В субботу или воскресенье?

Почему главным выходным днём недели считается воскресенье? Ведь в Законе Божьем предписано день покоя соблюдать в субботу. Многие христиане считают, что отмечая таким образом воскресный день, они празднуют воскресение Христа. Но Сам Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу и ничего не говорили об отдыхе в воскресенье. Чью же волю исполняем мы, нарушая Божью заповедь о субботе?

Хотите заработать 100 000 евро?

Украинский юрист Николай Гунько обратился к священникам с просьбой подтвердить святость воскресенья библейским текстом. Для священника, который найдёт в Священном Писании Божье указание святить воскресенье вместо субботы, было обещано вознаграждение в сумме ста тысяч евро. Время показало, что обещание щедрой награды не помогло проводящим богослужение в храмах по воскресеньям, подтвердить основание своей веры цитатами из Библии. В Священном Писании нет текста о святости воскресенья. Выходит, что Бог не переносил день покоя и поклонения с субботы на воскресенье?

Божья заповедь о субботе — памятник творению Земли

Начнём мы с того, что внимательно прочитаем 4-ю из Десяти Заповедей Божьего Закона: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Об этом же можно прочитать на первых страницах Библии: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3).

Бог создал небо и землю в шесть дней, а в седьмой день почил. То есть суббота завершала акт творения Богом Земли и её обитателей. Слово суббота — по-еврейски шаббат связано с корнем швт — «покоиться», «воздержаться» или «остановиться». Господь благословил этот день, освятил его и дал наказ Своему народу помнить субботу – день Господень. Шесть дней люди должны делать всякие свои дела, а седьмой день — субботу — посвятить Господу.

Бог не изменяет Своих заповедей

Если же поверить, что Бог разрешил христианам изменить субботу на воскресенье, то получается, что Господь после жертвенной смерти Иисуса Христа снял освящение и благословение с субботы?! Но почему, ведь после служения Иисуса Христа, Бог не перестал быть Творцом Земли и её обитателей? Более того, в Своём Слове, Господь неоднократно заявлял, что Он и Его Закон неизменны. «Бог не человек, … чтоб Ему изменяться» (Числа 23:19); «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки» (Псалом 110:7,8).

Господь не изменяется, и Его заповеди тверды и даны навеки, именно поэтому Иисус Христос, приступая к служению, сразу сделал заявление: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить … доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта (знаки и буквы в тексте закона) не прейдёт (не упразднится) из закона пока не исполнится всё (пока не воплотится предназначение этой заповеди)» (Матфея 5:17,18).

Слушайте наш подкаст на эту тему

Иисус Христос заботился о правильном соблюдении субботы

Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу исполняли заповедь о субботе. Более того, Иисус Христос учил людей тому, как нужно правильно соблюдать субботу: «Можно в субботы делать добро» (Матфея 12:12). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).

Религиозные устои, царившие в иудейском обществе того времени, были таковы, что духовные лидеры считали, в субботу, в день Господень, ничего нельзя делать в буквальном смысле. Поэтому они внимательно следили, чтобы евреи по субботам ничего не выносили из дома, далеко не ходили, ничего не делали и даже не лечили заболевших.

Иисус Христос был глубоко огорчён тем, что субботний день, данный людям для отдыха, радости и возрастания в Боге, был превращён в день рабства, уныния и абсурда. Иисус Христос пытался обличить и вразумить людей: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Луки 14:5).

Ученики соблюдали субботу после смерти и воскресения Христа

К сожалению, духовные лидеры гнали Иисуса Христа и настраивали против Него народ. Не смотря на это, ученики Иисуса Христа продолжали исполнять заповедь о субботе даже после Его смерти. Это хорошо видно по поведению женщин, часто именуемых жёнами-мироносицами. Они вместе с Иисусом пришли в Иерусалим, а значит, относились к числу близких Его учеников, всюду следовавших за Ним. Естественно, эти женщины знали учение Христа, раз посвятили Ему жизнь. Мы видим, что они, не успев закончить процедуру погребения до субботы, остановились и пребывали в покое в седьмой день по заповеди. «Женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, смотрели… как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лука 23:55;56).

Согласно Новому Завету, после вознесения Иисуса Христа апостолы продолжали соблюдать субботу – день Господень. Они, как и Иисус, имели обыкновение в этот день учить людей Слову Божьему: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом» (Деяния16:13, см. также Деяния 17:2, Деяния 18:4, Деяния 13:42,44).

Библия ничего не говорит о праздновании воскресенья

Во всём Новом Завете не найти прямого указания апостолов на отмену заповеди о субботе или переносе её на воскресенье. Более того, Библия ни разу не предписывает отмечать первый день недели, в который воскрес Иисус Христос. (По Библии, суббота — седьмой день недели, а следующее за ним воскресенье — первый день. — прим. редактора). Вот что по этому поводу писал доктор богословия, православный архиепископ С. Спасский (1830-1904 гг.) в труде «О почитании икон»: «Эта заповедь … изменена в Новозаветной церкви: христиане посвящают Богу следующий после субботы день — день Воскресения Христова. Есть ли на это прямая заповедь Господа Иисуса Христа или апостолов в Писании Нового Завета? Нет!»

Первый день недели (воскресенье) упоминается всего в нескольких стихах Нового Завета, поэтому многие богословы пытаются разглядеть в них соблюдение первыми христианами воскресного дня. Однако при внимательном их прочтении видно, что наказа будущим христиан как-то выделять первый день среди остальных дней недели, в этих текстах нет.

Христианский праздник установлен язычником

Исторические свидетельства показывают, что лишь спустя 100 лет после воскресения Иисуса Христа ряд христиан, обращённых из язычников, начали отмечать вместо субботы — воскресенье.
Доподлинно известно, что умаление авторитета субботы на уровне всей церкви началось с издания императором Константином в 321 г. указа о назначении дня Солнца (первого дня недели), празднуемого язычниками, днём покоя и поклонения во всей Римской империи: «Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый день Солнца пусть покоятся».

Задача императора состояла в объединении и примирении христианства и язычества в своём огромном государстве. Сохранились неоспоримые доказательства происхождения выходного воскресного дня из прежде языческого праздника дня Солнца. Воскресенье в английском и немецком языках буквально означает «день Солнца»: англ. Sun-day, нем. Sonn-tag. В Индии также воскресенье называется Равивар — «день Солнца». Между тем, русское и греческое название субботы, как и в некоторых других языках, происходит от еврейского шаббат.

А вы соблюдаете Божью заповедь о субботе или человеческое установление?

Не все христианские конфессии полностью отвергают субботу как день покоя и поклонения Богу. Если католики утверждают, что церковь имела право перенести святой день с субботы на воскресенье, то православные богословы так не считают. В православных храмах в субботу проводится специальное служение, но остальные повеления Бога, данные в 4-ой заповеди (отдыхай, не делай в этот день обыкновенных своих дел, посвяти субботу Господу) на практике не исполняются.

Что же делать нам? Сможем ли мы оправдаться перед Богом, сказав, что не соблюдали субботу, потому что наша церковь учила нас соблюдать другой день? Делая выбор между субботой и воскресеньем, человек определённым образом принимает решение, кого он считает своим господином: Бога или людей — руководителей церкви, которую посещают. Отдавая предпочтение субботе, верующий оказывает уважение и доверие Творцу неба и Земли. Господь через своих вестников дал обетование: «… Я предлагаю вам … благословение …, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего» (Второзаконие 11:26, 27).

Валерий Татаркин

Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru

Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (198) октябрь 2013 г.

«Воскресенье» и «воскресение» – в чем разница?

Воскресенье – это день недели, следующий за субботой и предшествующий понедельнику.
По воскресеньям магазин не работает.
Утром в воскресенье мне позвонила бабушка.
Воскресенье – мой любимый день.
Вербное воскресенье.
Прощёное воскресенье.

Воскресение – это возвращение из мертвых, действие от глагола «воскресать». В переносном смысле так называют возрождение, духовное обновление.
Светлое воскресение Христово – так называют Пасху.
Последний роман Льва Толстого называется «Воскресение».

Воскрешение – действие от глагола «воскрешать», то есть возвращать к жизни из мертвых.
В Библии описано воскрешение Лазаря Иисусом Христом.

Иллюстрация Леонида Пастернака к роману Л.Н. Толстого «Воскресение»

Пасха, праздник в честь возвращения Иисуса Христа из мертвых, каждый год выпадает на разные даты, но всегда приходится на седьмой день недели. Поэтому со временем словом «воскресенье» стали обозначать день.

Кстати, прежде последний день седмицы обозначали именно словом «неделя» – отсюда и название «понедельник». В сербо-хорватском языке и сейчас «воскресенье» – это «недеља».

Немного разное написание и произношение позволяет отличить воскресенье как день недели от воскресения как мистического возвращения из мира мертвых в мир живых. Так что это не два варианта одного слова, а самостоятельные слова с различным смыслом.

Reuters

«Воскресенье». Примеры

Так рассудил сам с собою Акакий Акакиевич, ободрил себя и дождался первого воскресенья, и, увидев издали, что жена Петровича куда-то выходила из дому, он прямо к нему.
Н.В. Гоголь. «Шинель»

Зато ключница у него, женщина лет тридцати пяти, черноглазая, чернобровая, полная, свежая и с усами, по буднишним дням ходит в накрахмаленных платьях, а по воскресеньям и кисейные рукава надевает.
И.С. Тургенев. «Два помещика»

В прощёное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера.
И.А. Бунин. «Чистый понедельник»

Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

В воскресенье Давид пошел с бабушкой на базар.
Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»

В воскресенье, когда вернулись с похорон, а было уж то к вечеру, собрались на поминки.
Александр Солженицын. «Матренин двор»

Так вот, 23 августа, это было воскресенье, Ельцин отправляет Кириенко в отставку…
Борис Немцов. «Провинциал в Москве»

«Воскресение». Примеры

Я тогда еще не знал, что по мусульманскому обычаю покойника хоронят без крышки, видимо, чтобы облегчить ему воскресение.
Фазиль Искандер. «Созвездие Козлотура»

Нужно веровать твердо и постоянно в будущее воскресение мертвых и в будущую бесконечную жизнь, нужно воспитать себя для нее, запастись елеем добрых дел.
Иоанн Кронштадтский. Дневники

Весь советский народ приветствует возрождение сверхмощной домны и ТЭЦ «Запорожстали» как воскресение из мертвых, потому что знает, до каких пределов разрушения были они доведены фашистскими извергами.
Л.И. Брежнев. «Возрождение»

Когда мы приходим креститься, мы должны помнить, что погружаемся в воды, являющиеся символом смерти и воскресения.
Митрополит Антоний (Блум). «О таинствах»​

10 апреля 2015 08:15

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном написании слова воскресени(ь)е.

Следует различать воскресенье (день недели, пишется с мягким знаком) и воскресение (существительное от «воскреснуть» — восстать из мертвых — пишется через «и»).

Стоит также обратить внимание на особенности написания слов воскресение и воскресенье в контексте религиозных праздников. По общему правилу в названиях праздников с прописной (большой) буквы пишется первое слово, а также имена собственные. Кроме того, в названиях религиозных праздников с заглавной принято писать слова, относящиеся к Богу.

Таким образом, правильно: с праздником Светлой Пасхи! (но: со светлым праздником Пасхи!); со Светлым Христовым Воскресением! (но: со Светлым воскресеньем!) — в первом случае имеется в виду название празднуемого события, во втором случае — день недели, поясняет справочно-информационный портал «Русский язык».

Корректно также: перед Пасхой (Святой Пасхой, Пасхой Господней, Пасхой Христовой) идут Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота.

Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «воскресенье». В зависимости от контекста возможны 2 случая разбора слова.

Разбор 1

Признак Значение
Часть речи имя существительное
Собственное или нарицательное нарицательное
Одушевлённое или неодушевлённое неодушевлённое
Число единственное
Род средний
Склонение 2-е
Падеж именительный
Вопрос (есть) что?
Начальная форма воскресение

Слово воскресенье (именно в таком написании) может использоваться в разных контекстах и иметь также следующие морфологические признаки:
— винительный падеж, единственное число;
— единственное число, предложный падеж.

Разбор 2

Признак Значение
Часть речи имя существительное
Собственное или нарицательное нарицательное
Одушевлённое или неодушевлённое неодушевлённое
Число единственное
Род средний
Склонение 2-е
Падеж именительный
Вопрос (есть) что?
Начальная форма воскресенье

Слово воскресенье (именно в таком написании) может использоваться в разных контекстах и иметь также следующие морфологические признаки:
— винительный падеж, единственное число;
— единственное число, предложный падеж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *