Успенский колоцкий монастырь

Успенский Колоцкий женский монастырь недалеко от Можайска входит в число старейших монастырей Подмосковья, в 2013 году он отметил свой 600-летний юбилей. Монастырь имеет богатейшую историю: здесь побывало много выдающихся людей и произошло немало исторических событий. Всего в 10 км от Колоцкого монастыря произошло легендарное Бородинское сражение. Колоцкий монастырь был основан в 1413 году и с возникновением обители связана древняя легенда. Недалеко от Можайска жил бедный земледелец Лука и однажды он отправился в лес и нашел на дереве икону с двумя затворами. В центральной части иконы была изображена Божья матерь с младенцем, а на боковых створках — пророк Илья и Николай Чудотворец. Лука поклонился иконе и забрал ее домой. В тот же день в его доме произошло чудо: лежачий больной, который вот-вот должен был умереть, неожиданно исцелился после того, как поклонился Божьей матери. Весть о чуде быстро разнеслась по окрестностям и со всех деревень стали стекаться люди, чтобы получить божью благодать.

О чудодейственной Колочской иконе узнал сын Дмитрия Донского — князь Андрей Дмитриевич, он захотел увидеть ее, и так Лука оказался в Можайске. Затем икона отправилась в Москву, где ее чествовал великий митрополит Фотий. Икона путешествовала из города в город и везде, где она появлялась, происходили чудеса исцеления.

За время своих странствий с Колочской иконой по разным городам Луке удалось собрать приличную сумму денег, и когда он возвратился в родные места, то на полученные средства построил церковь во имя Пречистой Богородицы, в которой и стал храниться чудотворный образ. А на оставшиеся деньги Лука построил себе каменные хоромы, завел слуг и прочую роскошь. С появлением богатства испортился характер бывшего земледельца: он стал высокомерен и с родственниками, и с соседями, и даже с самим великим князем, стал много пить. Однажды везли мимо дома Луки огромного медведя в деревянной клетке, и на свою беду хозяин приказал выпустить дикого зверя в своем дворе. Как только животное оказалось на свободе, оно ринулось на Луку и изломало его до полусмерти. Узнав об этом несчастье, к умирающему земледельцу приехал князь Андрей. Он застал он Луку на последнем издыхании и стал упрекать за пьянство и распутную богатую жизнь. Умирающий Лука раскаялся в содеянном, признал свой грех и велел князю распорядиться своими богатствами с пользой. Андрей решил основать около церкви с Колочской иконой монастырь, а первым насельником новой обители стал чудом выздоровевший и раскаявшийся Лука. Вскоре на территории Колоцкого монастыря появился соборный пятиглавый Успенский храм. Вся эта история подробно описана в древнерусской летописи «Повесть о Луке Колочском».

Колочская икона привлекала паломников со всей страны, и даже царь Иван Грозный, собираясь в поход на Полоцк, в числе других святынь взял с собой Колочскую икону Божией Матери. В 1609 году в Колоцком монастыре появилась вторая каменная церковь — Богоявленская.

Успенский Колоцкий монастырь находится на старой Смоленской дороге, по которой всегда приходили захватчики с запада. В 1609 году обитель была разорена поляками, но чудесным образом снова возродилась — к началу XVIII века монастырь обзавелся богатыми угодьями и даже получил свое подворье в Москве недалеко от Спасо-Новиского монастыря (Новоспасского монастыря).

В 1738 году в Колоцком монастыре строится многоярусная колокольня, также значительно перестраивается Успенский собор. В XVIII веке в Российской империи начинаются серьезные преобразования, причем как в жизни самого государства, так и в церковных делах. После приказа Екатерины II в 1764 году у монастырей забирают земли, согласно новым правилам численность монахов не должна превышать 12 человек. Но и это тяжелое время Колоцкий монастырь стойко выдерживает.

В 1784 году государство выделяет средства на ремонт Колоцкого монастыря: в это время благоустраивается его территория, появляется новый иконостас, а деревянные кельи заменяются каменными.

Как мы уже говорили, ни одна война, пришедшая с запада, не обошла стороной Колоцкий монастырь. Новой вехой в его истории стала Отечественная война 1812 года, ставшая одновременно и трагической и героической страницей в его жизни. Как известно, сражение на Бородинском поле произошло 27 августа 1812 года, но первые военные действия начали разворачиваться за неделю до этого. В игуменском двухэтажном корпусе Колоцкого монастыря 20 августа разместилась штаб-квартира главнокомандующего русских войск Кутузова, именно отсюда великий полководец отдавал самые важные приказы и рассылал письма. В ночь на 22 августа он покинул монастырь и разместился в районе Бородино, а уже через пару дней, 24 августа, у стен Колоцкого монастыря русские войска вступили в ожесточенную схватку с французами.

После отступления российских войск в Колоцком монастыре расположились французы, а Наполеон даже поднимался на колокольню обители, чтобы осмотреть окрестности и позиции Кутузова. Монастырь очень понравился оккупантам, и они устроили в его стенах госпиталь. После Бородинского сражения было более 20 тысяч раненных, и остается только догадываться, как они здесь размещались. Кстати, французы оставались на территории Колоцкой обители вплоть до отступления в октябре 1812 года.

При отступлении французских войск из Москвы Наполеон вновь оказался в стенах Колоцкого монастыря и даже ночевал здесь. Обитель серьезно пострадала за то время, что была оккупирована захватчиками: храм был разграблен, иконостас сожжен, а все деревянные постройки пошли на дрова. К счастью, чудотворную Колочскую икону Божьей матери удалось сохранить благодаря тому, что летом она была вывезена в Ярославль. В документах сохранились записи, что какое-то время она находилась в Спасо-Яковлесвком монастыре в Ростове Великом.

Это было второе, но далеко не последнее испытание, которое выпало на долю Колоцкого монастыря, как и после польского разорения обитель снова возродилась. Причем достаточно быстро — уже в ноябре 1812 года были выделены первые средства на восстановление монастыря. Приказом Александра I на восстановление обители было выделено около 10 000 рублей, на эти деньги был восстановлен храм, поставлен новый иконостас и расписаны стены. В 1818 году Колоцкий монастырь посетил император, чтобы поклониться чудодейственной иконе, в подарок от настоятеля монастыря он получил список с образа Божьей Матери Колочской.

Полностью восстановить монастырь удалось лишь к 1839 году, и до революции 1917 года он существовал относительно спокойно. Никаких новых строений построено не было, но все, что было уничтожено во время Отечественной войны 1812 года, восстановили. Храм привели в порядок и утеплили, отремонтировали настоятельский корпус и кельи братии, была восстановлена четырехъярусная колокольня с десятью колоколами. Восстановили и каменную ограду с шестью башнями. Кстати, до наших дней она почти не сохранилась, а из шести башен в глубине монастырского огорода можно увидеть лишь одну.

В 1913 году Колоцкий монастырь отметил свой полувековой юбилей, и по этому случаю в обитель съехались все церковные руководители и настоятели крупных российских монастырей. Тогда еще никто не знал, какие испытания ждут Успенский Колоцкий монастырь, да и всю церковь. После революции 1917 года обитель была закрыта и упразднена. Монастырь был превращен в трудовую коммуну «Большевик», какое-то время некоторые монахи продолжали жить в обители, скорее всего, как члены коммуны.

В 1932 году все строения монастыря были переданы интернату для глухонемых детей. На тот момент Успенский храм оставался действующим и считался приходским, но в 1934 году его закрыли. Если верить старожилам, то официально закрытый храм еще четыре года (вплоть до 1938 года) принимал прихожан. Чудодейственная икона Колочской Божьей матери в 1934 году была перенесена в Рождественскую церковь села Суконники, но в 1937 году большевики закрыли и ее. Икона отправилась в Гжатск, где долгое время хранилась на частной квартире, а затем в Вознесенском соборе города. Что стало с иконой потом — неизвестно.

Не обошла стороной Колоцкий монастырь и Великая Отечественная война: взрывами была уничтожена верхняя часть колокольни, разрушены стены, пострадало и здание храма. Во время оккупации немецкими войсками здания келий использовались ими под конюшни. Во время отступления, в январе 1942 года, немцы пытались заминировать монастырь, но им это не удалось.

Село Колоцкое было сожжено до тла, но монастырь устоял. В феврале 1942 года в Успенском соборе Колоцкого монастыря был устроен военный госпиталь, а на территории даже сохранилось кладбище, на котором хоронили умерших. Позднее в соборе был организован военный банно-прачечный отряд, но после пожара он пришел в аварийное состояние. Весь монастырский сад был пущен на дрова, а все более или менее сохранившиеся постройки использовались в качестве жилья для жителей сгоревшего села Колоцкое. Люди использовали в качестве дома даже полуразрушенные башни монастырской ограды.

После войны на территории Колоцкого монастыря была размещена сельская школа, до 1959 года здесь находился роддом и больница, а после 1962 года библиотека и сельсовет. Кирпичи, которые остались от ограды, местное население стало использовать для постройки печей, были попытки разобрать для этих целей и Успенский собор. В 1960е годы Колоцкий монастырь был взят под охрану государства — это и спасло его от дальнейшего разорения. Благодаря реставрационным работам удалось восстановить храм и колокольню, был очищен Трещенков пруд, располагавшийся в стенах бывшего монастыря, разбит новый сад. В 1980-х годах ансамбль монастыря перешел на баланс Бородинского музея, и восстановительные работы были продолжены. В 1993 году обитель возродилась в качестве подворья Спасо-Бородинского монастыря, которое в 1997 году преобразовалось в Успенский Колоцкий женский монастырь. Спустя полвека обитель снова возродилась, правда в качестве женского монастыря, а не мужского, как это было до революции.

В 1998 году в Колоцкий монастырь был привезен список с чудотворной Колочской иконы Божьей матери, так как сама икона была утрачена. Сейчас в Успенском храме хранится три списка, но чудодейственные свойства есть лишь у одной: сестры Колоцкого монастыря собирают список чудес, которые совершаются в монастыре и в наши дни. Благодаря молитвам у Колочской иконы Божьей матери исцеляются болезни ног, рук, глаз и головы.

Говорят, что она помогает будущим матерям и тем, кто хочет иметь детей, но в силу разных болезней не могут пока забеременеть. Идет и активное восстановление монастыря, ремонтируются корпуса, послушницы следят за монастырским садом.

В Успенском Колоцком монастыре мало туристов, в основном сюда приезжают паломники. Но место это очень необычное, в нем ощущается история. Когда смотришь на белоснежную колокольню и Успенский собор, то никогда не поверишь, что они пережили две войны, видели Наполеона и российских императоров, что в стенах обители принимались важнейшие для нашей страны решения.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Вообще Можайский район Подмосковья богат на достопримечательности. Здесь можно провести насыщенные и интересные выходные: посетить Бородинское поле, заехать в Колоцкий и Спасо-Бородинский монастыри, а затем, на обратном пути, заглянуть в Можайский кремль и Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь.

Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княже­ства. В 1303 году они отходят к княжеству Московскому, а в 1389 году в духовной грамоте великого князя Димитрия Донского встречается первое упоминание Колочи как Можайской волости. По этому докумен­ту, сын князя, семилетний Андрей Димитриевич, получил в удел «Мо­жайск со всеми волостьми», в том числе и Колочу.
В 1413 году, когда князю Андрею было 24 года, в Колоче произош­ло важное событие, отмеченное в некоторых летописях XV—XVII веков. «От Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича… явися знамение в Колочи». Один бедный поселянин Лука «на некоемъ древе в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держа-шу на руку Младенецъ Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з дру­гую Илии пророка». Лука с благоговением взял икону и принес в дом свой. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. Он «приложи чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здравъ, яко ж никогда же болев». Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и, помолившись, они исцелялись. Лука по­шел с иконою в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Димитриевич с духовенством и боярами и «весь град от великих и до малых». При этом совершились многие знамения и чу­деса от иконы Божией Матери.

Затем Лука с иконой направился к Москве, где его встретил Митро­полит всея Руси Фотий с епископами и со всем Священным собором, князь с боярами и весь народ московский. «И быша чюдеса безсчисла многа: слепии прозираху, хромии хожаху, разслаблены востаху, не-мии глаголаху, глусии слышаху, во всяком недузе сущий здравии бы­ваху. .. И хожаше Лука от града во градъ со иконою Божия Матери, и везде чюдеса безсчисленная и неизреченна бываху от то иконы Бо­жия Матери. И ecu даяху Луке…»
Собрав большое богатство, Лука возвратился в Колочу и возвел там храм в честь Пречистой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ, а для себя построил хоромы каменные, не хуже княжеских, нанял слуг, завел охоту и зажил, как князь. Возгордился Лука и потерял стыд: стал досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Князь Андрей все терпел, изредка обращаясь к Лу­ке с увещеваниями, но последний оставался.суровым и непокорным. Но Человеколюбивый Бог, всем желая спасения, и сего Луку не отверг, в не­честии пребывающего, но прежде конца послал ему покаяние.
Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и вез его ми­мо двора Луки в деревянном ларе. Лука велел выпустить медведя на сво­ем дворе. Ловчий князя выпустил медведя, который тут же ринулся на Луку… Насилу отняли его от разъяренного животного. Вскоре приехал князь и, видя едва дышащего Луку, сказал: «Почто ecu бесовское позо­рище и пласание возлюбил и пьянству совокупилса, како тя Бог прос­лавил Своея Матери, Пречисты Богородицы образомъ чюдотворнымъ, ты ж сия ни во что положи, но к неполезному мирскому житию сшел ecu, тако тебе и случися». Лука рыдал и умолял князя, чтобы тот с пользой распорядился его имением. Простив Луку, князь Андрей Мо­жайский «многим его безчисленным имением на том месте монастырь постави во имя Пречистыя Богородицы и глаголемы Колочский», и по­местил в нем чудотворную икону Божией Матери, которая творила чу­деса всем приходящим к ней с верою. Первым постриженником и насель­ником нового монастыря стал раскаявшийся Лука.
Обители были пожалованы князем Андреем земельные угодья. Ве­роятно, еще при жизни Луки был построен соборный пятиглавый ка1 менный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Об основании монастыря в шестой главе первой части сообщает «Степенная книга» XVI века, относя его к 1413 году.
Явление Колочской иконы Божией Матери и связанная с ней судь­ба Луки были отмечены не только в летописях, но и в «Повести о Лу­ке Колочском». Для русского православного общества событие имело великий смысл, поскольку чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей в то время начало своего возвышения. В одной из грамот 1547 года говорит­ся, что на Соборе, который был созван при Митрополите Макарии бы­ло утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Мате­ри. Согласно «Степенной книге Царского родословия» в монастыре издревле был установлен обычай празднования Колочской иконе Божи­ей Матери 9/22 июля. Устное предание говорит, что на месте явления чудотворного образа забил целебный источник, к нему каждый раз в день праздника совершался Крестный ход.

О первоначальном периоде жизни монастыря сохранилось мало све­дений, но можно предполагать, что в XV веке обитель постепенно рас­ширялась, пользовалась значительной известностью и привлекала к себе монашествующих и мирян. В это время, согласно словарю Брокгауза и Ефрона, Колоцкий монастырь был богатым и «великим»1. Настоятели его в сане игуменов присутствовали на Соборах в Москве. Собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка царь Иоанн Грозный в числе прочих чудотворных образов и крестов «изволи взяти Пречистую Бого­родицу чудотворную Колощкую». Под Соборной грамотой 1566 года о продолжении военных действий против польского короля стоит подпись игумена Германа. Подписи Колоцких настоятелей можно найти и под церковным разрешением Иоанну Грозному вступить в четвертый брак в 1572 году (игумен Евфимий), и под грамотой об избрании на престол Бо­риса Годунова в 1598 году (игумен Никандр).
Настоятельство в монастыре было издревле игуменское, однако не­которые из настоятелей-игуменов за свои заслуги по управлению мо­настырем получили сан архимандрита. В 1566 году Колоцкий игумен Корнилий был переведен в Москву казначеем митрополичьего двора и затем в 1567 году Митрополит Московский Филипп рукоположил его во архиепископа Ростовского и Ярославского (l574 г.).
К 1609 году в монастыре было уже две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь, а также церковь Святителя Алексия, Митро­полита Московского, под колокольней. Ограда вокруг монастыря бы­ла деревянная. В 1609 году, во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем. Согласно описанию монастыря за 1626-1627 годы обе монастырские церкви стояли разрушенными, а богослужения совершались в церкви Святителя Алексия. Строителем был старец Феодосии.
До начала XVIII века обитель, пребывала в запустении, хотя по припис­ным книгам 1676 года за монастырем числилось семьдесят четыре кресть­янских двора, восемьсот тридцать восемь душ крепостных, обширные земельные угодья и пять прудов. В 1724 году обитель была приписана к Но­воспасскому монастырю, но через два года вновь стала самостоятельной.
В 1732 году игумен Нифонт начал строить вокруг монастыря камен­ную ограду. В 1739 году обитель насчитывала восемь человек братии. В 1763 году было составлено описание Успенской церкви с двумя теп­лыми приделами: Святителя Николая Чудотворца и Пророка Илии. Монастырь с трех сторон был окружен каменной стеной с шестью ка­менными башнями, крытыми тесом, с четвертой — забором. На Святых вратах была возобновлена каменная трехъярусная колокольня. В оби­тели был разбит большой фруктовый сад.
В 1784 году Екатерина II отпустила 5750 рублей на ремонт зданий оби­тели. Были отстроены новые каменные настоятельские кельи, обновлены братские кельи и трапезная. Но большого оживления монастырской дея­тельности это не принесло. В 1804 году монастырь посетил Митрополит Московский Платон (Левшин). Он писал, «что строения в нем немало ка­менного… но живущими в нем иноками скуден».
В 1812 году, во время Отечественной войны, монастырь оказался для французской армии серьезной преградой на пути к Москве. Он стал форпостом русских воинов накануне Бородинского сражения. Двадцатого августа здесь расположилась штаб-квартира главнокомандующего, светлейшего князя М.И.Кутузова, а 21-го — сосредоточи­лись главные силы русской армии. Здесь генерал П.И.Багратион и подполковник Д.И.Давыдов обсуждали план создания партизанских отрядов. Двадцать второго августа М.И.Кутузов принял решение отс­тупить к Бородину, находя эту позицию более удачной. Двадцать чет­вертого августа войска русского арьергарда под командованием гене­ралов Коновницына, Крейца и Сиверса вступили в ожесточенную схватку с авангардом французской армии у стен монастыря. Генерал-майор Войска Донского П.К.Краснов получил в этом бою смертельную рану и был похоронен на монастырском кладбище.
После отступления русских войск Колоцкий монастырь был занят французами, многие из которых оставили весьма любопытные воспомина­ния. Лейтенант штаба итальянской гвардии Ложье пишет: «Одно только притягивает к себе наше внимание в этой печальной и жалкой картине, это — Колоцкий монастырь, который сам по себе составляет целую дерев­ню… Он находится в трех верстах от Гриднева и в полуверсте от реки Ко-лочи, протекающей направо от него. Построенное во времена готов, это сооружение часто служило цитаделью во время международных войн, да и до сих пор оно окружено траншеями. На первый взгляд этот огромный монастырь, снизу поднимавшийся перед нами, производил впечатление города. Разноцветные крыши его блестели под лучами солнца».
По преданию, в день Шевардинского боя 24 августа с монастырской звонницы наблюдал за ходом действий император Наполеон. Здесь же, на стене колокольни, начертил он будто бы план сражения.
Двадцать шестого августа Колоцкий монастырь был превращен в главный госпиталь французской армии. Адъютант Наполеона Сегюр сообщает, что после окончания Бородинской битвы раненых насчиты­валось двадцать тысяч. «Их переносили за два лье от поля битвы в Ко­лоцкий монастырь».
Двадцать девятого октября отступающие французские войска вновь прошли через село Колоцкое. Наполеон. ночевал в монастыре, пол­ностью забитом ранеными. Об отступлении французской армии тот же Сегюр пишет: «Дальше мы снова увидели большой Колоцкий монас­тырь, обращенный в госпиталь. Он представлял собой еще более ужас­ное зрелище, чем поле битвы. На Бородинском поле была смерть, но также и покой, там по крайней мере борьба была окончена, в Колоц-ком монастыре она продолжалась». На следующий день у стен монас­тыря произошел бой казаков под командованием атамана М.И.Платова с частями корпуса маршала Л.Н.Даву.
Военные действия нанесли монастырю большой ущерб: французы при отступлении разграбили имущество церквей, сожгли все деревянные постройки и иконостас Успенского собора, верх которого повредили яд­рами. На восстановление обители из сумм Святейшего Синода было от­пущено десять тысяч рублей. Игуменом Иоасафом на эти средства был восстановлен собор, сделан и вызолочен иконостас, расписаны стены.

Полностью монастырь после войны 1812 года отстроился только к 1839 году. За это время дважды обитель посещали царственные осо­бы. В 1818 году монастырь посетил государь император Александр I. Ему была поднесена копия чудотворной иконы. А в 1837 году в обите­ли был цесаревич Александр Николаевич (будущий император Алек­сандр II), который с колокольни осматривал Бородинское поле и, уез­жая, сделал щедрое пожертвование.
К 1839 году закончились восстановительные работы в обители. Уст­роена колокольня о четырех ярусах, на которой десять колоколов. Вне монастыря, у проезжего тракта, была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте.
Последующее столетие до 1917 года монастырь вел спокойное, мир­ное существование. В 1896 году братии в монастыре было восемь чело-век: пять иеромонахов, два иеродиакона и один монах. В описи Гжатс­кого 3-классного Колочского мужского монастыря за 1860 год читаем: «В центральном Успенском приделе за правым клиросом в большом вызолоченном киоте… хранится чудотворный образ Божией Матери. В 1839 году риза была снята с иконы для чистки, и на иконе была найде­на запись от 1611 года о том, что при Патриархе Гермогене «…понов­лена бысть сия святая икона… трудами и тщанием многогрешного раба Божьего… Григорьева сына, а прозвище Богдана Воложанина…»‘ Воз­можно, тогда же на иконе были приписаны святые, которые впослед­ствии стали изображаться во всех ее списках. Перед чудотворным об­разом каждую субботу совершалось акафистное пение. Ежегодно мона­хи ходили с Колочской иконой по окрестностям Гжатска, служа перед нею молебны. В библиотеке монастыря хранилось несколько рукописей XVI века. И не раз Заступница христиан являла свое милостивое предстательство. Так в 1830 году во время эпидемии холеры в монас­тыре был устроен карантин и все живущие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Богородицы остались живы. Подобное же избав­ление по молитвам Божией Матери от свирепствовавшей в нашем Оте­честве жестокой болезни — холеры, было в 1871 и 1892 годах2. Монас­тырь имел более двенадцати гектаров земли, рыбные ловли, лесную да­чу в сорока трех километрах от обители, фруктовый сад с четырьмяс­тами плодовыми деревьями, мельницу на реке Колочь, многочисленные хозяйственные постройки. Денежные средства на содержание монасты­ря были небольшие, однако он находил возможность содержать школу грамотности, в которой в то время обучалось тридцать пять мальчиков, и приют для странников и богомольцев.
В 1913 году было отмечено 500-летие монастыря.
В 1918 году монастырь постигла участь большинства российских обителей. В июле 1918 года, согласно сообщениям советской печати, настоятеля монастыря архимандрита Никифора и казначея иеромона­ха Филадельфа обвинили в организации мятежа против советской власти и по постановлению ЧК расстреляли3. Седьмого октября 1918 года последним настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Федор Алексеевич Березкин, 1863 года рождения), который с 1921 года стал епископом Гжатским, викарием Смоленской епархии. Скончался 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря на руках своих почитателей и благодетелей. Похоронен на кладбище де­ревни Колоцкое.

До 1934 года Успенский собор был приходским храмом, который обс­луживал население двенадцати окрестных деревень в количестве более двух тысяч человек. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. При нем находили убежище монашествующие различных упраздненных обителей, что было весьма неугодно властям.
В 1932 году монастырские постройки были переданы школе-интер­нату для глухонемых детей, а в 1934 году, по ходатайству местных властей, и Успенский храм перешел в руки этой организации. Общи­на верующих была переведена в Рождественскую церковь села Сукон-ники, туда же был перенесен и чудотворный образ. Когда в 1937 году власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где пребывала сначала в частной квартире, а потом в Возне­сенском соборе города. Последующая судьба чудотворной Колочской иконы Божией Матери неизвестна.
В 30-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз прев­ратил в овчарню. В 1966 году она была разрушена, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач. Надкладезная часовня на святом источнике тоже была разрушена, сам ключ не раз пыта­лись уничтожить, но этого сделать не удалось, потому что благо­честивые люди регулярно занимались его расчисткой.
Во время Великой Отечественной войны в Успенском соборе распо­лагался госпиталь, а потом военный банно-прачечный отряд. Храм пе­ренес пожар и постепенно приходил в ветхость.
После войны в стенах обители размещались сельская школа, родиль­ный дом и сельсовет. Кирпичная ограда была полностью разобрана местными жителями.
В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря поставлен на охра­ну государства. Были начаты реставрационные работы, восстановлено за­вершение Успенского собора и колокольни.
С начала 80-х годов монастырь был взят на баланс Бородинского воен­но-исторического музея.
Возрождение обители
Но не было забыто сие место у Бога, где в продолжении более 500 лет возносились молитвы ко Престолу Божию.
По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Юве-налия и по согласованию с руководством Бородинского музея в 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бороди-нского женского монастыря. Трудами и тщанием настоятельницы Спа-со-Бородинского монастыря игумений Серафимы (Исаевой) в сестри­нском корпусе была оборудована домовая церковь во имя преподоб­номученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, где с тех пор стали совершаться богослужения. Была возобновлена традиция совер­шения ежегодного Крестного хода в день празднования Колочской иконы Божией Матери (22 июля) с местночтимой Колочской иконой Богородицы на чудотворный источник. На самом источнике возведе­на деревянная надкладезная часовня. Одновременно в монастыре ве­лись работы по благоустройству территории. Однако активное воз­рождение монашеской и церковной жизни началось лишь в октябре 1997 года.
10 октября 1997 года Святую обитель посетил Высокопреосвящен-нейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский. В домо­вой церкви во имя прпмц. Елисаветы Высокопреосвященнейший Вла­дыка зачитал Указ Св.Синода об открытии Успенского Колоцкого женского монастыря и о назначении настоятельницей обители быв­шей казначеи Спасо-Бородинского монастыря, монахини Таисии, и возложил на нее наперсный крест. Из Спасо-Бородинского монасты­ря было направлено четыре сестры во главе с настоятельницей воз­рождать древнюю Колоцкую обитель. Первое праздничное богослуже­ние было совершено 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. После этого началось совершение регулярных богос­лужений и миссионерско-просветительская работа среди местного на­селения. Благочестивое население округи с радостью восприняло из­вестие об открытии обители.

В начале лета 1998 года монастырь был обнесен оградой, была устро­ена электро-отопительная система; заложены основные хозяйственные постройки и дом священника.
Двадцать седьмого июня 1998 года из Москвы в обитель была прине­сена копия чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Само появ­ление Чудотворного списка в Успенской обители было чудесным. Вла­делец иконы — Владимир Петрович Михайлов, бывший старшим научным сотрудником научно-исследовательского института киноискусства в г.Москве -завещал своей дочери, Елене Владимировне Михайловой, после свой смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу своего отца, решилась отвезти икону почти сразу после его кончины. Местонахождение Колоцкого мо­настыря ей и ее спутникам не было известно, и они решились заехать в Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой обите­ли. По стечению обстоятельств, первый монастырь, который им повстречался на Можайской земле и оказался искомым. Рафик с ико­ной въехал в обитель под звон колоколов к воскресному всенощному бдению, который (опять по чудесному стечению обстоятельств) начал­ся несколько позже обычного.

Икона была торжественно встречена под звон колоколов насельницами святой обители, служащим священником, прихожанами и перене­сена в домовую церковь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Было отслужено торжественное богослужение иконе Божи­ей Матери наряду с воскресным всенощным бдением. На следующий день, в воскресенье, 28 июня, по окончании Божественной Литургии вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря, служащими священниками и прихожанами был совершен крестный ход с чудесно явившимся Образом Пресвятой Богородицы на целебный ис­точник Колочской иконы Божией Матери, где был отслужен молебен с водосвятием.
Поначалу привезенная икона была принята за подлинную чудотвор­ную. Трудно было поверить, что это не «та самая» чудотворная икона, так как до появления ее в монастыре, обитель сильно нуждалась: не бы­ло ни телефона, ни водителя автомобиля (а это, как известно, самое не­обходимое в условиях строящейся обители), отсутствовал водопровод и были постоянные сбои с электричеством. А как только икона была при­везена в дар насельницам, положение дел совершенно изменилось. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон, пос­тавить дополнительный электрический столб. Еще труднее было пове­рить, что это не подлинная чудотворная икона, когда от иконы стали совершаться исцеления. Но узнав поподробнее об иконе и убедившись в том, что это список, подивились неизреченной милости Пресвятой Бо­городицы, Которая никогда не оставляет в беде уповающих на Ее все­могущую помощь и заступление.
О данном чудотворном списке на настоящее время известно следую­щее. Владимир Петрович Михайлов датирует ее концом XIX века, на это же время указывают и специалисты. Прадед Владимира Петровича, Димитрий Андрианович Андрианов был какое-то время церковным ста­ростой в с. Колоцкое. Остается неизвестным, кто написал икону и ка­ким образом она попала к Димитрию Андриановичу, но трудно себе представить, чтобы верующий человек не приложил список с Чудотвор­ной иконы к оригиналу. Однако чудодейственная сила, перешедшая от оригинала к копии проявилась только в 1998 году. До этого времени икона хранилась у потомков Димитрия: сначала у его сына Василия, ко­торый прислал эту икону своей дочери Александре в качестве свадебно­го подарка, та в свою очередь завещала икону своему племяннику Вла­димиру, последний же завещал ее Успенскому Колоцкому монастырю.

Шестого июля 1999 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери Можайскую землю посетил Святейший Патриарх Алек­сий II. Он совершил в Спасо-Бородинском монастыре Божественную Ли­тургию, во время которой возвел Настоятельницу Колоцкого монастыря монахиню Таисию в сан игумений. А 29 декабря Указом Высокопреосвя-щеннейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, игу-мения Таисия была переведена настоятельницей в Спасо-Бородинский монастырь, а на должность настоятельницы Колоцкой обители назначе­на монахиня Рахиль, бывшая казначея Спасо-Бородинского монастыря. С 1997 года Богослужения совершает назначенный указом Митрополита Ювеналия священник Вячеслав Иголкин.
Двадцать второго июля 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Преосвященнейшим Тихоном, епископом Видновским в Уваровском детском доме-интернате была ос­вящена подготовленная к этому времени совместными трудами детского дома и монастыря небольшая домовая церковь в честь великомученика и целителя Пантелеймона. С этого времени священник монастыря иерей Вячеслав Иголкин и сестры обители раз в две недели совершают в домо­вом храме Божественную Литургию.
Также 22 июля 2000 года при самом въезде в поселок на небольшой полянке был воздвигнут и освящен Крест, освятил его Преосвященней-ший Тихон на предполагаемом месте деревянного храма-часовни в честь и память преподобного Серафима Саровского. Храм воздвигается по бла­гословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Кру­тицкого и Коломенского и по инициативе настоятельницы Успенского Колоцкого монастыря монахини Рахили.
В 2001 году было совершено первое Богослужение в зимней части Ус­пенского собора, в правом его приделе в честь Свт.Николая Чудотворца.
Во время Великого поста 2001 года по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия в правом приделе теплой части собора впервые архиерейским чином бы­ла совершена Божественная Литургия Преосвященнейшим Епископом Тихоном.
13 июня 2001 года обитель посетил Высокопреосвященнейший Влады­ка Ювеналий, который осмотрел монастырь и поблагодарил матушку настоятельницу Рахиль и сестер обители за возобновление зимнего при­дела восстанавливающегося Успенского собора.
К 22 июля 2002г. был восстановлен левый Ильинский придел зим­ней части Успенского собора. Торжественное Богослужение на празд­ник Колоцкой иконы Божией Матери совершалось во вновь устроен­ном приделе. Возглавил Богослужение Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий.
10 октября 2002 года Владыка Митрополит вновь посетил Колоцкий монастырь по случаю 5-ти летнего юбилея обители. За Божественной Ли­тургией в сослужении Преосвященнейшего Епископа Тихона Видновско-го, благочинного монастырей Московской епархии и Можайского духо­венства, Его Высокопреосвященство Митрополит Ювеналий возвел мать настоятельницу Рахиль в сан игумений: за труды по восстановлению древней святыни и возрождению в ней монашеской жизни.
29 декабря 2004 года указом Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия игумения Рахиль была переведена настоятельнецей Спасобородинского монастыря, а настоятельнецей Колоцкого монастыря назна­чена благочинная монахиня Серафима (На данный момент — 2007 — настоятельницей является монахиня Амвросия — В.).
Под покровом Пречистой Богородицы, возлюбившей и прославив­шей место сие, продолжает свое житие древняя святая обитель. Пото­му, как изволила Богородица, да возносится здесь ежедневная иночес­кая молитва о многострадальном Отечестве нашем и о всех православ­ных христианах. Неоскудную помощь Ее и заботу ощущаем мы посто­янно. Не оставит Богородица своим милостивым заступлением и всех усердных и благочестивых жертвователей, радеющих о возрождении и благоукрашении сего святого места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *