Устаревшее

Я помню армяк деда, сохранявшийся в нашей семье восемьдесят лет; мой дед был николаевским солдатом, погибшим на войне, и я трогал и даже нюхал его старый армяк, с наслаждением предаваясь своему живому воображению о геройском деде.

В армяке было жарко, а главное, сквозь армяк не могло быть видно его одежды; откуда же тот мог узнать про его красную рубашку, которую ему недавно подарила хозяйка на именины?

Из всей верхней одежды армяк (а также чапан, халат, азям — тоже из семейства армяков) был самой верхней одеждой: его натягивали поверх кафтана, полушубка или поддевки (см.).

Подле кибитки с правой стороны шёл возчик, в малахае из волчьего меха, в овчинном тулупе, сверх которого был надет тёмно-синий армяк, и в замшевых рукавицах, подбитых заячьим мехом; с левой — шёл выездной, в таком же тулупе и рукавицах, а вместо армяка на нём была надета тёплая епанча с воротником из крашеной лисицы.

Подле кибитки с правой стороны шел возчик, в малахае из волчьего меха, в овчинном тулупе, сверх которого был надет темно-синий армяк, и в замшевых рукавицах, подбитых заячьим мехом; с левой – шел выездной, в таком же тулупе и рукавицах, а вместо армяка на нем была надета теплая епанча с воротником из крашеной лисицы.

Значимей зеркало теперь надо, — сказал Демьян, рассеянно взглянув в зеленеющее поле, в серебристый блеск пригревающего солнца и на лозинку, на суке которой лежал его армяк.

Она ласково и заботливо убрала своими темными руками его добришко, армяк, онучи, линючую подпояску, — и повела его, бледного и слабо улыбающегося, домой:

По углам комнаты были рассованы остатки усадебного добра — кучерской армяк, замазанные темным воском улейные рамы, убранная оловяшками шлея, рваный патронташ.

Исай говорил однотонно, густым, сиплым голосом, и его нелепая, длинная фигура, закутанная в широкий, дырявый рыжий армяк, неуклюже болталась на козлах, подпрыгивая, перегибаясь с боку на бок, кланяясь и откидываясь назад.

Но Кулагин, как и осенью, ходил в пальтушке, похожей на армяк, в кургузой помятой шапчонке, в высоких русских сапогах.

Русь в IX—XII вв.

А

Антинорманнская теория — направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности. Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить.

БÓРТНИЧЕСТВО — первоначально сбор меда диких пчел из естественных дупел, затем – разведение пчел в выдолбленных дуплах. В Древней Руси являлось одной из важных отраслей хозяйства.

Бояре — в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

БОЯРСКАЯ ДУМА — 1. В Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружин.

2. В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе. 3. В Русском государстве конца 15 – начала 18 вв. постоянный сословно – представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

В

ВАРЯГИ (от др. сканд. «дающие клятву”) — в русских источниках – скандинавы, наемные дружинники русских князей в 9 – 11 вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки”.

Вервь, мир (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.

Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

ВÓТЧИНА — 1. Древнейший вид феодальной собственности, родовое имение, передававшееся по наследству. Возникла в 10 – 11 вв.(княжеская, боярская, монастырская).

ВОЛХВЫ — название в Древней Руси служителей языческих культов, знахарей, считавшихся чародеями и прорицателями.

Глаголица — одна из древнеславянских азбук, расположенная так же, как и кириллица, но отличающаяся от нее начертанием букв. Происходит, по мнению ученых, из греческой скорописи VIII—IX вв.
ГРИВНА — денежная и весовая единица в Древней Руси, слиток серебра в ½ фунта (в 12в. от 51 до 204 грамма – в различных городах). В 15 в. вытеснена рублем, с 16 в. – счетно – денежная единица, равная 10 копейкам (гривенник).

ГРИДИ —в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя, жившие в дворцовых помещениях – гридницах.

Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI—XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту.

ДЕТИНЕЦ — название внутреннего укрепления в русском средневековом городе вокруг резиденции князя или епископа. С 14 в. заменяется термином «кремль”.

ДЕТСКИЕ — младшие члены дружины в Древней Руси. «Детским” мог стать только свободный человек. Сопровождали князя в качестве телохранителей, не принимали участие в совете князя.

Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.

Древняя Киевская Русь (IX — сер. XII вв.) — сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица — Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

ДРУЖИНА — вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делилась на «старшую” (наиболее близкие к князю лица – «княжьи мужи”) и «молодшую” («гриди”, «отроки”, «детские”, «мечники”).

«ЖИТЬИ ЛЮДИ”— слой средних землевладельцев в Новгородской республике.

Закуп — феодально зависимый человек, попадающий в зависимость от феодала за выданную ссуду («купу»).

ИЗГÓЙ — в Древней Руси (11 – 12вв.) лица, вышедшие из своей обычной социальной категории. (Крестьяне, ушедшие из общины или выкупившиеся холопы).

Кириллица — одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.

КНЯЗЬ —1. Вождь племени, с развитием феодализма – правитель государства. 2. Почетный дворянский титул, с 18 в. жаловался царем за особые заслуги.

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

Летописи — погодные записи событий.

Любечский съезд — съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече — вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.
Мозаика (буквально «сложенный из кусочков») — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
МОНАШЕСТВО (греч.) — социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства: «уход от мира”, отказ от имущества, воздержание (обязательное безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

Норманнская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.
Племенной союз — тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
«Повесть временных лет» — общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси дана в контексте всемирной истории и истории славянства. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее место сбора дани.

Политическая раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.

Половцы (кипчаки) — тюркоязычный народ, кочевавший в XI — начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани и разбора судебных дел, позже – сама дань определенного размера.

ПОСАДНИК — 1) Наместник князя в землях Древнерусского государства 10 – 11 вв. 2). Высшая государственная должность в Новгороде в 12 – 15 вв. и Пскове в 14 – начале 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече.

ПОСАД — 1). В русских княжествах 10 – 16 вв. торгово – промышленные населения вне городских стен, ставшие позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни. 2). В Российской империи – небольшие поселки городского типа.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — в Русском государстве торгово – промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торг. пошлины, натуральные и отработочные повинности и пр.). В 1775г. разделены на купечество и мещан.

Православие — одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной — православная.

Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени:

1. «Древнейшая правда» или «Правда Ярослава Мудрого», 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.

2. Дополнение к «Правде Ярослава». «Устав мостником». «Покон вирный».

3. «Правда Ярославичей» — Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.

4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.

5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.

Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII-XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.

Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

Смерды – свободные крестьяне-общинники в Древней Руси.

Старейшины — родоплеменная знать.

ТРЁХПОЛЬЕ — севооборот с ежегодным чередованием полей и культур. Например, два отводились под злаковые культуры, одно – под пар (т.е не засевалось для восстановления плодородия почвы).

ТРИЗНА (славянское) — часть погребального обряда у восточных славян периода язычества (до11 века). Тризна сопровождалась военными играми, плясками, песнями, пиром. После христианизации сохранилась в виде поминальных песен и пира.

ТЫСЯЦКИЙ — военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины 15 века. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника. В городах без веча назначался князьями, должность – наследственная.

УДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА (УДЕЛЫ) — составная часть крупных великих княжеств, управлялись членами великокняжеской семьи (12-16 века). В трактовке В.О.Ключевского удел — частная собственность князя, предполагающая выбор наследника. Истоки удельной системы относятся к 1097 году, когда на съезде князей в городе Любече был установлен новый принцип наследования: «каждый да владеет вотчиной своего отца».

Уроки — размер дани. Введены княгиней Ольгой.

Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.
ХОЛОПЫ (ст. – слав. – раб) —в 10 – начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. «Русская Правда» выделяет три источника обельного (полного) холопства: самопродажа за долги при свидетелях, поступление в холопы без договора, брак с холопкой или холопом без договора. Кроме этого распространёнными источниками холопства были плен, опала князя, торговая несостоятельность, совершенное преступление и т.д. До нач. XVIII в. холопы не платили повинностей в пользу государства. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян, а с 1705 г. стали поставщиками рекрутов в регулярную армию

Челядь — домашние рабы.

Язычество (от церк.-слав. «языцы» — народы-иноземцы) — обозначение нехристианских, в широком смысле — политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *