В каких странах распространено христианство?

В 1802 году президент Америки Томас Джефферсон в письме к баптистской ассоциации Коннектикута впервые употребил фразу: «Отделение церкви от государства» (Separation of church and state). Но интересно отметить, что Джефферсон в этом послании хотел сказать, что государство — отделено от вмешательств в дела церкви, а не церковь отделена от вмешательств в дела государства…

С тех пор вокруг этой темы ведутся горячие дебаты: может ли христианство быть государственной религией или всё-таки церковь должна быть отделена от государства?

Сегодня я хотел бы показать 15 стран, у которых христианство является государственной религией…

Хорошо это или плохо, судите сами…

1. Армения

Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Это произошло в 301 году, что на много раньше чем в Грузии, Византии и даже Римский Империи.

По преданию, христианство в Армению было занесено двумя апостолами Христа— Фаддеем и Варфоломеем в 40 годах нашей эры. Из-за того, что эту церковь основали апостолы, она получила название Армянская Апостольская Церковь. По официальным данным, сегодня около 93% населения считают себя приверженцами Апостольской церкви.

2. Аргентина

В Аргентине 90% людей исповедуют христианство, 70% из которых принадлежит к католической церкви, которая обладает особенным государственным статусом.

Интересно отметить, что в последнее время в стране наблюдается упадок католицизма и рост евангельских церквей.

По недавним соц. опросам более 24% аргентинцев еженедельно посещают церковь. Это очень высокий показатель для католиков. Например, в католической Польше при 88% людей, исповедующих католицизм, только 4% регулярно ходят в церковь.

13 марта 2013 года аргентинец Jorge Mario Bergoglio, кардинал из Буэнос Айреса, был избран папой римским Франциском. Это первый папа в истории, родившийся в Америке.

3. Грузия

В Грузии — 88% христиан, 83% из которых принадлежат к Грузинской Православной церкви.

9 статья конституции гласит: «Государство признает исключительную роль Грузинской Православной церкви, но вместе с тем провозглашает полную свободу вероисповедания». В Грузии, по старой традиции, на большие христианские праздники происходит амнистия заключённых.

Интересно отметить, что Грузия является второй страной в мире после Армении, которая в 326 году приняла христианство в качестве государственной религии.

4. Коста Рика

В Коста Рика 83% населения являются христианами, из которых 57% исповедуют католицизм.

Коста Рика это единственная страна в Америке (кроме Аргентины, где католическая церковь имеет предпочтительный статус), где католицизм является государственной религией.

Интересно отметить, что сегодня в стране, как и во всей латинской Америке, наблюдается бурный рост евангельских церквей и упадок католицизма. На сегодняшний день более 25% костариканцев принадлежат к евангельским церквям.

5. Тувалу

Тувалу это небольшое тихоокеанское государство, которое расположено в Полинезии.

Христианство в Тувалу было занесено в 1861 году очень необычным способом. Миссионер Елекана плыл на лодке в Самоа, чтобы проповедовать местным аборигенам, но попал в сильный шторм. 8 недель его носило по океану, пока лодка не была выброшена на остров Тувалу.

Выбравшись на берег, Елекана решил проповедовать местному населению. Буквально за 15 лет практически весь остров принял христианство.

Сегодня 97% населения страны принадлежат к государственной Конгрегациональной Христианской Церкви.

6. Тонга

Тонга является небольшим тихоокеанским государством в Полинезии. Здесь — 81% христиан, 65% из которых принадлежат к Свободной Уэслианской церкви Тонги, которая имеет статус государственной. Это единственная страна в мире, где ответвление методизма является государственной религией. В стране в воскресенье закрыты все магазины, офисы и запрещена любая работа.

7. Дания

В Дании 75% людей принадлежат к Евангельской Лютеранской Церкви Датского Народа, которая является государственной. Несмотря на то, что такой высокий процент принадлежит к официальной церкви, только 10% регулярно посещают службу. К сожалению, люди в Дании — не очень религиозны. По исследованию 2005 года эта страна находится на третьем месте в мире по количеству атеистов и агностиков.

8. Великобритания

Великобритания — единственная страна в мире, где государственная религия зависит от региона.

Например, в Англии государственной религией является Англиканская церковь, к которой относят себя 26% населения.

В Шотландии государственной религией является Пресвитерианская церковь. А в Уэльсе, после того, как в 1920 году англиканская церковь утратила статус государственной, вообще нет официальной религии.

Интересно отметить, что в Великобритании находится самое большое количество евангельских христиан в Европе. Только к пятидесятническо-харизматическим церквям себя относят более миллиона людей.

Также многие англиканские церкви тоже признают крещение Духом Святым и говорят на иных языках. К примеру, англиканская церковь Holy Trinity Brompton выглядит как типичная харизматическая церковь и знаменита тем, что именно здесь зародился известный на весь мир Альфа-курс.

9. Греция

В Греции 95% населения принадлежат к Элладской Православной Церкви, которая имеет статус государственной. До 1953 года по конституции прозелитизм рассматривался как преступление против православной церкви. Стоит отметить, что по сегодняшний день религия в Греции указывается в паспорте. Представьте себе, если бы это было в Украине… Некоторым людям нужно было бы бегать в паспортный стол каждых три месяца:)

По опросам евростата в 2010 году, 20% православных греков ответили, что они не верят в существование Бога… эдакой православный атеизм… Также, не смотря на то, что 95% официально принадлежат к церкви, менее 3% посещают церковь регулярно:(

10. Замбия

Замбия — единственная страна на африканском континенте, где христианство является государственной религией. Интересно отметить, что в стране 95% людей исповедуют христианство, 75% из которых являются протестантами.

11. Исландия

67% населения Исландии принадлежат к Евангельской Лютеранской церкви. По конституции Евангельская Лютеранская церковь поддерживается и спонсируется государством.

Последние опросы показывают, что 40% исландцев не считают себя религиозными и вообще не ходят в церковь.

12. Лихтенштейн

Лихтенштейн является единственной страной в северной Европе, где государственной религией является католицизм. Из 85% христиан, 76% считают себя католиками.

13. Мальта

На Мальте 91% людей исповедуют христианство, 85% из которых — католики.

Христианство на Мальту было занесено приблизительно в 60-м году самим апостолом Павлом. В книге Деяний Апостолов описывается история, как корабль, на котором плыл Павел в Рим, попал в сильный шторм и потерпел кораблекрушение возле острова Мелит. Христианские ученные считают, что Мелит это и есть современная Мальта. Сегодня место, где корабль Диоскуры потерпел крушение называется «гавань Святого Павла».

Интересно отметить, что на Мальте сохранились много катакомб со времён гонений первых христиан.

14. Монако

Княжество Монако— одно из немногих европейских государств, в котором имеется официальная религия. Статья 9 конституции страны провозглашает государственной религией Римско-католическую апостольскую церковь. При этом конституция также провозглашает свободу поклонения и запрещает принуждать кого-либо к участию в религиозных церемониях.

В 1960 году, на базе евангельской церкви в Монако, было открыто миссионерское транс-мировое радио. Его целью было вещать христианские программы за железный занавес в Советский Союз. Главным проповедником на этом радио был знаменитый Ярл Пейсти, который для этого специально переехал жить в Монако.

Православие (от «правильного славления Бога») – одно из крупнейших направлений христианства и мировой религии. После раскола христианской Церкви в 1054 году на две ветви – восточную (греческую) и западную (римскую или латинскую) – православие полностью унаследовало византийские религиозные традиции. Сформированное на востоке Римской империи в І тысячелетии нашей эры в XI веке оно обособилось от западно-христианской модели и организационно оформилось.
Вероисповедальная основа православной религии
Вероисповедальная основа православной религии включает в себя:
1. Священное писание — Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание — решения первых семи вселенских соборов (римо-католики признают и последующие) и труды отцов церкви II — VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст.
Главные догматы православия
Главные догматы православия:
— идея спасения через испове́дание веры,
— идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
— идея боговоплощения,
— идея искупления,
— идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все догматы были сформулированы в 12 параграфах и утверждены на первых двух Вселенских соборах 325 и 382 гг. Церковь объявила их абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку самим Богом.
Основа культа православия
В основе православного культа лежит семь главных обрядов-таинств:
— крещение. Символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и означает духовное рождение. Осуществляется путем троекратного погружения человека в воду (в честь Бога-Отца и Сына и Святого Духа)
— причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения – вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина.
— покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их.
— миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты.
— брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа.
— елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
— священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни.
Главное богослужение в православии называется литургия (от греческого «богослужение»), на котором совершается таинство причащения (евхаристии). Богослужение в православии продолжительнее, чем в других христианских конфессий, поскольку включают в себя большое количество ритуалов. В большинстве православных Церквей служба ведется на национальном языке, в Русской Православной Церкви – на церковнославянском.
В православии придается большое значение праздникам и постам.
Наиболее почитаемый праздник — Пасха. 12 самых значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.
Постов (многодневных) в русском православии насчитывается четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.
Церковная иерархия в правосславии
Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Рукополагают только мужчин. Священство имеет 3 степени: епископ, пресвитер и диакон. Существует и институт монашества – так называемое черное духовенство. Единого центра у мирового православия не существует. Сейчас действует 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская и Канадская.
Православие в мире
Православие исповедуют примерно 220-250 миллионов человек, что составляет одну десятую часть от всего христианского населения планеты. Православные верующие составляют большинство либо значительную часть в таких странах, как:
— Греция — 99,9 % — 11291,68 тыс. чел.
— Молдавия — 99,6 %- 3545,4 тыс. чел.
— Румыния — 90,1 % — 19335,568 тыс. чел.
— Сербия — 87,6 % — 6371,584тыс. чел.
— Болгария — 85,7 % — 6310,805 тыс. чел.
— Грузия — 78,1 % — 3248 тыс. чел.
— Черногория — 75,6 % — 508,348 тыс. чел.
— Белоруссия — 74,6 % — 7063 тыс. чел.
— Россия — 72,5 % — 103563,304 тыс. чел.
— Македония — 64,7 % — 1340 тыс. чел.
— Кипр — 69,3 % — 550 тыс. чел.
— Украина — 58,5 % — 26726,663 тыс. чел.
— Эфиопия — 51 % — 44 000 тыс. чел.
— Албания — 45,2 % — 1440 тыс. чел.
— Эстония — 24,3 % — 320 тыс. чел.
Народы исповедующие православие
Среди народов, исповедующих православие, преобладают:
— Восточные славяне (русские, белорусы, украинцы).
— Южные славяне (болгары, македонцы, сербы, черногорцы).
— Греки, румыны, молдаване, грузины, абхазцы.
Многие народы, проживающие в Российской Федерации: осетины, ненцы, коми, удмурты, мордва, марийцы, карелы, вепсы, чуваши, якуты, коряки, чукчи.
Взаимоотношения православных Церквей и государства
Взаимоотношения православных Церквей и государства повсюду складываются по-разному. За свою долгую историю православная церковь существовала в разных странах при разных политических режимах. Она была господствующей как в Византийской или Российской империях, подвергалась гонениям, как в Украине времен Речи Посполитой, на Балканах во времена турецкого господства. Сегодня православие является государственной религией только в Греции (согласно Статье 3 Раздела II Конституции Греции). Каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», то есть занимать государственные посты. Православные священники могут давать советы политикам, но сами в структурах светской власти состоять не должны.
Отношение православных церквей к другим религиям
Отношение православных церквей к другим религиям также строилось достаточно непросто. Предстоятели Православных Церквей, собравшиеся ради торжественного совместного служения в Вифлееме 7 января 2000 года, распространили следующее заявление: «Мы обращены к другим великим религиям, в особенности к монотеистическим религиям – иудаизму и исламу, с готовностью создавать благоприятные условия для диалога с ними ради достижения мирного сосуществования всех народов… Православная Церковь отвергает религиозную нетерпимость и осуждает религиозный фанатизм, откуда бы он ни происходил».
Однако значительные сложности существуют в отношениях конкретных религиозных организаций. Так, например, до сих пор сохраняется некоторое напряжение в отношениях РПЦ Московского патриархата и Ватиканом. Также поместные православные Церкви не признают так называемые автокефальные Церкви, не признанные поместными церквами мирового православия. Речь идет, например, о таких организациях, как: Украинская православная церковь (Киевский патриархат); Украинская автокефальная православная церковь; Черногорская православная церковь; Белорусская автокефальная православная церковь; Македонская православная церковь.
Отношение православия к бизнесу
Отношение православия к бизнесу выражается довольно условно. Позиция Церкви к экономике вообще и к предпринимательству в частности выражена не так ясно, как, например, в исламе либо в протестантизме. Цель жизни православного человека это, прежде всего, спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но, в целом, православие не имеет ничего против обогащения, если:
1. Бизнес носит производственный характер и воспринимается самим предпринимателем как творческий процесс;
2. Бизнес сопровождается трудом, как созидательным и воспитательным процессом;
3.Бизнесмен щедро жертвует на благотворительность.
Само по себе богатство в православии не имеет благословления, оно возможно только в случае праведного использования.
Отношение православия к медицине и науке
Отношение православия к медицине и науке типично для большинства традиционных ортодоксальных церковных организация, то есть очень осторожное. Ранее преобладали откровенно мракобесные взгляды, основанные на тезисе, что «все болезни – следствие греха, и излечиться возможно, лишь отчистившись». Со временем отношение православных к медицине менялось и в результате эволюционировало до признания врачебного подвига. Некоторые новаторские сферы, например клонирование или генная инженерия, воспринимаются православными резко негативно. Еще совсем недавно (в 30-40-е годы ХХ в.) РПЦ активно не одобряла исследования в области атомной энергетики и даже строительство метро.

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Портал:Христианство

п • о • р

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 году произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.

Возникновение христианства

Основная статья: Зарождение христианстваНиколай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Численность

Основная статья: Численность христианПроцент христианского населения в странах мира

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35 млрд, в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн,
  • в Латинской Америке — около 543 млн,
  • в Северной Америке — 231 млн:
    • США — 160—225 млн,
    • Канада — 25 млн,
  • в Азии — около 350 млн,
  • в Африке — 475 млн,
  • в Австралии и Океании — 24 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

  • католиков — около 1,2 млрд, в том числе:
    • около 17 млн католиков восточных обрядов;
  • протестантов — по данным Британники около 412 млн (эксперты Британники не включают в протестантизм англикан (86 млн) и независимые церкви (371 млн)), по данным Pew Research Center, включающего в протестантизм англикан и так называемые «независимые церкви», — около 800 млн, в том числе:
    • 279 млн пятидесятников;
    • около 88 млн англикан;
    • около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
    • 70 млн методистов;
    • 70 млн баптистов;
    • 64 млн лютеран;
    • 16 млн адвентистов седьмого дня;
  • православных около 225 млн;
  • приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70—80 млн, в том числе:
    • последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн.

Христианские конфессии и учения

Христианство в истории
Шаблон: просмотр • обсуждение • править (XVI век) (XI век) Эфесский собор (431) Халкидонский собор (451) Уния Основные статьи: Направления в христианстве, Ереси в христианстве

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  • Католицизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Католическая церковь
    • Римско-католическая церковь
    • Восточнокатолические церкви
  • Старокатолицизм
  • Католики-традиционалисты

Православие

  • Православная церковь
    • Автокефальные православные церкви
  • Старообрядчество
    • Поповство
    • Беспоповство
    • Беглопоповство
  • Обновленчество
  • Старостильные церкви
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Синод противостоящих

Древневосточное православие

Церкви, не принявшие исповедание веры, утверждённое на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции.

  • Армянская апостольская церковь
  • Коптская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь
  • Сиро-яковитская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь
  • Ассирийская церковь Востока

Основные конфессии (более 10 млн членов)

  • Адвентизм
  • Англиканство
  • Баптизм
  • Кальвинизм
    • Реформатство
    • Пресвитерианство
  • Лютеранство
  • Методизм
  • Пятидесятничество
    • Пятидесятнические деноминации

Другие конфессии

  • Квакеры
  • Меннонитство
  • Ресторационизм
  • Унитарианство

Течения в протестантизме

  • Евангельские христиане
  • Харизматические течения

Вероучение

Троица, икона Андрея Рублёва

Теология

Основная статья: Христианское богословие См. также: Троица

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.

Основные черты христианской религии

Этот раздел должен быть полностью переписан. На странице обсуждения могут быть пояснения.
  1. Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
  2. Принятие Бога как абсолютно совершенную Личность — не только абсолютный Разум и Всемогущество, но и неограниченная Благость и Любовь, с Которым человек может всецело соединиться в Таинстве Причащения — «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16).
  3. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).
  4. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, свободного духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
  5. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании — «..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
  6. Смирение — основа христианского миросозерцания — «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23).
  7. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
  8. Учение о всеобщем воскресении людей и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.
  9. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю — «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17), — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело» (Быт. 1:31). Благовещение

Отсюда можно видеть, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одну из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

  1. Существенная метафизичность её содержания
  2. Учение о непогрешимости Церкви в вопросах догмата, в силу действующего в Ней во все времена Духа Святого.

Христология

Основная статья: Христология

Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощённый Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Христианская антропология

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремлённым к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединённым с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

Учение о таинствах

С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществлённых в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф. 5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

История христианской церкви

Основная статья: История христианства

Доникейский период (I — начало IV века)

Основная статья: История раннего христианства

Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.

Апостольский век

I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.

«Апостольские мужи»

Основная статья: Апостольские мужи

Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.

«Апологеты»

Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонении имп. Марка Аврелия в 166 г.

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

Христианизация Армении

Основная статья: Армянская апостольская церковь

Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, проповедавшие христианство в Армении в I веке.

В начале IV в. (традиционная дата — 301 г.) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого.

Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению. Однако святые девы были замучены армянским царём Тиридатом III (тогда ещё язычником). Но впоследствии эти события способствовали обращению его царства в христианство через проповедь святого Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом царства. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством.

Христианизация Грузии

Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире.

IV—VIII вв.

См. также: Арианский спор Полемика Нестория и Кирилла Александрийского по поводу почитания Богородицы завершилась победой последнего (изображен на иконе)

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типичная императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов общепризнанного вероучения на семи Вселенских Соборах.

Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенисси.

В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

IX—XI вв.

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

Разделение церквей (формально 1054 г.)

Основная статья: Раскол христианской церкви (1054)

Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.

Православные монахи

В действительности разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

Святые

Основная статья: Святой

Более 150 тысяч человек причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.

Критика христианства

Основная статья: Критика христианства

См. также

Портал «Христианство»

Христианство в Викисловаре

Христианство в Викицитатнике

Христианство в Викитеке

Христианство на Викискладе

Христианство в Викиновостях

  • Категории
    • Общехристианские святые
    • Католические святые
    • Православные святые
  • Статьи
    • Богослужение
    • Евхаристия
    • Ересь
    • Икона
    • История христианства
    • Криптохристианство
    • Инквизиция
    • Христианизация
    • Иудаизм и христианство
    • Теософия и христианство
    • Народное христианство

Примечания

  1. BBC—Religion & Ethics—566, Christianity // BBC
  2. Briggs, Charles A. The fundamental Christian faith: the origin, history and interpretation of the Apostles’ and Nicene creeds. C. Scribner’s sons, 1913.
  3. Мчедлов М. П. Христианство — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  4. Энциклопедия Британника. Статья: Armenian Apostolic Church;

    Armenia became the first country to adopt Christianity about 300 ce, when St. Gregory the Illuminator converted the Arsacid king Tiridates III.

  5. Энциклопедия Британника. Статья: Saint Gregory the Illuminator;

    He returned to Armenia in the midst of a Christian persecution pressed by King Tiridates III (who was a zealot for the regional idols) and was imprisoned in a burial pit. After being rescued, Gregory reputedly converted the king about 300, and Tiridates then became the first monarch in history to impose Christianity on his people. He did so about 20 years before Constantine I.

  6. Большая советская энциклопедия. Статья: Аршакиды армянские;

    При Тиридате III Великом христианство стало около 301 государственной религией в Армении.

  7. Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: «Эксмо», 2006. — 672 с. (С. 66)
  8. Status of Global Mission, 2013, in the Context of AD 1800–2025 (англ.). Gordon-Conwell Theological Seminary (2013). Проверено 31 августа 2013.
  9. Adherents.com: By Location
  10. Largest Religious Groups in the USA
  11. Adherents.com: By Location
  12. Annuario Pontificio
  13. 1 2 Worldwide Adherents of All Religions // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2013
  14. Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2013). Проверено 19 мая 2013. Архивировано 23 мая 2013 года.
  15. Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 21 мая 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  16. Status of Global Mission 2011
  17. Statistical report. Annual council of the General Conference Committee, October 9-14, 2009
  18. Eastern Orthodox Church — Information on the Eastern Orthodox Church Denomination
  19. The Armenian Church Today (недоступная ссылка))
  20. «Oriental Orthodox — PETER C. BOUTENEFF»; цитируется по «The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity» 2011 Blackwell Publishing Ltd
  21. Армянская Церковь и Халкидон (недоступная ссылка)
  22. Encyclopedia Coptica
  23. Вероучение // Булгаков С. Н., прот. Православие: Очерки учения Правосл. Церкви. — М., 1991
  24. 1 2 Зайцев А. А. Вероучение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 8-11. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  25. Квливидзе Н. В. Иисус Христос // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 674-713. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  26. Официальный сайт Армянской апостольской церкви. Home Page/The Armenian Church Today/Who We Are

    Founded in the first century by two of the Apostles of Jesus Christ, Saints Thaddeus and Bartholomew, we are one of the five ancient Eastern Oriental Orthodox churches. At the beginning of the fourth century, Armenia became the first nation in the world to declare Christianity as our state religion…

  27. Всемирный совет церквей. Профиль страны: Армения (архивированная версия)
  28. National Geographic
  29. Схематическая история христианства
  30. Всемирный совет церквей. Профиль страны: Армения
  31. Грузинская Православная Церковь // Patriarchia.ru
  32. ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (недоступная ссылка)
  33. Рональд Робертсон. Восточные христианские церкви: церковно-исторический справочник
  34. Краткая история Грузинской Православной Церкви
  35. Официальный сайт Грузинской православной церкви
  36. Ломинадзе Б. Р. Грузинская Православная церковь // Большая советская энциклопедия
  37. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. — М.:Политиздат, 1990. — С.80

Литература

Научная литература

Христианская литература

Критическая литература

Ссылки

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4010074-1 · LCCN: sh85025219 · NDL: 00565950 · NKC: ph115073

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *