о том, что уныние привело в некую духовную спячку его душу. Он задремал, то есть заснул. И этот образ сна, который предлагает нам к размышлению о грехе уныния псалмопевец Давид, очень сильный и правильный образ. Что происходит, когда мы засыпаем? Мы теряем связь с реальностью. Все функции нашего организма перестраиваются, мы разрываем контакт с окружающим нас миром. Нередко нас посещают сновидения, которые в основном не имеют ничего общего с тем, что является нашей жизнью. Это некие отображения реальности, наших внутренних страхов или каких-то сокровенных помыслов. Но все это не имеет прямого отношения к той жизни, в которой мы призваны жить, действовать, спасаться.

Уныние вводит нас в состояние, отличное от обычного состояния жизни. И в этом опасность греха. Святой Исаак Сирин говорит о том, что причина уныния — это безделье, праздное времяпрепровождение. Да, действительно так. Очень часто праздность приводит человека в состояние уныния. Именно поэтому святые отцы, подвижники, воспитывая своих учеников, всегда говорили о том, что первейшим средством преодоления этой духовной спячки является труд. Когда человек трудится, особенно во славу Божию, то не может быть праздности и никогда не будет уныния.

С другой стороны, иной подвижник и отец Церкви Кассиан Римлянин утверждает почти обратное — что уныние порождает праздность и беспокойство. Можно подумать, что два подвижника, которые говорят об одном и том же, о связи уныния и праздности, противоречат друг другу. Но это лишь на первый взгляд. Совершенно ясно одно — что праздность и уныние связаны друг с другом, а что здесь первично, что вторично зависит от обстоятельств жизни.

Но бывает и иначе. Уверен, каждый из нас проходил через это тяжелое состояние уныния, и отнюдь не от праздности. Как часто уныние связано с большим горем, с потерей близких. У многих уныние возникает тогда, когда срываются жизненные планы, когда распадается семья, когда человек лишается работы, когда вдруг ему катастрофически не хватает средств для существования и для поддержания своей семьи, и, не находя выходов из этих трудных жизненных ситуаций, он впадает в уныние, то есть в спячку, в сон. «Воздрема от уныния душа моя», — говорит псалмопевец.

Можно ли преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства в состоянии сна? Это все равно, что задать проснувшемуся человеку вопрос: а почему ты не преодолел ту или иную проблему, когда спал? Почему ты не решил свои сложные жизненные вопросы, когда спал? Никто вам на этот вопрос не ответит и даже не поймет его, потому что в состоянии сна невозможно решать проблемы и тем более преодолевать трудности. Поэтому самым греховным, самым неверным, самым опасным для человека состоянием, которое возникает в результате житейских трудностей, является уныние. Так Иоанн Кассиан Римлянин и говорит, что уныние — это болезнь, которую нужно исторгнуть из своей души.

Но нередко ведь бывает и так, что, впадая в уныние, в какой-то момент мы начинаем к этому унынию привыкать. У нас даже меняется выражение лица. Иногда встречаешь человека с печатью некой мировой скорби на лице и понимаешь, что это не сиюминутное состояние, а человек приобрел это выражение лица от постоянного уныния. Художник может даже выразить в красках, в портрете, как выглядит этот грех. Человек унывающий становится очень тяжелым для других, он пребывает в этом сне, в этой недееспособности и начинает пытаться опираться на других, как бы отбирая у них их собственную энергию, потому что ему энергии не хватает.

Все это можно было бы отнести к разновидностям болезни, и, может быть, кто-то из медиков так и скажет: да, речь идет просто о болезни. А святые отцы говорят о грехе и, сравнивая этот грех с болезнью, предлагают вырвать его из своей души. И в самом деле, если глубже посмотреть в корень этого явления, то там, в основе этого душевного состояния человека, будет слабая вера. Не доверяет человек Богу. Он не может понять, почему он проходит через те или иные обстоятельства. А будучи расслаблен безделием, даже и не задумывается об этом, давая темным силам втянуть себя в страшную трясину, которая губит человека.

Сильная вера, надежда на Господа испепеляет всякое уныние. Хотел бы посоветовать каждому, кто меня сейчас слышит: в момент, когда уныние вас будет посещать, скажите Господу простые слова: «На все воля Твоя — и горе, которым Ты меня посетил, и скорбь, и слабость моя душевная и телесная — Ты допустил все это, Господи. Помоги мне силой Твоей выйти из этого состояния». И обратитесь с искренней, сердечной молитвой ко Господу. Господь не бывает поругаем. В ответ на эту молитву человек, опускавшийся на колени в состоянии уныния и скорби, восстает преображенным. Иногда на это уходит некоторое время. Но нельзя терять веры в то, что все в руках Божиих — и наша жизнь, и наша смерть, и наше счастье, и наше горе. В этом сила верующего человека, который предает себя в руки Божии и через это обретает возможность стряхнуть с себя эту дремоту, порождаемую унынием, и работать как над самим собой, так и над решением тех проблем, которые могут быть причинами нашего уныния.

Неслучайно святые отцы уныние называют грехом особой разрушительной силы. Здесь они почти все, кто говорит об унынии, будь то Иоанн Кассиан, Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, согласны в одном: уныние есть один из наиболее опасных грехов, препятствующих человеку полноценно жить и духовно развиваться.

В нашей современной жизни у людей есть много поводов и причин к унынию, когда нам кажется, что никаких наших сил не хватает, чтобы изменить жизнь к лучшему, и не только свою, но и жизнь вокруг нас. Иногда нам кажется, что зло господствует и торжествует, а добро такое незаметное и слабое. И порой возникает это чувство уныния от знакомства с новостными телепередачами, при чтении газет. И иногда думаешь, когда же появится просвет? Этот общий фон тоже влияет на людей. Для того чтобы освободиться от влияния этого внешнего фона, необходимо помнить, что там, в гуще жизни, тысячи и миллионы людей. И если их не охватит уныние, если они осознают, что во всем Господь, то какую же силу, какую способность мы все будем иметь, чтобы не только свою собственную жизнь менять к лучшему, помогая друг другу, но и сообща менять жизнь всего народа, страны, рода человеческого.

Великий пост открывает перед нами захватывающие горизонты духовной жизни. Он помогает нам сфокусировать свое внимание на самом важном, на том, на чем мы не способны сосредотачиваться в нашей повседневности. А через это фокусирование на самом важном мы способны действительно не только обрести особое зрение и понимание сути вещей, но и изменить свою жизнь к лучшему, спасти душу свою и обрести вечное Небесное Царство.

Всех вас поздравляю со средой первой седмицы Великого поста. Сегодня, в соответствии с церковным календарем, мы празднуем память святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Согласно церковному уставу сегодня не полагается совершать службу святителю Алексию, но мы пропели тропарь и прочитали молитву. А поскольку мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий носил имя этого Московского святителя, то сейчас совершим литию у могилы покойного Святейшего Патриарха и помолимся о упокоении его души.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *