Упражнения для инвалидов

Оказаться в инвалидной коляске можно по разным причинам: из-за внезапного события, например, повреждения спинного мозга, инсульта или ампутации конечности, либо в результате прогрессирования серьезного заболевания – рассеянного склероза, бокового амиотрофического склероза или остеоартрита. Однако вопреки распространенному заблуждению, людям с ограниченными физическими возможностями не только можно, но и крайне рекомендуется заниматься разными физическими упражнениями – от фитнеса до бодибилдинга.

Содержание

Зачем людям с ограниченными возможностями заниматься спортом

Ограниченная мобильность часто вызывает осложнения в виде ожирения, одышки, сердечно-сосудистых болезней, сахарного диабета, артрита. С возрастом эти болезни еще больше усугубляются.

Выполнение физических упражнений позволяет повысить выносливость, улучшить осанку и координацию, укрепить мышцы и улучшить подвижность суставов. Спорт помогает избавиться от нарушений в работе пищеварительной системы, улучшить работу сердца и легких, укрепить иммунитет и даже предотвратить такие заболевания головного мозга, как болезнь Альцгеймера и деменция.

Доказано, что во время занятий спортом в организме человека повышается количество гормона эндорфина . Это вещество отвечает за хорошее настроение, помогает противостоять стрессам, облегчает боль и повышает самооценку, что в большинстве случаев крайне необходимо для людей, которые по определенной причине потеряли возможность активно передвигаться.

Как правильно подобрать упражнения

Многие из тех упражнений, которые без труда могут выполнять здоровые люди, не подходят лицам с ограниченными физическими возможностями. Но это не является причиной отказываться от занятия понравившимся видом спорта. Специально для таких случаев существуют адаптированные варианты упражнений.

Людям, использующим коляску с ручным приводом, в программу тренировки важно включать упражнения для крупных мышц туловища, а также на растяжку мускулатуры плеч и груди. Большинство пользователей инвалидных колясок во время управления ими чрезмерно напрягают свою верхнюю часть тела, особенно трицепсы и плечи. Поэтому, во избежание неправильного распределения нагрузки, травмирования мышц и связок, тренировку колясочникам следует строить таким образом, чтобы укрепить мышцы спины и в то же время расслабить мускулы груди.

Все упражнения для людей с ограниченными двигательными возможностями можно разделить на 3 группы.

  1. Кардиотренировки. Это комплекс упражнений, которые повышают выносливость, тонизируют сердечную мышцу, улучшают циркуляцию крови. Многие считают, что кардиотренировка – это только бег, спортивная ходьба, езда на велосипеде или танцы, которые по понятным причинам не подходят людям с ограниченными возможностями. Зато многие люди с ограниченной мобильностью осваивают теннис и акватренировки. Последние полезны еще и тем, что вода поддерживает тело и тем самым снимает нагрузку с суставов и мышц.
  2. Силовые тренировки. Это комплекс упражнений с использованием специального инвентаря для наращивания мышечной массы, укрепления костной ткани и улучшения балансировки. Для лиц на инвалидных колясках подходит большинство силовых упражнений, рассчитанных на тренировку верхней части тела.
  3. Упражнения на гибкость. Эти упражнения важны тем, что помогают расширить диапазон движений, предотвратить травмы и скованность суставов, облегчают боль. Это могут быть классические упражнения на растяжку или занятия йогой. Кстати, упражнения из этой группы не просто подходят, но и очень важны для лиц с ограниченной двигательной активностью, поскольку помогают предотвратить или замедлить атрофию мышц, улучшить осанку, уменьшить боль в спине.

Поскольку люди с ограниченными физическими возможностями ведут менее активный образ жизни, регулярные занятия спортом для них очень важны. Специалисты советуют колясочникам в течение недели выделять 150 минут на кардиотренировки умеренной сложности или 75 минут – для более интенсивных упражнений на укрепление сердечно-сосудистой системы. Кроме того, хотя бы 2 раза в неделю следует уделять время силовым тренировкам .

С чего начать

Первое, что надо сделать, прежде чем заняться спортом – проконсультироваться со своим врачом или физиотерапевтом. Специалист поможет подобрать наиболее подходящий тип тренировки, ее интенсивность, а также посоветует, каких упражнений следует избегать, учитывая особенности организма.

Любые занятия спортом необходимо начинать с самого легкого уровня и делать те упражнения, которые нравятся человеку. Это позволит быстрее достигнуть первых целей, обрести уверенность в своих силах и сохранить мотивацию. Со временем можно будет перейти к более сложным тренировкам. Но надо заранее быть готовым к тому, что в любом спорте есть взлеты и падения, и даже если что-то не будет получаться – это не причина падать духом и прекращать заниматься. Чтобы избежать разочарований, изначально следует ставить перед собой реалистичные цели. Для достижения положительных результатов занятия спортом должны стать частью повседневной жизни человека с ограниченными физическими возможностями.

Во время любой тренировки очень важно соблюдать технику безопасности. Не стоит продолжать занятие, если оно приносит боль, дискомфорт в груди, вызывает головокружение, тошноту, нарушение сердцебиения, одышку или очень сильное потоотделение . Важно внимательно прислушиваться ко всем сигналам своего тела. Если тренировка в 15 минут вызывает дискомфорт, тогда ее необходимо сократить к 10 или даже 5 минутам. Во избежание травм следует выбирать упражнения с минимальным риском для мышц и суставов, и хотя бы на начальном этапе тренироваться под наблюдением опытного инструктора или физиотерапевта.

Кардиоупражнения для колясочников

Основная задача упражнений из этой группы – ускорить частоту сердечных сокращений и улучшить циркуляцию крови, то есть предотвратить застой в сосудах.

Для пожилых людей, а также лиц с ограниченными физическими возможностями существует специальная программа кардиозанятий – так называемая аэробика на стуле. Программа состоит из комплекса упражнений для верхней части тела, которые необходимо повторять по несколько раз в довольно быстром темпе. Кстати, упражнения из этой программы не только укрепляют сердце, но и улучшают функциональность суставов.

Одно из популярных упражнений – с использованием фитнес-резинок с небольшим сопротивлением. Резинку пропускают под стулом, на котором сидит человек, так чтобы один ее край находился в правой руке, другой – в левой. Удерживая спортивный инвентарь, необходимо в быстром темпе 20-30 раз поднять руки, натягивая резинку. Количество повторений со временем можно увеличивать. Главное в упражнении – соблюдать темп.

Второе полезное для колясочников упражнение из кардиогруппы – боксирование, сидя на стуле. Во время его выполнения необходимо делать интенсивные махи руками, имитирующие движения боксеров. Это отличная тренировка для сердца, рук и спины.

В некоторых бассейнах предусмотрены занятия для людей на инвалидных колясках. Аквааэробика также является полезным видом спорта для таких лиц. Кроме того, существуют адаптированные под колясочников программы занятий баскетболом, волейболом, легкой или тяжелой атлетикой. Кстати, психологи советуют таким людям в качестве кардиотренировки выбирать командные игры, такие как баскетбол или танцы на колясках. Они позволяют не только поддержать в тонусе сердечно-сосудистую систему, но и оставаться в социуме.

Упражнения на гибкость и растяжку

Людям, которые большую часть времени проводят в кресле, растяжка помогает облегчить боль и снять напряжение в мышцах. Упражнения на растяжку можно делать лежа в кровати. Кроме того, существует адаптированный вариант йоги, которой можно заниматься в кресле. Специальные упражнения для лиц с ограниченной мобильностью есть и в пилатесе.

Одни из самых простых, но очень полезных для колясочников – упражнения на растяжку мышц плеч и груди. Они же улучшают подвижность в суставах, что позволяет предотвратить травмы и облегчить боль. В качестве инвентаря для занятия можно использовать любую палку или даже веник. Суть упражнения: взять палку, держа руки чуть шире плеч, поднять вытянутые руки над головой и попытаться завести их как можно дальше за голову. Задержаться в этом положении на 5 секунд и вернуть руки в исходное положение. Повторять по 10 раз в день. Во время этого упражнения в работу включаются мускулы груди, спины и дельтовидная мышца.

Силовые тренировки

Занимаясь упражнениями на укрепление мышц, колясочники должны особое внимание уделять определенным группам мускулатуры. Правильная тренировка должна состоять из упражнений на развитие мелких и более слабых мышц плеч и груди. Развитие этой группы мускул поможет правильно распределять нагрузку во время передвижения коляски. Также важно включать в работу и мускулы спины, которые у колясочников почти никогда не работают. Такие упражнения помогут избежать атрофии спинных мышц. Хорошим упражнением для этой группы мышц являются подтягивания.

Многие классические упражнения для тренировки верхней части тела вполне подходят сидячим спортсменам. В качестве инвентаря можно использовать гантели, гири, фитнес-резинки с высоким уровнем сопротивления и даже обычные бутылки с водой. Также существует ряд тренажеров для людей с инвалидностью, которые подходят для домашнего использования. Начинать тренировки необходимо с гантель небольшого веса. На начальном этапе важно укрепить мускулы, а не нарастить большую мышечную массу. Поначалу можно выполнять по 2-3 подхода упражнений, повторяя каждое по 8-12 раз. По мере увеличения мышечной силы можно менять количество упражнений и вес утяжелителей.

Если травма или болезнь ограничивают мобильность человека, это не причина полностью отказываться до физической активности. Ведь спорт помогает улучшить самочувствие, поднять настроение, избавиться от депрессии , стресса и беспокойства, он способствует повышению самооценки и меняет взгляд на жизнь. Главное – вместе с врачом подобрать наиболее подходящий тип упражнений.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

«Все в ваших руках!» — повторяет Евгений Шевко. По злой иронии судьбы слова эти он употребляет не только в переносном, но и в прямом значении. На ноги вот уже 18 лет у него никакой надежды. Жена Анна тоже, как и он, половину жизни в коляске. И тоже уверяет, что такие обстоятельства — не приговор. Мы встретились с оптимистичными колясочниками и узнали, что будучи инвалидом можно водить авто, работать, путешествовать, рожать детей и строить планы на будущее.

Теперь самая большая комната в мозырской квартире родителей, куда пара перебралась на первое время, превратилась в детскую. Маленькая Настя еще не осознает, как счастливы ее папа и мама и, конечно, пока не догадывается, каким был их путь к этому счастью.

Все началось 10 лет назад, когда Аня, просидев два года дома после трагедии, переступила порог Мозырского районного общества инвалидов-колясочников и встретила там Женю. Сегодня они говорят, что это была любовь с первого взгляда. Свадьбу сыграли в сентябре прошлого года. Все, как у всех — кольца, букет, фата…

Ребенок в семье колясочников Ани и Жени появился два с половиной месяца назад. Беременность и роды прошли без осложнений, и сегодня пара успешно справляется со своими новыми обязанностями. Конечно, купать малышку или ходить с ней на прогулку родителям сложно. Тут на помощь приходят бабушки. Обе поддержали выбор детей, никто ни одной минуты не сомневался, что все получится.

— Ой, да вы не шепчите, мы ее стараемся не приучать к тишине, — кивает на только уснувшую малышку молодая мама. Улыбка не сходит с лица Ани.

Конечно, улыбались наши герои не всегда. У обоих супругов инвалидность приобретенная. А это значит, что были в их жизни месяцы горя, бессонные ночи, полные слез, и вопросы «за что?».

Евгений повредил шейный отдел позвоночника, неудачно нырнув во время летних каникул в Припять. 18-летний первокурсник педуниверситета стал инвалидом в одночасье. Анна помогала тете с ремонтом, красила окно и упала с пятого этажа. Тогда она только закончила девятый класс.

— Просто везучая, — смеется Аня. — Когда приехала скорая, никто не поверил, что я живая, а я вообще в прекрасном настроении находилась, шутила, улыбалась, у меня только немного побаливала спина, но я шевелила ногами и была уверена, что все будет хорошо. Только врачи почему-то принесли брезентовые носилки, а не жесткие, я еще сама на них переползала. Почему мне разрешили это сделать, до сих пор загадка. Уже в машине я перестала чувствовать ноги — оказалось, что осколки сместились и пережали спинной мозг, — вспоминает Аня.

Впрочем, сегодня и Аня, и Женя в своей инвалидности никого не винят, о днях, перевернувших их жизни, вспоминают с улыбкой. Единственное, о чем сожалеет Аня, что не пришла в районную организацию инвалидов сразу после случившегося с ней. Комплексов, боли и потраченных нервов было бы меньше.

— Конечно, это страшно слышать, как каждую ночь плачет мама, чувствовать себя обузой. Я не знала, что делать, как жить дальше. Два года меня родители на руках таскали в ванную, надрывая спины, а оказывается, я и сама могла, просто надо было лишь научить меня этому, подсказать. И, к сожалению, в нашей стране похожий путь проходят почти все колясочники, — констатирует Анна.

По мнению ребят, давно пора озаботиться поддержкой инвалидов. Удачных примеров того, как это работает в других странах, полно.

— У нас вроде бы и жалеют инвалидов, но это такая жалость, знаете, когда собачку на дороге сбивают, а другие здоровые собачки вокруг нее бегают, суетятся, но помочь не могут. В результате эта собачка умирает. Так и у нас — службы, которые вроде бы призваны помогать, делать это или не могут или не хотят. Я уже молчу о том, что все инвалиды должны быть поделены по категориям. Ведь все разные. Взять хотя бы нас. У Ани поврежден позвоночник. Она не чувствует ног, но у нее сильные руки. У меня — поврежден шейный отдел позвоночника, а это значит, что у меня не только ноги не действуют, еще и руки очень слабые. Соответственно, и подход другой должен быть, даже при выдаче колясок. Кстати, с колясками у нас тоже интересно. Соцслужбы стараются заказывать их всегда пошире, следуя логике, что в широкую сядет и толстый, и худой, она якобы универсальная, а как при этом будет чувствовать себя в ней человек, мало кого волнует. Но так не должно быть, — уверен Евгений.

С этими проблемами он сталкивается не только лично, но и по работе. Долгое время Евгений возглавлял районную организацию инвалидов-колясочников, сейчас является председателем республиканской ассоциации. Проблемы инвалидов ему приходится решать ежедневно.

— Люди звонят со странными вопросами — не знают, что, оказывается, коляска положена им бесплатно, как и пандусы, и подъемники. Отказать в них инвалиду по закону не имеют права, — говорит общественник.

Евгений считает, что пришла пора серьезно задуматься о социальной реабилитации колясочников.

— В Швеции при каждом реабилитационном центре имеется социальный менеджер. С теми, кто там лечится, он ведет все социальные вопросы — начиная от подбора коляски и заканчивая выплатами страховок и пенсий. Конечно, нам до этого еще далеко. Но, как говорится, было бы желание. Ведь можно, допустим, начинать с вещей, которые не будут стоить государству каких-то запредельных средств. Вот вам пример — в одном из реабилитационных центров той же Швеции в фасад стены в фойе встроена половина автомобиля. Это тренажер. Любой может прийти с инструктором ЛФК и потренироваться садиться в машину. Сотни таких подсмотренных идей мы предлагали нашим медицинским чиновникам. Нам говорят — да, это интересно. Но до внедрения дело редко доходит. Вот и получается, что у нас инвалид выписывается из реабилитационного центра, приезжает домой и все — остается с бытовыми проблемами один на один, носки не может себе надеть и помыться, не говоря уже о более сложных вещах. Сегодня, к сожалению, мы единственная в Беларуси организация, которая проводит специальные тренинги, устраивает сборы, где учит колясочников жить полноценной жизнью. Но мы общественники, и возможности у нас ограничены.

Детский церебральный паралич – это патологическое заболевание. Если ребенку поставили такой диагноз, значит, у него поражен определенный отдел мозга. Бывают случаи, когда поражаются несколько отделов. Паралич центральной нервной системы может наступить у ребенка еще тогда, когда он находится в утробе, а также уже после рождения.

Это заболевание достаточно серьезное, и может со временем развиваться. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации и исправить ее, необходимо выполнять различные упражнения по специальным методикам.

Особенности проведения ЛФК для детей инвалидов

Адаптивная физкультура для детей инвалидов необходима для того, чтобы восстанавливать функции организма. Если с грамотной периодичностью выполнять специальные упражнения, то можно бороться с параличом и способствовать его торможению. Постоянная работа с детьми – залог возвращения контроля над движениями. Координация будет постепенно возвращаться, а значит, улучшится чистота движений всеми частями тела.

Физическая реабилитация детей инвалидов, проводимая с малышами, страдающими ДЦП, проводится с целью улучшить и облегчить их жизнь. Если постоянно осуществлять комплекс всех необходимых мероприятий и постоянно развивать детей в инвалидной коляске, то ребенок, в итоге, сможет выполнять даже работу, не говоря уже о самостоятельном обслуживании. Проведение ЛФК позволит постепенно улучшить точность движений и жить нормальной жизнью.

Если родителям сообщат, что у их ребенка обнаружена эта патология, то необходимо действовать незамедлительно.

Во-первых, стоит определиться с набором упражнений и методикой. Необходимо начинать от легких и переходить к более сложным занятиям. ЛФК также может назначаться, если есть предпосылка или незначительные отклонения.

Основные принципы, по которым необходимо производить восстановление двигательных возможностей:

  • специальные упражнения должны проводиться одни за другими, а перерывы между ними минимальны;
  • крайне не рекомендуется нарушать систему и регулярность, пропуская занятия;
  • специалисты рекомендуют постепенно наращивать физическую нагрузку, чтобы укреплять мышечные ткани и сухожилия;
  • профилактические упражнения должны быть индивидуальными для каждого малыша, с учетом определенных физических отклонений;
  • курс ЛФК должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивать не только физический, но и психологический прогресс;
  • при назначении курса необходимо учитывать возраст.

Немаловажно проводить коррекционно-воспитательную работу, чтобы компенсировать все нарушения функций организма. Чем раньше будет назначена лечебная физкультура для детей инвалидов, тем быстрее они станут прогрессировать. Нельзя упустить ни один день. Чем младше ребенок, тем лучше он поддается улучшению опорно-двигательной системы.

Какие специалисты проводят ЛФК для детей с диагнозом инвалидность

Дети в инвалидной коляске занимаются с инструкторами ЛФК, а также родителями. Специалисты разрабатывают комплекс тренировок, следят за развитием и, при необходимости, вносят корректировки. Важной составляющей работы инструкторов является психологическая сторона. Грамотный специалист будет делать все необходимое, чтобы у детей было желание и настроение работать.

Какие задачи ставят тренеры перед собой:

  • научить ползать на животе, уметь становиться на четвереньки и передвигаться в таком положении;
  • улучшить координацию, повысив уровень двигательного развития, научив стойке на коленях, самостоятельному подъему с пола, используя на начальных этапах подручные средства, ставить ноги и выпрямлять их, стоять рядом с опорой, держась или не держась за нее;
  • скорректировать проточную сгибательно-приводящую установку кистей;
  • улучшить подвижность суставов рук, плечевого и тазобедренного пояса;
  • научить преодолевать патологические тонические рефлексы;
  • развить статистическую и динамическую устойчивость;
  • сформировать предметную манипуляцию руками;
  • улучшить ориентировочную способность;
  • способствовать развитию жестикуляционной речи.

Это далеко не все задачи, стоящие перед специалистами. Во многом они зависят от имеющихся способностей и возможностей. Чем точнее будут составлены планы, тем проще будет добиваться успеха в развитии.

Виды упражнений

Главный принцип подбора методики и набора упражнений – индивидуальность. Презентация занятий физкультурой с детьми инвалидами всегда начинается именно с такого слогана. Врачи определяют, как проявляется патология, и только после этого назначают определенный вид лечебных упражнений. Это могут быть и специальные гимнастические упражнения, и купание в бассейне.

Упражнения, стимулирующие развитие двигательного аппарата

Пример №1

Исходное положение: ребенок садится на пятки таким образом, чтобы стопа максимально ровно находилась на поверхности. Далее инструктор или член семьи становится впереди и кладет руки себе на плечи и фиксирует область таза своими руками. После этого начинается постепенное наклонение таким образом, чтобы в конечном итоге он оперся на колени.

Далее необходимо взяться ладонями за подмышки и наклонять в разные стороны. Со временем необходимо немного ослаблять свое усилие, чтобы обучаемый пробовал сам перемещать центр массы. Амплитуда должна быть такая, чтобы при перенесении тяжести на одну ногу другая отрывалась от пола. Когда это будет получаться, можно пробовать разводить ручки по сторонам, чтобы улучшалось равновесие.

Существуют упражнения, которые стимулируют двигательный аппарат

Пример №2

Исходное положение: малыш сидит на стуле, а тренер становится впереди, лицом к нему. Дальше необходимо выполнить фиксацию ножек малыша своими ногами, взять его за руки и аккуратно потягивать их к верху, на себя и в стороны. Со временем стараться делать так, чтобы он опирался на ноги и вставал в таком положении при помощи инструктора и самостоятельно.

Развитие гибкости и растяжки

Пример №3

Исходное положение: ребенок садится на пол и вытягивает ноги ровно, таким образом, чтобы корпус тела находился в перпендикулярном положении. Естественно, обучающий должен постоянно находиться рядом и помогать. На выдох выполняются наклоны вперед. Нужно стараться, чтобы обучаемый тянулся руками к кончикам ног. При необходимости, можно помогать при наклоне.

Упражнения, способствующие расслаблению

Пример №4

Для расслабления верхних конечностей необходимо, чтобы малыш лег на спину. Далее инструктор фиксирует ему туловище. Можно аккуратно сесть на ребенка, не опираясь всем весом тела. Далее, фиксируя одной рукой область плеча, тянет за руку вверх. В таком положении необходимо подождать 10-15 секунд. Дальше другую руку.

Также предлагаем вам видео:

Советы специалистов

Практически все специалисты, которые длительное время работают с детьми, больными ДЦП, отмечают, что они значительно быстрее развиваются, если проводить упражнения постоянно, начиная с самого раннего возраста. Кроме этого, они отмечают важность индивидуального подхода к каждому малышу. Учитывать необходимо все особенности пациентов.

Упорный труд и любовь к детям – залог успеха при проведении ЛФК.

реабилитация после инсульта

Реабилитация после инсульта – это комплекс мероприятия, который улучшают психосоматический статус, способствуют восстановлению функций, профилактике повторных цереброваскулярных нарушений, улучшают качество жизни, снижают инвалидность и смертность.

Цели реабилитационных мероприятий

Цель постинсультной реабилитации – сокращение количества осложнений после острых нарушений мозгового кровообращения, достижение полного или частичного восстановления утраченных неврологических функций и максимальной способности больного вернуться к повседневной активности.

Основные задачи упражнений для восстановления после инсульта:

  1. Ускорение восстановительных процессов.
  2. Профилактика инвалидизации и сокращение осложнений.

Организм человека создан для движения, и благодаря нему развивается в первые годы жизни нервная система. Потому функциональное восстановление невозможно без кинезиотерапии. Лечебная гимнастика, массаж, механотерапия остаются основным звеном реабилитации. Восстановление физической работоспособности – это основной критерий успешности мероприятий. Понятие включает:

  • самостоятельность в ежедневных делах;
  • возвращение на рабочее место или переподготовку для другой занятости.

Программа реабилитации составляет индивидуально в зависимости от характера нарушений и состояния больного. Основные направления можно представить так:

  1. Использование физических упражнений, массажа, кинезиотерапии для преодоления двигательных нарушений.
  2. Восстановление речи и памяти.
  3. Психологическая и социальная реабилитация в семье и обществе.
  4. Профилактика отсроченных осложнений и повторного риску с учетом индивидуальных факторов.

Направления реабилитации

Медико-социальная реабилитация предусматривает несколько направлений:

  1. Медицинское – предполагает раннюю диагностику, госпитализацию, патогенетическую терапию, профилактику осложнений.
  2. Физическое – использование физических факторов и средств лечебной физкультуры для ускоренного восстановления и профилактики инвалидности. Включает упражнения при инсульте, мануальную и рефлексотерапию, аппаратную физиотерапию.
  3. Психологическая – направлена на преодоления подавленного состояния, связанного с инсультом, содействие выздоровлению и мотивация пациента. Помогает адаптироваться к новым условиям жизни.
  4. Профессиональное – направление, которое восстанавливает и поддерживает профессиональную деятельность больного. Включает экспертизу работоспособности, рациональное трудоустройство, своевременное лечение.
  5. Социальное – предусматривает не только возврат к прежнему состоянию, а развитие психических и физических функций. Возвращение к самостоятельности на работе и в жизни.

Отдельным направлением реабилитации считается эрготерапия, используемая на этапе выздоровления для того, чтобы адаптировать пациента к рабочему месту и социальным условиям.

Этапы реабилитационного курса после инсульта

Выделяют три этапа реабилитации после инсульта: стационарный, поликлинический, санаторно-курортный.

Постинсультная реабилитация бывает ранней и поздней:

  1. Ранняя реабилитация начинается в первые часы после появления симптомов инсульта в острый период заболевания и продолжается до 3-6 месяцев. Этап предусматривает фармакологическую поддержку дыхания, сердечно-сосудистой системы, нормализацию водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса, улучшение психоэмоционального состояния. На раннем этапе проводится лечебная физкультура: лечение положением, дыхательная гимнастика, пассивные движения и ранняя вертикализация в зависимости от состояния пациента.
  2. Поздняя реабилитация означает, что пациент находится в отделении реабилитации санатория, поликлиники, или занимается индивидуально с реабилитологом. Специалисты пользуются методами реабилитации после инсульта: лечебная физкультура, физиотерапевтические мероприятия, массаж, восстановление двигательного и сенсорного дефицита, эрготерапию, психотерапию, занятия с логопедом и социальную реабилитацию.

Клинический результат достигается при работе мультидисциплинарной команды с врачом-неврологом, реабилитологом, физиотерапевтом, логопедом, медсестрой, психологом и семье пациента в составе. Реабилитация после инсульта на дому начинается на поликлиническом этапе с привлечением специалистов или повторением изученных движений.

Принципы реабилитации

Основные принципы реабилитации позволяют организовать процесс и добиться результатов:

  1. Партнерство – сотрудничество между пациентом и врачом предполагает, что реабилитация – это целенаправленная деятельность, успех которой зависит от активности и мотивированности больного.
  2. Разнообразия – это комплекс мероприятий для реализации медико-педагогических и лечебно-восстановительных заданий, которые направлены на достижение целей больного и восстановление его отношений с миром.
  3. Единство психосоциальных и биологических методов – комплексность использования лечебно-восстановительных мероприятия с привлечением различных специалистов.
  4. Последовательности – основан на поэтапном назначении восстановительных процедур с использованием динамики функционального состояния пациента, его возраста, сопутствующих заболеваний, устойчивости к физически нагрузкам.
  5. Систематичности и регулярности – два важных принципа, которые означают непрерывность процесса реабилитации.

Медикаментозная реабилитация

Медикаментозное лечение после инсульта назначают в реанимации, чтобы вывести пациента из комы и ограничить участок поражения при геморрагическом инсульте, восстановить кровообращение – при ишемическом.

Проводят коррекцию дыхательных нарушений с помощью введения кислорода с пульсометрией. Тактика для регуляции функции сердечно-сосудистой системы зависит от типа инсульта:

  • при ишемическом снижают артериальное давление, если оно превышает 220/120 мм рт. ст. до показателей 180/100 мм рт.ст в среднем у пациентов с гипертонией , используется каптоприл, клонидин;
  • при геморрагическом не рекомендовано снижать АД ниже, чем на 15-20% от исходного уровня, используют блокаторы кальциевых каналов (нимодипин).

Постоянно измеряется водно-электролитный баланс и осмолярность плазмы. При отеке головного мозга водный баланс поддерживают на уровне 300–500 мл. При сахаре в крови выше 10 ммоль/л применяют инсулин, при гипогликемии (глюкозе ниже 2,8 ммоль/л) – 10% раствор глюкозы внутривенно.

Патогенетическая терапия при ишемическом инсульте предусматривает введение антикоагулянтов, при геморрагическом – введение электролитных растворов и ангиопротекторов.

Комплекс упражнений после инсульта

Упражнения после инсульта – это не просто восстановления силы паретичной руки и ноги. Необходимо разбудить нервную систему в целом, научить ее заново пользоваться телом.

Пассивные нагрузки

С первых дней, еще до развития спастичности, используют лечение положением для профилактики контрактуры рук и ног. Конечности укладывают в противоположность позе Вернике-Манна: локоть и кисть разгибают, плечо отводят, под стопы подставляют подушку, чтобы исключить свисание, под коленями располагается валик для сгибания под углом 15-20 градусов. Пораженные конечности лежат на подушках. Даже в положении лежа на здоровом боку не допускается свисание плеча и локтя, используется перчатка на кисти, а под колено подкладывается подушка. Каждые 1,5-2 часа изменяют положение конечности, чередуя сгибание и разгибание. При повышении эластичности мышц лечение положением останавливают.

Пассивную гимнастику начинают с проксимальных отделов конечностей, продвигаясь к дистальным: плечевой – локтевой – лучезапястный суставы – пальцы. Движения выполняют плавно, но в максимальной амплитуде, изолированно. Сначала по 3-4 повторения, потом – 6-10 раз.

При работе с паретичный плечом нельзя растягивать суставную сумку. Одной рукой сустав фиксируется, а другой – выполняются круговые движения с поддержкой за согнутый локоть с нажатием в сторону суставной впадины.

Больного обучают выполнять волевые сигналы для сокращения мышц, одновременно сопровождая его импульс пассивным движением: разгибанием локтя, сгибанием стопы.

Активные физические нагрузки

На третьей неделе после инсульта больного переводят на расширенный постельный режим, который предполагает увеличение активных нагрузок. ЛФК направлено на повышение тонуса, снижение напряжения в паретичных конечностях, стимуляцию активных движений, улучшение трофики. Больного готовят к сидению и переходу в положение стоя. Реабилитация после микроинсульта обычно начинается с активных нагрузок, поскольку отсутствует неврологический дефицит.

Упражнения после инсульта выполняются здоровыми частями тела, а пораженными – пассивные для расслабления. Сохраняется дыхательная гимнастика. Занятие начинают со здоровых конечностей, чередуют с расслаблением пораженных: сгибание и разгибание плеча, супинация и разгибание предплечье, отведение большого пальца кисти. Для ног используют сгибание и ротацию бедра, сгибание голеностопа, пронацию стопы. Используют облегченные положения: пальцы лучше разгибаются при согнутой кисти, предплечье разгибается при приведенном плече, супинация лучше, когда локоть согнут. Отведение бедра лучше при коротком рычаге – согнутом коленном суставе. Следует избегать синкинезий – одновременных движений в других сегментах конечностей.

Больного просят напрягать мышцы бедра, трицепс – разгибатели локтя. Для помощи фиксируют конечность эластичным бинтом. Чтобы стимулировать активные движения, конечностям придают подвешенное (облегченное) положение с помощью блоков, гамачков. Сначала движения осваивают на здоровой стороне, потом – на пораженной. Постепенно больного усаживают с удержанием туловища под углом 30 градусов на 5 минут, избегая ускорения сердцебиения. Постепенно угол увеличивают до 90 градусов, а время – до 15 минут. для сидения используют подушки. Ноги обязательно стоят на скамейке, на голени – специальная обувь или бинт, препятствующий свисанию голени. Рука не свисает, а поддерживается лонгетом.

Упражнения для восстановления памяти

При поражении левого полушария необходимо совершенствовать счет, логику, при поражении правого – пение, словарный запас. Счет нужно производить с одновременным перекрестным касаниями противоположной рукой колена или с имитацией шага, чтобы создать возбуждение в нескольких зонах коры головного мозга. При утрате способности к абстрактному мышлению нужно петь, декламировать стихи. В качестве упражнения для восстановления памяти после инсульта пациента просят назвать предметы в комнате, а затем – кратко описать каждый из них, придумать синонимы.

Упражнения для восстановление когнитивных функций

Когнитивные задачи – это не только кроссворды и паззлы. Иногда пациентам сложно восстановить последовательность действий в ежедневном ритуале: поход в ванну и чистка зубов. Тогда его просят называть вслух каждое действие для формирования новых навыков и взаимосвязей.

Упражнения для восстановления артикуляции

Артикуляция зависит от подвижности языка и лицевой мускулатуры. Используется тренировка произношения букв: о, а, э, у и б, п, м. Для закрывания рта требуется помощь рук. Больного просят пить из трубочки, надувать шарики или удерживать воду во рту.

Сначала проводят расслаблением мышц языка: его аккуратно тянут на 1-2 минуту, держась за кончик пальцами с салфеткой. Больного просят высунуть и засунуть язык, перевести его вправо и влево. Нажатием на щеку стимулируют движение языка, просят давить изнутри на щеку с сопротивлением, одновременно переводя взгляд в сторону усилия.

Упражнения для восстановления речи

Афазия возникает при левостороннем инсульте, при котором повреждается речевой центр мозга. В результате развиваются проблемы с коммуникацией. Логопеды работают с больными на этапе восстановления, стимулируя функцию языка с помощью карандаша, цоканья. Иногда при восстановлении речи используется пение, так как правое полушарие остается функциональным. Усилия направлены на соединение звуков.

Упражнения для глаз

Пациентам приходится заново осваивать рефлекторное моргание: медленно открывать и закрывать веки, помогая себе пальцами. Выполнять вращение по часовой стрелке для медленной растяжки глазодвигательных мышц. Смотреть на палец, расположенный на расстоянии 30 см, и вдаль от него – на окно или другой большой предмет. Фокусировать на приближающимся предмете. Переводить взгляд с двух неподвижных точек влево-вправо, расширяя возможности периферического зрения.

Специальная гимнастика при головокружении предполагает следующую тренировку: пациент упирается ладонями в стену с отметкой в виде точки или линии. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, старается сфокусировать взгляд на отметке.

Упражнения для рук

Восстановление рук стоит начинать с когнитивной тренировки и ношения бандажа для плечевого сустава при сидении или стоянии, чтобы избежать растяжения капсулы.

Упражнения для рук после инсульта начинают с плечевого сустава: поднимание надплечий на вдохе и опускание на выдохе, вращение плечами вперед и назад. Для восстановления проприоцепции используются диагональные движения PNF – методики проприоцептивной нейромышечной фасилитации. Здоровая рука помогает ослабленной или паретичной выполнять движения:

  • d1 или первая диагональ: из положения приведения к противоположному бедру вверх по диагонали до полного отведения и сгибания плеча;
  • d2 или первая диагональ: из положения приведения к противоположному плечу в отведение в сторону и вниз.

Движения сопровождаются ротацией кисти в пронацию и супинацию, имитируют захват или намерение дотянуться до чего-либо. Основная цель реабилитация пациентов после инсульта – движение ради цели.

В положении лежа на здоровой стороне инструктор ЛФК стимулирует движение плеча с разворотом туловища – пациент помогает в движении, а потом выполняет их с сопротивлением. В том же положении с опорой на здоровый локоть выполняет отведение и приведение руки, при этом ладонь лежит на свернутом полотенце, разворот туловища помогает выполнить движение.

Развитию проприоцепции способствует формирование опорной функции: больного усаживают так, чтобы пораженная рука с опором на локоть поддерживала все тело. В этом положении проводят раскачивания. Возможна опора на два предплечья, подобно позе кобры в йоге. Развивают навык переворачивания с опорой на кисть или предплечье.

Упражнения для кисти

Для расслабления паретичной руки ладонь укладывается на поверхность стола, а диагональное отведение выполняется здоровой конечностью с обязательным разворотом туловища.

Раньше мелкую моторику стимулировали с помощью мячиков, массажеров с шипами с первых дней, пытаясь «оживить руку». Но доказано, что избыточная стимуляция ладони только усиливает спастичность.

Упражнения для кисти начинаются тогда, когда доступны движения в плечевом и локтевом суставах. Стимулировать движение можно с помощью фитбола: катать мяч распластанной ладонью, сочетая движение во всех суставах и туловище.

Дотягивание пальцами – основное упражнение для кисти. Выполняют движение в положении сидя, стоя с разворотом туловища. Используют ладонь для опоры стоя у стола или сидя на кровати, в положении на четвереньках. При возвращении движений усложняют действия, добавляя разгибание и отведение пальцев, завязывание узелков.

Упражнения для ног

Движение шага начинается со ступней, разгибания, потому важно восстановление функции разгибателя большого пальца и удерживать стопу в физиологическом положении.

Упражнения для ног после инсульта начинаются из положения лежа и сидя, при этом инструктор ЛФК или родственник выполнят нажатие на пятку и на фаланги пальцев, имитируя движения стопы во время ходьбы – перекат. Надавливанием на большой палец сверху и снизу, улучшается его разгибание и сгибание. В положении сидя стопа устанавливается на мягкий валик – фоам-роллер, инструктор удерживает свод, имитируя подъем пятки или носка. Стоя с опорой инструктор помогает отрывать от пола пятку, удерживая ладонью переднюю часть стопы на полу. Также развивается реакция опоры в шаге у шведской стенки с переносом веса тела на пораженную конечность.

Упражнения для туловища

Одним из первых упражнения для тела является активное сидение. Мышцы спины тренируются в изометрическом режиме: физиотерапевт одной рукой надавливает на спину со стороны трапециевидной мышцы, а с противоположной стороны на область грудной мышцы. Активируется широчайшая мышца спины, которая удерживает вертикальную позу.

В положении на четвереньках выполняется сгибание и разгибание поясничного отдела. Скольжение стопы назад увеличивает нагрузку на глубокие мышечные слои, физиотерапевт следит за тем, чтобы поясничный лордоз не увеличивался.

Упражнения в положении лежа

Переход в положение сидя – один из главных навыков. Для начала пациента обучают разворачивать плечевой пояс, а после – ноги, согнутые в коленях, и таз. Движение выполняется пассивно, затем активно.

Удерживая пораженную руку, пациент обучается разворачивать верхнюю часть тела относительно стабильного таза – тянет себя по диагонали. Затем развороты таза и верхней части тела идут одновременно для растяжки и активации мышц живота.

После этого пациент обучается переворачиваться на бок:

  • рука на стороне поражения (края кровати) отведена в сторону на 90 градусов, развернута ладонью наружу;
  • ноги согнуты в коленях, противоположная рука лежит на животе;
  • физиотерапевт толкает плечо в сторону края кровати, инициируя разворот туловища, одновременно подталкивает ноги;
  • из положения лежа на боку, пациенту помогают приподняться, придерживая за плечо и таз, отталкиваясь от поверхности рукой, которая сверху;
  • рука, находящаяся снизу, формирует опору на локоть и предплечье.

Данный навык отрабатывается на ковре, на мягких матах, чтобы активировать все мышцы тела.

Упражнения в положения сидя

В положении сидя больного обучают переносить вес тела с опорой на пораженную руку. Ноги при этом стоят на скамейке с опорой для стопы. Опираясь на руку, пациент сначала провисает лопаткой и плечом, не включая мышцы туловища. Затем приподнимает туловище, активируя мышцы спины и живота. Опора на одну руку дополняется ротацией, осуществляемой противоположной рукой в виде горизонтального или диагонального приведения и отведения.

Сидя возле столешницы выполняются движения для активации мышц туловища. Пораженная рука, развернутая ладонью вниз, с помощью физиотерапевта продвигается вперед по поверхности стола. Обратное движение к телу осуществляется в супинации – ладонью вверх. Сперва инструктор помогает пациенту, потом создает сопротивление движению.

В положении сидя, укладывая руки на поверхность лавки, выполнять наклоны туловища вперед, позволяя локтям сгибаться. Упражнение сначала выполняется пассивно, потом активно.

В положении сидя учиться поднимать одну колено, одновременно разворачивая туловище, противоположное плечо и выводя руку вперед и в сторону поднятой ноги. Имитацию шагов можно дополнить тягой эластичной ленты сидя с разворотом туловища.

Упражнения в положения стоя

Тренировки этого блока начинаются с самостоятельного перехода в положение стоя. Для этого пациента учат перемещать таз на седалищных буграх ближе к краю кровати. Затем обучают наклоняться вперед и отталкиваться пятками от пола, чтобы инициировать разгибание в тазобедренном суставе. Для начала физиотерапевт поддерживает пациента в области ягодичных мышц, помогая разгибанию.

В положения стоя выполняются упражнения на отведение и приведение руки по диагоналям, протягивание руки к предметам, расположенным на различной высоте. Перенос веса тела на одну ногу в шаге, когда здоровая нога стоит чуть позади с опорой на носок и другие восстановления ходьбы. Пациента обучают перекату стопы, отталкиванию от пола, сгибанию бедра. Маховые движение руками с разворотом туловища для имитации шага.

Упражнения для улучшения координации

Координация движения во время ходьбы зависит от степени вовлеченности мышц туловища и чувства равновесия. Потому упражнения для тренировки вестибулярного аппарата должны вовлекать все мышечные группы в цепях, используемых в шаге. Зачастую проблема заключается в том, что исчезает ротация в грудном отделе, потому человеку приходится раскачиваться из стороны в стороны. Это повышает вероятность падения.

Пациентов обучают переносить вес тела на одну ногу с опорой стоящей сзади другой ноги на носок. Подниматься на низкую ступеньку. В позднем периоде реабилитация – тренировки на нестабильной опоре для укрепления вестибулярного аппарата и улучшения суставного чувства – проприоцепции.

Дыхательная гимнастика

Дыхание – это первое упражнение после инсульта, которое рекомендовано выполнять еще в стационаре. С помощью дыхания пациента обучают включать и расслаблять целевые мышцы. Растяжку производят на выдохе, грудные мышцы и широчайшие мышцы спины работают на вдохе, а мышцы живота – на выдохе. Пациента обучают диафрагмальному дыханию с расширением ребер в стороны. Это позволяет избежать болей в спине, связанных со спастичностью.

Сколько длится период реабилитации

Регламентированных сроков реабилитации не существует, все зависит от размера очага поражения, нейропластичности, возраста и состояния здоровья пациента. Скорость и степень возобновления функций индивидуально. Одним достаточно полугода, другие остаются со спастикой спустя год. Через 12 месяцев наступает период отсроченных нарушений. По динамике за 3 и 6 месяцев реабилитолог следит за тем, какие функции могут быть восстановлены.

О пользе ЛФК

ЛФК – это не просто тренировки отдельных мышц для увеличения силы. Каждое упражнения состоит в простых ежедневных движениях, применяется для того, чтобы облегчить жизнедеятельность и улучшить самостоятельность. По мере освоения навыков опоры на конечности, переворачивания, вставания нагрузка увеличивается. Комплекс упражнений при инсульте постоянно обновляется в зависимости от динамики восстановления. Программа всегда индивидуальна и последовательна. Без самостоятельного вставания бесполезно начинать ходить, без движения в плече невозможно восстановить кисть.

Оборудование для реабилитации после инсульта не всегда должно быть сложным. Достаточно эластичных лент, небольших гантелей, скамейки, мячиков и фитбола. В современных центрах используют компьютерные программы с биологической обратной связью, стабилоплатформы, тренажеры с устанавливаемым углом и режимом нагрузки.

Противопоказания к ЛФК

Ранняя вертикализация – основной принцип реабилитации больных после инсульта. Но к противопоказаниям относится нестабильная гемодинамика, высокое артериальное давление, тахикардия, повышенная температура тела, тошнота и другие признаки отека мозга. Мероприятия не проводят при нестабильной стенокардии, аневризме аорты, тахикардиях, тромбозе, тяжелом течении сахарного диабета, деменции.

Каждый современный человек знает известный постулат о том, что движенье это жизнь. Поэтому у людей с ограниченным потенциалом движения возникает ощущение непригодности к жизни, и на основании этого человек, прикованный к инвалидной коляске, впадает в депрессивное состояние.
Лучшие учёные-медики многих стран разработали огромное количество различных физических упражнений, которые помогут активизировать и быстро найти в себе силы продолжать полноценно жить обычной человеческой жизнью и приносить пользу обществу.
Во многих поликлиниках Израиля в кабинетах физиотерапии или просто на дому у пациента вам могут предложить самый простой комплекс физических упражнений, помогающий кровообращению и активизации мышц тела при долгом нахождении в инвалидной коляске.
Упражнение 1 (10 секунд не больше)
Вам нужно развести обе руки в стороны на уровне плечевого пояса и попробовать завести руки медленно и осторожно назад на максимально приемлемое для вас расстояние. Так, чтобы вы не испытывали сильные боли.

Упражнение 2
Сомкните пальцы рук перед собой в замок затем, вытянув руки вперёд, выверните ладони.

Упражнение 3
Переплетя пальцы рук, попытаться как бы достать до потолка.

Упражнение 4
Находясь в положении сидя (можно в коляске), попробуйте завести согнутую руку в область затылка и при помощи другой руки попытаться достать до лопатки. Затем, поменяв руки, сделать тоже самое другой рукой.

Упражнение 5
Медленно делать повороты всего корпуса тела из стороны в сторону с заведённой за плечами гимнастической палкой с постепенной амплитудой увеличения разворотов.

Упражнение 6
Аккуратно сразу обеими руками сделать маховые движения рук влево одновременно с разворотом вашего тела в ту же сторону. Затем повторить то же самое вправо.

Упражнение 7
Взять заранее приготовленный резиновый тренажёр и растягивать его в положении рук вперед и в разные стороны.

Упражнение 8
Постепенно увеличивая скорость, выполнять вращательные движения вперёд, а затем назад.

Упражнение 9
Наклонившись вперёд, опустить руки в свободной позе вниз, почти касаясь пола. В такой позе медленно раскачивать головой влево и вправо, затем вперёд-назад.

Упражнение 10
Поднять руки перед собой и сильно потрясти кистями в расслабленном состоянии.

Упражнение 11
Постараться в ритме напрягать брюшной пресс.
Силой втянуть в себя воздух, а затем силой его выдохнуть.

Попробуйте выполнять этот комплекс физических упражнений каждый день, и вы обеспечите себя жизненной активностью и вкусом к жизни. Воспрянете духом и быстрее найдете полезное и выгодное занятие для себя и для общества вокруг вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *