Успенский храм сергиев

Успенский храм г. Сергиев ПосадСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Сергиево-Посадское благочиние


Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)

Настоятель: игумен Иоанн (Самойлов), 1955

Приделы:
свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
Рождества Иоанна Предтечи (7 июля)

Приписные храмы:
молельная комната Царственных страстотерпцев
молельная комната свт. Луки Симферопольского
часовня свт. Николая
крестильный храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Святыни храма: в храме имеются особые святыни. В 1996 г. из Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии была передана частица мощей святителя и чудотворца Николая, для хранения которой была написана новая икона святителя в полный рост. Другой духовной ценностью стал мощевик, в нем содержатся частицы мощей более 70 святых Киево-Печерской Лавры и других подвижников благочестия.

При храме имеется воскресная школа.

mail@kupola.info 540-59-90, 540-63-23 http://www.kupola.info/ Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Болотная, д. 39Идет

Из истории

Церковь расположена к югу от Троице-Сергиевой Лавры в бывшем подмонастырском селе Клементьеве (ныне улица Болотная). Во владение Троице-Сергиева монастыря Клементьево пожаловано при игумене Никоне Радонежском князем Андреем Владимировичем.

Здесь проживали иконописцы, сусальные мастера, серебряники, каменщики, кузнецы, повара, хлебники.

По большой Ярославской дороге через село ежедневно проходило множество богомольцев, шедших на поклонение мощам преподобного Сергия. Паломники здесь отдыхали, переодевались и вступали в Лавру уже нарядными.

Клементьево имело свою церковь, вероятно, еще в XV в. К концу XVI в. в селе было уже две церкви, поставленные на средства местных жителей: во имя святителя Николая Чудотворца (клетская) и в честь Успения Пресвятой Богородицы (шатровая). При них в 22-х кельях жили старицы, составлявшие неофициальный женский богадельный монастырь.

После Смуты в Клементьеве восстановили сожженную Никольскую церковь. К середине XVII в. ее сменила Успенская церковь. В монастырской описи 1641 г. имеется краткое описание этого трехглавого храма с двумя приделами: в честь святителя Николая Чудотворца и мученика Алексия; с трапезной и восьмигранной колокольней.

В 1769 г. на средства прихожан построили ныне существующую каменную церковь с четырьмя престолами: в честь Успения Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Рождества Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая. По приделу церковь называли еще и Никольской.

Успенский храм связан с именем митрополита Никанора (Клементьевского). Он был сыном здешнего протоиерея Стефана Алексеева. Преподобномученик Феофан (Графов), будучи иеродиаконом, служил в здесь с конца 1930 г. до ареста в октябре 1935 г.

В 1930-е гг. храм закрыли, с 1938 г. в нем разместилась городская хлебопекарня. В храме разобрали верхние ярусы колокольни, устроили межэтажные перекрытия, уничтожили внутреннюю отделку. С конца 1950-х — начала 1960-х гг. храм пустовал, постоянно подвергаясь разрушениям и порче.

Восстановление началось в 1990 г. после передачи храма общине верующих. 19 октября 1999 г. состоялось великое освящение центрального престола, посвященного Успению Божией Матери. Тогда же при храме открылась воскресная школа.

В 2001 г. были освящены приделы во имя святителя Николая и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Завершена роспись иконостаса, заметно изменилось внутреннее убранство храма.

Под воскресную школу получено старое здание бывшей школы, которое восстанавливается. Здесь будет открыта городская православная библиотека.

Контекстная справка

— Михеевская церковь (1734)
Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм….

— Никоновский храм (1623)
Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по…

— Смоленский храм (1746 – 1753)
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной…

— Предтеченский храм (1692 – 1699)
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены…

— Трапезный храм (1686 – 1692)
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг….

— Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в. Часовня по…

— Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный…

— Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю…

— Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)
Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение…

— Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде – один из красивейших храмов России. Она относится к числу главных достопримечательностей древнего подмосковного города. Место ее расположения – историческая часть Сергиева Посада, южнее Троице-Сергиевой лавры. Церковь была возведена во 2-й пол. 18 века (1757-1769), последовательно сменив собой несколько деревянных храмов, то ветшавших, то погибавших в пожарах. По благочестивой традиции средства на ее строительство пожертвовали местные прихожане – жители села Клементьева, которое принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, а в 1782 году вошло в состав посада с именем Сергиевский.

В письменных источниках Клементьево (древнейшее из подмонастырских поселений) впервые упоминается в 1-й четверти XV столетия. Краткие сведения о нем содержатся в «Житии преподобного Сергия, игумена Радонежского», составленного Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. Ученик святого пишет: «Вокруг же монастыря того было безлюдно, со всех сторон леса, всюду пустыня… Так жили монахи, пока не прошло много лет, – я думаю, больше пятнадцати. Через некоторое время начали приходить сюда христиане, проходя через леса те, и понравилось им здесь жить… И сделали они себе многие выселки, прежнюю изменив пустыню… И построили они села, и дома многие…». По преданию, некий крестьянин Климент (в просторечии Клементий) первым поставил свой дом возле святой обители. От его имени и пошло название села. Доказательством существования Клементьева во времена прп. Сергия Радонежского могут служить данные археологов, обнаруживших в этом поселении Сергиева Посада керамику XIV века.

Изначально Клементьево числилось во владениях удельных радонежских князей. Один их них, Андрей Владимирович Радонежский, не позднее 1425 года передает Клементьево в собственность Троицкого монастыря. Дальнейшее развитие села предопределила Переславская дорога (современное Ярославское шоссе) – важное стратегическое направление и торговый тракт, неоднократно менявший свое направление и название. В сер. XV века он связал знаменитый монастырь и Клементьево с Москвой, северными и волжскими городами, а позднее – с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Самое древнее поселение Троицкого посада оказалось на расстоянии одного конного пути из столицы, поэтому здесь непременно делали остановку, отдыхали, меняли лошадей. Близость дороги, соседство с обителью прп. Сергия способствовали процветанию торговли и ремесла, превращению Клементьева в одно из богатейших и крупных сел Московского государства.

Возможно, что уже в XV веке богатое Клементьево имело свою церковь. Первое достоверное сведение о ней относится к 1513 году: «лета 7022 ноября 28 священа бысть церковь древена в Клементьеве», – сообщает монастырская рукопись XVI века. Из другого документа того же периода мы узнаем, что церковь была посвящена празднику Успения Божией Матери.

В XVI – XVII вв. в Клементьево находился административный центр Троицких поселений. Из троицких слуг – детей боярских (представителей среднего слоя русского общества) – с утверждением в Приказе Разбойных дел выбирался губной староста, который вместе с помощниками вершил суд, ведал тюрьмой, собирал пошлину, объявлял указы Троицкого монастыря. Большой ущерб село претерпело в начале XVII столетия в связи с событиями Смутного времени. Еще до начала интервентами осады Троице-Сергиева монастыря поляки во главе с военачальником Александром Лисовским сожгли его дотла, в том числе, два деревянных храма: летний (в честь Успения Божией Матери) и зимний (в честь святителя Николая). Зимняя, отапливаемая церковь была построена в конце XVI столетия.

В 1608-1610 гг. жители Клементьева, прихожане упомянутых храмов проявили мужество и героизм, защищая от врага «первый монастырь Московского государства». История сохранила имена двух простых крестьян – Никона Шилова и Петра Слоты. Эти клементьевцы ценой собственной жизни взорвали вражеский подкоп, тем самым спасли знаменитый монастырь и «троицких сидельцев». После снятия осады в Клементьево в устроенной братской могиле были захоронены жители окрестных поселений и защитники Троицкой крепости, погибшие при ее обороне – более 800 человек (согласно «Житию преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского»). По тем временам, 800 человек – это численность мужского населения крупного города.

Несмотря на полное разорение в период Смуты, Клементьево быстро восстанавливается и достигает своего максимального расцвета. Отстраивается Никольская церковь. К середине XVII века ее сменяет Успенская, тоже деревянная. В храме имелось два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и мученика Алексия. Церковь погибла в опустошительном пожаре 1746 года. Бедствие показало необходимость строительства каменного сооружения. Так, во 2-й половине XVIII века появляется ныне существующий храм с приделами: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая. Храм строился на рубеже двух исторических вех. Вслед за указом Екатерины Великой 1764 года о секуляризации церковных земель Клементьево приобретает статус казенного поселения, окончательно выходит из-под ведения Троицкого монастыря.

Через восемь лет, после учреждения посада, административный центр города переносится в другое место, потом и шумная дорога обходит бывшее владение Троицкого монастыря стороной – бурная жизнь Клементьева остается в прошлом. Тихие улочки, домики с резными наличниками, удаленность от городской суеты создали неповторимое своеобразие древнейшей части Сергиева Посада. За современным скромным названием «Клементьевский поселок» скрылись царские и императорские богомольные походы к Троице, героические страницы прошлого и судьбы незаурядных людей. Нелегко представить, но это факт: под асфальтом Клементьевской улицы остались следы царей и императриц, их чиновников и рассыльных, путешественников и купцов, конечно, простых крестьян и богомольцев; Клементьевский (Банный) пруд, как и Келарский, – ровесник эпохи Ивана Грозного, а некоторые дома – более чем столетние юбиляры.

Над исторической деревянной застройкой, улочками и прудами возвышается величественный Успенский храм. Выразительный силуэт, богатая пластическая обработка фасадов, фигурные кровли выделяют его среди других посадский церквей. Построенный по трехчастной системе он напоминает «корабль». Ядро церкви – высокий восьмигранный объем, перекрытый сводом в форме купола-полусферы, увенчанный луковичной маковкой. Средняя часть – трапезная – в плане повторяет крест; трехъярусная колокольня завершается шатром, по старинной традиции московского зодчества.

В 1929 году советская власть заключила с верующими «договор на аренду здания», а в июне 1936 года расторгла его «за злостное невыполнение» обязательств со стороны прихожан, и тогда же, по ходатайству «группы верующих обновленческой ориентации», церковь была передана раскольникам. Чуть ранее в 1934 году были утрачены колокола храма. Согласно Постановлению Президиума Загорского Горсовета (с 1930 года город Сергиев стал именоваться Загорском), колокола сняли со всех городских церквей и передали «в металлом для использования в промышленности». В эти годы в церкви совершал дьяконское служение преподобномученик Феофан (Графов), своим исповедничеством восполнивший Собор новомучеников Российских. Он родился 6 января 1874 года в селе Никитская слобода близ города Переславль-Залесский Владимирской губернии. В 1896 году поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, где в 1907 году был пострижен в монашество и через год, в 1908 году, рукоположен во диакона.

В 1923 году монастырь был закрыт. Пробыв на родине в Никитской слободе несколько месяцев, отец Феофан в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад Московской области, и был определен на служение в Успенский храм города. 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Нашлись лжесвидетели, которые оклеветали исповедника. 8 января 1936 года тройка НКВД приговорила иеродиакона Феофана (Графова) к трем годам ссылки в северный край. В феврале этапом отец Феофан был направлен в город Архангельск, где местом ссылки ему был определен город Каргополь. Чтобы заработать на хлеб и платить за жилье, отец Феофан пилил дрова. В 1937 года, в период новой вспышки арестов, отец Феофан был арестован вновь. Не признав своей виновности в контрреволюционной деятельности, исповедник был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Отбывая наказание, иеродиакон Феофан умер 18 марта 1938 года в городе Каргополе и погребен в общей безвестной могиле.

В это время Успенскую церковь окончательно закрыли, в ее здании разместилась городская хлебопекарня. В 1960-х гг. хлеб-завод освободил церковное помещение. В старинном храме, изуродованном до неузнаваемости, стала царить «мерзость запустения».

Только в эпоху перемен, в 1990 году, Успенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Наконец, она дождалась присвоения официального статуса памятника архитектуры общероссийского значения, возрождения и реставрации после долгих лет воинствующего безбожия. Настоятелем приходской общины Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен протоиерей Владимир Кучерявый. Первая Божественная Литургия в храме была совершена 19 декабря 1990 г. в день памяти свт. Николая Чудотворца. Почти сразу была открыта Воскресная школа (позднее она разместилась в ветхом здании бывшей начальной школы, удачно расположенной в пределах церковной ограды).

19 октября 1999 состоялось великое освящение центрального престола, посвященного Успению Божией Матери, которое совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. За десять лет были проведены большие восстановительные работы: восстановлен пол и покрыт мрамором, кровля покрыта медью, построена колокольня, установлен иконостас. Традиционным стал Крестный ход в день Богоявления на источник святителя Николая Чудотворца у Келарского пруда. Священнослужители и прихожане двух приходов: Успенской и Ильинской церквей, в этот день совершают здесь великое освящение воды.

В 2001 году Успенский храм стал центром Сергиево-Посадского благочиния. Его новым настоятелем и одновременно ответственным за сорок других приходов района был назначен священник Александр Самойлов, преподаватель Московской Духовной Семинарии, кандидат богословских наук, член Богослужебной Синодальной комиссии. В 2005 году он принял монашеский постриг с именем Иоанн и был удостоен сана игумена. На его плечи легли: расчистка и благоустройство церковной территории, возведение ограды, внутреннее убранство старинного храма, среди которого можно выделить устройство боковых приделов и деревянных дубовых резных киотов с Богородичными иконами и образами святых в рост, созданных современными иконописцами и резчиками в древнерусских традициях. Особо почитаемыми святынями Успенской церкви стали икона свт. Николая с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей более семидесяти святых Киево-Печерской Лавры и других угодников Божиих, икона преподобного Пимена Многоболезненного с частицей святых его мощей.

14 декабря 2001 года состоялось иерейское освящение придела святителя Николая, а 22 декабря того же года – освящение придела Рождества Иоанна Предтечи.

Насыщенный событиями для Успенской церкви оказался 2003 год: к лику новомученников Российских был причислен иеродиакон Феофан (Графов), служивший здесь в 1930-35 гг.; в пределах церковной ограды заложили фундамент и начали строительство храма-крещальни в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Успенская церковь
Х Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная церковь — крупный одноглавый четверик в духе переславского барокко с трапезной и шатровой колокольней. Была сооружена в 1757-1769. В трапезной Никольский и Предтеченский приделы, в…
расположена к югу от Троице-Сергиевой Лавры
Х Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
в бывшем подмонастырском селе Клементьево, вошедшем в 1782 году в состав новообразованного Сергиевского Посада. По приделу святителя Николая церковь часто называлась Никольской. Поселение Клементьево, находившееся на важном торговом пути, ведущем из Москвы в северные города, имело свою церковь, вероятно, еще в XV в. Первое достоверное известие о ней относится к 1513 г.: «лета 7022… священа бысть церковь древяная в селе Клементьеве».

К концу XVI в. в селе были уже две церкви, поставленные на средства местных жителей: в честь Николая чудотворца (клетского типа) и холодная во имя Успения Богоматери «древяна вверх» (то есть шатровая). При церквях
Х Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.
в 22 кельях жили «старицы-черноризицы, питавшиеся от церкви божией».

Вскоре после осады монастыря, когда выжжены были окрестные поселения, в Клементьеве отстроили только одну церковь — Никольскую. К середине XVII в. ее сменила шатровая Успенская. В монастырской описи 1641/42 гг. имеется краткое описание ее внешнего вида и внутреннего убранства: «…церковь …о трех верхах, шатровые, главы обиты немецким железом, с правую сторону предел Николы Чудотворца, а с левую сторону Алексей человек божий… Да у церкви колокольница рублена восемь стен, над нею шатер, глава обита чешуёю». Судя по описанию, это был стройный трехглавый храм с двумя приделами, трапезной и колокольней, глава которой была покрыта лемехом.

После опустошительного пожара 1746 г. на средства прихожан в 1757 г. было начато строительство ныне существующей каменной церкви, законченное в 1769 г. Новый храм имел четыре престола: в честь Успения Богородицы, иконы Богоматери «Живоносный Источник», Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая, причем по последнему вся церковь называлась еще и Никольской.

Большую помощь приходу в возведении новой каменной Успенской церкви оказала
Троице-Сергиева лавра. В июле 1761 года по просьбе прихожан обитель пожертвовала 20
тысяч штук кирпича на свод церкви, а в октябре 1764 года – два металлических креста для
оснащения церковных приделов.

В 1787 году в семье священника Успенской церкви Степана Алексеева родился сын Николай,
впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский). В
1856 году митрополит посетил Сергиевский Посад и принес в дар родному храму напрестольное Евангелие и три «сребропозлащенных священнослужебных» сосуда с дарственной надписью на каждом: «от преосвященнаго Никанора, митрополита Новгородского и С.-петербургскаго в 1856 г. в цвь. Успения Божией Матери, что в Клементьеве».

Успенская церковь была построена по трехчастной схеме. Ядро храма представляет собой высокий двусветный бесстолпный восьмерик с узкими диагональными гранями, перекрытый крутым сводом. Храм увенчан стройным двухъярусным барабаном с небольшой луковичной главкой. Алтарь церкви прямоугольный, его объем усложнен полукруглым выступом посредине.

Примыкающая с запада трапезная, равная по высоте алтарной апсиде, в плане представляет собой трехконечный крест, в боковых ветвях которого находятся приделы, их внешние углы также срезаны. Восемь столбов, свободно стоящих в интерьере трапезной, поддерживают сложную систему оригинальных сводов. Трехъярусная колокольня Успенской церкви была увенчана высоким глухим шатром с миниатюрной главкой (в конце 1930-х годов колокольня была разрушена).

Продуманный, выдержанный в традициях позднего барокко декор здания подчеркивает архитектонику храма, его разнообразные объемы. Нижняя часть церкви, алтарь и трапезная вместе с боковыми ветвями обработаны рустом (декоративной рельефно выступающей горизонтальной кладкой). На гранях многочисленных углов расположены парные пилястры. Фасады восьмерика оформлены круглыми фронтонами, сглаживающими переход от стен к сферической кровле. Нарядные лепные наличники обрамляют окна; междуэтажные и венчающие карнизы, состоящие из нескольких лент профилей, опоясывают здание.

Храм Успения Богоматери — это одна из лучших барочных церквей Сергиева Посада
Х Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
. Внушительные размеры, выразительный силуэт, богатая пластическая обработка фасадов, а также оригинальный и гармоничный интерьер выделяют Успенский храм среди прочих посадских церквей. Расположенная на возвышенности, она господствует над окружающей застройкой, являясь единственным звучным акцентом архитектурного пейзажа бывшего села Клементьева.

В 1899 году в Успенском приходе насчитывалось более 1240 человек. Успенская церковь была закрыта во второй половине 1930-х годов. В конце этого же десятилетия была разрушена ее колокольня. В здании закрытой церкви был устроен хлебозавод. Возвращение церкви верующим произошло в 1980-х годах. С тех пор проведены большие работы по воссозданию и реставрации храма, восстановлена разрушенная колокольня.

В настоящее время церковь Успения Пресвятой Богородицы является центром Сергиево-Посадского благочиния. В 2003 г. при церкви организован Православный молодежный центр, цель которого — реальными делами помочь восстановлению достоинства и былой славы России.

Успенской церкви принадлежало кладбище, находившееся неподалеку, на юго-западной окраине Посада. В 1832–1835 годах на кладбище стараниями старосты Успенской церкви купца третьей гильдии И.А. Шапошникова была построена церковь во имя Сошествия Святого Духа, которая предназначалась для отпевания умерших. Освящение церкви совершилось в сентябре 1835 года, уже после кончины храмоздателя И.А. Шапошникова. В советское время церковь была почти полностью разрушена. Сейчас ведется ее восстановление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *