В чем состояли причины быстрого распространения ислама

Феномен быстрого распространения ислама

В течение относительно непродолжительного времени — при первых последователях Мухаммеда: Абу Бекре (632-634 гг.), Омаре (634-644 гг.), Османе (644-656 гг.), Али (656-661 гг.) не только завершился процесс объединения всех арабских племен полуострова, но и сложилось большое единое государство с единой религией и единым миропониманием членов его сообщества, не разделявшим жизнь на светскую и духовную. Рычаги всей власти концентрировались в руках тех, кого называли «халифами» (арабск. «халифа» — заместитель, преемник; имеется в виду преемник пророка Мухаммеда). Первые четыре халифа были избраны по воле мусульманской общины; они являлись верными сподвижниками Мухаммеда. В дальнейшем власть стала передаваться по наследству. Возникли династии: Омейядов (661-750 гг.) и Аббасидов (750-1258 гг.).

Быстрое распространение ислама и его упрочение на огромных территориях (см. Карту № ) было обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего это было связано с особенностями и спецификой самой религии:

1) она близка иудаизму и христианству и, частично, зороастризму; многое в Коране заимствовано из Библии — отсюда близость и доступность религии тем людям, что до прихода ислама уже исповедывали одну из упомянутых монотеистических религиозных схем;

2) основные требования ислама («пять столпов») усваиваются достаточно легко:

— «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха!» (утверждение единственности божества),

— пять ежедневных молитв с омовением;

— выплата налога в пользу нуждающихся мусульман (зякят);

— пост во время месяца рамадан;

— паломничество в г. Мекку (хадж), хотя бы раз в жизни для тех, кто в состоянии совершить его.

3) экономическая политика была направлена на создание льготного положения мусульман по сравнению с немусульманами относительно уплаты налогов (принявшие ислам платили 1/10 урожая, а немусульмане до 2/3).

Особенности развития цивилизации при Омейядах и Аббассидах

Дополнительную прочность сложившейся общности людей придавал политический момент: слитность религии и политики. Ислам являлся сутью исламского государства. Это способствовало усилению власти халифов.

Еще одним объединяющим фактором была арабизация. Расселение воинов на завоеванных территориях приводило к тому, что дети, рождающиеся у них от местных женщин, знали арабский язык и были носителями мусульманской культуры. Кроме того, арабский язык повсюду вводился в качестве обязательного в делопроизводство. Принявшие ислам, постигали религиозные догматы и овладевали арабским языком, поскольку арабский язык — это язык священной Книги — Корана.


Начиная с Омейядов можно говорить о становлении художественной культуры ислама, интенсивно развивалось строительство, особенно интересными были возведенные мечети. Причем культовая архитектура имела свои различия в разных регионах, где распространялся ислам (см. Рис. № 1). Строительство с большим размахом продолжилось при Аббасидах. Примером развития цивилизации может служить состояние столицы Аббасидов — города Багдада. Этот огромный город, построенный всего за 4 года, отличался сказочной роскошью. Здесь находились пышные дворцы, сады с павильонами, водоемы, каналы, зверинцы и цветники; пруды наполнялись ртутью (тогда еще не знали о вредоносности ее паров). Стволы деревьев облицовывали позолоченным металлом. Основанный в 832 г. в Багдаде Дом Мудрости имел огромную библиотеку. Сюда приезжали ученые из разных стран.

ЧАСТЬ IV. О НЕКОТОРЫХ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Раздел I. Трансформация европейского мира. Возникновение индустриальной цивилизации

Таблица № Изменение жизни европейцев в условиях межцивилизационного стыка (конец XV — XVII век).

Характер изменений Суть перемен Название соответствующего этапа европейской истории
1. Изменения в сознании людей (мироощущение, миропонимание). Гуманизм и свобода личности как новые ценностные ориентации. Человек — не только «тварь божия», но и центр Царства Земного. Он может постигать окружающий мир, используя национальный язык и национальную культуру. Появление неуемной жажды знаний Эпоха Возрождения (конец XIII — XVII вв.)
2. Изменения в сознании (религиозные) Появление и распространение протестантизма Эпоха Реформации (XVI в.)
3. Социально-экономические Первоначальное накопление капитала. Формирование экономического суверенитета собственника Эпоха первоначального накопления капитала (конец XV — XVII века)
4. Технические Изобретены и используются: o ветряная мельница с поворотным шлемом и изменяемым углом наклона крыльев, o ножная самопрялка, o каравелла, o маневренная повозка с поворотной передней тележкой, o телескоп, микроскоп, зрительная труда, термометр, барометр, часовые механизмы, o облегченная модификация средневекового плуга, o усовершенствованная доменная печь, o амальгирование серебра, o испанские галеоны, o транспортеры, насосы, молоты в горном деле, o новые красители. На протяжении XV — XVI веков
5. Социальные Атомизация — углубляющееся обособление людей друг от друга в связи с распадением непосредственно личных связей и заменой их связями опосредованными, безличными, принимающими форму вещи (товар, деньги и др.). XVI — XVII века
6. Политические Утверждение абсолютизма как переходной формы власти, своеобразного баланса социальных сил старого (феодального) и нового (буржуазного) миров. XVI — XVIII века
7. Пространственные Великие географические открытия, резкое расширение границ известного мира. Превращение европейской цивилизации в планетарное явление. Эпоха Великих географических открытий (XV — XVII вв.)

Возникновение и распространение ислама

Основные направления, течения и секты в исламе.

Общие черты мусульманского вероучения.

Возникновение и распространение ислама.

Ислам – третья мировая религия.

Лекция 6

Ислам – третья мировая религия. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют 1,5 млрд. человек. В 28 странах ислам признан государственной религией. Среди них: Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Афганистан, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Северной Африке, Западной, Южной и Юго-Западной Азии. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения государств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других районах и республиках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полуострове (Албания, некоторые республики бывшей Югославии).

«Ислам» в переводе с арабского означает покорность воле Аллаха. Последователи ислама называются мусульманами (от араб. «муслим» – те, кто покоряется).

Ислам возник в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове.

Аравийский полуостров расположен на стыке Азии, Африки и Средиземноморского бассейна. Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни. Лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами. Слово «араб» означало «лихой наездник». Занятием бедуинов было разведение верблюдов, лошадей, овец и коз. Часть племен проживала оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей. И кочевникам, и горожанам было трудно в непростых природных условиях, требовавших максимального напряжения сил для того, чтобы выжить. В их отношении к миру было немало сходства. Их жизненными ценностями были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем.

Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами -Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Караванный путь проходил через Северо-Западную Аравию (Хиджас) из Йемена в Сирию, Палестину, Иран. Вдоль караванного пути появлялись поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблюдами и проводниками, занимались ремеслами. Вдоль караванного пути появились такие города, как Таиф, Ясриб, Мекка. Город Мекка стал крупным в Аравии торговым и политическим центром. В Мекке проживало племя курейшитов, занимавшееся торговлей. Таким образом, народы Аравийского полуострова издавна были вовлечены в торговые, политические и культурные связи со странами Востока и Запада. Особое значение имели отношения с Ираном и Византией. В свою очередь каждая из этих монархий учитывала стратегическое значение Аравии и стремилась установить над нею свое господство.

Ирану удалось захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей. Теперь караванный путь стал проходить только через Иран. Это привело к экономическому упадку и разорению многих арабских племен. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности.

Каковы же были религиозные представления у древних арабов?

Арабы были язычниками. Каждое племя имело своих богов. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен — языческий храм Кааба(от араб. «куб»- храм, имеющий прямоугольную форму). Кааба — здание высотой 15 метров, углы которого ориентированы по частям света. В Каабе находилось более 300 племенных богов. В восточный угол Каабы вмурован «черный камень» (упавший метеорит) – по преданию посланный Аллахом людям как знак своего могущества и благоволения. Племенной бог курейшитов Аллах был в «черном камне». Ключи от Каабы находились в руках курейшитов.

Кроме язычников на Аравийском полуострове проживали также христиане и иудеи. Идеи о едином боге распространяли не только иудеи и христиане, но также и ханифы – первые представители арабского монотеизма. Это были представители религиозного движения, предшествовавшие исламу.

Возникновение ислама связано с деятельностью пророка Мухаммеда (Махаммад, Магомет). Годы его жизни 570-632 гг. Мухаммед происходил из рода Гашима, из племени курейшитов. Он рано осиротел. Отец его умер через 2 месяца после рождения сына (а по другой версии – до рождения сына) и, в любом случае, не видел его. Мать Амина умерла, когда Мухаммеду было 5 лет. Воспитывался Мухаммед в семье деда (80-ти летний дед служил хранителем ключей от Каабы), а затем у дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии, но не были богаты, и мальчику приходилось немало трудиться. В детские и юношеские годы он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже и сопровождал их. Затем молодой Мухаммед нанялся к богатой вдове – Хадидже – на работу посредником по торговым делам. Это была его двоюродная сестра, на 15 лет его старше. В возрасте 24 (25) лет Мухаммед женился на Хадидже и занялся самостоятельной караванной торговлей. У них родилось шестеро детей – 2 сына и 4 дочери, но сыновья скончались в младенческом возрасте. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После смерти Хадиджи Мухаммед заключал большое количество браков. Право пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим «откровением». В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными родо-племенными группами. Любимой женой Мухаммеда, по преданию, была Айша, дочь Абу Бакра. Согласно преданию, у Мухаммеда было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, ханифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекки, где подолгу постился и предавался раздумьям.

В возрасте 40 лет (около 610 г.) Мухаммеду впервые стали являться видения, слышаться голоса. Со временем эти явления, сначала испугавшие его, стали все более частыми, а услышанные речи – все более определенными. Это были откровения, исходившие от бога Аллаха. Первыми, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья: Хадиджа, двоюродный брат Али, Абу Бакр, Омар, Осман. Они уверовали, что слышимое и произносимое Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед – посланник божий.

Мухаммед бросил торговые дела и стал халифом – пророком-проповедником. Он призывал своих соотечественников, жителей Мекки, всех арабов отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в одного только бога – Аллаха, вести праведную жизнь, готовить себя к грядущему божьему суду. Призывал соблюдать простые нормы морали, ограничить ростовщичество, оказывать благотворительную помощь неимущим. В доказательство своих слов он рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего из ничего мир и человека, о том, что Аллах уже направлял людям посланников, таких же, как и он, но люди не слушали их и всегда бывали наказаны за свою строптивость. Среди этих предшественников Мухаммеда – главные персонажи Ветхого и Нового Завета – Муса (Моисей), Йусуф (Иосиф), Иса (Иисус). Особо выделен Ибрахим (Авраам), праотец арабов и евреев. Таким образом, идеи ислама не были новыми.

Проповедь Мухаммеда привлекла часть мекканцев, но вызвала протест и ненависть верхушки города. Многие курейшиты серьезно встревожились. Они издавна исполняли почетные обязанности по обеспечению многочисленных паломников к Святилищу – Каабе – едой, питьем и кровом и не желали расставаться с этими прибыльными привилегиями. Требование Муххамеда утверждения веры в единого истинного Бога могло подорвать многобожие, привести к полному упадку идолопоклонничества и к сокращению числа паломников.

В 619 году Мухаммед потерпел две тяжкие утраты: умерли Хадиджа и дядя Абу Талиб, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекки. Мухаммед стал подвергаться гонениям и вынужден был совершить бегство из Мекки в соседний город Ясриб. Этот город стал называться Медина — город пророка. Переселение (ар. «хиджра») произошло в 622 г. Этот год у мусульман считается точкой отсчета новой эры. От этого события (хиджры) ведется мусульманское летоисчисление. Счет времени ведется по лунному циклу (в году 354 дня) во всех мусульманских странах, кроме Ирана. Для европейцев 2002год, а по мусульманскому календарю – 1423 год.

В Медине все жители приняли ислам. Там была создана мусульманская община – умма, члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Была построена первая мечеть, где молились 5 раз в день. Бедняков поддерживали милостыней. Мусульманскую общину (умму) объединяла единая вера, а не кровные связи. Доступ в умму был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммеда в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.

Мухаммед призывает к борьбе с неверными. Мединцы начали нападать на мекканские торговые караваны, а те в свою очередь вынуждены были защищаться.

Лишь в 630 году мекканская знать вынуждена была принять новое учение. Из Каабы убрали всех языческих идолов. Мекка и Кааба стали святыней ислама. Со временем вокруг Каабы были возведены стены и построено много замечательных сооружений. Однако не все племена подчинились Мухаммеду, и язычество надолго сохранилось в Аравии. Было создано государство Арабский халифат. Это было феодальное государство. Вся светская и духовная власть находилась в руках халифов. Первым халифом (правителем) Арабского государства был пророк Мухаммед. Началась завоевательная политика, и стала расширяться территория Арабского халифата.

Ислам не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммеду грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Буураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Мухаммедом, — в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало.

В 632 году пророк Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Из халифов (его заместителей) первые четверо, так называемые «праведные халифы», пользуются особым уважением у большинства мусульман. Это были Абу Бакр, Омар, Осман, Али. При них ислам стал мировой религией обширной империи. Во владения халифата вошли Египет, Сирия, Ирак и др. В более позднее время, пользуясь слабостью Византии и Персии, мусульмане подчинили своему господству народы Ближнего и Среднего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии, отдельные народы Северного Кавказа и др. Через Турцию ислам проник в страны Балканского полуострова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *