В коране

Коран, будучи словом Всевышнего, служит верным руководством, основным ориентиром в жизни исламской уммы, а также не имеющим аналогов в мире источником общечеловеческих знаний и житейской мудрости. В самом Откровении сказано:

«Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Создателя, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Всевышнего. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведёт прямым путём того, кого пожелает» (39:23)

За всю историю Господь ниспослал четыре Священных Писания рабам Своим, а именно: Тору (Таурат), Псалтырь (Забур), Евангелие (Инджиль) и Коран (Кур`ан). Последний является заключительным Его Писанием, и Создатель взял на себя обязательство оберегать его от каких бы то ни было искажений вплоть до наступления дня Великого суда. И об этом говорится в следующем аяте:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание и Мы оберегаем его» (15:9)

Помимо традиционного наименования в самом заключительном Божьем Откровении используются и другие названия, характеризующие некоторые его качества. Наиболее распространённые среди них следующие:

1. Фуркан (Различение)

Данное наименование означает, что Коран служит различением между «халялем» (разрешённым) и «харамом» (запрещённым).

2. Китаб (Книга)

То есть Священный Коран представляет собой Книгу Всевышнего.

3. Зикр (Напоминание)

Подразумевается, что текст Священного Писания – это одновременно и напоминание, предостережение для всех верующих.

4. Танзиль (Ниспослание)

Суть данного наименования заключается в том, что Коран был ниспослан нашим Творцом в качестве Его непосредственной милости для миров.

5. Нур (Свет)

Это характеризует Откровение как свет Всевышнего.

Священная Книга мусульман включает в себя 114 сур. Каждая из них имеет свой особый смысл и свою историю ниспослания. Все суры состоят из аятов, так же несущих в себе определённый смысл. Число аятов в каждой суре разнится, в связи с чем различают относительно длинные суры и короткие.

Сами коранические суры, в зависимости от периода их ниспослания, подразделяются на так называемые «мекканские» (то есть ниспосланные Посланнику Всевышнего Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в период осуществления его пророческой миссии в Мекке) и «мединские» (соответственно, в Медине).

Помимо сур Коран ещё делят на джузы – их тридцать, причём каждый из них состоит из двух хизбов. На практике данное деление применяется для удобства чтения Корана в ходе намазов таравих в Священный месяц Рамазан (хатм), так как прочтение всего текста Книги Аллаха с первого по последний аяты является желательным действием в благословенный месяц.

История Корана

Процесс ниспослания Откровения происходил частями и довольно продолжительное время – на протяжении 23 лет. Об этом упоминается в суре «Аль-Исра»:

«Мы ниспослали его (Коран) с истиной, и он сошёл с истиной, а тебя (Мухаммад) Мы послали только добрым вестником и предостерегающим увещевателем. Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (17:105-106)

Ниспослание Пророку Мухаммаду (с.г.в.) осуществлялось через ангела Джабраила. Посланник пересказывал их своим сподвижникам. Первыми были начальные аяты суры «Аль-Алак» («Сгусток»). Именно с них началась пророческая миссия Мухаммада (с.г.в.) длиною в двадцать три года.

В хадисах этот исторический момент описывается следующим образом (со слов Аиши бинт Абу Бакр): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, саляллаху галейхи ва саллям, берёт начало с благого сновидения, а никаких-либо иных видений, кроме приходивших похожими на утреннюю зарю. Позже ему было внушено стремление уединяться, и он предпочитал делать это в пещере Хира на одноимённой горе. Там он занимался делами благочестия – поклонялся Всевышнему многими ночами напролёт, пока у Пророка Мухаммада (с.г.в.) не появлялось желание вернуться к своей семье. Всё это длилось до тех пор, пока перед ним не открылась истина, когда он в очередной раз был внутри пещеры Хира. Перед ним явился ангел и повелел: «Читай!”, однако в ответ услышал: «Я не умею читать!”» Затем, как повествовал сам Мухаммад (с.г.в.), ангел взял его и сильно сжал – настолько, что тот напрягся до предела, а затем разжал объятия и опять произнёс: «Читай!» Пророк возразил: «Я не умею читать!» Ангел повторно стиснул его так, что тот (вновь) сильно напрягся, и отпустил, повелев: «Читай!» – и тот (опять) повторил: «Я не умею читать!» И тогда ангел сжал Заключительного посланника Аллаха в 3-й раз и, отпустив, сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – щедрейший…» (Бухари).

Ниспослание Священной Книги мусульман началось в наиболее благословенную ночь месяца Рамазан – Лейлят уль-Кадр (Ночь предопределения). Об этом тоже написано в Священном Коране:

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем» (44:3)

Привычный для нас Коран появился уже после ухода в мир иной Посланника Всевышнего (с.г.в.), так как при его жизни ответ на любой интересующий людей вопрос мог дать сам Мухаммад (с.г.в.). 1-й праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.) велел всем сподвижникам, которые наизусть в точности знали Коран, записать его текст на свитках, поскольку существовала угроза утраты подлинного текста после смерти всех сподвижников, знавших его наизусть. Все эти свитки были собраны воедино в период правления 3-го халифа – Усмана ибн Аффана (р.а.). Именно этот экземпляр Корана дошёл до наших дней.

Достоинства чтения

Священное Писание, будучи словом самого Всевышнего, несёт в себе множество достоинств для людей, занимащихся его чтением и изучением. В тексте Книги сказано:

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89)

О преимуществах чтения и изучения коранических сур упоминается и в ряде хадисов. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Бухари). Отсюда следует, что изучение Книги Господа – это одно из лучших дел, за совершение которых можно заслужить довольство своего Творца.

Кроме того, за прочтение каждой буквы, содержащейся в Священном Коране, записываются добрые деяния, о чем повествует следующее изречение Посланника Аллаха (с.г.в.): «Тому, кто прочитает одну букву Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается 10-кратно» (Тирмизи).

Естественно, достоинством для верующего обернётся и заучивание аятов: «Тому, кто знал Коран, будет сказано: «Читай и восходи, и отчётливо произноси слова, как делал это ты в земной жизни, ибо, поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочитанному тобой аяту» (этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа). Причём, даже если верующий выучил те или иные аяты, ему следует их перечитывать, чтобы не забыть. Божий Посланник (с.г.в.) говорил: «Продолжайте повторять Коран, так как он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, освобождённые от пут» (Бухари, Муслим).

Важно также помнить, что время, уделённое верующими чтению, изучению Книги Создателя, принесёт им пользу не только в этом бренном мире. На этот счёт существует хадис: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскрешения он явится как заступник за тех, кто его читал!» (Муслим).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Вера в Книги Аллаха заключается в уверовании в то, что Всевышний Аллах через Своих посланников ниспослал человечеству Книги, являющиеся Его речью, что эти Книги Аллаха посланники довели до людей полностью, без искажений и дополнений, что эти Книги учат людей истинной вере, то есть единобожию, знаниям о Всевышнем Аллахе, о Его величии, Его качествах (сыфатах) и прекрасных именах, а также правильному образу жизни, соответствующему велениям Всевышнего Аллаха. Они сообщают о том, что хорошо и что плохо для людей в обоих мирах, что вменяется в обязанность уверовавшему и что ему запрещено.

Вера в Книги Аллаха заключается также в уверовании в то, что эти Книги являются вечными, несозданными, существовавшими предвечно. Всего было ниспослано 104 Книги, 100 из них в виде свитков и 4 — в виде Книг. Каждая последующая Книга подтверждала истинность предыдущих Книг и содержала дополнительную информацию, к усвоению которой был готов данный народ или все человечество на данном этапе своего развития.

Из всех Книг, ниспосланных Всевышним Аллахом, только Священный Коран сохранен и дошел до нас без изменений и искажений, в том виде, в каком был ниспослан. Остальные же Книги не сохранились в своем оригинале, и до нас дошли искаженные, измененные их варианты. До того, как они были записаны в существующих вариантах, они передавались из уст в уста многими поколениями. Человеку свойственно что-то забывать, что-то искажать, что-то добавлять, исходя из собственных убеждений, то есть прошедшие через сознание многих поколений, эти книги существенно отличаются от первоначальных вариантов. Об этом сказано и в самом Коране, в котором говорится, что человечество исказило предыдущие Писания и что Всевышний берет под Свою защиту Последнее Писание и сохранит его до Судного дня.

Кроме того, были и такие люди, особенно среди царствующих особ и придворных ученых, которые преднамеренно искажали их, вписывая в них то, что им выгодно, и убирая то, что не выгодно.

Сохранение Корана в первоначальной чистоте является чудом Аллаха (му‘джизат).

Санкт-Петербург известен не только тем, что это культурная столица России. Здесь очень богатая «Кораническая история». В музеях и библиотеках северной столицы хранятся редкие экземпляры Cвященного Корана. К примеру, Коран праведного халифа Усмана, датируемый вторым веком по Хиджре и Коран, напечатанный по приказу императрицы Екатерины.

Рукопись Корана Усмана хранится в особых условиях: дотрагиваться до него согласно требованиям хранения, можно только одев перчатки. Нияз хазрат Сабиров специально приехал в Санкт-Петербург из Казани, чтобы исследовать древние коранические рукописи. Его поездка проходит в рамках съемок документального фильма про историю Корана. Мало кто знает, что Санкт-Петербург знаменит не только своими памятниками архитектуры, известными на весь мир музеями, особым историческим духом и статусом культурной столицы России. Питер имеет богатую кораническую историю. В книгохранилищах этого города находятся древнейшие мусульманские рукописи мирового значения.

«Сегодня некоторые думают, что Коран – это слова пророка Мухаммада, а мы вот через фильмы хотим показать, что — это Божественные слова, что Коран – это Священная Книга, что она нам открывает много истин» — говорит начальник отдела пропаганды ДУМ республики Татарстан Нияз Сабиров.

Издревле в мусульманских странах Коран распространялся только в рукописных вариантах. Рукопись Усмана датируется II веком хиджры. Ученые предполагают, что он был создан примерно через сто лет после смерти пророка Мухаммада (мир ему).

Исламовед Ефим Ризван рассказывает: «Первоначально суры отделялись между собой просто пустым пространством. Названия сур и число аятов, которые сейчас стоят в начале каждой суры, придуманы людьми. Приблизительно через пятьдесят лет после того как эта рукопись была создана, кто-то зарисовал вот эти пустые места орнаментом и добавил уже сюда другим почерком названия сур и число аятов. Видите? Написано «сура». Это мы с вами легко можем прочесть».

Доктор исторических наук, арабист, исламовед Ефим Ризван много лет занимается изучением Корана Усмана. Ученый даже написал книгу, где детально разбирает Священный первосписок. Здесь нет точек и запятых. И главное — отсутствуют огласовки. То есть специальные значки внизу или наверху буквы. Кстати, прочитать ее человек нынешнего поколения, пусть даже знающий арабский язык, не сможет. Здесь очень сложный древний почерк. Ефим Ризван говорит: «Арабская графика была еще несовершенна, и не существовало знаков вокализации. Они существовали, но были не развиты. Гласных фактически не было. Представьте себе, если мы пишем например брн. Мы можем понять это баран, барана или байран?»

История рукописей «Корана Усмана»

Существовало шесть экземпляров первосписков рукописного Корана. Называются они «Коран Усмана» в честь их создателя, третьего халифа и зятя Пророка (мир ему). Но уцелеть до наших дней удалось лишь трем.

Ефим Ризван продолжает рассказ: «Существует несколько этапов фиксации текстов Корана. Пророк ушел из жизни, к сожалению не завершив работу по своду письменных откровений. И эту работу пришлось делать его последователям. Ситуация осложнялась тем, что из жизни уходили многие из тех, кто знал текст Корана наизусть. Уже тогда в общине существовали разные направления. Возникала империя, возникали разные центры силы, и было очень важно, чтобы текст Корана, который лежал в основе всей жизни общины, государства, понимался всюду и везде одинаково. А уже тогда его стали трактовать немного по-разному. И тогда халиф Усман приказал переписать несколько рукописей, которые были созданы на основании самой лучшей в тот момент экспертизы. И эти рукописи были разосланы по самым главным центрам исламского государства той поры».

По преданиям халиф Усман это сделал для того, чтобы обеспечить одинаковое толкование и прочтение Корана.

«Значение этих рукописей состоит в том, что — это древнейшие списки. Та гигантская традиция, которая существует, подтверждает их авторитет. И мы в своих научных исследованиях можем на эти рукописи опираться, подтверждая, между прочим, тем самым истинность исламского священного предания» — говорит Ризван.

Как попала рукопись Корана в Санкт-Петербург

В Петербург древняя рукопись попала в результате русских завоеваний в Средней Азии в XIX веке.

«Племя, которое владело этой рукописью, прошло через территорию Ирака, Ирана в Афганистан и оттуда уже попало на территорию современного Узбекистана. Так что в любом случае обе эти рукописи к нам попали, так или иначе, через территорию Узбекистана» — продолжил Ефим Ризван.

Широким жестом вождь Пролетариата Ленин дал разрешение вернуть Коран Усмана мусульманам. Из России его отправили в Ташкент. В Петербурге остались лишь списки с древней рукописи, но — тоже старинные.

Ведущий библиотекарь отдела стран Азии и Африки Российской национальной Библиотеки Елена Петровская говорит: «Книги такого года издания у нас хранятся в особом порядке. Несмотря на несколько переездов, которые пережил наш отдел и этот Коран, мы стараемся максимально бережно обращаться, сохранять».

Зато вот эту Священную книгу из России увезти никто не сможет. В 1787 году в Санкт-Петербурге по велению императрицы Екатерины II в типографии Шнорра вышел экземпляр Священной книги мусульман. Это был первый печатный Коран, выпущенный на территории нашей страны и лучшее арабское издание для своего времени, определенный жест толерантности и мудрости Екатерины.

Директор Государственного музея «Эрмитаж» Михаил Пиотровский рассказывает: «Издание Корана при Екатерине было на самом деле проявлением самой лучшей религиозной политики, которая означала начало того, что мы называем «русский рецепт». И что было началом абсолютно правильной и очень успешной межрелигиозной политики и политики сохранения некоего религиозного мира или порядка в России. Мы знаем, что между периодом Екатерины и периодом Петра была большая разница. Петр считал возможным и правильным обращать мусульман в христианство активно, что не получилось, а Екатерина в принципе изменила религиозную политику страны. Она создала духовное управление мусульман и создала ту схему, которая потом работала до 1917 года, а частично и после этого. В части этой схемы такого сосуществования религий под контролем и было издание Корана, издание Коранов в Петербурге, значит все-таки в имперской столице. Это было стремление издания Корана максимально хорошим способом с тем, чтобы, в общем, это было принято мусульманами».

Однако петербуржское издание Корана вскоре потеряло свою особую ценность. Дело в том, что издатели оставили на его полях свои комментарии, что недопустимо для Священной книги. При Павле I наборные шрифты, которыми печатался петербуржский Коран, перевезли в Казань. Там тираж Священной книги выпустили уже без комментариев. Так появилось знаменитое издание «Казанбасмасы». Оно сразу же стало популярным среди мусульман России. Многотысячные тиражи расходились за короткое время.

«Была большая радость, когда мы нашли эту книгу, когда я держал эту книгу, читал ее. Ведь это первое издание Корана в России» — говорит хазрат Нияз.

В северной столице, которая помнит три революции и правление русских монархов, есть незыблемые традиции: здесь одинаково чтут все вероисповедания и бережно хранят мусульманское наследие. Питер коранический – это тоже часть истории и настоящего великой России.

Наиль Сиразетдин

Канал Алиф, Санкт-Петербург,Казань

Полную версию видео о «Коране Усмана» смотрите в данном документальном фильме.

Для чего нужно читать Коран?

Коран — это единственная книга, которая осталась неизменной в течение почти полутора тысяч лет. В наш информационный век, Коран вызывает особый интерес. С одной стороны мы видим людей, которые делают плохие поступки ссылаясь на Священное Писание, с другой стороны видим людей высоконравственных, которые также ссылаются на Священное Писание и при этом ведут приличный мусульманский образ жизни. Все это оставляет недоумение у людей, которые далеки от Ислама, при этом у многих все же складывается негативный образ Корана и мусульман в целом. Как же быть? Во-первых нужно самим мусульманам больше знакомить с Кораном и Исламом своих близких, соседей, друзей, чтобы они узнавали правдивую информацию «из первых рук».

Сайт предназначен для людей начинающих знакомство со Священным Писанием, в этом разделе приведен весь список сур Корана на русском языке, точнее сказать, это смысловой перевод Корана на русский язык Эльмира Кулиева, настоящий Коран — на арабском языке. Важный момент — нужно размышлять над смыслами Священного Писания, и на это во многих местах в книге есть указания. Всевышний Господь дал нам Коран, как руководство, как инструкцию как жить, руководствуясь Кораном каждый день в своей жизни, вы обретете настоящее счастье и гармонию.

Автор Ирина Шлионская 07.09.2015 11:15

Традиция ислама гласит, что священная книга мусульман Коран была написана в седьмом веке, а изложенное в ней учение распространял пророк Мухаммед. Однако многие исследователи считают, что многие части Корана появились гораздо позже, не ранее середины VIII столетия. В качестве аргумента ученые прибегли к проверенному способу — углеродной датировке.

По-арабски название пишется как Аль-Куран, что означает «чтение вслух», «назидание». Согласно исламским верованиям, Коран представляет собой свод откровений, изложенных от имени Аллаха пророком Мухаммедом (Магометом) и записанных со слов Мухаммеда его сподвижниками. Как утверждают мусульманские источники, содержание Корана передавалось пророку через ангела Джабраила (Гавриила) с 610 по 632 год.

Коран состоит из 114 глав — сур разнообразного размера и содержания. В свою очередь, суры состоят из отдельных стихов — аятов. Всего их в священной книге 6236.

Уже вскоре после составления Корана между последователями ислама возникли разногласия. Это привело к тому, что возникли разные направления и секты — сунниты, хариджиты и шииты. Тем не менее представители всех исламских ветвей вынуждены были пользоваться канонической версией.

Поскольку в Коране имелось много неясных мест и противоречий (это обнаружилось еще во времена Мухаммеда), появилась необходимость в толковании священного писания — «тафсир».

Со временем появился институт насха (это слово означает «отмена»). Если два места Корана противоречили друг другу, толкователи устанавливали, какой текст следует считать истинным, а какой — устаревшим (объяснялось это тем, что воля Аллаха в процессе передачи Мухаммеду порой менялась).

«Правильный» текст получал название «насих», неправильный — «мансух». Считается, что таких противоречий в Коране насчитывается 225, и более чем в 40 сурах встречаются аяты, которые были отменены…

Правила чтения

Существуют особые правила чтения Корана, установленные шариатом. Так, читать его следует вслух, речитативом и нараспев. Кроме того, каждый мусульманин должен был заучивать значительную часть текста наизусть. И в наши дни встречаются люди, которые знают наизусть весь текст Корана. Такой человек носит звание хафиза и пользуется почитанием.

Брать Коран в руки следует лишь после омовения. Читать его можно лишь в чистых местах. Держать Коран нужно на высоких местах, нельзя класть его на пол.

Читая Коран, мусульмане должны размышлять над его смыслом: в этом и состоит цель чтения: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Коран, 47:24).

Также мусульмане должны строго следовать всем предписаниям Корана и строить жизнь в соответствии с указанными там нравственными принципами.

Главная книга мусульман

Именно Коран долгие века являлся основным, а порой и единственным учебным пособием: по нему изучали язык, законы и философию. В исламской литературе встречается множество отсылок к Корану. Более того, именно стиль Корана является стандартом для оценки других арабских литературных источников.

Исламские богословы убеждены, что в Коране предсказаны многие научные теории и открытия, такие как тектоника плит или скорость света. Хотя ряд исследователей полагают, что многие научные факты, о которых говорится в книге, в период ее написания и составления были уже известны (скажем, теория Галена).

Загадки возраста

Недавно был проведен радиоуглеродный анализ самых ранних рукописных фрагментов Корана, в частности, найденных в 1972 году в Сане — столице государства Йемен. Оказалось, что отдельные части текста были написаны лишь через несколько лет после 650 года нашей эры, когда халифом Усманом был утвержден канонический вариант писания.

Между тем в коллекции рукописей Бирмингемского университета с 1936 года находятся два фрагмента Корана, написанные, если верить датировке специалистов из Оксфордского университета, еще при жизни пророка Мухаммеда или немного позднее — в 568-645 годах нашей эры. Это довольно близко к общепринятым в мусульманстве датам.

Эти факты могут свидетельствовать о том, что разные куски Корана писались в разные времена и эпохи. Хотя есть и немало спорных моментов. Дело в том, что радиоуглеродный анализ способен точно определить возраст материала, на котором написан текст — например, шкуры животного или папируса, но не дату нанесения самого текста.

Так, французский исследователь Франсуа Дерош в 2014 году заявил, что, согласно такой датировке, получается, что Коран появился в 661-750 годах нашей эры, в эпоху Омейядов, а это слишком ранний период — вероятно, это возраст материала, а не самих записей. Впрочем, сколько бы лет ни исполнилось этой священной книге, мы не можем отрицать того, что Коран является одним из величайших литературных и духовных источников, оставленных человечеством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *