Уроки мудрости

Амрита-Русь, 2008 г.

Одну из книг этой серии мы уже читали здесь: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2641 Как оказалось, идея добрых сказок на этой книге не заканчивается, а только начинается. Как-то немодно нынче громко говорить и писать о нравственных ценностях, о патриотизме и даже красоте окружающего мира. Больше других книг и других передач. Для родителей же более ценными изданиями были и остаются те, которые учат пониманию вечных ценностей: дружба, уважение к родителям, уважение к своей истории, мудрость предков. Ничего с этим не поделать – даже телевидению.

Проект «Добрые сказки» — это несколько книг, посвященных вышеуказанным темам. Они предназначены для чтения детям от 2 до 6 лет, можно и старше. В книгах собраны тематические циклы сказок и стихов по определенным темам. Известно, что дети лучше постигают какое-либо знание через сказку. В книгах педагогов Лопатиной и Скребцовой как раз собраны сказки, задания к ним, вопросы по теме. Названия книг говорят сами за себя: «О самом главном» (Психологические сказки для детей), «Мудрость на каждый день» (365 мудрых советов для детей и родителей), «Секреты мастерства» (100 уроков о профессиях и мастерах), «Начала мудрости» (50 уроков о добрых качествах), «Сказочный справочник здоровья в трех томах», и так далее.

В 1998 году Российская Ассоциация издателей присудила этим книгам почетный диплом, назвав их «Лучшими книгами года».

ЦВЕТОК КАКТУСА

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. «А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!? Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много… для кактуса. Ты должен молчать и терпеть…, как все мы!» Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других…

«Другие! Вот бы увидеть их!» — мечтал кактус.

Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные. «Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», — вздыхал мечтатель. «Ха-ха-ха», — смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно… Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой… навсегда», — так говорили звезды. «Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы…», — размышлял кактус. «Да, они не молчат… Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», — говорили кактусу звезды. «Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» — спрашивал кактус. И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми…» Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу. Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении. «О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом. Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу… Твой цветок открыл ее в людях… Ты счастлив».

(фрагмент из книги «НАЧАЛА МУДРОСТИ»)

Оказывается, учить рисованию тоже можно через сказку. Для любого вида творчества очень важен настрой. Мамы знают, как трудно усадить за стол для лепки или рисования ребенка, который активно носится по квартире – или в принципе не расположен к какому-либо творческому занятию. Неусидчивый, как говорят педагоги. Но ведь это не диагноз. И знакомить с рисованием никогда не поздно – можно сделать это через сказку. Для маленьких детей легко придумать сказки на ходу, родители применяют свою фантазию. А в помощь детям постарше – пожалуйста, книжка.

ПОГРУЖЕНИЕ В НАТЮРМОРТ

Творческое задание «Смотри внимательно»

В течение десяти секунд педагог показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети рассматривают этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время второго просмотра педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображенные на натюрморте, разговаривают с ними и пользуются ими.

Вместе с педагогом дети обсуждают, как они воспринимали натюрморт во время первого и во время второго просмотров.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

— Что натюрморт может рассказать о характере художника?

— Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (папы, бабушки, дедушки), что вы на нем изобразили бы?

— Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?

— Какой натюрморт вы написали бы для человека, который тяжело болен?

(фрагмент из книги «КРАСКИ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ. Как научить рисовать каждого»).

Настрой важен для любого занятия, даже если это праздник. Вот, какую удивительную историю придумали авторы «добрых сказок» о дне рождения.

Саша проснулся с ощущением праздника. Возле кровати стоял новенький самокат, а на стуле лежал футбольный мяч. «Сегодня мой день рождения!» — вспомнил мальчик. Он быстро вскочил и выбежал из комнаты. Все поздравляли и целовали именинника. В гости пришли друзья с подарками. Лучший друг Саши — Вадик, принес самодельную машинку в подарок и сказал:

— Эта машинка с секретом. Если повернешь руль направо, снова вернешься в свой день рождения и получишь еще один праздник. Ты же всегда мечтал об этом.

Все засмеялись над шуткой Вадика. Саше больше всего понравилась книга о гоночных машинах. Друзья долго рассматривали эту книгу, а потом устроили во дворе соревнования по самокатным гонкам. После чая с тортом все собрались уходить.

— Саша, хочешь повернуть руль у машинки? – вдруг спросил Вадик.

Саша засмеялся и повернул руль.

Он снова проснулся в своей постели и с изумлением увидел два совершенно одинаковых самоката в своей комнате. Только один был запыленный, а другой — новенький и блестящий. Два футбольных мяча лежали рядом с самокатами. Два одинаковых новых костюма висели на стуле. Саша выбрал слегка помятый и с пятном на локте. Все еще сомневаясь, он вышел из комнаты. Снова раздались поздравления и восклицания. Снова в гости пришли друзья. Когда Женя протянул Саше книжку про гоночные машины, Саша вздрогнул и прошептал:

— У меня уже есть такая.

— Ну и что, лишнюю книжку кому-нибудь подаришь, — предложил Женя.

— Все за стол, — весело позвала мама.

Саше был такой сытый, что не смог съесть даже порцию своего любимого салата. Да и другие гости почти не прикоснулись к еде. Мама расстроилась и принялась убирать со стола нетронутые блюда.

— Давай, посмотрим твою книгу о гоночных машинах, — предложил Вадим.

— Не хочу, мы уже смотрели. Верни все назад. Это совсем не интересно праздновать один и тот же день рождения два раза, — закричал Саша.

— Ну, тогда поверни руль у машинки в другую сторону, — спокойно ответил Вадим.

Саша схватил машинку и быстро повернул руль. Друзья исчезли. Саша стоял один с машинкой в руках посреди комнаты.

— Саша, помоги мне все убрать со стола, а потом поиграешь с машинкой, — попросила мама.

— Конечно, помогу, я не собираюсь играть с машинкой, мама, — засмеялся Саша и поставил машинку на полку. Про себя он добавил: «особенно с такой машинкой».

Вопросы и задания к сказке «ДВА ДНЯ РОЖДЕНИЯ»:

• Ты бы хотел, чтобы у тебя было два дня рождения в году или даже больше?

• Если бы у тебя была машина времени, как бы ты ее использовал? Придумай сказку об этом.

• Почему мальчик из сказки отказался от второго дня рождения, если у него стало в два раза больше подарков?

• Придумай сказку о том, как один волшебник забирал дни рождения у вредных детей, и как дети возвращали свои дни рождения назад.

(фрагмент из книги «В гости к празднику»).

Обучать буквам и цифрам через игру, это вообще святое дело. Особенно если хочется обучить ребенка до школы, а это желание уже превратилось в повсеместную тенденцию. Сейчас много спорят: стоит ли нагружать ребенка знаниями до школы, не будет ли это перегрузкой. Специалисты уверены – нет, не будет. Дети любят учиться больше всего на свете, как бы это странно не звучало. Смотря как их учить. Учеба с помочью родителей через игровую форму – лучшего времяпровождения не придумаешь.

Буква Г

Встретились на дороге гусенок и щенок.

— Р-р-р, — зарычал щенок, — я тебя укушу!

— Ш-ш-ш, — зашипел гусенок , — я тебя ущипну.

— Нельзя так грубо разговаривать, — строго сказала буква Г.

Она подарила щенку — » гав-гав «, а гусенку — » га-га-га «.

— Га-га-га, — закричал гусенок , — давай играть.

— Гав-гав, — ответил щенок, — побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

— Га-га-га, — пойдем ко мне в гости , я угощу тебя горохом.

— Гав-гав, — ответил щенок, — ты очень гостеприимный.

Какое угощение приготовит для тебя буква Г?

(фрагмент из книги «Добрая азбука»).

Родители четко знают, что детям нельзя баловаться с водой, разливая ее по полу, нельзя брать спички и нельзя есть землю, приносить домой грязные камни, и так далее. Но они не всегда понимают, что объяснять детям суть природных явлений можно не только через «нельзя». Когда ребенок с раннего детства знает, что такое вода, и зачем она нужна, он и сам не будет стремиться вылить ее на голову ближайшему родителю. И спички он будет настойчиво искать потом – в школьном возрасте, когда все ими играют, так или иначе. Несмотря на фатальность (все равно будет разливать, все равно будет поджигать, все равно будет копаться в земле) – необходимость правильных установок никто не отменял. Они все равно застрянут в голове и выдадут когда-нибудь нужные ориентиры.

Кому нужна водичка

Бегала девочка во дворе и нечаянно наступила на лужу. Закричала она сердито:

— Ты, вода, намочила мне туфельки. Убирайся прочь!

Большая лужа моментально испарилась.

— Мяу, девочка. Ты не видела здесь лужу? Я пить хочу, — спросил у девочки котенок.

Девочка ничего не ответила ему и ушла на другой конец двора. Там росли цветы. Их головки поникли и жалобно просили: «Пить, пить!»

Девочке тоже стало жарко, и она побежала домой. В комнате она с ужасом увидела, что в аквариуме мало воды. Ее любимые рыбки барахтались среди водорослей.

— Мама, — закричала девочка. — Мне срочно нужна вода для рыбок.

— Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться. Нельзя приготовить обед, — ответила мама.

— Мама, водичка может исчезнуть, если ее кто-нибудь обидел? — тихо спросила девочка.

— Может, но обязательно вернется, если попросить у нее прощения, — серьезно ответила мама.

Девочка закрыла глазки и прошептала: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Всем без тебя плохо».

— Дочка, вода снова бежит из крана! — обрадовалась мама.

Девочка налила рыбкам свежей воды и посмотрела в окно. Во дворе пил из лужицы котенок.

Вопросы и задания:

Включите музыку. Все дети — струйки воды. Если музыка звучит тихо, струйки кружатся плавно и медленно. Если музыка звучит громко, струйки кружатся быстро, сталкиваясь и откатываясь друг от друга.

Как выглядит вода, когда она улыбается или сердится?

Нарисуй портрет воды.

(фрагмент из книги «Сказы матушки земли»).

Урок Мудрости «МАГАЗИН СЧАСТЬЯ»

Звучит музыка, звук дождя. По сцене идет девушка. На сцене находятся герои – «дорожники».

ГЗК: Понедельник – день тяжёлый, и, слава Богу, что он когда-нибудь заканчивается. Я тащилась с работы, на душе было примерно так же, как и на небе – хмуро, пасмурно и слякотно. Моросил нудный мелкий дождик, который логично довершал безрадостный день.

В довершение всего, когда я свернула на улицу, ведущую к родному дому, оказалось, что пройти невозможно – улица была перекрыта, там вовсю кипели ремонтные работы. Дорожники заботливо натянули цветную ленту и повесили табличку: «Выхода нет». Хотя, собственно, и входа тоже не наблюдалось. Это было жестоко: слева – длиннющий забор школы, справа – забор поликлиники. Оставалось только выбрать – налево или направо. Я мысленно чертыхнулась и поплелась вокруг школы.

Никогда я не ходила такой кривой дорожкой. И поэтому никогда не видела этого магазинчика. Он был расположен в торце обычного жилого дома, а название его сразу поразило моё воображение: он назывался Магазин Счастья.

Девушка: «Интересно, что может продаваться в таком магазине?»

В это время гром грянул, и девушка нырнула в магазинчик. Звон колокольчика. Войдя останавливается. Между стеллажами и прилавками, трогая и рассматривая разный товар, бродили покупатели. И царило какое-то радостное оживление. К выходу спешила старушка, сияющая, как праздничный фонарик. Поравнявшись, она улыбнулась и подмигнула девушке.

Девушка: Простите, а что здесь продают?

Старушка: Как что? (удивленно) Что написано, то и продают. Счастье, детка! Счастье!

Девушка: А… в каком виде?

Старушка: А в каком выберешь, дорогая! Метрами счастье, килограммами счастье, ну и счастье поштучно! (засмеялась). Да ты не сомневайся, девочка, товар качественный! Я здесь постоянный покупатель. Тебе понравится!

Старушка под звон колокольчика выскользнула из магазина. А к девушке уже спешил продавец в синей форменной одежде и с бейджиком на груди.

Михаил: Прошу простить за небольшую заминку, столько покупателей, море работы! Вы у нас, я смотрю, впервые?

Девушка: А вы помните всех покупателей в лицо? (удивленно)

Михаил: Разумеется! Ведь решив однажды быть счастливым, человек обычно становится нашим Постоянным Покупателем Счастья.

Девушка: А что в ваших товарах такого… особо счастливого?

Михаил: Ах, я совсем вас заговорил! Разрешите мне провести для вас небольшую экскурсию и показать, так сказать, товар лицом.

Он подхватывает девушку под локоть и повлёк к прилавкам.

Михаил: Обратите внимание! Волшебные калейдоскопы! Придают яркость жизни! Постоянная смена впечатлений, феерия красок, множество разнообразных комбинаций!

Девушка: Но это же просто игрушка!

Михаил: А вы, разумеется, полагаете, что жизнь – серьёзная штука?

Девушка: Ещё какая серьёзная! Если бы взрослым можно было играть, как детям…

Михаил: Так играйте! Кто же вам, взрослому человеку, может запретить?

Девушка: Ну, у меня обязанности… работа. И всё такое.

Михаил: А вы в это играйте! Для начала – положите в сумочку калейдоскоп. И когда скучно, грустно или совсем заработались – уделите ему минутку времени. И увидите, как жизнь заиграет яркими красками.

Девушка: Мало вериться.

Михаил: Да, что вы! При виде калейдоскопов мне сразу вспоминается притча, которую мне рассказывал один мой хороший знакомый…

Выход сказатель и рассказывает притчу.

Притча. Ученик всё время был хмурым и грустным. Тогда Учитель попросил его:

— Найди, пожалуйста, в этой комнате все предметы коричневого цвета.

Ученик огляделся по сторонам. В комнате было очень много таких предметов. Оконные рамы, карниз для занавесок, мебель, скатерть на столе, рамы для картин и много всевозможных мелочей.

— А теперь закрой глаза! – попросил Учитель. – И назови мне все предметы ГОЛУБОГО цвета.

— Как? – воскликнул в недоумении Ученик. – Я не заметил ни одного предмета голубого цвета, ведь я по вашему же заданию искал предметы коричневого цвета!

— А теперь открой глаза и сам посмотри, как много в этой комнате голубого цвета.

Это было правдой! Ученик в недоумении озирался по сторонам. Большие красивые занавески нежно голубого цвета, через которые свет поступал в комнату и казалось, что всё вокруг озаряется. Как можно было этого сразу не заметить? Ученик выглядел растерянным. Красивые голубые цветы стояли прямо в центре комнате на столе, голубая люстра, голубой ковёр на полу, голубые рамки для фотографий… В комнате было очень много голубых предметов.

Ученик рассердился:

— Это из-за вас я сразу не заметил голубого цвета. Вы меня заставили запоминать коричневый.

Учитель улыбнулся:

Именно это я и хотел тебе показать. Ты в своей жизни фокусируешься на плохом и не замечаешь сколько прекрасного происходит вокруг.

— Но я всегда думал, что лучше ожидать от жизни худшего, тогда не будет разочарований. А если же случится что-то приятное – это станет хорошим сюрпризом.

— Если фокусироваться на плохом, то и будет происходить только плохое. Намного выгоднее другая позиция. Всегда и во всём искать только хорошее. Тогда вся твоя жизнь озариться и наполнится множеством прекрасных вещей. И даже если и случится переживание, то и оно будет иметь положительное значение.

Иди смело по жизни и обращай внимание на всё прекрасное, что нас окружает. Тогда в твоей жизни не будет разочарований!

Выходят остальные дети, и поют первый куплет и припев песни Баста – Сансара.

Девушка: Хорошо. Я подумаю.

Михаил: Тогда продолжим! Я продемонстрирую вам в действии устройство для запуска мыльных пузырей. Посмотрите! Посмотрите! Какие они разные! И как они лопаются!

Девушка: Ну и что?

Михаил: Да как же «ну и что»? (ликующе) Все ваши проблемы лопаются как мыльные пузыри. Легко! Красиво! Радостно! Разве не счастье?

Девушка: Если бы в жизни они так легко лопались.

Михаил: Большинство наших проблем сильно раздуты. Прямо как эти пузыри. Научитесь относиться к проблеме, как к мыльному пузырю – посмотрите на неё, полюбуйтесь её переливами, формой, размером – и позвольте ей лопнуть! Вот так! (выпускает ещё серию радужных пузырей).

Девушка: Ну, хорошо, возможно, в этом что-то есть. Но поверить в то, что калейдоскоп и мыльные пузыри – и есть счастье, я не могу. Вы уж извините.

Михаил: Что ж тогда вот эта вещица вам возможно подойдет!

Девушка: А что это?

Михаил: Это часы счастья!

Девушка: Ой, что вы. Я все время провожу на работе, и на счастье у меня совсем не хватает времени.

Михаил: Что-то подобное я уже слышал…Один из наших покупателей пришел в наш магазин и поведал нам свою историю…

Выход сказатель и рассказывает притчу.

Притча. «Один час твоего времени».

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец.

— И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать.

Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!..

Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»

Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец.

— У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.

— Папа, здесь ровно пятьсот.

Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

Наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её часть тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям.

Выходят оставшиеся ребята, поют песню Инь-Янь – Гимн Семьи.

Девушка: Как только у меня появятся близкие люди, а приобрету ваши часы счастья. А пока они не внушают доверия.

Михаил: Тогда пойдёмте в отдел тканей! У нас замечательный отдел тканей. Вперёд, навстречу счастью!

Продавец отдела как раз обслуживает даму средних лет.

Дама: У вас есть какой-нибудь весёленький ситчик?

Продавец: Разумеется, мадам! Вот, взгляните! Исключительно весёленький! Давайте вместе посмеёмся!

И засмеялся первым, а за ним – дама. Они заливались весёлым смехом.

Дама: Я сошью себе весёленький фартучек и кухонные рукавички! И когда буду готовить обед, смешинки будут попадать в пищу. И вся моя семья будет веселиться!

Михаил: Иногда достаточно окружить себя приятными вещами, чтобы жизнь стала такой же приятной.

Дама: А это ваш новый покупатель?

Девушка: Да

Дама: Вам понравится. Я вас уверяю. Мой муж пришёл в этот магазин, после одного случая.

Девушка: Какого?

Дама:

Несколько недель назад он приготовил себе кофе, взял утреннюю газету и сел послушать радиоприемник. Переключая каналы радиостанции, вдруг остановил свое внимание на бархатном голосе одного старика. Он что-то говорил о «тысяче шариков». Мой муж заинтересовался, сделал звук погромче и откинулся на спинку кресла.

— Хорошо, — сказал старик, — могу поспорить, что вы очень заняты на работе. Вчера, сегодня, завтра. И пусть вам платят много. Но за эти деньги они покупают вашу жизнь. Подумайте, вы не проводите это время со своими любимыми и близкими. Ни за что не поверю, что вам нужно работать все это время, чтобы свести концы с концами. Вы работаете, чтобы удовлетворить ваши желания. Но знайте, что это замкнутый круг — чем больше денег, тем больше хочется, и тем больше вы работаете, чтобы получить еще большее.

Нужно суметь в один момент спросить себя: «А действительно ли мне так нужна та или иная вещь, например новая машина?» И ради этого вы готовы пропустить первое танцевальное выступление вашей дочери или спортивное соревнование вашего сына.

Позвольте мне рассказать кое-что, что реально помогло мне сохранить и помнить о том, что главное в моей жизни.

И он начал объяснять свою теорию «тысячи шариков»

— Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше.. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 — столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что я прожил уже примерно 2900 воскресений. И у меня оставалось только 1000.

Поэтому я пошел в магазин и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни.

Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку.

Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки…

Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. Было приятно с вами поговорить, но мне нужно спешить к моей семье. Надеюсь, еще услышимся! После этого мой муж задумался. Действительно было о чем подумать. Планировал ненадолго смотаться на работу в этот день — нужно было делать проект. А потом собирался с коллегами по работе сходить в клуб. Вместо всего этого поднялся наверх и разбудил меня, сказав

— Просыпайся, милая. Поедем с детьми на пикник.

— Дорогой, что случилось?

— Ничего особенного, просто я понял, что мы давно не проводили вместе выходные. И еще, давай зайдем в магазин. Мне нужно купить пластиковые шарики…

Выходят дети, поют Александр Савинов, Татьяна Луговая — Обнимайте детей

Дама: Вот. Так мы и попали в этот магазин. И теперь вместе проводим не только выходные и праздники. А делимся счастьем каждую секунду.

Девушка: Вот так просто? Но это, же такие мелочи?

Михаил: Ну, собственно, жизнь и состоит из мелочей. И счастье строится тоже из мелочей. Мы же говорим: «Мелочь, а приятно!». А представляете, что будет, когда приятных мелочей станет много?

Девушка: Ну да, представляю! Это будет счастье!

Михаил: Вы уже поняли суть нашего товара! Но это ещё не всё! Идёмте же, идёмте! Я хочу показать вам нашу новинку! Большая Книга Счастья! Только что поступила!

Михаил сунул девушке томик яркой книги и она стала листать страницу за страницей!

Михаил: Ну как вам?

Девушка: Но здесь же ничего не написано! Кроме фразы наверху: «Сегодня был самый счастливый день в моей жизни!!!» и внизу страницы: «А завтра будет ещё лучше!»

Михаил: Ну конечно! В этом и суть! Вы будете писать её сами.

Девушка: Как сама? Но я же не умею!

Михаил: Сегодня это так. Завтра всё может измениться. Вы разрешите прочитать вам небольшую лекцию?

Девушка: Да, конечно

Михаил: Каждый наш день наполнен разными событиями, и одни нам нравятся, а другие – нет. Как ни странно, мы почему-то запоминаем именно «плохие» события, а хорошие нет, потому что они нам кажутся в порядке вещей. В результате наше счастье очень омрачено!

Притча. Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было – кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!

У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть. Вы со мной согласны?

Девушка: Да, правда. Иногда какая-нибудь мелочь может испортить целый день.

Михаил: Большая Книга Счастья предлагает пойти прямо противоположным путём! Записывать в неё только счастливые события. Не менее пяти за день! Больше – можно, меньше – нет.

Девушка: Да где же я наберу столько счастливых событий за день?

Михаил: А вот позвольте не согласиться, на самом деле это легко, вы просто ещё не пробовали. Конечно, в первые дни придётся перестраивать своё мышление на новую волну. Но вы быстро войдёте во вкус, это ведь так приятно! Вы попробуйте, попробуйте прямо сейчас! Что сегодня у вас было счастливого?

Девушка: Я не знаю. Какой-то тяжёлый был день.

Михаил: Вы сегодня получали травмы?

Девушка: Нет, что вы. (испуганно)

Михаил: Ну вот, уже счастье! Так и запишем. Вы сегодня что-нибудь теряли?

Девушка: Да, потеряла важный документ, но потом нашла среди бумаг.

Михаил: О, но это же счастье! Ведь правда?

Девушка: Правда. Счастье, что он нашёлся.

Михаил: Ну, теперь сами, у вас уже получается.

Михаил: Ну вот! Замечательно! У вас прекрасно получается!

Девушка: А ещё я сегодня наконец-то доделала отчёт. Устала – но закончила!

Михаил: Это – четыре. Остался пятый эпизод. Итак?

Девушка: Так, что же было потом? Потом был дождь. И я шла домой, а там дорогу ремонтируют. И я пошла в обход… Да! Потом я зашла в ваш чудесный магазинчик! Запишите!

Михаил: Охотно.(записал в книгу) Польщён тем, что вы сочли возможным включить это в список счастливых событий. Итак, пять эпизодов записаны! Ваша Большая Книга Счастья уже пишется!

Девушка: И так каждый день? А когда закончатся страницы?

Михаил: К тому времени ваш разум уже привыкнет фиксировать счастливые события автоматически, и не по пять событий за день, а гораздо больше. И ваша жизнь будет просто-таки наполнена счастьем!

Девушка: Большое спасибо. Пожалуй, я возьму эту Книгу Счастья.

Михаил: Примите её в дар от нашего магазина. Мы всегда дарим что-нибудь новому покупателю.

Девушка: Какое счастье! Спасибо вам!

Михаил: Ну, вот уже и шестой пункт в вашем сегодняшнем Счастье.

Девушка: Да, разумеется! И ещё я приобрету устройство для лопанья проблем и калейдоскоп для увеличения яркости жизни! Это счастье семь и восемь!

Михаил: Я очень рад! Вам упаковать в фирменный пакет?

Девушка: Да, пожалуйста.

Пакет был тоже очень симпатичный – оранжевый, в крупный белый горох. На нём было написано: «Мы обречены быть счастливыми!».

Михаил провожал девушку до выхода. На двери была большая красивая табличка: «Выход есть!».

Михаил: У нас такие таблички на всех дверях. Чтобы не забывать, что выход есть всегда! Спасибо за покупки. Заходите к нам ещё.

Девушка: Я обязательно зайду. Я хочу покопаться и в других товарах.

Михаил: О, мы всегда рады постоянным покупателям!

Девушка: К вам, наверное, ходит весь наш город?

Михаил: К сожалению, нет! Как ни странно, все говорят, что хотят быть счастливыми, но далеко не каждый стремится хоть что-то для этого сделать. Но мы работаем над этим! Совершенствуем ассортимент, упаковку, рекламу. Так что вы всегда найдёте для себя что-то новое и интересное. До свидания! И счастья вам!

ГЗК: Мелодично звякнул колокольчик, и я вышла на улицу. Душа моя пела. Я шла домой, и люди задерживали на мне взгляды. Наверное, из-за моего оранжевого пакета. А может быть, потому, что я никак не могла расстаться с улыбкой. А может, я сейчас сияла, как та старушка, что встретилась мне у входа. И это тоже было счастье.

— Девять, – машинально отметила я. – Надо не забыть записать в мою Большую Книгу Счастья.

Счастье — это когда ты живешь, а не проживаешь. Счастье это тогда, когда ты любишь, это когда ты получаешь любовь и ласку, это когда ты даришь любовь и ласку. Счастье — это когда у тебя есть не только ты, но и другие, это когда ты можешь приносить добро не только себе, но и остальным, это осознавание своей причастности к чему-то большему, чем свое собственное эго. Счастье — это когда ты знаешь, что у тебя есть только одна жизнь, и что ее можно прожить только один раз, это когда ты наслаждаешься каждым мгновением, потому что знаешь, что оно уже никогда не повторится. Счастье — это когда ты, оглядываясь назад, понимаешь, что тебе не так уж и много бы хотелось поменять в своей жизни. Счастье — это все, и ничего, оно вокруг нас и внутри нас. Счастье лишь метафора, определяющая лишь то, что человек знает, что впереди его ждут бесчисленное количество открытий, бесчисленное количество радостей и разочарований, он понимает, что впереди еще столько непознанного, столько не сделанного и столько не прочувствованного, а жизнь так коротка — и счастливый человек, обернувшись назад и поглядев по сторонам улыбнется загадочной улыбкой и пойдет дальше — к новым свершениям. Потому что счастья не существует, существует великая загадка жизни, которую нужно попытаться раскрыть. И по-настоящему счастливый человек тот, который нашел ответ — счастье — это есть миг, в котором мы живем.

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Конспект «Урока мудрости» для 5-6 классов

Цель: социализация и интеграция учащихся с обществом, формирование положительных взглядов на жизнь и ценностных ориентаций у ребят. Знакомство детей с понятиями «мудрость», со способами передачи мудрости подрастающему поколению. Создать странички «Книги мудрости».

Задачи: создать условия для формирования у учащихся социальных потребностей, мотивов, интересов; способствовать развитию умений планировать собственное будущее, строить свою жизнь достойно; развивать волевые качества характера в достижении поставленной перед собой цел; способствовать формированию позитивного отношения к людям; воспитывать стремление и желание школьников овладеть навыками общения, социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые жюри и гости. Меня зовут Есикова Инна Александровна, сегодня проводить вместе с вами классный час. Прежде всего, я прошу всех вас подойти ко мне. Давайте встанем в круг. У меня в ладошках счастье. Вы спросите почему его не видно? А потому что оно только мое, но я хочу поделиться с вами и каждому подарить по частичке счастья. А вы прикасайся друг другу передавайте его. Я очень надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет нам радость, приятные минуты. Нам будет работать друг с другом легко и комфортно.

Предлагаю теперь разделиться на группы: выберите тот цвет листочка, который вам понравился и садитесь на место в соответствии с цветом.

Прочитайте, что написано на ваших листочках.

Глубокий ум

Прочные знания

Жизненный опыт
Слайд 2

Как вы думаете, каким словом можно объединить эти понятия? (спасибо за интересные мысли)

Эти слова характеризует понятие МУДРОСТЬ в словаре Ожегова Мудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, прочные знания).

• С чего начинается мудрость? (или что нужно для того, чтобы стать мудрым?)

• Как она формируется?

Слайд

Сегодня мы попробуем стать немного мудрее и начнем создавать странички своей книги мудрости. Поэтому наша задача сегодня на состоит в том, чтобы помочь вам правильно выбрать то, что может пригодиться в жизни каждому из вас в нашем неспокойном современном обществе. Стать мудрым сразу невозможно. Этому нужно учиться.

Каждая группа получает свое задание. Оно находится на столах. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

Слайд. Правила работы в группе

1 группа

1 сказка

» Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…» ( » Колобок»)

— Колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость.

— Совет: важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым людям, а жить своим умом . Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям .

2 сказка

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

— Животные, которые не дружат в жизни, помогают вытянуть репку. Эта сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства.
Совет : стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но и маленькие. Всякое дело нужно доводить до конца.

3 сказка

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку. ( «Кот, лиса и петух» )

— Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», — так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Совет: не надо быть легковерным и слишком любопытным. Если с тобой беда – нужно – громко звать на помощь.

2 группа

— Прочитать ситуацию, чему она учит, какой мудрый совет можно дать школьнику.

Мальчику Андрею пришлось перейти в другую школу. Он попал в новый класс, где никого из ребят не знал. Если раньше он с удовольствием ходил в школу, хорошо учился, то теперь его было не узнать. Мальчик стал замкнутым, плохо учился, прогуливал уроки, часто приходил с синяками и ссадинами. Поговорив с учителем, мама Андрея узнала, что с мальчиком никто не дружит, в классе его считают «белой вороной».

3 группа

— Прочитайте ситуации внимательно. И дайте ребятам совет «Что делать, если…..»

1. Потерял ключи от квартиры и не можешь попасть домой.

2. Разрядился телефон и нет возможности его зарядить, а тебе нужно срочно позвонить.

3. По пути со школы сломался автобус, на улице сильный мороз. Как добраться до дома, если денег на такси нет.

Время заканчивается группы готовы?

Вывод:

  1. В сказках содержиться народная мудрость- Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Русские народные сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат отличать добро и зло, показывают выход из сложных ситуаций, учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости! Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях.

  1. Мудрость содержится и в пословицах и в поговорках.
  1. Мудрый совет нам могут дать окружающие нас люди: родители, бабушки, дедушки, учителя.

— Ребята у нас получились первые странички КНИГИ МУДРОСТИ. Жизнь преподносит нам много уроков мудрости. Если будет желание можете продолжите ее.

Средь горцев поговорка не забыта,
Рождённая ещё в былые дни:
Чтоб выбрать лошадь — осмотри копыта,
Чтоб друга выбрать — в сердце загляни.
Запомни эту мудрость.
А, коль запомнил, вот тебе ещё одна:
Не поднимайся в гору, у которой
Вершина даже в полдень не видна.
Все мудрости в дороге пригодятся,
и третью заодно:
Не забирайся в озеро купаться,
Когда не знаешь, глубоко ли дно.
И, наконец, последний мой совет:
Ты не один на свете проживаешь,
Не делай для других людей вовек
Того, чего себе не пожелаешь.

Расул Гамзатов

-На память о сегодняшней нашей встрече, я хочу подарить вам закладки с житейскими мудростями. Если вы считаете, что урок вам помог стать хоть немного мудрее возьмите ленточку и прикрепите ее на 4 страничку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНСТРУКЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

  1. Назовите тему своей работы
  2. С чем вы работали?
  3. Подведите итог своей работы. Мы считаем, что…
  4. Оформите свою страничку: рамочка, заголовок, мудрый совет.
  5. Подберите эпиграф к своей страничке.

1 ГРУППА

— По строчке, по героям из сказки, надо отгадать её, кратко вспомнить содержание и определить, чему она учит, какой мудрый совет даёт.

1 сказка

» Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…»

Мудрый совет:

2 сказка

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

Мудрый совет:

3 сказка

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Мудрый совет:

2 ГРУППА

— Прочитать ситуацию, чему она учит, какой мудрый совет можно дать школьнику. Подберите пословицу к данной ситуации.

Мальчику Андрею пришлось перейти в другую школу. Он попал в новый класс, где никого из ребят не знал. Если раньше он с удовольствием ходил в школу, хорошо учился, то теперь его было не узнать. Мальчик стал замкнутым, плохо учился, прогуливал уроки, часто приходил с синяками и ссадинами. Поговорив с учителем, мама Андрея узнала, что с мальчиком никто не дружит, в классе его считают «белой вороной».

Мудрый совет:

Доброе братство дороже богатства.

Глупые друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Для друга и семь верст не околица.

Дорога помощь во время скудости.

Про доброе дело говори смело.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.

3 ГРУППА

— Прочитайте ситуации внимательно. И дайте ребятам совет «Что делать, если…..»

1. Потерял ключи от квартиры и не можешь попасть домой.

Мудрый совет:

2. Разрядился телефон и нет возможности его зарядить, а тебе нужно срочно позвонить.

Мудрый совет:

3. По пути со школы сломался автобус, на улице сильный мороз. Как добраться до дома, если денег на такси нет.

Мудрый совет:

ЗАКЛАДКИ В ПОДАРОК

Житейские мудрости на каждый день.

  • Начни свой день с улыбки.
  • Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  • В споре умей выслушивать собеседника до конца.
  • Любую проблему можно решить.
  • Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
  • Будь уверен в себе.
  • Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  • Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
  • Будь обаятелен и добр.
  • Извинись, если ты не прав.
  • Не забывай выражать свою благодарность.
  • Выполняй свои обещания.
  • Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

Житейские мудрости на каждый день.

  • Начни свой день с улыбки.
  • Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  • В споре умей выслушивать собеседника до конца.
  • Любую проблему можно решить.
  • Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
  • Будь уверен в себе.
  • Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  • Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
  • Будь обаятелен и добр.
  • Извинись, если ты не прав.
  • Не забывай выражать свою благодарность.
  • Выполняй свои обещания.
  • Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК,

КАК ТЫ ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ.

ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК,

КАК ТЫ ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *