Устав церковный

Исправленный и дополненный Устав Благовещенской Епархии Русской Православной Церкви принят определением Священным Синодом 25 марта 1991 года. Действующая редакция Устава содержит поправки, внесенные определением Священного Синода 12 октября 2007 года.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Религиозная организация Благовещенская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), именуемая в дальнейшем тексте Устава «Епархия», является централизованной религиозной организацией и объединяет в целях совместного исповедания и распространения православной веры местные религиозные организации и религиозные организации, учрежденные Епархией (в том числе приходы, образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты), именуемые в дальнейшем тексте настоящего Устава канонические подразделения Епархии.

2. Епархия входит в иерархическую структуру религиозной организации «Русская Православная Церковь», именуемая в дальнейшем тексте Устава «Русская Православная Церковь», и является ее каноническим подразделением.

Епархию возглавляет Епархиальный архиерей.

3. Епархия осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. (именуемый далее в тексте настоящего Устава – «Канонический Устав Русской Православной Церкви»), и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, а также в соответствии с гражданским Уставом Русской Православной Церкви, Уставом православной религиозной организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви», постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, указами и распоряжениями Епархиального совета, а также настоящим Уставом.

Епархия соблюдает законодательство Российской Федерации.

4. Епархия является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Епархия несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. На принадлежащее Епархии движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов Епархии.

Епархия может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Епархия открывает банковские, в том числе валютные, счета в банках и иных кредитных организациях.

5. При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Епархия в установленном законом порядке уведомляет об этом орган государственной регистрации. Епархия ежегодно информирует орган государственной регистрации о продолжении своей деятельности, а также о продолжении деятельности религиозных организаций, входящих в структуру Епархии.

6. Епархия не участвует в деятельности политических партий и политических движений, а также не оказывает им материальную и иную поддержку.

7. Епархия вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, относящихся к деятельности Епархии.

8. Епархия имеет бланк (штамп) и печать со своим полным наименованием Епархии: Религиозная организация Благовещенская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа Епархии (Епархиального совета во главе с Епархиальным архиереем) – Амурская область, город Благовещенск.

При осуществлении уставной деятельности Епархия указывает свое полное наименование, предусмотренное настоящим Уставом.

Вероисповедание Епархии – православие.

II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10. В целях совместного исповедования и распространения веры и для достижения задач совместной реализации гражданами права на свободу исповедания и распространения православной веры Епархия осуществляет:

  • богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии в храмах, часовнях и других культовых зданиях и сооружениях, а также на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных для этих целей, в местах религиозного почитания (паломничества), в организациях, созданных Епархией и (или) иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, а также в жилых помещениях;
  • богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии вне территории культовых зданий и сооружений, мест религиозного почитания (паломничества) и иных мест, предоставленных для этих целей – в установленном законом порядке;
  • богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы – по просьбе находящихся в них граждан и по согласованию с администрацией соответствующих учреждений;
  • богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в воинских частях и на кораблях – в порядке, установленном законодательством, и с учетом требований воинских уставов;
  • распространение православных религиозных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные;
  • миссионерскую деятельность;
  • благотворительную деятельность, деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов;
  • религиозное образование и воспитание, обучение религии;
  • организацию паломничества, прием религиозных делегаций, представителей различных конфессий, проведение национальных или международных религиозных совещаний, съездов, семинаров;
  • производство, приобретение, распространение религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения;
  • экспорт, импорт, реализацию (передачу для собственных нужд) религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения;
  • издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации;
  • изготовление, распространение, реализацию предметов религиозного назначения (изделий) из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • деятельность по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений религиозного назначения в установленном законом порядке, при осуществлении которой Епархия вправе выступать в качестве заказчика;
  • осуществление телерадиовещания и оказание услуг связи для целей телерадиовещания;

Епархия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности Епархии, предусмотренным настоящим Уставом, и направленную на достижение этих целей.

Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Епархия получает соответствующую лицензию в установленном порядке.

Для осуществления предусмотренных настоящим пунктом Устава видов деятельности Епархия вправе создавать структурные подразделения (без прав юридического лица).

11. Епархия вправе создавать организации для осуществления благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и полиграфической, художественной, предпринимательской, производственной деятельности, а также для осуществления деятельности в сфере социального обслуживания, сельского хозяйства и деятельности по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений.

Епархия вправе учреждать средства массовой информации.

Организации, созданные Епархией, могут действовать как структурные подразделения Епархии (без прав юридического лица) либо в качестве самостоятельных юридических лиц.

12. Епархия вправе обращаться в государственные органы за финансовой, материальной и иной помощью в осуществлении реставрации, содержания и охраны зданий, сооружений и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных Епархией и иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, действующими на территории Епархии, в осуществлении благотворительной деятельности, в реализации общественно значимых социальных или культурно-просветительских программ и мероприятий.

13. Епархия вправе обучать основам православной веры несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений по заявлению родителей (законных представителей) в установленном законом порядке.

14. Епархия может обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления с предложением о создании православных вероисповедных кладбищ.

III. СОЗДАНИЕ ЕПАРХИИ

15. Епархия образована в 1993 г.

16. Епархия учреждена по решению Священного Синода Русской Православной Церкви.

Территориальная сфера деятельности Епархии – Амурская область.

Епархия может, по согласованию с Епархиальными архиереями соответствующих Епархий, иметь подворья на территории других субъектов Российской Федерации.

Устав Епархии с изменениями (дополнениями) принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждается Патриархом Московским и всея Руси.

IV. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

18. В состав Епархии входят иерархически подчиненные ей канонические подразделения, в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты, часовни.

Канонические подразделения Епархии могут создаваться в качестве юридических лиц (религиозных организаций) либо без прав юридического лица.

19. Высшим (руководящим) органом управления Епархии в период между заседаниями Поместного Собора Русской Православной Церкви является Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В период заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви высшим органом управления Епархии является Поместный Собор Русской Православной Церкви.

  • Руководящим органом Епархии является Священный Синод Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
  • Органами управления Епархии являются: руководитель Епархии – Епархиальный архиерей, Епархиальное собрание.
  • Постоянно действующими исполнительными органами Епархии являются Епархиальный совет, а также Епархиальное управление.

V. ЕПАРХИАЛЬНЫЙ АРХИЕРЕЙ

20. Епархиальный архиерей (митрополит, архиепископ или епископ) избирается (отстраняется от должности) Священным Синодом Русской Православной Церкви, получая о том указ Патриарха Московского и всея Руси.

  • Епархиальный архиерей является руководителем (единоличным руководящим органом) Епархии, возглавляет Епархию и управляет ею.
  • Епархиальный архиерей без доверенности действует от имени Епархии.
  • Епархиальный архиерей по должности и сану является председателем Епархиального собрания, Епархиального совета и Епархиального управления.

2.1. В полномочия Епархиального архиерея входит:

  • наблюдение за исправным, соответствующим церковному уставу совершением каноническими подразделениями Епархии богослужений и иных религиозных обрядов;
  • созыв и проведение Епархиального собрания и заседаний Епархиального совета;
  • право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей спорного вопроса на рассмотрение Священного Синода Русской Православной Церкви;
  • осуществление общего руководства каноническими подразделениями Епархии, а также высшего начального наблюдения за их деятельностью;
  • утверждение подлежащих государственной регистрации уставов канонических подразделений Епархии с изменениями (дополнениями);
  • подтверждение принадлежности к Епархии входящих в ее структуру религиозных организаций, в том числе на стадии их создания;
  • назначение (освобождение от должности), а также наблюдение и контроль за деятельностью настоятелей и причта приходов Епархии, представление на утверждение Священного Синода Русской Православной Церкви кандидатур ректоров духовных образовательных учреждений, а также кандидатур настоятелей (настоятельниц) монастырей, входящих в структуру Епархии; направление кандидатов для поступления в духовные образовательные учреждения;
  • направление Патриарху Московскому и всея Руси ходатайств о награждении достойных клириков и мирян церковными наградами и награждение их в установленном порядке;
  • осуществление полномочий в сфере управления каноническими подразделениями Епархии в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и гражданскими уставами соответствующих канонических подразделений;
  • утверждение решений Епархиального совета и Епархиального управления;
  • издание распорядительных документов по всем вопросам деятельности Епархии, включая кадровые вопросы, в рамках своей компетенции;
  • привлечение в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви клириков и мирян к ответственности; передача соответствующих дел на рассмотрение церковного суда; принятие решения о создании епархиального суда и утверждение его решений;
  • выдача в установленном порядке подтверждений о вхождении местных религиозных организаций, в том числе приходов, в структуру Епархии;
  • благословение на строительство, ремонт, реставрацию и реконструкцию храмов, часовен и иных зданий и сооружений религиозного назначения, принадлежащих (предназначенных для передачи) Епархии либо каноническим подразделениям Епархии; утверждение соответствующих инвестиционных проектов;
  • направление в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций (граждан) ходатайств о передаче Епархии и ее каноническим подразделениям храмов и иного имущества религиозного назначения;
  • осуществление полномочий представителя Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к деятельности Епархии;
  • распоряжение имуществом и финансовыми средствами Епархии в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
  • совершение сделок от имени Епархии, в том числе заключение договоров, выдача доверенностей, открытие банковских счетов, право первой подписи финансовых документов (право второй подписи данных документов принадлежит главному бухгалтеру Епархии);
  • прием и увольнение работников Епархии; утверждение штатного расписания Епархии;
  • решение иных вопросов в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

Предусмотренные настоящим пунктом Устава полномочия (полностью млм частично) может осуществлять Викарий Епархиального архиерея на основании соответствующей доверенности, выданной Епархиальным архиереем.

22. В своей деятельности Епархиальный архиерей подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

VI. ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

23. Епархиальное собрание, возглавляемое Епархиальным архиереем, состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории Епархии и представляющих канонические подразделения Епархии по представлению Епархиального совета и в установленном им количестве.

24. Председателем Епархиального собрания является Епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает заместителя председателя собрания и секретаря. Заместитель председателя может руководить собранием по поручению председателя.

Кворум Епархиального собрания составляет более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Епархиального собрания. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

Епархиальное собрание осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным им регламентом.

25. Епархиальное собрание созывается не реже одного раза в год Епархиальным архиереем по его усмотрению, по решению Епархиального совета или по требованию не менее одной трети состава Епархиального собрания.

26. В полномочия Епархиального собрания входит:

  • избрание делегатов на Поместный Собор Русской Православной Церкви;
  • избрание членов Епархиального совета и Епархиального суда;
  • рассмотрение ежегодных отчетов о деятельности Епархиального Совета;
  • решение иных вопросов в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

27. Постановления Епархиального собрания подписывают Епархиальный архиерей, секретарь и избранные для этого два члена собрания.

VII. ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

28. Председателем Епархиального совета является Епархиальный архиерей.

29. Епархиальный совет образуется по благословению Епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане. Общее число членов Епархиального совета должно быть четным. Половина состава Епархиального совета назначается Епархиальным архиереем, остальные члены совета избираются Епархиальным собранием сроком на три года.

Полномочия членов Епархиального совета, назначенных Епархиальным архиереем, могут быть досрочно прекращены по решению Епархиального архиерея.

Полномочия членов Епархиального совета, избранных Епархиальным собранием, могут быть досрочно прекращены по решению Епархиального собрания.

Основания и порядок досрочного прекращения полномочий членов Епархиального совета определены Каноническим уставом Русской Православной Церкви.

30. Заседания Епархиального совета проводятся не реже одного раза в полгода. Кворум Епархиального совета составляет более половины его членов. Повестка заседаний определяется председателем совета. Председатель ведет заседание в соответствии с утвержденным им регламентом. Председатель назначает секретаря совета из числа его членов.

Если при рассмотрении вопроса на заседании совета возникают разногласия, вопрос решается большинством голосов присутствующих на заседании членов совета. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

31. Епархиальный совет в соответствии с указаниями Епархиального архиерея:

  • выполняет решения Епархиального собрания, относящиеся к ведению совета, и отчитывается перед ним о проделанной работе;
  • устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания; подготавливает заседания Епархиального собрания, включая предложения к повестке дня;
  • рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины; при отсутствии в Епархии епархиального суда выполняет функции епархиального суда;
  • рассматривает вопросы, связанные с созданием входящих в структуру Епархии местных религиозных организаций, в том числе приходов;
  • принимает в установленном порядке решения о создании религиозных и иных организаций, учреждаемых Епархией, а также структурных подразделений Епархии;
  • определяет источники финансирования Епархии, а в необходимых случаях и канонических подразделений Епархии;
  • рассматривает отчеты о деятельности канонических подразделений Епархии, принимает по ним решения;
  • рассматривает планы строительства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации храмов и иных зданий (сооружений) религиозного назначения, принадлежащих (предназначенных для передачи) Епархии либо каноническими подразделениями Епархии; рассматривает соответствующие инвестиционные проекты;
  • ведет учет и принимает меры для сохранности имущества Русской Православной Церкви, в том числе имущества Епархии и ее канонических подразделений;
  • в пределах своей компетенции решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом канонических подразделений Епархии;
  • осуществляет ревизию канонических подразделений Епархии;
  • создает комиссии для осуществления отдельных направлений деятельности Епархиального совета;
  • ежегодно отчитывается перед Епархиальным собранием о своей деятельности;
  • решает иные вопросы по указанию Епархиального архиерея и в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви, а также настоящим Уставом.

32. Решения Епархиального совета подписываются всеми членами совета и утверждаются Епархиальным архиереем.

Решения Епархиального совета вступают в силу после их утверждения Епархиальным архиереем.

VIII. ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

33. Епархиальное управление является исполнительным органом Епархии.

34. Непосредственное руководство Епархиальным управлением осуществляет Епархиальный архиерей.

35. Порядок образования и деятельности, а также структура Епархиального управления определяется Положением, утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви, и распоряжениями Епархиального архиерея.

В структуру Епархиального управления могут входить отделы и иные подразделения без прав юридического лица.

Решения Епархиального управления вступают в силу после их утверждения Епархиальным архиереем.

IX. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА ЕПАРХИИ

36. Финансовые средства Епархии образуются из:

  • пожертвований, поступивших в связи с совершением богослужений, таинств, чинопоследований и обрядов;
  • пожертвований в связи с распространением предметов религиозного назначения и религиозной литературы (книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет и т.п.);
  • иных пожертвований российских и иностранных граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований;
  • доходов, полученных от деятельности учрежденных Епархией юридических лиц, направляемых на уставные цели Епархии;
  • отчислений канонических подразделений Епархии в размерах, согласованных с Епархиальным архиереем;
  • поступлений в связи с реализацией (передачей для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
  • иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, поступлений, в том числе доходов по ценным бумагам и банковским вкладам.

37. Финансовыми средствами Епархии распоряжается Епархиальный архиерей.

Епархия вправе приобретать акции и иные ценные бумаги.

Доходы от предпринимательской деятельности Епархии направляются на Реализацию целей и задач деятельности Епархии, предусмотренных настоящим Уставом.

38. Епархия отчисляет финансовые средства в бюджет Русской Православной Церкви в размерах, определяемых Священным Синодом Русской Православной Церкви.

39. На территории Российской Федерации и за границей Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Епархии, в том числе, относящиеся к памятникам истории и культуры.

Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве земельные участки для осуществления уставной деятельности.

Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве транспортные средства для осуществления и обеспечения уставной деятельности.

Епархия вправе выступать заказчиком строительства зданий и сооружений, жилых домов, помещений хозяйственного назначения при соблюдении законодательства Российской Федерации.

40. Епархия вправе получать безвозмездно в собственность или пользование находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, строения, сооружения и иное недвижимое и движимое имущество религиозного назначения, предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также религиозного образования и иной религиозной деятельности.

41. Имущество, принадлежащее Епархии и ее каноническим подразделениям на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом Русской Православной Церкви.

42. Священный Синод Русской Православной Церкви устанавливает Единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо Ценным движимым имуществом Епархии и ее канонических подразделений.

Критерии отнесения имущества Епархии и ее канонических подразделений к особо ценному движимому имуществу устанавливаются Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Епархия осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим Епархии на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества) на основе канонической и материальной подотчетности Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви.

43. Епархия не вправе совершать сделки по распоряжению зданиями (строениями) храмов и часовен, а также особо ценным движимым имуществом богослужебного назначения (в том числе договоры купли-продажи, аренды, залога данного имущества), за исключением сделок по отчуждению (передаче) данных объектов в собственность (пользование) канонических подразделений Епархии либо религиозной организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на основании указа Епархиального архиерея либо распоряжения Священного Синода Русской Православной Церкви.

44. Имущество Русской Православной Церкви, которым обладает Епархиальный архиерей в силу своей должности, после смерти Епархиального архиерея вносится в инвентарную книгу Епархии и передается в собственность Епархии.

45. Епархия пользуется налоговыми и иными льготами, предоставленными государством, а также финансовой, материальной и иной помощью государства в реставрации, содержании и охране памятниками истории и культуры, находящихся в собственности Епархии или принадлежащими ей на ином имущественном праве.

46. В случае ликвидации Епархии все имущество Епархии, принадлежащее ей на праве собственности, переходит в собственность Русской Православной Церкви в лице религиозной организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви».

В случае ликвидации Епархии все имущество, переданное в пользование Епархии Русской Православной Церковью или ее каноническими подразделениями, возвращается Русской Православной Церкви в лице религиозной организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» либо соответствующим каноническим подразделениям.

47. Казначей Епархии осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений. Главный бухгалтер Епархии составляет годовой финансовый отчет; ведет бухгалтерскую отчетность Епархии; имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов (право первой подписи принадлежит Епархиальному архиерею). Главный бухгалтер Епархии может одновременно занимать должность казначея.

X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

48. Работники Епархии обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, учитывающего особенности условий труда в религиозной организации Русской Православной Церкви, на них распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Епархия вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Епархии.

49. Документы, относящиеся к работникам и священнослужителям Епархии, хранятся в Епархии.

50. Работники и священнослужители Епархии в установленном законодательством порядке подлежат социальному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению.

Епархия может пользоваться аналогичными фондами Русской Православной Церкви в порядке, установленном Священным Синодом Русской Православной Церкви.

51. Епархия, как юридическое лицо, может быть ликвидирована по решению Священного Синода Русской Православной Церкви, с последующим утверждением решения Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, а также по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви о ликвидации Епархии утверждается ликвидационная комиссия (ликвидатор), сроки ликвидации, утверждается промежуточный ликвидационный баланс.

Данное решение направляется в орган государственной регистрации для исключения Епархии из единого государственного реестра юридических лиц.

(ВЦС), наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 дек. 1917 г. после дискуссии по докладу соборного Отдела высшего церковного управления, зачитанному на пленарном заседании проф. И. И. Соколовым. Согласно этому определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом». В соответствии с определением Собора «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» к компетенции Свящ. Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, к ведению ВЦС — церковно-общественного (адм., хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные). Члены Синода и ВЦС входили в состав действовавших при высшем церковном управлении административного и финансово-хозяйственного отделов, а также миссионерского совета.

В области церковной администрации на ВЦС было, в частности, возложено установление штатов центральных и епархиальных церковных учреждений, назначение на должности в подведомственных учреждениях мирян, командирование за границу лиц по церковным поручениям. По части церковного хозяйства ведению ВЦС подлежали дела, касающиеся управления общецерковным имуществом, постройка и ремонт храмов, пенсионное обеспечение духовенства и лиц, служащих в церковных учреждениях, церковная благотворительность. На ВЦС возлагалось также рассмотрение административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и синодального архива. В компетенцию ВЦС входило рассмотрение епархиальных отчетов, проведение ревизий, составление заключений по вопросам юридического характера. Особо важные вопросы, такие как защита прав и привилегий Церкви, открытие новых епархий, духовных школ, подготовка к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений, решались «соединенным присутствием» Свящ. Синода и ВЦС.

В состав ВЦС, возглавляемого, как и Свящ. Синод, Святейшим Патриархом, входило в соответствии с определением Собора «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» 15 членов, в т. ч. 3 архиерея из состава Свящ. Синода, к-рые делегировались самим Синодом, а также по избранию Поместного Собора на 3-летний межсоборный срок 1 монах из монастырских иноков, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян. В ВЦС из числа клириков могли быть избраны пресвитеры, диаконы и псаломщики, а также лица, не участвовавшие в Соборе, в случае их согласия. Вместе с членами ВЦС избирались также в равном числе заместители, к-рые должны были в межсоборный период заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов ВЦС в порядке очереди, определяющейся количеством голосов, поданных на Соборе при избрании заместителей членов ВЦС. При этом выбывшими признавались (помимо скончавшихся) также те члены ВЦС, к-рые больше месяца не посещали заседаний без уважительной причины.

Дела в ВЦС решались общим согласием или большинством голосов, при этом в случае равенства голосов голос председателя давал перевес. В соответствии с соборным определением никто из присутствовавших не мог отказаться от голосования. В определении Собора содержалось положение о том, что если Патриарх признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, то он может заявить протест на том же заседании, затем его необходимо изложить в письменном виде и передать в 3-дневный срок. По истечении 7 дней со времени подачи протеста дело вновь должно было рассматриваться ВЦС. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение ближайшего Поместного Собора либо Патриарх действует по своему усмотрению. Но принятое им т. о. решение выносится на рассмотрение очередного или чрезвычайного Поместного Собора, от к-рого и зависит окончательное разрешение вопроса. При этом такое право предоставлено было исключительно Патриарху, но не замещающим его по тем или иным обстоятельствам иерархам в качестве председательствующих на заседаниях ВЦС.

Избрание членов ВЦС состоялось 8 дек. 1917 г. Выдвинуто было 77 кандидатов из белого духовенства, 17 из числа монашествующих и 104 мирянина. Членами ВЦС Собор избрал от монашествующих архим. Виссариона, получившего 220 голосов; от клириков из белого духовенства — протопресвитеров Георгия Шавельского (204 голоса) и Николая Любимова (170 голосов), протоиереев Александра Санковского (216 голосов), Алексия Станиславского (199 голосов), псаломщика Александра Куляшева (170 голосов); от мирян — профессоров С. Н. Булгакова (210 голосов), И. М. Громогласова (169 голосов) и П. Д. Лапина (152 голоса), кн. Е. Н. Трубецкого (156 голосов), А. В. Карташёва (173 голоса) и С. М. Раевского (161 голос). Заместителями членов ВЦС были избраны архим. Алексий (Житецкий), протоиереи Петр Миртов, Павел Лахостский, Павел Соколов, Константин Агеев и свящ. Сергий Верховский, профессора П. П. Кудрявцев, И. И. Соколов, Л. И. Писарев, кн. Г. Н. Трубецкой, П. И. Астров. В соответствии с соборным определением 3 члена ВЦС из числа архиереев не избирались Собором, а делегировались Свящ. Синодом из собственного состава.

В последние годы заседания ВЦС проводились нерегулярно и далеко не в полном составе ввиду обстоятельств, вызванных гражданской войной и гонениями на Церковь. Заседания Синода, а также «соединенные присутствия» органов Высшего церковного управления под председательством Патриарха проходили в основном в патриаршей резиденции на Троицком подворье. ВЦС проводил заседания в епархиальном доме, где также размещалась канцелярия Высшего церковного управления. За годы гражданской войны большинство членов ВЦС выбыло по разным причинам. Так, на совместном заседании Свящ. Синода и ВЦС, состоявшемся 20 нояб. 1920 г. под председательством Святейшего Патриарха свт. Тихона, когда принято было исключительно важное постановление о самоуправлении епархий при невозможности поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности Высшего церковного управления, ВЦС представлен был помимо председателя и делегированных Синодом епископов митр. Владимирского Сергия (Страгородского), митр. Крутицкого Евсевия (Никольского) и архиеп. Гродненского Михаила (Ермакова) лишь 3 членами: протопресв. Н. Любимовым, прот. А. Станиславским и А. Куляшевым.

В 1921 г. в связи с истечением межсоборного срока утрачены были полномочия членов ВЦС, избранных на 3 года, равно как и членов Свящ. Синода, большинство к-рых выбыло уже ранее этого срока. Свт. Тихон, однако, и после этого созывал заседания Свящ. Синода и ВЦС, в к-рых участвовало лишь меньшинство членов этих органов Высшего церковного управления. После ареста свт. Тихона 9 мая 1922 г. ВЦС не созывался.

Попытка возобновить деятельность ВЦС была предпринята в 1924 г. в связи с переговорами с одним из обновленческих лидеров Владимиром Красницким о преодолении раскола. Красницкий приехал в Москву из Петрограда в марте 1924 г. и в течение 6 недель вел переговоры с Патриархом свт. Тихоном и его ближайшими помощниками. 19 мая по окончании переговоров он подал заявление на имя Патриарха с просьбой о принятии его вместе с «собратьями» в молитвенно-каноническое общение и о благословении «потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора» (цит. по: Шишкин А. А. Сущность и крит. оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970. С. 254).

21 мая Святейший Патриарх Тихон и Временный Патриарший Синод вынесли постановление об образовании на срок впредь до созыва очередного Поместного Собора нового, расширенного Синода и ВЦС, в к-рый наряду со священнослужителями и с мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким. Этим указом членами ВЦС были назначены митрополиты Уральский Тихон (Оболенский), Тверской Серафим (Александров), Крутицкий Петр (Полянский), «протопресвитер» Владимир Красницкий, протоиереи Александр Смирнов, Иоанн Артоболевский, Василий Виноградов, Димитрий Боголюбов, Николай Братановский, Вячеслав Немов, Василий Архангельский, архим. Анемподист (Алексеев), миряне Александр Рахманов и Василий Белоликов. Достигнута была и договоренность о созыве Собора с участием обновленцев из числа сторонников Красницкого. 29 мая 1924 г. появилось воззвание о подготовке 2-го Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся обновленцев.

Во время переговоров Красницкий требовал сохранить за ним звание «протопресвитера», полученное в расколе, и предоставить ему должность зам. председателя ВЦС. Поведение Красницкого вызвало возмущение у сотрудников Патриарха. Еп. Венедикт (Плотников), управляющий Петроградской епархией, заявил, что он категорически отказывается принять в общение Красницкого. Митр. Казанский и Свияжский сщмч. Кирилл (Смирнов), вернувшийся в Москву из ссылки, в беседе с Патриархом не одобрил достигнутой договоренности. После этого позиция патриаршего Синода на продолжавшихся переговорах с Красницким стала более жесткой: ему отказали в должности зам. председателя ВЦС и поставили главным условием воссоединения и созыва Собора публичное покаяние и переосвящение обновленческих храмов. Для Красницкого это требование оказалось неприемлемым, и переговоры прекратились. В интервью корреспонденту «Известий» Патриарх объяснил прекращение переговоров об образовании ВЦС отсутствием помещения для работы, а несколько ранее (1 июля) он распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа. Резолюцией, положенной 9 июля 1924 г. на адресе елисаветградского духовенства Патриарху, он объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным. С тех пор ВЦС в РПЦ никогда более не образовывался.

Ист.: Деяния Второго всезарубежного Собора. Белград, 1939; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. М., 1994п; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994; Акты свт. Тихона. С. 91-93, 101-102, 103, 109, 111, 115, 116, 118, 125, 127, 129, 158, 165, 169, 177, 192, 193, 215, 318, 325; Собор, 1918. Деяния. Т. 5. С. 3-5, 60-115, 117-124, 295-304, 325-334, 360-367, 370-374; Там же. Определения. С. 7-11, 13-16.

Лит.: Троицкий С. В. О неправде карловацкого раскола. П., 1960; Johannes Chrysostomus (Blaschkewitz), hierom. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. Münch., 1965-1968. 3 Bde; Стратонов И. А. Рус. церк. смута (1921-1931) // Из истории Христ. Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172. (МИЦ; 5); Цыпин В., прот. Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996

Прот. Владислав Цыпин

5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава Русской Православной Церкви. Документ, согласно которому организована внутренняя жизнь Церкви, – не застывший во времени письменный памятник канонического права. Это документ, в котором находят отражение важнейшие изменения церковной жизни. Предлагаем нашим читателям экскурс в историю, который позволит увидеть, как на протяжении веков изменялись уставы церковной жизни, какими документами руководствовались в своей деятельности Первоиерархи, архипастыри и священнослужители Русской Церкви.

Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

В первые века бытия Русской Церкви

До обретения автокефалии в XV веке Русская Православная Церковь как одна из митрополий Константинопольского Патриархата руководствовалась теми же «Номоканонами», что и Константинопольская Церковь, все постановления ее Соборов, Патриархов и Синодов были обязательными и для Русской Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.

При этом как автономная митрополия Константинопольского Патриарха Русская Церковь осуществляла и свою суверенную законодательную деятельность в пределах этой автономии. Местными органами церковного правотворчества в первую очередь были Соборы. Кроме соборных постановлений, к памятникам церковного законодательства древней Руси принадлежат также канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев.

Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

Законодательство русских князей, естественно, составляет большую часть церковно-правового материала. Так называемые княжеские уставы, в отличие от законов византийских императоров, практически не затрагивают внутрицерковную жизнь, а касаются лишь взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего в них перечисляются предоставляемые Церкви льготы. Важнейшие памятники отечественного права — Устав святого Владимира и Устав Ярослава Мудрого; они включались в русские рукописные «Кормчие книги», содержавшие свод установлений тогдашней жизни – как светских, так и церковных.

Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам, но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.

Гораздо ощутимее была зависимость нашей Церкви от поработившей Русь Золотой Орды. Монгольские ханы давали русским митрополитам так называемые ярлыки. Каждый митрополит при поставлении должен был просить хана о подтверждении прежнего или выдаче нового ярлыка. Характерно, что ярлыки не только подтверждали привилегии митрополитов, епископов и духовенства, которые существовали до завоевания Руси, но и расширяли их по сравнению с прежними. Как отмечали исследователи, «ханы ограждали неприкосновенность веры, богослужения, законов, судов и имущество Церкви, освобождали все духовенство от всякого рода податей и повинностей и предоставляли духовным властям право судить своих людей во всех делах гражданских и уголовных».

Уставы жизни автокефальной Русской Церкви

С началом автокефального бытия Русской Церкви источники русского церковного права оставались неизменными: «Номоканон» в виде «Кормчей книги», постановления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, «Уставы» святого Владимира и князя Ярослава Мудрого. Главным церковным законодательным органом были Поместные Соборы.

Велико историческое значение Собора 1551 года, созванного при святителе Макарии, митрополите Московском, и при царе Иване Грозном. Предметы соборных рассуждений были намечены в 69 вопросах, предложенных царем. Собор издал Уложение, разделенное на 100 глав. Отсюда и его название — «Стоглав», которое перенесено было и на сам Собор. В Уложении затронуты главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Церкви.

После учреждения Патриаршества в Москве в 1589 году созванный на следующий год Поместный Собор издал деяние с грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II об избрании Патриархом Иова и о Патриаршем титуле его преемников. Это деяние помещено в начале печатной «Кормчей книги».

Ряд постановлений Стоглава отменил Большой Московский Собор 1667 года, созванный при царе Алексее Михайловиче. Норму взаимоотношений церковной и государственной власти Большой Московский Собор выразил так: царь имеет преимущество в делах политических, а Патриарх — в церковных. Постановления Собора упомянуты как действующие законы в «Духовном регламенте», ознаменовавшем начало Синодального периода, и были включены в «Полное собрание законов Российской Империи».

Собор 1675 года установил положения о преимуществах и отличиях Патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц.

Кроме соборных постановлений, до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года, а следовательно, они сохраняли юридическую силу и в XIX столетии.

Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, созывались Земские соборы. Так, принятое двухпалатным Собором и изданное в 1649 году Уложение включало в себя в том числе главы, посвященные делам церковным.

Синодальный период

В начале XVIII века начался сложный и неоднозначный период в истории Русской Церкви. После кончины Патриарха Адриана император Петр I воспретил избрание нового Патриарха, и Церковь в России управлялась в течение двух десятилетий Местоблюстителем, затем была учреждена Духовная Коллегия с императором в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». Вскоре Духовная Коллегия была переименована в Святейший Синод.

Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — «Духовный регламент», составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году, подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 года.

«Регламент» состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной «Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?», дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве. Во второй части, названной «Дела управления, сему подлежащие», описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян. В третьей части — «Самих управителей должность и сила» — определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.

В 1722 году в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве. Документ также дополнили инструкции Обер-прокурору Синода. В 1841 году впервые издан утвержденный Синодом «Устав Духовных Консисторий», основательно пересмотренный четыре десятилетия спустя. Это своего рода «Духовный регламент» епархиального управления.

Восстановление Патриаршества в преддверии тяжелейших гонений на Церковь

Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.

Специально учрежденное Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, однако царь счел созыв Собора неблаговременным. В 1912 году материалы Присутствия пересматривались Предсоборным Совещанием, но до созыва Собора дело опять не дошло. Лишь отречение императора открыло путь к Поместному Собору. В 1917 году Предсоборный совет, работавший под председательством архиепископа Сергия, подготовил «Положение о Всероссийском Поместном Соборе».

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

С восстановлением Патриаршества преобразование всей системы церковного управления не было завершено. Краткое Определение от 4 ноября 1917 года впоследствии было дополнено целым рядом развернутых определений об органах высшей церковной власти: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего Престола».

Эти определения составили настоящий кодекс Русской Православной Церкви, заменивший «Духовный регламент», «Устав Духовных Консисторий» и целый ряд более частных законодательных актов синодальной эпохи.

Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право посещения с визитами всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно Определению, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.

Поместный Собор 1917-1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — административные, хозяйственные, школьно-просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены.

Жизнь Русской Церкви под гнетом атеистического государства

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили три митрополита, одиннадцать архиепископов и пять епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 году состоялся новый Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое Положение о Русской Православной Церкви из 48 статей, которое заменило Определения Собора 1917-1918 годов. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, основанные на пережитом Церковью бесценном опыте, заключались, в целом, в подчеркивании иерархичности церковного строя. «Положение» Собора 1945 года расширяло компетенцию Патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля

В отличие от документов Собора 1917-1918 годов, в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской.

Священный Синод, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав, а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, поскольку не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 году, пересмотрел Положение о Русской Православной Церкви в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Это решение утвердил в 1971 году Поместный Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Новый период исторического бытия Русской Православной Церкви

Поместный Собор, состоявшийся в 1988 году — в год тысячелетия Крещения Руси, — издал Устав Русской Православной Церкви. В нем несравненно подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви», регламентировались устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и монастырей. «Устав» вобрал в себя выдержавшие испытание жизнью принципы церковного строя, которые легли в основу «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. и «Положения», изданного Собором 1945 года.

Этот документ на двенадцать лет стал основным законом нашей Поместной Церкви, а в 2000 году согласно решению Юбилейного Архиерейского Собора году его сменил новый Устав, который также со временем претерпевает изменения, являющиеся отражением изменений в жизни Русской Церкви.

Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Документ составили положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. В Уставе говорится о порядке созыва и работы Поместного Собора и Архиерейского Собора, их статусе и полномочиях; отдельная глава посвящена деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Также в документе содержатся положения, касающиеся деятельности Священного Синода, Московской Патриархии и Синодальных учреждений, церковного суда. Устав также содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, и перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, учреждением и жизнедеятельностью Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.

Уставом регламентируются деятельность епархий Русской Православной Церкви, благочиний, учреждений Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье; регулируются вопросы создания и жизнедеятельности приходов и монастырей, работы учебных заведений Русской Православной Церкви, а также другие вопросы, касающиеся церковного управления и деятельности церковных учреждений.

Изменения Устав ранее вносились Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 годов.

Освященный Архиерейский Собор 2013 года, изучив предложения Межсоборного присутствия по уточнению полномочий Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, по определению правил избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также по составу Поместного Собора, вынес Определение о принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Кроме того, Священный Синод принял ряд решений, требующих внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви. В частности, это решения об учреждении Среднеазиатского митрополичьего округа, о создании Высшего Церковного Совета, об образовании митрополий, об образовании епархиальных викариатств, о внесении изменений в составе Священного Синода. Эти изменения нашли отражение в новой редакции Устава. Вместе с новой редакцией этого документа Собор утвердил Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В статье использованы материалы книги

протоиерея Владислава Цыпина «Церковное право»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *