Упражнения дыхательной гимнастики для детей

Людмила Кононова
Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста

1. Введение

2. Виды дыхания

3. Чем опасно неправильное дыхание?

4. Цели и польза дыхательной гимнастики

5. Что такое дыхательная гимнастика

6. Рекомендации по проведению гимнастики

7. Упражнения для детей разного возраста

Все люди дышат, но мало кто задумывается о том, как мы дышим, как это нужно делать правильно?

В жизни мы используем меньше половины объёма своих лёгких, вдыхаем воздух поверхностно и учащённо.Такой неправильный подход нарушает жизнедеятельность организма и провоцирует появление многих недугов: от бессонницы до атеросклероза. Чем чаще мы вдыхаем воздух, тем меньше кислорода усваивает организм. Без задержек дыхания углекислый газ не может накапливаться в крови и клетках тканей. А этот важный элемент поддерживает обменные процессы, участвует в синтезе аминокислот, успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, возбуждает дыхательный центр и заставляет его работать в оптимальном режиме.

1. Виды дыхания

Для получения кислорода и выделения углекислого газа мы используем органы дыхания – носовую полость, трахею, бронхи, легкие и т. д. Иногда одни органы выполняют функцию других, например, при насморке, когда нос заложен, мы вдыхаем воздух через рот. Хотя мы используем один и тот же комплекс органов дыхательной системы, дышим мы по-разному. Дыхание может быть:

1) Глубокое. Человек вдыхает максимальный объем воздуха, который могут вместить его легкие. Как, например, на свежем воздухе.

2) Поверхностное. Поверхностное дыхание предполагает, что в легкие поступает малый объем воздуха. В этом случае легкие вентилируются недостаточно, что может привести к нарушениям кровообращения. Поверхностное дыхание является патологией.

3) Частое. Учащенное дыхание может возникать после физических нагрузок. В нормальном состоянии частое дыхание также может быть симптомом нарушений.

4) Редкое. Редкое дыхание встречается у пловцов. Они выработали свою технику, позволяющую сократить износ внутренних органов, дать им необходимый отдых и питание.

5) Нижнее. Этот тип дыхания определяется не частотой или глубиной, а техникой. Нижнее дыхание также называют диафрагмальным или брюшным. В процессе участвует диафрагма, а не грудная клетка. Чаще всего брюшное дыхание встречается у мужчин. Мы можем заметить, что при вдохе грудь у них не поднимается. Диафрагмальное дыхание практикуют дикторы на телевидении – они могут произносить длинные фразы не задыхаясь.

6) Среднее. Дыхательный процесс производится с помощью межреберных мышц. Грудная клетка опускается и поднимается при каждом входе. Такой тип дыхания встречается чаще у женщин.

7) Верхнее. При верхнем дыхании работают плечи и ключицы. И грудная клетка, и диафрагма остаются неподвижными.

8) Смешанное. Смешанным дыханием называют технику, когда используются все три типа – верхний, средний и нижний. Он обеспечивает максимальную вентиляцию легких.

2. Чем опасно неправильное дыхание?

Учащённое поверхностное дыхание способствует развитию гипертонии, астмы, атеросклероза, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Стремясь восполнить избыточную потерю углекислого газа, организм включает защитную систему. В результате возникает перенапряжение, это приводит к сужению кровеносных сосудов, спазмам сосудов бронхов и гладкой мускулатуры всех органов.

3. В чём польза дыхательной гимнастики?

С помощью дыхания можно помочь организму справляться со многими болезнями, улучшить настроение, привести в гармонию свой разум и укрепить здоровье в целом. Чтобы кислород «правильно» насыщал важными элементами каждую клеточку тела, необходимо следить за своим дыханием. В этом может помочь дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика полезна для тех, кот постоянно испытают стресс, страдают от астмы и заболеваний дыхательной системы. Гимнастика помогает укрепить сердце и улучшить ораторские навыки.

1. Дыхательная гимнастика увеличивает объем легких, кровь насыщается кислородом, все органы и системы начинают работать более активно. Организм приходит в тонус.

2. Улучшается пищеварение. Происходят повышение нагрузки на мышцы живота, стимуляция диафрагмой органов брюшной полости, улучшается перистальтика кишечника, что обеспечивает хорошее пищеварение.

3. Исчезают нервное напряжение, чувство тревоги и страха. Когда волнуетесь или испытываете стресс, обратите внимание на свое дыхание. Оно или поверхностное, очень частое или рывками. И «учащённый» пульс. Чтобы успокоиться, достаточно сделать равномерные медленные глубокие вдохи. Они посылают в мозг сигнал, что все хорошо, и снижают сердечный ритм.

4. Глубокое дыхание перед сном расслабляет и может понижать давление. Исчезает бессонница.

4. Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Особенности дыхания детей

• Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути. Слизистая оболочка дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возрастанаправлены в основном:

• на повышение общего жизненного тонуса ребенка

• на укрепление дыхательной системы организма

• повышение сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к простудным заболеваниям

• профилактики синуситов, болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного и хронического бронхита,

• Массажа внутренних органов, улучшения перистальтики кишечника и укрепления мышц живота.

• Для развития концентрации внимания и повышение интеллектуальной деятельности.

• Снижения утомляемости, борьба со стрессом и бессонницей

• Упражнения также обучают ребенка правильному дыханию

При составлении комплексов дыхательнойгимнастики учитываются:

-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

-доступная степень сложности упражнения (возрастные возможности детей)

-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной системы.

При правильном выполнении дыхательных упражнений развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей дошкольного возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

С целью систематического использования дыхательных упражнений их включают в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику, физкультурные занятия.

Элементы дыхательной гимнастики можно использовать на музыкальных и общеобразовательных занятиях, упражнения можно проводить на проулках и во время игровой деятельности.

5. Рекомендации по проведению гимнастики

Как правильно заниматься?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны под руководством взрослого. Это обеспечит полную безопасность занятий.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром. Заниматься самостоятельно ребёнок можно лишь с семи лет.

В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательнойгимнастикой с детьми:

1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;

2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;

3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;

4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

5. Время занятий должно составлять не более 10 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.

Обязательно прекратите занятия,если:

1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;

2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;

3. у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Упражнения для детей разного возраста.

Подготовительное упражнение

Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.

Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

Упражнение «Воздушный шарик»

Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер или на живот.

Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными.

«Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф». Упражнение выполняем 6-10 раз.

«Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух»- ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Можно использовать стихи:

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой!

Вариант №2

Воздушный шарик

И. п.: сидя или лежа, ребенок кладет руки на живот.

Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.

Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.

Задерживает дыхание на 5 секунд.

Выполняется 5 раз подряд

Упражнение «Окно и дверь»

Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.

Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

Упражнение «Часы»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.

Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

Упражнение «Веселый петушок»

Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.

Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам.На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

Упражнение «Обдуваем плечи»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох».

Педагог в это время произносит слова:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Выполняем упражнение 5-10 раз.

Упражнение «Насос»

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела

Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела,на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

Упражнение «Потягушечки»

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх

Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу,произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

Упражнение «Едет-едет паровоз»

Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Выполняем 20-30 сек.

Упражнение «Горнист»

Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.

Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

Упражнение «Дерево на ветру»

Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.

Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.

Упражнение «Бегемотики»

Исходное положение. Лежа на спине закрыв глаза, положив руки на живот.

Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем через нос, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.

Вдох и выдох производится через нос. Упражнениеможет выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

«Каша кипит»

Гуси летят

Медленная ходьба.

На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука

«г-у-у-у».

Чудо-нос

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Ворона

И. п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.

Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья,медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук .

Бабочки полетели

Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Подуй на одуванчик

И. п.: малыш стоит или сидит.

Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Бросим мяч

И. п.: стоя, руки с мячом подняты вверх.

Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х».

Повторить 5-6 раз.

Ножницы

И. п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).

Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.

С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.

С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.

После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Волна

И. п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.

На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».

После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Хомячок

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Волна

И. п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.

На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».

После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Косим траву

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Регулировщик

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить

«р-р-р-р-р».Повторить 5–6 раз.

Ветерок

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Сердитый ежик

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.

Повторить три-пять раз.

Говорим скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Например:

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.

«Филин» или «Сова»

День — ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь — смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф».

Самолётик

Рассказывайте стихотворение,а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повтор 2-3 раза

Мышка и Мишка (с 2-х лет)

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш—ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт. Повтор 3 – 4 р.

Пчёлка

Покажите ребенку,как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повтор 5 р. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

«Ушки»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой,как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха. Это надо проделать 12 раз по 8 вдохов-движений.

Комплекс упражнений для детей по дыхательной гимнастике

(Автор Н. В. Рыжова)

1. Покатай карандаш

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.

2. Листья шелестят

Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

3. Снежинки летят

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».

4. Загони мяч в ворота

1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота).

2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами.

5. Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.

Дыхательные упражнения Автор Г. А. Кошелева

1. Весенние листочки

Текст произносит только воспитатель.

Дует легкий ветерок

И качает так листок.

(Выдох спокойный, ненапряженный.)

2. Дует сильный ветерок

И качает так листок.

(Сила выдоха постепенно увеличивается.)

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У.

(Пропевание гласных.)

Подуй на одуванчик

Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.

1. «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

2. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. «Насос» особенно эффективен при заикании.

3. «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи.Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.

5. «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.

Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнимает много сил и времени у родителей.

Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.

Сохранить здоровье малыша и уложиться в плотный рабочий график родителей позволяют альтернативные методы оздоровления организма. Например, дыхательная гимнастика для детей.

Содержание

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.

Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.

В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

  1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
  2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
  3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
  4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

Обязательно прекратите занятия, если:

  1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
  2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
  3. у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Дыхательная гимнастика для детей. Примеры упражнений

Дыхательные упражнения для детей с двух лет

  1. Пузырики

Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

  1. Насосик

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

  1. Самолет

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

Повторить 2-3 раза

  1. Мышка и мишка

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох)
У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках)
Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

  1. Курочки

Родители выполняет движения вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленям. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет

Для детей 4-5 лет дыхательная гимнастика становится чуть более сложной и более осознанной. Ребёнок в процессе занятий учится воспринимать своё дыхание и контролировать его.

  1. «Послушаем свое дыхание»

Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  1. куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
  2. какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  3. какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  4. какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей.

  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

  1. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Обе ладони положить на пупок.

  1. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
  2. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  3. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

  1. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)

Цель: научить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

  1. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
  2. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  3. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

Дыхательная гимнастика для детей от 5 лет (методика А.Н. Стрельниковой)

  • «Разминка».

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.

Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть первая

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»).

Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом — быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью — и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть вторая.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом – быстрый, активный, ясно слышимый, но не шумный. Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1–2 вдоха в секунду, движения ритмичные. Повторить 10-20 раз.

  • «Маятник»

Исходное положение: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз.

Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

Указанные упражнения выполнять с коротким вдохом: не стараться набрать как можно больше воздуха, а наоборот – делать вдох по объему меньше, чем возможно. Обязательно не помогать выдоху. Руки не уводить далеко от тела.

Дыхательная гимнастика на дыхательных тренажерах

Когда занятия дыхательной гимнастикой теряют игровую форму, детям становится все скучнее ей заниматься. Так как они не осознают важности данного процесса, то выполнять наклоны, контролировать вдохи и выдохи, следить за дыханием им становится просто неинтересно. Вернуть интерес к дыхательной гимнастике можно с помощью дыхательного тренажера.

Как известно, после пяти лет дети все больше стремятся к самостоятельности. Дыхательный тренажер можно презентовать ребенку как аппарат, на котором занимаются только взрослые люди.

Так у ребенка появится интерес к процессу, а вы сможете учить его правильно воспринимать свое дыхание. С пяти до семи лет проводить занятия нужно только под вашим контролем. После семи лет малыш сможет заниматься на тренажере сам.

Время занятий при этом должно составлять не более 20 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.

До 12 лет ребенок должен проходить три этапа занятий на дыхательном тренажере (этапы описаны в инструкции). После 12 лет можно подключить четвертый этап.

Эффект от занятий на дыхательном тренажере ничуть не уступает эффекту от занятий стандартными видами дыхательной гимнастики.

Уберечь ребенка от вредных факторов окружающей среды получается не всегда, поэтому важно не «спрятать» его от внешних угроз, а научить защищаться. Дыхательная гимнастика – один из способов защиты детского организма. Постоянные занятия помогут ребенку легче справляться с вирусными заболеваниями и не растрачивать драгоценное детство на грипп и ОРВИ.

Чтобы узнать больше о защите детей от болезней, почитайте больше о дыхательном тренажере Самоздрав на нашем сайте.

Пение начинается со вдоха. Произнесите вслух и вникните в эту простую фразу — она фундаментальна.

А вот выдох — это и есть искусство пения. Хватает ли воздуха на длинную музыкальную фразу? Достаточно ли мощности выдоха, чтобы голос звучал сильно? Правильная постановка дыхания начинается с тренировки главных его элементов: входа и выхода. Этим сегодня и займёмся.

Вот что делает с человеком правильная постановка певческого дыхания.
И так будет с каждым. Кто захочет.

Чем полезны упражнения для развития дыхания

Делайте эти упражнения, если хотите иметь:

  • здоровую систему дыхания: лёгкие, бронхи, нос.
  • внятную дикцию и хорошую артикуляцию, и как следствие — красивую речь.
  • отлаженную работу внутренних органов — ничто не массирует их так хорошо, как тренировка дыхания для пения.
  • крепкие нервы — дышите глубже и стресс растворится в потоке воздуха.
  • энергию и силу — естественная вентиляция удаляет из организма вредные вещества, а тонус повысится.
  • и конечно же сильный голос, который напрямую зависит от выработки певческого дыхания.

Будьте осторожны!

  1. Чтобы не грохнуться в обморок прямо во время урока вокала (что бывает с непривычки) — выдерживайте меру.
  2. Не допускайте головокружения.
  3. На начальном этапе придерживайтесь схемы 3 х 4: три упражнения по четыре подхода.
  4. В течение месяца можно постепенно увеличить до 7-и упражнений по 5 подходов.

Заберите ваш подарок! Видеоурок «Как научиться петь»

Упражнения на дыхание для вокала

Они могут быть трёх видов:

вид упражнения на правильное вокальное дыхание без звуков звуковые вокальные (распевки на дыхание)
что тренируется учимся управлять певческой мускулатурой можно применять не только для вокальных задач, но для улучшения дикции или самочувствия. подключаем гортань и другие части голосового аппарата — начало работы для техникой пения. владение системой органов пения в комплексе: дыхание, гортань, связки, слух.
что будем делать регулировать количество воздуха, глубину входа, расход воздуха при выдохе, напор воздушной струи . будем издавать разные звуки — управляем голосом в связке с дыхательными органами. петь, ну и дышать, конечно тоже.

Первое, чему учат вокалистов в музыкальной школе — принимать правильную позу. С неё и начнём учиться правильно дышать.

Встаньте ровно, расправьте плечи (следите, чтобы они не поднимались во время вдоха), сделайте небольшой прогиб в пояснице, грудь — вперёд. Молодцы! Теперь приступим к практике.

5 упражнений постановки певческого дыхания для новичков

Давайте рассмотрим простейшие дыхательные упражнения для пения, которые самостоятельно освоит начинающий.

  1. Задуваем свечу. Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. Так мы будем контролировать глубину входа. Обратите внимание: должны раздвигаться бока — это значит, что работает диафрагма (большая мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости). Если движется только грудная клетка — это признак поверхностного вдоха. Именно этот дыхательный «дефект”, характерный для новичков, мы и стремимся искоренить. На выдох выпускайте воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу.
  2. Считалочка. Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».
  3. Собачка. Представляем, как дышит собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи-выдохи.
  4. Долгий выдох. Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты.
  5. Мычание. Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».

5 продвинутых упражнений на дыхание для вокалистов

Когда вы чувствуете, что освоили первые 5 шагов пора переходить к продвинутым вокальным дыхательным упражнениям:

  1. Усложненная «считалочка». Выполняется лежа: язык к верхним зубам, глубокий вдох, но на выдохе счет ведем уже двухзначными числами (21-22-23-24).
  2. Носовой выдох. Набираем ртом полную грудь воздуха, а выдыхаем как можно резче, чтобы моментально освободить грудь.
  3. Усложненное мычание. Снова делаем глубокий вдох ртом, но на выдохе уже мычим не букву «М», а «МА-А-А».
  4. Пульсирующее дыхание. Для этого упражнения для правильного дыхания при пении вам предстоит спеть простенькую песню, но на каждой высокой ноте напрягайте мышцы живота, а на каждой низкой — расслабляйте.
  5. Выучите недлинную скороговорку и громко произносите ее на одном дыхании.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Если вы чувствуете, что уверенно выполняете предыдущие пункты, можно перейти к освоению следующего этапа.

Дыхательные упражнения для голоса и артикуляции представляют собой некую разминку речевого аппарата и улучшение подвижности. Выполнять комплекс таких упражнений следует ежедневно по 5 минут в день:

  1. Поочередно втягиваем и надуваем щеки.
  2. Перемещаем воздух внутри рта «по кругу» с левой щеки.
  3. Имитируем зевание с открытым ртом, а после усложняем, стараясь произносить в этот момент гласные.
  4. Стараемся быстро стучать кончиком языка по зубам, совершая неглубокие вдохи и выдохи и проговаривая «да-да-да».
  5. Наполняем грудь воздухом, надуваем щеки, а затем резко выпускаем воздух, одновременно произнося букву «П».

Можно ли поставить певческое дыхание быстро?

Старание и упорство помогут, но научиться правильно дышать за один день невозможно. Если вы решили обучиться сольному пению, то приготовьтесь, что дыхательные упражнения надолго станут частью вашей жизни. Недаром существуют отдельные курсы для постановки одного лишь дыхания. Смотрите видеоурок и практикуйтесь вместе с профессиональными педагогами по вокалу и всё получится!

Постановка дыхания.

Знаете другие эффективные методики? Делитесь!

Цитата сообщения Belenaya ✅ КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Недаром, элементы дыхательной гимнастики обязательно включают в комплекс упражнений на занятиях физкультурой.


✨ Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

✨ Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.
✨ Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
✨ Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.
✨ Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.
✨ Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.
✨ Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
✨ Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.
✨ Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.
✨ Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.
✨ Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется.
✨ Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.







Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.

Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее «сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои голосовые связки : )

Чек-лист по вокалу для новичков

Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:

  • Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
  • Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
  • Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
  • Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
  • Вы способны управлять резкостью голоса? «Мягко” ли он звучит?
  • Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?

Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным «нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.

Типы дыхания

Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:

  1. Ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи «скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;
  2. Грудное, или межреберное. Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;
  3. Брюшное, или диафрагменное. Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.

Певческое дыхание: почему так важно?

Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ «брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Именно «певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.

По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо «найти опору”, а также научиться ее «сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.

Опора в вокале: подробный разбор

Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: «Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете «опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы «группируемся”, создаем «воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту «опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом «сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, «ваш” стандартный набор воздуха и «ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы «толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнения постановку правильного дыхания

Упражнение №1

Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:

  1. Лягте на спину.
  2. Руки расположите на боках;
  3. Большие пальцы направьте в центр живота;
  4. Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.

Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы «надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.

Упражнение №2

Во время пения диафрагму нужно «выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.

  1. Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;
  2. Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);
  3. Начните петь, как бы «выдавливая” брюшную полость вперед;
  4. Снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение №3

Попробуйте взять этот звук — прерывистое «а” или «с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы «написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.

Упражнение №4

Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.

Еще упражнения:

  1. Берем звук «с” и начинаем его ритмично «выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
  2. Берем слог «ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
  3. Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.

Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.

Техника безопасности при пении

Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:

  1. Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки наполнены водой.
  2. Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани. Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.
  3. Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за притока крови.
  4. Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.
  5. Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.
  6. Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.
  7. Не пойте «всухую” — смачивайте периодически горло простой водой: безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.

И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении. Приходите к нам в школу fishbones, у нас есть преподаватели, которые с радостью вам помогут : )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *