Успенский собор Ростов великий

Самым древним из сохранившихся до наших дней каменных зданий Ростова Великого, и одним из самых красивейших его храмов, без сомнения, является Успенский Кафедральный собор, от которого лучами, разрезая земляные валы старых голландских земляных укреплений, разбегаются во все стороны семь городских улиц. Храм великолепно вписывается в панораму Ростова, открыточными видами которого с его участием мы, конечно же, полюбуемся, но чуть позже. Начнём – с главного.
Разумеется, более чем солидный возраст одного из известнейших архитектурных памятников России не мог не сказаться на состоянии его конструкций, фасадов и интерьеров. К 1150-летнему юбилею Ростова Великого, случившемуся в 2012 году, была приурочена комплексная реставрация здания – в результате которой собор засиял пуще прежнего, затмевая собою весь Ионинский Митрополичий Двор (он же Кремль) вместе взятый. Но если войти под его своды…

…картина меняется неожиданно резко. И богатейший полупустой иконостас, как и уходящие ввысь почерневшие стены, с проступающими на них силуэтами и ликами — после белоснежных-то фасадов, да в Ростове-то Великом, да в самой что ни на есть жемчужине Золотого Кольца — производят сильнейшее, сродни шоковому, мрачное впечатление.

Контраст сей рождает два вопроса: а) почему?; б) можно ли с этим бороться?
Вот и попробуем разобраться. А заодно посмотрим, как это всё выглядело ДО…

Нынешний собор – четвёртая по счёту версия храма. Первый одноглавый дубовый храм был срублен — на месте южной и центральной апсид нынешнего собора — в 991 году греческим миссионером Феодором, одновременно с началом принудительного процесса крещения им же, Феодором, местных язычников-мерян в водах тинистого озера Неро.

Процесс этот встречал яростное сопротивление аборигенов – о чём при желании можно прочесть в житиях ростовских святителей – но на храм ни у кого рука не поднялась, и он благополучно простоял полтора с лишним века, покуда не сгорел от очередного городского пожара в 1160 году. (На след. фото – икона из Успенского собора Ростова Великого с изображениями ростовских святителей Леонтия, Исаии и Игнатия, начало XVI века, ныне хранится в Ростовском Кремле:)

В ту пору в Ростово-Суздальском княжестве княжил легендарный Андрей Боголюбский – тот самый, что построил первый Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и княжий двор в Боголюбове. Именно к нему и обратились с просьбой о строительстве нового собора ростовцы – в ответ на их просьбу в 1161 году из Владимира была прислана артель каменщиков.

Первый белокаменный ростовский Успенский собор был задуман четырёхстолпным, и его проект вполне мог быть похожим на храм Покрова на Нерли – но уже в ходе работ произошла корректировка в сторону увеличения площади здания, не учитывавшая ряда важных обстоятельств (в частности, рельеф местности), да и управилась владимирская артель больно быстро – уложились в два года, видимо, заказов много было — печальным итогом сей халтуры стало разрушение собора в 1204 г, простоявшего всего-навсего сорок лет.

Первый блин, как говорится, комом. Второе каменное здание строили, сделав работу над ошибками: обстоятельно – на протяжении 18 лет, с 1213 по 1231 гг. (в этот период в Ростове успели смениться князья: Константин Всеволодович на Василько Константиновича), и предварительно тщательно подготовив площадку – храм поставили на возвышенности. Уровень пола второго каменного храма сейчас можно воочию увидеть в Леонтьевском приделе нынешнего собора, в который посетители спускаются по лесенке из нескольких ступеней. А древние всамделишные (XIII век) белокаменные блоки третьей версии Успенского собора сложены стопочкой в надвратной Воскресенской церкви, они на след. фото:

В том соборе был погребён ростовский святитель Игнатий – фреска с его изображением располагается на западной стене нынешнего собора, справа от портала:
Написана она в 1671 г, а расчищена в ходе реставрации в 2000 году.
Освящённый в 1231 г белокаменный храм выстоял в нескольких пожарах и татарских набегах, после коих всегда восстанавливался и украшался — но к началу XVI века таки пришёл в негодность, морально и физически устарев. Было решено разобрать, от греха подальше, прежнее здание, возведя на его месте новый собор.
По итогам строительных работ 1508-1515 годов появляется архитектурное чудо, которое мы имеем счастье созерцать и поныне. По легенде, строителем четвёртого, последнего, ростовского Успенского собора был итальянский зодчий, а прообразом стал Архангельский собор Московского Кремля.
Размеры нового шестистолпного кирпичного собора повторяли размеры предыдущего здания – 30,4 х 20,36 м, причём были сохранены нижние ряды кладки двух прежних построек (это выяснилось в ходе обследований 1992-1994 гг).
При строительстве использовался оставшийся при разборе предшественника пористый известняк – белый камень, из него выложен цоколь, лопатки, аркатурный пояс на фасадах и апсидах.
Напротив собора, к югу, ближе к нынешней надвратной Воскресенской церкви, в тот же период была построена восьмигранная церковь-колокольня, с длиной стороны восьмигранника около 4,8 метров. Разобрана в конце XVII века.
Входы в собор оформлены в виде порталов, расписанных в 1671 году, на фото – северный портал:
Видны следы от крыльца, пристроенного в 1670-х гг. Крылец было три – со всех трёх сторон. Западное прекрасно видно на дореволюционных фото, выглядит явно чужеродно, особенно с нелепыми шатрами-пирамидками:
Западное крыльцо-притвор разобрано при реставрации в 1960-х гг, осуществлённой под чутким руководством Владимира Сергеевича Баниге. На фото тех лет заметны оставшиеся следы на фасаде:
Южное крыльцо в тех же 1960-х было решено сохранить – висячие гирьки живописно дополняют антураж древнего собора, а уже в те годы в Ростов валом валила туристическая публика.
Внутрь собора никого не пускали (о причине скажем позже), но разве без Успенского собора, хотя бы и закрытого для посещений, можно себе представить Ростовский Кремль?
Южное крыльцо на дореволюционном фото:
От росписей на фронтоне нынче остались лишь следы:
Расписано крыльцо в 1697 году, на его сводах изображения сохранились лучше:
С тремя же притворами-крыльцами запечатлен собор на плане Ростовского Архиерейского двора (литография XIX века):
Здесь же дадим современную схему расположения объектов Кремля, для ориентации в пространстве:
Переделки в соборе одной пристройкой крылец не ограничились.
В конце XVII века, при преемнике Ионы, митрополите Иоасафе, были растёсаны окна первого яруса – на всех дореволюционных изображениях они прямоугольной формы:
В ходе реставрации 1960-х гг размеры окон восстановлены.
К тому же периоду, 1690-м годам, относится появление вокруг Соборной площади каменной ограды со святыми воротами.
В 1730-е годы, после очередного пожара, в котором выгорела верхняя часть здания, было упрощено замысловатое позакомарное покрытие – в лучших традициях переделано в четырехскатное. На дореволюционных фото оно присутствует:
Форма кровли возвращена в ходе реставрации в 1960-х гг:
Реставрация была осуществлена по проекту В. С. Баниге, причем этого счастья могло и не быть, да, как говорится, несчастье помогло. В 1953 году над Ростовом пронёсся небывалой силы ураган, приведший к сильным разрушениям:
Архитектурный комплекс Кремля пришлось восстанавливать несколько лет – в результате этих работ, в частности, Успенскому собору был возвращен исторический облик.
В пору пребывания в Ростове митрополита Ионы, интерьеры Успенского собора были расписаны приглашёнными из Ярославля и Костромы высококлассными иконописцами – теми же, что расписывали Воскресенскую церковь Ростовского Кремля.
Случилось это в два этапа: сначала в 1659, а затем в 1670-1671 годах. Увы, можно лишь догадываться о той красоте, что встречала прихожанина, входящего под своды собора, ибо позднее, в 1770-х гг,эти росписи были безжалостно и полностью записаны. Если бы сие варварство не случилось, вполне возможно, стены Успенского собора выглядели бы так (фото фресок Воскресенской церкви Ростовского Кремля):
О причинах сего деяния можно выстроить несколько предположений.
Во-первых, в 1730 г в Ростове случился серьёзный пожар, от которого значительно пострадало внутреннее убранство Успенского собора.
Сгорел резной иконостас, установленный в 1690-х гг, вместе с частью икон, наверняка копотью были основательно испорчены и фрески.
После пожара в 1730-е годы были построены новые основной и четыре околостолпных иконостаса, нынче зияющие пустыми рамами:
Огромные околостолпные иконы писались под заказ на протяжении нескольких десятилетий – коллекция собиралась вплоть до 1790-х годов.
В начале 2010-х гг в некоторых рамах еще находилась заклеенная реставрационной бумагой, потемневшая старинная живопись, шелушащаяся и обсыпающаяся струпьями.
К 2018 г иконы со столпов вывезены на реставрацию.
Да, так вот о фресках. Очистить от копоти такую площадь не посчитали возможным – решили, что проще всё нарисовать по новой.
И нарисовали, причем не единожды. В 1777-1779, 1797-1798, 1841-1843 и 1887 гг.
Древние фрески 1659 и 1670-1671-х годов оказались намертво погребены под несколькими слоями масляной живописи.
Кое-что удалось расчистить во второй половине XX века – но фрагменты этих фресок расположены в алтаре, доступа к ним нет. На след. фото они — за деревянной перегородкой, в нижней части стены:
На след. фото – северная часть иконостаса, начало XX века:
Столь частая запись объясняется еще одной причиной. Ростовская архитектура, поставленная на низкий берег Неро, страдает от грунтовых вод – наглядным примером сего факта служит фото переполненного водой подвала расположенной в ста метрах от Успенского собора церкви Спаса на Торгу:
Несчастную церковь всё никак не решатся привести в порядок – уж сколько лет этому бассейну.
Сырость холодного, полутёмного помещения – а Успенский собор не имел отопления вплоть до 1879 года – привела к появлению здесь плесени, черный налёт – это её результат.
А насколько сложно бороться с этим зловредным грибком – хорошо известно. На след. фото – центральная часть иконостаса, начало XX века:
Потому и темнели изображения на стенах и иконах – и даже реставрация была бы бесполезна, покуда не решится вопрос с температурно-влажностным режимом.
А коли при советской власти собор несколько десятилетий использовался как склад – о каком таком режиме может идти речь? На след. фото – южная часть иконостаса, начало XX века:
Качественный дренаж на Соборной площади был выполнен лишь в начале 2000 гг. Полноценная система отопления в Успенском соборе в данный момент — на стадии монтажа.
До реставрации живописи на стенах пока далеко, хотя реставрационные леса внутри стоят уже много лет.
Истины ради стоит упомянуть, что пару сюжетов уже «восстановили” – яркими пятнами на фоне остальной чёрной массы.
Вам нравится?
В Леонтьевском приделе (южная апсида) в конхе можно разглядеть изображение Святой Троицы, отреставрированное в 1973 году:
Возможно, сюжет взят с одноименной древней иконы 1690 года, уцелевшей в пожаре 1730 года:
Икону тогда успели вынуть из иконостаса и вынести из горящего здания, вместе с несколькими другими иконами нижних рядов – местного, праздничного и деисусного. Еще две иконы праздничного ряда того же 1690 года:
Все три иконы хранятся в запасниках Музея ”Ростовский Кремль”.
Собственно, это – еще одна причина, по которой пустуют рамы нижней части иконостаса. Древним иконам находиться в, повторимся, холодном и сыром помещении противопоказано.
Часть икон еще в 1990-е годы перевезена в реставрационные мастерские. Еще часть – на своих местах, праотцы и пророки в верхних ярусах.
И надо всем этим — почерневшее распятие:

Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.

Один из древнейших храмов на Ярославской земле. Существующий собор возведён на рубеже XV — XVI веков.

12 фотоСмотреть фотогалерею 12 фото Успенский собор и звонница. Фото И.Ф.Барщевского. Конец XIX в. из

На месте, где сейчас стоит Успенский собор, еще в конце Х в. была построена дубовая церковь. В ХII в. вместо неё был построен собор из белого камня, который рухнул после пожара и был восстановлен в ХIIIв. В пожар 1408 его своды и глава обрушились, храм был снова восстановлен. Нынешний огромный собор возведен в ХV или ХVI в.

Митрополит Иона, управлявший Ростовской митрополией 38 лет (1652−1690), проявлял неустанную заботу об укреплении Успенского собора. В 1659 Иона решил расписать собор стенным письмом. В отписке ярославского воеводы Татищева за 1659 говорится, что ярославские иконописцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «с товарищи 5 человек взяты к Ионе соборные церкви для стенного письма». Однако срочный вызов митрополита в Москву не позволил осуществить этот замысел летом 1659. Интерьер собора был расписан в 1669—1671 дружиной ярославских мастеров в составе Севастьяна Дмитриева, Василия и Константина Ананьиных, Григория Степанова, Дмитрия Григорьева Плеханова, Дмитрия Афанасьева, Якима Филатова, Ивана Гордеева, Адриана Иванова, Петра Лукина, Тимофея Федотова, Федора Савина, Прокопия Семенова, Карпа Михайлова и Ивана Карпова.

Подчиняясь веянию моды и следуя общему духу времени, последователь Ионы митрополит Иосаф Лазаревич (1691−1701) предпринял существенные переделки в интерьере собора. В 1696—1698 по его указу была произведена растеска окон и реставрация отдельных фрагментов стенной росписи на оконных откосах и на восточной стороне каменной алтарной преграды. Реставрацию росписи производил лучший ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов с товарищами. Он же переписал вновь соборные паперти. При Иосафе Лазаревиче был разобран в 1690-е древний тябловый иконостас собора и сооружен новый в стиле украинского барокко. Иконостас Иосафа сгорел при пожаре 1730. Между 1733 и 1740 при архиепископе Иоакиме были сооружены новые иконостасы: большой 6-ярусный и четыре малых вокруг столбов.

После посещения Ростова императрицей Екатериной II на пожалованные ею деньги началась реставрация стенного письма. В 1778—1779 митрополит Самуил Миславский поручил реставрацию собора московскому мастеру Иоанну Дементьеву сыну Лигоцкому в технике масляной живописи. В 1795 при протоиерее Гаврииле обветшавший алтарь храма был вновь прописан масляной живописью. В 1797 древние слюдяные оконцы впервые были заменены стекольчатыми.

В 1841—1843 по распоряжению протоиерея Андрея Тихвинского было проведено третье поновление собора масляной техникой. Провел это поновление ростовский мастер Арсений Иванович Мальгин вместе со своим помощником дворовым человеком помещицы Семенской из деревни Песков Алексеем Федоровичем Крыловым.

Летом 1884 в Леонтьевском приделе собора проводились раскопки под наблюдением Московского Императорского Археологического общества. Были обретены мощи св. Леонтия. После раскопок в приделе была произведена реставрация. В нем выстроили каменную алтарную преграду и каменный барьер с ширинками, отделивший пещерный храм от главного алтаря собора. В 1885 алтарная преграда была расписана «в древнем стиле» реставратором Николаем Сафоновым. В 1887 проводилось последнее, пятое по счету, поновление стенописи собора в технике масляной живописи. На сей раз ее выполняли живописцы очень плохой квалификации: ростовские мещане братья Алексей и Илья Бубновы. Их задача по контракту состояла в основном в промывке живописи и покрытии ее новым слоем олифы.

В 1956 реставратором В. Г. Брюсовой были проведены пробные расчистки в жертвеннике собора. В 1973—1974 бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ под руководством В. И. Васина произвела экспериментальные расчистки фресковой росписи из-под нескольких слоев масляной записи. Работы, проведенные ими в Игнатьевском приделе (жертвоприношение собора), положили начало новому периоду в подлинно научной реставрации и консервации соборного интерьера.

Первоначальная стенопись собора была исполнена в древних традициях строгого и торжественного стиля, которые более всего соответствовали его величественной архитектуре.

В центральном куполе изображен Вседержитель, благословляющий десницею и держащий в шуйце (левой руке) раскрытое Евангелие. Вокруг него 12 серафимов, между окнами 8 ангелов, 16 херувимов, ниже 8 праотцев в рост, еще ниже в кругах 12 пророков. На парусах евангелисты, между ними «Нерукотворный убрус», на подпружных арках свода апостолы из числа 70. На сводах собора 12 членов «Символы веры». В трех верхних ярусах стен иллюстрации к Новому Завету и земной жизни Иисуса Христа. В четверном ярусе сцены из жития Богородицы и ее Успения, в пятом «Вселенские соборы». Всю западную стену занимает «Страшный суд».

В своде центрального алтаря «Отечество». В конхе «Распятие» с предстоящими, ниже Христос, сидящий на престоле. По сторонам сцены из «Литургии». В горнем месте под троном Вседержителя «Царь Константин» и «Епископ Сильвестр», по сторонам «Собор благочестивых». В апсиде 12 святителей в рост. На западной стене центрального алтаря над царскими вратами девять ангельских чинов. В конхе жертвенника «София Премудрость Божия», в апсиде «Тайная вечеря» и «Омовение ног», ниже архидьяконы в рост. На западной стене жертвенника «Преломление хлеба апостолом Петром». На северной стене арочного приема избранные ростовские святые, ниже мученики Гурий, Самон и Авив, на южной стене «Се не вздремлет храняй Израиля».

Над жертвенником ризничная палатка. На стенах палатки написаны на белом фоне красный херувим, Голгофа и колоссальных размеров красно-черный орнамент, напоминающий узор на турецких бархатах.

В куполе Леонтьевского придела «Аз днесь родих тя», вокруг 10 херувимов, в барабане 6 святителей, ниже 8 ростовских и московских чудотворцев в кругах, на парусах апостолы из числа 70. В конхе алтаря «Ветхозаветная Троица», в апсиде сцены из жития св. Леонтия, ниже Христос, Богоматерь и 12 апостолов в рост. На стенах придела отдельные святители и сцены страданий апостола Андрея, мученицы Екатерины и св. Севастиана.

В 1991 году собор возвращён Русской православной церкви. В последние годы здесь проведены большие реставрационные работы: восстановлена дренажная система, кровля, отреставрированы фасады. Собор открыт для посещения, но богослужения проводятся только по особым праздникам.

Ростовский Успенский собор

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в кремле г. Ростова Великого Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, Ярославская обл., г. Ростов Великий, Кремль
  • Тел: 6-41-30
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первый дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший первой христианской церковью Ростова Великого, был, по преданию, основан первыми святителями Киевским Михаилом и Ростовским Феодором около 991 года. При нём был учрежден клир и храм стал кафедральной церковью владыки Феодора и последующих Ростовских архиереев, и усыпальницей многих из них.

С постройкой Ростовского Успенского собора также связывают сообщение Киево-Печерского Патерика, о том что, в память о своем чудесном исцелении через пояс преподобного Симона варяга, благоверный князь Владимир Мономах:

во время своего княжения , взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины и на хартии записал, где и в каком месте церкви какой праздник изображен, и все это было повторено по образцу той великой, богом ознаменованной церкви .

Также патерик указывает что Владимир Мономах подарил собору Владимирскую икону Божией Матери. В 1160 году этот храм сгорел в пожаре.

По повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен новый каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии, что послужило прославлению их в лике святых. Вскоре строительство каменной церкви было завершено. Однако, по некоторым данным, своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и храм пришлось возводить еще раз.

Новый Успенский собор был заложен князем Константином Всеволодовичем в 1213 году, а достроен при святом князе Василько в 1231 году. Лишь тогда мощи святителя Леонтия Ростовского вернулись сюда и были помещены в приделе во имя этого святителя. Князья-страстотерпцы Юрий Владимирский и Василько Ростовский, принявшие смерть от татар в 1238 году, были погребены в соборе под алтарём.

После 1253 года, когда молитвами Ростовского святителя Кирилла исцелился сын хана Беркая, тот повелел чтобы вся дань собираемая с Ростова поступала в Усенский собор. Епископ Кирилл украсил собор золотом, жемчугом, драгоценными камениями. Вскоре, когда только прибывший на Русь юный преподобный Петр Ордынский попал на службу в собор, красота убранства и благолепие богослужения в соборе поразили его и окончательно подвигли к принятию Православия. Впоследствии преподобный Петр также венчался здесь.

В 1408 году во время пожара, как свидетельствует летопись, собор «погорел со всем украшением, и иконы, и книги многие старинные, и сосуды златые и серебряные, и камения драгоценные, и священныя облачения и жемчуга сгоре, камения от пожара распадалося, и верх церковный провалися».

Здание собора, дошедшее до XXI века, было построено между 1508 и 1515 годами. Трижды в Успенском соборе побывал царь Иоанн Грозный, и в то время владыка Никандр получил от него жалованную грамоту на владение многими селами, деревнями, угодьями.

6 октября 1608 года собор подвергся нападению поляков. Пан Сапега со своими отрядами, захватив город, приступил к взятию храма, в котором укрылись жители города, священники во главе с митрополитом Филаретом. Иноверцы разбили двери храма, учинили расправу над ростовцами и священниками, взяв в плен архиерея. Церковная сокровищница: золото, серебро, жемчуг, золотая и серебряная раки, оклады икон – все стало их добычей. Впоследствии, из-за похищения раки поляками, мощи святителя Лентия были положены под спудом, у южной стены придела в его честь.

Несмотря на очередное бедствие, храм как всегда вновь украсился. За его долгую историю дорогие вклады на молитвенную память делали епископы и митрополиты, великие князья и цари. Наиболее крупные вклады и благоустроения отмечены в летописях.

Владыка Иона (Сысоевич) много заботился о внутреннем убранстве соборного храма. В 1659, и в 1669-1670 годах он пригласил мастеров для росписи церкви, а в 1682-1687 годах он построил для собора колокольню, под которой была церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. Для колокольни отлили 13 колоколов, из которых самые большие были «Сысой» — 2000 пудов, «Полиелейный» — 1000 пудов, «Лебедь» — 500 пудов.

Стенопись и резной золоченый иконостас собора неоднократно поновлялись. В 1763 году стены Успенского собора были расписаны на деньги, пожертвованные императрицей Екатериной II. В конце XIX века здесь бывали высшие лица императорской фамилии, а в 1913 году государь Николай II начал знакомство с городом с посещения Успенского собора. Чудотворные мощи ростовских святых, чудотворная Владимирская-Ростовская икона Божией Матери и иные сохранявшееся тут древние образа привлекали в собор богомольцев со всей России.

После революции 1917 года собор некоторое время оставался действующим. В 1920 голу мощи святителей Ростовских Исаии и Игнатия были вскрыты для освидетельствования. С 1922 года началось изъятие ценностей, которое проводилось затем неоднократно. В 1935-1936 годах храм закрыли и использовали как склад.

В 1990 году Успенский собор был возвращён Русской Православной Церкви и вскоре стал вторым кафедральным собором Ярославской епархии.

Настоятели

  • Елевферий Колодезный (упом. ок. 2010)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Ярославской епархии:

Киево-Печерский патерик, «Слово 4. О приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда,»

Тело святого Юрия впоследствии перенесено во Владимирский Успенский собор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *