В чем предназначение мужчины?

О библейском идеале настоящего мужчины, о воинах, иноках и тружениках, о мужественных инспекторах ДПС, о семьях священников, о воспитании будущих мужчин без мужа семейный психолог Наталья Борисовна Киселева беседует с протоиереем Павлом Гумеровым.

Протоиерей Павел Гумеров

Мужчина прежде всего – труженик

– Отец Павел, расскажите, что говорит нам Библия о предназначении мужчины.

– В начале 1990-х годов мне попалась в руки небольшая книжица, которую распространяли протестанты вместе с другой религиозной литературой. Называлась она «Чего хочет Бог от настоящего мужчины?» На обложке был изображен некий слегка небритый голливудский красавец, который, видимо, и олицетворял собой того самого «настоящего мужчину». Совершенно не помню содержания этой брошюры, все-таки прошло уже более двадцати лет, но ее название меня зацепило. Действительно, чего от нас, мужчин, ждет Господь? Как нам строить свою жизнь, чтобы она соответствовала замыслу Божиему о нас как о мужчинах?

Ответы на эти вопросы мы, конечно, в первую очередь должны искать в Священном Писании, ибо это слово Божие, а значит, оно напрямую выражает волю Господа обо всем роде человеческом и о мужском предназначении в частности. Уже во 2-й главе Книги Бытия, самой первой книги Библии, говорится о творении первого человека – Адама. Господь поселяет его в Эдемском саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). То есть сразу же после создания мужчина призывается Богом к труду, к деланию. Несмотря на то, что природа еще не была искажена грехопадением, райский сад уже нуждался в уходе, в заботе о нем. И эта работа поручается Адаму.

Далее первый мужчина получает второе задание. Он, как существо мыслящее, думающее и творческое, должен дать имена сотворенным Богом животным. Что, конечно, тоже является трудом, но уже интеллектуальным. Животных было очень много, и работа предстояла немалая. Из всего этого мы можем заключить, что Господь хочет, чтобы мужчина не сидел сложа руки, а был работником, тружеником, и желает, чтобы его труд приносил пользу.

После грехопадения первых людей Бог изгоняет их из Эдема и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19). Трудовая задача для мужчины усложняется. Природа уже не так плодородна и дружественна по отношению к человеку, она искажена после его отступления от Бога. Первый мужчина теперь будет добывать пропитание сам и кормить свою семью.

Из этих глав Библии мы выводим очень важное качество, которое должно быть присуще мужскому полу, – трудолюбие. Мужчина – это труженик, добытчик, кормилец семьи. Неважно, пашет он, охотится, чинит компьютеры, лечит людей, водит автобус или занимается научной работой. Главное, чтобы его труд приносил пользу людям и его семье. Не трудящийся, уклоняющийся от работы мужчина не выполняет одного из самых главных своих предназначений, данного ему от Бога.

Защитник и наставник семьи

– А на какие мужские качества обращается особое внимание в Новом Завете?

– В священной истории Ветхого Завета можно найти немало примеров настоящего мужского поведения. Но для нас, живущих в эпоху Завета Христова, конечно, главным ориентиром должен являться Новый Завет.

Новозаветные писатели, в частности апостол Павел, говоря о мужском предназначении, в первую очередь обращались к теме семьи. И неслучайно. Ведь заботясь о семье, о самых близких ему людях, мужчина может явить самые лучшие свои качества. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11: 3), – пишет апостол Павел. О том, что муж – глава жены, семьи, говорится еще в самом начале Библии, когда Бог обращается к Еве со словами: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Но мужчина Нового Завета не просто глава жены, он сравнивается со Христом: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). Муж должен, подобно Христу, быть защитником, кормильцем жены, а если надо, и умереть за нее.

Так как супруги – это «одна плоть», они должны стать единым телом и душой в браке, забота о жене должна быть для мужчины такой же естественной, как о своем собственном теле: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5: 28); «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33).

Апостол Петр повелевает мужьям проявлять снисхождение к женской немощи и слабости: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).

Не супруга должна «тащить» мужчину в храм, а он должен вести ее ко спасению

Мужчина не только кормилец и защитник, он и духовный наставник жены: «Если же они (жены. – прот. П.Г.) хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14: 35). Конечно, чтобы наставлять жену и детей в вере, мужчина должен сам идти впереди жены. Не супруга должна «тащить» его в храм, а он сам должен вести ее ко спасению.

Быть образом Христа

Христос, Пастырь добрый

Удивительное дело: нам, мужчинам, слово Божие предписывает равняться не на кого-либо, а на Самого Господа нашего Иисуса Христа! Куда уж выше. Но таково мужское предназначение – быть образом Христа и в семье, и в жизни церковной. Господь принял на Себя наше человеческое естество, чтобы искупить весь род человеческий, но пришел Он на землю именно в мужском образе. И поэтому (хотя это и не единственная причина) в Православной Церкви невозможно женское священство. Священник – это образ Христа, а Иисус Христос был мужчиной.

Да, планка нам задана очень высокая – быть образом Христа в своей семье и священником своей домашней Церкви. И учиться этому мы должны у Самого Христа Спасителя. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16); «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1), – говорит нам апостол Павел.

– А чему именно должны учиться у Христа современные мужчины?

– Господь создал Церковь – первую христианскую общину, семью – и является не только ее Главой, но и ее Попечителем, заботливым, ответственным Отцом. Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Мф. 20: 28). Вся земная жизнь Христа – это жизнь ради других людей. Никто и никогда не видел Его в праздности. Сначала Он помогает Своей семье – Матери Марии и Иосифу Обручнику, трудясь вместе с ним на плотницком поприще. А выйдя на общественное служение, Он все время посвящает труду ради Своей паствы.

Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным

Господь проходил огромные расстояния пешком, по горячим и пыльным палестинским дорогам, проповедовал, наставлял, исцелял, воскрешал. Он не имел постоянного жилища, испытывал тяготы, голод, зной, другие лишения, само служение Свое Он начал с сорокадневного поста. И этому мы, мужчины, также должны у Него учиться. Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным. Как говорит апостол Павел: «Умею жить в скудости, умею в изобилии…»

Христос уставал иногда так, что, уснув, не мог проснуться даже тогда, когда буря готова была потопить лодку, в которой Он забылся сном. Вспомните этот эпизод, когда апостолы во время бури стали в страхе будить Спасителя со словами: «Спаси нас, погибаем» (Мф. 8: 25).

Но Христос не только заботится о духовных потребностях людей, Он решает и все материальные проблемы первохристианской семьи. Когда люди ушли на большое расстояние от селений и захотели есть, Господь сначала накормил пять тысяч человек, совершив чудо умножения пяти хлебов, а потом и еще четыре тысячи нуждающихся. Он как бы говорит: «Пока Я с вами, вы не будете иметь ни в чем нужды». Вспомним один небольшой, но интересный эпизод. После Воскресения Господь является Своим ученикам на Тивериадском море. В ту ночь они не смогли поймать никакой рыбы. И Христос повелевает им вновь закинуть сеть. Пойманных рыб было 153. А когда апостолы вышли на берег, они увидели, что Учитель не только наполнил их сети, но и проявил трогательную заботу о них, трудившихся всю ночь: Он разложил костер и уже приготовил им рыбу и теплый хлеб. Кстати, Евангелие неоднократно рассказывает нам, как Господь заботился о рыбном промысле Своих учеников, помогая им добывать пропитание.

Настоящий мужчина всегда держит слово. Все, что Христос обещал Своим ученикам, Он выполнил.

Христос не только Глава, не только Труженик и Кормилец, Он Спаситель, Защитник всех слабых и обиженных. И в этом Он также дает высочайший пример всем нам, мужчинам. Настоящий мужчина – это защитник. Вспомним, как Господь ободряет кровоточивую женщину, которая прикоснулась к Нему (прикосновение такой женщины считалось в Ветхом Завете осквернением); как заступается за другую жену, скрюченную болезнью, и исцеляет ее в субботу, несмотря на возмущение фарисеев; как защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, от жестокой казни избиения камнями. Христос особенно трепетно относится к людям слабым, больным, нуждающимся в помощи.

А как Он относится к детям! Помните, ученики препятствовали приносить детей ко Христу, а Он пожалел их. Иисус даже приводит ученикам в пример ребенка, когда, обняв его, Он сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Настоящий мужчина должен любить детей.

А как снисходительно Христос относится к слабому полу! Он сурово обличает фарисеев и книжников, не может равнодушно пройти мимо беззакония, которое торговцы учинили в храме, приведя туда крупный рогатый скот и устроив пункт обмена валюты, но в то же время очень снисходительно относится к женской немощи и слабости. Вспомним хотя бы о том, что, когда Марфа очень невежливо укорила Спасителя, Он лишь мягко делает ей замечание: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк. 10: 41–42).

Настоящий мужчина – это друг. А друг, как известно, «в беде не бросит». Христос не только Отец христианам, Он Друг им. И Господь Сам говорит об этом: «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14). А друг должен, если надо, отдать жизнь за друга. Поэтому «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), – эти слова Спаситель говорит Сам о Себе.

И, наконец, Христос очень сильный Человек, сильная Личность. Он по Своей человеческой природе испытывал страх, искушения, боль, муки… Но как стойко Спаситель держится в этих страданиях! Вспомним, с каким достоинством Он отвечает на суде первосвященника, во дворце у Пилата. Он не унижается, не просит о пощаде. Перед Своими истязателями Он либо молчит, либо дает им краткие, смелые ответы. И этому также мы учимся у Него. Мужчина должен смело смотреть в лицо опасности и ни перед кем не унижаться.

Конечно, каждый христианин призван в своей жизни следовать Христу, но мужчинам это заповедано в особенности. И я бы посоветовал каждому мужчине-христианину иметь в красном углу икону Христа Спасителя. Не только образ Богородицы с Младенцем, а именно икону Спаса, и почаще, взирая на нее, молится Ему, помня, на Кого мы должны равняться.

– Да, планка поднята высоко!

Герои есть, и они – рядом

– Отец Павел, расскажите о настоящих мужчинах, с которыми вам приходилось встречаться.

– Многим кажется, что сейчас мы видим очень мало примеров настоящего мужского поведения. Но уже порядком надоело бесконечное нытье о том, что мужское население измельчало и настоящих мужчин сейчас днем с огнем не сыщешь. Грешен, сам я тоже иногда впадаю в такое брюзжание.

Нет, примеров истинной мужественности довольно много. Так уж сложилось, и это совершенно не моя заслуга, но на нашем приходе святых Петра и Февронии в Марьине мужчин не меньше, чем женщин. Притом мужчин далеко не пенсионного возраста. И среди них я могу назвать немало примеров настоящих отцов, мужей и просто замечательных мужчин. Знаете, все мы люди разные, и нет, наверное, каких-то эталонных «настоящих мужчин». Ведь настоящий мужчина – это вовсе не какой-то культурист из голливудского боевика, который жмет от груди 120 килограммов и сражается с целой армией, или красавец-мачо из латиноамериканского сериала. Настоящий мужчина силен духом. Мне встречались прекрасные многодетные отцы, мужья, которых я смело бы отнес к настоящим мужчинам, но которые внешне выглядели весьма невзрачно: были маленького роста и весьма хрупкого телосложения.

Я упомянул наш приход. Среди наших прихожан я знаю двух удивительных мужчин. Они многие годы с нежностью и любовью ухаживали за своими тяжелобольными женами. И для меня они настоящие мужчины. Ведь ради своих любимых они пожертвовали очень многим, а их трудолюбие и ответственность выше всяких похвал. Знаю отцов, которые имели многочисленное семейство и еще усыновляли детей-сирот.

Но, наверное, нет людей, которые бы всю жизнь совершали только мужские поступки. Каждый человек имеет сильные стороны, но совершает и ошибки.

Среди моих знакомых немало людей военных, а в военной среде настоящие мужчины никогда не переводились. Например, мы дружим с отцом Константином Волковым, настоятелем подмосковного храма в селе Дарна. Он прошел Афганскую войну, сражался в разведроте, дал обет посвятить свою жизнь Богу, если останется жив. После войны крестился, принял священный сан и восстановил из руин храм. Можно вспомнить и отца Николая Кравченко (правда, с ним я не знаком лично), знаменитого «чукчу-снайпера». Он прошел многие горячие точки. В Первую чеченскую войну с отрядом в 50 человек, когда кончились патроны, он, с молитвой «Христос воскресе» на устах, с Божией помощью прорвался в рукопашной схватке через кольцо вооруженных до зубов чеченских боевиков. Все солдаты остались живы, хотя многие получили тяжелые ранения. Мой брат, священник Александр Гумеров, для меня также является примером настоящего мужчины-воина. Он, уже полностью отслужив срочную службу, добровольно пошел воевать в Дагестан и Чечню в конце Второй чеченской войны. А ведь на гражданке его ждали родители и невеста – они поженились, как только он вернулся с войны.

Вообще у нашей страны такой огромный потенциал, такое героическое прошлое, что это не может не сказаться на нашей генетической памяти. Это вселяет надежду на то, что, несмотря на годы безвременья и крушения всех нравственных ориентиров, наши мужчины, многие из которых находятся в спячке, воспрянут от нее и еще проявят себя. Огромная территория и суровый климат нашей страны, многочисленные войны на ее территории и за ее пределами – всё это сформировало особый тип, образ настоящего русского мужчины. Наш мужчина – это инок, воин и труженик. И все это не может пропасть втуне, все это есть в нашей генетической памяти. И все это нужно оттуда извлекать. Слава Богу, нам есть на кого равняться.

То, как геройски сражались наши солдаты в Афганистане, в Чечне, как сражаются сейчас в Сирии, говорит о том, что не перевелись еще на Руси настоящие мужчины.

Примеров русских мужчин-воинов, защитников, спасателей можно приводить очень много. Вспомним хотя бы, как в 2012 году в Амурской области во время учений геройски погиб майор Сергей Солнечников, который, спасая солдат, накрыл телом боевую гранату. Совсем недавно, этой зимой, в Москве инспектор ДПС Алексей Коняев бросился в ледяную воду и спас из Москвы-реки тонущую девушку. Ее джип протаранил ограждение и упал в реку. А ведь это был не спецназовец, не сотрудник МЧС, а обычный автоинспектор!

Говоря о настоящих мужчинах, нельзя не упомянуть монахов, а то может сложиться впечатление, что подлинные мужские качества возможно проявить только в семейной жизни или на войне. Нет, среди иноков также немало настоящих мужчин. Как весьма яркий пример могу привести епископа Тихона (Шевкунова). Владыка – истинный монах, труженик, вся его жизнь, все его многочисленные проекты направлены на служение Богу и людям. Он совершенно не живет для себя. Вообще монашество – это особый путь, очень трудный, опасный и ответственный, путь, достойный настоящего мужчины. И думаю, что именно мужчине, если он хочет в полноте выполнить заповеданное ему от Бога предназначение, нужно выбирать между этими двумя дорогами: монашеством и семейной жизнью.

Мужчина в семье

Протоиерей Иоанн Осяк с семьей

– К семейной проблематике и хотелось бы вернуться. Как должен вести себя мужчина в семье, каким должен быть мужем, отцом?

Святитель Григорий Богослов: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью»

– Начнем с образа отца. Отец не только ответственный человек, кормилец и защитник. Об этом мы уже поговорили. Он воспитатель для своих детей. Чем он воспитывает? Конечно, в первую очередь своим примером. «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью», – говорит нам святитель Григорий Богослов. И если мы хотим привить детям какие-то очень важные качества: веру, любовь, трудолюбие, нравственность, то сами в себе должны их воспитывать. Это самый надежный метод обучения: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Для меня мой папа с самого раннего детства и до сего дня как раз и являлся таким благим примером. И не только примером, образцом, но и другом, на которого всегда можно положиться. Не очень помню его наставления мне в детстве, но до сих пор задумываюсь, прежде чем что-то сделать: «А как бы поступил на моем месте отец?»

Если отец не показывает детям пример, тогда худо. Особенно на мальчика образ отца способен оказать очень большое влияние. Мы даже не задумываемся, как на наши поступки влияют те сценарии поведения, которые мы усвоили еще в детстве. Отец может уже отойти в мир иной, а его образ, его поведение будут ходить за нами, как тень отца Гамлета.

Думаю, что мужчина, бросающий свою семью, детей, совершает гораздо более тяжкое преступление, чем кража или, например, мошенничество. Украв что-то, ты наносишь временный урон посторонним людям. А бросив семью, ты крадешь счастье и детство у своих собственных детей. Невозможно представить, как разрушительно влияет развод родителей на их чад. Дети могут потерять веру, стать несчастными в личной семейной жизни, получить тяжелые психотравмы на всю жизнь. Хорошо еще, если человек, не получивший в детстве правильного отцовского воспитания, пришел к вере, имеет правильным ориентиром заповеди и ведет духовную жизнь.

Итак, отец должен учить жизни своим примером. И как любить свою супругу, и как защищаться от хулиганов, и как забивать гвозди. И, конечно, как молиться и в храм ходить. Это особенно важно, ведь веру можно передать только живым примером общения с Живым Богом.

Теперь о том, каким должен быть настоящий супруг. Об этом, собственно говоря, речь уже шла в начале нашего разговора. Разумеется, ответственным, трудолюбивым, заботливым (заботиться о жене как о своем теле). Свое главенство в семье муж должен доказывать не словами, а делами. Когда мужчина умеет принимать решения и нести ответственность за них, когда на пятерку выполняет свои мужские обязанности, ни у кого даже не возникнет вопроса, кто глава семьи. Я видел примеры, когда очень активные и любящие покомандовать женщины, выйдя замуж за настоящих волевых и решительных мужчин, становились послушными и заботливыми женами.

Ну и, конечно, ориентируемся на Христа. Ведь Он не только Отец Церкви, но и ее Супруг, Жених, как сказано в церковных песнопениях. И поэтому нужно всегда задумываться: «А поступил бы так с Церковью Христос, как я сейчас поступаю со своей женой?» И все сразу станет ясно.

– Традиционно крепкие семьи – у священников, ведь они вступают в брак один раз и на всю жизнь. Есть какие-то секреты прочности семьи?

– И я знаю немало прекрасных священнических семей, в которых муж – глава – может служить образцом для подражания. У священников, действительно, как правило, крепкие, дружные, многодетные семья. Хотя, конечно, и исключения из правил встречаются.

Священник – это не профессия, это служение, которое проходят на протяжении всей жизни. Даже если батюшка выйдет за штат, он не перестанет быть священником. И жизнь батюшки подчинена определенному укладу, правилам. Если священник овдовел, он уже не может жениться второй раз, остается вдовцом. Батюшка не принадлежит сам себе, он как солдат: куда послали, там и служит.

Служение это непростое, рабочий день не нормирован. На первом месте должно всегда стоять служение, ну а потом семья. Поэтому священник должен особенно ответственно относиться к выбору матушки – жены. Она должна быть человеком крепкой веры и большого терпения, смирения, чтобы вынести вместе с супругом все тяготы приходского служения. Но зато эти качества очень помогают ей построить хорошую семью, обеспечить батюшке надежный тыл.

И священник, и его матушка призваны к служению. Многие супруги священников регентуют, поют в храме, ведут воскресную школу, шьют облачения. И поэтому в семейной жизни им легче, чем другим, ведь семья – это тоже служение. А ответственность священника, сам его труд, отсечение своей воли, и не в каких-то подвигах, а в повседневной обыденности, конечно, помогают и в жизни семейной.

Воспитай себя, воспитай сына

– С какими недостатками должен бороться в себе мужчина, какую вести работу над ошибками, чтобы стать настоящим мужем и отцом?

– Со всеми недостатками, противоположными тем добродетелям, о которых мы говорили. То есть с ленью, инфантильностью, безответственностью, эгоизмом, слабоволием, трусостью. Настоящий мужчина не должен идти за своими страстями, инстинктами, хотениями. Он должен быть аскетом. Это женщине, может быть, простительно проявить слабость, поспать подольше, понежиться…

Если мужчина будет проявлять слабость, страсти возьмут над ним верх. Известны слова Евангелия: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Так вот, мужчине дано очень многое. Он глава, а значит, он имеет власть, его должны почитать, слушаться. Он лидер, существо ведущее. И девушка, и женщина идет за мужчиной. Мужчина имеет гораздо большие свободы и возможности (в том числе и финансовые), чем женщина. Женщина более привязана к дому, к детям. Но всеми этими возможностями мужчина может злоупотребить, если не имеет твердого духовного стержня, не борется со своими страстями. А мужчина, живущий по страстям, легко превращается в животное, зверя. Как часто некоторые мужчины используют во зло свою свободу и власть, думаю всем известно.

Если мужчина подвержен страсти блуда, винопития, наркомании или пристрастен к азартным играм, то вообще беда. Из страстей, которые особенно присущи мужчинам и очень им мешают, можно еще назвать гордость и рождающееся от нее упрямство.

Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству

Еще одна «фирменная» мужская страсть – это гнев. Если с гневом не вести борьбу, он может довести мужчину до очень тяжелых последствий. Мужчина, который должен быть защитником, покровителем слабой женщины, в гневе может поднять на нее руку. «Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце», – грозно обличает святитель Иоанн Златоуст мужей, бьющих своих жен. Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству.

– Как родителям воспитать из мальчика настоящего мужчину?

– В полной семье воспитать мужчину, конечно, гораздо легче. Тут главную роль играет отец, хотя и мать очень сильно может помочь ему в этом – тем, что будет прививать ребенку почтение к отцу, уважение к старшим. Будет сама почитать мужа и жить в мире и любви с ним, будет учить мальчика ответственности, трудолюбию, учить защищать младших. Отец может учить ребенка чисто мужским занятиям: работать руками, строить, ремонтировать, водить машину, рыбачить, плавать, играть в спортивные игры. Очень хорошо вместе с сыном помогать другим людям, инвалидам, престарелым. Ведь мужчина – покровитель, защитник слабых.

И еще: вести себя с женой как настоящий мужчина, рыцарь, помогать ей, оберегать от тяжелого труда, оказывать знаки внимания. То есть учить сына правильному общению с противоположным полом.

При этом учить детей нужно самим своим образом жизни – я уже говорил об этом.

Очень важно оградить ребенка от семейных конфликтов и разборок. Он не должен всего этого видеть. В его жизни папа и мама должны только любить друг друга и быть во всем согласны между собой.

Если отца нет

– А о чем надо помнить матери, которая растит сына без отца?

– Женщине, воспитывающей ребенка без мужа, не надо освобождать сына от принятия решений и ответственности. Он должен с малых лет иметь свои обязанности, приучаться к труду, помогать маме, жалеть ее. Его нужно приучать к мысли, что он единственный мужчина в семье, что на него вся надежда.

Нужно, чтобы он общался с мужчинами (конечно, надежными). Это могут быть его дядя, крестный, дедушка. На любом приходе есть мужчины, которые охотно возятся с детьми. Хорошо, если мальчик будет помогать в мужских приходских делах. Также неплохо, когда мальчик посещает спортивные секции, кружки, где руководителем является мужчина. То есть недостаток мужского общения и хорошего мужского примера нужно как-то восполнить. У одной моей знакомой умер муж, и она растила сына одна. Когда он стал подростком, она отдала его на обучение в артель строителей, которые восстанавливали их приходской храм. Там трудились верующие мужчины, и это принесло юноше большую пользу.

И еще о женщинах

– Как должны вести себя женщины, чтобы мужчины рядом с ними становились мужественными?

В.А. Сухомлинский: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин»

– Наш великий русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин». Думаю, что женщины должны взращивать в себе женственность, мягкость, смирение. Женщина должна не доминировать, а помогать мужчине проявлять свои мужские качества. Во все века прекрасные дамы вдохновляли рыцарей на подвиги, а не совершали подвиги за них. Семейный психолог Ирина Анатольевна Рахимова как-то рассказала мне, что у нее была одна клиентка, женщина самостоятельная, успешная, настоящая бизнесвумен. И вот эта дама познакомилась с мужчиной. Он ей понравился, но ее смущала его нерешительность, да и зарабатывал он, по ее мнению, мало. Ирина Анатольевна поработала с ней, и вот этой женщине удалось как-то отойти в сторону и правильно мотивировать жениха. И тот взял на себя организацию и обеспечение свадебных торжеств. То есть эта женщина не стала взваливать все на себя, а дала возможность проявиться мужчине.

Ну и, конечно, женщине необходимо поощрять мужчину, вдохновлять его, ценить то, что он делает, а не воспринимать его усилия как что-то само собой разумеющееся. Женщине само слово Божие заповедует почитать мужа, уважать его.

***

– Батюшка, и в заключение несколько слов поддержки для наших мужчин, чтобы им укрепиться в их благородном, но нелегком служении.

– Мы сегодня очень много говорили о том, что должен делать мужчина. Да, путь мужчины непрост, получается, он в ответе за всё как глава семьи. Но, как поется в песне Булата Окуджавы: «Товарищ мужчина, а все же заманчива должность твоя». И за свои труды мужчина получает в награду почет, уважение и любовь своей жены и детей. А главное – он выполняет заповедь Божию о служении Богу и людям, и, конечно, его труд не останется без награды, даже здесь, на земле.

Ни для кого ни секрет, что мужчина и женщина — это два абсолютно разных существа. Женщины не похожи на мужчин, а мужчины — на женщин. И тут дело не только в биологическом строении и в том, что один Ян, а другой — Инь. Самое главное — это то, что у них совершенно разное предназначение и обязанности в жизни.
Предназначение мужчины — это возможность и обязанность быть созидателем, строителем человечества. Задача Мужчины — освоение Мира, новых земель и пространств. Он — деятель и созидатель, он — логик, познает законы Вселенной и ставит их на службу Разуму. Мужчина должен проявить и проявляет свое мужское начало (Ян), т.е. – именно он принимает решение, отвечает за всё, несет энергию, силу, тепло. Обязанность мужчины — опекать свою женщину.
Женщина же при этом должна проявить и проявляет свое женское начало (Инь), она позволяет ПАССИВНО проявить свое мужское начало, т.е. отдает ему право принятия решения, а сама отвечает за качество Любви (высшие энергетические вибрации), внутренний мир отношений, чистоту внутренних вибраций обоих, несет спокойствие, гармонию, тишину и небольшой холод. То есть предназначение Женщины быть всем тем, что обеспечит Мужчине (а значит и Человечеству) движение, развитие.
У женщины работает сразу 2 полушария головного мозга. Это приводит к тому, что невозможно сделать выбор, в большинстве ситуаций делается неправильный ход. Нужны решительные действия, женщине сложно принимать решения, она будет метаться между выбором, поэтому это делает мужчина. Именно поэтому во всех культурах мира (религиях) отдается доминанта мужчине («женщина должна слушать мужчину»). Мужчина способен идти к цели. Женщина способна вести машину, разговаривать по телефону и думать о том, что она будет делать на работе — и все это одновременно. Мужчина не способен думать одновременно о многих делах, видя одну цель, он делает и думает только её.
У Женщины задачи сложнее. Потому что Душа Женщины уже имеет гораздо больший опыт, чем Мужчина (по земному Кону сначала идут мужские воплощения, потом — женские; здесь хочу пояснить, почему мужские: сначала душа нарабатывает грубые энергии: твердость, резкость, агрессию, решительность, МУЖество. А потом более тонкие. Поэтому женщины у нас склонны к восприятию тонкого, к волшебству, интуиции. Это не утверждение, а некоторые наблюдения из своей практики). А значит, и больше способностей, возможностей, обязанностей, Сил и испытаний тоже. Поэтому — любая женщина может понять любого мужчину, но не всякий мужчина поймет женщину.
Ожидая от мужчин, чтобы они реагировали, чувствовали и думали так же как мы, мы сами создаём себе основу для разочарования. Мы обижаемся, когда мужчины не оправдывают наших ожиданий. Мы сердимся на них за то, что они, мужчины, за тысячу разных вещей, которые они делают или не делают, просто потому, что они МУЖЧИНЫ. Здесь важно просто осознать одну простую вещь: мужчины и женщины запрограммированы по-разному, поэтому у них разный подход к жизни. Компьютер может печатать только то, что в нём запрограммировано.
Мужчина, не меньше, чем женщина нуждается в Знании, Интуиции и Мудрости. Но ему труднее их воспринять, потому что его активные энергии требуют от него быстрых и смелых действий. А Мудрость — она не спешит, она приходит к тому, кто никуда не торопится. Поэтому Женщина не должна никуда спешить, она должна накопить Мудрость, в которой больше всего и нуждается Мужчина.
Женщина — часть Божественной природы, Богиня, она интуитивна и чувствительна. Она помогает мужчине понимать материю, чувствовать её, помогает ему созидать. Вообще, если коротко говорить, то суть женщины — это служение мужу, посвятить свою жизнь мужчине. И, если женщина думает по-другому, то она себя рано или поздно ощутит несчастной. Поэтому так важно не выходить девушкам замуж за первого встречного, а тщательно все взвесить и желательно интуитивно, а не логически, потому что ответственность за любовь лежит на Женщине.
Предназначение женщины — дарить любовь и быть источником любви. Она вдохновляет, привлекает, дарит наслаждение. Именно женщина своей любовью простилает путь мужчины к Высшему, к Богу. Очень часто истинная женщина становится путем славы для своего единственного и любимого мужчины. Ее духовный мир, цели реализует влюбленный и вдохновлённый мужчина в мире Явном.
Понимая это, разные духовные школы, религии, напрочь и твердо отвергли женщину, обозначив ее сосудом ада, взвалив на неё все беды мужчин, которых постигла любовь. И до сих пор мучаются мужчины в одиноких монастырях, искореняя в себе желание любить и владеть женщиной, думая таким образом, что они приближаются к Богу. Но в действительности, чем дальше мужчина от любви женской, тем ближе он к своему поражению и тем дальше он от Бога.
Если обобщить, то задачи женщины — быть источником любви, уметь быть терпеливой, мудрой, смиренной, уравновешивать мужскую активность спокойствием и мудростью, здравомыслием, построить семью, родить детей, навести гармонию и ЛАД внутри себя и вокруг. Ну и, конечно же, помочь мужчине сделать его дело — моральной поддержкой тыла обеспечивать ему веру в себя и уверенность в выбранном Пути. И тогда будет гармония в семье, ЛАД и сЧАСТЬе.
Что должен сделать мужчина в жизни? Посадить дерево, построить дом, родить сына. Это всё материя. То есть, он приходит в мир, чтобы научиться управлять материей. А женщина приходит в мир, чтобы научиться владеть информацией.
Подытожим: Женщина – источник хаоса, мужчина – порядка. Женщина – сторона принимающая, мужчина – отдающая. Мужчина – задает направление, женщина — наполняет это направление содержанием, деталями, энергией. Мужчина – форма, женщина – содержание, наполняющее эту форму. Женщина – пассивная энергия, мужчина – активная. Мужчина – логика, женщина – интуиция. Мужчины обеспечивают прогресс, женщины сохранность.
(взято из интернета)

Павел Кочкин

— Бизнесмен. Владелец нескольких независимых бизнесов. К 30 годам достиг полной финансовой свободы и стал долларовым миллионером.
— Ученый. Физтех, Психологический факультет МГУ, МИФИ, Executive MBA GUU, 2 курса в Harvard Business School (программы LNV и FIB)
— Тренер. Автор тренингов:
— Предназначение. Как найти дело жизни.
— Женское Предназначение. Замужем за миллионером.
— Мужская реализация. И причём здесь женщина?
— Глава семьи. Счастливый муж и отец трех детей.

Свою мотивацию уместил в формулу: ССОиЗ+РТ
Счастливая Семья Обеспечена и Защищена + Реализация Творца
И этим всё сказано!

Павел посвящает свою жизнь двум вещам:

Созданию большой крепкой счастливой семьи. С детства в своём роду он видел лишь одну модель поведения: его родители, все бабушки и дедушки имели один брак и были вместе всю жизнь. Именно эту модель крепкой семьи он воплощает в своей жизни и передаёт своим детям. Изучал в Гарварде дисциплину «Family’s in Business”.

Раскрытию человеческого потенциала и изучению мужской мотивации. Провёл сотни тренингов и помог тысячам людей раскрыть своё предназначение. Объехал пол-планеты. Жил в монастырях Тибета, в индейских племенах Перу, изучал мистические традиции древних религий.

Мой знакомый столкнулся с такой проблемой. С детства своего сына он воспитывал в православной вере: они постоянно ходили на службы в храм, в воскресную школу, каждое лето ездили в паломничества по святым местам. Более того, его сын был победителем городской олимпиады по ОПК… Однако прошло время, сын окончил институт, устроился на работу и сейчас о вере даже слышать ничего не хочет. Нетрудно догадаться, что сейчас творится в душе глубоко верующего отца – какая для него это трагедия… В наше время это не единичный случай, когда юноши – дети воцерковленных родителей отходят от Церкви.

С каждым годом становится все очевиднее, что на уровне и семьи, и прихода необходимо внедрять рабочую систему мужского воспитания, соответствующую духу православной веры. Нужно принимать все необходимые меры, чтобы мальчики вырастали не только мужественными, но и крепкими православными христианами. Это крайне сложная задача, особенно, если учесть, что в приходах воцерковленных женщин значительно больше, чем мужчин. А ведь именно мужчины издревле занимались воспитанием мальчиков.

Вообще роль мужчины в религиозной жизни мало освещена даже в церковных газетах, не говоря уже о книгах. В этом смысле изданная в прошлом году книга протоиерея Максима Первозванского «Мужской разговор» является новаторской. Она дает обильную пищу для размышления современным мужчинам, как воцерковленным, так и делающим первые шаги в вере. Отец Максим – главный редактор православного молодежного журнала «Наследникъ», отец девятерых детей. Он имеет полное моральное право рассуждать о роли мужчины в современной жизни.

Замечал, что активное общение священника с молодежью накладывает на любого батюшку определенный отпечаток. Вот и книгу отца Максима отличает юношеская искренность, живость и в какой­то степени недипломатичность, то есть прямота суждений. На страницах «Мужского разговора» он не боится поднимать острые проблемы и рассматривать пути их решения. В книге четыре раздела: «Мужчина перед Богом», «Мужчина и женщина», «Мужчина и дети», «Мужчина в окружающем мире», коснемся лишь кратко некоторых из них. Приведу, на мой взгляд, наиболее яркие моменты:

«Мужчина, — пишет отец Максим, — призван к исполнению в семье — малой Церкви, равно как и в Церкви большой, трех важнейших функций: царской, священнической и пророческой. Пророк — это не предсказатель будущего, а избранник Божий, через которого проявляется Его воля. Очень важно, чтобы оба супруга понимали суть и меру этой мужской ответственности». Однако, по мнению батюшки, в основном, «генераторами» семейного воцерковления выступают женщины, а их мужья с той или иной степенью готовности следуют за ними. При этом наблюдается и своеобразная специфика женской религиозности: бесконечные эмоционально окрашенные разговоры о старцах, таинствах, паломничествах, чудесах, святых источниках, конце света и прочем. Нередко это вызывает у мужей подсознательный протест и отторжение. Отец Максим считает, что супругам по­настоящему важно становиться терпимее, добрее и любвеобильнее, укрепляясь в христианских добродетелях, а внешняя сторона церковной жизни (с эмоциональными разговорами об этом) должна отойти на второй план, уступив место главному. «В противном случае семьи рушатся просто потому, что жена с головой погружается в мнимую, сконструированную реальность, начиная воспринимать своего мужа чуть ли не в качестве врага, поскольку тот не разделяет ее восторженных убеждений. Разумеется, ни у одного мужчины радости это вызвать не может. Специфическую «женскую» религиозность следует вовремя направить в правильное русло», ­ подчеркивает батюшка и продолжает: «Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда мужчины говорят: «Я вообще­то человек верующий, православный, но в храм не хожу, потому что туда ходит моя жена…» Этот парадокс может быть обусловлен различными факторами. Первый раздражитель состоит в том, что жена присваивает себе функции религиозного «паровоза» и духовного руководителя семьи, что, вообще­то, не свойственно женщине. Взрослому мужчине, который призван самостоятельно, пусть и под руководством духовника, нащупывать и проходить свой жизненный путь, навязывается роль младшего сына в семье, которому все считают нужным указывать, что и как он должен делать. С христианской точки зрения это абсолютно неправильно. Повторю еще раз: мужчина в православной семье — это царь, священник и пророк, и низведение этих ответственейших предназначений до уровня «принеси, подай» неизбежно вызовет у него протест».

По мнению отца Максима, основное различие между мужским и женским предназначением состоит в том, что мужчина должен брать на себя ответственность, а женщине — в рамках той ответственности, которую взял на себя ее муж, быть не просто послушным орудием чужой воли, а находить творческие решения для реализации его замыслов, быть ему верной и надежной помощницей и советчицей. Следовательно, в мальчиках сызмальства необходимо воспитывать чувство ответственности.

Интересна мысль автора и о современном семейном укладе. Батюшка считает, что семейный уклад, описанный в «Домострое», невоспроизводим в современных условиях, причем не только потому, что времена изменились: «Изменилась сама семья, отличавшаяся в традиционном обществе патриархальностью и многопоколенностью, значительные изменения претерпели и обязанности ее членов. В старину женщины, как правило, были гораздо менее образованны и социализированы, чем мужчины, и основная задача жен, разумеется, кроме продолжения рода, сводилась к работе по хозяйству и помощи мужьям. С тех пор личностное начало супругов неизмеримо усилилось, вследствие чего их функции претерпели значительные изменения. Например, безоговорочное послушание уступило место уважению».

Отец Максим особо отмечает, что главной целью брака является любовь между супругами. В частности, батюшка пишет: «Иногда возникает соблазн выстраивать свою жизнь только вокруг детей. Это — серьезная ошибка! Именно любовь между супругами должна лежать в основе любой семьи. От качества отношений между отцом и матерью напрямую зависит, какими людьми вырастут их дети. Мало родить ребенка, нужно вырастить его достойным человеком, добрым христианином».

Ну, а следующее убеждение протоиерея Максима Первозванского вообще необычно для многодетного отца, которым является автор книги: «К сожалению, я нередко сталкиваюсь с многодетными семьями, искренне убежденными в том, что отныне им все кругом должны. Государство обязано выделять пособия. Приход призван помогать. Школа должна делать скидки и оказывать всевозможные преференции. Дедушки и бабушки, в их представлении, для того только и существуют, чтобы заниматься с внуками. Да никто нам ничего не должен! Мы сами выбрали для себя эту стезю; ни государство, ни наши родители нас к многодетности не принуждали! Если предложат помощь — прекрасно, но изначально рассчитывать на нее, требовать ее от окружающих мы не имеем права. Только при таком неискаженном взгляде на жизнь любая поддержка дедушек и бабушек будет восприниматься с благодарностью им и Богу, а не как что­то должное и причитающееся нам по определению».

Повторюсь: удивительно это слышать из уст современного многодетного отца, поэтому «распесочивание» мужчин за их инфантильность и лень на страницах книги воспринимается сильным полом адекватно, без протеста. В частности, батюшка пишет, что некоторые мужчины не желают заботиться о достойном материальном обеспечении своих семей, забывая слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). «Да, если мужчина не женат, то он волен влиться в ряды нищенствующей братии, нисколько не заботясь о земном и довольствуясь лишь милостыней. Однако женившись и, более того, породив детей, он принял на себя всю полноту ответственности за их будущее. Любой верующий отец просит Бога о том, чтобы Он защитил его семью и помог бы ее прокормить, помог бы воспитать детей, сохранил бы любовь между ним и женой. Однако и сам он при этом не должен сидеть сложа руки. Переезжая в новую квартиру, глупо надеяться на то, что Господь соберет за тебя мебель или повесит шторы. Это — твой дом и твоя ответственность. Благополучие семьи, причем не только в материальном плане, но вообще во всех его аспектах, безусловно, является зоной ответственности отца», — считает отец Максим. По словам батюшки, существует особая мужская ответственность за семейное благополучие, о которой многие представители нашего пола попросту не задумываются. Мужчине необходимо уметь «наступать на горло собственной песне», особенно, когда речь заходит о пресловутом «мужском праве» выпивать под настроение, ходить в баню по четвергам, на волейбол по субботам, в гараж по воскресеньям…

На страницах книги автор неоднократно рассуждает о физической культуре и мужском воспитании, а также о том, надо ли давать сдачи агрессору.

По мнению отца Максима, если «свободный и сильный человек отказывается от ответного насилия, он совершенствуется в добродетели. Отказ от ответа на насилие в отношении себя, безусловно, возвышает человека, но происходит это исключительно в том случае, если этот отказ — сознательный. Если же непротивление насилию происходит от физической и духовной неспособности защититься (а ребенок практически всегда находится именно в такой ситуации), то в этом случае его личность травмируется, а то и ломается. Он будет возрастать в озлобленности, приобретая все новые комплексы. Следовательно, отказаться от применения ответного насилия может только сильный — тот, кто может в любой момент дать достойный отпор, а не тот, кто слаб и поэтому вынужден терпеть и молчать». В контексте мужского воспитания автор подчеркивает, что если у мальчика явно выраженного духовного призвания не заметно, то он должен воспитываться как воин. Будущему мужчине необходимо уметь постоять прежде всего за ближних и свою семью.

Более того, он обязан научиться защищать и себя самого, потому что оставить семью без кормильца из­за своей трусости и беспомощности — поступок безответственный и мужчины недостойный. Мужчинам завещано защищать своих близких всеми доступными средствами. Разумеется, мальчик при этом должен осознавать недопустимость чрезмерной агрессии, у него ни при каких обстоятельствах не должно возникнуть желание обидеть слабого.

Касаясь темы мужского воспитания, автор подчеркивает, что проблема отчуждения от земли и отказ от физического труда — чрезвычайно серьезна, и ее необходимо так или иначе решать. «Пусть с экономической точки зрения картошку целесообразнее купить в ближайшем магазине, но для души все­таки полезнее ее посадить, ухаживать за ней и осенью собрать заслуженный урожай. Разумеется, можно нанять рабочих, которые быстрее и лучше построят вам веранду на даче, но для любого мужчины крайне ценно то, что он смастерит ее сам, а еще лучше — вместе с сыном. Возможно, из­за отсутствия опыта веранда получится недостаточно красивой, но все соображения такого рода отойдут на второй план, ведь совместный труд принесет гораздо больше пользы, нежели идеальная конструкция сооружения. В совместной творческой деятельности как раз и должно проявиться отцовство, и не столь важно, какой плод она принесет: появится ли в результате скворечник, дачная беседка или книжный стеллаж…». Мужчина должен сделать все для того, чтобы как можно больше времени уделять детям. Благополучие семьи, причем не только в материальном плане, но вообще во всех его аспектах, безусловно, является зоной ответственности отца.

По мнению отца Максима, «большинство наших соотечественников к своему телу, к своей физической форме относятся абсолютно безответственно, практически равнодушно, а это в корне неправильно. Тело не менее важно для нас, чем душа. Неслучайно святой апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? <…> Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? » (1 Кор. 6: 15­20).

По словам автора, многие мужчины, перевалившие через пятидесятилетний рубеж, теряют вкус к жизни, их интеллектуальный и духовный мир беднеет. А в жизни, как известно, всегда есть место подвигу, но не в смысле геройства, а желания двигаться дальше. «Мужчина не имеет права расслабляться, в противном случае он очень быстро деградирует и отращивает брюшко. Все мы видим вокруг множество пожилых людей, сделавшихся раздражительными, злыми и неадекватными. Отчего это случается? Это происходит потому, что люди позволяют себе ничего не делать и лишь плывут по течению. Однако ни в коем случае нельзя позволять себе расслабляться! Всем настоятельно рекомендую заняться спортом. Если в тридцать лет возможно и без физических упражнений чувствовать себя в форме, то в пятьдесят это уже становится недостижимым — суставы застаиваются, мышцы становятся дряблыми, мыслительные способности, к сожалению, тоже деградируют. Мы должны стараться постоянно использовать свои интеллектуальные ресурсы, если не хотим заживо превратиться в труху и рассыпаться. Мужчина — это воин, борец, занимающий активную жизненную позицию. Без этого он перестает быть мужчиной. Бороться с деградацией должны и дух, и душа, и тело. Повторяю, необходимы регулярные занятия физкультурой, причем совершенно необязательно тратить деньги на элитные фитнес­клубы. Можно плавать в ближайшем водоеме, ходить на лыжах, бегать, подтягиваться на перекладине».

Также батюшка призывает непрестанно духовно работать над собой, преодолевая усыпляющее волю расслабление, уделяя серьезное внимание молитвенному правилу, исповеди и регулярному участию в Евхаристии. «Пятидесятилетний человек уже не может себе позволить, как в юности, не понимать или механически проговаривать слова молитвы. Это становится уже просто неприличным. Необходимо вслушиваться и вдумываться в свою молитву, переживать свое общение с Христом», — подчеркивает отец Максим.

В заключение хотелось бы привести личное откровение отца Максима, которым он поделился с читателями: «Мой духовник часто повторял: «Главное — семья!» — а я никак не мог взять это в толк. Ведь для любого мужчины главное — это служение, а я к тому же — священник! Только лет через пятнадцать до меня стали доходить его слова. Я, наконец, осознал: от того, что происходит в твоем собственном доме, напрямую зависит то, что ты несешь вовне. Не мною придумано: «Любить дальних не сложно, попробуй полюбить своих ближних!» По­настоящему вкладываться нужно, прежде всего, в них…»

Неслучайно митрополит Вениамин (Федченков) считал, что искажение христианства во многом является следствием того, что у нас искажено понятие отцовства, нет по­настоящему сыновнего отношения к отцам, равно как и отеческого отношения к детям. К сожалению, эти слова не потеряли своей актуальности и в наше время.

Чтобы быть богоугодным мужем, необходимо обладать навыками талантливого менеджера, иметь сердце любящего наставника, а также обладать способностью быть лидером. Практическое изложение этой книги, построенное на библейских истинах, поможет вам стать образцовым мужем.
Бог создал брак между мужчиной и женщиной для дружеских отношений, продолжения рода и для того, чтобы у мужчины был «помощник, соответственный ему». Однако Бог намного больше говорит в Библии о том, как мужья должны любить своих жен, чем о том, как жены должны повиноваться своим мужьям. Бог сотворил брак для явления прообраза отношений между Христом и Церковью. Христос был готов пожертвовать Своей жизнью ради Церкви, и Бог не ожидает меньшего от мужей.
Основная цель книги «Образцовый муж» помочь мужьям стремиться к целенаправленному и продолжительному приобретению подобия Христа для славы Божьей. Эта книга написана как дополнение к книге Марты Пис «Прекрасная жена». Супруги, которые будут применять библейские принципы, изложенные в этих книгах, прочувствуют единство брака, которое принесет славу Богу и Его благословения для них самих.
«Сила этой книги в превознесении Бога и глубоком богословском основании. Мужья должны быть духовными лидерами в своих семьях и должны любить своих жен так, как Христос любит Церковь. Книга «Образцовый муж» очень подробно излагает, как нужно это делать, постоянно обращая внимание мужей на пример Господа Иисуса Христа. Эта книга практична и способна изменить жизнь, и я верю, что она станет классическим трудом для мужчин для изучения и повторения до самого пришествия Господня. Я с радостью рекомендую эту книгу для изучения.» (Марта Пис)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *