Упражнения для развития речи

Наталия Заикина
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23. Для чего зимой надевают шубы?

24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Игра «Что на что похоже и почему?»

Задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Вид упражнений — скороговорки.

Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола — колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями: (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. «

Сравнение двух или более предметов.

• Чем похожи эти слова:

o кошка, книга, крыша;

o число, весло, кресло;

• Назовите общие признаки:

o яблока и арбуза;

o кошки и собаки;

o стола и стула;

o ели и сосны;

o голубя и дятла;

o ромашки и гвоздики.

• Чем отличается:

o ручка от карандаша;

o рассказ от стихотворения;

o сани от телеги;

o осень от весны;

o дерево от кустарника;

o лиственное дерево от хвойного дерева.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. (Объяснить ход рассуждений.)

ночник, торшер, свеча;

слива, яблоко, персик;

брюки, шорты, юбка;

корова, лошадь. Лев;

елка, береза, сосна;

картофель, морковь, огурец;

петух, гусь, воробей;

коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом «а”, в котором будут объединены оба антонима.

o покупать –

o открывать –

o помнить –

o встречать –

o толстый –

o мелкий –

o полный –

o знаменитый –

o голодный –

o брать —

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.

С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

темное прошлое –

слабый мороз —

сахар сладкий, а перец. ,

дорога широкая, а тропинка. ,

пластилин мягкий, а камень. ,

чай горячий, а мороженое. ,

кисель густой, а морс. ,

лист наждака шершавый, а лист бумаги.

Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.

Днем светло, а ночью.

Другой вариант:

Логические задачи:

• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

• ваза хрустальная, а стакан легкий;

• зебра полосатая, а леопард злой;

• холодильник белый, а ковер мягкий;

• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

«Отвечай быстро”

Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

• Кого больше зверей или насекомых?

• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до.)»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

Продолжи ряд.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение, лук — оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь — Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки — пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

«Слова-приятели» (упражнение на синонимы).

Задание №1.

«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)

«Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание №2.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание №3.

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Задание №4. «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол -. «.

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Задание №5. «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. » (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.

Задание № 6. «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Задание № 7. «Кто? Что?»

(составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Задание №8. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

«Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».

«Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка?

— Кто главный герой?

— Что происходит?

— Какие герои нарисованы на картинке?

— Какой у них характер?

— Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное.

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Содержание

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как провести логопедические занятия для детей 3-4 лет дома?

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.

Кому заниматься с малышом?

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: программа развития ребенка от 2 до 3 лет: интересные упражнения на каждый день). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: развитие речи с 4-5 лет). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие упражнения для развития речи у детей 2-х лет

Рекомендации

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие существуют игры для развития речи детей 5-6 лет?

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами. Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения: (подробнее в статье: как научить ребенка хорошо выговаривать букву Л?)

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно выговаривать букву «р» в домашних условиях?

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится коррекция уздечки языка у детей? (3 оценили на 3,67 из 5) Loading… Поделитесь с друьями!

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры – нетрадиционная форма развития речи. Они помогают использовать ресурсы головного мозга, развивая память, внимание, творческое мышление.

В этой статье вы узнаете, почему пальчиковые игры положительно влияют на речевое развитие малышей, как правильно проводить пальчиковую гимнастику у детей разного возраста, какие еще нетрадиционные формы детской деятельности стимулируют нервные окончания на кончиках пальцев.

Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка

Пальчиковые игры для развития речи – это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь.

За речевое развитие в головном мозге отвечают зона Вернике и зона Брока. Рядом с ними находятся области мозга, ответственные за тонкие движения пальцев рук. Во время занятий пальчиковой гимнастикой и другими аналогичными играми происходит одновременная стимуляция речевых зон.

Психоневрологам известно, что наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет

Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.

Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года

Поскольку у детей раннего возраста нередко имеется повышенный тонус кистей рук, их пальчики часто зажаты в кулачок. Для улучшения координации движений и развития мелкой моторики нужно регулярно массажировать кисти и пальчики ребенка. Такой массаж в 1 год проводится в игровой форме.

  1. Гладим ручку малыша с внешней и внутренней стороны от пальчиков к локтю и обратно.

— Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими я сейчас играю.

  1. Гладим пальчики по направлению к ладошке и обратно, нежно разминая каждую фалангу.

— Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в стороне.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Мягко постукиваем по пальчикам по направлению от подушечек к ладошке.

— Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

  1. Массируем подушечки пальцев, мягко надавливая на них. По кругу проводим массаж ладошки.

— Сорока-ворона печку топила,
Кашку варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он печку не топил,
Он дров не носил.

  1. Повторяем первое упражнение.

Такой массаж рекомендуется делать ежедневно.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Все упражнения проводятся в игровой форме, так как в этом возрасте игра является ведущей деятельностью.

  • «Рыбак». Маленьким сачком, который можно сделать своими руками, выловить из миски с водой кусочки пробки, пенопласта, бусины большого размера и выложить их на тарелку. «Удочку» держим одной рукой.
  • «Дорожка». Заполнить манкой или пшеном «дорожку», границы которой выложены из картона или из бумажных полосок. За пределы «дорожки» крупу нельзя просыпать.
  • «Волшебная ложечка» . Пересыпать крупу из одной чашки в другую, осторожно беря ее ложечкой. Затем можно все повторить в обратную сторону.
  • «Салют». Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки, сложить их на ладошку и подбросить вверх.
  • «Бумажный комочек» . Скомкать лист бумаги в плотный комочек.
  • «Волшебные палочки» . Сложить из счетных палочек дорожку, елочку, домик. Аккуратно собрать их в коробочку, беря по одной штуке.

Комплекс упражнений завершается расслабляющим массажем ручек и пальчиков.

Игры-потешки

Народные традиции воспитания детей, начиная с ранних месяцев жизни грудничка, предусматривали игры-потешки с пальчиками и ручками.

  • «Сорока-белобока» . Всем известную потешку можно усложнить, пригибая «послушные пальчики» к ладошке и шутливо потряхивая «ленивый» мизинчик.
  • «Ладушки-ладушки» . Хлопаем в ладоши, держа ручки малыша в своих руках и приговаривая: «Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки, хлопали в ладошки, хлопали немножко».
  • «Домики зверей» . Взрослый может помогать малышу, держа его ручки за запястья.
  • «Прятки».

Играть с малышом нужно весело, эмоционально, тогда, когда он находится в хорошем настроении.

Игры с резиновыми игрушками

Резиновые игрушки-пищалки – это отличное средство для совершенствования пальчиковой моторики и развития речи на первом году жизни грудничка. Сжимая игрушку, малыш быстро начинает понимать, за счет чего появляется пищащий звук. Далее он воспроизводит его уже намеренно. Давящее воздействие материала, из которого сделаны игрушки, массирует пальчики, действует на речевые зоны мозга.

Естественные тренажеры для пальчиков – вода, песочек

Песок и вода развивают чувствительность пальцев рук, кинестетические ощущения. Погружая руки в песок, просеивая его между ладонями, сжимая и перетирая, малыш делает самомассаж.

Воздействие песка разной структуры, температуры и влажности на нервные окончания одновременно способствует речевому развитию.

Игры с песком:

  • делать на влажном песке отпечатки ладошек;
  • рисовать пальчиком линии, зигзаги и простые фигуры;
  • прятать во влажном песке мелкие игрушки, камешки;
  • закапывать в песок ладошку и поочередно доставать пальчики;
  • показать, как пальчики «гуляют», «прыгают» по песку.

Игры с водой снимают гипертонус пальчиков и кистей рук, увеличивают объем движений. Контраст температуры воды и воздуха, а так же температура воды в разных емкостях закаливают малыша, повышают чувствительность пальцев. Оптимальное время игр с водой – не более 5-7 минут.

Упражнения с водой:

  • «Теплый, холодный» . Ребенок купает разноцветных рыбок, мячики и другие игрушки поочередно в прохладной и в теплой воде.
  • «Поймай льдинку» . Ребенок достает сачком из воды опущенные в нее льдинки. Сачок нужно держать только одной рукой и выкладывать льдинки на тарелочку.
  • «Достань ракушку (камешек) из воды». Малыш достает одну ракушку, которую ему предварительно показали родители, из общей массы, лежащей на дне.
  • «Что как плавает» . Опустить в воду предметы с различными свойствами: ткань, камешки, резиновую игрушку, бумажную лодочку, кусочек пенопласта. Понаблюдать, что плавает, что тонет, что мокнет. Достать предметы, рассмотреть их, потрогать.

После игры нужно вытереть ручки сухим полотенцем и переключить внимание малыша на другую деятельность.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 3 лет

Пальчиковая гимнастика для развития речи в 1,5-3 года может сопровождаться показом картинок. Сначала можно показать яркое красочное изображение, показать, а затем выполнить упражнение. С течением времени малыш усвоит материал и сам вспомнит, что нужно делать. Завершает гимнастику легкий массаж и поглаживание пальчиков и ручек.

Разогреваем пальчики перед основными упражнениями-играми

Чтобы пальчиковые игры для развития речи принесли максимальную пользу, важна правильная подготовка к ним. Она совсем не сложная – достаточно разогреть ладошки, потирая их друг о друга. Если малыш затрудняется сам это сделать, мама должна ему помочь.

В дополнение к этому можно ласково погладить пальчики от подушечек к ладони и наоборот. Не будет лишним мягкое растирание ручек от кисти до локтя и обратно. Все воздействия выполняются очень осторожно и бережно, чтобы не вызвать негативную реакцию ребенка.

Игры с хлопками

Эти игры – вариация игры в «ладушки». Они развивают мелкую моторику, чувство ритма, внимание, мышечную память. Стихотворные тексты, сопровождающие хлопки, можно произносить нараспев, можно их декламировать. Хлопки можно делать в свои ладошки, в ладоши партнера, по телу, по столу.

  • «Огород». Дети хлопают в свои ладошки или в ладони родителей.
  • «Танец с кошкой». Сопровождается ритмичными хлопками.

Кошка замуж выходила,
Нас на свадьбу пригласила,
Мы станцуем танец с ней, чтоб порадовать гостей.

  • «Голубки».

Развивающие стихи под пальчиковые игры

Если стихи, сопровождающие пальчиковую гимнастику, содержательны и интересны, польза от такой коррекции удваивается.

  • Котятки
  • Птички-невелички

Маленькие птички,
Птички-невелички.
По лесу летают,
Песни распевают (машем руками-крыльями),
Буйный ветер налетел (руки вверх),
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (закрыли голову руками),
Там уютно и тепло.

  • Две руки

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! (показываем руки),
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем),
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (зажимаем)
Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая!
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! (рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! (обнимаем себя)

Игры, развивающие творчество и речь

Такие пальчиковые игры для дошкольников раннего возраста обязательно сопровождаются показом картинок или игрушек, предметов. У малышей 1,5-3 лет преобладает наглядно-образное мышление, так они лучше усваивают материал.

Творческие речевые игры хороши тем, что они одновременно решают несколько задач. Такие игры положительно действуют на мелкую моторику кистей рук, развивают память и внимание, стимулируют речевое развитие.

  • «Сказки»

— Будем пальчики считать,
Будем сказки называть (играем пальчиками).
Эта сказка «Теремок»,
Эта сказка «Колобок»,
Эта сказка «Репка»
Про внучку, бабку, дедку (трогаем большим пальчиком остальные пальцы).
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад!

  • «Домашние животные» Во время чтения текста поочередно показываем пальчики на одной и на другой руке.

Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Ой, сюда комар летит! Прячьте ручки! (убираем за спину)

  • «Снежок»

После того, как игры будут освоены, можно попробовать дать малышам самостоятельность и предложить самим показать то, о чем говорится в стихотворном тексте.

Рисование

Во время рисования дошкольник использует мышечные, зрительные, осязательные анализаторы. Память, внимание, умение анализировать – дополнительные плюсы, получаемые во время этого творческого процесса помимо развития мелкой моторики.

В возрасте 1,5-3 года лучше использовать пальчиковые краски и большие листы бумаги. Можно взять ватман, остатки обоев. Желательно использовать не более 2-4 цветов, начинать лучше с красного и желтого. Вода в этом случае не используется.

Рисованием стоит заниматься, пока у ребенка есть желание. Длительность занятий – от 1-2 до 15-20 минут. Время занятия увеличивается постепенно.

Лепка

Это одно из любимых занятий малышей, которое как нельзя лучше развивает чувствительность нервных рецепторов на кончиках пальцев. Координация движений рук и пальцев, новые тактильные ощущения положительно влияют на развитие речи. Для начала лучше всего использовать технику пластилинографии, так как маленькие дети очень любят размазывать пластилин по любой поверхности.

Для этого на картоне или плотном листе бумаги рисуют простой силуэт (дом, дерево, жук, чашка, солнышко) и показывают ребенку, как можно заполнить контур пластилином. Объяснение можно сопровождать пальчиковой игрой или потешкой.

Аппликация из макарон, листьев, круп

Манипуляции с крупами и макаронами очень полезны для развития мелкой моторики кистей рук. Перебирание крупы пальчиками, щипковые движения положительно действуют на сенсорное развитие. Кроме этого они развивают внимание, творческие способности, внимание.

Важное правило – всегда нужно соблюдать технику безопасности и следить, чтобы малыш использовал крупу по назначению.

Самая простая аппликация – посыпание манкой или пшеном силуэт простой формы, предварительно намазанный клеем. Лишнее стряхивается и на листе бумаги волшебным образом вырисовываются узоры или изображения знакомых предметов.

Аналогично выполняется «макаронная» аппликация, только эти изделия раскладываются по контуру вручную. Звездочки, спиральки, волны и ракушки, бантики и спагетти можно красить гуашью или пищевыми красителями.

Засушенные листья и цветы – отличный материал для нетрадиционной аппликации. Эти хрупкие компоненты требуют бережного обращения, что заставляет ребенка точнее координировать движения рук и пальчиков. Листья выкладывают на контурное изображение простого предмета или в виде симметричного узора.

Естественные тренажеры для пальчиков – застегиваем пуговицы, лепим фигурки из теста

Обилие застежек «молния» и «липучка» на детской одежде лишили детей возможности естественным образом развивать ловкость пальчиков. Чтобы компенсировать это, можно сделать тренажер для пальчиков своими силами. Он представляет собой набор пуговиц и подходящих к ним застежек-петель.

Можно обыграть этот тренажер, сделав его в виде забавной зверюшки, солнышка с пристегивающимися лучами или черепашки со съемным панцирем. Желательно, чтобы петли не были слишком тугими, а пуговицы слишком мелкими. Для успешной тренировки важно создать правильную мотивацию: помоги зайчику застегнуть курточку, а то он замерзнет.

Лепка из соленого теста – еще одно средство развития тонких движений кисти и пальцев ребенка раннего возраста. Массаж пальчиков, сопровождающий лепку из мягкого и легкого материала, позитивно влияет на сенсорное развитие и на развитие речи малыша.

Это тесто невозможно попробовать на вкус, так как оно соленое. Поделки, выполненные вместе с мамой, можно раскрашивать, высушивать в слегка нагретой духовке и играть с ними продолжительное время.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 6 лет

Старшие дошкольники могут делать пальчиковую гимнастику, следуя словесной инструкции. Достаточно назвать упражнение, как дети сразу же вспоминают и текст, и движения. Они уже могут поставить «пальчиковую сказку», рассказать знакомую историю. Для разнообразия можно включить музыку, надеть на пальцы колпачки, шапочки, маски, придумать проблемную ситуацию.

Игры с палочками и спичками

Палочки от коктейля, от мороженого, спички с отломанными серными головками, счетные палочки – отличный материал для развития мелкой моторики. Различная структура поверхности тренирует чувствительность пальцев, развивает сенсорную память. Выкладывая узоры и разные фигурки, дети развивают фантазию, усидчивость, пространственное мышление.

Возможные варианты заданий – как можно поиграть:

  • бросать спички в копилку, наполняя ее доверху;
  • сделать из пластилина ежика или елку, украсив колючками из спичек;
  • собрать со стола 10 спичек одной рукой, не выпуская их из кулачка;
  • выложить рельсы и шпалы из палочек разного цвета;
  • построить длинную и короткую, узкую и широкую дорожку, пусть по ним побегают игрушки;
  • построить из палочек дом, машинку, кораблик, самолет, разные буквы.

Можно вырезать из старой книжки персонажей сказки, приклеить к ним палочки от мороженого и показать кукольный театр.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами обыгрывать сюжет, рассказанный в стихотворении.

  • Умывалочка
  • Хозяйка

Игры с бумагой

Различная структура плотной и тонкой, шелковой и гофрированной бумаги, ее складывание и разворачивание, возможность рвать и скатывать в трубочку, вырезать и склеивать, складывание фигур в технике оригами представляет большую ценность для развития моторики пальцев рук и развития речи.

Игры с бумагой:

  • складывание гармошкой или ширмочкой листа бумаги, начиная с тонкого листа и заканчивая плотным картоном;
  • накручивание полоски бумаги на круглый или ребристый карандаш, склеивание их по длине;
  • нарезание бумаги на полоски и склеивание в бумажную цепочку;
  • разрывание бумаги на мелкие кусочки и складывание их в картинку.

Теневой театр рук

Театр теней – это волшебство, которое можно сделать своими руками. Помимо того, что декорации и действующих лиц можно сделать из подручных средств, для изображения героев спектакля иногда достаточно пары рук. Если расположить кисти и пальцы особым образом, может получиться гусь, овечка, осел, корова, собака, черепаха и другие животные.

Расскажи стихи руками

Такой вид деятельности всегда интересен детям. У них развивается мелкая и крупная моторика, внимание, память, повышается настроение. Можно показывать не только содержание строчек, но и отдельных слов. Для рассказывания руками подходят не все стихи. Их подбирают или сочиняют специально для этих целей:

  • Горох

— В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.

  • Фасоль

— В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

Домашнее рукоделие

Трудно переоценить пользу этого вида деятельности для детского развития. Декоративно-прикладное или творческое рукоделие позволит ребенку выразить свои способности, украсить детский уголок.

Польза изготовления поделок своими руками – что формирует:

  • усидчивость;
  • мелкая моторика;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • воображение;
  • возможность изготовить уникальную вещь.

Различная структура ткани, ниток, бумаги, ощущаемая пальцами, манипуляции с инструментами стимулируют нервные рецепторы, делая пальчики более ловкими, развивая речевые зоны мозга.

Виды рукоделия:

  • шитье кукольной одежды и предметов для домашнего хозяйства;
  • плетение украшений из бус и бисера;
  • вязание крючком и спицами;
  • вышивание;
  • лепка изделий из полимерной глины и соленого теста.

Естественные тренажеры для пальчиков – завязываем шнурки

Умение завязывать шнурки исключительно полезно для развития пальчиков и стимуляции речевых зон мозга. Если нет возможности практиковаться на собственной обуви, можно приобрести специальный тренажер или сделать его своими руками.

Начинать обучение нужно с 4-5 лет, не раньше, так как ребенок должен знать, где у него правая и левая рука. Для облегчения его задачи можно раскрасить обе части шнурка в разные цвета. Показывать способы шнурования нужно, стоя или сидя за спиной ребенка. Зеркальный показ запрещен.

  • — Пытаешься вязать шнурки?
    Не парься – это пустяки!
    Возьми шнурок. Петля, крючок.
    Ура! Выходит узелок!
    Теперь их нужно затянуть,
    Сюда продеть и повернуть.
    Петля, ушко, и вот –
    Уже обувка не спадет!

Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года

Все упражнения взрослый предварительно показывает, сопровождая показ объяснением.

  • Ладошки лежат на столе. На счет «раз» — пальчики врозь, «два» — пальчики вместе.
  • Под счет чередуем положения рук: кулак – ребро – ладонь.
  • «Человечек бегает по столу» , сначала левая рука, потом правая, потом обе руки вместе.
  • «Дети бегут наперегонки», выполняется аналогично предыдущему упражнению.
  • «Деревья» — подняли руки вверх, расставили пальцы в стороны.
  • «Пальчик – мальчик» . Загибают пальчики малыша под потешку:

— Мальчик-пальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем песни пел,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел.

Большой пальчик прикасается по очереди к подушечкам всех пальцев по очереди, от указательного пальца до мизинчика.

Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет

Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:

  • Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
  • Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
  • Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
  • Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
  • «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
  • «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
  • «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
  • «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
  • Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.

Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой

Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.

Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:

  • 3 года – большой пальчик;
  • 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
  • 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.

Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.

Основные выводы

Одно из простых и эффективных средств для развития речи детей – пальчиковые игры. Их можно применять, начиная с первых месяцев от рождения ребенка. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом.

Для стимуляции пальчиков используют игры-потешки, игры с резиновыми игрушками, игры с водой и песком, рисование, лепку, аппликацию из крупы и макарон.

Старшие дошкольники стимулируют нервные рецепторы на пальцах, играя с бумагой показывая теневой театр, занимаясь домашним рукоделием, рассказывая стихи руками.

Для коррекции речевого развития можно применять комплексы пальчиковой гимнастики, предназначенные для раннего возраста. Существует простой и удобный тест М. А. Поваляевой для измерения уровня развития мелкой моторики, который можно провести в домашних условиях.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики.

    Развитие подвижности языка и мимических мышц.

    1. «Осанка».

    Встаньте прямо. Ноги пятками вместе, носки широко развести в стороны. Без напряжения медленно и плавно поверните голову поочерёдно налево и направо. (7-8 раз).

    2. «Хоботок».

    Вытяните губы в «хоботок», затем в «улыбку» и задержите её на некоторое время (5-7 раз).

    3. «Болтушка».

    Рот закрыт. Нажмите кончиком языка на внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой. Следите за движением челюсти и языка (3-4 раза медленно,2 — 3 раза быстро).

    4. «Ступеньки».

    Рот приоткрыт. Кончиком языка нажимайте на нижнюю часть зубов, в верхнюю часть зубов, в мягкое нёбо (язык загнуть). Выполняйте плавно и точно, ускоряйте постепенно (до 5-7 раз).

    Упражнения на постановку дыхания.

    1. Чередование вдоха и выдоха.

    ■ вдох через нос — выдох через рот

    ■ краткий вдох — глубокий замедленный выдох

    ■ медленный вдох — резкий выдох

    ■ медленный вдох — выдох струёй

    ■ медленный вдох — выдох двумя порциями

    ■ медленный вдох — выдох ровными порциями

    2. «Свеча».

    Глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло медленно и плавно (можно

    использовать полоску бумаги).

    3. «Погаси свечу».

    Интенсивный, прерывистый выдох, коротко: «Фу — фу — фу!»

    4. «Надоедливый комар».

    Сложите руки перед грудью ладонями друг к другу:

    «раз» — вдохнули, развели руки в стороны, глубоко вдохнули через нос;

    «два» — медленно выдыхаем и соединяем ладони — «з — з — з»;

    «три» — хлопок.

    5. «Раздуй пламя костра».

    6. «Сдуй пушинку».

    7. «Опасность».

    Затаи дыхание, затем выдохни с облегчением.

    8. Имитация звуков: шум ветра (ш — ш — ш), рычание (р — р — р), писк комара (з — з — з), шипение колеса (с — с — с).

    9. «Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а — А — а, а -А — а).

    10. «Игра с ребёнком».

    Качнув побрасываете вверх (у-у-у-У-У-У, о-о-о-О-О-О -О).

    12. Ритмичность дыхания (3-5 раз).

    Чтение стихов скороговорок, стихов, пословиц, предложнений:

    ■ вдох, пауза, на выдохе строка, строфа, предложение, скороговорка;

    ■ добор дыхания в конце строки и на паузах (в пословицах):

    ■ глубокий вдох — на счёт до 10, медленный выдох;

    ■ медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, выдохнуть толчками на счёт 10.

    Упражнения на развитие дикции.

    1. Отдельные трудные звуки произносить в сочетаниях с гласными ( ша — ща, ши — щи). Произносить чистоговорки и скороговорки с этим звуком.

    2. Чтение стихов беззвучно артикулируя, четко по слогам, ускоряя темп.

    3. Многократно произнесение сочетаний гласных звуков (с ударением): ИЭ — ИА — ИУ , ЭО — ЭА — ЭУ.

    4. Произнесение сонорных в сочетании согласными:

    МИ — МА — МЭ — МУ

    ЛЕ-ЛЯ- ЛЕ- ЛЮ

    5. «Стон».

    Ммм.

    МммАмммОмммУмммЫмм.

    БамммБОмммБУммм.

    ДанннДОнннДУннн.

    6. Упражнение в чтении слогов.

    ЫК — КЫ — БЫ — ДЫ — МЫ — НЫ

    ЫХ — ХЫ — ПЫ — ТЫ — ЛЫ — НЫ

    ИН ЫН, НЫН — НИН, НИ — НЫ

    ИР — ЫР, РИ — РЫ, РИС — РЫСЬ БЫК — ТЫК — СЫН

    тыл — мыл — пыл

    7. Разграничение твёрдых и мягких согласных звуков.

    МАЛ — МЯЛ МАССА — МЯСО

    МЫЛО — МИЛО МОДА — МЁДА

    МАТЬ — МЯТЬ ЦЕЛ — ЦЕЛЬ

    КОН — КОНЬ БЫЛ — БЫЛЬ

    ДАЛ — ДАЛЬ БЫЛ — БИЛ

    8. Выразительное чтение стихотворных строф.

    9. Слушание эталонного чтения.

    Развитие речевого слуха.

    1. «Дирижирование».

    2. Отбивайте такт при чтении стихотворения.

    3. Обратите внимание на повторяющиеся звуки, сравните звучание коротких и длинных строк.

    4. Произнесите слово с различной интонацией. «О!» — удивление, радость, испуг, недовольство.

    «А!» — негодование, презрение, радость, сожаление. «Ах!» — радость, восхищение, сожаление.

    5. Определи по голосу настроение человека.

    6. Произнеси скороговорку изменяя темп и ритм, интонацию (с сочувствием, злорадством, констатируя факт).

    7. Назовите эмоциональный оттенок предложения, отрывка.

    8. «Слуховая память». Повторение по кругу разрастающейся цепочки слов.

    9. «Магнитофон». Повтори как можно точнее высказывание товарища.

    Работа над темпом речи.

    1. Подумайте, в каком темпе необходимо читать фрагмент. Попробуйте убыстрить или замедлить темп.

    2. Работа над скороговоркой.

    Выделить трудные звукосочетания. Сложные слова прочитать по слогам: сначала беззвучно, затем шёпотом, потом вслух медленно, потом быстро (помнить о четкости произношения).

    Речевая гимнастика.

    Комплекс 1.

    Основная часть:

    • упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

    • упражнение «Улыбка» (5-7 раз);

    • повторение правил дыхания (глубокий вдох носом, плечи не поднимать, соблюдайте паузы);

    • упражнение в брюшном дыхании (5 раз).

    Вариативная часть. Работа над дикцией.

    • Научись произносить быстро и чётко:

    а) ШУ-ЩУ ШИ — ЩИ

    ША-ЩА ШЕ-ЩЕ

    б) Щетинка у щучки, чешуя у чушки.

    Комплекс 2.

    Основная часть:

    • упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

    • упражнение «Ступеньки» (5-7раз);

    • упражнение на дыхание (спокойный вдох через нос — такой же выдох через рот).

    Вариативная часть. Развитие речевого слуха.

    «Дирижирование».

    Снежок порхает, кружится,

    На улице бело.

    И превратились лужицы

    В холодное стекло.

    (3.Александрова)

    Комплекс 3.

    Основная часть:

    • упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

    • упражнение «Болтушка»;

    • упражнение на дыхание (выполнить краткий вдох — замедленный выдох 5 раз).

    Вариативная часть. Упражнение в интонировании.

    • Скажите слово «Привет!» по — разному (ласково, удивлённо, грустно).

    Комплекс 4.

    Основная часть:

    • упражнения «Осанка» — постоянное; «Ступеньки», «Болтушка», «Улыбка» можно чередовать;

    • упражнение на дыхание (медленный вдох — резкий выдох).

    Вариативная часть. Работа над темпом речи.

    • Прочитайте медленно, с убыстрением. Какой темп больше подходит?

    Легко дышится в осеннем лесу, и долго не хочется уходить из него.

    Комплекс 5.

    Основная часть:

    • упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    • упражнение на дыхание (медленный вдох — выдох струёй).

    Вариативная часть. Работа над логическим ударением.

    • Прочитайте, меняя логическое ударение.

    • Что растёт в саду, в лесу?

    Комплекс 6.

    Основная часть:

    • упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    • упражнение на дыхание (медленный вдох — выдох двумя порциями). Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

    Комплекс 7.

    Основная часть:

    • упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    • упражнение на дыхание (медленный вдох — выдох толчками).

    Вариативная часть. Работа над дикцией, речевым слухом.

    Еле — еле Лена ела,

    Есть от лени не хотела.

    • Какой звук чаще встречается?

    • Назовите слова со звуками Л и ЛЬ.

    • Расскажите скороговорку, отхлопывая ритм.

    • Повторите её тихо, громко, выделяя голосом поочерёдно слова: Лена, ела, есть.

    Комплекс 8.

    Основная часть:

    • упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    • упражнение на дыхание «Свеча».

    Вариативная часть. Упражнение в интонировании.

    Ку — ку. Ку— ку. Ку — ку.

    Чив! Чив! Чив!

    Курлы… Курлы. ..Курлы…

    Кря? Кря? Кря?

    • Прочитайте, соблюдая знаки препинания.

    Комплекс 9.

    Основная часть:

    • упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    • упражнение на дыхание «Погаси свечу».

    Вариативная часть. Работа над темпом речи и логическим ударением.

    — Прочитайте, сделав паузу, медленно, быстро, меняя логическое ударение.

    По семеро в сани уселись сами.

    Комплекс 10.

    Основная часть:

    • упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    • упражнение на дыхание «Раздуй костёр». Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

    • Лодка находится на другом берегу. Позовите: «Эге — ге — гей!» (выполняем упражнение по одному, вместе).

    1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

    ИГРА СО СВЕЧОЙ

    Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

    Ход игры: Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только за ставить плавно танцевать пламя — Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

    МЫЛЬНЬТЕ ПУЗЫРИ

    Цель: Та же.

    Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает мыльные пузыри. Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э .Фарджен «Мыльные пузыри»:

    Осторожно — пузыри!

    Ой, какие!

    Ой, смотри!

    — Раздуваются!

    — Блестят!

    — Отрываются!

    — Летят!

    — Мой — со сливу!

    Мой с орех!

    — Мой — не лопнул дольше всех.

    2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

    1. Веселый пятачок:

    а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

    б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

    в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

    Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

    Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е” приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необх мо освободить мышцы шеи и челюсти.

    1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

    2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

    3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

    4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнут мягкое небо поднято, гортань опущена).

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

    1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо влево.

    2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо влево, вверх — вниз, по кругу.

    З. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

    4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

    5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

    МОТОЦИКЛ.

    Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРР! РРРР! РРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРР! РРРР! РРРР! РРРР!

    3. УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

    Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

    1.й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

    Свистит ветер — ССССССС…

    Шумят деревья ШШШЩШ…

    Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ…

    Комар звенит — 3333333333…

    2—й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

    Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!

    Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

    Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!

    3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

    Кошка сердится — ф!ф!ф!ф!

    Пилит пила — С!С!С!С!

    Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!

    4. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ С МЯГКОЙ АТАКОЙ

    БОЛЬНОЙ ЗУБ

    Ход: Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся

    КАПРИЗУЛЯ

    Ход: Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучи голос.

    КОЛОКОЛЬЧИКИ

    Ход: Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм… БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОмми! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ

    Ход: Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м» а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у»

    5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

    ЭХО (по Н.Пикулевой)

    Ведущий Дети

    Собирайся, детвора! Ра! Ра!

    Начинается игра! Ра! Ра!

    Да ладошек не жалей! Лей! Лей!

    Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!

    Сколько времени сейчас? Час! Час!

    Сколько будет через час? Час! Час!

    И неправда: будет два! Два! Два!

    Дремлет ваша голова! Ва! Ва!

    Как поёт в селе петух? Ух! Ух!

    Да не филин, а петух? Ух! Ух!

    Вы уверены, что так? Так! Так!

    А на самом деле как? Как1 Как!

    Если кто – то закукарекал, отдаёт фант, и игра начинается сначала.

    6. ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

    ЧУДО-ЛЕСЕНКА

    Ход игры: Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

    Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

    Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

    Шаг-на-го-ры,

    Шаг-на-ту-чи…

    А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че…

    Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

    Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

    САМОЛЕТ

    Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком ААА… или 3333… Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

    7. ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

    ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНКА

    Цель: Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

    Ход игры: Дети сидят в кругу; педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В подготовительной группе задания усложняются: например, сложить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

    ВКУСНЫЕ СЛОВА

    Цель: Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

    Ход игры: Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и съедает. Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

    СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Цель: Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности.

    Ход игры: Дети распределяются на несколько команд, получают по 2—З карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа лото. Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

    СОЧИНИ СКАЗКУ

    Цель: Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

    Ход игры: Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький кузнечик…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

    ВОПРОС — ОТВЕТ

    Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

    Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.

    ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ

    Цель: Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

    Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

    РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ, или «МОЯ СКАЗКА»

    Цель: Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

    Ход игры: Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

    ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

    Цель: Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

    Ход игры: Дети распределяются на группы (2—З), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками) и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка… Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

    Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка…

    ФАНТАЗИИ О…

    Цель: Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

    Варианты: «Я — утюг», «Я — чашка», «Я — кукла», «Я — кошка», » Я –пчела», «Я — мячик» — и т.п.

    РУЧНОЙ МЯЧ

    Цель: Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

    Ход игры: Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое слово:

    а) противоположное по значению (день — ночь, горячий — холодный);

    б) определение к данному слову (елка — колючая, волк — зубастый);

    в) действие (дерево — растет, мальчик — бежит).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *